Роторный двигатель на ВАЗ: история отечественных моторов с ротором

Моторы ВАЗ

В номенклатуру силовых агрегатов, выпускавшихся ранее АвтоВАЗом, входит и роторно-поршневой двигатель (РПД) – разновидность моторов внутреннего сгорания конструкции инженера Ванкеля. Это движок в виде цилиндра с вращающимся внутри него 3-х гранным ротором, исполняющим функции поршня, и камерой сгорания в форме эпитрахоиды – криволинейной круговой поверхности. Сегодня автозаводом РПД не производятся, но ранее ставились на спецавтомобили и мотоциклы силовых структур, что говорит об их повышенных мощностных и разгонных характеристиках.

История роторных двигателей ВАЗ

Внешне автомобили с ДВС иного типа ничем не отличались от оснащённых обычными бензомоторами Жигулей, Лад, Волг, РАФов. Разрабатывался первый роторный двигатель на ВАЗ переделкой купленного для этой цели японского ротора Mazda RX-2 для установки на авто ВАЗ 2101.

Роторный мотор конструировали, тщательно изучив изнутри японский агрегат Mazda RX
Роторный мотор конструировали, тщательно изучив изнутри японский агрегат Mazda RX
Сертификат на право установки движка №415 на автомобили общего назначения заводом получен в конце 1997 г.

Хронология творчества созданного заводом Специального Конструкторского Бюро (СКБ) РПД по моделям и годам:

  1. Первенец выпущен односекционным под индексом 311 в 1976 мощностью 70 л.с. В 1978 изготовили малую серию числом 50 моторов, для обозрения автомобиль ВАЗ 21011 с РПД выставлен в 1982 г. с обозначением авто номером 21018.
  2. Следующие модели сделали 2-х секционными – у двигателя ВАЗ 411 тяга возросла до 120 сил при 6000 об./мин., а скорость – 160 км/ч. Выпущенный в 1982 г. мотор в начале 90-х годов модифицирован (впрыск вместо карбюратора) в модель 411-01 мощностью 130-140 л. с., сравнявшись по тяговитости с двигателем ВАЗ 413 1983 года выпуска. В 1986 выпущена первая партия вазовских спецавтомобилей для милиции 21059 с РПД №411М, в 1991 году – 21079 (4132): предельная скорость составляла 180 км/ч, разгон до 100 – 9 с, рабочий объём – 1,3 л, тяга – 140 сил.
  3. Роторный 40-сильный движок для Оки создан в 1987 г. с присвоением ему индекса 1185. В это же время сделан опытный образец ротора №414 для переднеприводных ВАЗов, а продемонстрирован автолюбителям в 1992 году.
  4. Дорабатывался ВАЗ-414 в течение 3-х лет, результат – появление РПД №415. Двигатель универсальной версии: для заднего и переднего приводов.
  5. Самые мощные вазовские роторы – для Волги и Чайки: №431 и №441 соответственно 3-х и 4-х секционные, 210 и 280 л. с.
В начале 2000-х работу СКБ АвтоВАЗ свернул. Прототип вазовского РПД японская компания Mazda выпускала до середины 2012 г., модель называлась RX-8.
Выпуск модели автомобиля с роторным двигателем Mazda RX-8 продолжался до середины 2012-го
Выпуск модели автомобиля с роторным двигателем Mazda RX-8 продолжался до середины 2012-го

Принцип работы, характеристики и особенности роторных двигателей ВАЗ

Схема действия ДВС РПД выглядит следующим образом: по сложной поверхности внутри статора перемещаются грани вращающегося трехгранного ротора и отсекают посредством 3-х радиальных уплотнений поочередно разные объёмы камер. Впрыск топливовоздушной смеси, её зажигание и выхлоп сгоревших газов производится в раздельных полостях.

В конструкции нет механизма преобразования поступательного движения поршней во вращательное: энергия горения топлива передаётся сразу на эксцентриковый вал. В качестве цилиндра работает статор, а ротор исполняет функции поршней.

Схема устройства роторного двигателя 
Схема устройства роторного двигателя

Технические характеристики модели №415 приведены в таблице.

Показатели 2-х секционного роторного двигателя ВАЗ 415 Значения
Рабочий объём 1.3 дм³
Мощность 140 л. с.
Степень сжатия 9,4
Наименьшие обороты холостого хода 900 об./мин.
Крутящий момент 186 Нм
Система питания бензином карбюратор Solex
Расход топлива (от А-76 до АИ-95) 12-20 л/100 км пути
Электросистема зажигания (сдвоенная):
коммутатор 2
катушка 2
свечи 4 (по 2 на секцию)
Потребление моторного масла 5W-30 – 15W-40: % от сгоревшего топлива – 0,6; расход – 04,-1 л/100 км

Водители, которым довелось управлять автомобилем с РПД, отмечают ровный и быстрый разгон: скорость 90 км/ч можно было набрать уже на 1-й передаче. Другая особенность в том, что торможение двигателем не приветствуется: синхронизаторы КПП не выдерживают.

Автозавод декларировал ресурс РПД на уровне 100-125 тыс. км до капремонта, фактически полный износ уплотнения ротора наступал уже при 70-90 тысячах пробега.

Динамические характеристики роторного двигателя позволяют автомобилю разгоняться на порядок быстрее
Динамические характеристики роторного двигателя позволяют автомобилю разгоняться на порядок быстрее

Плюсы и минусы роторных моторов

Исполнение двигателя позволяет изготавливать РПД набором определённого количества секций, чтобы получить нужную мощность для комплектуемого автомобиля, что на ДВС традиционного исполнения сделать невозможно. К преимуществам роторных моторов также относят:

  • меньшие в сравнении с поршневыми движками габариты и вес, что объясняется отсутствием шатунов, поршней, газораспределительного механизма;
  • вибрации и шум при работе незначительны: детали механизма совершают только сбалансированные вращательные действия – крутящий момент создаётся непосредственно на оси ротора;
  • хорошая приемистость (быстро набирает обороты), постоянство крутящего момента при любой скорости вращения вала в диапазоне 1-10 тыс. об./мин.;
  • лучшее соотношение мощности и массы движка: у ВАЗ 415 – 140/113=1,24, а у вазовской восьмерки с таким же объёмом (1.3 л) – 64/127=0,50 л. с./кг;
  • уменьшенное против обычного ДВС на 35-40% количество деталей: в двухсекционном РПД имеются всего лишь 3 движущихся элемента – 2 ротора и выходной вал;
  • доступность для обслуживания навесного оборудования: роторный мотор компактен, занимает меньше места в подкапотном пространстве авто.
РПД-415 под капотом ВАЗ-2108 выглядит вполне органично и компактнее родного
РПД-415 под капотом ВАЗ-2108 выглядит вполне органично и компактнее родного

Недостатки роторно-поршневых движков привели к свёртыванию программы их производства. Нерешёнными остались проблемы стойкости уплотнителей, повышенного расхода горючего и смазки, токсичности выхлопа, склонности двигателя к перегреву. Сервис по ремонту роторов отсутствует.

Недостатки роторов в части повышенного сжигания топлива и моторного масла для любителей тюнинга (улучшения характеристик) автомобиля значения не имеют, если их цель – увеличение мощности машины.

Есть ли будущее у роторных движков ВАЗ

По состоянию на лето 2022 года информация о возобновлении АвтоВАЗом работ по РПД отсутствует, но Mazda, свернувшая производство роторов в 2012 г., намерена к ним вернуться. Использовать роторные двигатели автоконцерн планирует уже с середины текущего года на своих новых моделях EV в составе гибридной силовой установки:

  • комплектуемый автомобиль – кроссовер Mazda MX-30;
  • модификация «чистый электромобиль» – 145-сильный мотор, батарея ёмкостью 35кВт*ч с запасом хода 200-250 км;
  • установка РПД увеличит пробег вдвое.
Новый кроссовер Mazda MX-30 укомплектован гибридной установкой, которая базируется на роторном движке
Новый кроссовер Mazda MX-30 укомплектован гибридной установкой, которая базируется на роторном движке

Независимая от ВАЗа российская частная компания на основе универсала Лада Гранта в мае презентовала 80-сильный электроавтомобиль с ходовой характеристикой 150 км. АвтоВАЗ также выпускал авто на электрической тяге EL Lada, Vesta EV, а Минторг России в феврале спрогнозировал появление первого серийного электрокара в конце 2022 года.

Все это дает основания надеяться, что и вазовские инженеры по примеру японских специалистов вернутся к забытой теме ранее выпускавшихся вазовских РПД.

Технологии не стоят на месте, неустранимые 20 лет назад недостатки могут стать несущественными в настоящем времени. Тем более, что автолюбители не прекращают попыток переделать свою Ладу в роторную, невзирая на сложности с узакониванием такой модернизации.

Как вы относитесь к роторным двигателям?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Степан

    Гордость отечественного производства конечно, но времени не так много прошло и технологии уже намного вперед ушли. Правда вот уплотнитель реально часто приходилось менять, 70-90 км это мало конечно.

    Ответить
  2. Алекса

    Вот это да! 90 км на первой передаче! Я бы хотела проехать на автомобиле с таким двигателем)) Жаль, что сейчас нет такого в массовом производстве.. интересно было бы вживую попробовать..

    Ответить
  3. Сергей

    Как автолюбитель, я могу сказать, что история роторных двигателей на отечественных автомобилях, в частности на ВАЗ, довольно интересна, но не всегда удачная.
    С одной стороны, роторный двигатель имел некоторые преимущества перед обычным поршневым, таким как более высокая мощность, более высокий крутящий момент, меньшая вибрация и более плавный ход. Однако, он также имел свои недостатки, такие как высокий расход топлива, низкая надежность, сложность ремонта и высокие затраты на производство.
    Мое житейское мнение заключается в том, что использование роторных двигателей на отечественных автомобилях было интересным экспериментом, но не оправдало себя из-за высоких затрат и низкой надежности.

    Ответить