Двигатели ЗМЗ 405 – яркий пример успешного развития отечественного машиностроения и автопрома даже в неблагоприятных экономических условиях. В ходе разработки и модификации таких моторов специалисты ориентировались на мировые стандарты качества, что позволило создать надежный модельный ряд моторов ЗМЗ 405 с характеристиками токсичности выбросов, соответствующих Евро 3 и 4. Производитель постоянно совершенствует свой двигатель, предлагая широкий модельный ряд бензиновых ДВС отечественного производства различной мощности.
Немного истории о двигателе ЗМЗ 405
В конце 90-х годов прошлого века, несмотря на экономические сложности в стране, возникшие после распада СССР, руководство Заволжского моторного завода решило усовершенствовать созданный в 1997 году ДВС 406, создав на его базе в 2000 году улучшенную версию ЗМЗ 405.

Силовой агрегат 406 сумел за короткое время завоевать популярность в России благодаря своей надежности и ремонтопригодности. Он устанавливался почти на все модели автомобилей ГАЗ и был востребован на отечественном рынке. Однако инженеры Заволжского моторного завода отдавали себе отчет в том, что у двигателя 406 имеются недостатки:
- гидравлический натяжитель цепи плохого качества, в результате чего во время работы ДВС слабо натянутая цепь постоянно гремела;
- быстрый износ сальников, клапанов и ШПГ, приводящий к повышенному расходу моторного масла;
- наличие стука в ДВС из-за некачественного ШПГ;
- нестабильная работа гидрокомпенсаторов.
Читайте также: как определить сколько масла в двигателе ВАЗ 2107

Руководство Заволжского моторного завода в непростых для страны экономических условиях решилось на модернизацию мотора 406. Разработчики поставили цель увеличить эксплуатационный срок проблемных узлов силового агрегата.
Результатом такого решения стал двигатель 405, который был представлен на отечественный рынок в 2000 году. Разработчикам удалось не просто устранить слабые места 406 мотора, но также увеличить почти на 200 см3 его объем с помощью использования цилиндров большего диаметра. Выросла и мощность модернизированного силового агрегата более чем на 5 л.с.
Сначала новым мотором ЗМЗ 405 решили поставить на обновленную модель «Волги» представительского класса. Однако новая модель отечественного легкового автомобиля не смогла выдержать конкуренцию с иномарками. Было выпущено всего 500 пилотных машин новой модели «Волга» представительского класса, а запустить серийное производство обновленного российского автомобиля не удалось.

Это не помешало новому четырехцилиндровому рядному мотору 405 получить всероссийское признание. Его стал закупать для своих автомобилей Горьковский автомобильный завод, устанавливая улучшенную версию силового агрегата на «ГАЗели» и «Соболи» разных модификаций, которые стали действительно народными автомобилями.
В 2008 году была проведена модернизация мотора, в ходе которой его конструкция претерпела существенные изменения. Разработчикам удалось уменьшить вес ГБЦ на 1.3 кг и толщину ее прокладки. Обновленный мотор 405 стал соответствовать экологическим стандартам Евро 3.

Горьковский автомобильный гигант был основным партнером Заволжского машиностроительного предприятия на протяжении 9 лет После создания промышленной группы «ГАЗ», в которую вошел Ульяновский завод по производству моторов, производители «Газели» стали использовать ульяновскую продукцию для своих машин. Основным партнером ЗМЗ стал Уральский автомобильный завод, с которым заволжское предприятие объединилось в холдинге «Соллерс».
Кроме автомобилей «УАЗ» моторы адаптировали и для других авто. В качестве примера можно назвать адаптирование 405 Евро 3 для автомобилей Фиат Дукато, которые собирали в России.
Конструкция ЗМЗ 405 Евро 2, Евро 3
Все модели инжекторных ДВС этой линейки оснащены инжектором. Это четырехтактные рядные агрегаты, в которых предусмотрена электронная подача топлива в цилиндры. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2, расположение рядное вертикальное. Образование топливно-воздушной смеси происходит во внешней системе. На все поршни приходится один коленчатый вал. Распределительные валы находятся в верхней части мотора. Воздушный фильтр, который устанавливается в модификации экологического класса, имеет уникальную конструкцию.
Читайте также: конструкция ВАЗ 4132
Охлаждение агрегата проводится жидкостной системой замкнутого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная масло подается с помощью разбрызгивания, равномерно попадая на все поверхности. Объем двигателя 2464 л. В разных модификациях предусмотрена дополнительная комплектация, как в двигателе ЗМЗ 405 Евро 3, позволяющая снизить содержание токсичных веществ в выхлопных газах.
Масляный насос шестеренчатого типа устанавливается внутри масляного кратера и крепится к блоку цилиндров. Коленчатый вал, отлитый из высокопрочного чугуна, имеет полноопорную конструкцию с двумя противовесами для каждого кривошипа.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 405
Список моделей авто, на которые устанавливался
Существует большое количество автомобилей ГАЗ, на которые устанавливаются двигатели ЗМЗ 405:
- ЗЗО2;
- 27О5;
- 27О57;
- ЗЗО21;
- З221З;
- З221З7;
- ЗЗО2З2;
- 2З10;
- 2З1О7;
- 2217;
- 22177;
- 2752;
- 27527.
Непродолжительное время двигателями этого семейства комплектовались итальянские автомобили Фиат Дукато, которые собирали в России и были рассчитаны на отечественного потребителя. Однако итальянский автомобильный бренд ушел из РФ, и сотрудничество с итальянскими автопроизводителями довольно быстро закончилось.
Перечень модификаций ДВС Газель 405
Существует на сегодняшний день 5 модификаций этого силового агрегата:
Инжектор
На всех двигателях 405 установлен инжектор. Модели заволжских моторов из этого семейства отличаются мощностью и экологическими нормативами к выхлопу. Из представленного разнообразия силовых агрегатов данной линейки можно подобрать бензиновый движок к авто разных классов:
- Базовая модель 4052.10 152,5 л.с., класс Евро 2, имеется ЭБУ Микас.
- Модель 40522.10. устанавливается на «Газели» и «Соболь».
- Инжекторный ДВС 40524.10 классов Евро-3 и 4 140,5 л.с. Оснащен клапаном, поддерживающим постоянное разрежение в кратере, имеется электронная педаль Е-Газ.
- 40525.10 в 143,8 л.с для новой «Волги» класса Евро-3.
- 4054.10 195 л.с. с бензиновым турбонагнетателем и охладителем воздуха, блок цилиндров с уменьшенным диаметром 92 мм и увеличенным ходом поршня до 94 мм. Используется на армейских автомобилях и военной колесной техники спецсредствах военного назначения, на авто российских спецслужб.
Карбюратор
Карбюраторы на разновидностях двигателей ЗМЗ 405 не устанавливаются. Карбюраторным был 406 мотор, на базе которого создавался первый инжекторный силовой агрегат. Эта модель до сих пор используется для комплектации отечественного автотранспорта.
Главные преимущества мотора
Снизить расход топлива в «Газели» 405 позволяет инжектор. При использовании машины в городе на 100 км пути тратиться 12 литров топлива. При использовании машины за городом уходит 9,8 литров бензина. При смешанном цикле расход топлива составляет 10,5 литров.
Другими преимуществами ЗМЗ 405 являются:
- ремонтопригодность;
- легко настраивается зажигание;
- неприхотливость в обслуживании;
- надежность;
- большой выбор модификаций.

Рабочий ресурс двигателя большой. При своевременном проведении ТО машины с таким мотором могут пройти до 250 тыс. км, прежде чем потребуется ремонт.
Основные проблемы и поломки 405 двигателя
Чаще всего в ЗМЗ 405 встречаются следующие виды неисправностей и поломок:
- ГРМ начинает заклинивать;
- работа на холостых оборотах при засорившихся форсунках;
- масло начинает вытекать или угорать из-за износа прокладок, сальников, поршневых колец и иных деталей;
- появляется стук в моторе, когда изнашиваются вкладыши и возникают проблемы при шатунно-поршневой группы, гидротолкателей, подшипников;
- перегрев при поломке водяного насоса системы охлаждения.

При регулярном техническом обслуживании и замене изношенных элементов ДВС можно избежать дорогостоящего ремонта. Ряд проблем и поломок можно устранить собственными силами в гараже.
Варианты тюнинга
Движок отлично тюнингуется, получая новый набор улучшенных технических характеристик. Обычно делают следующие виды тюнинга:
- форсирование, увеличивающее воздушную мощность мотора при помощи установки сосуда для забора воздуха на валы, доработки камеры сгорания и увеличения диаметра клапанной;
- турбокомпрессор с установкой усиленной поршневой группы и мощных форсунок;
- модификацию системы впуска топлива с помощью изменения работы форсунок;
- чтобы эффективнее расходовать топливо и платить за него меньше, можно перевести машину на газ, обновив прошивку ЭБУ.

Самым популярным видом тюнинга для такого мотора является установка турбонаддува в ДВС с экологическими нормативами выхлопных газов Евро-3. Такой обвес позволяет повысить мощность движка и уменьшить количество вредных веществ в выхлопных газах.
Стоимость двигателя нового и б/у
На цену влияет модификация и мощность двигателя 405, отсутствие или наличие навесного оборудования. Так, новые модели силовых агрегатов 40524.3906170-10 Евро-3 и 40522.3906170-20 Евро-2 для «Газели» и «Соболя» можно купить за 211 тыс. руб.

Стоимость моторов б/у из семейства бензиновых двигателей ЗМЗ 405 зависит от разных факторов и варьируется от 97 до 208 тыс. руб. Моторы Заволжского производства рассчитаны на длительный срок эксплуатации и отличаются ремонтопригодностью, поэтому даже модели, бывшие в употреблении, смогут работать без поломок на протяжении длительного времени.
При покупке нового силового агрегата непосредственно у производителя или его официальных представителей можно получить скидку, которая позволяет сэкономить до 50 тыс. руб.
О бензиновых моторах Заволжского моторного завода из линейки 405 водители всегда отзываются хорошо. Они отмечают, что мотор ЗМЗ 405, установленный на «ГАЗелях», при правильно уходе за ним никогда не подведет. Это не капризный и надежный силовой агрегат, который в случае необходимости можно отремонтировать в гараже. Ресурс двигателя при регулярном техническом обслуживании составляет 300 тыс. км пробега.
С какими поломками мотора ЗМЗ 405 вы сталкивались?
Помогите решить проблему. Не тянет движок совершенно. Раньше нормально работал, а сейчас до 100 разгоняется и все, дальше ни в какую. Я уже и свечи проверил, и масло заменил, ничего не помогает.
Мотор неплохой, едет стабильно и ровно. Много уже с ним наездился и только один раз был в ремонте из-за того, что там какая-то неисправность небольшая возникла. А так мотор надежный.