Вазовские переднеприводные автомобили семейства Лада-110 комплектовались силовыми агрегатами с шестнадцатью клапанами (16V) с начала 2000-х годов. Рабочий объем 16-клапанных двигателей ВАЗ со временем изменялся:
- ВАЗ 21120 – 1.5-литровый агрегат, выпускался с 2002 г.;
- ВАЗ 21124 – мотор 1.6 л, выпускался с 2004 для автомобилей Лада 2110/2111/2112/2113/2114/2115;
- ВАЗ 21203 – мотор объемом 2.0 дм³, выпускался с 2008 для авто Lada Vesta. Этот шестнадцатиклапанный мотор Весты – самый мощный (115 л. с.).
Наибольшее распространение получили инжекторные движки 16V объемом 1500 и 1600 см³, под номерами 21120 и 21124 соответственно.
- Технические характеристики ВАЗ 2110 (инжектор 16 клапанов)
- Двигатель ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1,5 литра
- ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1,6 литра
- Особенности конструкции
- Преимущества шестнадцатиклапанного двигателя
- Частые неисправности
- Регламент обслуживания
- Цена двигателя ВАЗ 2110 на вторичном рынке
- Видео по теме
Технические характеристики ВАЗ 2110 (инжектор 16 клапанов)
Конструктив 4-х цилиндровых бензиновых двигателей десятки с примерно одинаковым объёмом и распределённым впрыском топлива у каждого ДВС отличается, но ненамного. Оба мотора ВАЗ 2110 (16V, 1.5 и 1.6 л) – с рядным расположением цилиндров, под капотом размещаются поперёк оси движения автомобиля.

Различия в технических характеристиках явно выражены в связи со стремлением конструкторов повысить экологичность 1.5-литрового движка 21120i до уровня стандарта Евро-4 у агрегата 21124i объёмом 1.6 л.
Читайте также: где найти номер двигателя на ВАЗ 2110
Двигатель ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1,5 литра
Блок цилиндров у 21120 – чугунный, головка – алюминиевая с двумя распредвалами. Клапанный механизм оснащён гидрокомпенсаторами, что исключает из регламента техобслуживания мотора необходимость периодической регулировки тепловых зазоров клапанов.

Технические характеристики ВАЗ 2110i 1.5 л 16V (21120) приведены в таблице.
Параметры | Значения |
Рабочий объём | 1.5 дм³ |
Степень сжатия горючей смеси | 10,5 |
Диаметр/ход поршня | 82/71 мм |
Число клапанов: на цилиндр/всего | 4/16 |
Мощность при частоте вращения коленвала 5600 об./мин. | 93 л. с. |
Крутящий момент силы на оборотах 3800 | 128-133 Нм |
Система питания топливом | инжекторная |
Порядок впрыска АИ-95 | 1-3-4-2 |
Расход бензина на 100 км, в среднем | 7-7,2 л |
Время набора 100 км/ч | 12,5 с |
Предельная скорость движения авто | 180 км/ч |
Соответствие экологическим нормам | Евро 3 |
Вес мотора | 120 кг |
Ресурс до капитального ремонта | 150 тыс. км |
Искрообразование обеспечивается модулем зажигания. Газораспределительный механизм (ГРМ) приводится в действие коленвалом посредством ремённого привода на 2 шестерни распредвалов. Обрыв ремня, перескакивание его на зубьях шкивов может привести к встрече клапанов с поршнями, загибанию клапанных стержней.

Заявленный АвтоВАЗом межремонтный период двигателя при грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании техники возрастает до 400 тыс. км.
ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1,6 литра
Конструкция мотора 21124 аналогична строению мотора 2110i меньшего на 100 мл объёма. Система смазки – комбинированная, подача масла под давлением и самотечным разбрызгиванием, охлаждение – жидкостное с большим и малым контурами принудительной циркуляции.

Двигатель ВАЗ 2110 16V 1,6-литровый (21124) характеризуется следующими показателями:
Параметры | Значения |
Рабочий объём | 1.6 л |
Мощность на оборотах 5600 в минуту | 89 л. с. |
Момент силы вращения коленвала с частотой 3500-3800 | 131-133 Нм |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 10,3 |
Подача бензина АИ-92, 95 | форсунками (инжектор) |
Систепа зажигания | модульная |
Расход топлива на 100 км в смешанном режиме | 7,0-7,3 л |
Ø цилиндра/ход поршня | 82/75,6 мм |
Эконорма | Евро 3, 4 |
Время разгона авто до 100 км/ч | 12 с |
Максимальная скорость | 185 км/ч |
Число оборотов холостого хода в минуту | 800-850 |
Масса движка | 121 кг |
Ресурс двигателя до капремонта: заявленный/в среднем | 150/250 тыс. км |
Температурный режим работы двигателя – 95ºС, заправочная ёмкость системы охлаждения – 7,8 л, объём моторного масла – 3,5 л. Надёжность агрегата повысилась: модифицированные днища поршней не гнут клапанных стержней при аварийной встрече с клапанами.
1.5-литровым мотором 21120 комплектовались автомобили ВАЗ 21103, 21103М, 21108, 211082, 21109, 2111, 2112. Двигатель 1.6 л устанавливался на Приору, 14-ю и 15-ю модели серии Лада Самара, а также на вазовские машины 2110, 2111, 2112, 2113.

Особенности конструкции
Главная особенность двигателей 16V 2110 – 1,5-литровый мотор 21120i получил от своих создателей большую в сравнении с движком 21124i объёмом 1.6 л мощность: 93 л. с. у донора против 89 сил последующей модели. Перекос логики вызван стремлением конструкторов сделать шестнадцатиклапанник более экологически безопасным: выпускной коллектор 124-го мотора оснащён катализатором, нейтрализующим выхлопные газы.

Двигатели популярной у автолюбителей десятки имеют и ряд других особенностей:
- Блок цилиндров и ход поршня у 120 движка были короче. За счёт удлинения величин получен прирост рабочего объёма у ВАЗ 21124.
- Впускной коллектор 21120 составной из алюминия, элементы соединены резиновыми гофрами. У 124 мотора – полимерный, объединён с ресивером.
- Коленчатый вал 21124 оснащён многофункциональным демпфером, что снизило вероятность возникновения вибраций от крутильных колебаний коленвала.
- Система искрообразования 124 движка лишена высоковольтных проводов. Индивидуальные катушки зажигания смонтированы на свечах, зафиксированы в клапанной крышке.
- Выемки в днищах поршней ДВС 21124 сделали эксплуатацию мотора безопасной: клапана при обрыве приводного ремня ГРМ не гнутся, что наблюдается на 120-м движке.

В нижней части блока 21124 установлены масляные форсунки, предназначенные для охлаждения поршневых днищ и защиты стенок цилиндров от износа, задиров.
Преимущества шестнадцатиклапанного двигателя
Бесспорное достоинство 1,5-литрового ДВС 21120 – большая мощность при умеренном расходе бензина, что совсем не означает его превосходства над 124-м движком по иным критериям оценки.

Преимущества имеются у каждого из инжекторных двигателей 16V семейства автомобилей десятой модели:
- Общие плюсы 16-клапанников в сравнении с моторами 8V – экономия топлива, меньшая шумность работы, а изменённая форма камеры сгорания придала движкам детонационную стойкость. Снижение расхода горючего достигнуто за счёт раздельного устройства впускного и выхлопного трактов, бесшумность – включением в клапанный механизм гидрокомпенсаторов. Степень сжатия моторов 21120 и 21124 соответственно 10,5 и 10,3, что допускает применение бензина АИ-92 при рекомендованной к использованию марке АИ-95.
- Двигатель 120-й модели обладает хорошей тягой на низких оборотах. По показателю крутящего момента мотор не уступает восьмиклапанникам.
- Достоинства 124-й модели: агрегат ВАЗ 21124 не гнёт клапана при аварии на ремённом приводе ГРМ, имеет надёжную систему зажигания. Искра генерируется непосредственно на свече каждого цилиндра без использования проводов высокого напряжения.

Моторы 21124 любого времени выпуска могут быть переделаны под стандарт Евро 4, если ДВС не изготовлен под соответствие нормативу сразу.
Частые неисправности
Выявить неполадки в работе ДВС 2110 помогает программа самодиагностики, заключённая в электронном блоке управления двигателем.

Поломки в движках десятки в значительной степени характерны для многих вазовских силовых агрегатов, вот наиболее часто встречающиеся неисправности 16-клапанных инжекторных моторов ВАЗ 2110:
- Троение двигателя. Отказ одного из 4-х цилиндров случается из-за сбоев в подаче топлива или искры в камеру сгорания, а также при потере компрессии вследствие прогорания клапана. Причины – засорение форсунок, неисправность свечей или катушек зажигания.
- Нестабильная работа на холостых оборотах. Если после промывки дроссельной заслонки цикличность мотора не стабилизируется, причину ищут в электронных датчиках: массового расхода воздуха, положения коленвала и дросселя. Барахлить может и регулятор холостого хода.
- Посторонние постукивания в моторе. По частоте случаев стуки могут исходить: во-первых, от неисправных гидрокомпенсаторов, во-вторых, от ослабленного приводного ремня ГРМ, в-третьих, от изношенных деталей шатунно-поршневого механизма.
Читайте также: почему троит ВАЗ 2115

Движок 21120 гнёт клапана, что обязывает владельца авто десятой модели со 120-м мотором особое внимание уделять состоянию ремённого привода ГРМ: своевременно заменять ремень, ролики механизма.
Регламент обслуживания
Нулевое техобслуживание двигателя ВАЗ 2110i 16V производится сразу после его обкатки: пробег автомобиля – 2,5-3 тыс. км. Состав работ первичного ухода за мотором включает протяжку всех болтовых соединений, включая головку блока цилиндров, а также замену моторного масла и масляного фильтра.

Дальнейшие обслуживания силового агрегата выполняются с интервалом 10-15 тыс. км или по годам эксплуатации (что наступит раньше):
- ежегодно обновляются масло, маслофильтр, что соответствует среднегодовому пробегу автомобиля 10 тыс. км;
- раз в 1-2 года заменяют воздушный фильтр, приводной ремень ГРМ (40-50 тысяч км), свечи зажигания (20-30 т. км), проводят ревизию вентиляционных каналов картера;
- с интервалом в 24 месяца (40 тыс. км) обслуживают топливопровод, шланги, фитинги системы охлаждения, обновляют антифриз;
- через каждые 4 года заменят топливный фильтр.
Моторное масло в двигатель заливают синтетическое или полусинтетическое. Марка смазки по вязкости – 5W-30(40), 10W40.

Регулировка клапанов регламентом техобслуживания 16-клапанников не предусмотрена: тепловые зазоры самонастраиваются с помощью гидрокомпенсаторов.
Цена двигателя ВАЗ 2110 на вторичном рынке
Основные факторы, влияющие на стоимость ДВС – состояние бензомотора, его комплектация. В интернете предложения о продаже инжекторных двигателей 16V ВАЗ 21120 1.5-литрового, 21124 объёмом 1.6 л встречаются нечасто. Ценники по объявлениям осенью 2022 года такие:
- Новые моторы. Цена движка 21120i в варианте конвейерной сборки без навесного оборудования – 135 тыс. руб., в полной комплектации – 145 тысяч. Двигатель 21124i стоит соответственно 146 и 160 т. рублей.
- Контрактные движки. Такие ДВС демонтируют с машин без пробега по российским дорогам. Мотор 21120 16V 2003 года без навесного оборудования обойдётся в 25 тыс. руб.
- Б/у силовые агрегаты. За 18-20 тысяч можно купить для десятки 16-клапанные двигатели в рабочем состоянии, а за 35 – с компрессией в каждом цилиндре 14 атм.

Почти новый движок 21124 в комплекте с механической коробкой передач в идеальном состоянии предлагают за 125 тысяч.
Хронологически 120-й движок послужил основой для дальнейшего совершенствования вазовских двигателей: многие узлы 124 мотора улучшены, но одновременно немного ухудшился основной показатель – мощность. Объединяющее оба агрегата ВАЗ 2110 свойство – надёжность, которая отражается в фактическом пробеге авто до капремонта: 200-250 тыс. км.
С какими проблемами двигателя 2110 вы сталкивались?
Неприхотливый был движок и в обслуживании сравнительно простой. Доработать его немного и можно ставить спокойно даже в современные автомобили. С учетом цены он мог бы стать популярным.
Очень радует, что даже отечественные производители двигателей пытаются заботиться об экологии. Не уверена, конечно, что это на 100% получилось, но все же.
Из плюсов наших движков- думаю, только стоимость и цена ремонта. Больше, к сожалению, отметить нечего…
Неисправность возникла у меня всего лишь один раз, но пришлось двигатель менять. Вот видимо, он так устал, что больше работать не смог. Советую не пропускать такие моменты, а то раскошеливаться придется.
Движок хороший по многим параметрам. Не вызывал у меня особых беспокойств, да и по ремонту он вполне поддавался. Наверное, один из лучших двигателей в своем сегменте, если не самый-самый.