Двигатель 2112: техническое описание, ремонт и тюнинг

Моторы ВАЗ

В 1997 г. на основе 8-клапанного двигателя ВАЗ 2110 разработан двигатель ВАЗ 2112 с 16 клапанами, получивший индекс 21103 и ставший первым ДВС с 2-мя распредвалами в головке блока цилиндров (ГБЦ). Линейка шестнадцатиклапанных силовых установок 12-й серии была продолжена, наиболее удачные по сей день сходят с заводского конвейера, утратив многие недостатки первой модели 16V. Ознакомление с обзором характеристик движка 2112(21103) поможет автовладельцам современных версий агрегата разобраться с истоками неполадок в работе усовершенствованных 16-клапанников.

Технические характеристики мотора ВАЗ 2112

Двигатель 4-х цилиндровый, 16V с рядным поперечным расположением в подкапотном пространстве, питание инжекторное (форсунками) распределённым впрыском. Зажигание от заключённых в модуле 2-х катушек для каждой пары свечей: 1 и 4, 2 и 3 цилиндров, привод газораспределительного механизма (ГРМ) – ремённый.

В основе рядного четырехцелиндрового агрегата ВАЗ-2112 лежит четырехтактный принцип работы с распределительным впрыском топлива
В основе рядного двигателя ВАЗ-2112 лежит четырехтактный принцип работы с распределительным впрыском топлива

Параметры двигателя 2112 представлены в таблице.

Показатели Значения
Рабочий объём 1.5 дм³
Диаметр цилиндра/ход поршня 82/71 мм
Степень сжатия топливовоздушной смеси 10,5
Мощность 91-93 л. с.
Момент вращения при 3400 об./мин 133 Нм
Число оборотов холостого хода в минуту 800-850
Расход АИ-95 по трассе/в городе/среднее 5,9/9,4/7,5 л/100 км
Потребление масла 5W-30(40), 10W-40, 15W-40 <0,5 л/1000 км
Вместимость системы смазки 3,5 л
Рабочая температура жидкостной гидросистемы охлаждения 90 ºС
Количество охлаждающей жидкости 7,8 л
Масса 120-127 кг

Дальнейшее совершенствование ДВС 2112 производилось в направлении наращивания объёма и тяги. Были созданы модификации:

  • 1.6-литровые 21124, 21126, 21127 мощностью 89, 98, 106 л. с. соответственно;
  • 1.8 дм³ 105-сильный с индексом 21128, и того же рабочего объёма мотор в 122 силы под обозначением 21179 (выпущен в 2016 году).
Заводской номер движка выбит АвтоВАЗом на блоке цилиндров под термостатом.
Номер двигателя можно найти на блоке цилиндров под термостатом
Номер двигателя можно найти на блоке цилиндров под термостатом

Читайте также: где найти номер двигателя на ваз 2110

Особенности конструкции двигателя Лада 2112 16 клапанов

Блок движка – чугунный, с расточенными в нём и обработанными хонингованием (притирочное шлифование) цилиндрами без гильз. Коленчатый вал особой конструкции, отличной от коленвала прототипа мотора, сделан из чугуна, вращается на 5 опорах с масляными каналами, оснащён коваными стальными шатунами. Характеристики исполнения двигателя 2112:

  1. Поршни сложной формы из алюминиевого сплава, держатся на шатунах с помощью пальцев плавающего типа.
  2. ГБЦ – алюминиевая, сёдла стальных клапанов – металлокерамические, клапанные втулки – латунные.
  3. ГРМ: когда рвётся ремень, механизм останавливается при вращении коленвала, что приводит к сгибанию клапанов от встречи с поршнями.
  4. Модуль зажигания – неразборный, при ремонте просто заменяется.
  5. Подача топлива – распределённый фазированный впрыск. Управляется электронным блоком ЭБУ.
  6. Система смазки – комбинированная: шестерёнчатый маслонасос + самотёчное разбрызгивание. Специальные маслофорсунки охлаждают днища поршней.
  7. Все силовые агрегаты ДВС 2112 комплектовались 5-ступенчатой механической КПП – коробкой перемены передач.

Читайте также: описание конструкции двигателя ВАЗ 2110 16 клапанов

Конструкция двигателя ВАЗ-2112
Конструкция двигателя ВАЗ-2112

Усовершенствованные версии 21124, 21126, а также двигатель ВАЗ 21128 за счёт увеличенных высоты блока цилиндров и хода поршня при обрыве ремня привода ГРМ клапанов не гнут, что не относится к моделям 21127, 21179.

На какие автомобили устанавливался двигатель 2112

В разные периоды двенадцатый движок ставили на переднеприводные модели машин АвтоВАЗа. Годы выпуска авто с двигателем 2112:

  • 2110 – 1997-2007 г.г.;
  • 21103 – седан, в те же сроки;
  • 2111, 21113 – с кузовом универсал 1998-2004;
  • 2112 – период тот же, исполнение седан, версии GLI люкс и Стандарт.
Модели машин, на которые устанавливался двигатель ВАЗ-2112
Модели машин, на которые устанавливался двигатель ВАЗ-2112

На те же самые модели автомобилей устанавливались модифицированные моторы 2112 под индексами 21124 и 21128. Начало выпуска усовершенствованных моделей пришлось соответственно на 2004 и 2003 годы.

Движками 21126 оснащались только Приоры, а 21179 ставят на вазовские авто семейства Xray, Vesta, Largus. Двигатели 21127 предназначались для Лады Гранта Люкс, Норма, а также Калины-2, люксовой комплектации Приоры.

Читайте также: особенности установки 16 клапанного двигателя на ваз 2107

Преимущества мотора 2112

Главное достоинство двенадцатого двигателя заключается в 2-х вальной ГБЦ с 16 клапанами: если восьмиклапанник рабочим объёмом 1.5 дм³ выдаёт мощность <80 л. с., то шестнадцатиклапанник 2112 – 91-93 силы. Другие преимущества:

  1. Высокая (10,5) степень сжатия горючей смеси из бензина и воздуха, что указывает на стойкость деталей к детонации. Достигнут показатель за счёт рациональной формы камеры сгорания. Как следствие, сглаживаются последствия заправки автомобиля топливом низкого качества.
  2. Эффективность системы охлаждения, от работы которой зависит надёжность двигателя в целом, его долговечность. Нагрев поршней дополнительно снижается орошением маслом поршневых днищ с помощью масляных форсунок.
  3. Возможность дальнейшего усовершенствования (тюнинга) мотора. Впускной и выпускной тракты питания разнесены и управляются посредством отдельных распредвалов, что создаёт удобство в переделке коллекторов под нужную геометрию каналов подачи топлива.
Несомненным преимуществом мотора 2112 является возможность доработки двигателя в целях увеличения его мощности и эффективности
Несомненным преимуществом мотора 2112 является возможность доработки двигателя в целях увеличения его мощности и эффективности
Применённые в конструкции мотора 2112 технические новшества позволили при повышении мощности движка снизить эксплуатационные затраты: удельный расход бензина на 16V ниже, чем на 8V.

Наиболее частые проблемы

Залог безаварийной работы ДВС – выполнение рекомендаций изготовителя. Большинство поломок происходит в случаях отклонения условий эксплуатации двигателя от требований нормативных документов. В моторе 2112 отмечаются такие частые неполадки:

  1. Загиб клапанов при обрыве ремня изношенного или в результате заклинивания водяной помпы.
  2. Троение движка 2112. Причину ищут в свечах, форсунках, модуле зажигания, высоковольтных проводах. Прогоревший клапан выявляют измерением компрессии.
  3. Неустойчивые обороты коленчатого вала. Обращают внимание на датчики положения дросселя, коленвала, расхода воздуха, а также на регулятор холостого хода.
  4. Медленный прогрев двигателя. Неисправность термостата: не срабатывает клапан,  переключающий циркуляцию охлаждающей жидкости с большого круга на малый.
  5. Посторонние шумы и стуки под капотом при работающем движке. Стучать могут гидрокомпенсаторы при разогреве – это нормально. Опасны постукивания в нижней части блока цилиндров, где находятся коренные и шатунные подшипники – стук указывает на износ вкладышей.
Существенный недостаток двигателя – вероятность загиба клапанов при разрушении ремня ГРМ
Существенный недостаток двигателя – вероятность загиба клапанов при разрушении ремня ГРМ
Проблема гнутых клапанов на ДВС 2112 решается заменой штатных поршней на аналогичные детали от движка 21124, но при этом мощность мотора несколько снизится.

Регламент обслуживания и ресурс ДВС 2112

Техобслуживание автомобиля, включая двигатель, регламентируется инструкциями автозавода по эксплуатации авто, выполняется при заглушенном движке и заторможенных колёсах. Периодичность, некоторые виды выполняемых работ по профилактике технического состояния мотора 2112:

  • нулевое ТО – после обкатки с наездом 1-1,5 тыс. км: замена моторного масла, масляного фильтра;
  • замена масла – ежегодно или через каждые 10 тысяч пробега, меняется также фильтрующий элемент воздухофильтра;
  • ремень ГРМ осматривают при каждом ТО, замена – в зависимости от состояния корда: 50-100 тыс. км.
Замену моторного масла необходимо проводить по достижении определенного количества километров автопробега
Замену моторного масла необходимо проводить по достижении определенного количества километров автопробега

Регулировка тепловых зазоров клапанного механизма регламентом не предусмотрена (не требуется). Выполняющие функции регуляторов гидрокомпенсаторы заменяются по мере износа или через 100-120 тыс. км пробега. Чугунный блок цилиндров ДВС 2112, ремкомплекты деталей поршневой группы позволяют неоднократно производить полное восстановление изношенного двигателя.

Ресурс службы мотора до капремонта определён АвтоВАЗом в 150 тыс. км пробега, фактически при должном уходе межремонтный период двигателя ВАЗ 2112 составляет 250 тысяч, попадает в разряд «миллионников».

Цена двигателя ВАЗ 2112 на вторичке

Объявлений о продаже новых вазовских моторов с таким индексом в интернете не обнаружено, что не удивительно: их выпуск прекращён почти 20 лет назад. Предложений по бывшим в употреблении двигателям 2112 достаточно много. По состоянию на август 2022 года типичные крайние цены таковы:

  1. 25 тыс. руб – пересобранный мотор, ничего не точилось, стоит на авто, можно ехать. Компрессия 13 атм, документы (ПТС) имеются, цена не включает навесного оборудования, в комплекте: движок, коллекторы впуск/выпуск, сцепление, проводка, ЭБУ.
  2. 12 тыс. руб – двигатель на ходу, снят с рабочей машины. Электронный блок управления в подарок.
На вторичном рынке можно найти б/у двигатели в хорошем состоянии по цене от 12 тыс. руб
На вторичном рынке можно найти б/у двигатели в хорошем состоянии по цене от 12 тыс. руб

Новый двигатель модификации 21124 со всей навеской стоит 146 тыс. руб. В комплектации: генератор, модуль зажигания со жгутом проводов, коллекторы впуска/выпуска, все ремни.

Варианты тюнинга

Увлечённые автомобилисты постоянно находятся в поиске способов улучшить заводские характеристики двигателей. В отношении мотора 2112 увеличение мощности, экономичности достигается следующими вариантами тюнинга:

  1. Замена штатных распредвалов тюнинговыми СТИ-1, 2, 3.1, стольников 8.9 доведёт тягу до 120 сил. Доработка ГБЦ с установкой широкофазных валов СТИ6, СТИ7 повышает мощность до 130-140 л. с.
  2. Установка коленвала с удлиненным кривошипом, доработка камеры сгорания, головки блока под лёгкие титановые или Т-образные клапана. Тяговитость возрастёт до 150 сил.
  3. Оснащение каждого цилиндра отдельным дросселем. Повысится стабильность работы ДВС. Комплекты 4-дроссельного впуска имеются в прайсах на запчасти.
  4. Переделка выпускного тракта. Встроить переход (паук) 4-1 или 4-2-1, увеличить трубу на выхлопе из переходника до 63 мм. Результат – повышение эффективности горения топлива, КПД движка.
Для повышения КПД движка устанавливается «паук» — деталь, которая совмещает в себе как функцию выпускного коллектора, так и приемной трубы
Для повышения КПД движка устанавливается «паук» — деталь, которая совмещает в себе как функцию выпускного коллектора, так и приемной трубы

Двигатель 2112 объёмом 1500 см³ 16V обладает большим запасом прочности за счёт чугунного блока цилиндров, ценится за надёжность механизмов, систем жизнеобеспечения ДВС и простоту ремонта. Тюнинг двенадцатой версии мотора продолжается на любительском уровне и в заводских цехах при сходе современных модификаций ВАЗ 2112 с конвейера АвтоВАЗа.

Делитесь своим мнением о двигателе 2112 в комментариях!

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Роман

    Я как автослесарь хочу поделиться своим мнением о двигателе ВАЗ 2112.
    Сразу скажу, что это довольно неплохой мотор, но он имеет свои особенности, которые нужно знать, чтобы правильно обслуживать и ремонтировать автомобиль.
    Например, одной из особенностей этого двигателя является его склонность к нагреванию. Поэтому при эксплуатации ВАЗ 2112 необходимо следить за температурой охлаждающей жидкости и регулярно проверять состояние радиатора.

    Ответить
  2. Елена

    Мне кажется, чем старше машина, тем замудренее ремонт)) И иной раз в таких случаях проше обратится в автосервис, чем мучится самому.. А то и вовсе проще купить новую машину и избавиться от старого хлама((

    Ответить
  3. Ольга

    Хороший движок, рабочий. Нравится, что и сам по себе недорогой если менять, и само обслуживание в пределах разумных цифр встаёт. Плюс если нужно, можно подтюнинговать без проблем.

    Ответить
  4. Александр

    Мне этот тип двигателя в целом нравится. Расход топлива на нём устраивает и простой техосмотр. Из минусов – часто шумит и трудно отличить нормальные звуки от признаков поломки. И, как написал Роман, он нагревается, но тут нужно просто мониторить температуру охлаждающей жидкости, тогда ничего страшного не произойдёт.

    Ответить
  5. Михаил

    Тюнинговали это двигатель мне в ремонте. Он стал лучше работать и вообще износ у него уменьшился. Сейчас он меньше топлива жрет, что тоже хорошо. Рекомендую прокачивать такой движок.

    Ответить