Двигатель ВАЗ 21213 (20 фото): обзор технических характеристик мотора 213 на внедорожник Ниву, карбюратор, объем, ремонтопригодность

Моторы ВАЗ

Силовой агрегат в составе бензомотора ВАЗ 21213 и 5-ступенчатой механической коробки перемены передач создан и серийно устанавливался с 1994 года на внедорожник Лада Нива под тем же индексом, а также на другие авто. Выпуск мотора продолжался по 2008 г., но и через 15 лет после остановки конвейера движок продолжает исправно обеспечивать тягу вазовским автомобилям. В кратком обзоре  приводятся технические характеристики ВАЗ 21213 (карбюратор), основные неисправности, ремонт и возможности улучшения конструкции – тюнинга двигателя на Ниву.

Описание устройства мотора 21213 1,7 литра

Двигатель классической вазовской компоновки – рядный, 4-цилиндровый с чугунным блоком цилиндров без огильзовки. В нижней части ДВС находится коленвал, в верхней – распределительный кулачковый, который является основой газораспределительного механизма (ГРМ).

ВАЗ 21213 - это четырехтактный, карбюраторный, рядный двигатель, с верхним расположением распределительного вала
ВАЗ 21213 – это четырехтактный, карбюраторный, рядный двигатель, с верхним расположением распределительного вала

Другие детали мотора ВАЗ 21213:

  1. Головка блока цилиндров (ГБЦ). От блока отделена прокладкой, выполнена из алюминия, оснащена единственным распредвалом для 8 клапанов без гидрокомпенсаторов.
  2. Коленчатый вал. Изготовлен из чугуна, вращается на 5 опорах, уравновешивается 8-ю противовесами.
  3. Привод ГРМ – цепной. Вращение от коленвала передаётся на распредвал 2-х рядной цепью с пружинным натяжителем.
  4. Шатунно-поршневая группа деталей. Шатуны стальные, поршни алюминиевые с двумя компрессионными, одним маслосъёмным кольцами.
Устройство двигателя ВАЗ 21213
Устройство двигателя ВАЗ 21213

При растяжении приводной цепи клапаны могут встретиться с поршнями, что чревато загибом клапанных стержней.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 21213 на Ниву, карбюратор: объем, мощность

Под капотом внедорожника мотор располагается продольно. Параметры атмосферного (без принудительного наддува воздуха) движка сведены в таблицу.

Показатели Значения
Рабочий объем двигателя ВАЗ 21213 1.7 дм³
Число клапанов 8
Степень сжатия 9,3
Мощность при 5200 об./мин. 79 л. с.
Ø цилиндра/длина хода поршня 82/80 мм
Момент вращения коленвала при частоте 3400 об. 127 Нм
Минимальные обороты холостого хода в минуту 750-800
Заправочные ёмкости: тосол/масло 10,7/3,75 л
Вес 117 кг
Пробег до капремонта заявленный/фактический 80/150-200 тыс. км

Система смазки мотора – принудительная в сочетании с самотечным разбрызгиванием. Питание бензомотора – карбюратором, марка топлива – АИ-92. Искрообразование – бесконтактное, обеспечивается одной катушкой зажигания с коммутатором и трамблёром (внутри – датчик Холла).

Для двигателя рекомендуются отечественные масла Лукойл, Роснефть, Газпромнефть вязкостью SAE 5W30, 5W-40, 10W40, 15W40.

Моторные масла, рекомендованные для ДВС 21213
Моторные масла, рекомендованные для ДВС 21213

Расход топлива ДВС 21213

Подходящим для двигателя бензином АвтоВАЗ определил горючее с октановым числом 91-93. Невысокие значения потребления силовым агрегатом топлива отчасти объясняются оснащением ДВС 21213 беспроблемным карбюратором Солекс 21073. Прибор надёжен, а расход бензина сопоставим с расходными показателями инжекторного мотора-двойника – 21214 (смотри таблицу).

Дорожные условия, скорость движения

Потребление топлива на 100 км, л: 21213/21214i

Город:
летом 10,3/10,2
зимой 12,3/12,3
Трасса, км/ч:
90 8,3/8,3
120 11,5/11,2
Бездорожье, в среднем 15-16/15-16

Тестовые испытания проводились на авто с пробегом 50-100 тыс. км, заправленных бензином АИ-92, с одним водителем в салоне. Шины – дорожные, без багажника на крыше.

Расход топлива ДВС 21213 по заявлению производителя: город – 11,5; трасса – 8,3; смешанный режим – 10,5 л/100 км.

Реальный расход топлива ВАЗ 21213
Реальный расход топлива ВАЗ 21213

На какие модели ставится силовой агрегат ВАЗ 21213

Целевое назначение 213-го двигателя – вазовский внедорожный автомобиль Нива с тем же индексом. В разные годы карбюраторный 1.7-литровый движок ставили на такие Лады 4х4 и иные машины:

  • 2121, 3-дверный джип и 2131, 5-дв. версия – 1993-2019;
  • Нива Пикап 2329, фермерский внедорожник (сборка компании СуперАвто) – 1995-2019;
  • минивэн 2120 Надежда – 1998-2006;
  • удлинённый 3-дв. джип 2129 Кедр – 1994-1996;
  • 2109 Тарзан – 1997-2003; Жигули 2107 в кузове седан – 1994-2012;
  • LADA Niva в специальной версии Bronto – 1995-2011;
  • трёхдверный джип Нива 21213 и 5-дв. 21313;
  • экспортные варианты Лады: 21214, 21044, 21074, 21216 (правый руль).

Силовой агрегат ВАЗ 21213 устанавливается на выпускаемый с 1997 г. мелкими сериями снегоболотоход Лада 4х4 Бронто Марш-1 на шинах сверхнизкого давления.

Частые проблемы двигателя 213 ВАЗ для Нива и их решение

Конструкция бензомотора простая, сложностей при его ремонте не возникает: для устранения неисправностей штатного набора инструментов и гаражной смотровой ямы вполне достаточно. Типичные неполадки в двигателе 21213: перегрев, посторонние шумы и стуки в моторе, проблемы с электрооборудованием, протечки масла, тосола, другие поломки. Запчасти для силового агрегата внедорожника доступны в свободной продаже, задача водителя – обращать внимание на изменения в работе ДВС, своевременно диагностировать и устранять повреждения.

Ремонт двигателя ВАЗ-21213 может проводиться даже в гаражных условиях
Ремонт двигателя ВАЗ-21213 может проводиться даже в гаражных условиях

Перегрев мотора 213 ВАЗ

О нарушении теплового режима работы двигателя предупреждает температурный датчик на панели приборов. К превышению степени нагрева движка приводит невнимательность водителя или умышленное игнорирование аварийного сигнала. Причинами перегрева двигателя 21213 могут быть следующие приборы:

  • неисправность термостата или датчика температуры;
  • загрязнение теплообменных сот радиатора охлаждения;
  • поломка циркуляционной помпы – может сломаться уже на пробеге 2000 км;
  • отказ вентилятора обдува радиаторного теплообменника;
  • воздушная пробка в гидросистеме;
  • растрескивание расширительного бачка из-за отказа клапана в его пробке.
Перегрев двигателя часто возникает из-за неисправности термостата или датчика температуры
Перегрев двигателя часто возникает из-за неисправности термостата или датчика температуры

Последствия перегрева – пробой прокладки под ГБЦ, растрескивание головки.

Рабочая температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 213-го движка Нивы – 90-100ºС.

Возникновение шумов и стуков

Посторонние постукивания в моторе – повод прислушаться на разных режимах работы ДВС, чтобы определить, стоит ли продолжать движение своим ходом или лучше вызвать эвакуатор. Вероятные места, которые могут стать источниками шумов и стуков:

  1. Клапанный механизм – постукивания под крышкой ГБЦ. Нарушены зазоры клапанов.
  2. Детали привода ГРМ – шумность в переднем торце движка. Стучать может натяжитель, успокоитель приводной цепи.
  3. Поршневые пальцы, изношенные поршни – стук в верхней части блока цилиндров. Особенно проявляется под нагрузкой.
  4. Помпа – её поломка сопровождается стуком и резким повышением температуры движка. Шуметь может и неисправный бензонасос.
Неисправная помпа служит источником посторонних звуков в моторе
Неисправная помпа служит источником посторонних звуков в моторе

Опасны постукивания в средней и нижней частях мотора из-за изношенности коренных, шатунных вкладышей. Сопровождаются падением давления масла (горит аварийка). Двигатель стоит заглушить, до СТО ехать на эвакуаторе.

Проблемы с электрикой

Неисправности электрической части ДВС 21213 могут обнаруживаться при запуске мотора, когда он не заводится, или в поездке, когда аккумулятор вдруг оказывается разряженным. Подвержено поломкам такое электрооборудование:

  1. Генератор модели 371.3701 – может сломаться на новом авто после 4-10 тыс. км пробега. Признак поломки – постоянно горит лампа подзарядки. При хорошо заряженном аккумуляторе можно проехать 30-40 км до места ремонта.
  2. Стартер КАТЭК (КЗАТЕ) 21213-3708010-00 мощностью 1,55 кВт – до 60-100 тыс. км пробега ремонта не требует. Для замены подходят маркировки: 21213 TRACKMAN, GANZ GRP14005 65 (Аналог 5722.3708), FENOX АН 5722.3708 НМ 1,55 квт.
  3. Модуль зажигания – крепится на блоке цилиндров, подвергается воздействиям воды, что приводит к отказам прибора. Признаки неисправности: троение движка на холодную, попарный отказ цилиндров, падение мощности.
Поломка электрической части двигателя часто возникает из-за отказа модуля зажигания
Поломка электрической части двигателя часто возникает из-за отказа модуля зажигания

Восстановление работоспособности электрооборудования – сложный ремонт. Автолюбители оперативно заменяют оборудование новым, а позже ремонтируют отказавшие электроприборы на резерв.

Подтекание масла и ОЖ

В процессе эксплуатации двигателя происходит естественная убыль жидкостей из гидросистем смазки, охлаждения за счёт выгорания, испарений материала. Расход масла движком нормируется на уровне до 0,7 л/1000 км пути, а когда норматив превышается (≥1 литра) или падает уровень ОЖ в расходном бачке тосола, это означает утечки жидкостей из мотора. Характерные места подтеканий масла и тосола в ДВС 21213:

  1. Общие для обеих моторных жидкостей точки. Стыки оборудования с блоком цилиндров: помпа гидросистемы охлаждения, маслофильтр системы смазки.
  2. Утечки ОЖ. Соединения патрубков, дефекты шлангов, трубок. Трещины в сотах радиатора, негерметичность сливного крана, неисправный расширительный бачок.
  3. Протечки масла. Прокладки клапанной крышки, сливной пробки на поддоне картера. Сальники коленвала, чаще подтекает задний уплотнитель.
Подтекания масла и ОЖ возникают из-за потери герметичности прокладок или сальников
Подтекания масла и ОЖ возникают из-за потери герметичности прокладок или сальников

Диагностировать места утечек будет легче, если предварительно отмыть мотор специальным очистителем, опудрить тальком или известью стыки ДВС, прокладки снаружи, после чего сделать пробную поездку (~30 км). Протечки будут хорошо видны на фоне белого порошка.

Другие

Типичное для всех вазовских моторов троение (работа ДВС на 3-х цилиндрах) относится и к движку 21213. Проявляется неисправность усиленными вибрациями движка, потерей его мощности. Троить двигатель может по следующим причинам:

  • неисправные свечи зажигания: нарушение зазоров свечных электродов, целостности изолятора, регламентом техобслуживания после прохождения автомобилем 20 тыс. км предусмотрена замена свечей новыми;
  • сбой в искрообразовании: неправильный момент зажигания, пробой изоляции высоковольтных проводов;
  • прогар клапана, поломка поршневых колец, нарушение регулировки клапанного механизма;
  • пробой прокладки ГБЦ;
  • нарушение регулировок карбюратора, засорение воздушного фильтра.
Троение двигателя может возникнуть из-за пробоя прокладки ГБЦ
Троение двигателя может возникнуть из-за пробоя прокладки ГБЦ

На стабильную работу двигателя влияет также и вакуумный усилитель тормозов. Подсос воздуха в пневмосистеме вызывает троение ДВС, а определить неисправность можно по тугому ходу тормозной педали, шипению.

Регламент обслуживания ДВС 21213

Для поддержания силового агрегата в рабочем состоянии ДВС регулярно технически обслуживают: ежедневно (ЕО), сезонно (СО), после пробега каждые 10 тыс. км или через год. В таблице основные виды плановых работ.

Наименование операций ТО Пробег, тыс. км Примечание
Обновление масла, маслофильтра, регулировка клапанов 10 или ежегодно
Проверка исправности термостата, замена свечей, зачистка клемм аккумулятора 20
Смена фильтров: воздушного, топливного, профилактика генератора 30
Очистка, смазка деталей стартера 40
Ревизия системы вентиляции картера, обновление тосола 60 или раз в 3 года

ЕО выполняется водителем самостоятельно в объёме: проверка уровней ОЖ и масла, отсутствия подтеканий из топливопроводов, трубок, шлангов, патрубков радиатора, натяжение ремня вентилятора. Во время движения водитель слушает мотор, следит за показаниями приборов.

Регламент обслуживания двигателя ВАЗ 21213
Регламент обслуживания двигателя ВАЗ 21213

Варианты тюнинга мотора ВАЗ 21213

Способы улучшить мощностную характеристику мотора ВАЗ 21213 стандартные, применяются для форсирования моторов других вазовских ДВС. Чаще используют такие приёмы:

  1. Замена штатного коленчатого вала на коленвал от ВАЗ 2130. Ход поршня увеличивается с 80 до 84 мм, движок становится 1.8-литровым.
  2. Расточка цилиндров Ø82 мм под поршни Ø84, рабочий объём возрастает до 1.9 л. Дополнительно отшлифовать каналы в ГБЦ впускные до 33, выпускные – 31 мм, заменить карбюратор более производительным. Мощность станет ~100 л. с.
  3. Переоснащение мотора в 2-литровый ДВС. Комплектация: тюнинговый коленвал с кривошипом 88 мм, поршни Ø84 со смещением пальца 4 мм, распредвал Нуждин 11.2, облегчённые шатуны и маховик, усовершенствованный карбюратор. Комплекс работ позволит в итоге получить 110-сильный двигатель.

АвтоВАЗ оценивает возможность форсировки движка в дополнительные 45-60 л. с. за счёт улучшения конструкции впускного, выпускного трактов без турбирования мотора и не прибегая к расточке диаметра цилиндров.

 

Цена двигателя ВАЗ 21213 нового и б/у

На начало 2023 г. предложений о продаже 213 карбюраторного 1.7-литрового 8-клапанного мотора в интернете достаточно много: можно купить как езженный, так и откапиталенный или новый с завода двигатель 21213. Ценники на движки зависят от комплектации выставляемого на продажу ДВС, например:

  • минимальная цена б/у двигателя в зависимости от состояния: от 20-25 тыс. руб. некомплектного до 50 тысяч за исправный движок в сборе;
  • 213 мотор для Нивы после капитального ремонта оценивается в 50-60 тыс. руб.;
  • двигатель в состоянии агрегат (без навесного оборудования) оригинальной новой сборки предлагается с гарантией за 92 тысячи;
  • собранный на заводе движок в частичной комплектации, – нет генератора, ремня, помпы, стоит 90-100 тыс. руб., а мотор со всей навеской продаётся за 105-116 тысяч рублей.
Стоимость б/у некомплектного двигателя ВАЗ 21213 составляет 50 тыс. рублей
Стоимость б/у некомплектного двигателя ВАЗ 21213 составляет 50 тыс. рублей

Двигатель на отечественном внедорожнике Нива установлен простой, не очень надёжный, но поддающийся ремонту даже в полевых условиях, за что и ценится любителями охоты, рыбалки. В условиях бездорожья применение карбюраторного бензомотора ВАЗ 21213 вполне оправдано, поскольку ремкомплект позволяет водителю в условиях удалённости автосервиса обходиться при поломках своими силами.

С какими неисправностями двигателя ВАЗ 21213 вы сталкивались?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Виктор

    Вечный движок. За 15 лет активной службы пришлось поменять только карбюратор, сам же движок даже перебирать не понадобилось. Прожорливый – это да, но в остальном само совершенство и надежность.

    Ответить