Двигатель ВАЗ 11183: характеристики, куда устанавливается, достоинства и недостатки

Моторы ВАЗ

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) ВАЗ 11183 с 8-ю клапанами объёмом 1.6 л выпускался АвтоВАЗом для бюджетных авто Лада Калина и Гранта соответственно. Мотор простой и надёжный, с питанием от инжекторов (форсунок), предназначен для переднеприводных автомобилей. В процессе эксплуатации конструкция силового агрегата совершенствовалась заводскими конструкторами и автолюбителями: у движка много преимуществ, но есть и недостатки.

Технические характеристики мотора ВАЗ 11183

Основой для создания послужил 8-клапанный (8V) 4-цилиндровый агрегат под индексом 2111 объёмом 1.5 л с меньшей высотой блока цилиндров и укороченным ходом поршней. Расположение двигателя в подкапотном пространстве – поперечное.

Многие элементы конструкции мотора взяты с силового агрегата ВАЗ-21114
Многие элементы конструкции мотора взяты из силового агрегата ВАЗ-2111

Параметры мотора ВАЗ 11183 сведены в таблицу.

Показатели Значения
Мощность 80 л. с.
Крутящий момент 120 Нм
Степень сжатия топливовоздушной смеси 9,6-9,8
Система питания топливом распределённый впрыск от 4-х форсунок с электронным управлением
Диаметр цилиндра/ход поршня 82/75,6 мм
Привод газораспределительного механизма (ГРМ) ремённый
Масса 112 кг
Сборка ВАЗ 11183i (инжекторный) производилась не на одном участке, что отразилось на дополнительных названиях движка среди водителей: мотор Калина, индексы 2114, 21114.

На какие автомобили устанавливали мотор ВАЗ 11183

Отличия между двигателями 11183i и 21114i незначительные и не касаются самого ДВС. Разница в исполнении маховика, корзины сцепления и комплектации навесным оборудованием (разные стартеры).

Обновленный и улучшенный мотор имеет схожие с предыдущим прототипом характеристики, однако некоторые детали были изменены
Обновленный и улучшенный мотор имеет схожие с предыдущим прототипом характеристики, однако некоторые детали были изменены

Версию 21114 ставили на авто семейства Лада 21101, 21112, 21121, Datsun On-Do 1, Самара 2: двигатели ВАЗ 2115, 2114, 2113. Мотор ВАЗ 11183 устанавливали на авто Гранта седан 2190 в 2011-2014 г.г. и Калина моделей:

  • универсал 1117 (2007-2013);
  • седан 1118 (2004-2013);
  • хэтчбек 1119 (2006-2013);
  • хэтчбек, 2192 (2013-2014).

Автомобиль Datsun on-DO создан японскими компаниями Датсун и Ниссан на основе Лада Гранта с кузовом седан. Выпускался On-Do 1 на АвтоВАЗе с лета 2014 года.

Японский автомобиль Datsun on-DO был создан на одной платформе с отечественной Lada Granta
Японский автомобиль Datsun on-DO был создан на одной платформе с отечественной Lada Granta

Читайте также: где можно найти номер двигателя 2114

Описание конструкции двигателя 11183

Детали, лежащие в основе агрегата, созданы из разных металлов: блок негильзованных цилиндров – чугунный, его головка – из алюминия, коленчатый вал – стальной кованый. Гидросистемы смазки, охлаждения обеспечивают отвод тепла от взаимодействующих деталей, снижают их сопротивление трению. Расположение единственного распредвала ГРМ – верхнее, гидрокомпенсаторы в схеме отсутствуют, что обусловливает ручную регулировку тепловых зазоров клапанов способом подбора шайб из стали.

Конструкция двигателя ВАЗ 11183
Конструкция двигателя ВАЗ 11183

Система охлаждения ДВС

Теплоотведение производится циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ) по одному из замкнутых охладительных контуров: большому – с основным радиаторным теплообменником или малому без него. Схема теплообмена ДВС 11183 включает следующие элементы:

  • водяная рубашка – каналы в блоке цилиндров;
  • помпа – циркуляционный насос;
  • термостат – до нагрева <85ºС направляет поток по малому кругу, ≥95ºС – по большому;
  • датчик температуры – передаёт информацию на контроллер управления;
  • радиатор с электровентилятором в кожухе;
  • отопитель салона;
  • расширительный бачок, соединительные шланги и патрубки.

Читайте также: как работает система охлаждения Гранты

Схема системы охлаждения двигателя 11183
Схема системы охлаждения двигателя 11183

Вместимость системы охлаждения – 7,8 л, рабочая температура – 95ºС. Заводская заправка – тосол или антифриз марки Felix Carbox 40.

Внимание! Обратный уклон подводящих ОЖ к радиатору отопителя салона трубок – причина образования в теплообменнике воздушных пробок.

Система смазки

Смазывается мотор по комбинированной схеме: под напором – вкладыши коренные и шатунные, опоры распределительного вала; способом разбрызгивания – стенки цилиндров, элементы поршней, кулачки распредвала, толкатели и стержни клапанов. За счёт масляного пара и самотёком смазываются остальные узлы и детали системы.

Автомобильный двигатель имеет комбинированную смазочную систему
Автомобильный двигатель имеет комбинированную смазочную систему

Вместимость гидросистемы смазки – 3,5 л.

Читайте также: какое масло лить в Гранту 8 клапанов

Основные составляющие:

  • каналы в коленчатом валу, деталях шатунно-поршневой группы;
  • насос шестерёнчатый с редукционным клапаном;
  • маслоприёмник;
  • масляный фильтр Лада Калина – в стальном корпусе, неразборный;
  • система проветривания картера: отвод газов непосредственно во впускную систему мотора без попадания в атмосферу (схема закрытого типа).
Особенности конструкции системы смазки ВАЗ 11183
Особенности конструкции системы смазки ВАЗ 11183

В зависимости от региона эксплуатации в мотор заливают масло вязкостью 5W-30 (40), 10W-40, 15W-40. Рейтинг масел для данного мотора – по ссылке.

Модификации ДВС

Предшественник мотора ВАЗ 11183 – движок с индексом 21114, последующая модификация – 11183-50: с 2011 года управление дроссельной заслонкой производится электронным приводом (педаль Е-газ). Другие отличия модифицированного ДВС 11183-50 от базового:

  • степень сжатия топливовоздушной смеси увеличена до 10, что повысило мощность двигателя Лада Калина с 80 до 82 л. с., крутящий момент – на 10% (было 120 Нм);
  • постоянное загрязнение дроссельной заслонки исчезло (серьезный минус модели 11183);
  • нововведение с Е-газом породило новую проблему улучшенного двигателя: ненадёжным оказался ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонки.
Адаптация дроссельной заслонки получила название Е-газ
Адаптация дроссельной заслонки получила название Е-газ
По оценкам автолюбителей, надёжность усовершенствованного движка 11183-50 увеличилась в ущерб экономичности.

В линейку схожих 8-клапанников входят также модели с индексами 11189, 11193, 21116.

Расход топлива и масла

Потребление двигателем горючего и моторной смазки зависит от его технического состояния, дорожных условий и обстоятельств, манеры вождения автомобиля водителем. Нормативные показатели расходных характеристик ДВС АвтоВАЗ указывает в сопроводительных документах авто: паспорте транспортного средства, руководстве по эксплуатации. Для автомобилей Лада, включая комплектацию двигателем ВАЗ 11183, контрольный расход составляет:

  • моторное масло – не более 0,5 л на 1000 км;
  • расход горючего при движении по трассе – 5,7-6,2 л/100 км;
  • расход в городских условиях – 8,3-8,8 л/100 км;
  • расход в смешанном режиме поездки – 7,0-7,6 л/100 км.
Расход моторного масла на 1000 км в двигателе ВАЗ 11183 составляет 0,5 л
Расход моторного масла на 1000 км в двигателе ВАЗ 11183 составляет 0,5 л

Фактические показатели расхода изменяются в большую или меньшую сторону в широких пределах. Например, пределы потребления масла – 0,05-1,5 л/1000 км.

Ресурс двигателя 11183

Усреднённый норматив эксплуатации мотора до капитального ремонта для ДВС 11183i автозавод установил в объёме 150 тыс. км пробега. На самом деле до капремонта двигатель проходит вдвое больший километраж, чему способствует его высокая ремонтопригодность. Другие факторы, способствующие продлению нормативного ресурса:

  • надёжность конструкции: чугунный блок выдержит не один капремонт;
  • простота устройства: ремонтировать можно в гараже;
  • доступность запчастей.
Высокая ремонтопригодность способствет бесперебойной работе автомобильного двигателя до наступления капитального ремонта
Высокая ремонтопригодность способствет бесперебойной работе автомобильного двигателя до наступления капитального ремонта

Как и расход топлива или масла, ресурс двигателя в значительной мере зависит от дорожных условий, манеры водителя управлять автомобилем.

Повышенные обороты на первой передаче, резкие разгоны и торможения, пренебрежение регламентами ухода могут довести мотор до преждевременного ремонта.

Плюсы и минусы двигателя 11183

Явных недостатков в сравнении с однотипными вазовскими двигателями у мотора немного: несовершенство натяжителя приводного ремня ГРМ приводит к его проскальзыванию, снижению ресурса. Изначально ненадёжный датчик ДПДЗ. Преимущества двигателя ВАЗ 11183:

  • неприхотливость системы смазки: отсутствие плунжерных компенсаторов допускает заливку в гидросистему рядовых масел;
  • клапанные стержни при обрыве ремня не могут сгибаться: в поршнях имеются углубления для тарелок клапанов на случай аварии;
  • возможность работы на бензине марок АИ-92, 95.
Преимуществами двигателя ВАЗ 11183 является возможность работы агрегата на низкооктановом бензине марок АИ-92, 95
Преимуществами двигателя ВАЗ 11183 является возможность работы агрегата на низкооктановом бензине марок АИ-92, 95

Возможность заливать в мотор масло невысокого качества – сомнительное преимущество ВАЗ 11183. Отсутствие в конструкции ГРМ гидрокомпенсаторов делает обязательной периодическую регулировку клапанов.

Наиболее распространенные проблемы ДВС 11183

Типичные неисправности вазовских моторов присущи также и двигателю ВАЗ 11183i, оснащённому электронным блоком управления ЭБУ. Протечки масла, перегрев, шумность, троение и плавающие обороты движка, неполадки с датчиками и управляющим контроллером в совокупности могут привести к необходимости ремонта вкладышей коленвала.

Распознать проблемы в ДВС помогает программа самодиагностики Check Engine (проверь двигатель), заложенная в ЭБУ, поломка обозначается загоранием сигнала на панели приборов авто.
Программа самодиагностики Check Engine поможет выявить неполадки в работе двигателя.
Программа самодиагностики Check Engine поможет выявить неполадки в работе двигателя

Датчик расхода

Неожиданная остановка мотора 11183 при движении автомобиля случается из-за недостатка поступающего для образования топливовоздушной смеси воздуха по причине отказа соответствующего датчика. При этом на панели загорается чек. Поломке ДМРВ – измерителя массового расхода воздуха могут предшествовать:

  • снижение мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах.
Проверку датчика массового расхода воздуха осуществляют с помощью мультиметра
Проверку датчика массового расхода воздуха осуществляют с помощью мультиметра

Проверка исправности измерителя производится с помощью мультиметра: норма напряжения – 1±0,1 В. Неисправный электродатчик заменяют новым.

В движке 11183 чек загорается и при неисправности других датчиков: ДПДЗ, ДПКВ – положений дроссельной заслонки и коленчатого вала соответственно, РХХ – регулятора холостого хода, ДК и ДТОЖ – кислорода, тосола.

Течет масло

Для контроля уровня моторной смазочной жидкости в движке устанавливается масляный щуп с отметками «минимум», «максимум». Герметичность системы смазки обеспечивают прокладки, манжеты, сальники, иные уплотнители. Подтекания обнаруживаются при визуальном осмотре мотора, места стоянки авто, по расходу масла.

Протечки бывают в таких местах:

  • головка блока цилиндров (ГБЦ), клапанная крышка;
  • масляный фильтр;
  • картер и фланец сальника коленчатого вала.
Утечка смазки может происходить через уплотнитель крышки клапанов
Утечка смазки может происходить через уплотнитель крышки клапанов

Причины протечек: износ, потеря эластичности резинок, механические повреждения деталей мотора, нарушение вентиляции картера, низкокачественные комплектующие. Заливка моторной смазки пониженной вязкости также приводит к утечкам жидкости.

Устраняются течи масла подтяжкой соединительных элементов, заменой дефектных уплотнителей новыми.

Перегрев

Температурный режим работы ДВС регулируется термостатом, любая неисправность которого приводит к недостаточному или избыточному нагреву двигателя. Информация самодиагностики – чек ошибка 4. Вероятные причины перегрева мотора 11183:

  • западание перепускного клапана в термостате;
  • засор в радиаторе;
  • неисправность приводного ремня помпы или самого насоса;
  • поломка датчика ДТОЖ;
  • воздушная пробка в гидросистеме;
  • отказ вентилятора охлаждения.
Перегрев двигателя обычно решается заменой термостата
Перегрев двигателя обычно решается заменой термостата

Работа двигателя в режиме перегрева <10 минут допускается, если пар из-под капота не наблюдается: детали должны выдержать температурный дисбаланс. Если не отключить ДВС через 20 минут, последствия приведут к необходимости большого ремонта: заменить ГБЦ, прокладку под ней, сальники, поршневую группу деталей.

Стук в двигателе

Стучать мотор может при запуске – на холодную, или уже прогретым – на горячую. Первый вариант шумов неисправностью не считается: стучащие после заводки движка клапана по мере нагревания металла расширяются, тепловые зазоры приходят в норму, стук прекращается. Если постукивания в двигателе продолжаются, проводится его диагностика. Причинами могут быть:

  • Разрегулированые клапана. Для устранения неполадки – отрегулировать зазоры.
  • Износ поршней. Потребуется замена поршневой группы деталей, включая соединительные пальцы, кольца компрессионные, маслосъёмные.
  • Опорные подушки двигателя.
Шумы и стуки в двигателе вызывают неотрегулированные клапана
Шумы и стуки в двигателе вызывают неотрегулированные клапана

Металлический стук при нажатии на педаль газа может извещать о поломке коренных, шатунных подшипников. Мотору потребуется капитальный ремонт.

ЭБУ

О проблемах с блоком управления узнают по мигающему или запоздалому загоранию чека, затруднённому запуску, сбоям в работе двигателя, его троению, перегоранию предохранителей. Основная причина неполадок – перенапряжение в бортовой сети авто из-за короткого замыкания в соленоидах (катушках индуктивности). Другие факторы влияния на работу ЭБУ ВАЗ 11183:

  • механические повреждения от вибраций, ударов: трещины на пайках контактов платы;
  • перепады температур: запуск на высоких оборотах зимой вызывает перегрев блока, а образующийся конденсат инициирует коррозию;
  • разгерметизация корпуса ЭБУ – попадание влаги влечёт поломку контроллера.
Неполадки в электронном блоке управления возникают вследствие перепада температур
Неполадки в электронном блоке управления возникают вследствие перепада температур

Местонахождение ЭБУ – вблизи радиатора отопителя под панелью, что не исключает попадания на него охлаждающей жидкости. Обычно водители переносят блок под бардачок.

Троение двигателя

Мотор троит – это значит, что из 4-х цилиндров один не работает. Причины кроются в пропусках зажигания топливовоздушной смеси или в перебоях её поступления в камеру сгорания.

Первопричины троения мотора 11183:

  • прогарание клапана или его поджатие: при неправильной регулировке клапанное седло остаётся приоткрытым, что приводит к потере компрессии;
  • неисправность свечей или отказ 4-х выводной катушки зажигания;
  • поломка датчика дроссельной заслонки ДПДЗ;
  • дефект форсунки;
  • подсос воздуха;
  • износ деталей цилиндропоршневого механизма (падение компрессии).
Троение ДВС на оборотах холостого хода могут вызвать прогоревшие клапаны
Троение ДВС на оборотах холостого хода могут вызвать прогоревшие клапаны

Уточнение причины троения производится на слух поочерёдным выводом из работы предполагаемых нерабочих цилиндров или способом компьютерной диагностики.

Плавают обороты

Результат такой ситуации – дёргания автомобиля при трогании с места, а случается неполадка по причине сбоя в работе электронной системы управления двигателем. Изменяются обороты с чётко выраженной периодичностью.

Основные причины:

  • загрязнение дроссельной заслонки или неисправность датчика ДПДЗ, регулятора РХХ;
  • пробой прокладки ГБЦ;
  • засорение форсунок или подсос воздуха через нижние уплотнительные кольца;
  • неполадки в системе зажигания: стоит проверить замок, отходящие от него провода;
  • неправильная прошивка ЭБУ.
Причиной плавающих оборотов холостого хода является сильное загрязнение дроссельной заслонки
Причиной плавающих оборотов холостого хода является сильное загрязнение дроссельной заслонки

Плавающие обороты могут появиться и при исправном состоянии двигателя. Если авто заправить некачественным топливом, могут засориться топливопроводы, каналы впрыска, что повлечёт неравномерность подачи бензина.

Вкладыши коленвала

Другое название деталей – подшипники скольжения. На них вращается коленчатый вал в опорах блока цилиндров (опорные). Вкладыши устанавливаются и на шейки коленвала под шатуны (шатунные). Неисправность подшипников обнаруживается по глухому звуку металла, возникающему по следующим причинам:

  • грязь в картере: нужно вовремя менять масло, фильтры масляный, воздушный;
  • усталость металла;
  • коррозия поверхности – результат примешивания к смазке антифриза при его утечке в поддон, низкокачественное моторное масло.
Износ вкладышей подшипников коленчатого вала возникает вследствие загрязнения картера
Износ вкладышей подшипников коленчатого вала возникает вследствие загрязнения картера

На замену изношенным вкладышам устанавливаемые при заводской сборке оригинальные детали могут не подойти: их толщина окажется недостаточной.

Установка на старый двигатель вкладышей иного размера приведёт к быстрому износу коленвала, а стуки при поездках останутся.

Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 11183

Рекомендация АвтоВАЗа – выполнять техобслуживание автомобилей семейства Лада каждые 15 тыс. км или ежегодно (что наступит раньше). Введённым в 2021 г. регламентом профилактические работы разделены на контрольно-осмотровые и регламентные. В состав последнего вида обслуживаний двигателя входят:

  • замена моторного масла, маслофильра, фильтрующего элемента воздухофильтра – 1 раз в год (через 15 тыс. км);
  • регулировка тепловых зазоров в толкателях клапанов, обновление свечей зажигания, смена фильтра тонкой очистки топлива: периодичность – 24 месяца (30 тыс. км);
  • заливка свежего тосола – 1 раз в 5-летие (75 тыс. км);
  • замена приводного ремня ГРМ, генератора – через 6 лет (90 тыс. км).
Регламентный интервал обслуживания ДВС 11183
Регламентный интервал обслуживания ДВС 11183
Самый большой ресурс заложен в зубчатые шкивы коленчатого и распределительного валов: регламент предписывает заменять их через 180 тыс. км пробега авто.

Тюнинг ДВС 11183

Улучшение характеристик двигателя обычно производится для увеличения его мощности. Модернизация может быть выполнена самим водителем посредством следующих операций:

  1. Заменить штатный распредвал на вал конструкций «Динамика» или «Нуждин», поставить разрезную (регулируемую) шестерню: +10-15%.
  2. Установить впускной коллектор, дроссельную заслонку 54 мм вместо 46, выхлоп «Паук» по схеме 4-2-1: достижение мощности 100 л. с.
  3. Доработать ГБЦ, заменить родные клапана, поршни на облегчённые. После улучшений мотор станет 120-сильным при сохранении им прежнего (150 тыс. км) заводского ресурса до капремонта.
Чтобы увеличить мощность двигателя до 90 л.с, нужно заменить имеющийся распределительный вал на «ОКБ Динамика 108» или «Нуждин 10,93»
Чтобы увеличить мощность двигателя до 90 л.с, нужно заменить имеющийся распределительный вал на «ОКБ Динамика 108» или «Нуждин 10,93»

Тюнинг ВАЗ 11183 можно продолжить увеличением объёма двигателя 1,6 л до 1,7 расточкой цилиндров, обратившись к услугам автосервиса.

Если ограничения по бюджету отсутствуют, можно установить турбокомпрессор, после чего мощность движка возрастёт до 180-190 л. с.

Цена двигателя ВАЗ 11183 нового и б/у

Стоимость движка зависит от его технического состояния, комплектации, региона продажи и изменяется в широких пределах. Разброс цен по состоянию на июль 2022 г. составляет от 20 тыс. рублей за бывший в употреблении мотор 11183 до 140 тысяч за новый двигатель заводской сборки. Особенности ценников:

  • стоимость подержанных движков – 20-60 тыс. руб.;
  • цена нехоженого мотора без навесного оборудования – 70-110 тысяч;
  • наценка на полностью укомплектованный новый ДВС – 20-25%.
Приобрести вазовский контрактный ДВС серии 11183 на специализированных интернет-площадках можно за 20-60 тыс. руб.
Приобрести вазовский контрактный ДВС серии 11183 на специализированных интернет-площадках можно за 20-60 тыс. руб.

Двигатель ВАЗ 11183 устанавливается на популярные недорогие марки автомобилей. Это не слишком устаревший и поддающийся тюнингу инжекторный мотор с высокой степенью ремонтопригодности, обеспеченности запасными частями. В хороших руках движок прослужит долго, не требуя капитального ремонта.

Как вы относитесь к автомобилям отечественного производства?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Иван

    Являюсь обладателем бюджетного автомобиля Лада Калина, регулярно прохожу техосмотр и не имею существенных проблем при эксплуатации. Ответы на свои вопросы ищу в интернете или в автосервисе.

    Ответить
  2. Олег

    Насчет некачественного масла – это правда, не нужно двигатель мучить и сажать. Всегда выбираю проверенные масла для него. И не забываю про обслуживание, не сам роюсь, а доверяю специалистам.

    Ответить
  3. Влад

    Мне не раз приходилось иметь дело с двигателем ВАЗ 11183 как автослесарь. Мое мнение по поводу этого двигателя – он имеет свои преимущества и недостатки.

    С одной стороны, двигатель ВАЗ 11183 очень надежный и долговечный. Если его правильно обслуживать и следить за состоянием масла, то он может прослужить десятки тысяч километров без каких-либо серьезных проблем. Кроме того, этот двигатель достаточно экономичен и не требует больших затрат на топливо.

    Однако, у двигателя ВАЗ 11183 есть и свои недостатки. Например, он не очень мощный, особенно в сравнении с современными двигателями других производителей. Кроме того, этот двигатель достаточно шумный.

    Как автослесарь, я часто сталкивался с проблемами в работе этого двигателя. Например, часто возникают проблемы с цепью ГРМ или с прокладками головки блока цилиндров. Тем не менее, если двигатель правильно обслуживать, то эти проблемы можно избежать или решить без существенных затрат.

    Ответить
  4. Юрий

    Был такой у нас на ладе гранте. Мне нравится, неприхотливый вообще и работает не очень шумно, в целом никаких капризов не было и масла требует не самого лучшего. Машины бюджетные, а двигатель ставят все таки нормальный.

    Ответить