Модель АвтоВАЗа 2114 разработана в продолжение 5-дверного хэтчбэка 2109, в 2004 г. завод полностью заменил «девятку» «четырнадцатой» модификацией второго поколения семейства Лада Самара 2. Силовой агрегат ВАЗ 2114 выпускался в разных исполнениях: объёмом 1,5 и 1,6 л, с 8 и 16 клапанами, но всегда с инжектором, что в маркировке отмечается буквой i. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) 2114i вполне современный, часто используется автолюбителями для тюнинга.
- Схема и устройство двигателя ВАЗ 2114
- Технические характеристики
- Особенности
- Преимущества и недостатки
- Куда устанавливался
- Какое масло лить в двигатель
- Когда обслуживать двигатель и что нужно знать
- Частые проблемы
- Техническое обслуживание
- Расход топлива
- Улучшение динамических характеристик (тюнинг)
- Видео по теме
Схема и устройство двигателя ВАЗ 2114
Мотор 14-й модели имеет несколько версий: 8-ми клапанные 2111, двигатель 21114 объёмом соответственно 1,5 и 1,6 л, 16V – 1,6 литровый модификации 21124. Устроены движки по стандартной для вазовских ДВС схеме. Основные принципы и системы устройства:
- Блок – литой чугунный, из того же металла и коленчатый вал.
- Цилиндры. Расположение – в ряд, количество – 4.
- Система распределённого впрыска топлива – инжекторная.
- Электронный блок управления (ЭБУ). Организует работу впускных форсунок, обеспечивает взаимодействие посредством датчиков с системами подготовки топливной смеси, зажигания, клапанов.
- Поршни – Ø82 мм. Порядок работы 1-3-4-2.
- Привод газораспределительного механизма (ГРМ) – с помощью ремня.
- Марка бензина – АИ-95. До попадания в двигатель топливо очищается фильтрами грубой и тонкой очистки. Воздух для топливной смеси также фильтруется.

В блоке управления предусмотрена самодиагностика ДВС: система сигнализирует о неполадках загоранием лампочки на панели приборов – Check Engine (чек энджин), что означает проверить двигатель.
Читайте также: где можно найти номер двигателя 2114
Технические характеристики
Основной версией ДВС ВАЗ 2114 считается модель 2111. Для сравнения в таблице приводятся данные также и по другим модификациям 14-й серии.
Показатели |
Ед. изм. | 2111(2114) | 21114 | 21124 |
Объём | см³ | 1500 | 1596 | 1599 |
Мощность | л.с./кВт | 77/56,4 | 82/59,5 | 89/65,5 |
Крутящий момент | Нм | 116 | 125 | 131 |
Степень сжатия | − | 9,8 | 9,6 | 10,3 |
Число клапанов | − | 8 | 8 | 16 |
Впускной коллектор | − | алюминиевый | из алюминия | пластиковый |
Система зажигания | − | модуль | катушка | катушка для каждой свечи |
Нормативы экологии Евро | − | 2 | 2-4 | 3-4 |
Масса | кг | 127 | 112 | 120 |
Общие характеристики основной версии мотора:
- температура охлаждающей жидкости – 95ºС;
- вместимость гидросистемы – 7,8 л;
- зазор между свечными электродами – 1,1 мм;
- прогнозируемый ресурс до капремонта от завода – 150 тыс. км, подтверждённый – 250.
Выпущенные до 2007 г. ДВС 2114 оснащались бортовым компьютером, но работу мотора он не регулировал. Последующие моторы оборудовали ЭБУ и датчиками контроля, которые позволяли регулировать все процессы в силовом агрегате.
Все двигатели работают в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Читайте также: замена подушек двигателя ВАЗ 2114
Особенности
Базовый двигатель 2114i 1,5 л хорош тем, что после обрыва приводного ремня ГРМ клапана не загибаются: в днищах поршней имеются компенсационные прорези – контакт клапанной тарелки с поршневой головкой исключён. Модернизированные движки 21114i, 21124i сохранили полезное качество меньшего по объёму собрата в части безопасности клапанного механизма, получили дополнительные улучшения. Отличия последующих модификаций 14-й серии в следующем:
- Все движки отличаются поперечным ходу движения расположением в подкапотном пространстве автомобиля.
- ВАЗ 21114i – 1,6 л 8-клапанный. Электрика: модуль зажигания, инициировавший искру на моторе 2114i, заменён на 4-х выводную высоковольтную катушку. Каталитический коллектор выхлопных газов заменил нейтрализатор и приёмную трубу выпуска. Вместо возвратной магистрали топлива установлена рампа (рейка) форсунок.
- Модель 21124i – 1,6 л 16-клапанный. Блок цилиндров увеличенной высоты: 197,1 мм. Усовершенствована система смазки: для охлаждения поршня маслом используются форсунки, впрессованные в опоры коренных подшипников.

Преимущества и недостатки
Лучшим в 14-й серии вазовских двигателей считается ВАЗ 21114 инжекторный с 8 клапанами. Мотор ставили на многие новые модели завода.
Достоинства силового агрегата в следующем:
- Надёжность. Пробег до капитального ремонта составляет до 300 тыс. км. Но при условии своевременного техобслуживания и грамотного вождения возможно превышение нормы в два раза.
- Безопасность клапанной группы в аварийной ситуации. Поршня с выемками в днище гарантируют сохранность клапанов при порыве ремённого привода также на моделях ВАЗ 2114 (2111), 21124.
- Совершенство системы питания. Из конструкции исключён карбюратор с его постоянно засоряющимися жиклёрами: форсунки при работе самоочищаются.
- Динамичность. Для автогонок мощности двигателя в 82 л. с. недостаточно, но для езды в режиме повседневной эксплуатации хватает и 77-сильного мотора 2114.
- Прочность. Металлические узлы и детали изготовлены из высокопрочных сплавов, имеют хороший прочностной запас, что даёт перспективы тюнинга ДВС.

Из недостатков отмечаются шумность работы движка и обязательность периодической регулировки клапанов.
Куда устанавливался
Инжекторный двигатель ВАЗ 2114i представляет собой серию моторов для автомобилей Лада 2114. Вариантов исполнения силового агрегата выпускалось несколько с отличиями в характеристика. Устанавливались движки не только на 14-ю модель, но и на другие вазовские автомашины. В разные годы моторы серии 2114i ставили на такие легковушки АвтоВАЗа:
Версия мотора | Куда устанавливался агрегат |
8-ми клапанный ДВС объёмом 1,5 л 2114/2111, годы выпуска – до 2007 | ВАЗ 21083, 21093, 21099, 21102, 2111, 21122, 2113, 2114, 2115 |
двигатель с 8 клапанами 1,6 л 21114, выпускался в 2004-2013 годах | ВАЗ 21101, 21112, 21121, 2113, 2114, 2115 Лада Приора, Гранта, Калина |
16-клапанный мотор объёмом 1,6 л 21124 | ВАЗ 21104, 21114, 21123 «Купе», 21124, 2114 Супер Авто |
С 2007 г. выпускается 98-сильный двигатель 14-й серии ВАЗ 21126i с установкой на автомашины Лада Калина, Калина2, Приора, Гранта, 2114 Супер Авто.

Какое масло лить в двигатель
Моторные масла по материалу изготовления бывают минеральными (нефтяными) и синтетическими – полученными в результате химических реакций. Заводская смазка в двигателях АвтоВАЗа – минеральная, после обкатки подлежит замене.
Обновление масла для двигателя ВАЗ 2114 в картере производится с учётом таких положений:
- Рекомендуемая для заливки в картер смазка – полусинтетическая. Изготавливается заводами смешиванием недорогой минеральной основы в количестве 70-80% с дорогостоящей синтетической – 20-30%.
- Заправочный объём картера у всех ДВС 14-й модели одинаковый: 3,5 л. 4-литровая упаковка удобна тем, что остаток используется на доливку выгорающего при эксплуатации масла.
- Норма расходования: у ВАЗ 2114/2111 – не более 0,7 л на 1000 км, остальные модификации более экономичны – <0,5 л/1000 км.
- Вязкость по общепринятой классификации SAE для всех модификаций 2114 подбирается в зависимости от сезона из ряда марок: 5W-30, 5W40, 10W-40, 15W40.
Рабочий диапазон температур для масел перечисленных вязкостных данных составляет соответственно: −25º…+20ºС, −25º…+30ºС, −20º…+35ºС, −15º…+40ºС.

Читайте также: сколько масла в двигателе ВАЗ-2114
Когда обслуживать двигатель и что нужно знать
Техническое обслуживание любого ДВС проводится ежедневно перед выездом из гаража или парковки, а также более тщательно – через определённые интервалы времени или после пробега автомобилем каких-то расстояний. При этом за момент наступления поры техобслуживания принимают событие, которое произошло раньше: временной отрезок или пройденный километраж.

Состав работ по профилактике поломок в зависимости от очерёдности производства может повторяться. Ниже приводятся основные операции профилактических регулировок, замен расходных материалов:
- проверить, при необходимости долить масло в катер, тосол в расширительный бачок, оценить натяжение ремня ГРМ – всё до выезда;
- заменить: через 9-11 тыс. км – моторную смазочную жидкость и маслофильтр, 25 – фильтры воздушный, топливный и свечи зажигания, 70 – высоковольтные провода, натяжной ролик ременного привода и ремень ГРМ;
- произвести текущий ремонт выявленных в ходе профилактических работ неисправностей.
Раз в 12 месяцев обслуживают аккумуляторную батарею, заменяют масло, фильтры, свечи, выпускной коллектор. Через каждые 2 года регулируют клапана, ревизируют фитинги в схеме системы охлаждения ВАЗ 2114 с заменой охлаждающей жидкости.

Частые проблемы
Неисправности силовых агрегатов 14-й модели типичны для многих вазовских моторов. Выявляются неполадки высвечиванием чека на приборной панели, наблюдениями водителя в ходе поездки, диагностикой в сервисном центре.
Часто встречающиеся неисправности ВАЗ 2114:
- Плавающие обороты, неустойчивая работа на холостом ходу (ХХ), горит чек. Вероятная причина – сбои датчиков: регулировки – РХХ, положения дроссельной заслонки – ДПДЗ, массового расхода воздуха – ДМРВ;
- Троение – нестабильность работы, потряхивание двигателя. Поводы: прогар или разрегулированность клапанов, поломка 4-х выводной катушки или модуля зажигания.
- Снижение тяги мотора. Возникает при закоксованности катализатора, загрязнённости воздушного фильтра, падении компрессии в цилиндрах, образовании нагара на свечах зажигания.
- Появление нестандартных шумов, стуков. Источниками могут быть неправильные зазоры в клапанах, проседание их пружин, сёдел, износ вкладышей шатунных, коленвала.
- Сверхнормативный нагрев двигателя. Норма – 95-103ºС, превышается при повреждениях помпы, термостата, датчика включения вентилятора.

Техническое обслуживание
Комплексное техобслуживание автомобиля лучше доверить специалистам автосервиса, где имеется специальное диагностическое оборудование, испытательные стенды и подъёмники. Простейшие операции по замене расходных материалов можно выполнять в условиях личного гаража.
Можно выполнить собственными силами следующие элементы профилактики силовых агрегатов ВАЗ 2114:
Опытные водители также сами меняют ремень ГРМ, регулируют клапана. Новичкам лучше посетить СТО.
Расход топлива
Фактическое потребление мотором бензина не всегда совпадает с расходными характеристиками, заявленными заводом изготовителем. В таблице – нормативы для двигателей ВАЗ 2114.
Расход горючего на 100 км | 2111 | 21114 | 21124 |
Загородное шоссе | 5,7 | 6,2 | 6,4 |
Город | 10 | 9,8 | 9,5 |
Смешанное движение | 7,3 | 7,6 | 7,5 |
Как правило, отличия фактических цифр от нормативных показателей в сторону увеличения. Техническое состояние ДВС, качество горюче-смазочных жидкостей, манера вождения автомобиля – все это влияет на количество сжигаемого бензина.

Основные причины перерасхода топлива кроются в таких неполадках:
- сбои в ЭБУ, датчиках электронной системы управления двигателем 14-й модели;
- износ деталей электрического бензонасоса: недостаточное давление – путь к перерасходу;
- некачественный бензин, неверно подобранное моторное масло;
- недостаточная компрессия, нарушенное газораспределение, неисправные свечи зажигания.
Первое, что нужно сделать при подозрении на пережог горючего – заменить топливный и воздушный фильтр, обратить внимание на свой стиль вождения.
Частые разгоны, торможения, длительная езда на 3, 4 передаче ведут к сжиганию большего количества топлива.

Улучшение динамических характеристик (тюнинг)
Тюнинг – это усовершенствование работы двигателя возможно с вмешательством в его механическую часть или перепрограммированием электронного блока управления. Второй способ в отношении силовых агрегатов серии 2114 большого эффекта не даёт. Поэтому стоит рассмотреть следующие возможности улучшить эксплуатационные характеристики моторов 14-й модели:
- установка компрессора или турбонаддува – возможность обеспечена большим запасом прочности чугунного блока;
- расточка-хонингование цилиндров с 1,5 л до 1,6;
- замена штатных деталей облегчёнными.
После переделок делают прошивку ЭБУ для эффективного управления доработанным ДВС.

Возможные результаты улучшений представлены в таблице.
Тюнинг | 2111/2114 | 21114 | 21124 |
Предел мощности без потери ресурса, л. с. | 110 | 120 | 130 |
Потенциал | 180+ | 180+ | 400+ |
Технические характеристики модификаций моторов 14-й серии отличаются, имеются и особенности конструкции каждого из них.
Объединяют двигатели ВАЗ 2114 надёжность, хорошая ремонтопригодность, простота обслуживания, повышенный ресурс до капитального ремонта: 250-300 тыс. км вместо заявленных заводом 150-180 тысяч.
Какие интересные факты о двигателях Ваз знаете вы?
Так вот как выглядит легендарный двигатель с историей. Простой движок проверенный временем. На нем хорошо начать изучать двигатели так как современные движки куда сложнее из за своей электроники.
Простой и надежный движок. Когда только изучал всю эту тему по слесарному делу еще в юности, вот как раз с него и начинал. Давно это было.
Движок хорошо подходит для обучения и понимание общих принципов работы.
В свое время ВАЗ 2114 была легендарной машины, о ней мечтали многие. Мотор действительно хороши, я мог ездить по грязи свободно, мотор выдерживал большие нагрузки. Смотрю сейчас на двигатель и вспоминаю старые времена, когда находился в гараже и производил какие-либо ремонтные работы.
Вообще мотор ВАЗ 2114 имеет свои недостатки, он также обладает некоторыми преимуществами.
Этот двигатель достаточно надежен и устойчив к перегревам, но иногда может потребовать регулярного технического обслуживания и замены некоторых деталей со временем.
Расход топлива вполне умеренный, особенно при соблюдении правил экономичной езды, но для города его хватает.
Движок и сейчас является надежным и производительным. Но тюнинговать его возможно, чтобы он был еще лучше. Хотя я бы не рискнул вносить изменения в его конструкцию, мало ли что будет.