Двигатель ВАЗ 2130 (Нива 1.8 л): технические характеристики мотора, мощность, надежность, ремонтопригодность, описание, обзор

Моторы ВАЗ

Вездеходные автомобили требуют комплектации силовой установкой повышенной мощности – этим и вызвано создание концерном АвтоВАЗ двигателя ВАЗ 2130 для удлинённой Нивы. Мотор для Нивы данной модификации начал выпускаться в 1993 году, сначала в карбюраторном варианте, затем питание топливом было модифицировано в инжекторный впрыск горючего (форсунками). Объём мотора – 1.8 л, изготавливался серийно по 2008 год, но в обращении находится и в настоящее время, используется автолюбителями для тюнинга внедорожников.

Описание двигателя ВАЗ 2130

Силовая установка представляет собой версию мотора 21213 рабочим объёмом 1.7 дм³ от стандартной Нивы 4х4, полученную заводским тюнигом посредством расточки блока цилиндров до 1.8 л. Движку с карбюратором Солекс присвоен индекс 2130, с инжектором – 2130-10 или 2130i.

За основу нового агрегата ВАЗ-2130 был взят двигатель серии 21213
За основу нового агрегата ВАЗ-2130 был взят двигатель серии 21213

Устройство 4-х цилиндрового рядного двигателя:

  1. Блок цилиндров – из чугуна, головка – из алюминия, коленчатый вал стальной, поршни алюминиевые с 3 кольцами: маслосъёмным и двумя компрессионными.
  2. Газораспределительный механизм (ГРМ) с 1 распредвалом на 8 клапанов без гидрокомпенсаторов. Привод цепной от коленвала.
  3. Обеспечительные системы: зажигания – бесконтактная, смазки – комбинированная под напором и разбрызгиванием, охлаждения – жидкостная принудительная с режимом 95ºС.
Схема мотора ВАЗ 2130
Схема мотора ВАЗ 2130

До 1993 г. Ниву комплектовали 1.6 и 1.7-литровыми моторами, после – ДВС объёмом 1.8 л: сначала под индексом 2130, затем стали устанавливать 120-сильные 1.8 дм³ двигатели от Лады Веста производства компании СуперАвто.

Технические характеристики

В увеличенный рабочий объём двигателя включена и повышенная вместимость камер сгорания. Под капотом движок ориентирован вдоль оси движения автомобиля.

Силовой агрегат установлен вдоль оси кузова машины
Силовой агрегат установлен вдоль оси кузова машины

Технические данные мотора ВАЗ 2130 приведены в таблице.

Показатели Значения
Объём 1774 см³
Степень сжатия 9,4…9,5
Мощность версий 2130/2130i 82/85 л. с.
Момент силы вращения 130-139 Нм
Диаметр цилиндра/длина хода поршня 82/84 мм
Число клапанов 8
Расход масла на 1000 км 0,7 л
Вид топлива АИ-92, 95
Потребление бензина 2130 на 100 км: город/трасса/среднее 16,5/9,7/12,1 л
То же, 2130i 13,0/9,2/10,8 л
Вес 122 кг

Пробег авто с двигателем 2130 до капремонта завод определяет в 80 тыс. км. Фактический ресурс мотора достигает 200 тысяч.

Особенности конструкции

В сборе с основой движка 2130 (от 21213) применена головка блока цилиндров (ГБЦ) 21011 с увеличением объёма камер сгорания с помощью ступенчатого фрезерования.

Чтобы увеличить мощность мотора, в головке были увеличены камеры сгорания с помощью ступенчатого фрезерования
В головке блока цилиндров были увеличены камеры сгорания с помощью ступенчатого фрезерования

Симбиоз оказался удачным, и это не единственная особенность:

  • огильзовка цилиндров не предусмотрена, гидрокомпенсаторов у клапанов также нет;
  • мощность двигателя на уровне 85 л. с. в сочетании достаточно высоким крутящим моментом позволяют полноприводному автомобилю уверенно передвигаться в условиях плохих дорог;
  • моторное масло по вязкости должно соответствовать маркам 5W30 – 15W40.

Ресурс узла цепного привода ГРМ заводом не ограничен, но на практике с пробегом 100 тыс. км цепь заменяют из опасений её обрыва или перескакивания на шестернях. Последствия такой аварии – гнутые клапаны.

Цепь ГРМ с механизмом натяжения подлежит замене через 100 000 км пробега
Цепь ГРМ с механизмом натяжения подлежит замене через 100 000 км пробега

Сильные места

Основной плюс – максимальный крутящий момент на коленчатом валу достигается в зоне низких оборотов, что важно при езде по бездорожью. Другие достоинства двигателя 2130:

  1. Простота устройства, небольшое количество единиц навесного оборудования.
  2. Надёжность. При заявленном ресурсе 80 тыс. км фактический пробег составляет 150 тысяч, а при должном уходе прибавляется ещё 50-70 тыс. км.
  3. Ремонтопригодность. Капиталить движок можно не менее 3-х раз: столько типоразмеров поршней выпускается в ремкомплектах. Восстановить работоспособность мотора можно самому даже в частном гараже, с запчастями проблем также не возникает.

Совершенствование мотора (тюнинг) можно производить несколькими способами.

ель ВАЗ 2130 пользуется популярностью среди автовладельцев благодаря надежности и ремонтопригодности
Двигатель ВАЗ 2130 пользуется популярностью среди автовладельцев благодаря надежности и ремонтопригодности

В какие авто ставился

Двигателем ВАЗ 2130 комплектовались Нивы не только для населения, но и выпускаемые опытно-промышленным производством ОПП АвтоВАЗа спецавтомобили. Устанавливался движок на такие марки авто:

  • стандартный 3-дверный ВАЗ 2121;
  • пятидверные внедорожники: Лада 4х4 5D (до 2006 г. назывался 2131 Нива и 21312), 2111 Тарзан;
  • семиместный семейный минивэн Надежда 2120;
  • компактный вездеход 2123 Шеви-Нива;
  • удлинённый 3-х дверный 2129 Кедр и вторая версия с изменённым салоном 2130 Кедр2;
  • пикапы: двухдверный укороченный 2328 Волк, такой же, но с усиленными рессорами ФВК-2302 Бизон, а также на базе Кедра – 2329 Lada 4х4 Pickup;
  • спецавтомобили: Скорая Помощь 2131СП, Лада Бронто 213102 инкассаторская машина.
Модели автомобилей, на которые ставился силовой агрегат ВАЗ 2130
Модели автомобилей, на которые ставился силовой агрегат ВАЗ 2130

ДВС 2130 ставили также на снегоболотоход 1922-50 Lada Бронто Марш-Лонг с шинами сверхнизкого давления.

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2130

Мотору Нивы 1,8 л присущи неполадки, унаследованные от предыдущих классических ДВС АвтоВАЗа. Частые поломки, причины и способы отремонтировать силовой агрегат ВАЗ 2130:

  1. Троение двигателя. Неправильная регулировка клапанного механизма, прогоревший клапан, проблемы с питанием, системой зажигания. Ремонт возможен после диагностики.
  2. Перегрев мотора. Часто отказывает термостат, его заменяют новым. Причиной также бывает грязный радиатор, поломка электровентилятора.
  3. Стуки в верхней части движка. Быстрый износ кулачков распредвала нарушает регулировку клапанов. Регулировать тепловые зазоры рекомендуется через 5-7 тыс. км пробега.
  4. Течи, повышенный расход масла. Следствие износа поршневой группы деталей. Места утечек: задний сальник коленвала, стык клапанной крышки с ГБЦ.
К слабым местам относится склонность двигателя к перегреву из-за поломки электровентилятора
К слабым местам относится склонность двигателя к перегреву из-за поломки электровентилятора

Самым сложным считается ремонт после обрыва приводной цепи ГРМ: по составу работ исправление поломки соответствует капремонту двигателя.

Техобслуживание

Основные операции технического обслуживания движка 2130 – обновление масла, регулировка зазоров клапанов. Периодичность техобслуживания устанавливается в зависимости от пробега авто или времени эксплуатации техники: что наступит раньше. Состав и сроки ТО ДВС ВАЗ 2130 (лет/тыс. км):

  • 1/10 – замена масла, масляного фильтра, регулировка клапанов;
  • 1-2/20 – установка новых свечей зажигания, 2/20 – ревизия вентиляции картера;
  • 1/40 – обновление воздухофильтра, 4/40 – топливного фильтра;
  • 5/80 – замена цепи привода ГРМ, осмотры – при каждом ТО;
  • 5/60 – смена тосола, шлангов, патрубков, иных фитингов системы охлаждения.
Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 2130 1.8 L
Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 2130 1.8 L

В регламент ТО не включается, но производится нулевое техобслуживание через 1-2 тыс. км пробега: после обкатки мотора. Операция включает смену заводской смазки, протяжку болтовых соединений, выявление и устранение протечек тосола, масла.

Варианты тюнинга двигателя ВАЗ 2130

Мотор выпускался в карбюраторном и инжекторном вариантах, в связи с чем переделка системы питания карбюратором на впрыск топлива инжектором имеет смысл – это самый простой вариант тюнинга. Другие способы улучшить характеристики двигателя: доработка увеличением рабочего объёма, в том числе расточкой, а также модернизация путём принудительного наддува воздуха в цилиндры компрессором или турбиной.

Тюнинг двигателя расточкой цилиндра позволит улучшить характеристики двигателя
Тюнинг двигателя расточкой цилиндра позволит улучшить характеристики двигателя

Без ущерба ресурсу делать тюнинг двигателя Нивы ВАЗ 2130 можно до 120 л. с., а потенциал форсирования – 200 сил, но при этом пробег до капремонта у Нивы уменьшится.

Доработка путем увеличения рабочего объема

Один из главных параметров двигателя, по которому судят о его мощности, тяговитости и приёмистости, способности выдерживать значительные нагрузки на низких оборотах коленвала – рабочий объём. Чем показатель больше, тем комфортнее езда, а относительный расход топлива уменьшается. Способы увеличения объёмной характеристики мотора ВАЗ 2130:

Производят замену штатного коленвала валом с большим кривошипом 1. Удлинить ход поршня с 84 до 88 мм за счёт замены штатного коленвала валом с большим кривошипом.
Производят расточку цилиндров с 82 до 84 мм 2. Расточить цилиндры с 82 до 84 мм.
Подобрают шатунно-поршневую группу под изменённую конструкцию ДВС 3. Подобрать шатунно-поршневую группу (ШПГ) деталей под изменённую конструкцию ДВС.

Выполнение тюнинга с помощью комплекса таких работ позволит достичь величины рабочего объёма 2,0 л.

Расточка двигателя

Увеличение диаметра цилиндров влечёт за собой следующий этап модернизации мотора, касающийся ШПГ. Далее тюнингование двигателя ВАЗ 2130 производится в направлениях:

  1. Коленчатый вал остаётся штатный. Поршень Ø84 мм, диаметр цилиндра – тот же: 84х84, что обеспечивает объём движка 1,9 л.
  2. Коленвал ставят тюнинговый. Параметры поршневой группы прежние, но длина хода увеличивается до 88 мм: 84х88, что обеспечивает достижение рабочего объёма мотора до 2,0 л.
При увеличении хода поршня до 88 мм объем двигателя повысится до 2,0 л
При увеличении хода поршня до 88 мм объем двигателя повысится до 2,0 л

Растачивают в двигателе и головку блока цилиндров: фрезеруют нижнюю плоскость на 1-1,5 мм, шлифуют каналы внутри ГБЦ. Мощность силового агрегата после улучшений возрастает до 100 л. с. При дополнительной замене распредвала получают 110-сильный ДВС.

Расточка цилиндров не приведёт к ослаблению самого блока: межцилиндровое расстояние по осям составляет 95 мм, которых достаточно для сохранения прочности перемычки между цилиндрами.

Компрессор на ВАЗ 2130

Эффективный способ увеличения мощности мотора – наддув воздуха в камеру сгорания, что приводит к подаче большего количества кислорода, росту преобразуемой в силу тяги энергии.

Наддув воздуха в камеру сгорания — самый доступный способ увеличить мощность двигателя
Наддув воздуха в камеру сгорания — самый доступный способ увеличить мощность двигателя

Компрессоры бывают с приводом от механизма мотора – механические или, работающие от энергии выхлопных газов – турбокомпрессоры. Особенности применения компрессора на ВАЗ 2130:

  • используемое для наддува давление – 0,3-0,5 бар (атм.), что даёт прирост мощности на 25-50%;
  • в продаже имеются готовые комплекты запчастей турбокит на 8 клапанов для вазовских авто;
  • большей эффективности добиваются применением лёгких клапанов.

Механический компрессор устанавливают на карбюраторные движки. Часть дополнительной энергии от сгорания тратится на механику мотора для выработки сжатого воздуха.

Установка механического типа нагнетателя допускается на карбюраторные движки
Установка механического типа нагнетателя допускается на карбюраторные движки

Турбо на ВАЗ 2130

Устройство турбины: на одном валу смонтированы 2 крыльчатки в раздельных корпусах – приводная от выхлопных газов и нагнетающая для подачи воздуха во впускную систему. Чаще такой нагнетатель устанавливается на инжекторные ДВС 2130. Особенности турбирования мотора:

  • тюнинговый комплект для турбо лучше брать на давление 0,5-0,6 бар, такой форсаж не отразится на ресурсе двигателя;
  • достоинство турбины для Нивы – увеличение крутящего момента, что важно для внедорожника;
  • другое преимущество турбонагнетателя при движении вне дорог – в отсутствии механической связи с коленвалом мощность компрессора растёт с увеличением оборотов вала.
Установка турбины на ВАЗ 2130 увеличит крутящий момент внедорожника
Установка турбины на ВАЗ 2130 увеличит крутящий момент внедорожника

Главный минус установки турбокомпрессора – высокая стоимость работ. Турбину можно ставить и на карбюраторный ДВС, но с преодолением дополнительных сложностей.

Стоимость двигателя ВАЗ 2130

Предложений о продаже моторов Нивы в интернете достаточно много, ценники зависят от состояния силовой установки, ее комплектации. Осенью 2022 года наблюдалась такая стоимость двигателя ВАЗ 2130:

  • бывший в употреблении, но рабочий мотор на вторичке можно купить за 25-35 тыс. руб., после капитального ремонта с частичной заменой деталей – за 45 тысяч, а впервые откапиталенный движок обойдётся в 85 т. р.;
  • движок агрегатной сборки без навески, ранее не работавший, с гарантией – 110-140 тыс. руб.;
  • новый двигатель в сборе с навесным оборудованием стоит 125-165 тысяч.
Приобрести двигатель серии 2130 после капитального ремонта можно за 45 тысяч рублей
Приобрести двигатель серии 2130 после капитального ремонта можно за 45 тысяч рублей

То, что спустя почти 30 лет после начала схода с конвейера двигатель ВАЗ для внедорожного автомобиля Нива востребован автолюбителями, подтверждает надёжность мотора, его высокие ходовые характеристики. Приблизить движок к современным стандартам мощности можно многими способами тюнинга в зависимости от целей модернизации ДВС.

Как вы относитесь к автомобилям отечественного производства?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Алексей

    нива chevrolet была с турбиной garrett установленный на мос Ниве расход около 20 л на 100 км порвал КПП думайте сами решайте сами…

    Ответить
  2. Аноним

    давно надо было выбросить этот двигатель в мусорный бак.

    Ответить
  3. Виктор

    Двигатели ВАЗ 2130 в последнее время выпускают какие-то слабенькие, поломки дают знать о себе куда раньше, чем, скажем, это было лет пять назад хотя бы. Что случилось, скажите мне на милость?

    Ответить
  4. Дима

    Честно говоря, я не эксперт в автомобильных двигателях, но как обычный автолюбитель, у меня есть свои взгляды на эту тему.
    С одной стороны, мощность 1.8 литра является приемлемой для повседневного использования. Двигатель предоставляет достаточно мощности для городской езды и преодоления простых преград на дорогах.

    Однако у меня возникли некоторые сомнения относительно надежности этого двигателя. Я заметил, что с течением времени возникают проблемы с запуском, особенно в холодную погоду.

    Что касается ремонтопригодности, здесь тоже есть свои нюансы. В некоторых случаях, когда возникали неполадки, было не так легко найти квалифицированных механиков, специализирующихся на ВАЗ Нивах. Кроме того, некоторые запчасти оказывались дорогими и приходилось ждать их доставку, что вызывало задержки в ремонте.

    Таким образом, я бы сказал, что двигатель ВАЗ 2130 (Нива 1.8 л) – это компромиссное решение для тех, кто ищет недорогой внедорожник с приемлемой мощностью.

    Ответить
  5. Егор

    Отец мой этот движок любит. Практически он ему проблем не доставлял, пока не состарился. Там пришлось его немного протюнинговать, чтобы стал более-менее презентабельным для работы.

    Ответить