Изготовитель ГАЗелей – Горьковский автомобильный завод, который комплектует автомобили не только силовыми установками собственного производства, но и газо-, бензомоторами, дизелями других производителей. Это отечественные двигатели ЗМЗ, УМЗ Заволжского, Ульяновского моторных заводов, движки марок Cummins ISF и Chrysler EDZ американского происхождения, изготовленные соответственно в Китае и Мексике. Чтобы выбрать наиболее подходящий к условиям эксплуатации автомобиля мотор, полезно ознакомиться с характеристиками каждого ДВС.
Кратко о линейке двигателей на Газель
Первоначально на малотоннажные грузовики ставили бензомоторы ЗМЗ, позже ассортимент силовых установок расширился за счёт комплектации Газелей собственными дизелями ГАЗа, моторами УМЗ на бензине и газе. Литраж движков изменяется от 2.1 до 3.0 л, мощность – от 76 до 195 л. с.

Кратко о линейке устанавливаемых на Газель двигателей – в таблице.
Марка, индекс | Объём, л | Мощность, л. с. | Топливо |
ГАЗ 560 | 2,1 | 95, 110 | дизель (ДТ) |
ЗМЗ 406 | 2,3 | 100, 110, 130-150 | бензин (Б) |
402 | 2,4 | 76 (Волга), 90-100 Газель | –ʺ– |
405 | 2,5 | 140, 144, 152, 195 | –ʺ– |
409 | 2,7 | 112, 128, 143 | –ʺ– |
УМЗ 4215 | 2,9 | 96 | –ʺ– |
4216 | 2,9 | 99, 100, 125 | –ʺ– |
4216 | 2,9 | 107 | газ |
4216 | 2,9 | 100, 123 | газ/бензин |
A274 Evotech | 3,0 | 109/120 | –ʺ– |
A274 Evotech | 2,7 | 107 | бензин |
Chrysler EDZ | 2,4 | 133 | –ʺ– |
Cummins ISF | 2,8 | 120 | дизель |
Силовые установки агрегатируются с механической коробкой передач МКПП и устанавливаются на задне- и полноприводные автомобили.
Какой двигатель лучше ставить на Газель: основные силовые агрегаты
Малотоннажные грузовики, микроавтобусы, фургоны, пикапы и спецмашины на газелевской платформе выпускаются с 1994 года по настоящее время в комплектации силовыми установками многих модификаций. Для коммерческих автомобилей, к классу которых относятся Газель и полноприводный Соболь, оценочными критериями при выборе нужного двигателя служат тяговитость и динамика, экономичность и надёжность. Такими качествами обладают в разной степени все устанавливавшиеся на Газели движки, но в совокупности все критерии находятся на высоте у наиболее востребованных 6 моторов.

Двигатель ЗМЗ 402
Период изготовления 4-цилиндрового, рядного, 2.4-литрового бензомотора – 1980-2006 г.г. Блок цилиндров, головка ГБЦ отлиты из алюминиевого сплава, система питания – карбюраторная, газораспределение – посредством 8 клапанов, гидрокомпенсаторов, фазорегулятора нет. Основные характеристики ЗМЗ 402 – в таблице.
Показатели | Значения |
Мощность при 4500 об./мин. | 90, 100 л. с. |
Крутящий момент на оборотах 2500 в минуту | 172, 182 Нм |
Расход АИ-92 по городу на 100 км | 13,5 л |
Потребление масла на 1000 км | 100 г |
Вес | 181-184 кг |
Ресурс до капремонта | 200 тыс. км |
Через каждые 20 тысяч пробега ДВС требует регулировки зазоров клапанов, протяжки креплений ГБЦ к блоку. В 2 раза чаще обновляется моторное масло. Достоинства мотора:
- нет проблем с запчастями по доступной цене;
- принимает любое автомасло;
- переделки при установке на место оригинального движка Газели не требует.

Для тяжёлых условий эксплуатации ЗМЗ 402 не подойдёт, но в хороших руках при своевременном обслуживании и возможности 5-кратного капремонта служит долго.
Двигатель ЗМЗ 405
Все версии 2.5-литрового мотора с 4-мя цилиндрами в чугунном блоке – инжекторные: впрыск топлива производится электромагнитными топливными форсунками по команде ЭБУ – электронного блока управления двигателем. Клапанов – 16, есть гидрокомпенсаторы. Изготавливается мотор с 2000 г., имеет 5 отличающихся мощностью модификаций:
Расход АИ-92, 95, 98 зависит от модификации движка: на трассе – 8-15, в городе – 16-25 л/100 км. Пробег до капремонта – 300 тыс. км при регулярном обслуживании.
Для снижения расходов на топливо силовую установку переводят на газ, не забывая при этом перепрошить (заменить программу) ЭБУ.
Двигатель ЗМЗ 406
Изготавливался 2.3-литровый бензомотор с 4 цилиндрами в остове из чугуна и алюминиевой ГБЦ с 2 распредвалами, срок производства – период 1996-2008 г.г. Клапанный механизм оснащался гидрокомпенсаторами, привод газораспределительного механизма – цепной, системы питания: на модификациях 4061.10, 4063.10 – карбюраторная, 4062.10 – инжекторная. Система зажигания – бесконтактная, микропроцессорная, другие данные ЗМЗ 406 – в таблице.
Показатели | Значения: карбюратор/инжектор |
Мощность | 100, 110/130-150 л. с. |
Момент вращения коленвала | 182, 191/185-205 Нм |
Расход А-92: трасса/город/среднее | 8,8/13,5/11 л/100 км |
Масса | 185/187 кг |
Пробег до капремонта | 220-230/240 тыс. км |
При эксплуатации ЗМЗ 406 рекомендуется использовать качественное моторное масло: гидротолкатели, масляный насос дают сбой в случаях применения несоответствующей регламенту обслуживания мотора смазки. К недостаткам относят шумную работу мотора, низкий ресурс термостата, водяной помпы с полимерным ротором.

Создавался движок на базе ЗМЗ 402 с внедрением в конструкцию ряда новаций: замена алюминиевого блока на чугунный – повышена надёжность мотора, применение впрыска топлива – снижение расхода топлива. Гидрокомпенсаторы в клапанном механизме сделали ненужной периодическую регулировку тепловых зазоров.
Читайте также: характеристики двигателя ВАЗ 21128
Двигатель ЗМЗ 409
Рабочий объём – 2.7 л, 4-цилиндровый, рядный мотор в 3-х модификациях, отличающихся мощностью. Инжекторный ДВС с управлением впрыском посредством ЭБУ и датчиков устанавливался на Газели в 2000-2005 г.г. Остов – чугунный, ГБЦ – 16-клапанная, из алюминия, с гидрокомпенсаторами, иные характеристики – в таблице.
Параметры | Значения |
Мощность | 112, 128, 143 л. с. |
Крутящий момент | 210-230 Нм |
Потребление АИ-92: трасса/город/смешанный режим | 10,4/14/13,2 |
Количество/интервал проведения капремонтов | 3/250 тыс.км |
Недостатки 409-го мотора унаследованы от ЗМЗ 406: поломки термостата, шум от приводной цепи ГРМ. В части ходовых качеств водители отмечают преимущества двигателя в условиях бездорожья, но плохую динамику при езде по шоссейным дорогам. Достоинства ЗМЗ 409: ремонтопригодность, доступность запчастей, хорошая мощность.

Перегрев мотора случается редко: между цилиндрами в блоке находятся каналы водяной рубашки охлаждения ДВС.
Двигатель УМЗ-4216
Рядный четырёхцилиндровый инжекторный ДВС (первоначально карбюраторный) объёмом 2.9 литра с алюминиевыми остовом и ГБЦ, нижним расположением приводимого в действие шестернями распредвала. Серийно выпускается с 2003 г., у движка 5 модификаций, отличающихся мощностью, видом топлива, а остальные характеристики схожие. Технические данные УМЗ-4216 приведены в таблице.
Параметры | Значения |
Число клапанов | 8 |
Мощность | 99, 100, 123, 125 |
Крутящий момент на 2200-2500 об./мин. | 221-235 Нм |
Расход АИ-92, 95 на 100 км в городе/средний | 11,2/10,4 л |
Пробег авто до капремонта |
200 тыс. км |
Модели 42167.10 и 421647.10 приспособлены для работы на газу: газобензиновые, мощностью 123 и 100 л. с. соответственно. Завод выпускал также и модели ДВС, сразу оборудованные для работы на газовом топливе.
Частые поломки: подтекание масла через сальники коленвала, перегрев по причине ненадёжного термостата. Двигатель считается надёжным благодаря использованию качественных комплектующих.

Установка на УМЗ-4216 в гарантийном периоде газобаллонного оборудования не ведёт к утрате гарантии на силовой агрегат.
Двигатель Cummins
Автомобили, на которые с 2010 г. устанавливался двигатель: Газель обычная, Газели Next и Бизнес. Конструкция 4-цилиндрового рядного турбодизеля с хорошим запасом прочности: из чугуна отлиты и сам блок цилиндров, и его головка, привод ГРМ – цепной с автоматическим гидронатяжителем цепи. В таблице приведены характеристики 16-клапанного Cummins ISF с рабочим объёмом 2,8 л.
Показатели | Значения |
Мощность на оборотах 3200 в минуту | 120 л. с. |
Момент вращения коленвала | 270-297 Нм |
Расход дизтоплива на 100 км при скорости 60 км/ч; 80 | 8,5; 10,3 л |
Ресурс до капремонта |
500 тыс.км |
Форсунки и топливный насос высокого давления ТНВД на двигателе стоят производства BOSH, управляются распылители микропроцессором. Воздух для горючей смеси подаётся турбокомпрессором с предварительным его охлаждением с помощью интеркулера.

Отзывы водителей: плюс – движок неприхотлив к чистоте дизтоплива, что обеспечивается эффективной системой очистки топлива. Минус – гидрокомпенсаторов нет, но рекомендованный изготовителем интервал регулировки зазоров в клапанном механизме не обременителен: 250 тыс. км.
Другие двигатели
Иные устанавливаемые на ГАЗель движки также имеют неплохие характеристики, но менее востребованы автомобилистами. Проблемы, возникающие при их эксплуатации, отражены в таблице.
Обозначение, топливо | Объём ДВС, л | Мощность, л. с. | Недостатки, частые неисправности |
ГАЗ 560, ДТ | 2,1 | 95, 110 | Остов сделан единым блоком вместе с ГБЦ, что исключает возможность ремонта цилиндров, клапанов и др. |
УМЗ 4215, Б | 2,9 | 96 | Литой алюминиевый блок низкого качества: уже через 10 тыс. км пробега смазка попадает в антифриз |
A274 Evotech, Б | 2,7 | 107 | Слишком много пластиковых деталей в ущерб надёжности. Зависимость в поставке запчастей от LG (Южная Корея), Bosch (Германия), Delphi и Eaton (США) |
A274 Evotech Г/Б | 3,0 | 109/120 | То же |
Chrysler EDZ, Б | 2,4 | 133 | Часто пробивает прокладку ГБЦ, прогорают выпускные клапана ГРМ, ненадёжные электрическая часть, датчики |
С весны 2023 г. на Газели Next вместо 120-сильного мотора Cummins ISF с рабочим объёмом 2,8 л ставят 2.5-литровый турбодизель GAZ G21 мощностью 150 сил. Новый движок отличается от предшественника наличием гидрокомпенсаторов, ремённым приводом ГРМ вместо цепного.

Читайте также: характеристики двигателя ВАЗ 11186
Самый надежный и лучший выбор: какой двигатель лучше купить на Газель
Если выбирать мотор для тюнинга, то в большей степени подойдёт отечественный мотор, для которого недостатка в запчастях не будет: важно, чтобы блок цилиндров был чугунным, а оснастку подбирают по своим предпочтениям. Силовой агрегат для стабильной работы на грузо- пассаажироперевозках лучше выбирать более современный и хорошо себя зарекомендовавший. Таковым для Газели считается Cummins ISF2.8, но ему на смену уже пришёл GAZ G21 (китайский Foton 2.5) с такими характеристиками:
- рабочий объём – 2.5 л;
- мощность на 3200 об./мин. – 150 л. с.;
- момент вращения вала при частоте 1200 – 330 Нм;
- расход ДТ порожнего авто на 100 км при средней скорости (в скобках): в городе – 9,8 л (25,4 км/ч), на трассе – 8,2 (52,5), 7,5 л (38,5 км/ч);
- пробег до капремонта заявляется заводом в 500 тыс. км.
Исходя из критериев выбора, можно сказать, что лучший двигатель на Газель –сочетающий в себе высокую мощность, экономичность, надёжность. Если первые 2 показателя предопределены в большей мере конструкцией ДВС, то безопасность поездок и долговечность силового агрегата зависят от своевременного обслуживания двигателя, от владельца автомобиля.
С какими поломками двигателей на Газель вы сталкивались?