В 1997 г. на основе 8-клапанного двигателя ВАЗ 2110 разработан двигатель ВАЗ 2112 с 16 клапанами, получивший индекс 21103 и ставший первым ДВС с 2-мя распредвалами в головке блока цилиндров (ГБЦ). Линейка шестнадцатиклапанных силовых установок 12-й серии была продолжена, наиболее удачные по сей день сходят с заводского конвейера, утратив многие недостатки первой модели 16V. Ознакомление с обзором характеристик движка 2112(21103) поможет автовладельцам современных версий агрегата разобраться с истоками неполадок в работе усовершенствованных 16-клапанников.
Технические характеристики мотора ВАЗ 2112
Двигатель 4-х цилиндровый, 16V с рядным поперечным расположением в подкапотном пространстве, питание инжекторное (форсунками) распределённым впрыском. Зажигание от заключённых в модуле 2-х катушек для каждой пары свечей: 1 и 4, 2 и 3 цилиндров, привод газораспределительного механизма (ГРМ) – ремённый.

Параметры двигателя 2112 представлены в таблице.
Показатели | Значения |
Рабочий объём | 1.5 дм³ |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 82/71 мм |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 10,5 |
Мощность | 91-93 л. с. |
Момент вращения при 3400 об./мин | 133 Нм |
Число оборотов холостого хода в минуту | 800-850 |
Расход АИ-95 по трассе/в городе/среднее | 5,9/9,4/7,5 л/100 км |
Потребление масла 5W-30(40), 10W-40, 15W-40 | <0,5 л/1000 км |
Вместимость системы смазки | 3,5 л |
Рабочая температура жидкостной гидросистемы охлаждения | 90 ºС |
Количество охлаждающей жидкости | 7,8 л |
Масса | 120-127 кг |
Дальнейшее совершенствование ДВС 2112 производилось в направлении наращивания объёма и тяги. Были созданы модификации:
- 1.6-литровые 21124, 21126, 21127 мощностью 89, 98, 106 л. с. соответственно;
- 1.8 дм³ 105-сильный с индексом 21128, и того же рабочего объёма мотор в 122 силы под обозначением 21179 (выпущен в 2016 году).

Читайте также: где найти номер двигателя на ваз 2110
Особенности конструкции двигателя Лада 2112 16 клапанов
Блок движка – чугунный, с расточенными в нём и обработанными хонингованием (притирочное шлифование) цилиндрами без гильз. Коленчатый вал особой конструкции, отличной от коленвала прототипа мотора, сделан из чугуна, вращается на 5 опорах с масляными каналами, оснащён коваными стальными шатунами. Характеристики исполнения двигателя 2112:
- Поршни сложной формы из алюминиевого сплава, держатся на шатунах с помощью пальцев плавающего типа.
- ГБЦ – алюминиевая, сёдла стальных клапанов – металлокерамические, клапанные втулки – латунные.
- ГРМ: когда рвётся ремень, механизм останавливается при вращении коленвала, что приводит к сгибанию клапанов от встречи с поршнями.
- Модуль зажигания – неразборный, при ремонте просто заменяется.
- Подача топлива – распределённый фазированный впрыск. Управляется электронным блоком ЭБУ.
- Система смазки – комбинированная: шестерёнчатый маслонасос + самотёчное разбрызгивание. Специальные маслофорсунки охлаждают днища поршней.
- Все силовые агрегаты ДВС 2112 комплектовались 5-ступенчатой механической КПП – коробкой перемены передач.
Читайте также: описание конструкции двигателя ВАЗ 2110 16 клапанов

Усовершенствованные версии 21124, 21126, а также двигатель ВАЗ 21128 за счёт увеличенных высоты блока цилиндров и хода поршня при обрыве ремня привода ГРМ клапанов не гнут, что не относится к моделям 21127, 21179.
На какие автомобили устанавливался двигатель 2112
В разные периоды двенадцатый движок ставили на переднеприводные модели машин АвтоВАЗа. Годы выпуска авто с двигателем 2112:
- 2110 – 1997-2007 г.г.;
- 21103 – седан, в те же сроки;
- 2111, 21113 – с кузовом универсал 1998-2004;
- 2112 – период тот же, исполнение седан, версии GLI люкс и Стандарт.

На те же самые модели автомобилей устанавливались модифицированные моторы 2112 под индексами 21124 и 21128. Начало выпуска усовершенствованных моделей пришлось соответственно на 2004 и 2003 годы.
Движками 21126 оснащались только Приоры, а 21179 ставят на вазовские авто семейства Xray, Vesta, Largus. Двигатели 21127 предназначались для Лады Гранта Люкс, Норма, а также Калины-2, люксовой комплектации Приоры.
Читайте также: особенности установки 16 клапанного двигателя на ваз 2107
Преимущества мотора 2112
Главное достоинство двенадцатого двигателя заключается в 2-х вальной ГБЦ с 16 клапанами: если восьмиклапанник рабочим объёмом 1.5 дм³ выдаёт мощность <80 л. с., то шестнадцатиклапанник 2112 – 91-93 силы. Другие преимущества:
- Высокая (10,5) степень сжатия горючей смеси из бензина и воздуха, что указывает на стойкость деталей к детонации. Достигнут показатель за счёт рациональной формы камеры сгорания. Как следствие, сглаживаются последствия заправки автомобиля топливом низкого качества.
- Эффективность системы охлаждения, от работы которой зависит надёжность двигателя в целом, его долговечность. Нагрев поршней дополнительно снижается орошением маслом поршневых днищ с помощью масляных форсунок.
- Возможность дальнейшего усовершенствования (тюнинга) мотора. Впускной и выпускной тракты питания разнесены и управляются посредством отдельных распредвалов, что создаёт удобство в переделке коллекторов под нужную геометрию каналов подачи топлива.

Наиболее частые проблемы
Залог безаварийной работы ДВС – выполнение рекомендаций изготовителя. Большинство поломок происходит в случаях отклонения условий эксплуатации двигателя от требований нормативных документов. В моторе 2112 отмечаются такие частые неполадки:
- Загиб клапанов при обрыве ремня изношенного или в результате заклинивания водяной помпы.
- Троение движка 2112. Причину ищут в свечах, форсунках, модуле зажигания, высоковольтных проводах. Прогоревший клапан выявляют измерением компрессии.
- Неустойчивые обороты коленчатого вала. Обращают внимание на датчики положения дросселя, коленвала, расхода воздуха, а также на регулятор холостого хода.
- Медленный прогрев двигателя. Неисправность термостата: не срабатывает клапан, переключающий циркуляцию охлаждающей жидкости с большого круга на малый.
- Посторонние шумы и стуки под капотом при работающем движке. Стучать могут гидрокомпенсаторы при разогреве – это нормально. Опасны постукивания в нижней части блока цилиндров, где находятся коренные и шатунные подшипники – стук указывает на износ вкладышей.

Регламент обслуживания и ресурс ДВС 2112
Техобслуживание автомобиля, включая двигатель, регламентируется инструкциями автозавода по эксплуатации авто, выполняется при заглушенном движке и заторможенных колёсах. Периодичность, некоторые виды выполняемых работ по профилактике технического состояния мотора 2112:
- нулевое ТО – после обкатки с наездом 1-1,5 тыс. км: замена моторного масла, масляного фильтра;
- замена масла – ежегодно или через каждые 10 тысяч пробега, меняется также фильтрующий элемент воздухофильтра;
- ремень ГРМ осматривают при каждом ТО, замена – в зависимости от состояния корда: 50-100 тыс. км.

Регулировка тепловых зазоров клапанного механизма регламентом не предусмотрена (не требуется). Выполняющие функции регуляторов гидрокомпенсаторы заменяются по мере износа или через 100-120 тыс. км пробега. Чугунный блок цилиндров ДВС 2112, ремкомплекты деталей поршневой группы позволяют неоднократно производить полное восстановление изношенного двигателя.
Ресурс службы мотора до капремонта определён АвтоВАЗом в 150 тыс. км пробега, фактически при должном уходе межремонтный период двигателя ВАЗ 2112 составляет 250 тысяч, попадает в разряд «миллионников».
Цена двигателя ВАЗ 2112 на вторичке
Объявлений о продаже новых вазовских моторов с таким индексом в интернете не обнаружено, что не удивительно: их выпуск прекращён почти 20 лет назад. Предложений по бывшим в употреблении двигателям 2112 достаточно много. По состоянию на август 2022 года типичные крайние цены таковы:
- 25 тыс. руб – пересобранный мотор, ничего не точилось, стоит на авто, можно ехать. Компрессия 13 атм, документы (ПТС) имеются, цена не включает навесного оборудования, в комплекте: движок, коллекторы впуск/выпуск, сцепление, проводка, ЭБУ.
- 12 тыс. руб – двигатель на ходу, снят с рабочей машины. Электронный блок управления в подарок.

Новый двигатель модификации 21124 со всей навеской стоит 146 тыс. руб. В комплектации: генератор, модуль зажигания со жгутом проводов, коллекторы впуска/выпуска, все ремни.
Варианты тюнинга
Увлечённые автомобилисты постоянно находятся в поиске способов улучшить заводские характеристики двигателей. В отношении мотора 2112 увеличение мощности, экономичности достигается следующими вариантами тюнинга:
- Замена штатных распредвалов тюнинговыми СТИ-1, 2, 3.1, стольников 8.9 доведёт тягу до 120 сил. Доработка ГБЦ с установкой широкофазных валов СТИ6, СТИ7 повышает мощность до 130-140 л. с.
- Установка коленвала с удлиненным кривошипом, доработка камеры сгорания, головки блока под лёгкие титановые или Т-образные клапана. Тяговитость возрастёт до 150 сил.
- Оснащение каждого цилиндра отдельным дросселем. Повысится стабильность работы ДВС. Комплекты 4-дроссельного впуска имеются в прайсах на запчасти.
- Переделка выпускного тракта. Встроить переход (паук) 4-1 или 4-2-1, увеличить трубу на выхлопе из переходника до 63 мм. Результат – повышение эффективности горения топлива, КПД движка.

Двигатель 2112 объёмом 1500 см³ 16V обладает большим запасом прочности за счёт чугунного блока цилиндров, ценится за надёжность механизмов, систем жизнеобеспечения ДВС и простоту ремонта. Тюнинг двенадцатой версии мотора продолжается на любительском уровне и в заводских цехах при сходе современных модификаций ВАЗ 2112 с конвейера АвтоВАЗа.
Делитесь своим мнением о двигателе 2112 в комментариях!
Я как автослесарь хочу поделиться своим мнением о двигателе ВАЗ 2112.
Сразу скажу, что это довольно неплохой мотор, но он имеет свои особенности, которые нужно знать, чтобы правильно обслуживать и ремонтировать автомобиль.
Например, одной из особенностей этого двигателя является его склонность к нагреванию. Поэтому при эксплуатации ВАЗ 2112 необходимо следить за температурой охлаждающей жидкости и регулярно проверять состояние радиатора.
Мне кажется, чем старше машина, тем замудренее ремонт)) И иной раз в таких случаях проше обратится в автосервис, чем мучится самому.. А то и вовсе проще купить новую машину и избавиться от старого хлама((
Хороший движок, рабочий. Нравится, что и сам по себе недорогой если менять, и само обслуживание в пределах разумных цифр встаёт. Плюс если нужно, можно подтюнинговать без проблем.
Мне этот тип двигателя в целом нравится. Расход топлива на нём устраивает и простой техосмотр. Из минусов – часто шумит и трудно отличить нормальные звуки от признаков поломки. И, как написал Роман, он нагревается, но тут нужно просто мониторить температуру охлаждающей жидкости, тогда ничего страшного не произойдёт.
Тюнинговали это двигатель мне в ремонте. Он стал лучше работать и вообще износ у него уменьшился. Сейчас он меньше топлива жрет, что тоже хорошо. Рекомендую прокачивать такой движок.