16 клапанный двигатель 124 на Ниву (Шевроле, 2121, 21213): установка 21124 мотора, как поставить самостоятельно

Моторы ВАЗ

Внедорожник малого класса Нива 4х4 или Lada Niva выпускается АвтоВАЗом с 1977 года, в разные периоды комплектовался двигателями, мощность которых явно не устраивала владельцев полноприводных авто. Один из способов усилить силовую установку – заменить штатный ДВС (swap engine) или произвести свап более мощным и совершенным мотором, например, вазовским 16-клапанным движком под индексом 21124. Тюнинг двигателя на Ниве заменой мотора имеет плюсы и минусы, с которыми полезно ознакомиться автолюбителю, прежде чем решиться на модернизацию своего колёсного вездехода.

Нива с двигателем от Приоры: особенности и преимущества свапа на Ниве

Часто на Ниву ставят моторы от Lada Priora, выпускавшейся с 2007 г., а первым на пробной машине 2006 года был 1.6-литровый инжекторный движок ВАЗ 21124, выпускавшийся в 2004-2013 г.г. Последующая модель ДВС для Приоры – 21126, отличается от первичной большей мощностью, облегчённой на 40% шатунно-поршневой группой деталей, а также меньшей надёжностью.

Для повышения мощности двигателя на Ниву часто ставят моторы от Lada Priora
Для повышения мощности на Ниву часто ставят моторы от Lada Priora

Нива с инжектором появилась в 2002 г. под маркой Chevrolet Niva с мотором 21214, характеристики которого приведены в таблице.

Показатели 21214i 21124i
Рабочий объём, дм³ 1.7 1.6
Число клапанов 8 16
Мощность, л. с. 80 89
Момент вращения на коленвале, Нм 128 133
Усреднённый расход бензина на 100 км, л 10,2 7,2
Привод газораспределительного механизма (ГРМ) цепной ремённый
Вес, кг 127 121
Ресурс до капремонта, тыс. км 150-200 150-250

Оба движка агрегатируются с 5-ступенчатой коробкой передач, расположение под капотом ДВС 21214 – продольное, 21124 – поперечное. Гидросистема охлаждения обоих моторов – жидкостная, с малым и большим контурами принудительной циркуляции тосола, компоновка 4-х цилиндров – в одну линию, смазка деталей – комбинированная. Система питания топливом также одинаковая: распределённый впрыск форсунками, тепловые зазоры клапанов в ГРМ саморегулируются с помощью гидрокомпенсаторов.

Читайте также: принцип системы охлаждения Гранты

Устройство топливной системы ВАЗ 21214
Устройство топливной системы ДВС 21214

Если судить по характеристикам двигателей, показатели 124-го двигателя кажутся более предпочтительными для оснащения им вездеходного автомобиля. Положительные для свапа на Ниве моменты:

  1. Установка двигателя 21124 на Ниве добавляет ей надёжности. Искрообразование на 124 моторе производится индивидуальными катушками зажигания для каждой свечи: высоковольтные провода в электросхеме отсутствуют. Поршни не гнут клапанов при обрыве ремня привода ГРМ, а натяжные ролики – с буртиками от соскальзывания с них ремённой передачи.
  2. Увеличение мощности двигателя Нивы – 10% при сокращении расхода топлива на 40%.
  3. Увеличение тяги даже на малых оборотах коленчатого вала.
  4. Снижение уровня шума при работе движка: ремённый привод ГРМ против цепного работает гораздо тише. Комфорт в нивовском салоне после переделки сравнивают с удобством ездить на Toyota Cami – 92-сильном японском джипе.
Установка двигателя 21124 на Ниве увеличивает работоспособность транспортного средства
Установка двигателя 21124 на Ниве увеличивает работоспособность транспортного средства

Для свапа Нивы используются и более мощные приоровские моторы 1.6 л: 98-сильный с тягой на валу 145 Нм ВАЗ 21126 и его модификация 21127 с крутящим моментом 148 Нм и мощностью 106 л. с.

Побочные эффекты от замены мотора

Преимущества свапа штатного ДВС на Ниве 124-м движком весомые, но не меньшие трудности возникнут и при реализации такого тюнинга автомобиля. Монтаж двигателя, созданного для поперечной установки в продольном направлении, сопряжён со многими переделками, требует привлечения квалифицированных специалистов разных профессий.

Чтобы поменять двигатель, необходимо обратиться к квалифицированному мастеру
Для замены двигателя следует обратиться к квалифицированному автомеханику

Если к выполнению работ привлечь опытного автомеханика, негативные побочные эффекты от свапа будут связаны только с такими техническими доработками конструкций Нивы и деталей, систем, механизмов ДВС 21124:

  1. Щит в моторном отсеке переварить сваркой под контур 124 движка.
  2. Соединение маховика Нивы с коленчатым валом 21124i придётся подгонять с применением токарных работ.
  3. Система охлаждения штатного двигателя подлежит замене на приоровскую со всеми патрубками, шлангами и термостатом.
  4. Впуск топлива, выпуск газов подлежат переделке под 16V, так как моторы Нивы восьмиклапанные. Выхлопную систему можно купить от ДВС 21124.
  5. Поддон картера устанавливаемого двигателя нужно будет модифицировать по форме, что может привести к дефициту моторного масла при наборе автомобилем скорости.
  6. ГБЦ следует доработать под особенности внедорожника: вместо родных распредвалов поставить «низовые», например, СТИ 1.1, которые выдадут максимальный крутящий момент на 1500-4000 об./мин.
  7. Переделки потребуют и кронштейны закрепления двигателя в подкапотном пространстве кузова авто.
  8. Сцепление рекомендуется ставить от Приоры, но без доработки механизм послужит недолго. Повышенные нагрузки внедорожника приводят к быстрому износу деталей. КПП остаётся нивовская.
Изменяя поддон, необходимо уделить внимание сохранности масла
Изменяя поддон, необходимо уделить внимание сохранности масла

Электропроводка может использоваться от 21124 или 21214. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) прошивают под Евро-2 (без катализатора), также корректируют под низовые распредвалы.

Читайте также: доработки ВАЗ 2107

Риски при замене двигателя

При установке на Ниву 124-го вазовского мотора в части технических требований к свапу опасений нет: приемлемый рабочий объем – 1,6 л при допустимых 1.5-2.0, превышение мощности – 9 л. с. при норме до 20 сил. Вес движков 21124 и 21214 почти одинаковый: 121 и 127 кг соответственно, усиления подвески и кузова не потребуется. Риск при замене двигателя связан с необходимостью перерегистрации переделки конструкции автомобиля в ГИБДД.

После изменения конструкции машины, владельцу необходимо произвести перерегистрацию автомобиля в ГИБДД
После изменения конструкции машины владельцу необходимо произвести перерегистрацию автомобиля в ГИБДД

Правильный путь для беспроблемной регистрации тюнинговой Chevrolet Niva следующий:

  1. Составить техническое описание планируемого свапа, обратиться за предварительной оценкой в экспертную фирму, например, Центр техэкспертизы ФГУП НАМИ. Здесь помогут решить проблемные вопросы, выдадут документ о возможности замены ДВС. Заключение получает привязку к VIN.
  2. Подать заявление в ГИБДД. Приложить предварительное согласование экспертов, ПТС, СТС, иные бумаги по списку от инспекции. Получить разрешение на переделку.
  3. Заменить двигатель самому или в лицензированном техцентре, автосервисе.
  4. Заполнить или получить от исполнителя заявление-декларацию по выполненным работам. Взять копию лицензии, сертификаты СТО, диагностическую карту.
  5. Обратиться за экспертизой безопасности конструкции автомобиля. Приложить все ранее полученные и подготовленные бумаги. Получить положительный протокол техэкспертизы.
  6. Принести документы в ГИБДД, модернизированную Ниву представить к осмотру. Дождаться завершения перерегистрации, внесения изменений в ПТС и свидетельство о регистрации в течение 10 дней.
Порядок оформления замены двигателя в ГИБДД
Порядок оформления замены двигателя в ГИБДД

Начиная с июля 2021 г. инспекторы ГИБДД имеют право устанавливать переделку машины непосредственно при осмотре автомобиля на месте остановки.

Решение госинспектора о признании факта неоформленного тюнинга грозит снятием авто с учёта, а езда без регистрации автомобиля чревата штрафом в 5 тыс. руб. или потерей водительских прав на 1-3 месяца.

Комплект для установки 16 клапанного двигателя на Ниву

Прежде чем приступить к работам по замене мотора ВАЗ 21214 на движок 21124, нужно произвести комплектацию свапа деталями, приборами, которые потребуются в процессе модернизации авто. Содержимое комплекта для установки шестнадцатиклапанника на Niva Chevrolet может изменяться в зависимости от состояния исходного 124-го мотора для замены, планов водителя на дополнительный тюнинг самого ДВС. Значение имеет также и техсостояние модернизируемого внедорожника.

Чтобы установить двигатель от Приоры на Ниву, необходимо приобрести специальный кит-комплект
Чтобы установить двигатель от Приоры на Ниву, необходимо приобрести специальный кит-комплект

Производители запчастей оперативно реагируют на запросы автолюбителей, желающих улучшить эксплуатационные и ходовые характеристики вездеходных автомобилей путём свапа родного 8-клапанного движка на моторы 16V.

Читайте также: установка 16 клапанного двигателя на ВАЗ 2107

В продаже всегда имеются КИТ-комплекты (от английского kit – набор) деталей, которые часто используются при замене силового агрегата Нивы на приоровский ДВС. Перечень содержимого:

  1. Элементы перехода (проставки) на соединительный узел мотор-КПП, на маховик. Подшипник первичного вала центрирующий.
  2. Выпускной коллектор, приёмная труба. Система впуска под шноркель – трубчатое устройство с двумя каналами: забор воздуха и выхлоп газов, выведенной выше крыши авто. Воздушный фильтр, воздуховоды.
  3. Отводы гидросистемы охлаждения и помпы, набор патрубков.
  4. Опоры двигателя, маховик Лада 4х4 16V, модифицированные под Ниву поддон картера и маслоприёмник.
Схема установка комплекта на автомобиль Niva Chevrolet
Схема установка комплекта на автомобиль Niva Chevrolet

Такой КИТ-комплект для свапа на Niva Chevrolet обойдётся примерно в 70 тыс. рублей. Список комплектующих деталей далеко не полный, прочих запчастей понадобится ещё на такую же сумму.

Как поставить и установить двигатель 21124 на Ниву: пошаговая инструкция

В практике применяют 2 способа установки 124-го мотора на Niva Chevrolet: блок вплотную к КПП и движок отдалён от коробки передач проставками. Отличия монтажных схем следующие:

Моторный щит 1. Моторный щит. Вариант с плотным прилеганием предполагает подрезку перегородки, а с использованием проставок переделка не требуется.
Маховик 2. Маховик. При плотном примыкании КПП к 124-му мотору ставят приоровскую деталь в сборе со сцеплением, а на выжимной подшипник делают проставку-кольцо. Отдаление коробки от ДВС позволяет поставить нивовский маховик с мощными дисками родного сцепления Niva Chevrolet.
Опорные конструкции 3. Опорные конструкции. При установке вплотную 124 блок закрепляется лишь 3-мя болтами, а четвёртая опора с коробкой не совпадает. В варианте с проставками задействуются все 4 точки крепления.

Способ с отдалением КПП от мотора кажется более предпочтительным. Установка двигателя 21124 на Ниву выполняется поэтапно, согласно таблице:

Стадия свапа

Пошаговые операции
Подготовительные работы Подстройка движка 21124i под трансмиссию, кузов и оборудование Niva Chevrolet. В зависимости от принятого способа установки:

1. Подогнать венец маховика 124 движка под нивовский стартер.

2. Переделать разделительную перегородку моторного отсека.

3. Подготовить переходники на опоры устанавливаемого двигателя

Демонтаж ДВС 21214 Зафиксировать авто от перемещений ручником. Далее:

1. Снять аккумулятор.

2. Отсоединить КПП со сцеплением – их снимать не нужно.

3. Слить из движка тосол, масло.

4. Демонтировать навесное оборудование.

5. Промаркировать и отключить от мотора коммуникации авто.

6. Открепить опорные подушки.

7. Демонтировать двигатель

Монтаж агрегата 21124

До установки тюнинг самого ДВС должен быть завершён. Особенности подгонки приоровского мотора:

1. Монтировать движок нужно по продольной оси внедорожника.

2. Установить оригинальные опорные устройства. Использовать штатные нивовские кронштейны, приоровские подушки.

3. Проложить магистраль гидросистемы охлаждения с применением патрубков из КИТ-комплекта.

4. Адаптировать выпускной коллектор под формы моторного отсека Нивы.

5. Произвести присоединение мотора к обеспечительным и управляющим коммуникациям автомобиля

Опоры установленного двигателя рекомендуется усилить уголками, поскольку мощность и крутящий момент силовой установки возросли.

Для усиления опор двигателя применяют уголки
Для усиления опор двигателя применяют уголки

Так стоит ли ставить двигатель 21124 на Ниву Шевроле

Целесообразность замены штатного мотора внедорожника определяется преимуществами, недостатками переделки конструкции автомобиля, а также амбициями владельца Niva Chevrolet. В таблице приведены оценочные параметры за и против установки двигателя ВАЗ 21124 вместо ДВС 21214:

Положительно

Отрицательно
Правильный свап улучшает ходовые качества авто на бездорожье и при поездках по трассе: возрастают мощность, проходимость, скорость Ошибка в настройках сделает весь тюнинг бесполезным
Ресурс мотора до капитального ремонта увеличивается (утверждение спорное) Переделка силовой установки – сложный процесс, выполняется профессиональными автомеханиками
Расход топлива значительно снижается Переделка стоит некоторых денег
Надёжность нового движка выше Процесс регистрации авто изменённой конструкции длительный, требует предоставления многих документов, включая экспертное заключение о безопасности тюнингового автомобиля

Каждый владелец Chevrolet Niva принимает решение о замене двигателя самостоятельно, оценивая свои финансовые возможности, умение выполнять слесарные работы, деловую хватку. Очевидно, что стоимость установки 16 клапанного двигателя 21124 на Ниву будет тем ниже, чем больше труда будет вложено самим автолюбителем.

Считаете ли вы свап на Ниве хорошим решением?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Федор

    Ах, это классическая тема для всех нас, кто любит автомобили и хочет улучшить свою Ниву!
    Что бы я посоветовал – это заранее хорошенько изучить всю информацию о процедуре. Посмотрите форумы, общайтесь с теми, кто уже делал подобную замену. Важно понимать, что это сложная задача, и нужно быть уверенным в своих механических навыках.
    Также, перед тем как приступить к установке, убедитесь, что у вас есть все необходимое оборудование и инструменты. Отсутствие какого-либо ключевого инструмента может серьезно затянуть процесс.
    И, конечно, не спешите! Лучше уделите больше времени на качественное выполнение каждого шага, чтобы избежать ошибок и проблем в будущем.

    Что касается моего мнения, я абсолютно поддерживаю стремление улучшить свою машину и осуществить такой проект. Это отличный способ улучшить производительность и динамику автомобиля, а также насладиться процессом создания чего-то своими руками.

    Ответить
  2. Эльдар

    Самый оптимальный вариант из шеснарей для Нивы. Некоторые пишут, что ему мощи не хватает. Чушь. Езжу пятый год по бездорожью, еще ни разу нигде не застрял, в отличие от хваленого Паджеро.

    Ответить