В качестве двигателя на Ладу Калину в разное время устанавливались 8-ми (8V) и 16-ти (16V) клапанные моторы ВАЗ:
- 8-клапанные: с индексом 11183 объёмом 1.6 л,
- 16-клапанные: индексы 11194, 21126 и 21127 с литражом в 1.4, 1.6 и 1.6 л соответственно.
Проблема троения у всех вазовских моторов с распределённым впрыском общая, что делает причины сбоев в работе ДВС актуальными для любой Калины, независимо от её комплектации. Устранить неисправности в движке, управляемом электронным блоком управления (ЭБУ), по силам далеко не каждому автолюбителю, но знание истоков неполадок и способов ремонта не повредит никому.
- Как понять, что двигатель Лада Калина троит
- Причины троения двигателя Калины и их устранение
- Блок управления двигателем
- Электрика
- Механические причины
- Форсунки
- Износ ЦПГ
- Поджатие клапанов
- Свечи зажигания
- Подсос воздуха
- Неисправность гидроцилиндров
- Катушка зажигания
- Почему мотор троит, а диагностика ничего не показывает
- Видео по теме
Как понять, что двигатель Лада Калина троит
Порядок работы 4-х цилиндрового силового агрегата при отказе одного из цилиндров из-за неполадок может нарушиться: работать будут 3 цилиндра, что и определяется как троение.

Понять, что у Лады Калина троит двигатель, помогают индикатор Check Engine (проверьте мотор) на приборной панели, а также следующие признаки неисправности:
- затруднённый пуск;
- рывки на разгоне, снижение скорости;
- ощутимые в салоне вибрации движка на запуске;
- ухудшение динамических качеств авто;
- увеличение расхода топлива;
- перемена звука от выхлопа газов;
- почернение свечей зажигания.
Похожие симптомы возникают, когда троит двигатель ВАЗ 2107 (инжектор).

Сбои в работе ДВС могут возникать при запуске мотора после стоянки (на холодную) или на прогретом движке (на горячую).
Причины троения двигателя Калины и их устранение
Происхождение сбоев в работе мотора определяют 3 методами:
- визуально по святящемуся чеку;
- на слух поочерёдным отключением каждого из цилиндров от искрообразователя;
- с применением компьютерной диагностики.

Особенности двигателей Калины – инжекторное питание горючим и электронное зажигание, управляемые блоком ЭБУ, что предопределяет разделение 10 причин троения на механические и связанные с системой электроники. Первая группа неисправностей более доступна к устранению силами водителя, чем поломки сложных электронных приборов – их ремонтируют специалисты.
Блок управления двигателем
Для отыскания причин троения к ЭБУ подключают компьютер со специальной программой. Выявленная неисправность устраняется заменой механики или на программном уровне. Диагностика ведётся по следующим направлениям:
- Ключевые центры электронного блока – их 4: по количеству цилиндров. Замыкания в электросети, всплески напряжения приводят к отключению одного из регуляторов. Неисправный ключ требует перепайки.
- Неумелые попытки вмешаться в настройки ЭБУ. Блок подлежит замене.
- Просачивание антифриза внутрь электронного модуля по связке проводов. Нужна зачистка клемм от коррозии.

Если троит на Калине двигатель 8V, нужно учитывать расположение ЭБУ: без дополнительной защиты прибора оборачиванием в плёнку контакты окисляются, что снижает их проводимость.
Электрика
При обследовании троящего мотора обращают внимание на электрическое оборудование для создания, распределения искры и дозирования впрыска топлива. Неполадки в электрике сопровождаются чек-индикацией (Check). Перечень провоцирующих троение деталей:
- свечи, катушки зажигания, высоковольтные провода;
- форсунки (инжекторы), регулятор холостого хода;
- ЭБУ и датчики: положения дроссельной заслонки, коленвала, измерители температуры антифриза, массового расхода воздуха (ДМРВ), детонации.

Проверка электрических сетей и устройств обычно производится прозвонкой проводников с помощью мультиметра.
Механические причины
У Калины с солидным пробегом сбои в работе движка возникают из-за износа или поломки ослабленных в течение периода эксплуатации деталей. Ремонтирование механики более затратно, требует большего времени. Механические неисправности, способные инициировать троение:
- износ цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) деталей;
- утрата герметичности уплотнителей: появляются подсосы воздуха;
- неисправность гидрокомпенсаторов;
- образование щели между клапанной тарелкой и седлом;
- поджатие или прогар клапанов.

Множественные повреждения механики двигателя – сигнал владельцу автомобиля о времени подготовки к капитальному ремонту механизмов мотора.
Форсунки
Виновниками троения силового агрегата Калины могут быть и инжекторы, которые установлены по одному на каждый цилиндр. Для выявления нерабочей камеры сгорания форсунки поочередно отключают. Причинами выхода из строя инжекторных впрысков бывают:
- неполадки в электрике;
- загрязнение – устраняется ультразвуковой прочисткой;
- бензин низкого качества: проверяют и промывают топливный бак, меняют фильтр, демонтируют и проверяют все форсунки, заливают качественный бензин.

Износ ЦПГ
Признаком изношенности деталей поршневой группы является значительное снижение компрессии – давления в конечной фазе сжатия топливовоздушной смеси. Измеряется при выключенном зажигании без впрыска горючего. Элементы ЦПГ двигателя Лады Калина:
- цилиндры, расточенные в чугунном блоке;
- поршни с пальцами для скрепления с шатунами;
- поршневые кольца компрессионные и маслосъёмные.

Износ деталей не позволяет создать достаточное давление в камере сгорания, что нарушает штатный режим работы двигателя: возгорание смеси не всегда сопровождается детонацией. Отсутствие взрывного горения топлива приводит к троению мотора.
Поджатие клапанов
Причина актуальна для восьмиклапанного двигателя Калины – ВАЗ 11183 и является следствием неправильной регулировки клапанного механизма. Она возникает, если:
- Тепловой зазор между стержнем клапана и кулачком распределительного вала регулируется установкой калибровочных шайб.
- Происходит ошибка в толщине регулировочной детали оборачивается зажатием клапана в открытом положении, вследствие чего компрессия в цилиндре пропадает.

Свечи зажигания
Это то, с чего начинается поиск причины троения, что проверяют в первую очередь при неполадках с ДВС. Искрообразования не происходит и в случаях неисправности катушки зажигания, высоковольтного провода. Признаки поломки свечи:
- повреждён изолятор;
- сажевый, масляный налёт на электродах;
- изношенный разъём в месте присоединения провода.

Способы исправления: очистить свечу от нагара шкуркой или прожечь на огне, установить правильный зазор. Повреждённую деталь – заменить.
Подсос воздуха
Основной признак этой причины троения – неустойчивая работа двигателя на малых оборотах коленвала. Первопричина кроется в исправном датчике ДМРВ: он не видит неучтённый воздух, что вызывает сбои в работе двигателя. Места частых возникновений подсосов:
- присоединение впускного коллектора к головке блока цилиндров – заменяют прокладки;
- вакуумные шланги, их соединения – протягивают стыки;
- уплотнительные резинки форсунок – меняют;
- регулятор холостого хода.

Диагностика неисправности может проводиться самостоятельно с использованием дыма.
Неисправность гидроцилиндров
Гидравлический толкатель клапана устанавливается только на 16-клапанных моторах Калины в целях автоматической регулировки тепловых зазоров механизма. Динамика развития ситуации от стука до троения:
- Гидрокомпенсатор начинает стучать, звук нарастает.
- Непринятие мер к наладке приводит к поломке компенсатора.
- Разрушенный гидроцилиндр препятствует открытию клапана. Цилиндр двигателя исключается из работы.

Катушка зажигания
Катушка зажигания – это бобина, которая преобразует низковольтное сетевое напряжение автомобиля в высоковольтный потенциал для инициации искрообразования в камере сгорания ДВС. Системы зажигания на двигателях 8V и 16V отличаются:
- Катушка 8-клапанника. Модуль обеспечивает работу 4-х цилиндрового мотора с помощью двух пар бобин: первая – для 1 и 4, вторая – 2-го и 3 цилиндров. Отказ одной катушки приводит к двоению (а не троению) двигателя.
- Катушка 16-клапанника. Устанавливается индивидуально на каждую свечу зажигания. Всего – 4 катушки.
Как модульное, так и индивидуальное исполнение преобразователя напряжения предполагает приборную проверку первичной и вторичной обмоток катушек.
Почему мотор троит, а диагностика ничего не показывает
Бывает, что самодиагностика ЭБУ при троении двигателя срабатывает по обнаружении неполадки с задержкой по времени или чек-индикатор не загорается совсем. При этом лампочка исправна и с включением зажигания горит. Объясняется ситуация тем, что не все ошибки в системе управления движком зажигают чек, например, не сигналят такие причины неустойчивой работы ДВС:
- неисправность датчика детонации;
- неэффективность одной из форсунок;
- низкое качество топливовоздушной смеси.

Автоматическая система диагностики Лады Калина сигнализирует о многих неполадках в работе движка. Дело водителя – реагировать на каждое загорание чека: остановиться, выяснить причину и устранить ее, чтобы не допустить крупной поломки силового агрегата.
Сталкивались с троением мотора?
При этом рывки на разгоне – самый неприятный признак того, что с двигателем что-то не так. У меня нередко такое было, и это всегда были проблемы с движком. Так что это еще и главный признак.
И у нас и соседа калина и у обоих эта проблема, видимо действительно правда, что эта проблема еще ни одну калину не обошла. Когда расход топлива увеличился сразу надо было ехать в сервис, а я протянул и вот результат.
Посмотрел, что топлива стало больше расходоваться и понял, что троение. Пришлось ехать в сервис и исправлять эту проблему. Советую не запускать, иначе придется двигатель полностью менять на новый.
Проблема возникла. начинаю паниковать, но сразу же еду в сервис. Там все посмотрят и уже принимают решение, что делать. Но пока двигатель жив и работает на полную мощность, как он может.
Причин троения много, но я лично не начинаю гадать, что и как, а сразу же отправляюсь в сервис. А там уже четко понимают, что происходит, и после этого принимают решение. Ремонт обычно спасает.