Троит двигатель Гранта (8 и 16 клапанов): 10 причин неисправности на холостых оборотах, как устранить

Моторы ВАЗ

Сбой в работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС), когда по каким-то причинам не воспламеняется топливовоздушная смесь в 1, 2, нескольких из 4-х и более цилиндров, называют троением. У ВАЗ-Гранта мотор 4-цилиндровый, и если он начинает троить, то потеря мощности ощущается при отказе даже одного поршня или свечи. Выяснение причин неисправности важно тем, что эксплуатация нестабильно работающего силового агрегата сопровождается вибрациями кузова автомобиля и перерасходом горючего.

Почему двигатель троит на холодную

Автомобили последних годов выпуска комплектуются блоком самодиагностики с высвечиванием на экране обозначения Check Engine (чек энджин) – проверить мотор. Индикация указывает на неполадки в силовом агрегате. При запуске после стоянки случается, что на машине Лада Гранта троит двигатель и горит чек.

Индикатор Check Engine сигнализируют водителю о неполадках с силовым агрегатом
Индикатор Check Engine сигнализируют водителю о неполадках с силовым агрегатом

Выпадение из рабочего цикла одного из цилиндров на пуске случается и в движении. Троение «на холодную» может прекратиться с прогревом ДВС или продолжиться в режиме «на горячую».

Сбои на пусковой стадии охлаждённого мотора объясняются такими явлениями:

  • холодное густое масло в картере;
  • слабое вращение стартера от частично разрядившегося аккумулятора;
  • неправильные тепловые зазоры клапанов;
  • плохая испаряемость топлива и другие.
Холодное густое масло в картере является частой причиной троения двигателя
Холодное густое масло в картере является частой причиной троения двигателя

Выяснять подоплёку неисправности нужно незамедлительно: причиной троения может оказаться прогар выпускного клапана. Отгоревшая часть металла в цилиндре приведёт к капитальному ремонту или замене мотора новым.

Как определить, что мотор на самом деле троит

Поводы подозревать троение: отказы зажигания, хлопки в выпускной системе. Если горит чек на Ладе Гранте (8 клапанов) – причина проблемы в питающей смеси, уровне масла, проводке и далее по узлам ДВС. Самодиагностика является лишь первым шагом, инициирующим поиск первопричины, дальнейший порядок действий следующий:

  1. Сделать перегазовку. Исчезли дребезжание и вибрации рычага коробки передач – двигатель троит.
  2. Отметить время прогрева мотора. Затянувшееся прогревание с неритмичной работой агрегата – подтверждение троения.
  3. Проверить индексацию поломки на панели. Присутствие чека в сочетании с первыми двумя признаками – также утверждение диагностики.
Читайте также: причины, по которым троит ВАЗ 2110
Чтобы устранить троение двигателя на холодную, нужно поменять моторное масло
Чтобы устранить троение двигателя на холодную, нужно поменять моторное масло
Подтраивание холодного ДВС на холостом ходу может прекратиться после замены моторного масла новым.

Выявить большинство причин поломки можно и самостоятельно, не обращаясь в автосервис. Для этого не потребуются специальные знания и навыки, достаточно лишь воспользоваться автосканером для диагностики. Rokodil ScanX Pro всего за 5 минут просканирует все системы автомобиля, покажет расшифровку кодов ошибок, позволит удалить их нажатием одной кнопки. Прибор уже оснащен русскоязычным ПО, оборудован экраном, поэтому для работы не требуется подключение дополнительных гаджетов или доступ в интернет. Автосканер станет полноценной заменой компьютерной диагностике на СТО, избавит от необходимости ездить на проверку в сервис, тем самым сбережет ваше время и деньги.

Rokodil ScanX Pro
Rokodil ScanX Pro

Подробный разбор причин троения двигателя на Лада Гранта

Источники неполадок бывают прямыми или косвенными: вибрация бывает и при износе подушек силового агрегата, для выявления причины требуется комплексная диагностика авто. Проверке подлежат элементы систем зажигания и подачи топлива, состояние поршневой группы, герметичность пневмосистем, зазоры клапанов, проходимость воздуха через воздухофильтр. Подробности о троениях в двигателе Лада Гранта наверняка заинтересуют автовладельцев машин этой вазовской марки.

При нестабильной работе двигателя необходимо обязательно провести комплексную диагностику автомобиля
При нестабильной работе двигателя необходимо обязательно провести комплексную диагностику автомобиля

Неправильно выставленный момент зажигания

Раннее или позднее воспламенение топлива сбивают работу двигателя. Потеря мощности, приемистости, неустойчивый холостой ход, появление стука пальцев, затруднённый запуск, выстрелы в глушитель или карбюратор – признаки неверного угла опережения зажигания. Правильно:

  1. Прогретый двигатель на холостых оборотах работает устойчиво.
  2. Кратковременная (3-5 секунд) детонация возникает при нажатии на педаль газа в движении 50 км/ч.
  3. Отсутствие стука пальцев – воспламенение позднее, звучит дольше – раннее. Регулировка производится поворотами трамблёра.
К основным причинам троения двигателя можно отнести неправильно установленный момент зажигания
К основным причинам троения двигателя можно отнести неправильно установленный момент зажигания
Справка. Коммутатор – электронный распределитель зажигания отказывает нечасто.

Поломка или износ поршневых колец

Неисправность обнаруживается замерами компрессии в цилиндрах: падением давления сопровождаются также дефекты головки блока цилиндров (ГБЦ), элементов газораспределительного механизма (ГРМ). Для замены дефектных запчастей на поршнях демонтируют масляный картер, ГБЦ. Определяют неисправность поршневых колец по таким признакам:

  • сизый дым из выхлопной трубы;
  • сверхнормативный расход моторного масла;
  • нагар на свечах зажигания;
  • снижение тяги двигателя.
Признаком износа поршневых колец является сизый выхлоп
Признаком износа поршневых колец является сизый выхлоп

Внимание! Кольцевые уплотнители поршней заменяют, если кольца разрушились или зазор в стыках <1 мм.

Прогар клапанов или поршней

Поломка выявляется после диагностики измерением компрессии и последующей разборки ДВС. Регулировка клапанного механизма проводится через 20 тыс. км пробега: большой зазор холодной пары клапанов вызывает стук, а с прогревом размер сокращается, звук исчезает.

Условия, вызывающие прогорание металлических деталей поршневой группы, могут быть следующими:

  1. Значительные механические нагрузки при высокой (400-600ºС) температуре.
  2. Появление нагара на седле или клапанной, поршневой поверхности. Бывает при нарушении правил эксплуатации: обеднённая смесь, низкое октановое число топлива, плохое моторное масло.
  3. Заводской брак деталей.
Нагар на клапанной или поршневой поверхности вызывает прогорание выпускных клапанов
Нагар на клапанной или поршневой поверхности вызывает прогорание выпускных клапанов

Прогорают чаще всего выпускные клапаны под воздействием отводимых из ДВС горячих газов: элементы ГРМ на впуске работают с меньшим нагревом.

Читайте также: какая температура двигателя Лада Гранта считается нормальной

Забитый воздушный фильтр

В камеру сгорания цилиндра топливовоздушная смесь подаётся через впускной коллектор. Чистоту воздуха и его поступление в достаточном количестве обеспечивает воздушный фильтр. Троение ДВС на Гранте происходит при загрязнении фильтрующего элемента, сопровождается и другими признаками:

  • свечение индикатора Check Engine;
  • накопление сажи на свечах зажигания из-за неполного сгорания топлива;
  • потеря мощности;
  • выхлоп чёрным дымом с запахом бензина.
Троение ДВС на Гранте происходит из-за забитого воздушного фильтра, и сопровождается выхлопом и черным дымом
Троение ДВС на Гранте происходит из-за забитого воздушного фильтра, и сопровождается выхлопом и черным дымом

С похолоданием, включением под нагрузку после прогрева троение усиливается: нехватка воздуха ощущается больше. Замена фильтра приводит к стабилизации работы мотора.

Неисправность свечи зажигания

Если троение мотора после прогрева исчезает, велика вероятность сбоя в образовании искры. Для уточнения причины с помощью свечного ключа из ГБЦ выкручивают свечи и осматривают. Диагностика элемента зажигания:

  1. Цвет электрода по центру. Норма – светлый или светло-коричневый оттенок. Нагар и следы бензина – искры не будет.
  2. Корпус свечи. Чёрные вертикальные полоски, точки укажут на пробой изоляции. Исключаются трещины, сколы.
  3. Достаточность искрообразования. Боковой электрод зафиксировать в 15-20 мм от металла, прокрутить стартер. Сильная искра ярко-синего цвета – рабочая. Слабая – нет.
Рабочая свеча имеет коричневый или серо-жёлтый цвет
Рабочая свеча имеет коричневый или серо-жёлтый цвет
Работоспособность свечи удобнее проверять с помощником.

Подсос атмосферного воздуха в вакуумном усилителе тормозов

На Ладе Гранта установлен вакуумник, а пневмосеть разряжения соединена трубопроводом с впускным коллектором, который и создаёт вакуум в системе. Дополнительно авто оснащается вакуумным насосом с приводом от распределительного вала.

Влияние разгерметизации пневмосистемы на работу двигателя следующее:

  1. Подсос воздуха возникает при дефектах клапана усилителя, диафрагмы, шланга и примешивается к топливовоздушной смеси, делает её обеднённой.
  2. Воспламенение бензина в цилиндре происходит не всегда: топлива недостаточно.
  3. Электроды свечи намокают, искрообразование нарушается.

Проверка на подсос: отсоединить шланг вакуумника от коллектора, заглушить штуцер на двигателе, завести мотор. Если троение исчезло, причина в усилителе тормозов.

Проверка вакуумного шланга и обратного клапана
Проверка вакуумного шланга и обратного клапана

Подсос воздуха во впускном коллекторе

Переизбыток воздушной составляющей в топливовоздушной смеси возникает из-за потери герметичности в конструкции впрыска топлива. Обеднение горючего вызывает троение ДВС при пуске на холодную из-за пропусков воспламенения. Вероятные места разгерметизации:

  • шланги в вакуумной пневмосистеме;
  • уплотнительные кольца на форсунках;
  • прокладки: ГБЦ-коллектор, на дроссельной заслонке.

Проверка впускной системы: пережать патрубок забора воздуха около воздухофильтра. При исправной пневмосистеме двигатель будет глохнуть, а подсос даст мотору возможность продолжить работу.

Иногда двигатель троит при подсосе воздуха во впускном коллекторе
Иногда двигатель троит при подсосе воздуха во впускном коллекторе

Пробитые высоковольтные провода или конденсатор

Такая неполадка вызывает троение ДВС на холодную: с прогревом мотора сбой цикличности исчезает. Обнаруживается пробой при открытом капоте работающего двигателя в полной темноте – проскакивающие искры видны.

Способы диагностики неисправности:

  • осмотреть состояние изоляционных оболочек, наконечников – они должны быть ненарушенными;
  • проверить надёжность присоединений к свечам, катушке зажигания
  • измерить омметром или мультиметром сопротивления конденсаторного устройства, проводов (норма – 3,5-10 кОм).
Высоковольтные бронепровода автомобиля проверяют с использованием мультиметра
Высоковольтные бронепровода автомобиля проверяют с использованием мультиметра

Простая проверка – заменить проблемные бронепровода новыми. Если троения не стало, то проблема решена, если продолжается – тем же методом обратиться к конденсатору.

Неправильная регулировка клапанов или сильный износ рокеров

Назначение клапанного механизма – обеспечивать своевременную подачу топлива в камеры сгорания ДВС, вовремя отводить из цилиндров продукты сгорания. Нарушение регулировки приводит к дефициту топливной смеси, неполному отведению газов, что в итоге порождает троение.

Особенности разрегулировки:

  • ускоряется образование нагара;
  • глохнет мотор на холостых оборотах;
  • прекращаются сбои в работе двигателя при его прогреве: зазоры уменьшаются.
Износ рокеров – еще один повод для возникновения троения двигателя
Износ рокеров – еще один повод для возникновения троения двигателя

Степень открытия клапанов зависит от изношенности рокеров (коромысел): элементов привода для передачи усилия от кулачков распредвала через толкатель к клапанному штоку.

Неисправность трамблера

С помощью прерывателя-распределителя зажигания выставляют момент вспышки смеси в ДВС, получают высоковольтный импульс, распределяют искру по свечам в нужной последовательности. Неисправности трамблёра могут вызывать троение. Виды поломок:

  • пробой бегунка, конденсатора, крышки устройства;
  • износ втулок, кулачков вала, подшипников, что приводит к увеличению зазоров и сбоям;
  • трещины на корпусе трамблёра;
  • окисление, подгорание контактов, ослабление контактной пружины.
Трещины на корпусе трамблёра могут вызвать троение
Трещины на корпусе трамблёра могут вызвать троение

Подтверждается поломка прекращением троения на холодную при нагреве ДВС. Неисправность трамблёра устраняется заменой изношенной детали или всего распределителя в сборе.

Что делать в первую очередь, если мотор затроил

Если есть возможность, при обнаружении троения мотора нужно обратиться в сервис, где проведут комплексную диагностику двигателя на компьютере. В противном случае самому искать причину в порядке наибольшей вероятности. При троении на холодную рекомендуется действовать по такой схеме:

  1. Проверить свечи, свечные провода. Попутно выявляется нерабочий цилиндр.
  2. Установить достаточность воздуха в топливной смеси. Заглянуть в воздушный фильтр, отревизировать вакуумную пневмосеть на подсосы.
  3. Замерить компрессию в цилиндрах.
Если двигатель затроил, проводят проверку компрессии в цилиндрах
Если двигатель затроил, проводят проверку компрессии в цилиндрах
Чтобы продвинуться дальше в поисках причины, понадобится разборка двигателя. Это потребует от водителя соответствующих навыков и высокой квалификации.

Советы и рекомендации специалистов

Сбой при запуске ДВС длится недолго, но игнорировать троение двигателя на холодную не стоит: поломка может обернуться капремонтом. Мастера авторемонта в таких случаях советуют не затягивать с установлением причины, а прибыть в ближайший автосервис для проведения компьютерной диагностики.

Также следует соблюдать рекомендации:

  • ехать до СТО или парковки следует на оборотах <2500;
  • произвести самостоятельно можно только простые обследования систем двигателя при обладании навыками слесарных работ;
  • искать неисправность нужно в момент её проявления.
Если двигатель подтраивает на холостых, то проблемой нужно заниматься сразу, иначе это может привести к дорогому ремонту
Если двигатель подтраивает на холостых, то проблемой нужно заниматься сразу, иначе это может привести к дорогому ремонту

Не всегда троение двигателя и моргание чека означает возможность серьёзной поломки, но такая вероятность существует. Разобраться с техническим состоянием Гранты следует, не дожидаясь больших неприятностей. Иначе есть вероятность, что придется потратить немалые средства на капремонт.

Какой самый важный совет владельцам Лады Гранты вы можете дать?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Сергей Анатольевич

    Я купил автомобиль Лада Гранта 3 года назад, год ездил без каких-либо проблем, в двигатель даже не заглядывал. Но после года двигатель начал плохо работать, особенно на холодную. Мне знакомый по гаражу сказал, что это из-за неисправности какой-то свечи. Однако дело было действительно в клапанах. После того как мне их отрегулировали, двигатель начал шептать как новый.

    Ответить
  2. Иван

    Наш семейный автомобиль Лада Гранта был куплен несколько лет назад и недавно начались перебои в работе двигателя. Отец самостоятельно не смог найти причину перебоев. Обратились в автосервис.

    Ответить
  3. Стас

    Основная причина троения двигателя на холостых оборотах связана с нарушением процесса смешивания воздуха и топлива в цилиндрах.
    Если двигатель троит на холостых оборотах, то первым делом стоит проверить свечи зажигания, может быть они износились и потеряли свою работоспособность. Если же свечи зажигания исправны, то следующей причиной может быть загрязненный фильтр воздуха или дроссельная заслонка, которые препятствуют нормальному воздушному потоку в цилиндрах.

    Ответить
  4. Юрий

    Не могли разобраться, с помощью вашей статьи с ребятами разобрались что был износ поршневых колец. И в сервис не пришлось гнать, ждать очередей, главное подъемник было найти у ребят))

    Ответить
  5. Илья

    Троение двигателя для меня стало неприятным сюрпризом после того, как вернулся их отдыха на машине. Но сервис мне исправил ситуацию, но думаю, что в скором времени надо будет менять движок.

    Ответить