Двигатель ЯМЗ 536 (21 фото): технические характеристики, описание, расход топлива, объем масла ДВС, обслуживание, отзывы

Моторы ЯМЗ

ЯМЗ-536 – двигатель, производимый Ярославским моторным заводом, который используется для тяжелых грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники. Этот мотор отличается высокой мощностью и крутящим моментом, надежностью и долговечностью, рассчитан на эксплуатацию в условиях тяжелой нагрузки и больших пробегов. Благодаря этим качествам ЯМЗ 536 задействован в различных отраслях промышленности, включая автопромышленность, сельское хозяйство, судостроение и машиностроение.

Об истории модели ЯМЗ 536

История создания модели началась еще в 1970-х годах, когда на ЯМЗ разрабатывалась линейка дизельных ЯМЗ-236. Еще через 20 лет, в 1990-х годах, из-за ужесточения экологических требований было принято решение о модернизации линейки ЯМЗ-236 и создании новой модели с меньшим уровнем выбросов.

В результате проведенных исследований и разработок был создан ЯМЗ-536 с модернизированным дизайном и улучшенными характеристиками. Новая модель оснащалась электронным управлением и системой впрыска топлива Common Rail, что повышало экономичность и работоспособность.

Двигатели «ЯMЗ-5М6» не уступают современным зарубежным аналогам по показателям экономичности, шумности и экологичности
Двигатели «ЯMЗ-536» не уступают зарубежным аналогам по показателям экономичности, шумности и экологичности

Модели двигателя ЯМЗ 536

ЯМЗ-536 и некоторые его модификации (дизельный Евро 4, газовый CNG, соответствующий правилам 96-02 и дизельный Евро 5) имеют своеобразные особенности и характеристики, которые делают их популярными на рынке коммерческой техники. Каждая из этих моделей подходит для определенных условий эксплуатации и задач, а выбор варианта зависит от требований и потребностей пользователя.

ЯМЗ-536 дизельный Евро 4

Двигатель внутреннего сгорания с четырехтактным циклом, работающий на дизельном топливе. Модель отвечает стандарту Евро-4, то есть удовлетворяет требованиям экологической безопасности, установленным в Европейском союзе.

ЯМЗ-536 дизельный Евро 4 соотсвествует требованиям экологической безопасности, установленным в ЕС
Дизельный двигатель ЯМЗ-536 Евро 4 соответствует требованиям экологической безопасности, установленным в ЕС

В частности, этот мотор обладает пониженным уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу, таких как оксиды азота и углеводороды.

ЯМЗ-536 CNG газовый

ЯМЗ 536 CNG – это газовый двигатель, который работает на сжатом природном газе (CNG – Compressed Natural Gas). Преимущество моторов CNG – экологическая чистота, экономическая эффективность и возможность использования в городах с высоким загрязнением воздуха.

Благодаря использованию газового топлива, выбросы вредоносных веществ снижаются на 20-30% по сравнению с дизельными двигателями. Кроме того, ресурс мотора при использовании CNG увеличивается – работа воспроизводится без осаждения сажи, что увеличивает сервисный интервал до 50 тысяч км.

ЯМЗ 536 CNG - газовая модель двигателя, отличающаяся экологической чистотой и экономичностью
ЯМЗ 536 CNG – газовая модель двигателя, отличающаяся экологической чистотой и экономичностью

ЯМЗ-536 правила 96-02

ЯМЗ-536 выпускался по правилам 96-02 и предназначен для использования в различных типах транспорта, включая грузовики, тракторы и другие тяжелые машины.

Соответствует экологическим нормам Евро-2, а также имеет несложную конструкцию, что облегчает ремонт и техническое обслуживание. Кроме того, двигатель отличается крайне высокой надежностью и длительным сроком эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ-536 завоевал популярность среди автолюбителей, благодаря несложной конструкции и высокой надежности
ЯМЗ-536, сконструированный по правилам 96-02, завоевал популярность благодаря несложной конструкции и высокой надежности

ЯМЗ-536 дизельный Евро-5

Двигатель ЯМЗ 536 дизельный Евро-5 – мощный и прочный агрегат, который также находит применение в различных автомобилях и спецтехнике. Конструкция мотора включает в себя такие современные технологии, как магнитный датчик оборотов коленчатого вала, пьезокерамические форсунки и диагностика OBD-2.

Механизм отвечает всем требованиям Евро-5 по экологической безопасности, обладает низким уровнем выбросов вредоносных веществ, легко запускается при любых температурах и условиях, что в разы упрощает работу водителя и позволяет выполнять задачи более эффективно. Благодаря этому мотор получил высокие оценки экспертов и стал весьма популярным среди производителей автомобилей и спецтехники.

Дизельный двигатель ЯМЗ-536 отвечает всем требованиям Евро-5 по экологической безопасности
Дизельный двигатель ЯМЗ-536 отвечает всем требованиям Евро-5 по экологической безопасности

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 536 и его модификаций

 

Характеристика

ЯМЗ–536 дизельный Евро-4 ЯМЗ–536 CNG газовый ЯМЗ–536 правила 96-02 ЯМЗ–536 дизельный Евро-5
Тип Дизельный Газовый Дизельный Газовый

 

Объем, л 11,15

 

Количество цилиндров 6

 

Мощность, л.с. 240-312 238-306 240-312 300-330
Крутящий момент, Нм 1100-1500 1050-1430 1100-1500 1300-1400
Топливо Дизельное, биодизельное Сжиженный природный газ Дизельное, биодизельное Дизельное, биодизельное
Уровень выбросов Евро-4 Евро-4 Евро-2 Евро-5
Система охлаждения Жидкостное
Система смазки Принудительная

 

Система наддува Турбонаддув
Система впрыска Коммон-Рэйл Рядный Коммон-Рэйл Коммон-Рэйл

Особенности конструкции двигателей ЯМЗ 536

Современные и функциональные конструкции ЯМЗ 536 характеризуются широким спектром особенностей. Это обусловлено, в первую очередь, техническими требованиями к мотору, включая потребности отдельных автомобильных марок, на которых он используется.

Схема расположения узлов двигателя ЯМЗ 536
Схема расположения узлов двигателя ЯМЗ 536

Блок цилиндров ЯМЗ 536 и шестеренный привод агрегатов

Важные компоненты мотора, которые обеспечивают надежную и эффективную работу. Цилиндровый блок изготавливается из качественных материалов, таких как высокопрочный чугун или алюминий. Блок цилиндров состоит из нескольких цилиндров, в которых происходит сгорание топлива.

Шестеренчатый привод включает в себя несколько шестерен, которые передают вращательное движение от коленвала к таким агрегатам, как насосы, генераторы, компрессоры и другие. Шестеренный привод – порука  долговечности работы мотора за счет минимального количества трения и износа деталей.

Устройство блока цилиндров ЯМЗ 536
Устройство блока цилиндров ЯМЗ 536

Цилиндро-поршневая группа

Цилиндро-поршневая группа ЯМЗ 536 состоит из цилиндров, поршней, поршневых колец, шатунов и кривошипно-шатунного механизма.

Поршни изготавливаются из специального легированного чугуна, чтобы сохранить долгую и безопасную работу. Поршневые кольца состоят из нескольких слоев металлических расширений и маслосъемных колец, предотвращают попадание масла в камеру сгорания и создают условия для герметичности цилиндра.

Устройство цилиндро-поршневой группы двигателя ЯМЗ 536
Устройство цилиндро-поршневой группы двигателя ЯМЗ 536

Шатуны выполнены из сплава алюминия и соединены с поршнями с помощью гильз. Кривошипно-шатунный механизм способствует передаче движения от поршня к коленвалу и дальнейшего распространения к коробке передач.

Головки блока цилиндров

Головки цилиндрового блока – детали, которые закрывают верхнюю часть цилиндров и обеспечивают компрессию внутри них. На них установлены клапаны, пружины, поддоны натяжителей, уплотнительные кольца, гидрокомпенсаторы и другие элементы режимы впуска и выпуска газов.

Устройство головки блока цилиндров двигателя
Устройство головки блока цилиндров двигателя

Коленчатый вал

Одна из основных деталей мотора с поршневой системой внутреннего сгорания. Представляет собой металлический цилиндр со сложной формой, который вращается внутри картера.

Главная функция – превращение линейного движения поршня во вращательное движение колеса. Коленвал имеет несколько шатунов, соединяющихся с поршнями. В момент движения поршня вниз шатун передает энергию от поршня на коленвал, который, в свою очередь, начинает вращаться.

Устройство коленчатого вала двигателя ЯМЗ 536
Устройство коленчатого вала двигателя ЯМЗ 536

Кроме того, деталь предназначена для балансировки двигателя и снижения вибрации. Для этого он имеет противовеса, которые компенсируют неравномерное движение поршней и помогают устранить проблемы со стабильностью в работе.

Картер маховика и маховик

Маховик и его картер обеспечивают основательную работу механизма и повышают его долговечность. Картер представляет собой часть корпуса двигателя, которая закрывает маховик снизу. Предназначен для защиты маховика от попадания грязи, пыли и других посторонних предметов, а также для создания герметичности между маховиком и корпусом.

Картер маховика двигателя ЯМЗ 536
Картер маховика двигателя ЯМЗ 536

Устройство маховика
Устройство маховика

Маховик – это устройство, которое регулирует вращающийся вала и позволяет сгладить пульсации вращения мотора. Состоит из металлического диска с выступами на краях, которые входят в зацепление со шпонками коленвала. Маховик имеет большой инерционный момент, что позволяет сохранять постоянную скорость вращения вала даже при изменении нагрузки.

Механизм газораспределения

Мотор ЯМЗ-536 оснащен механизмом газораспределения, который является одной из его особенностей. Этот механизм регулирует подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры, поддерживая оптимальную работу силового агрегата.

Механизм газораспределения включает в себя ряд элементов, таких как распределительный вал, клапан, форсунки и система управления. Распределительный вал устанавливается в центральном блоке и отвечает за управление клапанами, которые открываются и закрываются в определенное время, чтобы позволить топливно-воздушной смеси зайти в цилиндр и выйти из него.

Механизм газораспределения двигателя ЯМЗ 536
Механизм газораспределения двигателя ЯМЗ 536

Клапаны управляются гидравлически, а их открытие и закрытие регулируются аппаратом управления, который оптимизирует процесс сгорания топлива в цилиндрах. Форсунки отвечают за подачу топлива в цилиндр в нужных пропорциях и синхронизируются с клапанами, чтобы предоставить оптимальную смесь топлива и воздуха.

Система смазки и объем масла в двигателе ЯМЗ 536

Представляет собой режим подачи масла под давлением к различным узлам и деталям, где трение движущихся частей как раз таки требует её постоянной подачи. Состоит из масляного насоса, фильтра масла, поддона картера и маслоприемников, расположенных на различных узлах мотора.

Масляный насос отбирает масло из картера и подает его под давлением к маслоприемникам, расположенным на поверхности поршневых колец и шатунных вкладышах. Масло также подается к головкам блока и шатунам через каналы в блоке цилиндров. Фильтр очищает весь объем масла в двигателе от загрязнений и помогает поддерживать работоспособность.

Схема работы системы смазки двигателя ЯМЗ 536
Схема работы системы смазки двигателя ЯМЗ 536

Механизм обеспечивает максимальную эффективность мотора, а также снижает износ и трение подвижных частей.

Система охлаждения

Система охлаждения – не менее важная особенность двигателя ЯМЗ-536. Она состоит из радиатора, водяного насоса, термостата и механизмов регулирования температуры. Режим охлаждения не только предотвращает перегрев, но и создает благоприятную работу мотора при изменении условий эксплуатации.

Устройство системы охлаждения двигателя
Устройство системы охлаждения двигателя

Имеет следующие особенности:

  1. Радиатор имеет большую площадь для эффективного охлаждения жидкости.
  2. Термостат регулирует температуру жидкости. Это способствует достижению оптимальной работы двигателя.
  3. Водяной насос имеет высокую производительность, за счет чего жидкость быстро перемещается жидкость через систему охлаждения.
  4. Устройства регулирования температуры, такие как вентилятор и термостатические клапаны, могут быть автоматическими или ручными.
  5. Режим охлаждения ЯМЗ 536 используется в широком диапазоне условий эксплуатации, от низких температур до высоких температур и экстремальных условий работы.

Система питания топливом и расход двигателя ЯМЗ 536

ЯМЗ 536 двигатель использует структуру питания топливом типа непосредственного впрыска. В режиме питания применяются высокоточные форсунки, которые распыляют топливо под высоким давлением напрямую в цилиндры. Это позволяет получать более полное сгорание топлива и уменьшать выделение критических веществ в выхлопных газах.

Устройство системы питания двигателя ЯМЗ 536
Устройство системы питания двигателя ЯМЗ 536

Кроме того, при помощи непосредственного впрыска топлива удается увеличить мощность и снизить расход топлива при одновременном снижении уровня шума и вибраций.

Система выпуска с функцией рециркуляции отработавших газов и турбонаддув моторов ЯМЗ 536

Система рециркуляции делает возможным уменьшение выбросов неблагоприятных веществ в окружающую среду. Конкретно, такой режим позволяет вернуть часть отработавших газов обратно во впускную панель, где они снова смешиваются с топливом и попадают в цилиндры для повторного сгорания. Это помогает снизить выбросы оксидов азота (NOx).

Турбонаддув – механизм, позволяющий увеличить мощность за счет увеличения количества воздуха, подаваемого в цилиндры. Турбонаддув устанавливается для увеличения мощности при работе мотора в условиях высоких нагрузок (например, при перевозке грузов или передвижения на больших скоростях).

Сочетание системы рециркуляции и турбонаддува в ЯМЗ 536 повышает коэффициент полезного действия работы, снижает всплеск вредных веществ и увеличивает мощность при необходимости.

Электрооборудование

ЯМЗ 536 оснащен различным электрооборудованием, которое обеспечивает его плодотворную работу и контролирует функционирование.

Основные компоненты электрооборудования включают:

  • Стартер – запуск двигателя.
  • Генератор – зарядка аккумулятора и питание электрооборудования.
  • Аккумулятор – снабжение оборудования при выключенном двигателе.
  • Система зажигания – распределение и подача зажигательной искры.
  • Датчики и дисплеи – контроль и мониторинг работы, включающие температуру воздуха, давление масла, обороты мотора и т.д.
  • Электронный блок управления (ЭБУ) – управление работой двигателя и системами, подключенными к нему, включая топливную, воздушную системы и турбонаддув.
  • Электрическая система питания – запуск механизма и питание электронных устройств.
  • Компьютерная диагностика – определение неисправностей в механизмах мотора и трансмиссии.
  • Устройство блокировки стартера – защита от несанкционированного запуска.
Блок управления – устройство, отвечающее за работу двигателя и остальных систем мотора ЯМЗ 536
Блок управления – устройство, отвечающее за работу двигателя и остальных систем мотора ЯМЗ 536

 

А также дополнительные конструкции, такие как кабельный стяжной механизм, подогреватель, дополнительные фары и прочее.

Привод вентилятора, вентилятор и временная подача

Привод вентилятора – режим, который обеспечивает вращение вентилятора и охлаждение мотора. Для этого используется специальный ремень, соединяющий вентилятор и шкив на коленчатом вале.

Вентилятор используется для охлаждения двигателя, поддерживая его температуру в приемлемом диапазоне. Вентилятор ЯМЗ 536 чаще всего выполнен из металла, имеет большой диаметр и количество лопастей. Работает в одном из двух режимов: постоянной скорости или переменной.

Вентилятор ЯМЗ 536 служит для охлаждения двигателя, поддерживая заданную температуру в допустимых пределах
Вентилятор ЯМЗ 536 служит для охлаждения двигателя, поддерживая заданную температуру в допустимых пределах

Ременная передача – способ передачи механической энергии от мотора к другим устройствам. В ЯМЗ 536 ременная передача используется для передачи мощности от двигателя к генератору, насосам и другим вспомогательным устройствам.

Эти особенности содействуют правильной работе ЯМЗ-536, его охлаждению и передаче мощности к другим системам, необходимым для работы транспортного средства.

Основные достоинства ЯМЗ 536

Двигатель ЯМЗ 536 – популярный механизм, используемый в разнообразных типах техники, начиная от грузовиков и автобусов, заканчивая специализированными машинами для строительства и сельского хозяйства.

Кроме того, механизм стал особенно востребованным на российском рынке, ведь он выделяется значительными особенностями:

  1. Надежность и долговечность

Одним из главных преимуществ ЯМЗ 536 является его надежность и долговечность. Посредством использования высококачественных материалов и компонентов, мотор способен выдерживать большие нагрузки и работать без сбоев в течение длительного времени.

Главными преимуществами двигателя ЯМЗ 536 являются высокая надежность и долговечность
Главными преимуществами двигателя ЯМЗ 536 являются высокая надежность и долговечность
  1. Достойная мощность и крутящий момент

Такие критерии позволяют легко справляться с работой на различных видах техники. Благодаря этому мотору, техника быстро и эффективно перемещается на большие расстояния и преодолевает препятствия.

  1. Экономичность

Механизм также отличается высокой экономичностью. С помощью новейших технологий и материалов, двигатель потребляет меньше топлива, а расходы на эксплуатацию техники – значительно снижаются.

  1. Удобство обслуживания

Двигатель имеет простую конструкцию, что облегчает его обслуживание и ремонт. Кроме того, запчасти для этого двигателя довольно легкодоступны и не обойдутся слишком дорого.

  1. Экологичность

ЯМЗ 536 отвечает современным экологическим стандартам и не загрязняет окружающую среду. Это очень важно для использования на технике, которая функционирует в городах или рядом с жилыми зонами.

Частые поломки и ремонт

Одна из самых распространенных причин поломок ЯМЗ 536 связана с топливной системой. Многие владельцы автомобилей, использующих этот двигатель, жалуются на засорение фильтров топлива. Чтобы предотвратить такую проблему, рекомендуется периодически заменять фильтры топлива. Кроме того, важно не использовать грязное топливо, так как это приводит к забивке топливных насосов и инжекторов.

Другой распространенной проблемой, которая приводит к поломке мотора, является перегрев. Для предотвращения перегрева необходимо регулярно проверять уровень жидкости в охлаждающей системе и заменять её строго по графику. Также важно обеспечить своевременную замену масла и фильтров, чтобы предотвратить износ и засорение.

Необходимо регулярно контролировать уровень охлаждающей жидкости в системе, чтобы избежать перегрева двигателя
Необходимо регулярно контролировать уровень охлаждающей жидкости в системе, чтобы избежать перегрева двигателя

Как правило, ЯМЗ 536 – надежный и долговечный двигатель, но для бесперебойной работы необходимо следить за его состоянием и регулярно проводить техническое обслуживание, ведь поломки могут быть вызваны рядом причин.

Варианты тюнинга

Многие автомобилисты и владельцы спецтехники желают увеличить мощность и крутящий момент своего мотора. В зависимости от требуемой производительности и индивидуальных предпочтений, можно выбрать оптимальный вариант для тюнинга ЯМЗ 536:

  • Установка турбонаддува

Наиболее распространенный вариант. Турбонаддув позволяет увеличить производительность мотора и улучшить динамические качества. Этот вариант повысит мощность на 20-30%, а также увеличит момент силы.

  • Установка РГУ и ИНР

Установка системы рециркуляции газов и инжектора низкого расхода – дополнительный вариант тюнинга. РГУ позволяет уменьшить выбросы веществ, а ИНР уменьшает расход топлива и повышает характеристики двигателя.

Повысить динамические качества автомобиля и увеличить производительность мотора поможет турбонаддув
Повысить динамические качества автомобиля и увеличить производительность мотора поможет турбонаддув

Купить двигатель ЯМЗ-536

Цены на двигатель ЯМЗ варьируются в зависимости от его состояния, комплектации и производителя. Так, стоимость нового ЯМЗ 536 с мощностью 240 лошадиных сил начинается от 3 миллионов рублей.

Если рассматривать возможность покупки двигателя бывшего в употреблении, то стоит учитывать его техническое состояние, пробег и год выпуска. Цена на такой мотор начинается от 1,5 миллиона рублей.

Итак, покупка двигателя ЯМЗ-536 – отличное решение для тех, кто желает обеспечить свою технику надежным и мощным мотором. В настоящее время механизм ЯМЗ-536 – выбор многих автопроизводителей за его надежность, мощность и экономичность. Все это позволяет создавать высокофункциональные машины для разных отраслей промышленности и транспортировки грузов.

С какими поломками двигателя ЯМЗ-536 вы сталкивались?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий