Двигатель ЯМЗ-236 (14 фото): технические характеристики со схемой, модификации дизельного устройства, мощность, масса и вес в сборке без коробки, мощность, расход топлива, возможные неисправности

Моторы ЯМЗ

В 1950 годах шла массовая дизелизация транспорта. Новые машины, сходящие с конвейеров, оснащались дизельными двигателями ЯАЗ. Однако, они уже значительно устарели к тому времени и нуждались в замене на новые модели. В новых моделях государство хотело воплотить всё лучшее.

Поэтому на плечи конструктора и учёного Георгия Дмитириевича Чернышова легла непростая задача. С одной стороны, ему было необходимо создать более мощный агрегат, который бы мог превзойти и заменить собой устаревающие на тот момент двигатели ЯАЗ. С другой — оптимизировать новую модель так, чтобы её производство было гораздо экономичнее. Кроме того, государство нуждалось в универсальном двигателе, который можно было использовать на автомобилях, так и поставить на трактор или другой транспорт, в зависимости от нужд.

Так, в 1958-м году на Ярославском моторном заводе выпустили новый универсальный двигатель ЯМЗ-236. Он был представлен в виде 6-цилиндровой версии с увеличенным, по сравнению со старыми моделями, диаметром цилиндров. Новая модель получила довольно высокую степень унификации.

В дальнейшем этот двигатель продемонстрировал высокие удельные показатели и оказался невероятно практичным в применении. А большой потенциал модификации, расширивший диапазон мощности до 270 л.с., сделал ЯМЗ-236 востребованным и на сегодняшний день.

На какие авто устанавливался

Благодаря своей универсальности мотор ЯМЗ-236 присутствовал на многих автомобилях, автобусах, военной и промышленной технике того времени. В основном, двигатели ЯМЗ устанавливались на машины тяжёлой техники.

Двигателем ЯМЗ-236 оснащаются грузовики, автобусы, а также другие виды техники
Двигателем ЯМЗ-236 оснащаются грузовики, автобусы, а также другие виды техники

Большая мощность агрегата позволяла использовать его в тракторах, комбайнах, специализированных машинах и даже оборудовать им речной транспорт.

Ниже представлен список устройств, на которых был установлен ЯМЗ-236:

  • ЗИЛ модели 4331, 5343, 4526, 5417, 6309и 6409.
  • ЛАЗ модели 42078, А1414, 5207, 5252 и 52565.
  • Неман-5201.
  • ВЭКС модели 30L и 20К.
  • МАЗ модели 104, 4219, 5256, 5277, 5336, 5337, 5432, 5433, 5434, 5440, 5516, 5551, 5554 и 6303.
  • МЗКТ-8022.
  • Урал-3255, 4320, 4420 и 5557.
  • БЗКТ-8027.
  • КрАЗ-6505 и 6510.
  • ЭО-33211, 4225 и 5119.
  • Каток Раскат ДУ-84, 85 и 101.
  • ДЗ-122Б.
  • ТВЭКС ЕТ-25-80.
  • ВПМ МЛ-119А.
  • ХТЗ-181, 17221, 17222, Т-150 и ТС-10.
  • РТМ-160.
  • ОрТЗ-150.
  • ГС-14.02 и 18.05.
  • Енисей-950, 954, 957, 959, 1200и 860.
  • КС-65.
  • ЧЕТРА Т9, Т-11.01, ТГ-121, ТМ-120.
  • КС-4372, 5871.
  • В138.
  • Э30.
  • ДУ-84, 85, 101.
  • ДЗ-122.
  • Кранэкс ЕК 270.
  • ЕТ26.
  • ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2.
  • АД60.
  • Волжанин 5270.
  • ЛиАЗ-5256.
  • Вектор.
  • ЧТЗ Б10М, Т10М, Т-12 и ПК-1.
  • БКК-1.
  • ACROS 530.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236

Длина 102 см
Длина с коробкой передач и сцеплением 108 см
Ширина 100,6 см
Высота 119,5 см
Вес двигателя ЯМЗ-236 (без заправки горючим) 890 кг
Рабочий объём камеры сгорания 11, 5 литров
Максимальный крутящий момент До 1275 Н-м при 1500 об/мин.
Диаметр цилиндра 13 см
Ход поршня 14 см
Степень сжатия 17,5
Материал блока цилиндров Чугунный
Конфигурация V-образный
Число цилиндров 6
Ресурс двигателя по данным завода 8000+ часов

Основные элементы двигателя ямз 236

Рассмотрим особенности конструкции двигателя ЯМЗ 236, обратив внимание на отдельные элементы.

Блок цилиндров, картер

Основная часть корпуса двигателя представляет собой неразъемный блок, выполненный с применением цельнолитой объемной отливки. Материалом для картера служил легкоплавкий (перлитный) низколегированный чугун. Для устранения последствий термических напряжений применялась методика «искусственного старения» детали. В дальнейшем такая обработка поможет сохранить форму детали на протяжении всего срока службы.

Читайте также: элементы и принцип работы двигателя ВАЗ 2115

Устройство блока цилиндров и картера ЯМЗ-236
Устройство блока цилиндров и картера двигателя ЯМЗ-236

При изготовлении блока учитывают особенность посадки шатунов. Для этого один ряд из цилиндров намеренно сдвинут вперёд на 3,5 см по сравнению со вторым. Из-за смещения детали комфортно садятся на шейку коленчатого вала.

Читайте также: характеристики дизельной Нивы

Гильзы цилиндров устанавливаются в специальные блочные выточки с толстыми стенками. Их центрирование проводится с ориентировкой по концентрическим отверстиям, расположенным на верхушке и в нижней части картер-блока. Канавки на плитах блока предназначаются для буртика гильз. Рядом с ними также имеются дополнительные отверстия, необходимые для соосности.

Читайте также: элементы мотора ВАЗ 4132

Головка цилиндров

Поверхность головки цилиндра представляет собой деталь, выполненную методом цельного литья из чугуна. Её крепление к блоку обеспечивается с помощью шпилек из хром-никель стали, предварительно термически закалённых. Головка снабжена собственной рубашкой, наполненной водой, которая имеет соединение с общей рубашкой остального блока. Такой подход позволяет стабильнее отводить тепло и не допускать перегрева механизма.

В качестве прокладки, устанавливаемой на место стыковки картер-блока с цилиндрами, ставится единый для трёх головок блок. Для надёжной изоляции используется сэндвич-прокладка из листовой стали или меди. Внутренность головки представляет собой систему из коромысел и толкателей, клапанов, пружин, креплений и форсунок.

Устройство головки цилиндров в двигателе ЯМЗ-236
Устройство головки цилиндров в двигателе ЯМЗ-236

После установки седла в гнездо клапана оно запрессовывается под давлением. Материалом для самих гнёзд выступает специализированный жаропрочный чугунный сплав.

Коленчатый вал

Материалом изготовления коленвала мотора был назначен сплав стали марки «50Г». Он штампуется горячим методом, после чего производится дополнительная закалка. Ей подвергаются три отходящие шейки, по которым пропускают высокочастотные токи, вызывая нагрев. Внутренние полости шеек на поверхности коленвала необходимы для обеспечения центробежной очистки для попадающего в них масла.

Хвостовик уплотняется с помощью специальных сальников, изготавливаемых из армированной резины и являющихся самоподжимными. Они же используются для уплотнения носка коленвала. Ось коленчатого вала фиксируется полукольцами, отлитыми из бронзы. Их устанавливают в выточках задней опоры. Всего таких отверстий проделывается 4. Установка и дальнейшая регулировка коленвала происходит вместе с противовесами. Они находятся на щеках устройства.

Устройство коленчатого вала двигателя ЯМЗ-236
Устройство коленчатого вала двигателя ЯМЗ-236

Маховик

Основным материалом маховика выступает цельная серочугунная деталь. Она крепится к коленчатому валу с торцевой части. Для крепления используют болты, оборудованные защитой от непроизвольного проворачивания. Деталь опоясана стальным венцом с зубьями, предназначенными для заведения двигателя от стартера. На месте венец удерживают 12 креплений с застопоренными шайбами.

Проворачивается коленвал во время регулировки двигателя через 12 отверстий, расположенных по радиусу. Они также обеспечивают корректную работу системы, уравновешивающей двигатель путём создания дисбаланса.

Устройство маховика двигателя ЯМЗ-236
Устройство маховика двигателя ЯМЗ-236

Шатун

Шатун на двигателях ЯМЗ-236 изготавливается из кованой стали «40Х». Имеет сечение в виде буквы Н (двутавр) и нижний головной косой соединитель. Угол наклона, под которым он установлен равен 55 °. Втулку для головки шатуна изготавливают из стали-бронзы, в диаметре она составляет 5,6 сантиметров и устанавливается под прессом.

В настоящее время верхняя головка запрессована втулкой 5,6 сантиметров в диаметре, изготовленной из стали-бронзы. Вкладыши головки являются сменными. Материалом для изготовления шатуна выступила легированная хромистая кованая сталь.

Конструкция шатуна двигателя ЯМЗ-236
Конструкция шатуна двигателя ЯМЗ-236

Поршни, поршневые пальцы и кольца

Для изготовления поршней используется эвтектический сплав алюминия с высоким содержанием кремния. Для предотвращения заеданий в процессе работы на поршень наносится тончайший слой олова, толщина которого не превышает 6 мкм.

Поршневые кольца устанавливаются снаружи, в соответствующие канавки на поверхности поршня:

  • в две крайние канавки выше поршневого пальца и внизу юбки размещают малосъёмные кольца;
  • в три канавки устанавливаются компрессионные кольца.
Составные части КШМ
Составные части КШМ

Выход форсунки охлаждения располагается в выемке, находящейся на юбке поршня.

Газораспределительный механизм

Механизм газораспределения двигателя — верхнеклапанный. Кованый распределительный вал изготовлен из углеродистой стали 45 и расположен снизу. Силовой привод в двигателе осуществляется через толкатели, тяги и коромысла. Материалом для их изготовления послужила штампованная сталь. Тип толкателей – качающиеся, снабженные специальным роликом, устанавливающим контакт с кулачками распределительного вала. Клапаны газораспределительного механизма изготовлены из жаропрочной специализированной стали.

Устройство газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ-236
Устройство газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ-236

Система смазки

Для смазки двигателя ЯМЗ-236 используется комбинированная система с «мокрым» поддоном картера. Масло поступает в систему через шестеренчатый насос. Простая конструкция обеспечивает хорошую смазку двигателя в течение всего времени эксплуатации.

Система смазки двигателя ЯМЗ-236
Система смазки двигателя ЯМЗ-236

Система питания и расход топлива

В систему привода двигателя входят: топливный насос высокого давления, муфты вариатора топливных форсунок, топливные форсунки, топливный фильтр и топливный привод. Цилиндры работают в следующем порядке: 1 4 2 5 3 6. В соответствии с ним происходит следующее:

  1. Топливный насос подкачивает дизель.
  2. По трубопроводам топливо поступает к форсункам.
  3. Форсунки впрыскивают часть топлива в полости цилиндров.
  4. Излишек топлива отводится обратно в бак через пропускной клапан и фильтр тонкой очистки.
Устройство топливной системы двигателя ЯМЗ-236
Устройство топливной системы двигателя ЯМЗ-236

Модификации двигателя ЯМЗ 236 и сферы их применения

Экологический класс модификация применение
Евро 0 ——- «Урал 43206», электростанции, генераторы, экскаваторы, станции сжатия газа, корабельные агрегаты, краны стрелового типа.
Евро 1 Повышена пропускная способность топливной системы, жидкостно-маслянный теплообменник, обновлены водяной и масленный насосы. Техника и автобусы МАЗ (630303, 543203 и др), Комбайны «Вектор», «Енисей 860» и ACROS 53, бульдозер и гусеничный трактор ВТ-150Я, «Волжанин», ЛАЗ, ЛиАЗ.
Евро 2 Обновлены ТНВД и фильтр грубой очистки. Производительность топливной системы была значительно увеличена. Коленчатый вал, головки блока цилиндров, вкладыши и шатуны также были модифицированы. Техника МАЗ и Урал: грузовики, буксиры, рамы, транспортировщики, пассажирский транспорт.
Евро 3 Введена электронная система управления ТНВД, которая повысила точность дозировки топлива, уменьшен вес поршней. Техника Урал.
Евро 4 Переход на полностью электронное управление топливной системой Common Rail. Техника Урал.

Двигатели ЯМЗ-236 турбо улучшены, в основном, до стандартов Евро 2. Их расширенный силовой диапазон, достигаемый за счёт турбонаддува, значительно расширяет их силовой диапазон, позволяя использовать их на строительной технике. Наименее мощные из этой линейки устанавливаются на бульдозеры. Турбо-двигатели ЯМЗ-236 активно используются на тракторах, комбайнах, автобусах, автомобилях и даже устанавливаются на грузовой транспорт.

Сильные стороны мотора

В своё время двигатели ЯМЗ-236 считались лучшими из современных аналогов. Это достигалось благодаря следующим параметрам:

  • Универсальность. Этот сильный двигатель делался с расчётом на возможность использовать его на многих видах авто и машин. Его можно было поставить как на общественный транспорт или промышленную технику, так и на военные бронетранспортёры.
  • Надёжность. ЯМЗ-236 неприхотлив в обслуживании. Кроме того, многие из его деталей являются унифицированными, а значит, его обслуживание оказывается достаточно лёгким и доступным.
  • Простота. Отсутствие (в старых моделях) или малое количество управляющей электроники позволяют без особого труда производить ремонт двигателя в полевых условиях. Благодаря его несложному устройству большинство поломок опытный водитель мог устранить самостоятельно.
  • Живучесть. Этот фактор вытекает из всех перечисленных выше. Двигатель и сам по себе обладает большим ресурсом, однако большая распространённость деталей, достаточно низкая цена, по сравнению с импортируемыми аналогами, а также доступные обслуживание и ремонт значительно продлевают срок службы.
Двигатель отличается высокой мощностью, надежностью, легким ремонтом и простым техническим обслуживанием
Двигатель отличается высокой мощностью, надежностью, легким ремонтом и простым техническим обслуживанием

Проблемы и ремонт ЯМЗ 236: возможные неисправности

Одними из самых частых проблем становятся трещины в головке блока цилиндров (ГБЦ). Как правило, трещины образуются на межклапанной перемычке. От небольших повреждений можно легко избавиться самостоятельно — достаточно нанести небольшой слой металла поверх. Также существует немало фирм и компаний, которые занимаются восстановлением целостности головки ГБЦ.

Среди прочих проблем ЯМЗ-236 встречается:

  1. Перегрев. Высокая температура устройства зачастую связана с загрязнениями радиатора. Проблема также может крыться в неисправных термостатах или помпе. На повышение температуры могут также влиять состояние прокладки ГБЦ, головок и трещины. В этом случае исправляется проблема ремонтом составляющих или их заменой.
  2. Стук двигателя. В большинстве случаев это значит, что детали отошли, образовав большие зазоры, и трутся друг о друга. Если это действительно так, то дальнейшая работа будет гораздо быстрее изнашивать двигатель. Чтобы этого не допустить, рекомендуется как можно скорее вскрыть его и определить причину шума. В первую очередь стоит проверить форсунки, насос, вкладыши, кольца, зажигание и клапаны.

Внимание также стоит уделить системам смазки и охлаждения. В некоторых случаях стук может возникать из-за того, что моторное масло потеряло свои свойства и нуждается в замене. Для мотора ЯМЗ-236 рекомендуется проводить замену масла через каждые 9 000 километров пробега.

Замену масла в двигателе рекомендуется осуществлять через каждые 9 тыс. км пробега
Замену масла в двигателе рекомендуется осуществлять через каждые 9 тыс. км пробега
  1. Появление дыма из двигателя. В первую очередь необходимо обратить внимание на цвет дыма.
    • Чёрный. Скорее всего, проблема в переобогащении рабочей смеси, впрыскиваемой ТНВД. Необходимо убавить топливо при помощи нижнего винта мощности.
    • Белый. Такой дым образуется при попадании воды или охлаждающей жидкости на нагретые элементы. Причиной становятся глубокие трещины ГБЦ или изношенная прокладка.
    • Синий. Говорит о чрезмерном сгорании масла в двигателе. Проблема часто связана с износом деталей двигателя: сальников клапанов, поршневых колец, внутренней поверхности цилиндров, компрессора. Иногда причиной появления дыма становится неподходящее масло. В таком случае дымность прекращается после замены масла.
По цвету выхлопных газов можно понять, если ли проблемы с силовым агрегатом и какого они рода
По цвету выхлопных газов можно понять, если ли проблемы с силовым агрегатом и какого они рода
  1. Двигатель начал троить. Если двигатель начал функционировать с перебоем, стали работать только три цилиндра из четырёх, стоит проверить достаточно ли топлива в системе и обратить внимание на исправность топливного насоса низкого давления, состояние топливных фильтров, форсунок и трубок.
  2. Проблемы с оборотами двигателя. Главной причиной являются неисправности в топливной системе. Для начала необходимо проверить насос, форсунки, состояние фильтров и трубок, оценить систему зажигания на предмет неисправностей. Если на холостом ходу обороты двигателя начинают бесконтрольно замедляться и ускоряться, стоит обратить внимание на то, как отрегулирован топливный насос высокого давления. Его работу можно настроить с помощью винта на задней части.

Ещё одной причиной перебоев в работе двигателя может быть воздух, попавший в топливную систему. В таком случае его необходимо будет стравить. Для этого необходимо поднять ёмкость с топливом выше топливного насоса, снять шланг, отсосать топливо, надеть шланг на штуцер насоса и затянуть хомутом. В этот момент нужно открыть болт сливной магистрали, чтобы из неё вышел воздух.

  1. Глохнет двигатель. Возможная причина кроется в попадании воздуха внутрь топливной системы. О том, как стравить воздух из двигателя рассказывает сноска выше. Также причинами заглохшего двигателя могут стать повреждения насоса, фильтров или случайно попавший в бак мусор, удалить который не составляет особого труда.

Стоимость дизельного устройства

Цена на новые заводские модели двигателя ЯМЗ-236 начинается от 371 тыс рублей. Можно найти и значительно дешевле среди подержанных моторов или агрегатов после капитального ремонта. Однако, гарантия на последние редко превышает 6 месяцев.

За более чем 50 лет своего существования двигатели ЯМЗ-236 показали свои надёжность и высокое качество. Основные правки, внесённые в двигатель за этот период, в основном, казались оптимизации работы системы подкачки топлива. Отчасти благодаря им моторы ЯМЗ-236 остаются востребованными на рынке и на сегодняшний день.

С какими неполадками двигателя ЯМЗ 236 вы сталкивались?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Павел

    Универсальность этого мотора испытал на своей машине. Хороший, тянет хорошо, живучий, ремонтопригоден и не волнует практически ничем. Иногда стучит, но ремонт решает все быстро.

    Ответить
  2. Виктор

    Приходилось работать на самосвалах с такими двигателями и базой. Из сильных сторон можно отметить мощность и надежность. Из слабых – повышенный расход топлива, часть которого не сгорает и сильно дымит.

    Ответить