На автомобиле ВАЗ 2110 с 1995 г. ставили карбюраторный двигатель под тем же индексом (1.5-литровый с 8кл), а затем постоянно его модифицировали: литраж к 2015 году довели до 1.8 л, оснастили 16-ю клапанами, инжектором. Всего насчитывается около двух десятков разновидностей моторов: 21101, 21102, 21104, 2112, он же 21103, 21120, мотор 21124 и другие, каждый ДВС агрегатировался с 5-ступенчатой коробкой перемены передач. Конструкция 4-цилиндровых моторов ВАЗ 2110 8-клапанных (8V) отличается от устройства 16кл движков (16V), что может отразиться на местоположении маркировки силовых установок «десятки».
Зачем нужен номер двигателя
С конвейера автозавода автомобиль сходит замаркированным VIN кодом – буквенно-цифровым рядом знаков, в котором зашифрована отражаемая в ПТС идентификационная информация, включая номер кузова, модель ДВС. В основном идентификаторе авто не указывается другой признак индивидуальности машины, её соответствия документам на ТС – порядковый номер двигателя, но на движок, как и в ПТС, маркировка наносится обязательно.

Нужность нумерации силовых агрегатов заключается в следующем:
- принадлежность ДВС к машине, на которую он был установлен с завода;
- участие в идентификации авто наряду с ВИН-кодом автомобиля, возможность установления личности собственника ТС;
- подтверждение законности изготовления двигателя при подозрении на сборку из краденых деталей;
- гарантия для покупателя авто, что движок на машине стоит родной, с завода;
- обязательность сопоставления номера мотора с данными ПТС при регистрации авто в ГИБДД, проведении розыскных мероприятий по автомобилям в угоне;
- подбор запчастей при ремонте двигателя.
Третий вид идентификаторов автомобиля – государственные регистрационные знаки, устанавливаемые впереди и сзади кузова ТС.
Где находится идентификационный номер двигателя на ВАЗ 2110 (2112, 21124) 8, 16 клапанов с инжектором
Маркируется в силовом агрегате большинства машин, включая «десятку», самая тяжёлая его деталь – блок цилиндров: весит остов двигателя около 30 кг, клеймение выполняется по фрезерованной на видном месте площадке. В подкапотном пространстве машины находятся и другие идентификаторы автомобиля: 17-значный VIN ТС, металлическая табличка-шильдик с информацией из ПТС авто, на которой также указывается модель ДВС.

Конструктивно бензомоторы ВАЗ 2110 с 16 клапанами отличаются от восьмиклапанных движков, что может сказаться и на местоположении идентификатора мотора на остове силового агрегата.
Номер двигателя на 16-ти клапаннике
Особенность моторов 16V «десятки» – инжекторная (форсунками) система питания топливом, из-за чего обеспечить доступность и видимость номерной кодировки на блоке цилиндров затруднительно. Чтобы определить, где находится номер двигателя на ВАЗ 2110 (2112, 21124) 16 клапанов или иного ДВС 16V «десятки» с инжектором, следует учитывать принципы подхода АвтоВАЗа к нумерации своих моторов:
- Изначально идентификатор двигателя располагался на заднеприводных машинах вазовской «классики» с левой стороны ДВС по ходу движения авто. На правой стороне блока искать VIN код мотора не нужно.
- Силовые агрегаты переднеприводных автомобилей, к которым относятся и ВАЗ 2110, ставят под капотом поперёк продольной оси авто так, что левая сторона движка обращена вперёд, а 1-й цилиндр находится справа.
- Район поиска идентификатора ДВС – место примыкания к бензомотору КПП: именно там, в верхней торцевой части движка ставили клеймо на «классике» 2101-2107.

Серийный номер двигателей 16V на ВАЗ 2110 находится выше картера сцепления на торце блока цилиндров (под термостатом, рядом с датчиком включения вентилятора). Увидеть кодировку без специального зеркала, фонарика не получится: придётся предварительно демонтировать корпус воздушного фильтра.
Номер двигателя на 8-ми клапаннике
Бензомоторы «десятки» 8V отличаются от 16-клапанных движков головкой блока цилиндров: на 8кл ставят единственный распредвал на все клапаны, а в 16V – 2 вала (отдельно для впускных и выпускных устройств). Такое различие в конструкции моторов на расположении маркировочной площадки идентификатора ДВС никак не отразилось. Чтобы найти место, где находится номер двигателя на ВАЗ-2110 (2112, 21124) 8 клапанов с инжектором, его поиск рекомендуется осуществлять по следующей схеме:
При осмотре кодировки обращают внимание на состояние символов: они должны быть чёткими, без повреждений и наложения других знаков, набиты в одном виде шрифта, а размеры всех цифр и букв – одинаковыми. Обязательное условие: номерное клеймо на остове бензомотора полностью совпадает с данными ПТС.
Исключения
Восьмиклапанные двигатели «десятки» изготавливались как в карбюраторной версии, так и с инжекторной системой впрыска топлива. Переходные модели ДВС от 8V к 16V и от питания карбюратором на подачу горючего форсунками могли иметь нестандартную для ВАЗ 2110 схему расположения VIN-номера двигателя.
Исключения из правил клеймения бензомоторов «десятки» некоторых агрегатов 8V не означают ухода от общих правил маркировки ДВС АвтоВАЗом: клеймо наносится также по левой стороне остова движка. Места блока цилиндров, где находятся номера двигателей ВАЗ 2110 8V как исключения, следующие:
- боковая, обращённая к радиатору, верхняя часть мотора;
- площадка в центральной зоне передней стенки остова: ниже масляного щупа или выше маслофильтра;
- участок в месте примыкания к ДВС КПП;
- отлив на блоке под крепление опоры силового агрегата;
- промежуток между гнёздами свечей зажигания цилиндров 3 и 4.
Клеймо на металл остова мотора наносится ударным способом одновременно всех символов, глубина клеймения – до 0,3 мм. Сбои в процессе маркировки вносят в журнал, который хранят в архиве автозавода.

Расшифровка номера на ВАЗ 2110
Расположение кодировки на маркировочной площадке техническими условиями завода не определено, на практике встречаются 2 варианта набивания клейма: в одной строке или в два яруса. Верхний – для указания модели двигателя, в нижнем ряду – серийный порядковый номер бензомотора с ограничивающими группу из 7 цифр звёздочками (*).
Начинается маркировка с года выпуска ДВС, который шифруется буквой латинского алфавита или последней цифрой учётного периода. В таблице приводятся обозначения времени выпуска автомобилей, применявшиеся за период производства ВАЗ 2110 в 1995-2015 г.г.
1995-2000 | Символы | 2001-2009 | Цифры | 2010-2015 | Буквы |
1995 | S | 2001 | 1 | 2010 | A |
1996 | T | 2002 | 2 | 2011 | B |
1997 | V | 2003 | 3 | 2012 | C |
1998 | W | 2004 | 4 | 2013 | D |
1999 | X | 2005 | 5 | 2014 | E |
2000 | Y | 2006 | 6 | 2015 | F |
2007 | 7 | ||||
2008 | 8 | ||||
2009 | 9 |
Модельный год выпуска автомобилей может не совпадать с календарным. Расшифровка маркировки бензомотора «десятки» с идентификатором W ВАЗ 2112 1234567:
- W – год изготовления силового агрегата;
- ВАЗ – марка автозавода;
- 2112 – модель двигателя;
- 1234567 – порядковый номер сошедшего с конвейера мотора.

Буквенное обозначение времени схода с конвейера машин для внешнего рынка с 1987 г. было отменено, но на авто для отечественных покупателей буквы оставались. Обнаружение в маркировке силового агрегата буквенного символа вовсе не означает, что движок изготовлен до 1987 г.
Читайте также: расшифровка номера двигателя на Приоре
Что делать, если не видно номера
Прежде, чем искать зашифрованную в клейме на металле информацию о двигателе, авто прогоняют через мойку. Большая часть загрязнений с поверхности мотора при этом удаляется, но прикрытые термостатом, воздушным фильтром участки поверхности могут остаться грязными. Если номера на штатной для его размещения площадке не видно, нужно выполнить следующие действия:
Сохранить читаемость номера на протяжении длительного периода можно, если обработать место клеймения литолом – литиевой водо-, температуро-устойчивой смазкой. Ржавчина, – наиболее опасный разрушитель металла, не сможет противостоять антикоррозийной защите символов маркировки.
Что делать, если номер перебит
Попасть в историю с перебитой маркировкой на двигателе авто можно при покупке автомобиля у недобросовестного продавца, если пренебречь идентификацией машины с представленными на неё документами. Когда сделка купли-продажи ТС совершена, отводится 10 дней на регистрацию легковушки в ГИБДД, когда и может вскрыться факт нечитаемости номера или его перебивки.

Заключение об изменении маркировки движка будет отражено в выводах экспертизы, назначенной инспектором ГАИ после традиционной сверки идентификаторов авто. Действия водителя машины с предположительно украденным мотором зависят от складывающейся ситуации, например:
- ГИБДД установлено, что автомобиль в угоне, номер перебит умышленно, а первоначальный собственник авто найден. Машину вернут действительному хозяину. Потерпевший сможет вернуть свои деньги через суд, если преступника поймают.
- Та же ситуация, но прежний владелец не установлен, а мошенник пойман. Покупатель-неудачник может получить двойную выгоду: взыскать с правонарушителя уплаченные деньги и оставить себе бесхозный автомобиль.
Номера двигателей ВАЗ 2110 находятся на блоке цилиндров под термостатом и воздушным фильтром, актуальность клейма на ДВС не утрачена, что обязывает водителя сохранять его читаемость. Пренебрежение таким правилом может доставить автолюбителю немало ненужных ему проблем.
Сталкивались с нечитаемостью номера двигателя?
Зачастую номер двигателя является главным доказательством того, что авто в угоне. И при этом до сих пор не додумались размещать его внутри конструкции, чтобы труднее было перебить.