Мощность штатных моторов авто Niva 4х4 рабочим объёмом 1.7 дм³ с карбюратором (21213), распределённым впрыском (21214) составляет 81 л. с., которых для езды в условиях бездорожья бывает недостаточно. Владельцы популярного внедорожника сами занимаются доработкой двигателя Нивы в части повышения его мощи. Вниманию любителей экстремальных поездок и экспериментов с движком предлагаются 5 основных направлений улучшить мощностную характеристику вездеходного автомобиля.
Варианты тюнинга двигателя Нива 4х4
Основные способы доработки современных двигателей: первый – механические изменения, вносимые в конструкцию силового агрегата, геометрические преобразования его узлов и деталей, второй – чип-тюнинг. Так называется программная модернизация, перепрошивка электронного блока управления (ЭБУ), доступные для инжекторных Нив ВАЗ 21214. Карбюраторные движки 21213 тюнингуют (улучшают) по 5 направлениям механического вмешательства: механика мотора, масляный насос, газораспределительный механизм (ГРМ), системы выхлопа и питания.

Улучшение геометрии
Мощность ДВС определяется его рабочим объёмом, степенью сжатия топливовоздушной смеси, интенсивностью подачи бензина, воздуха в камеру сгорания, а также иными связанными с геометрией мотора характеристиками. Чтобы повысить тягу за счёт изменения геометрических данных, используются такие приёмы:
- Расточка цилиндров под больший диаметр, удлинение хода поршня через замену коленвала. Это классический способ увеличения рабочего объёма агрегата.
- Модернизация карбюратора. В обеих камерах ставят топливные жиклёры большего сечения.
- Увеличение диаметра клапанов, герметизация их прилегания к седлам. Тяговитость мотора за счёт прироста пропускной способности каналов увеличивается на 10%.

Тюнинг карбюратора совместно с заменой распредвала ГРМ даёт хороший прирост мощности и большее нагревание деталей.
Избыточный нагрев компенсируют установкой радиатора с увеличенной охлаждающей поверхностью.
Работы с масляным насосом
Добавленная в результате тюнинга мощность двигателя повлечёт большие нагрузки на трущиеся детали, с которыми штатный маслонасос Нивы не справится. В продаже имеются масляные насосы полуторной производительности, но можно модифицировать шестерёнчатую помпу из двух маслонасосов старых.
Этапы работ:
Доработка газораспределительного механизма
С помощью ГРМ в двигателе производится своевременная подача в камеры сгорания топливовоздушной смеси, отвод из цилиндров продуктов горения. Часто используемые переделки деталей газораспределения:
- Замена штатных клапанов, втулок для них облегчёнными элементами. Уменьшается сопротивление потоку топливной смеси в цилиндры.
- Установка тюнингового распредвала, разрезанной приводной шестерни. За счёт изменённых конфигурации и высоты кулачков наполняемость камер сгорания топливом возрастает. Возросшие нагрузки на клапаны компенсируют установкой титановых клапанных пружин.
- Покупка и установка на восьмиклапанный движок головки блока цилиндров 16V. Это потянет за собой замену воздухофильтра, свечей зажигания.

На инжекторной версии мотора увеличения мощи достигают тюнингом форсунок и управляющей ими платы ЭБУ.
Усовершенствование выхлопной системы
Цель тюнинга выхлопа – добавить двигателю мощности, которая теряется на выпускном коллекторе. Исправить конструкцию штатного устройства для отвода газов из цилиндров Нивы можно с помощью установки так называемого «паука». Особенности переделки:
- Конструкция штатного коллектора. В месте соединения всех отводов 1-й и 4-й выхлопы направлены взаимовстречно, что тормозит выпуск через них газов: часть остаётся в камерах сгорания, снижает полноту сгорания топлива.
- Диаметр окон заводского коллектора. Выпускные отверстия на головке блока цилиндров имеют большее сечение почти на 2 мм: поток газов затормаживается уже в начале выхлопа.
- Устранение минусов даёт прирост тяговитости на 25-30%.

Нива с турбиной
Повышение интенсивности подачи топливовоздушной смеси в камеру сгорания ДВС достигается установкой на мотор турбонаддува или компрессора. Приводом для крыльчаток турбины служат выхлопные газы: коленвал с турбинным валом никак не связан, что способствует повышению КПД силовой установки.
Характеристики турбирования движка Нивы:
- Замедленная реакция ДВС на педаль акселератора из-за времени на разгон крыльчатки. Эффективность проявляется при наборе скорости, но не на малых оборотах.
- Обязательная деталь турбосистемы – клапан сброса предельного давления.
- Оснащение Нивы турбокомпрессором GARETT GT17 даёт увеличение тяги с 81 до 105 л. с.
- Прирост мощности сопровождается повышением расхода топлива.

Отличие подачи воздуха компрессором от турбонаддува заключается в приводном механизме: первый аппарат приводится от коленчатого вала, а турбина вращается отработанными газами ДВС.
Что еще можно сделать для улучшения
Повысить мощность на 5-6 л. с. можно только что полученному с завода внедорожнику, если слить все заправочные жидкости с агрегатов автомобиля и заменить более качественными новыми.
Есть и другие способы улучшить тяговитость мотора:
- применение облегчённых шатунов, маховика;
- использование улучшающих присадок в топливо;
- замена контактных приборов зажигания бесконтактной электронной системой;
- использование воздухофильтра нулевого сопротивления;
- установка 2-х карбюраторов Solex вместо одного.

Увеличение мощности штатного мотора Нивы не может пройти бесследно: возросшие нагрузки приводят к сокращению фактического ресурса против заявленного заводом пробега до капремонта. Для прироста тяги требуется дополнительная энергия – расход топлива увеличивается. Оптимальный тюнинг Lada Niva возможен, если ограничиться приведёнными 5-ю вариантами повышения мощности.
Какой вариант тюнинга вам кажется наиболее эффективным?
Видео по теме
учись иди, мастер
Я давно хочу увеличить мощность своей Нивы, но почему-то очень опасаюсь это делать. Можете точно сказать, если увеличить мощность, то двигатель сколько еще прослужит или через полгода можно будет выбрасывать?
Один из примеров где проявляется вся творческая натура автослесарей) Столько фишек и улучшений. Тут нет предела совершенства и можно всегда что то новое придумать, но это больше интересно для любителей этого дела как тюнинг.
Насколько я знаю, сильно не увеличишь мощность мотора Нивы. И тогда вопрос: какой в этом смысл вообще? Что дадут эти несколько дополнительных лошадей? Может, я чего-то не понимаю.
Вот бы про 16 капанную головку на классический двигатель нивы попа дробней
У двигателя Нива и так все отлично, на мой взгляд. Знаю не понаслышке, что работает исправно он долго, и довольно мощный. Всю жизнь, считай, такой движок проэксплуатировал. Нравится мне он.
Самое интересное, что весь этот тюнинг можно самому сделать потому что двигатель у нивы достаточно простой и подобраться легко, мы сами в гараже с ребятами делаем по вечерам масляный насос.
Тюнинговать движок вызвался мой друг. Он там что-то менял, покрутил, и вот сейчас движок стал работать гораздо лучше и не жрать так много бензина, как раньше делал. Хорошая работа.