Автомобиль ВАЗ 2114, созданный на базе девятки Лада 2109 в 2001 году, комплектовался рядными 4-цилиндровыми ДВС объёмом 1.5 л – под индексом 2111, 1.6-литровыми 11183, 21114, 21124, 21126. Первые 3 мотора – 8-клапанные, другие – с 16 клапанами, но все движки оснащены инжекторной (форсунками) подачей топлива в камеры сгорания. Температурный режим у всех модификаций силовых агрегатов 14-й модели авто одинаковый, его нужно соблюдать, чтобы недогрев или перегрев движка не привели к досрочному ремонту.
Нормальная рабочая температура двигателя ВАЗ 2114
В отношении нормального теплового режима для двигателей ВАЗ 2114i руководствуются следующими положениями:
- Стандарт автопроизводителей 1992 года на рабочую температуру ДВС – 90±3ºС.
- В 2004 г. норматив был изменён в сторону расширения диапазона допустимого нагрева и доведён до пределов от 85 до 105ºС. Превышение температурного потолка даже на 1ºС считается перегревом.
- АвтоВаз при создании бензомоторов 2114 закладывает в конструкцию номинальную температуру для работы механизмов в интервале 87º-103ºС.
Стандарт для температуры двигателя в рабочем состоянии составляет – 90ºС с максимально допустимым отклонением не более 3 ºС. Норма рабочего теплового режима действительна для движков 2114i с 8-ю и 16 клапанами.
Гидросистема охлаждения ДВС 2114i (инжектор) – закрытый контур с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости по малому или большому кругу: в зависимости от изменения степени нагрева движка. Рабочая температура двигателей ВАЗ 2114 поддерживается в нужном диапазоне термостатом, – регулирующим переход потоков ОЖ прибором с сокращённой теплообменной схемы на круг с радиатором.

В качестве теплового агента в гидросистеме применяется антифриз, для вазовских машин рекомендуется тосол.
Основные параметры охлаждающей системы 2114i:
Характеристики | Значения |
Объём ОЖ в гидросистеме | 7,8 л |
Температура срабатывания клапана термостата на открытие: | ºС |
начальная фаза | 85-89 |
полный поток | 102 |
Давление сброса на клапане пробки расширительного бачка: | бар |
выпуск избыточного напора | 1,1-1,5 |
впуск на вакууме (подсос) | 0,1 |
Температура ОЖ в ДВС летом на скорости гружёного авто 80 км/ч | До 95ºС |
К чему приводит повышение или понижение нормальной температуры
Выход работающего двигателя из диапазона рабочих температур отражается на свойствах залитого в нём моторного масла: смазка сверх меры разжижается при перегреве, остаётся слишком вязкой при недогреве мотора. Для ДВС опасны оба состояния смазочной жидкости.

Работа механизмов в условиях густой масляной среды влечёт потерю мощности, динамики бензомотора, автомобиль с затруднениями набирает нужную скорость, потребляет топливо сверх нормативных показателей.
Суть явления: приготовление топливовоздушной смеси выполняется контроллером ЭБУ – электронным блоком управления, который для холодного движка подаёт обогащённое горючее. Длительная работа на богатой смеси вызывает нагар на свечах зажигания, что снижает время полезной эксплуатации ДВС.

Нарушение теплового режима в виде недостаточного нагрева ОЖ обычно происходит зимой. Большую опасность представляет перегрев, который от времени года не зависит, но чаще случается летом. Последствия превышения верхней температурной планки:
- закипает тосол, а езда в режиме перегрева свыше 20 минут может вызвать повреждения головки блока цилиндров, прокладки под ней, межкольцевых перегородок на поршнях;
- утрачивается эластичность маслосъёмных колпачков, поршневых колец;
- растёт потребление масла;
- идёт повышенный износ смежных с мотором агрегатов.

Когда ДВС ВАЗ 2114 не прогревается до температурного минимума, это чревато возникновением серьезных неисправностей. Сильный перегрев способен привести к разрушению отдельных узлов, механизмов движка, вызвать полную поломку мотора без возможности его восстановления даже проведением капремонта.
Основные неисправности системы охлаждения
Неполадки в работе теплообменной гидросистемы могут быть обусловлены поломками отдельных элементов схемы, недостаточным количеством ОЖ, воздушными пробками в трубопроводах.

В двигателях ВАЗ 2114 нарушения теплового режима часто происходят по причине неисправности следующих теплотехнических устройств:
Термостат ремонту не подлежит: неисправный прибор заменяют новым. Срок службы регулятора рабочей температуры движка 2114i в среднем составляет 120-150 тыс. км пробега авто.
Меры, которые необходимо предпринять при перегреве двигателя
На панели приборов имеется индикатор температурного режима ДВС с отмеченными на шкале пределами рабочих температур, что даёт возможность водителю увидеть начало сверхнормативного нагрева.

О неисправности в системе охлаждения подскажут и детонационные стуки в моторе при перегазовке, запах перегретой ОЖ, пар из-под капота автомобиля. В зависимости от обстоятельств и степени перегрева двигателя ВАЗ 2114 действуют следующим образом:
Чтобы не обжечься кипятком, на крышку расширительного бачка нужно набросить тряпку, а откручивать пробку с клапанным устройством следует в толстых перчатках.

Норма рабочей температуры ДВС 2114i, как и у большинства вазовских моторов, находится в пределах 87-103ºС, отклонения от оптимального теплового режима – сигнал к срочному проведению диагностики движка. Если откладывать выявление причин перегрева, продолжать поездки с неисправной схемой системы охлаждения движка ВАЗ 2114, то вероятный исход для автомобиля – ранний капитальный ремонт силового агрегата.
Контролируете температуру двигателя?
а что про недогрев? не знает?
А что недогрев? Ну потеряет несколько процентов мощности, скушает еще несколько лишних литров бензина на сотню километров, но ничего критического не произойдет. Если вы конечно его не охладите до нуля.
Про этот двигатель наверное каждый мальчишка знает во дворах)) Про перегрев важно, потому что последствий потом много. Потом и масло приходится доливать и колпачки менять – резинки теряют эластичность. И кстати термостат обычно самая распространённая причина.
Как автолюбитель могу сказать, что система охлаждения автомобиля – это одна из наиболее важных систем в любом автомобиле. Это то, что защищает двигатель от перегрева и позволяет ему работать в течение длительного времени.
От нее все и идет и перегрев и температура в датчиках и работа двигателя. Тут конечно многое еще зависит от самой машины и ее особенностей.
Насколько я помню, но рабочая температура двигателя автомобиля ВАЗ-2114 должна быть в диапазоне от 80 до 95 градусов Цельсия. Это оптимальная температура, при которой двигатель функционирует наиболее эффективно и долговечно.
Если двигатель не нагревается до этой температуры, то причиной может быть неисправный термостат, который не дает охлаждающей жидкости нагреваться до нужной температуры.
Страшно, когда летит двигатель. У меня это было один раз, но на всю жизнь запомнил. Теперь отношусь к этому вопросу более щепетильно и трепетно, не забываю про техосмотр регулярный.