124 мотор гнет клапана или нет (16 клапанный): как определить, что делать чтобы не погнуло при обрыве ГРМ

Моторы ВАЗ

Синхронность работы газораспределительного механизма (ГРМ) зависит от надёжности передачи момента силы вращения от коленчатого вала к распределительному. Порыв передаточного звена чреват деформациями элементов конструкции, в частности – клапанов, поршневой группы деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Силовой агрегат ВАЗ 21124 считается надёжным, его ставят на авто 8 или 16 клапанов ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114. И многих автолюбителей интересует вопрос: 124 двигатель гнет клапана или нет.

124 мотор гнет клапана или нет?

Сомнения вызывают неточности в идентификации модели двигателя, на котором произошёл загиб, или поломка на силовом агрегате ВАЗ 21124, подвергавшимся незаводским усовершенствованиям. Оба случая не имеют отношения к заводскому исполнению 124-го двигателя.

Признаки, подтверждающие безопасность обрыва ремня ГРМ на оригинальном моторе 21124:

  • выемки на днище поршня присутствуют и на других моделях ВАЗ, но прорези недостаточно глубоки, чтобы предотвратить загиб клапана;
  • единичные случаи деформации клапанных стержней 124-го движка происходили или из-за заводского брака (недоточка углублений) либо нарастанием в ямках большого нагара;
  • шлифовка головки блока цилиндров сокращает безопасный зазор между днищем поршня и клапаном, что также может привести к загибу стержня при порыве ремня ГРМ.

Двигатель 21124 отличается от 21120 не только объёмом двигателя (1,6 л против 1,5), но и другими характеристиками, включая защищённость клапанов от изгиба при разрушении привода ГРМ.

Благодаря внедренным инновационным решениям обладателю ВАЗ-21124 не грозит загиб клапанов
Благодаря внедренным инновационным решениям обладателю ВАЗ-21124 не грозит загиб клапанов

За что отвечают клапаны в моторе

Клапанная механика находится в головке блока цилиндров (ГБЦ), выполняет функции подачи топливовоздушной смеси в камеры сгорания, обеспечения выхлопа сгоревшего бензина. В соответствии с предназначением клапаны именуются впускными и выпускными, каждый цилиндр оснащается обоими типами клапанных устройств.

Устройство клапанного механизма
Устройство клапанного механизма

Запорная деталь состоит из головки или тарелки и стального стержня, который и подвергается деформации изгиба в аварийных ситуациях. Герметичность камеры сгорания в момент искрообразования обеспечивается плотным прилеганием тарелки к клапанному седлу. В 4-х цилиндровых двигателях АвтоВАЗ количество клапанов 8 или 16: по 2 или 4 на цилиндр. В первом случае достаточно 1 распределительного вала с кулачками, во втором нужно два распредвала, работающих по схеме:

  • вращение кулачковой оси передаёт давление на толкатели или коромысла;
  • клапаны открываются от приложенного к ним усилия;
  • распределение клапанных групп в случае двух валов – по назначению: на впуск, выпуск.

К сведению. Привод ГРМ бывает цепным, зубчатым или ременным. Цепь считается более надёжной.

Типы привода ГРМ
Типы привода ГРМ

Читайте также: как сделать капитальный ремонт двигателя ВАЗ-2114 своими руками

Почему двигатели гнут клапаны

Конструкция ДВС такова, что вращение коленчатого вала, оснащённого кривошипно-шатунным механизмом, и распредвала ГРМ синхронизировано: при подходе поршня к максимально верхней точке клапаны закрыты. В нормальном цикле соприкосновение элементов поршневой системы и клапанной группы исключено. При аварийном разрушении привода передача крутящего момента на распредвал прекращается, происходит следующее:

  1. Распределительный вал сразу останавливается: инерция гасится подпружиненными кулачками. При этом часть клапанов оказываются открытыми и находятся в зоне перемещения поршня.
  2. Коленчатый вал продолжает вращаться под воздействием маховика даже при отключении мотора. Поршневая группа находится в движении.
  3. Встреча поршня с зависшим клапаном неизбежна. Обычно загибается последний, но деформироваться может и поршень.
Стержень клапана попадает под удар, когда из строя выходит один из элементов газораспределительного механизма
Стержень клапана попадает под удар, когда из строя выходит один из элементов газораспределительного механизма

Ситуация с загибом клапанных стержней может случиться на двигателях с любым числом цилиндров и клапанов. Причина – нарушение связи между механизмом газораспределения и движением поршня.

Конструктивные особенности двигателя 21124

Разработан 124-й движок на базе двигателя Лада ВАЗ 21120. Характеристики усовершенствованной модели 21124 представлены в таблице:

Показатели Ед. измерения Значения
Объем двигателя л 1,6
Тип мотора 4-цилиндровый, 16-клапанный
Привод ГРМ ремённый
Мощность л. с. 89
Ø цилиндра/ход поршня мм 82/75,6
Подача топлива инжектор
Степень сжатия 10,3
Ресурс ДВС норма/практика тыс. км 150/200-250

Отличить 124-й от прототипа можно по пластиковому впускному коллектору. Другие особенности:

  1. Более высокий блок цилиндров. Ход поршня увеличен на 4,6 мм, что привело к росту рабочего объёма мотора до 1,6 л.
  2. Меньший диаметр клапанных стержней: Ø7 мм против Ø8 у 120-го ДВС.
  3. Модуль зажигания заменён на 4 катушки.
  4. Нет опасности загиба клапанных стержней. Надёжность двигателя возросла за счёт изменений в конструкции поршня: в днище сделаны выемки глубиной 5,53 мм для отдаления контакта с клапанным стержнем при обрыве приводного ремня.
На модели 21124 установлен пластиковый впускной коллектор
На модели 21124 установлен пластиковый впускной коллектор
Тюнинг (улучшение) мотора в части ГРМ нежелателен. Изменения конструкции могут привести к возможности загиба клапанов: придётся следить за приводом распределительного механизма, менять вовремя ремень.

Неисправности и ремонт двигателя 21124

Троение ДВС – неполадка, которая встречается практически на всех силовых агрегатах. При этом спектр неисправностей, послуживших причиной сбоев мотора, охватывает многие узлы и системы двигателя.

На 124-й модели обращают внимание на следующие моменты:

  1. Зажигание. Для проверки искрообразующие свечи поочерёдно обесточивают отсоединением проводов. Усиление троения укажет на проблемный цилиндр. Устраняется неисправность заменой дефектных комплектов высоковольтных проводов и свечей. Если не помогло, значит, нужно смотреть исправность катушек зажигания с помощью мультиметра.
  2. Некачественное топливо. Ремонт заключается в следующем: промыть форсунки, заменить бензин.
  3. Поршневая, клапанная системы взаимосвязаны, тестируются совместно. Шаг 1 – отсоединить шланг сапуна: идёт белый дым, смотреть кольца. Следующий этап, если задымления нет – замерить компрессию: низкий уровень может означать прогар клапана. Если компрессия в норме – проверить регулировку деталей клапанной группы.
  4. Датчик положения коленчатого вала. Проверяется величина электрического сопротивления: норматив – 550-750 Ом.

Внимание! Источниками шумов из-под капота могут быть изношенные гидрокомпенсаторы, прослабленный ремень ГРМ. Но звуки указывают и на опасный износ поршневой группы, что должно побудить автовладельца к посещению сервис центра.

Посторонние стуки из-под капота указывают на износ гидрокомпенсаторов
Посторонние стуки из-под капота указывают на износ гидрокомпенсаторов

Способы решения проблемы

По мере эксплуатации подержанного 124-го мотора может обнаружиться, что в результате проведённых прежним автовладельцем усовершенствований двигатель утратил защищённость от загиба клапанов. Вскрывается такой факт при проведении других ремонтов силового агрегата с разборкой узлов и механизмов. Устранить нарушения заводской конструкции ДВС можно разными способами в зависимости от характера дефекта:

  1. Установить поршни с правильными проточками под тарелки клапанов.
  2. Проточить поршневые днища кустарным способом. Последствия: неточная обработка может привести к дисбалансу кривошипно-шатунного механизма, сказаться на его ресурсе. Возможна и потеря тяги мотора.
  3. Увеличить высоту камеры сгорания. Вместо 1 прокладки под ГБЦ устанавливают 2-3 уплотнителя. Следствие модернизации – увеличение рабочего объёма двигателя, снижение мощности, повышенный расход топлива.
Чтобы устранить нарушения заводской конструкции ДВС, необходимо сделать проточки поршней под клапана
Чтобы устранить нарушения заводской конструкции ДВС, необходимо сделать проточки поршней под тарелки клапанов

Можно смириться с вероятностью загиба клапанов, но обезопасить мотор от крупного ремонта действиями по минимизации создания аварийной ситуации. Такие меры включают:

  • установку ремня хорошего качества;
  • включение его в состав возимых с собой запчастей;
  • регулярные проверки;
  • регулировки ремённого привода ГРМ.

Что делать, чтобы клапана не погнуло при обрыве ГРМ

Профилактика и техобслуживание автомобиля включают уход за приводом газораспределительного механизма.

Периодичность замены ремня по сервисной книжке – 60-70 тыс. км пробега, но мастера рекомендуют сократить период эксплуатации до 50 тысяч.
Автопроизводители рекомендуют менять ремень ГРМ при пробеге от 60 до 70 тыс. км
Автопроизводители рекомендуют менять ремень ГРМ при пробеге от 60 до 70 тыс. км

Предупреждению загиба клапанов способствуют такие действия:

  • проведение визуальных осмотров состояния привода ГРМ с предварительным снятием кожуха;
  • замена ремня при обнаружении микротрещин на внешней стороне и его рёбрах даже в том случае, когда срок эксплуатации не истёк;
  • приобретение деталей ремённой передачи только у проверенных поставщиков или ремонт на СТО с гарантией качества;
  • обращение внимания на исправность натяжного и паразитного роликов, помпы, распредвалов – их заклинивание может привести к обрыву, соскакиванию ремня с последующим загибом клапанов.
Необходимо регулярно проверять состояние натяжных роликов ГРМ, регулярно смазывать и подтягивать их крепления
Необходимо регулярно проверять состояние натяжных роликов ГРМ, смазывать и подтягивать их крепления

На стоимости ремённой передачи не экономят: последствия загиба клапанов могут вылиться в необходимость капремонта всего двигателя.

Как определить гнутые клапаны

Двигатель ВАЗ 21124 защищён от деформации клапанных распределителей, но после разрыва ремня велико желание проверить клапаны на вероятность загибания. Если коленвал проворачивается, то до демонтажа ГБЦ измеряют компрессию: отсутствие давления укажет на повреждение клапанов.

Проверка сопровождается такими манипуляциями:

Отключают аккумулятор от двигателя

1. Отключить аккумулятор от двигателя.

Монтируют новый ремень 2. Смонтировать новый ремень.
Выкручивают свечи из ГБЦ 3. Выкрутить свечи из ГБЦ для облегчения ручного проворачивания вала с помощью ключа. Частое направление прокручивания коленвала – по часовой стрелке;
Прокручивают ГРМ на 2-5 оборотов 4. Прокрутить ГРМ на 2-5 оборотов. Затруднённое проворачивание укажет на загнутость стержней.
Демонтируют головку блока цилиндров 5. Демонтировать головку блока цилиндров для проведения дальнейшей диагностики.

Новый 124-й двигатель клапана не гнёт, но это не повод нарушать регламентные работы на силовом агрегате. Если же мотор ВАЗ 21124 куплен с рук уже подержанным, стоит проявить осторожность и выполнять рекомендации мастеров по предотвращению аварийных ситуаций на газораспределительной системе двигателя.

Делитесь в комментариях интересными фактами о моторе 124!

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Влад

    При ремонте движка довольно много нюансов. Пока не встречал такую проблему в даном движке. Хорошо что вы ее осветили. Теперь буду знать где искать если будет такая проблема в будущем.

    Ответить
  2. Кирилл

    Все четко и без лишних слов рассказали про движок, для каждого автомобиля свои особенности. Про клапанный механизм тоже многого не знал, думаю статья мне поможет во многих проблемах.

    Ответить
  3. Олег

    У меня как-то клапана нехило так погнуло. Пришлось ехать в сервис и разбираться. Хорошо, что вовремя заметил, но сам ничего не могу сделать, не сведущий я человек в подобных вопросах.

    Ответить
  4. Артем

    Ну, что я могу сказать. Эта тема одна из тех, которые заставляют автолюбителей, как меня, задуматься. Сам неоднократно сталкивался с проблемами обрыва ГРМ (распределительного механизма) и заменой клапанов.
    Важно понять, что клапаны – это серьезные детали в двигателе, и если они сгибаются из-за обрыва ГРМ, то это может привести к серьезным повреждениям и недостатку мощности, а тут без мастера не обойтись.

    Ответить
  5. Иван

    К сожалению, сам столкнулся с этой проблемой. И не знал, как ее решить, кроме как отнести в сервис. Но там мне починили все и разъяснили причину. Здесь же прочитал для общего развития.

    Ответить