Автомобиль ВАЗ 2107 за годы выпуска (1982-2012 г.г.) комплектовался разными моторами серии «классика», всего модификаций насчитывается 14, включая роторную модель ДВС ВАЗ 4132, которую ставили на спецавтомобили Лада 21079. Другие движки для семёрки относятся к разряду бензиновых поршневых 8-клапанных (8V) рабочим объёмом 1.3-1.7 дм³ с продольным расположением силового агрегата по направлению движения авто. Возможностей для усовершенствования семёрочных двигателей много, автолюбителям предлагается к ознакомлению 10 наиболее часто применяемых вариантов тюнинга двигателя ВАЗ 2107.
- Основные характеристики мотора
- Варианты тюнинга двигателя ВАЗ 2107
- Расточка блока цилиндров
- Модернизация ГБЦ
- Замена фильтра
- Замена распредвала
- Тюнинг карбюратора
- Облегченные клапана
- Установка разрезной шестерни
- Установка турбонаддува
- Облегченные шатуны и поршни
- Модификация выпускного коллектора
- Как не нужно делать тюнинг
- Видео по теме
Основные характеристики мотора
Базовой основой для создания движка послужил мотор 2105 с рядной конфигурацией 4-х цилиндров. Выпускался ДВС с карбюратором и в инжекторном (2107i) исполнении с четырьмя форсунками, обеспечивающими распределённый впрыск топлива.

Основные технические данные ВАЗ 2107 приведены в таблице.
Показатели | Значения |
Рабочий объём | 1500 см³ |
Мощность при 5600 об./мин. | 71 л. с. |
Крутящий момент на 3600 оборотах коленвала в мин. | 104 Нм |
Ход поршня/диаметр цилиндра | 80/76 мм |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 8,5 |
Расход топлива в городе/по трассе | 9,4/6,9 л/100 км |
Ресурс двигателя до капитального ремонта, тыс. км | 150 тыс. км. |
Вес | 121 кг |
Бензин может использоваться марок АИ 92, 93, 95, его потребление может изменяться в зависимости от манеры вождения, дорожных, климатических условий. Инжекторный мотор экономичнее карбюраторного, обладает повышенным КПД.
Фактический пробег двигателя до капремонта достигает 200 и более тыс. км при условии своевременного техобслуживания авто и силового агрегата.

Варианты тюнинга двигателя ВАЗ 2107
Усовершенствования ДВС производятся по направлениям повышения мощности, тяги и приемистости, рационального сжигания топлива, стабилизации параметров на разных рабочих режимах. Объектами тюнинга может быть цилиндро-поршневая группа деталей (блок цилиндров, его головка ГБЦ, шатуны, поршни), системы питания и выхлопа (карбюратор, воздухофильтр, выпускной коллектор). В десятку популярных способов тюнинга ВАЗ 2107 входит также доработка элементов механизма газораспределения ГРМ и установка на мотор турбонаддува.

Расточка блока цилиндров
Увеличение рабочего объёма двигателя – прямой путь к повышению его мощности. Рассчитывается вместимость полезной части цилиндрической проточки по формуле определения единичного объёма цилиндра:
V=S*L
Здесь S – площадь сечения, L – длина образующей, равная ходу поршня.
Прироста литража двигателя добиваются за счёт таких операций:
- расточка цилиндров под больший диаметр;
- замена штатного коленвала валом с большим перемещением поршня.

Чаще применяется первый способ, но самостоятельно осилить такую модернизацию не получится: необходимо специальное оборудование, которое имеется в мастерских автосервиса. Второй нюанс – набор выполняемых работ соответствует объёму капитального ремонта двигателя: имеет смысл приурочить тюнинг с расточкой блока цилиндров к времени капремонта.
Снимаемый слой металла не должен превышать 3 мм: утончение межцилиндровых стенок может вскрыть каналы охлаждения, отрицательно повлиять на ресурс ДВС.
Модернизация ГБЦ
В головке блока цилиндров находятся клапанный и газораспределительный механизмы, системы впуска топлива, отвода выхлопных газов.

Доработке подлежат впускные, выпускные каналы ГБЦ в целях улучшения наполняемости цилиндров при минимизации потерь от шероховатой внутренней поверхности протоков, нестыковки отверстий в местах стыка деталей.
Объём работ по модернизации головки:
Работа кропотливая, нужна дрель с насадками. В автосервисах каналы шлифуют с применением специального оборудования.
В результате усовершенствований мощность ДВС может вырасти на 10-15%.
Замена фильтра
Тюнинг системы питания включает и улучшение подачи воздуха для формирования топливовоздушной смеси. Без переделок на двигателе уменьшают сопротивление более частой сменой фильтровального элемента в штатном воздухофильтре: вместо ежегодной замены обновлять фильтроэлемент 1 раз в 2-3 месяца. Доработать систему воздухозабора можно установкой воздушного фильтра с нулевым сопротивлением, что обеспечит двигателю такие преимущества:
- приток в камеру сгорания большего количества кислорода;
- снижение удельного расхода топлива;
- повышение мощности, приемистости на высоких оборотах коленвала.

Модифицированный фильтроэлемент может размещаться в корпусе серийном или отдельно от него. Бывает сухим, а также с пропиткой специальным составом.
Фильтр-нулевик стоит дороже штатного воздухофильтра, требует дополнительных затрат по уходу за ним, может быть источником дополнительного шума.
Замена распредвала
Распределительный вал у ДВС 2107 находится в верхней части ГБЦ, приводится во вращение от коленвала цепной передачей, оснащённой натяжителем и успокоителем цепи. Конструкция стандартного распредвала такова, что обеспечивает равномерное распределение мощности при работе двигателя по всему диапазону оборотов коленвала.

Разные обстоятельства поездок, манеры вождения водителями авто создают необходимость перераспределения повышенного крутящего момента в сторону низких или высоких оборотов:
- езда с малой частотой вращения коленчатого вала больше подходит для людей пожилого возраста, любителей неспешных автопутешествий;
- гонки на преимущественно высоких оборотах (≥3200 об./мин.) – спортивный стиль вождения, когда тяга на малой частоте вращения почти не требуется, а вся мощь реализуется на максимальных оборотах.
Распредвалы первого типа называют низовыми: фаза газораспределения узкая, когда клапана закрываются быстро. Вторые распределительные валы – верховые или спортивные, широкофазные: клапанный механизм работает на долгое время заполнения камер топливной смесью.

Различить распредвалы можно по профилю кулачка. У низовых моделей вид более широкий и плавный, у верховых – узкий и острый.
Тюнинг карбюратора
Усовершенствование карбюраторного мотора ВАЗ 2107 производится модификацией конструкции дозирующего подачу бензина топливного прибора и другими способами. Основные детали и действия по улучшению характеристик штатного карбюратора Озон, направленные на увеличение мощности двигателя:
- Дроссельная заслонка 1-й камеры. Убрать соединительную с вакуумным насосом пружину. С увеличением тяги возрастёт и расход топлива на 0,5 л/100 км.
- Дроссель вторичной камеры. Привод заслонки переделать в механический из тонкой проволоки.
- Диффузор 1-й камеры (марки 3,5). Заменить деталью большего размера, маркированной кодом 4,5.
- Ускорительный насос. Убрать распылитель со значением 30, поставить с числом 40. Разгон авто улучшится, но потребление топлива не изменится.
- Главные жиклёры. Для двигателя 1.5 л: топливный – ГТЖ-130, ГВЖ-170.

Результат тюнинга – уверенная работа мотора на оборотах до 6600, отличные тяга и ускорение. Цена – дополнительный 1 литр топлива на 100 км.
Карбюраторный 2107 также переделывается в инжекторный 2107i.
Облегченные клапана
Меньшая масса деталей благоприятна для работы распредвала, особенно на высоких оборотах движка. Клапанный механизм 07-го агрегата состоит из 4-х впускных и такого же количества выпускных клапанов, заменяют их облегчёнными полным комплектом, чтобы за счёт быстрого закрытия увеличить проходимость каналов. Преимущества облегчённых клапанов:
- возможность сделать ДВС высокооборотистым за счёт снижения сил инерции;
- уменьшение нагрузок на клапанные пружины, толкатели, кулачки распределительного вала;
- минимизация случаев зависания клапана на высоких оборотах мотора;
- снижение износа направляющих втулок;
- улучшение наполняемости цилиндров горючим за счёт уменьшенного сопротивления на впуске, что ведёт к росту крутящего момента, тяги двигателя, его КПД;
- понижение требований к клапанным пружинам.

Зависание клапана происходит при частоте вращения коленвала ≥5000 об./мин. из-за ослабленных пружин, которые не успевают полностью закрыть тяжёлый клапан до следующего цикла открытия. Как результат – пропуски зажигания, снижение мощности ДВС.
Установка разрезной шестерни
Оптимальные характеристики двигателя обеспечиваются выставлением эффективных фаз газораспределения (ФГР). Чтобы иметь возможность изменять положение распределительного вала ГРМ относительно коленвала без ослабления натяжения приводной цепи, на распредвал устанавливают разрезную шестерню (шкив Верньера).

Такой тюнинг для ДВС 2107 необходим, если производилась замена штатного распределительного вала на спортивный или иной тюнинговый.
Шаг настройки ФГР калибруется в десятых долях градуса, а добавка мощности получается 3-5%. Порядок тюнинга после установки нового распредвала:
Если заводские настройки не оптимальны, придётся провести эксперимент с корректировкой положения валов.
Установка турбонаддува
Турбированный двигатель отличается от ДВС стандартного изготовления в 1,3-1,8 раза большей мощностью при одинаковом рабочем объёме цилиндров и равном расходе топлива. Возрастание эффективности работы движка объясняется подачей при помощи турбины воздуха в сжатом состоянии, что повышает концентрацию в топливовоздушной смеси кислорода.
По величине создаваемого давления наддув бывает низкой производительности 0,2-0,4 атм. и высокопроизводительным – до 1 атм. и более. Турбина встраивается в систему выпуска, вращается под действием струи выхлопных газов, преобразуя их энергию в давление воздуха.

Особенности тюнинга ВАЗ 2107 установкой турбонаддува:
- Карбюраторная версия двигателя. Слабый впускной коллектор может не выдержать давления турбины – сначала топливную систему переделывают в инжекторную. На моторах с карбюратором доступно частичное турбирование: установкой компрессора.
- Агрегат с распределённым впрыском форсунками. Нагрев турбины до 700ºС требует дополнительного радиатора для охлаждения – интеркулера, места для которого под капотом не предусмотрено.
Для ДВС 2107 подходит тракторная турбина от дизеля – ей не нужно водяное охлаждение, а подключается турбонаддув к стандартному выпускному коллектору.

Облегченные шатуны и поршни
С облегчением шатунно-поршневой группы деталей (ШПГ) снижается инерция механизма, потери КПД на преодоление сил трения, а также улучшается балансировка механической системы. Достоинства тюнинга способом установки облегчённых шатунов и поршней:
- Уменьшение массы подвижных деталей позволяет движку работать на повышенных оборотах, развивать большую мощность.
- Сокращается время достижения максимальной частоты вращения коленвала – энергия не тратится на перемещение тяжёлых элементов ШПГ.
- Снижается вероятность детонации, двигатель работает ровно.
- Увеличивается ресурс силовой установки: уменьшение нагрузок влечёт меньший износ.

После замены штатных поршней и шатунов облегчёнными деталями двигатель ВАЗ 2107 обретает уверенную тягу при старте с места, надёжность, оборотистость, автомобиль становится скоростным.
Модификация выпускного коллектора
Заводское исполнение выхлопного устройства для отвода газов из цилиндров – в одну трубу, где потоки сталкиваются, отталкиваются, создают обратный отток в камеры сгорания. Правильная геометрия выпускного коллектора формирует на выпуске вакуум, помогая очистить рабочее пространство от остатков газа, называется такая конструкция – паук: переход от цилиндров к трубе по схеме 4-2-1 или 4-1.

Преимущества установки переходника на выпуске:
- улучшение продувки цилиндров, снижение сопротивления поршневой группы деталей;
- создание разряжённой зоны перед открытием клапанов, что облегчает газоудаление;
- устранение влияния выхлопа от соседних камер сгорания;
- лучшее наполнение цилиндров топливовоздушной смесью;
- встраивание устройства в выпускной тракт без переделок.
Тюнинг выхлопного коллектора ДВС 2107 встраиванием паука добавляет движку до 6 л. с. мощности повышает его крутящий момент.

Как не нужно делать тюнинг
Прежде чем тюнинговать двигатель, следует определиться с целями модернизации, оценить размер и целесообразность финансовых вложений, возможность выполнения части работ своими силами. Не все виды тюнинга ВАЗ 2107 однозначно принесут пользу. Например, автомеханики не рекомендуют ставить на классику газотурбинный нагнетатель воздуха по следующим причинам:
- «семёрка» – устаревшая модель автомобиля, системы обеспечения не рассчитаны на значительное повышение мощности, потребуют переделки других узлов машины;
- шасси, подвеска, рулевое оборудование на высокой скорости на безопасность не испытаны;
- выпускной коллектор может не выдержать давления газов.

Какие из 10 предложенных вариантов усовершенствования двигателя 2107 применить на своей легковушке, решает сам владелец автомобиля, исходя из бюджета семьи. Тюнинг мотора, выполненный в соответствии с рекомендациями, не только улучшит характеристики движка, но и сделает управление авто комфортным.
На какой вариант тюнинга 2107 мотора вы бы решились?
Я бы не стал сам тюнинговать мотор, иначе можно так сделать, что вообще машина ехать не будет. У меня опыта ноль, поэтому знакомым лучше доверю такое дело. Но все равно немного разобрался в деталях.
Сам по мебе тюнинг это верх мастерства и достаточно интересное занятие. Не раз был у своего знакомого который постоянно что то тюнингует у себя в мастерской. На сколько я понял не все машины стоит подвергать тюнингу, особенно если она на это не расчитана.
Весь вопрос в том, в какую сумму обойдется тюнинг немолодого автомобиля. Решился бы на бюджетный вариант тюнинга. Профессиональные автослесари лучше всех в этом вопросе разбираются.