В качестве силового агрегата на автомобилях Горьковского автозавода уже почти 3 десятка лет применяется бензодвигатель ЗМЗ 406 Заволжского моторного завода. У мотора 2 варианта исполнения: с карбюраторной системой питания топливом и впрыском горючего с помощью форсунок – инжекторов. Спрос на двигатель не угасает и в настоящее время благодаря простой конструкции движка, его техническим характеристикам, ремонтопригодности и возможности продолжать форсирование бензомотора.
- Об истории двигателя ЗМЗ 406
- На какие автомобили ставился двигатель ЗМЗ 406
- Технические характеристики ДВС ЗМЗ 406
- Конструкция и особенности устройства
- Блок цилиндров
- Кривошипно-шатунный механизм
- Система смазки
- Система охлаждения
- Система подачи топлива
- Модификации мотора ЗМЗ 406 (инжектор, карбюратор)
- Различия в карбюраторных и инжекторных ЗМЗ 406
- Неисправности и ремонт двигателя
- Обслуживание
- Варианты тюнинга
- Стоимость двигателя
Об истории двигателя ЗМЗ 406
Четыреста шестой мотор разрабатывался на замену движков 402-й серии специально для установки на планировавшийся как правительственное авто ГАЗ 3105 Волга. Конструкция создавалась с чистого листа при оглядке на конструктив шведского двигателя с автомобиля SAAB-9000.

Хронология событий:
- вторая половина 80-х годов прошлого века – начало первых разработок;
- 1992 г. – изготовление опытных образцов;
- 1996 – мелкое серийное производство, 1997 – массовый выпуск, постановка 406-го на главный конвейер.
В конструкции мотора применены передовые для того времени схемы, технические решения: попарное устройство впускных и выпускных клапанов – на 4-цилиндровом двигателе 16-клапанный механизм. Появились электроника в системах зажигания и впрыска топлива, гидротолкатели для автоматической регулировки зазоров в клапанах. Другое новшество – 2-х вальный газораспределительный механизм (ГРМ) верхнего расположения.
Первые 10 лет выпускалась версия ЗМЗ-406 с карбюратором, позже её вытеснила инжекторная модель.

На какие автомобили ставился двигатель ЗМЗ 406
Вначале планировалось ставить 406-й мотор не только на машины Горьковского автозавода, но и легковушки ВАЗа, АЗЛК, однако планы не сбылись: основным потребителем был и остался ГАЗ. Комплектовались силовым агрегатом с движком ЗМЗ 406 следующие автомобили:
- Легковая Волга. В период 1997-2008 г.г. – модели ГАЗ 3102, 31029, 31054 (Люкс), до 2005 года – 3110. На версию авто Volga 31105 четыреста шестой мотор ставили с 2003 по 2005 г.г.
- Малотоннажные ГАЗели: бортовые грузовики, фургоны, микроавтобусы. Период установки – 1997-2006 годы, модели машин: 3302, 33023 Фермер, 2705, 3221, 32213, 322132. Спецмашина – «Скорая помощь» ГАЗ 32214.
- Полноприводный Соболь. Грузовой или грузопассажирский фургон ГАЗ-2752 комплектовали 406-м двигателем с 1998 по 2006 г.
Как исключение из правила, четыреста шестой бензомотор ставили на микроавтобусы СемАР 3234 производства одноимённой компании из г. Семенов Нижегородской области, начиная с 1995 г.
Технические характеристики ДВС ЗМЗ 406
Данный двигатель имеет рядную компоновку 4-х цилиндров, продольно располагается под капотом автомобиля. Параметры 406-го мотора – в таблице.
Показатели | Значения |
Объём двигателя | 2,3 дм³ |
Система питания | Карбюратор/инжектор |
Число клапанов | 16 |
Диаметр/ход поршня | 92/86 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 8/9.3 |
Мощность | 100; 110; 145 л. с. |
Момент вращения коленвала | 177-201 Нм |
Минимальные обороты коленчатого вала в минуту | 750-800 |
Экологичность | Евро от 0 до 3 |
Потребляемый бензин | АИ-80 (ранее – АИ-76), АИ-92 |
Расход топлива на 100 км: город/трасса/в смешанном цикле (Волга ГАЗ 31105 с механической КПП) | 13,5/8,8/11,0 л |
Потребление масла на 1000 км | <100 г или 0,3% от горючего |
Вес двигателя (сухого со сцеплением, электрооборудованием) |
185-192 кг |
Привод ГРМ – цепной, есть гидрокомпенсаторы. Турбонаддув, фазорегулятор не предусмотрены.
Заявленный заводом ресурс работы 406-го двигателя до капитального ремонта – 150 тыс. км. На практике движок ходит до капиталки 200 и более тысяч.

Конструкция и особенности устройства
Управляется двигатель ЗМЗ 406 с помощью микропроцессора, которому посредством находящихся в ДВС датчиков подконтрольны системы впрыска топлива и зажигания топливовоздушной смеси. Искра инициируется двумя установленными на крышке ГБЦ (головки блока цилиндров) катушками, импульс передаётся по высоковольтным проводам к электродам свечей зажигания. Более подробно об устройстве и особенностях механической части двигателей ЗМЗ 406 инжектор и карбюраторных, их системах смазки, охлаждения и подачи топлива – в подразделах.
Блок цилиндров
Материал остова ЗМЗовского бензомотора – чугун. Внутри литой болванки расточены цилиндры, вставка гильз в проточки не предусмотрена, что существенно повышает жесткость конструкции мотора. Другие особенности блока цилиндров:
- имеется запас толщины стенок цилиндров остова для возможности сделать расточку под последующие 3 капитальных ремонта: межцилиндровое расстояние – 106 мм при диаметре отверстий 92 мм;
- в нижней части остова находятся 5 опор под подшипники скольжения для установки в них коленчатого вала;
- высота блока от оси коленвала до верхней плоскости – 299 мм;
- сверху на остов мотора устанавливается ГБЦ.

Головка – алюминиевая, двухвальная: кулачковые распределительные валы ГРМ ставят отдельно для впускных и выпускных клапанов. Коллекторы впуска и выпуска располагаются по обе стороны ГБЦ.
В конструкции уменьшена длина хода поршня (86 мм при Ø92), что позволило увеличить степень сжатия до 9,3 с одновременным ростом КПД двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм
Состоит как из неподвижных частей – блока цилиндров с подшипниками, ГБЦ, так и подвижных элементов: коленчатый вал с маховиком, шатуны, поршневая группа деталей. Весь кривошипно-шатунный механизм (КШМ) находится внутри блока цилиндров и характеризуется такими данными:
Энергия от сгорания топлива, преобразованная с помощью КШМ в крутящий момент на коленвалу двигателя, через сцепление передаётся от маховика первичному валу коробки передач.
Система смазки
Смазывающая гидросистема комбинированная. Под напором от насоса масло подаётся по внутренним каналам в блоке, ГБЦ, коленвале к втулкам и подшипникам механизмов, поршневым пальцам, гидротолкателям, а остальные точки смазываются разбрызгиванием.

Состав системы смазки ЗМЗ 406 инжекторного и карбюраторного одинаковый:
- Масляный картер и гидросеть из протоков и оборудования. Вместимость смазывающей жидкости, включая полнопоточный фильтр – 6 л.
- Односекционный насос – шестерёнчатый, с редукционным клапаном, маслоприёмником. В действие приводится от промежуточного вала ГРМ с цепной передачей.
- Указатель уровня масла в поддоне катера. Представляет собой вставляемый в отверстие блока цилиндров металлический стержень с метками: «П» – верхний, «О» – нижний уровни. Нормативное количество масла – вблизи, но не выше отметки П.
- Радиатор охлаждения масляный – имеется не на всех моделях линейки.
Зимой в моторы ЗМЗ 406 рекомендуется заливать синтетику, летом – полусинтетику вязкостью по SAE 5W-30(40), 10W30(40), 15W-40, 20W-40.

Присутствие в конструкции ДВС гидрокомпенсаторов обязывает водителя применять только качественные масла.
Система охлаждения
Охлаждающая гидросистема работает в замкнутом цикле с принудительной циркуляцией жидкости по малому контуру, а по достижении нужного нагрева – по большому кругу, включающему теплообменный радиатор мотора. Тосол или иной антифриз прокачивается через водяную рубашку блока цилиндров, ГБЦ, теплообменник с помощью водяной помпы. Особенности системы охлаждения ЗМЗ 406:
- переключение с малого контура при прогревании ДВС на большой охлаждающий круг производится с помощью клапана термостатом TC 107-01;
- помпа установлена в передней части блока цилиндров, оснащена многоручьевым шкивом для поликлиновой ремённой передачи усилия вращения от коленвала;
- в гидросхему включён отопитель салона, объём тосола в системе ~ 10 л;
- вентилятор радиатора запускается в работу по необходимости от датчика ТМ-108 92-87.

Диапазон рабочих температур двигателя в большом контуре – 92º…99ºС. По малому кругу тосол циркулирует до 90ºС.
Система подачи топлива
Двигатель ЗМЗ 406 изначально комплектовался микропроцессорным электронным зажиганием, но топливная система на ГАЗелях 1996 года оставалась с карбюраторным впрыском. С завода устанавливался карбюратор модели К151Д, позже система подачи топлива в 406-м моторе применялась только инжекторная. Карбюраторные модели ДВС находятся в эксплуатации и сегодня: отличаются простотой устройства, надёжностью, возможностью самостоятельно отремонтировать движок.

Топливное оборудование за пределами мотора стандартное – бензобак, топливопроводы, фильтры. Инжекторная подача топлива включает такие устройства:
- впускной коллектор с ресивером и дросселем с тросовым приводом;
- индивидуальные форсунки по 1 на цилиндр, управление впрыском – электронное;
- электробензонасос, регулятор давления топлива обеспечивают нужное давление в распылителях.
Разрежение в ресивере может изменяться, но напор на форсунках поддерживается на уровне 3 кг/см².
Модификации мотора ЗМЗ 406 (инжектор, карбюратор)
Версии двигателя отличаются системой питания топливом, камерами сгорания, иными важными показателями. Модификации ЗМЗ 406 с техническими характеристиками – в таблице.
Обозначение модели | Мощность, л. с. | Момент вращения, Нм | Вес, кг | Примечания |
4062.10i (инжектор) | 145 | 201 | 187 | Сжатие – 9,3 |
40621.10i | −”− | −”− | −”− | Евро 2 |
4063.10 карбюратор | 110 | 186 | 185 | Сжатие – 8 |
4061.10 | 100 | 177 | 185 | −”− |
Инжекторные модели приспособлены под потребление бензина АИ-92, карбюраторные – под снятый с производства АИ-76 или современный АИ-80. Часть деталей моторов взаимозаменяемы, за исключением поршней и ГБЦ. На базе 406-го мотора созданы современные линейки бензомоторов 405-й, 409-й серий, автодизель под индексом 514.

Двигатели ЗМЗ 406 всех модификаций выпускаются в различной комплектации: для автомобилей рядового исполнения и повышенной комфортности. Моторы могут быть с оснащением шкивом под 2 поликлиновых ремня для авто с кондиционером, гидроусилителем руля, а также кронштейном ГУР, бензопроводом под быстросъёмные соединения.
Различия в карбюраторных и инжекторных ЗМЗ 406
Карбюраторному ДВС характерны следующие особенности: внутри корпуса приготавливается топливовоздушная смесь, которая за счёт разрежения во впускном тракте засасывается в цилиндры: впрыск горючего нерегулируемый. Топливный прибор не подключен к электронике, не оснащён датчиками управления. Бензин сжигается в количестве, определяемом оборотами двигателя, что нерационально.
Мотор 406 с инжектором вместо карбюратора оснащается электромагнитными форсунками, которыми управляет микропроцессор посредством расположенных в разных частях мотора датчиков. Количество впрыскиваемого в камеры сгорания бензина регулируется процессором с учётом не только числа оборотов коленвала, но и других факторов, что приводит к сокращению расхода топлива.
Другие отличия. Ручное управление дроссельной заслонкой из кабины машины с карбюратором, разная конструкция поршней и ГБЦ. Возможность регулировать угол опережения зажигания в инжекторной версии, что уменьшило вероятность детонации топлива, повысило надёжность в сравнении с карбюраторным мотором.

Неисправности и ремонт двигателя
Неполадки с любым мотором случаются по разным причинам, важно своевременно устранять сбои в работе силовой установки, чтобы не допустить большей поломки. Частые неисправности и способы восстановить работоспособность ЗМЗ 406 – в таблице.
Признаки | Ремонт |
Мотор не запускается | Проверить исправность свечей, катушек зажигания, дефектные – заменить
Если нет подачи топлива, удостовериться в работоспособности топливного насоса, прочистить форсунки |
Провалы тяги, неустойчивые обороты холостого хода | Причина – в отслуживших свой срок катушках зажигания, их следует обновить
Сбой в работе микропроцессора – исправить |
Перегрев мотора | Не допускать падения уровня масла, антифриза в гидросистемах ниже средней отметки, следить за чистотой радиатора. Заменить термостат, если обозначенные показатели в норме |
Неполадки в работе двигателя возникают также по причинам неисправных датчиков, а после пробега автомобилем 50 тыс. км начинают стучать гидрокомпенсаторы, требующие замены.
Обслуживание
Поддержание мотора в исправном состоянии осуществляется водителем перед каждым выездом со стоянки осмотром двигателя в целом, проверкой и доливкой уровней расходных жидкостей в системах смазки, охлаждения.
Более углублённо производится диагностика неполадок в силовом агрегате при регулярных технических обслуживаниях, проводимых через определённое количество пройденных машиной километров:
- 2,5-3 тыс. км – замена моторного масла заводской заливки после обкатки нового или откапиталенного двигателя;
- 10±2 тыс. км – интервал последующих обновлений автомасла, масляного фильтра и воздушного;
- 30 тыс. км или через 2 года эксплуатации – заменять антифриз, свечи зажигания;
- 50 тыс. км – время обновления катушек зажигания, высоковольтных проводов, топливного фильтра, ремня генератора, прокладки клапанной крышки;
- 70 тыс. км – периодичность замены гидрокомпенсаторов, причем одновременно всех, полным комплектом.
Ресурс цепи в приводе ГРМ рассчитан на пробег 100 тыс. км, но проверять состояние цепной передачи следует через 30-50 тысяч, а заменять приводной узел – после наезда нормативных 100000 км.

Варианты тюнинга
Целей усовершенствования заводской конструкции 406-го мотора ЗМЗ – две: повысить мощность или снизить расход топлива, а ещё лучше, если достичь двойного результата. В отношении карбюраторной версии двигателя применяют замену штатного карбюратора К151Д более прогрессивным прибором марки Солекс или переход на инжекторную схему подачи топлива. Способы улучшить у двигателя ЗМЗ 406 характеристики такие:
Ставить турбонаддув на моторы ЗМЗ 406 для малотоннажных грузовиков, микроавтобусов нецелесообразно из-за увеличения расхода топлива, но такой способ тюнинга также возможен. Потенциал повышения мощности – 200-250 л. с.
Стоимость двигателя
Серийно ЗМЗ 406 уже не выпускается, но объявлений в интернете о продаже моторов как с карбюратором, так и с инжектором достаточно много. Цены зависят от состояния двигателя, его комплектации, региона продажи:
- снятые при ремонте авто бензомоторы в зависимости от пробега могут стоить от 25-30 тысяч без навесного оборудования до 40-50 с полной навеской;
- моторы после капремонта продаются за 60-100 тыс. руб.;
- новые двигатели в заводской комплектации, собранные из запчастей предлагаются с документами, гарантийными обязательствами по цене от 120 до 220 тысяч.

Главные достоинства бензомоторов ЗМЗ 406 – надёжность, высокий КПД, возможность обслуживания ДВС своими силами, доступность и умеренная цена запчастей. При выполнении рекомендаций завода-изготовителя по эксплуатации мотора, надлежащем уходе за техникой ресурс пробега оснащённого 406-м мотором автомобиля может достигать 300 и более тыс. км.
С какими поломками ДВС 406 вы сталкивались?
Описание прочел и понял, что этот мотор довольно хороший, так что ремонтировать его не придется регулярно. Но все равно за ним глаз да глаз нужен, но как и для любого другого мотора.