Российский внедорожник концерна АвтоВАЗ Лада Нива 4х4 выпускается серийно с 1977 г., что предопределило большое количество модификаций вездеходного автомобиля, разнообразие применяемых силовых установок. Двигатели внедорожных авто работают в условиях повышенных нагрузок, поэтому стоит уделять особое внимание своевременному обновлению моторного масла. Надёжность и ресурс агрегата в значительной степени зависят и от вида, а также качества заливаемой в мотор вездехода смазочной жидкости.
Сколько масла в двигателе Нива – 9 видов моторов
На Лада 4х4 устанавливались не только моторы отечественной разработки, но и ДВС от иностранных партнёров автозавода. Комплектовались движки 4-х и 5-ступенчатыми механическими коробками перемены передач.

Основные марки силовых установок для Нивы с указанием количества заливаемого в них моторного масла приведены в таблице.
Мотор, особенности | Литраж ДВС | Мощность, л. с. | Период выпуска | Объём масла, л |
Бензодвигатели АвтоВАЗа: | 3,75 | |||
21011 карбюратор | 1.3 | 69 | 1974-2006 | |
2121 карб. | 1.6 | 76(80) | 1976-1995 | |
2123 впрыск форсунками | 1.7 | 80 | с 2002 | |
Мотор ВАЗ 21213 карбюраторный | 1.7 | 79(82) | 1995-1999 | |
21214 инжектор | 1.7 | 80(83) | с 1999 | |
2130-00 карбюратор | 1.8 | 82 | с 1993 | |
2130-20 инжекторный | 1.8 | 85 | с 1993 | |
Бензиновый Opel Z18XE для Шевроле Нива FAM-1 | 1.8 | 122 | 2006-2008 | 4,5 |
Дизельный Пежо XUD 9SD для Лада 4х4 ВАЗ-21215 | 1.9 | 75 | 1999-2007 | 4,2 |
Операция по замене масла однотипна для всех моторов. Самые распространённые двигатели Нивы – 1.6, 1.7-литровые в инжекторном и карбюраторном исполнениях с объёмом моторной смазки 3,75 л в соответствии с паспортными данными автомобиля. Для обновления смазочной жидкости в моторе потребность расходного материала обычно меньше за счёт несливаемого остатка отработки, величина которого изменяется в пределах до 100 мл.

Новое масло покупают с запасом для восполнения потраченной на угар и израсходованной на трущиеся детали смазки. Особенности расходных характеристик по масляной жидкости для двигателей Лада 4х4:
- до 2020 г. выпуска нормой считается 0,7 л на 1000 км пробега автомобиля;
- с февраля 2020 года норматив уменьшен до 500 мл;
- расход в зависимости от количества сжигаемого топлива принимается в пределах 0,6-0,7%.
Жидкость из канистры частично (200-300 мл) заливается в фильтр, а 3,4 л – в горловину мотора. Затем замеряется уровень по маслощупу, после чего при необходимости добавляется масло до отметки между рисками min, max.
Одновременно с маслом заменяется и масляный фильтр.

Какое масло заливать в двигатель Нивы
На рынке ГСМ представлены все 3 вида масляных жидкостей для моторов, которые именуются по исходному сырью и имеют разные свойства за счёт улучшающих смазку присадок. Каждая из смазывающих смесей может использоваться для двигателей Нивы с учётом особенностей состава:
Читайте также: какое масло лить в Гранту 8 клапанов
Если финансовое положение позволяет, заливать в мотор Нивы лучше синтетику. Рекомендуемая вязкость масла в зависимости от климатических условий региона эксплуатации автомобиля приведена в таблице.
Предельный мороз на пуске | Класс вязкости по SAE J 300 | Летний максимум, град. |
< −35ºС | 0W40 | 30 |
−30ºС | 5W30 | 25 |
−30ºС | 5W40 | 35 |
−25ºС | 10W30 | 25 |
−25ºС | 10W40 | 35 |
−20ºС | 15W40 | 45 |
−15ºС | 20W40 | 45 |
Для северных территорий оптимальным считается применение всесезонной синтетики вязкостью 0W40, в условиях средней полосы – 10W40, на юге страны – 20W40. Как альтернативу дорогостоящей синтетической смазке можно рассматривать полусинтетику тех же классов вязкости.
Рекомендованные АвтоВАЗом марки отечественных производителей моторных масел для авто Лада: Роснефть Maximum, Optimum и Premium, Лукойл Люкс и Генезис, ТНК Супер и Magnum. Оригинальные: синтетика ULTRA, полусинтетика Lada Professional.

Периодичность замены
Частота обновлений моторной смазочной жидкости зависит от объективных, касающихся внешних условий, и субъективных, затрагивающих водителя и технику, факторов. По регламенту АвтоВАЗа замена масла ДВС и масляного фильтра производится через 15 тыс. км пробега, но не реже, чем ежегодно. Смазка теряет свои свойства даже в случаях, когда техника не эксплуатируется.

Заменяют моторное масло с периодичностью, определяемой по совокупности обстоятельств, связанных с поездками на внедорожнике Нива:
- Период обкатки нового или купленного с рук авто. В первом случае заводская смазка засоряется частицами металла от притирки деталей, её меняют через 1,5-3 тыс. км. Во втором – лучше заменить масляную жидкость сразу, причем с промывкой мотора.
- Качество заливаемого продукта. Минеральное масло послужит до полугода, полусинтетика в нормативных условиях эксплуатации выдерживает 10 тыс. км пробега, а синтетика – 15. Заправка низкокачественным топливом также сокращает время до обновления смазки.
- Техническое состояние автомобиля. Неполадки в работе движка способствуют повышенному износу узлов, сокращению времени сохранения полезных свойств масляной среды.
- Условия эксплуатации. Езда по разбитым грунтовым дорогам, морозные зимы и жаркое лето, простои в городских пробках отрицательно сказываются на сроках межсервисного обслуживания. В таких ситуациях приемлемым для замены масла считается интервал 6-8 тыс. км.

Оперативный контроль потери качества масляной жидкости ежемесячно проводят отбором отработки из поддона с помощью маслощупа. Если масло слишком тёмное, часто требуется долив, а из картера пахнет гарью, то заменять смазку в моторе следует, не дожидаясь нормативного срока обновления.
Читайте также: периодичность замены масла в дизельной Ниве
Ресурс пробега Нивы до капремонта силового агрегата в значительной степени зависит от качества моторного масла и его своевременной замены. Чтобы заменить масляную жидкость, для отечественных двигателей Лада Нива 4х4 достаточно 4-литровой упаковки, для иностранных моторов лучше брать канистру на 5 л, чтобы остаток использовать на долив.
Соблюдаете периодичность замены масла?
Видео по теме
Обычно заливаю Лукойл, у них хорошие масла, не халтурные, и Лада моя благодарно его берет, оно ей определенно нравится. Я понимаю, что менять его не следует на другое, раз все нормально.
Мы пользуемся полусинтетикой Lada Professional. В принципе все нормально.
Уровень обычно смотрит муж, он же и подливает. Я обычно только езжу)) но если будет нужно, думаю, научусь)
Вообще периодичность замены масла в двигателе – один из наиболее важных аспектов технического обслуживания автомобиля.
Масло в двигателе играет роль смазочного материала, который защищает двигатель от износа и повреждений.
Если вы используете свой автомобиль в тяжелых условиях – например, на грунтовых дорогах или при высоких нагрузках – то рекомендуется менять масло чаще, чем указано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Никогда не заморачивался по поводу объема масла, и не припомню, чтобы у меня из-за этого возникали какие-то проблемы. Хотя, на самом деле не так долго я езжу на машине. Возможно, это просто дело времени.
Одно время было модным лить только натуральное масло, так как считалось, что все натуральное имеет более высокое качество. Но сейчас я уже никогда не уйду с синтетики. Оно в разы лучше.
Меняю масло раз в два года. В сервисе рекомендовали делать это раз в год, но я подозреваю, что они таким образом просто хотят срубить с меня побольше денег. Подскажите, как часто вы меняете?