Зазоры клапанов ЯМЗ 536 (15 фото): как правильно выполнить регулировку, подробное руководство и советы

Моторы ЯМЗ

Рядный 6-цилиндровый турбодизель ЯМЗ 536 рабочим объёмом 6.65 дм³ устанавливается на многие транспортные средства и спецмашины отечественных автозаводов, его мощность в зависимости от модификации – 240-312 л. с. Газораспределительный механизм (ГРМ), включая устройство распределительных клапанов, у всех моделей одинаковые. Настроечные регулировки тепловых зазоров между элементами конструкции совпадают, общими являются периодичность и порядок выставления просветов между деталями.

Особенности конструкции клапанного механизма на ЯМЗ 536

Головка остова дизеля (ГБЦ) – общая для всех цилиндров, имеет соединяющиеся с основным блоком мотора внутренние полости и каналы систем смазки, охлаждения, а также служит основой для клапанного механизма – части верхнеклапанного ГРМ. Распределительное устройство газовых потоков конструктивно выполнено с нижним расположением распределительного вала.

Устройство головки остова дизеля
Устройство головки остова двигателя ЯМЗ 536

В действие схема газораспределения ЯМЗ 536 приводится от кулачков находящегося в блоке цилиндров распредвала с помощью таких деталей:

Толкатель клапана 1. Толкатели – передают усилия от кулачкового вала штанговым стержням, далее – коромыслам и траверсам, которые работают сразу на 2 клапана. Представляют собой стальной корпус с роликом на оси и фиксатором. Помещаются в расточках блока цилиндров.
Штанга толкателя ЯМЗ 2. Штанги – трубчатые, из стали и со сферическими торцами: верхний конец с внутренней сферой, нижний – с наружной. Стержни унифицированы, для впускных и выпускных клапанов одинаковые.
Коромысло 3.  Коромысла – стальные, штампованные. В ступицу каждой детали запрессована сталебронзовая втулка, все они закреплены на оси со стойками, оснащены регулировочными винтами со стороны штанг и контргайками. На впускных клапанах длина плеч коромысел меньше, чем на выпускных.
Траверса 4. Траверсы – стальные унифицированные детали для передачи усилия от каждого коромысла сразу на 2 клапана, где закрепляются с помощью цилиндрического гнезда и паза.

Мотор – 24-клапанник, на каждый цилиндр приходится по 2 впускных и столько же выпускных клапанов.

Как часто необходима регулировка клапанов ЯМЗ 536

Периодичность регулирования тепловых зазоров в клапанном механизме определяется регламентом технического обслуживания (ТО) двигателя ЯМЗ 536 и появлением признаков неправильной настройки клапанов: характерные постукивания под крышкой ГБЦ.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателя указана в нормативах руководства по ремонту автомобиля
Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателя указана в нормативах руководства по ремонту автомобиля

Изготовитель рекомендует контролировать соответствие зазоров нормативным значениям, производить калибровку в ходе второго техобслуживания ТО2, которое выполняется вместе заменой моторного масла с такой периодичностью:

  • 1000 моточасов работы ДВС;
  • 30000 км пробега машин, автобусов на городских маршрутах;
  • 50 тыс. км поездок автомобилей грузовых и пассажирских по междугородным трассам.

При проверке состояния механизма обращают внимание на целостность унифицированных клапанных пружин (по одной на клапан), сделанных из стали Ø3,9 мм.

Зазор измеряется между траверсой и коромыслом, его величина отличается в зависимости от принадлежности деталей к клапанным устройствам разного назначения.

Нормативные цифровые значения для ЯМЗ 536 к регулировке клапанов – в таблице.

Параметры в мм Впускные Выпускные
Высота подъёма клапанов 13,5 13,5
Диаметр тарелок 36 34
Тепловой зазор 0,3-0,4 0,4-0,5

Появление стуков под клапанной крышкой – повод досрочно провести настройку механизма. Такая необходимость возникает, если изношен ГРМ, или силовой агрегат работает при повышенных нагрузках.

Как правильно выполнить регулировку клапанов: подробное руководство и советы

Для выполнения регламентных работ ТО2 или внеочередного контроля зазоров в клапанном механизме машину располагают на ровной площадке, ставят на ручник.

Чтобы произвести регулировку зазоров в клапанном механизме, авто устанавливают на ровную площадку и поднимают «ручник»
Чтобы произвести регулировку зазоров, авто устанавливают на ровную площадку и поднимают «ручник»

Двигатель до момента измерительных операций должен остывать не менее часа, в течение которого открывают доступ к клапанному механизму: снимают крышку ГБЦ, а также устанавливают шестерню для проворота коленвала зацеплением за зубья венца на маховике.

Порядок измерения зазоров, регулировки клапанов ЯМЗ 536:

Очередность обработки соответствует схеме работы цилиндров 1. Очередность обработки соответствует схеме работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4, где нумерация ведётся от вентилятора. Ближние к крыльчатке клапаны на каждой камере сгорания – впускные, дальние – выпускные.
Установка поршня №1 в верхней мёртвой точке (ВМТ) – такт сжатия 2. Установка поршня №1 в верхней мёртвой точке (ВМТ) – такт сжатия. Коленвал вращать шестерней проворота вручную по часовой стрелке, если смотреть от вентилятора.
Проверка зазора между чашкой коромысла и торцом траверсы с использованием измерительного щупа 3. Проверка зазора между чашкой коромысла и торцом траверсы с использованием измерительного щупа.
Регулировка 4. Регулировка: ослабить контргайку винта на коромысле пары впускных или выпускных клапанов, вставить в зазор пластину нужной толщины, зафиксировать регулировочный винт в новом положении. Проверить правильность щупами предельных размеров: меньший должен проходить свободно, больший – с трудом.
Коленвал проворачивают поочерёдно на 120° 5. Операции 2-4 данного порядка проделать для каждого из последующих цилиндров: 5-3-6-2-4. Коленвал проворачивать поочерёдно на 120°, за 2 оборота вала можно отрегулировать клапаны всех 6 камер сгорания.

Завершение настройки: демонтировать проворотную шестерню, установить ранее снятые детали на свои места, запустить двигатель и послушать. Если характерный стук клапанов не исчез, настройку зазоров клапанного механизма повторяют.

Важность своевременной регулировки зазоров клапанов ЯМЗ 536

Промежутки на контакте взаимодействующих между собой элементов ГРМ необходимы для того, чтобы обеспечить герметичность прилегания клапанных тарелок к сёдлам клапанов в условиях переменчивых высоких температур. Расстояние между чашами коромысел и торцом траверс нормируется, исходя из особенностей конструкции двигателя, оптимального для его работы температурного режима.

Оптимальные зазоры между деталями двигателя необходимы для обеспечения правильной работы газораспределительного механизма
Оптимальные зазоры между деталями двигателя необходимы для обеспечения правильной работы газораспределительного механизма

Возникающие со временем отклонения от нормативных зазоров важно устранять своевременно, чтобы не допустить развития нарушений до вероятных последствий:

  1. Потеря мощности, повышенный расход топлива как следствие превышения нормы или зажима клапанов. Из-за неполного прилегания клапанных тарелок к седлам ухудшается заполняемость цилиндров свежим воздухом, очистка камер от выхлопных газов. Нарушения газодинамического процесса снижают тягу ДВС.
  2. Появление стуков, ударных нагрузок от распредвала приводят к интенсивному износу кулачков вала, толкателей, торцевой части клапанных стержней. Причина кроется в увеличении теплового зазора.
  3. Прогорание выпускных клапанов как результат нарушения теплового режима ЯМЗ 536 из-за малого расстояния между коромыслом и траверсой. Неплотное прилегание тарелки к седлу не позволяет охлаждаться клапанам за счёт полного их контакта с ГБЦ, плюс раскалённые газы выхлопа дополнительно нагревают клапанную конструкцию.

Вывод из приведённой информации напрашивается однозначный – нельзя пренебрегать оперативным контролем состояния клапанов ЯМЗ 536: следует прислушиваться к подозрительным стукам, вовремя проверять зазоры в механизме. Регулировать же клапанные устройства можно самому, что не сложнее, чем на моторе ВАЗ, или доверить настройку работы ярославского двигателя специалистам автосервиса.

Соблюдаете ли вы частоту регулировки клапанов?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий