Двигатель 406 (26 фото): описание карбюраторного и инжекторного мотора ЗМЗ, характеристики, вес, тюнинг, ремонт ДВС на ГАЗ, УАЗ, Волга, Газель

Моторы ЗМЗ

В качестве силового агрегата на автомобилях Горьковского автозавода уже почти 3 десятка лет применяется бензодвигатель ЗМЗ 406 Заволжского моторного завода. У мотора 2 варианта исполнения: с карбюраторной системой питания топливом и впрыском горючего с помощью форсунок – инжекторов. Спрос на двигатель не угасает и в настоящее время благодаря простой конструкции движка, его техническим характеристикам, ремонтопригодности и возможности продолжать форсирование бензомотора.

Об истории двигателя ЗМЗ 406

Четыреста шестой мотор разрабатывался на замену движков 402-й серии специально для установки на планировавшийся как правительственное авто ГАЗ 3105 Волга. Конструкция создавалась с чистого листа при оглядке на конструктив шведского двигателя с автомобиля SAAB-9000.

ЗM3-406 - скоростной двигатель, получивший широкое применение на отечественных автомобилях
ЗM3 406 – скоростной двигатель, получивший широкое применение на отечественных автомобилях

Хронология событий:

  • вторая половина 80-х годов прошлого века – начало первых разработок;
  • 1992 г. – изготовление опытных образцов;
  • 1996 – мелкое серийное производство, 1997 – массовый выпуск, постановка 406-го на главный конвейер.

В конструкции мотора применены передовые для того времени схемы, технические решения: попарное устройство впускных и выпускных клапанов – на 4-цилиндровом двигателе 16-клапанный механизм. Появились электроника в системах зажигания и впрыска топлива, гидротолкатели для автоматической регулировки зазоров в клапанах. Другое новшество – 2-х вальный газораспределительный механизм (ГРМ) верхнего расположения.

Первые 10 лет выпускалась версия ЗМЗ-406 с карбюратором, позже её вытеснила инжекторная модель.

Схема устройства карбюраторной версии двигателя ЗМЗ 406
Схема устройства карбюраторной версии двигателя ЗМЗ 406

На какие автомобили ставился двигатель ЗМЗ 406

Вначале планировалось ставить 406-й мотор не только на машины Горьковского автозавода, но и легковушки ВАЗа, АЗЛК, однако планы не сбылись: основным потребителем был и остался ГАЗ. Комплектовались силовым агрегатом с движком ЗМЗ 406 следующие автомобили:

  1. Легковая Волга. В период 1997-2008 г.г. – модели ГАЗ 3102, 31029, 31054 (Люкс), до 2005 года – 3110. На версию авто Volga 31105 четыреста шестой мотор ставили с 2003 по 2005 г.г.
  2. Малотоннажные ГАЗели: бортовые грузовики, фургоны, микроавтобусы. Период установки – 1997-2006 годы, модели машин: 3302, 33023 Фермер, 2705, 3221, 32213, 322132. Спецмашина – «Скорая помощь» ГАЗ 32214.
  3. Полноприводный Соболь. Грузовой или грузопассажирский фургон ГАЗ-2752 комплектовали 406-м двигателем с 1998 по 2006 г.

Как исключение из правила, четыреста шестой бензомотор ставили на микроавтобусы СемАР 3234 производства одноимённой компании из г. Семенов Нижегородской области, начиная с 1995 г.

Технические характеристики ДВС ЗМЗ 406

Данный двигатель имеет рядную компоновку 4-х цилиндров, продольно располагается под капотом автомобиля. Параметры 406-го мотора – в таблице.

Показатели Значения
Объём двигателя 2,3 дм³
Система питания Карбюратор/инжектор
Число клапанов 16
Диаметр/ход поршня 92/86 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Степень сжатия топливовоздушной смеси 8/9.3
Мощность 100; 110; 145 л. с.
Момент вращения коленвала 177-201 Нм
Минимальные обороты коленчатого вала в минуту 750-800
Экологичность Евро от 0 до 3
Потребляемый бензин АИ-80 (ранее – АИ-76), АИ-92
Расход топлива на 100 км: город/трасса/в смешанном цикле (Волга ГАЗ 31105 с механической КПП) 13,5/8,8/11,0 л
Потребление масла на 1000 км <100 г или 0,3% от горючего
Вес двигателя (сухого со сцеплением, электрооборудованием)

185-192 кг

Привод ГРМ – цепной, есть гидрокомпенсаторы. Турбонаддув, фазорегулятор не предусмотрены.

Заявленный заводом ресурс работы 406-го двигателя до капитального ремонта – 150 тыс. км. На практике движок ходит до капиталки 200 и более тысяч.

Двигатели 406 серии способны пройти до капитального ремонта более 200 тыс. км
Двигатели 406 серии способны пройти до капитального ремонта более 200 тыс. км

Конструкция и особенности устройства

Управляется двигатель ЗМЗ 406 с помощью микропроцессора, которому посредством находящихся в ДВС датчиков подконтрольны системы впрыска топлива и зажигания топливовоздушной смеси. Искра инициируется двумя установленными на крышке ГБЦ (головки блока цилиндров) катушками, импульс передаётся по высоковольтным проводам к электродам свечей зажигания. Более подробно об устройстве и особенностях механической части двигателей ЗМЗ 406 инжектор и карбюраторных, их системах смазки, охлаждения и подачи топлива – в подразделах.

Схема устройства двигателя ЗМЗ-406
Схема устройства двигателя ЗМЗ 406

Поперечный разрез ЗМЗ-406
Поперечный разрез двигателя ЗМЗ 406

Блок цилиндров

Материал остова ЗМЗовского бензомотора – чугун. Внутри литой болванки расточены цилиндры, вставка гильз в проточки не предусмотрена, что существенно повышает жесткость конструкции мотора. Другие особенности блока цилиндров:

  • имеется запас толщины стенок цилиндров остова для возможности сделать расточку под последующие 3 капитальных ремонта: межцилиндровое расстояние – 106 мм при диаметре отверстий 92 мм;
  • в нижней части остова находятся 5 опор под подшипники скольжения для установки в них коленчатого вала;
  • высота блока от оси коленвала до верхней плоскости – 299 мм;
  • сверху на остов мотора устанавливается ГБЦ.
Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ 406
Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ 406

Головка – алюминиевая, двухвальная: кулачковые распределительные валы ГРМ ставят отдельно для впускных и выпускных клапанов. Коллекторы впуска и выпуска располагаются по обе стороны ГБЦ.

В конструкции уменьшена длина хода поршня (86 мм при Ø92), что позволило увеличить степень сжатия до 9,3 с одновременным ростом КПД двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм

Состоит как из неподвижных частей – блока цилиндров с подшипниками, ГБЦ, так и подвижных элементов: коленчатый вал с маховиком, шатуны, поршневая группа деталей. Весь кривошипно-шатунный механизм (КШМ) находится внутри блока цилиндров и характеризуется такими данными:

Коленчатый вал ЗМЗ-406 1. Коленвал – чугунный, с 8-ю противовесами. Размеры шеек: коренных – Ø62, шатунных – Ø56 мм.
Маховик ЗМЗ-406 2. Маховик – из серого чугуна, к фланцу коленвала крепится 6-ю болтами. По окружности колеса напрессован зубчатый обод для стартерного запуска мотора. К другому торцу маховика крепится сцепление.
Шатуны 3. Шатуны – стальные, с коленвалом скрепляются разъёмной нижней головкой через вкладыши скольжения. В сечении детали – двутавр, верхняя часть – неразъёмная.
Поршни ЗМЗ 406 4. Поршни – литые из алюминия, в цилиндрах каждый уплотняется 2-мя компрессионными кольцами и одним маслосъёмным. С шатунами скрепляются 4-мя поршневыми пальцами: по 1 на соединение.

Энергия от сгорания топлива, преобразованная с помощью КШМ в крутящий момент на коленвалу двигателя, через сцепление передаётся от маховика первичному валу коробки передач.

Система смазки

Смазывающая гидросистема комбинированная. Под напором от насоса масло подаётся по внутренним каналам в блоке, ГБЦ, коленвале к втулкам и подшипникам механизмов, поршневым пальцам, гидротолкателям, а остальные точки смазываются разбрызгиванием.

Схема системы смазки двигателя ЗМЗ 406
Устройство системы смазки двигателя ЗМЗ 406

Состав системы смазки ЗМЗ 406 инжекторного и карбюраторного одинаковый:

  1. Масляный картер и гидросеть из протоков и оборудования. Вместимость смазывающей жидкости, включая полнопоточный фильтр – 6 л.
  2. Односекционный насос – шестерёнчатый, с редукционным клапаном, маслоприёмником. В действие приводится от промежуточного вала ГРМ с цепной передачей.
  3. Указатель уровня масла в поддоне катера. Представляет собой вставляемый в отверстие блока цилиндров металлический стержень с метками: «П» – верхний, «О» – нижний уровни. Нормативное количество масла – вблизи, но не выше отметки П.
  4. Радиатор охлаждения масляный – имеется не на всех моделях линейки.

Зимой в моторы ЗМЗ 406 рекомендуется заливать синтетику, летом – полусинтетику вязкостью по SAE 5W-30(40), 10W30(40), 15W-40, 20W-40.

Рекомендованная вязкость масла для двигателя ЗМЗ 406
Рекомендованная вязкость масла для двигателя ЗМЗ 406

Присутствие в конструкции ДВС гидрокомпенсаторов обязывает водителя применять только качественные масла.

Система охлаждения

Охлаждающая гидросистема работает в замкнутом цикле с принудительной циркуляцией жидкости по малому контуру, а по достижении нужного нагрева – по большому кругу, включающему теплообменный радиатор мотора. Тосол или иной антифриз прокачивается через водяную рубашку блока цилиндров, ГБЦ, теплообменник с помощью водяной помпы. Особенности системы охлаждения ЗМЗ 406:

  • переключение с малого контура при прогревании ДВС на большой охлаждающий круг производится с помощью клапана термостатом TC 107-01;
  • помпа установлена в передней части блока цилиндров, оснащена многоручьевым шкивом для поликлиновой ремённой передачи усилия вращения от коленвала;
  • в гидросхему включён отопитель салона, объём тосола в системе ~ 10 л;
  • вентилятор радиатора запускается в работу по необходимости от датчика ТМ-108 92-87.
Читайте также: принцип и схема системы охлаждения Ваз 2107
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406
Система охлаждения двигателя ЗМЗ 406

Диапазон рабочих температур двигателя в большом контуре – 92º…99ºС. По малому кругу тосол циркулирует до 90ºС.

Система подачи топлива

Двигатель ЗМЗ 406 изначально комплектовался микропроцессорным электронным зажиганием, но топливная система на ГАЗелях 1996 года оставалась с карбюраторным впрыском. С завода устанавливался карбюратор модели К151Д, позже система подачи топлива в 406-м моторе применялась только инжекторная. Карбюраторные модели ДВС находятся в эксплуатации и сегодня: отличаются простотой устройства, надёжностью, возможностью самостоятельно отремонтировать движок.

Топливная система ЗМЗ 406
Топливная система ЗМЗ 406

Топливное оборудование за пределами мотора стандартное – бензобак, топливопроводы, фильтры. Инжекторная подача топлива включает такие устройства:

  • впускной коллектор с ресивером и дросселем с тросовым приводом;
  • индивидуальные форсунки по 1 на цилиндр, управление впрыском – электронное;
  • электробензонасос, регулятор давления топлива обеспечивают нужное давление в распылителях.

Разрежение в ресивере может изменяться, но напор на форсунках поддерживается на уровне 3 кг/см².

Модификации мотора ЗМЗ 406 (инжектор, карбюратор)

Версии двигателя отличаются системой питания топливом, камерами сгорания, иными важными показателями. Модификации ЗМЗ 406 с техническими характеристиками – в таблице.

Обозначение модели Мощность, л. с. Момент вращения, Нм Вес, кг Примечания
4062.10i (инжектор) 145 201 187 Сжатие – 9,3
40621.10i −”− −”− −”− Евро 2
4063.10 карбюратор 110 186 185 Сжатие – 8
4061.10 100 177 185 −”−

Инжекторные модели приспособлены под потребление бензина АИ-92, карбюраторные – под снятый с производства АИ-76 или современный АИ-80. Часть деталей моторов взаимозаменяемы, за исключением поршней и ГБЦ. На базе 406-го мотора созданы современные линейки бензомоторов 405-й, 409-й серий, автодизель под индексом 514.

Отличия двигателей семейства ЗМЗ 406
Отличия двигателей семейства ЗМЗ 406

Двигатели ЗМЗ 406 всех модификаций выпускаются в различной комплектации: для автомобилей рядового исполнения и повышенной комфортности. Моторы могут быть с оснащением шкивом под 2 поликлиновых ремня для авто с кондиционером, гидроусилителем руля, а также кронштейном ГУР, бензопроводом под быстросъёмные соединения.

Различия в карбюраторных и инжекторных ЗМЗ 406

Карбюраторному ДВС характерны следующие особенности: внутри корпуса приготавливается топливовоздушная смесь, которая за счёт разрежения во впускном тракте засасывается в цилиндры: впрыск горючего нерегулируемый. Топливный прибор не подключен к электронике, не оснащён датчиками управления. Бензин сжигается в количестве, определяемом оборотами двигателя, что нерационально.

 

Мотор 406 с инжектором вместо карбюратора оснащается электромагнитными форсунками, которыми управляет микропроцессор посредством расположенных в разных частях мотора датчиков. Количество впрыскиваемого в камеры сгорания бензина регулируется процессором с учётом не только числа оборотов коленвала, но и других факторов, что приводит к сокращению расхода топлива.

Другие отличия. Ручное управление дроссельной заслонкой из кабины машины с карбюратором, разная конструкция поршней и ГБЦ. Возможность регулировать угол опережения зажигания в инжекторной версии, что уменьшило вероятность детонации топлива, повысило надёжность в сравнении с карбюраторным мотором.

Инжекторная версия мотора 406 модели оснащается электромагнитными форсунками
Инжекторная версия мотора 406 модели оснащается электромагнитными форсунками

Неисправности и ремонт двигателя

Неполадки с любым мотором случаются по разным причинам, важно своевременно устранять сбои в работе силовой установки, чтобы не допустить большей поломки. Частые неисправности и способы восстановить работоспособность ЗМЗ 406 – в таблице.

Признаки Ремонт
Мотор не запускается Проверить исправность свечей, катушек зажигания, дефектные – заменить

Если нет подачи топлива, удостовериться в работоспособности топливного насоса, прочистить форсунки

Провалы тяги, неустойчивые обороты холостого хода Причина – в отслуживших свой срок катушках зажигания, их следует обновить

Сбой в работе микропроцессора – исправить

Перегрев мотора Не допускать падения уровня масла, антифриза в гидросистемах ниже средней отметки, следить за чистотой радиатора. Заменить термостат, если обозначенные показатели в норме

Неполадки в работе двигателя возникают также по причинам неисправных датчиков, а после пробега автомобилем 50 тыс. км начинают стучать гидрокомпенсаторы, требующие замены.

Обслуживание

Поддержание мотора в исправном состоянии осуществляется водителем перед каждым выездом со стоянки осмотром двигателя в целом, проверкой и доливкой уровней расходных жидкостей в системах смазки, охлаждения.

Более углублённо производится диагностика неполадок в силовом агрегате при регулярных технических обслуживаниях, проводимых через определённое количество пройденных машиной километров:

  • 2,5-3 тыс. км – замена моторного масла заводской заливки после обкатки нового или откапиталенного двигателя;
  • 10±2 тыс. км – интервал последующих обновлений автомасла, масляного фильтра и воздушного;
  • 30 тыс. км или через 2 года эксплуатации – заменять антифриз, свечи зажигания;
  • 50 тыс. км – время обновления катушек зажигания, высоковольтных проводов, топливного фильтра, ремня генератора, прокладки клапанной крышки;
  • 70 тыс. км – периодичность замены гидрокомпенсаторов, причем одновременно всех, полным комплектом.

Ресурс цепи в приводе ГРМ рассчитан на пробег 100 тыс. км, но проверять состояние цепной передачи следует через 30-50 тысяч, а заменять приводной узел – после наезда нормативных 100000 км.

Замену приводного узла производят через 100000 км пробега
Замену приводного узла производят через 100000 км пробега

Варианты тюнинга

Целей усовершенствования заводской конструкции 406-го мотора ЗМЗ – две: повысить мощность или снизить расход топлива, а ещё лучше, если достичь двойного результата. В отношении карбюраторной версии двигателя применяют замену штатного карбюратора К151Д более прогрессивным прибором марки Солекс или переход на инжекторную схему подачи топлива. Способы улучшить у двигателя ЗМЗ 406 характеристики такие:

Установка прямого воздухофильтра взамен стандартного Установка прямого воздухофильтра взамен стандартного, вывод заборного патрубка за рамки моторного отсека, что позволяет использовать более плотный холодный воздух
Замена штатных распредвалов валами конструкции ОКБ Замена штатных распредвалов валами конструкции ОКБ;
Шлифовка впускных и выпускных каналов в ГБЦ Шлифовка впускных и выпускных каналов в ГБЦ, увеличение сечения выхлопной трубы с 38-55 мм до 63.

Ставить турбонаддув на моторы ЗМЗ 406 для малотоннажных грузовиков, микроавтобусов нецелесообразно из-за увеличения расхода топлива, но такой способ тюнинга также возможен. Потенциал повышения мощности – 200-250 л. с.

Стоимость двигателя

Серийно ЗМЗ 406 уже не выпускается, но объявлений в интернете о продаже моторов как с карбюратором, так и с инжектором достаточно много. Цены зависят от состояния двигателя, его комплектации, региона продажи:

  • снятые при ремонте авто бензомоторы в зависимости от пробега могут стоить от 25-30 тысяч без навесного оборудования до 40-50 с полной навеской;
  • моторы после капремонта продаются за 60-100 тыс. руб.;
  • новые двигатели в заводской комплектации, собранные из запчастей предлагаются с документами, гарантийными обязательствами по цене от 120 до 220 тысяч.
Приобрести новый двигатель ЗМЗ-406 можно за 220 тыс. рублей
Приобрести новый двигатель ЗМЗ 406 можно за 220 тыс. рублей

Главные достоинства бензомоторов ЗМЗ 406 – надёжность, высокий КПД, возможность обслуживания ДВС своими силами, доступность и умеренная цена запчастей. При выполнении рекомендаций завода-изготовителя по эксплуатации мотора, надлежащем уходе за техникой ресурс пробега оснащённого 406-м мотором автомобиля может достигать 300 и более тыс. км.

С какими поломками ДВС 406 вы сталкивались?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Юрий

    Описание прочел и понял, что этот мотор довольно хороший, так что ремонтировать его не придется регулярно. Но все равно за ним глаз да глаз нужен, но как и для любого другого мотора.

    Ответить