Бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) ВАЗ 11183 с 8-ю клапанами объёмом 1.6 л выпускался АвтоВАЗом для бюджетных авто Лада Калина и Гранта соответственно. Мотор простой и надёжный, с питанием от инжекторов (форсунок), предназначен для переднеприводных автомобилей. В процессе эксплуатации конструкция силового агрегата совершенствовалась заводскими конструкторами и автолюбителями: у движка много преимуществ, но есть и недостатки.
- Технические характеристики мотора ВАЗ 11183
- На какие автомобили устанавливали мотор ВАЗ 11183
- Описание конструкции двигателя 11183
- Система охлаждения ДВС
- Система смазки
- Модификации ДВС
- Расход топлива и масла
- Ресурс двигателя 11183
- Плюсы и минусы двигателя 11183
- Наиболее распространенные проблемы ДВС 11183
- Датчик расхода
- Течет масло
- Перегрев
- Стук в двигателе
- ЭБУ
- Троение двигателя
- Плавают обороты
- Вкладыши коленвала
- Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 11183
- Тюнинг ДВС 11183
- Цена двигателя ВАЗ 11183 нового и б/у
- Видео по теме
Технические характеристики мотора ВАЗ 11183
Основой для создания послужил 8-клапанный (8V) 4-цилиндровый агрегат под индексом 2111 объёмом 1.5 л с меньшей высотой блока цилиндров и укороченным ходом поршней. Расположение двигателя в подкапотном пространстве – поперечное.

Параметры мотора ВАЗ 11183 сведены в таблицу.
Показатели | Значения |
Мощность | 80 л. с. |
Крутящий момент | 120 Нм |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 9,6-9,8 |
Система питания топливом | распределённый впрыск от 4-х форсунок с электронным управлением |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 82/75,6 мм |
Привод газораспределительного механизма (ГРМ) | ремённый |
Масса | 112 кг |
На какие автомобили устанавливали мотор ВАЗ 11183
Отличия между двигателями 11183i и 21114i незначительные и не касаются самого ДВС. Разница в исполнении маховика, корзины сцепления и комплектации навесным оборудованием (разные стартеры).

Версию 21114 ставили на авто семейства Лада 21101, 21112, 21121, Datsun On-Do 1, Самара 2: двигатели ВАЗ 2115, 2114, 2113. Мотор ВАЗ 11183 устанавливали на авто Гранта седан 2190 в 2011-2014 г.г. и Калина моделей:
- универсал 1117 (2007-2013);
- седан 1118 (2004-2013);
- хэтчбек 1119 (2006-2013);
- хэтчбек, 2192 (2013-2014).
Автомобиль Datsun on-DO создан японскими компаниями Датсун и Ниссан на основе Лада Гранта с кузовом седан. Выпускался On-Do 1 на АвтоВАЗе с лета 2014 года.

Читайте также: где можно найти номер двигателя 2114
Описание конструкции двигателя 11183
Детали, лежащие в основе агрегата, созданы из разных металлов: блок негильзованных цилиндров – чугунный, его головка – из алюминия, коленчатый вал – стальной кованый. Гидросистемы смазки, охлаждения обеспечивают отвод тепла от взаимодействующих деталей, снижают их сопротивление трению. Расположение единственного распредвала ГРМ – верхнее, гидрокомпенсаторы в схеме отсутствуют, что обусловливает ручную регулировку тепловых зазоров клапанов способом подбора шайб из стали.

Система охлаждения ДВС
Теплоотведение производится циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ) по одному из замкнутых охладительных контуров: большому – с основным радиаторным теплообменником или малому без него. Схема теплообмена ДВС 11183 включает следующие элементы:
- водяная рубашка – каналы в блоке цилиндров;
- помпа – циркуляционный насос;
- термостат – до нагрева <85ºС направляет поток по малому кругу, ≥95ºС – по большому;
- датчик температуры – передаёт информацию на контроллер управления;
- радиатор с электровентилятором в кожухе;
- отопитель салона;
- расширительный бачок, соединительные шланги и патрубки.
Читайте также: как работает система охлаждения Гранты

Вместимость системы охлаждения – 7,8 л, рабочая температура – 95ºС. Заводская заправка – тосол или антифриз марки Felix Carbox 40.
Внимание! Обратный уклон подводящих ОЖ к радиатору отопителя салона трубок – причина образования в теплообменнике воздушных пробок.
Система смазки
Смазывается мотор по комбинированной схеме: под напором – вкладыши коренные и шатунные, опоры распределительного вала; способом разбрызгивания – стенки цилиндров, элементы поршней, кулачки распредвала, толкатели и стержни клапанов. За счёт масляного пара и самотёком смазываются остальные узлы и детали системы.

Вместимость гидросистемы смазки – 3,5 л.
Читайте также: какое масло лить в Гранту 8 клапанов
Основные составляющие:
- каналы в коленчатом валу, деталях шатунно-поршневой группы;
- насос шестерёнчатый с редукционным клапаном;
- маслоприёмник;
- масляный фильтр Лада Калина – в стальном корпусе, неразборный;
- система проветривания картера: отвод газов непосредственно во впускную систему мотора без попадания в атмосферу (схема закрытого типа).

В зависимости от региона эксплуатации в мотор заливают масло вязкостью 5W-30 (40), 10W-40, 15W-40. Рейтинг масел для данного мотора – по ссылке.
Модификации ДВС
Предшественник мотора ВАЗ 11183 – движок с индексом 21114, последующая модификация – 11183-50: с 2011 года управление дроссельной заслонкой производится электронным приводом (педаль Е-газ). Другие отличия модифицированного ДВС 11183-50 от базового:
- степень сжатия топливовоздушной смеси увеличена до 10, что повысило мощность двигателя Лада Калина с 80 до 82 л. с., крутящий момент – на 10% (было 120 Нм);
- постоянное загрязнение дроссельной заслонки исчезло (серьезный минус модели 11183);
- нововведение с Е-газом породило новую проблему улучшенного двигателя: ненадёжным оказался ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонки.

В линейку схожих 8-клапанников входят также модели с индексами 11189, 11193, 21116.
Расход топлива и масла
Потребление двигателем горючего и моторной смазки зависит от его технического состояния, дорожных условий и обстоятельств, манеры вождения автомобиля водителем. Нормативные показатели расходных характеристик ДВС АвтоВАЗ указывает в сопроводительных документах авто: паспорте транспортного средства, руководстве по эксплуатации. Для автомобилей Лада, включая комплектацию двигателем ВАЗ 11183, контрольный расход составляет:
- моторное масло – не более 0,5 л на 1000 км;
- расход горючего при движении по трассе – 5,7-6,2 л/100 км;
- расход в городских условиях – 8,3-8,8 л/100 км;
- расход в смешанном режиме поездки – 7,0-7,6 л/100 км.

Фактические показатели расхода изменяются в большую или меньшую сторону в широких пределах. Например, пределы потребления масла – 0,05-1,5 л/1000 км.
Ресурс двигателя 11183
Усреднённый норматив эксплуатации мотора до капитального ремонта для ДВС 11183i автозавод установил в объёме 150 тыс. км пробега. На самом деле до капремонта двигатель проходит вдвое больший километраж, чему способствует его высокая ремонтопригодность. Другие факторы, способствующие продлению нормативного ресурса:
- надёжность конструкции: чугунный блок выдержит не один капремонт;
- простота устройства: ремонтировать можно в гараже;
- доступность запчастей.

Как и расход топлива или масла, ресурс двигателя в значительной мере зависит от дорожных условий, манеры водителя управлять автомобилем.
Плюсы и минусы двигателя 11183
Явных недостатков в сравнении с однотипными вазовскими двигателями у мотора немного: несовершенство натяжителя приводного ремня ГРМ приводит к его проскальзыванию, снижению ресурса. Изначально ненадёжный датчик ДПДЗ. Преимущества двигателя ВАЗ 11183:
- неприхотливость системы смазки: отсутствие плунжерных компенсаторов допускает заливку в гидросистему рядовых масел;
- клапанные стержни при обрыве ремня не могут сгибаться: в поршнях имеются углубления для тарелок клапанов на случай аварии;
- возможность работы на бензине марок АИ-92, 95.

Возможность заливать в мотор масло невысокого качества – сомнительное преимущество ВАЗ 11183. Отсутствие в конструкции ГРМ гидрокомпенсаторов делает обязательной периодическую регулировку клапанов.
Наиболее распространенные проблемы ДВС 11183
Типичные неисправности вазовских моторов присущи также и двигателю ВАЗ 11183i, оснащённому электронным блоком управления ЭБУ. Протечки масла, перегрев, шумность, троение и плавающие обороты движка, неполадки с датчиками и управляющим контроллером в совокупности могут привести к необходимости ремонта вкладышей коленвала.

Датчик расхода
Неожиданная остановка мотора 11183 при движении автомобиля случается из-за недостатка поступающего для образования топливовоздушной смеси воздуха по причине отказа соответствующего датчика. При этом на панели загорается чек. Поломке ДМРВ – измерителя массового расхода воздуха могут предшествовать:
- снижение мощности;
- повышенный расход топлива;
- неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах.

Проверка исправности измерителя производится с помощью мультиметра: норма напряжения – 1±0,1 В. Неисправный электродатчик заменяют новым.
В движке 11183 чек загорается и при неисправности других датчиков: ДПДЗ, ДПКВ – положений дроссельной заслонки и коленчатого вала соответственно, РХХ – регулятора холостого хода, ДК и ДТОЖ – кислорода, тосола.
Течет масло
Для контроля уровня моторной смазочной жидкости в движке устанавливается масляный щуп с отметками «минимум», «максимум». Герметичность системы смазки обеспечивают прокладки, манжеты, сальники, иные уплотнители. Подтекания обнаруживаются при визуальном осмотре мотора, места стоянки авто, по расходу масла.
Протечки бывают в таких местах:
- головка блока цилиндров (ГБЦ), клапанная крышка;
- масляный фильтр;
- картер и фланец сальника коленчатого вала.

Причины протечек: износ, потеря эластичности резинок, механические повреждения деталей мотора, нарушение вентиляции картера, низкокачественные комплектующие. Заливка моторной смазки пониженной вязкости также приводит к утечкам жидкости.
Перегрев
Температурный режим работы ДВС регулируется термостатом, любая неисправность которого приводит к недостаточному или избыточному нагреву двигателя. Информация самодиагностики – чек ошибка 4. Вероятные причины перегрева мотора 11183:
- западание перепускного клапана в термостате;
- засор в радиаторе;
- неисправность приводного ремня помпы или самого насоса;
- поломка датчика ДТОЖ;
- воздушная пробка в гидросистеме;
- отказ вентилятора охлаждения.

Работа двигателя в режиме перегрева <10 минут допускается, если пар из-под капота не наблюдается: детали должны выдержать температурный дисбаланс. Если не отключить ДВС через 20 минут, последствия приведут к необходимости большого ремонта: заменить ГБЦ, прокладку под ней, сальники, поршневую группу деталей.
Стук в двигателе
Стучать мотор может при запуске – на холодную, или уже прогретым – на горячую. Первый вариант шумов неисправностью не считается: стучащие после заводки движка клапана по мере нагревания металла расширяются, тепловые зазоры приходят в норму, стук прекращается. Если постукивания в двигателе продолжаются, проводится его диагностика. Причинами могут быть:
- Разрегулированые клапана. Для устранения неполадки – отрегулировать зазоры.
- Износ поршней. Потребуется замена поршневой группы деталей, включая соединительные пальцы, кольца компрессионные, маслосъёмные.
- Опорные подушки двигателя.

Металлический стук при нажатии на педаль газа может извещать о поломке коренных, шатунных подшипников. Мотору потребуется капитальный ремонт.
ЭБУ
О проблемах с блоком управления узнают по мигающему или запоздалому загоранию чека, затруднённому запуску, сбоям в работе двигателя, его троению, перегоранию предохранителей. Основная причина неполадок – перенапряжение в бортовой сети авто из-за короткого замыкания в соленоидах (катушках индуктивности). Другие факторы влияния на работу ЭБУ ВАЗ 11183:
- механические повреждения от вибраций, ударов: трещины на пайках контактов платы;
- перепады температур: запуск на высоких оборотах зимой вызывает перегрев блока, а образующийся конденсат инициирует коррозию;
- разгерметизация корпуса ЭБУ – попадание влаги влечёт поломку контроллера.

Местонахождение ЭБУ – вблизи радиатора отопителя под панелью, что не исключает попадания на него охлаждающей жидкости. Обычно водители переносят блок под бардачок.
Троение двигателя
Мотор троит – это значит, что из 4-х цилиндров один не работает. Причины кроются в пропусках зажигания топливовоздушной смеси или в перебоях её поступления в камеру сгорания.
Первопричины троения мотора 11183:
- прогарание клапана или его поджатие: при неправильной регулировке клапанное седло остаётся приоткрытым, что приводит к потере компрессии;
- неисправность свечей или отказ 4-х выводной катушки зажигания;
- поломка датчика дроссельной заслонки ДПДЗ;
- дефект форсунки;
- подсос воздуха;
- износ деталей цилиндропоршневого механизма (падение компрессии).

Уточнение причины троения производится на слух поочерёдным выводом из работы предполагаемых нерабочих цилиндров или способом компьютерной диагностики.
Плавают обороты
Результат такой ситуации – дёргания автомобиля при трогании с места, а случается неполадка по причине сбоя в работе электронной системы управления двигателем. Изменяются обороты с чётко выраженной периодичностью.
Основные причины:
- загрязнение дроссельной заслонки или неисправность датчика ДПДЗ, регулятора РХХ;
- пробой прокладки ГБЦ;
- засорение форсунок или подсос воздуха через нижние уплотнительные кольца;
- неполадки в системе зажигания: стоит проверить замок, отходящие от него провода;
- неправильная прошивка ЭБУ.

Плавающие обороты могут появиться и при исправном состоянии двигателя. Если авто заправить некачественным топливом, могут засориться топливопроводы, каналы впрыска, что повлечёт неравномерность подачи бензина.
Вкладыши коленвала
Другое название деталей – подшипники скольжения. На них вращается коленчатый вал в опорах блока цилиндров (опорные). Вкладыши устанавливаются и на шейки коленвала под шатуны (шатунные). Неисправность подшипников обнаруживается по глухому звуку металла, возникающему по следующим причинам:
- грязь в картере: нужно вовремя менять масло, фильтры масляный, воздушный;
- усталость металла;
- коррозия поверхности – результат примешивания к смазке антифриза при его утечке в поддон, низкокачественное моторное масло.

На замену изношенным вкладышам устанавливаемые при заводской сборке оригинальные детали могут не подойти: их толщина окажется недостаточной.
Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 11183
Рекомендация АвтоВАЗа – выполнять техобслуживание автомобилей семейства Лада каждые 15 тыс. км или ежегодно (что наступит раньше). Введённым в 2021 г. регламентом профилактические работы разделены на контрольно-осмотровые и регламентные. В состав последнего вида обслуживаний двигателя входят:
- замена моторного масла, маслофильра, фильтрующего элемента воздухофильтра – 1 раз в год (через 15 тыс. км);
- регулировка тепловых зазоров в толкателях клапанов, обновление свечей зажигания, смена фильтра тонкой очистки топлива: периодичность – 24 месяца (30 тыс. км);
- заливка свежего тосола – 1 раз в 5-летие (75 тыс. км);
- замена приводного ремня ГРМ, генератора – через 6 лет (90 тыс. км).

Тюнинг ДВС 11183
Улучшение характеристик двигателя обычно производится для увеличения его мощности. Модернизация может быть выполнена самим водителем посредством следующих операций:
- Заменить штатный распредвал на вал конструкций «Динамика» или «Нуждин», поставить разрезную (регулируемую) шестерню: +10-15%.
- Установить впускной коллектор, дроссельную заслонку 54 мм вместо 46, выхлоп «Паук» по схеме 4-2-1: достижение мощности 100 л. с.
- Доработать ГБЦ, заменить родные клапана, поршни на облегчённые. После улучшений мотор станет 120-сильным при сохранении им прежнего (150 тыс. км) заводского ресурса до капремонта.

Тюнинг ВАЗ 11183 можно продолжить увеличением объёма двигателя 1,6 л до 1,7 расточкой цилиндров, обратившись к услугам автосервиса.
Цена двигателя ВАЗ 11183 нового и б/у
Стоимость движка зависит от его технического состояния, комплектации, региона продажи и изменяется в широких пределах. Разброс цен по состоянию на июль 2022 г. составляет от 20 тыс. рублей за бывший в употреблении мотор 11183 до 140 тысяч за новый двигатель заводской сборки. Особенности ценников:
- стоимость подержанных движков – 20-60 тыс. руб.;
- цена нехоженого мотора без навесного оборудования – 70-110 тысяч;
- наценка на полностью укомплектованный новый ДВС – 20-25%.

Двигатель ВАЗ 11183 устанавливается на популярные недорогие марки автомобилей. Это не слишком устаревший и поддающийся тюнингу инжекторный мотор с высокой степенью ремонтопригодности, обеспеченности запасными частями. В хороших руках движок прослужит долго, не требуя капитального ремонта.
Как вы относитесь к автомобилям отечественного производства?
Являюсь обладателем бюджетного автомобиля Лада Калина, регулярно прохожу техосмотр и не имею существенных проблем при эксплуатации. Ответы на свои вопросы ищу в интернете или в автосервисе.
Насчет некачественного масла – это правда, не нужно двигатель мучить и сажать. Всегда выбираю проверенные масла для него. И не забываю про обслуживание, не сам роюсь, а доверяю специалистам.
Мне не раз приходилось иметь дело с двигателем ВАЗ 11183 как автослесарь. Мое мнение по поводу этого двигателя – он имеет свои преимущества и недостатки.
С одной стороны, двигатель ВАЗ 11183 очень надежный и долговечный. Если его правильно обслуживать и следить за состоянием масла, то он может прослужить десятки тысяч километров без каких-либо серьезных проблем. Кроме того, этот двигатель достаточно экономичен и не требует больших затрат на топливо.
Однако, у двигателя ВАЗ 11183 есть и свои недостатки. Например, он не очень мощный, особенно в сравнении с современными двигателями других производителей. Кроме того, этот двигатель достаточно шумный.
Как автослесарь, я часто сталкивался с проблемами в работе этого двигателя. Например, часто возникают проблемы с цепью ГРМ или с прокладками головки блока цилиндров. Тем не менее, если двигатель правильно обслуживать, то эти проблемы можно избежать или решить без существенных затрат.
Был такой у нас на ладе гранте. Мне нравится, неприхотливый вообще и работает не очень шумно, в целом никаких капризов не было и масла требует не самого лучшего. Машины бюджетные, а двигатель ставят все таки нормальный.