Мотор ВАЗ 2114 (18 фото): технические характеристики, объем, мощность, схема двигателя

Моторы ВАЗ

Модель АвтоВАЗа 2114 разработана в продолжение 5-дверного хэтчбэка 2109, в 2004 г. завод полностью заменил «девятку» «четырнадцатой» модификацией второго поколения семейства Лада Самара 2. Силовой агрегат ВАЗ 2114 выпускался в разных исполнениях: объёмом 1,5 и 1,6 л, с 8 и 16 клапанами, но всегда с инжектором, что в маркировке отмечается буквой i. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) 2114i вполне современный, часто используется автолюбителями для тюнинга.

Схема и устройство двигателя ВАЗ 2114

Мотор 14-й модели имеет несколько версий: 8-ми клапанные 2111, двигатель 21114 объёмом соответственно 1,5 и 1,6 л, 16V – 1,6 литровый модификации 21124. Устроены движки по стандартной для вазовских ДВС схеме. Основные принципы и системы устройства:

  1. Блок – литой чугунный, из того же металла и коленчатый вал.
  2. Цилиндры. Расположение – в ряд, количество – 4.
  3. Система распределённого впрыска топлива – инжекторная.
  4. Электронный блок управления (ЭБУ). Организует работу впускных форсунок, обеспечивает взаимодействие посредством датчиков с системами подготовки топливной смеси, зажигания, клапанов.
  5. Поршни – Ø82 мм. Порядок работы 1-3-4-2.
  6. Привод газораспределительного механизма (ГРМ) – с помощью ремня.
  7. Марка бензина – АИ-95. До попадания в двигатель топливо очищается фильтрами грубой и тонкой очистки. Воздух для топливной смеси также фильтруется.
Схема и устройство двигателя ВАЗ 2114
Схема и устройство двигателя ВАЗ 2114

В блоке управления предусмотрена самодиагностика ДВС: система сигнализирует о неполадках загоранием лампочки на панели приборов – Check Engine (чек энджин), что означает проверить двигатель.

В памяти ЭБУ сохраняются все ранее произошедшие ошибки эксплуатации мотора.

Читайте также: где можно найти номер двигателя 2114

Технические характеристики

Основной версией ДВС ВАЗ 2114 считается модель 2111. Для сравнения в таблице приводятся данные также и по другим модификациям 14-й серии.

Показатели

Ед. изм. 2111(2114) 21114 21124
Объём см³ 1500 1596 1599
Мощность л.с./кВт 77/56,4 82/59,5 89/65,5
Крутящий момент Нм 116 125 131
Степень сжатия 9,8 9,6 10,3
Число клапанов 8 8 16
Впускной коллектор алюминиевый из алюминия пластиковый
Система зажигания модуль катушка катушка для каждой свечи
Нормативы экологии Евро 2 2-4 3-4
Масса кг 127 112 120

Общие характеристики основной версии мотора:

  • температура охлаждающей жидкости – 95ºС;
  • вместимость гидросистемы – 7,8 л;
  • зазор между свечными электродами – 1,1 мм;
  • прогнозируемый ресурс до капремонта от завода – 150 тыс. км, подтверждённый – 250.

Выпущенные до 2007 г. ДВС 2114 оснащались бортовым компьютером, но работу мотора он не регулировал. Последующие моторы оборудовали ЭБУ и датчиками контроля, которые позволяли регулировать все процессы в силовом агрегате.

Все двигатели работают в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

ВАЗ 2114 оборудован ЭБУ - бортовым компьютером, предназначенным для управления основными системами авто
ВАЗ 2114 оборудован ЭБУ – бортовым компьютером, предназначенным для управления основными системами авто

Читайте также: замена подушек двигателя ВАЗ 2114

Особенности

Базовый двигатель 2114i 1,5 л хорош тем, что после обрыва приводного ремня ГРМ клапана не загибаются: в днищах поршней имеются компенсационные прорези – контакт клапанной тарелки с поршневой головкой исключён. Модернизированные движки 21114i, 21124i сохранили полезное качество меньшего по объёму собрата в части безопасности клапанного механизма, получили дополнительные улучшения. Отличия последующих модификаций 14-й серии в следующем:

  1. Все движки отличаются поперечным ходу движения расположением в подкапотном пространстве автомобиля.
  2. ВАЗ 21114i – 1,6 л 8-клапанный. Электрика: модуль зажигания, инициировавший искру на моторе 2114i, заменён на 4-х выводную высоковольтную катушку. Каталитический коллектор выхлопных газов заменил нейтрализатор и приёмную трубу выпуска. Вместо возвратной магистрали топлива установлена рампа (рейка) форсунок.
  3. Модель 21124i – 1,6 л 16-клапанный. Блок цилиндров увеличенной высоты: 197,1 мм. Усовершенствована система смазки: для охлаждения поршня маслом используются форсунки, впрессованные в опоры коренных подшипников.
К линейке 14-х модификаций относят и ВАЗ 21126i объёмом 1,6 л с 16-ю клапанами. Отличительная черта от иных моделей 2114 – вероятность сгибания клапанных стержней при порыве ремня ГРМ.
Сгибание клапанных стержней в модели 2114 происходит при разрыве ремня ГРМ
Сгибание клапанных стержней в модели 2114 происходит при разрыве ремня ГРМ

Преимущества и недостатки

Лучшим в 14-й серии вазовских двигателей считается ВАЗ 21114 инжекторный с 8 клапанами. Мотор ставили на многие новые модели завода.

Достоинства силового агрегата в следующем:

  1. Надёжность. Пробег до капитального ремонта составляет до 300 тыс. км. Но при условии своевременного техобслуживания и грамотного вождения возможно превышение нормы в два раза.
  2. Безопасность клапанной группы в аварийной ситуации. Поршня с выемками в днище гарантируют сохранность клапанов при порыве ремённого привода также на моделях ВАЗ 2114 (2111), 21124.
  3. Совершенство системы питания. Из конструкции исключён карбюратор с его постоянно засоряющимися жиклёрами: форсунки при работе самоочищаются.
  4. Динамичность. Для автогонок мощности двигателя в 82 л. с. недостаточно, но для езды в режиме повседневной эксплуатации хватает и 77-сильного мотора 2114.
  5. Прочность. Металлические узлы и детали изготовлены из высокопрочных сплавов, имеют хороший прочностной запас, что даёт перспективы тюнинга ДВС.
Все элементы силового агрегата изготовлены из высокопрочных материалов
Все элементы силового агрегата изготовлены из высокопрочных материалов

Из недостатков отмечаются шумность работы движка и обязательность периодической регулировки клапанов.

Куда устанавливался

Инжекторный двигатель ВАЗ 2114i представляет собой серию моторов для автомобилей Лада 2114. Вариантов исполнения силового агрегата выпускалось несколько с отличиями в характеристика. Устанавливались движки не только на 14-ю модель, но и на другие вазовские автомашины. В разные годы моторы серии 2114i ставили на такие легковушки АвтоВАЗа:

Версия мотора Куда устанавливался агрегат
8-ми клапанный ДВС объёмом 1,5 л 2114/2111, годы выпуска – до 2007 ВАЗ 21083, 21093, 21099, 21102, 2111, 21122, 2113, 2114, 2115
двигатель с 8 клапанами 1,6 л 21114, выпускался в 2004-2013 годах ВАЗ 21101, 21112, 21121, 2113, 2114, 2115 Лада Приора, Гранта, Калина
16-клапанный мотор объёмом 1,6 л 21124 ВАЗ 21104, 21114, 21123 «Купе», 21124, 2114 Супер Авто

С 2007 г. выпускается 98-сильный двигатель 14-й серии ВАЗ 21126i с установкой на автомашины Лада Калина, Калина2, Приора, Гранта, 2114 Супер Авто.

Двигатель ВАЗ 21114 8 клапанов можно найти под капотом большого количества автомобилей
Двигатель ВАЗ 21126i можно найти под капотом большого количества автомобилей

Какое масло лить в двигатель

Моторные масла по материалу изготовления бывают минеральными (нефтяными) и синтетическими – полученными в результате химических реакций. Заводская смазка в двигателях АвтоВАЗа – минеральная, после обкатки подлежит замене.

Обновление масла для двигателя ВАЗ 2114 в картере производится с учётом таких положений:

  1. Рекомендуемая для заливки в картер смазка – полусинтетическая. Изготавливается заводами смешиванием недорогой минеральной основы в количестве 70-80% с дорогостоящей синтетической – 20-30%.
  2. Заправочный объём картера у всех ДВС 14-й модели одинаковый: 3,5 л. 4-литровая упаковка удобна тем, что остаток используется на доливку выгорающего при эксплуатации масла.
  3. Норма расходования: у ВАЗ 2114/2111 – не более 0,7 л на 1000 км, остальные модификации более экономичны – <0,5 л/1000 км.
  4. Вязкость по общепринятой классификации SAE для всех модификаций 2114 подбирается в зависимости от сезона из ряда марок: 5W-30, 5W40, 10W-40, 15W40.

Рабочий диапазон температур для масел перечисленных вязкостных данных составляет соответственно: −25º…+20ºС, −25º…+30ºС, −20º…+35ºС, −15º…+40ºС.

В числе рекомендованных АвтоВАЗом – масло полусинтетическое марки LUKOIL Luxe.
Моторное масло Лукойл Люкс рекомендовано для двигателя ВАЗ 2114i
Моторное масло Лукойл Люкс рекомендовано для двигателя ВАЗ 2114i

Читайте также: сколько масла в двигателе ВАЗ-2114

Когда обслуживать двигатель и что нужно знать

Техническое обслуживание любого ДВС проводится ежедневно перед выездом из гаража или парковки, а также более тщательно – через определённые интервалы времени или после пробега автомобилем каких-то расстояний. При этом за момент наступления поры техобслуживания принимают событие, которое произошло раньше: временной отрезок или пройденный километраж.

Техническое обслуживание двигателя проводят через определенные временные промежутки или по пробегу
Техническое обслуживание двигателя проводят через определенные временные промежутки или по пробегу

Состав работ по профилактике поломок в зависимости от очерёдности производства может повторяться. Ниже приводятся основные операции профилактических регулировок, замен расходных материалов:

  • проверить, при необходимости долить масло в катер, тосол в расширительный бачок, оценить натяжение ремня ГРМ – всё до выезда;
  • заменить: через 9-11 тыс. км – моторную смазочную жидкость и маслофильтр, 25 – фильтры воздушный, топливный и свечи зажигания, 70 – высоковольтные провода, натяжной ролик ременного привода и ремень ГРМ;
  • произвести текущий ремонт выявленных в ходе профилактических работ неисправностей.

Раз в 12 месяцев обслуживают аккумуляторную батарею, заменяют масло, фильтры, свечи, выпускной коллектор. Через каждые 2 года регулируют клапана, ревизируют фитинги в схеме системы охлаждения ВАЗ 2114 с заменой охлаждающей жидкости.

Замену моторного масла и маслофильтра осуществляют через 9-11 тыс. км
Замену моторного масла и маслофильтра осуществляют через 9-11 тыс. км

Частые проблемы

Неисправности силовых агрегатов 14-й модели типичны для многих вазовских моторов. Выявляются неполадки высвечиванием чека на приборной панели, наблюдениями водителя в ходе поездки, диагностикой в сервисном центре.

Часто встречающиеся неисправности ВАЗ 2114:

  1. Плавающие обороты, неустойчивая работа на холостом ходу (ХХ), горит чек. Вероятная причина – сбои датчиков: регулировки – РХХ, положения дроссельной заслонки – ДПДЗ, массового расхода воздуха – ДМРВ;
  2. Троение – нестабильность работы, потряхивание двигателя. Поводы: прогар или разрегулированность клапанов, поломка 4-х выводной катушки или модуля зажигания.
  3. Снижение тяги мотора. Возникает при закоксованности катализатора, загрязнённости воздушного фильтра, падении компрессии в цилиндрах, образовании нагара на свечах зажигания.
  4. Появление нестандартных шумов, стуков. Источниками могут быть неправильные зазоры в клапанах, проседание их пружин, сёдел, износ вкладышей шатунных, коленвала.
  5. Сверхнормативный нагрев двигателя. Норма – 95-103ºС, превышается при повреждениях помпы, термостата, датчика включения вентилятора.
Избежать аварийного перегрева мотора летом можно кратковременным включением мотора печки 2114 – это дополнительный контур охлаждения ДВС.
Чтобы избежать перегрева двигателя в летнее время, следует включить в салоне печку на максимум
Чтобы избежать перегрева двигателя в летнее время, следует включить в салоне печку на максимум

Техническое обслуживание

Комплексное техобслуживание автомобиля лучше доверить специалистам автосервиса, где имеется специальное диагностическое оборудование, испытательные стенды и подъёмники. Простейшие операции по замене расходных материалов можно выполнять в условиях личного гаража.

Можно выполнить собственными силами следующие элементы профилактики силовых агрегатов ВАЗ 2114:

Замена масла 1. Замена масла. Приготовить ёмкость под отработку, новый масляный фильтр, загнать авто на смотровую яму. Прогреть мотор, заглушить. Открыть крышку заливного, пробку сливного отверстий на клапанной коробке и картере соответственно, слить отработку в течение 10 минут и заменить масляный фильтр. Вкрутить пробку в поддон, залить свежее масло, замерить уровень щупом.
Смена воздушного фильтра 2. Смена воздушного фильтра. Открыть капот, открутить 4 винта крышки фильтрующего элемента, рассоединить колодку ДМРВ и снять колпак короба. Извлечь фильтроэлемент, очистить внутренность корпуса от грязи. Установить новый воздухофильтр в соответствии с нанесёнными на дне короба стрелками. Собрать конструкцию в обратном порядке.

Опытные водители также сами меняют ремень ГРМ, регулируют клапана. Новичкам лучше посетить СТО.

Расход топлива

Фактическое потребление мотором бензина не всегда совпадает с расходными характеристиками, заявленными заводом изготовителем. В таблице – нормативы для двигателей ВАЗ 2114.

Расход горючего на 100 км 2111 21114 21124
Загородное шоссе 5,7 6,2 6,4
Город 10 9,8 9,5
Смешанное движение 7,3 7,6 7,5

Как правило, отличия фактических цифр от нормативных показателей в сторону увеличения. Техническое состояние ДВС, качество горюче-смазочных жидкостей, манера вождения автомобиля – все это влияет на количество сжигаемого бензина.

Количество сжигаемого топлива напрямую зависит от манеры вождения авто и качества горюче-смазочных жидкостей, которые используются в двигателе
Количество сжигаемого топлива напрямую зависит от манеры вождения авто и качества горюче-смазочных жидкостей, которые используются в двигателе

Основные причины перерасхода топлива кроются в таких неполадках:

  • сбои в ЭБУ, датчиках электронной системы управления двигателем 14-й модели;
  • износ деталей электрического бензонасоса: недостаточное давление – путь к перерасходу;
  • некачественный бензин, неверно подобранное моторное масло;
  • недостаточная компрессия, нарушенное газораспределение, неисправные свечи зажигания.

Первое, что нужно сделать при подозрении на пережог горючего – заменить топливный и воздушный фильтр, обратить внимание на свой стиль вождения.

Частые разгоны, торможения, длительная езда на 3, 4 передаче ведут к сжиганию большего количества топлива.

Постоянные разгоны и торможения приводят к увеличению расхода топлива
Постоянные разгоны и торможения приводят к увеличению расхода топлива

Улучшение динамических характеристик (тюнинг)

Тюнинг – это усовершенствование работы двигателя возможно с вмешательством в его механическую часть или перепрограммированием электронного блока управления. Второй способ в отношении силовых агрегатов серии 2114 большого эффекта не даёт. Поэтому стоит рассмотреть следующие возможности улучшить эксплуатационные характеристики моторов 14-й модели:

  • установка компрессора или турбонаддува – возможность обеспечена большим запасом прочности чугунного блока;
  • расточка-хонингование цилиндров с 1,5 л до 1,6;
  • замена штатных деталей облегчёнными.

После переделок делают прошивку ЭБУ для эффективного управления доработанным ДВС.

После тюнинга следует перепрошить ЭБУ для повышения мощности двигателя
После тюнинга следует перепрошить ЭБУ для повышения мощности двигателя

Возможные результаты улучшений представлены в таблице.

Тюнинг 2111/2114 21114 21124
Предел мощности без потери ресурса, л. с. 110 120 130
Потенциал 180+ 180+ 400+

Технические характеристики модификаций моторов 14-й серии отличаются, имеются и особенности конструкции каждого из них.

Объединяют двигатели ВАЗ 2114 надёжность, хорошая ремонтопригодность, простота обслуживания, повышенный ресурс до капитального ремонта: 250-300 тыс. км вместо заявленных заводом 150-180 тысяч.

Какие интересные факты о двигателях Ваз знаете вы?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Роман

    Так вот как выглядит легендарный двигатель с историей. Простой движок проверенный временем. На нем хорошо начать изучать двигатели так как современные движки куда сложнее из за своей электроники.

    Ответить
  2. Влад

    Простой и надежный движок. Когда только изучал всю эту тему по слесарному делу еще в юности, вот как раз с него и начинал. Давно это было.
    Движок хорошо подходит для обучения и понимание общих принципов работы.

    Ответить
  3. Виктор Сергеевич

    В свое время ВАЗ 2114 была легендарной машины, о ней мечтали многие. Мотор действительно хороши, я мог ездить по грязи свободно, мотор выдерживал большие нагрузки. Смотрю сейчас на двигатель и вспоминаю старые времена, когда находился в гараже и производил какие-либо ремонтные работы.

    Ответить
  4. Влад

    Вообще мотор ВАЗ 2114 имеет свои недостатки, он также обладает некоторыми преимуществами.
    Этот двигатель достаточно надежен и устойчив к перегревам, но иногда может потребовать регулярного технического обслуживания и замены некоторых деталей со временем.
    Расход топлива вполне умеренный, особенно при соблюдении правил экономичной езды, но для города его хватает.

    Ответить
  5. Павел

    Движок и сейчас является надежным и производительным. Но тюнинговать его возможно, чтобы он был еще лучше. Хотя я бы не рискнул вносить изменения в его конструкцию, мало ли что будет.

    Ответить