Существует 2 версии силовой установки ВАЗ 21128i (i – инжектор) рабочим объёмом 1.8 литра: периода выпуска 2003-2013 г.г. и более поздняя модель под тем же индексом, изготавливаемая с 14-го года. Оба варианта созданы дочерним предприятием АвтоВАЗа Супер-Авто на базе моторов: для первой версии – 21124i, второй – 21126i. Разные базовые прототипы моторов 21128(1) и 21128(2) объясняют большой разброс значений в сведениях о мощности 128-й модели – от 105 до 123 л. с. соответственно.
- Технические характеристики мотора ВАЗ 21128 1
- Особенности конструкции двигателя Лада 21128 16 клапанов
- Коленвал
- Поршневая система
- Система питания
- На какие автомобили устанавливали мотор
- Преимущества двигателя ВАЗ 21128
- Наиболее распространенные проблемы
- Обрыв ремня ГРМ
- Жор масла
- Перегрев двигателя
- Троение
- Плавают обороты
- Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 21128
- Стоимость двигателя ВАЗ 21128 нового и на вторичке
- Видео по теме
Технические характеристики мотора ВАЗ 21128 1
Агрегат в обеих версиях 4-х цилиндровый бензиновый с рядной компоновкой, под капотом расположен поперёк вектора движения. Газораспределительный механизм (ГРМ) обустроен 2 валами, 16-ю клапанами, инжекторной (форсунками) системой питания и приводится в действие ремнём.

Основные характеристики ВАЗ 21128(1) – в таблице.
Показатели | Значения |
Мощность при 5200 об./мин., л. с. | 105 |
Рабочий объём, дм³ | 1.8 |
Степень сжатия топливовоздушной смеси в камере горения | 10,5 |
Крутящий момент, Нм | 162 |
Обороты холостого хода, в минуту | 800-850 |
Диаметр цилиндра/перемещение поршня, мм | 82,5/84 |
Ресурс до капремонта плановый/фактический, тыс. км | 150/100 |
Расход АИ-95: трасса/город, л/100 км | 5,4/9,8 |
Масса, кг | 117 |
Особенности конструкции двигателя Лада 21128 16 клапанов
Блок цилиндров у прототипов 128-го движка (моделей 21124, 21126) одинаковый – ВАЗ 11193, но ДВС первой версии растачивали на 0,5 мм, а во втором варианте оставили неизменным – Ø82 мм. В конструкции 21128 усовершенствованию подверглись коленчатый вал, шатунно-поршневая группа деталей (ШПГ), система топливоснабжения. Достоинство модели 21124 в части безопасности клапанов при обрыве ремня ГРМ передалось мотору 21128(1), но в ДВС 21128(2) это преимущество исчезло.

Коленвал
Коленчатый вал на моторы 1-го выпуска, как и шатуны, ставили собственной разработки фирмы Mecaprom (Италия). Применяется коленвал только на этой модели двигателя. Характерные отличия импортной детали:
- обеспечивает длину хода поршня 84 мм;
- имеет увеличенный на 4,2 мм радиус кривошипа;
- включает шатунные шейки нестандартного Ø41,5 мм;
- стоит дорого.

Коленчатый вал на движке 21128 2-го поколения выпускается с шатунной шейкой размером 47,8 мм, как и на стандартных коленвалах ВАЗ.
Поршневая система
Конструктив поршней ДВС 21128(1) разрабатывался усилиями СуперАвто. Авторские детали характеризуются такими показателями:
- Углубления на днище поршня. Предусмотрены для исключения загиба клапанов при аварии на ремённом приводе: выемки компенсируют избыточную длину клапанных стержней.
- Металлоёмкость поршней уменьшена. При Ø82,5 и высоте 45,3 мм вес детали 247 г.
- Поршневые пальцы Ø19 мм – плавающие. Сдвижку по оси предупреждают полукольца-фиксаторы.
- Кольца: 2 компрессионных высотой 1,2 (верхнее) и 1,5 мм, одно маслосъёмное – 2 мм.

Поршни для движка ВАЗ 21128(2) изготавливала тольяттинская компания Federal Mogul, которая делала поршневые детали и для ДВС 21126.
Применение в конструкции новых поршней привело к возможности загиба клапанов при взаимовстрече деталей в случае обрыва ремня.
Система питания
Впрыск на ДВС 21128 распределённый с электронным управлением, зажигание – отдельная катушка для каждой свечи. Отличия от топливного обеспечения 124-го двигателя:
- высокопроизводительные форсунки бренда Siemens;
- дроссельный патрубок увеличенного сечения – 51 мм.

В конструкции системы питания 21128 применён ресивер впускного тракта индивидуальной разработки.
На какие автомобили устанавливали мотор
Если первые версии 128-го мотора устанавливались преимущественно на вазовские легковушки Лада 10-го семейства, то обновлёнными движками комплектовали Приоры. В зависимости от года производства двигателей, ими комплектовали следующие автомобили:
- движками 21128(1) в период с 2003 г. до 2007 – ВАЗ 2110, кузов седан, 2003-2008 г.г. – 2112, 5-дверный хэтчбэк, до 2009 года – универсал 2111;
- ДВС 21128(2) в 2014-2016 г.г. – Приоры: седан 2170 и 21708, 2171 с кузовом универсал, 2172 хэтчбэк;
- в разные годы: Лада 2112 купе, версия Люкс от СуперАвто, ВАЗ 21104-28, 21124-28.

Характеристики ВАЗ 21128 позволяют обгонять многие иномарки того же класса за городом, но межремонтный период двигателя заметно уступает зарубежным авто.
Преимущества двигателя ВАЗ 21128
Каждая из версий силового агрегата имеет свои положительные стороны, которые могут отсутствовать в ином исполнении. Плюсы моторов, модифицированных в СуперАвто:
- Увеличенный до 1.8 л рабочий объём цилиндров. Полезен при совершении манёвров.
- Высокий (162, 165 Нм) крутящий момент на коленчатом валу. Трогаться можно на холостых оборотах, переходить сразу на 3 передачу, затем включать пятую.
- Экономичность. Для 1.8-литрового мотора расход по шоссе в 5,4 л/100 км – отличный показатель.
- Быстрый разгон: 100 км/ч за 10 с. Обычная Приора разгоняется за 12 секунд.
Читайте также: преимущества двигателя ВАЗ 2110

Основное достоинство ДВС 21128(1) – безопасность клапанов при аварии на приводе ГРМ. Самый большой плюс ВАЗ 21128(2) – наибольшая из всех устанавливаемых на Приору моторов мощность: 123 л. с.
Наиболее распространенные проблемы
Унаследовал двигатель 21128 от своих предшественников не только достоинства, но и недостатки, а также на надёжности движка сказываются недоработки конструкторов. Проблемы 128-го мотора перекликаются с частыми неисправностями других вазовских силовых агрегатов: пережог масла, перегрев ДВС, плавающие обороты, троение двигателя. Незащищённость клапанов при выходе из строя ремённой передачи привода газораспределительного механизма также имеет место быть, но только для движков 21128(2).

Обрыв ремня ГРМ
Проблема касается моторов Приоры выпуска с 2014 года. Обстоятельства возникновения источника неисправностей из-за аварии на ремённой передаче привода ГРМ:
- конструкциями ШПГ и облегчённых поршней Federal Mogul не предусмотрены меры против соударения поршневых днищ с клапанами;
- ресурс стандартного приводного ремня газораспределительного механизма <50 тыс. км.

На двигателе 21128(1) проблемы гнутых из-за обрыва ремня ГРМ клапанов нет. Компенсационные выемки в днищах поршней исключают их встречу с клапанными тарелками.
Жор масла
Большой (1-3 л/1000 км) расход моторной смазки характерен для обеих версий ДВС 21128. Объяснить системный перерасход масла можно особенностями ШПГ на примере двигателя 21128(2):
- рабочий объём увеличен за счёт удлинённого кривошипа коленвала, укороченных шатунов;
- угол наклона поршневых толкателей увеличился, давление поршней на стенки цилиндров выросло;
- возросшая нагрузка приводит к интенсивному износу всей шатунно-поршневой группы, пережогу смазочной жидкости.

Большой расход масла – конструкционная особенность ВАЗ 21128. Решить проблему полностью не получится, но замена моторного масла через каждые 5 тыс. км, а не 10-15, как рекомендует изготовитель, отсрочит время интенсивного потребления мотором смазки.
Перегрев двигателя
Работа ДВС 21128 в условиях повышенных нагрузок нередко приводит к нарушению температурного режима, установленного для движка на уровне 95ºС. Причины вызывающих перегрев движка неисправностей, способы устранения:
- поломка циркуляционной помпы в системе охлаждения – ставить новую;
- отказ вентилятора на основном радиаторе – ремонтировать;
- западание клапана в термостате – ремонту не подлежит, заменять;
- утечки тосола через неплотности в гидросистеме – контролировать уровень жидкости, осматривать соединения.

Перегрев двигателя опасен растрескиванием резиновых деталей, образованием трещин на головке блока, цилиндрах, а также заклиниванием ДВС.
Троение
Поводы отказа одной из 4 камер сгорания мотора – отсутствие искры, топливной смеси, нарушения в работе распределительного механизма. Двигатель ВАЗ 21128 троит часто по следующим причинам:
- неисправность свечей, катушек зажигания – заменить новыми;
- грязь в топливных форсунках – снять и промыть;
- прогар клапана – установить рабочую деталь.

Источником всех причин, связанных с нестабильной работой двигателя 21128, нередко бывает заправка автомобиля некачественным топливом. В этом случае бензин сливают, топливную систему промывают, после чего заливают качественное горючее.
Плавают обороты
Плавающей частотой вращения коленчатого вала считают скачки от 500 до 1500 об./мин. (норма для ВАЗ 21128 на холостых оборотах – 800-850). Причинами могут быть износ форсунок, подсос воздуха, сбой в работе ЭБУ, но чаще – датчики, передающие информацию на электронный блок управления:
- положения коленчатого вала, дроссельной заслонки – ДПКВ, ДПДЗ;
- регулятора холостого хода – РХХ;
- массового расхода воздуха – ДМРВ.

Поиск проблемного измерителя производится по схеме: датчик РХХ – ДПДЗ – ДМРВ. Устраняется неисправность заменой отказавшего прибора.
Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 21128
Оснащённость клапанного механизма мотора гидрокомпенсаторами, повышенный расход моторной смазки делают ДВС 128-й серии требовательным к качеству и периодичности замен масла. Рекомендуемые автомеханиками сроки обновления смазочной жидкости – 5-7 тыс. км пробега машины. Характеристики смазки:
- вязкость – 5W-30 (40), 10W-40, 15W-40;
- состав – синтетика, полусинтетика;
- количество, л – 3,5.

Одновременно со смазкой заменяют масляный фильтр. Через 20 тыс. км меняют свечи, с пробегом 40-50 тысяч – ремень ГРМ, воздухофильтр.
Стоимость двигателя ВАЗ 21128 нового и на вторичке
На цену силового агрегата влияют многие факторы: регион покупки, комплектация ДВС, его состояние. На конец лета 2022 года ценники таковы:
- новые моторы 21128(1) в сборе, 1-й комплектации, включая системы впуска, выпуска, генератор и прочее, продаются по 130-150 тыс. руб.;
- новейший движок 2015 года выпуска 21128(2) без навесного оборудования – 125 тысяч;
- неновые двигатели 21128 в сборе и рабочем состоянии – от 20 до 55 тыс. руб.

Мотор 128-й модели до совершенства не доработан, но за простую конструкцию и высокую мощность имеет немало почитателей. Продолжателем ВАЗ 21128 является двигатель с индексом 21179, впервые представленный автолюбителям в 2016 году.
Что вы могли бы добавить к описанию мотора 21128?
Автомобиль отечественный и бюджетный, он имеет свои недостатки, но для поездок на дачу подходит. Бэушный Ваз-2118 приобрел у родственника и недорого. Заменил двигатель на новый и нет проблем.
Такой мотор не сильно капризный, но все равно уход за ним нужен, и после этого я начал более тщательно смотреть за мотором и обслуживание делать вовремя, не тянуть. Стоит все же дорого.
Мне понравился обзор характеристик и подробное описание частых проблем. Материалы о ремонте и обслуживании также очень полезны. Советую всем автолюбителям ознакомиться с этой статьёй!
Не верьте негативным отзывам о вазовских двигателях. Езжу на Приоре уже 7 лет. Пробег перевалил за 100 000. Недавно поменял помпу. Сейчас пришло время катализатора. И это за целые 7 лет. Бомба тачка.