Гнет ли клапана 21126 мотор (ВАЗ Приора 16V 1.6): профилактика обрыва ремня и гнутых клапанов на 126 двигателе

Моторы ВАЗ

Один из моторов, устанавливаемых на переднеприводный автомобиль АвтоВАЗа Лада Приора – ВАЗ 21126. Разработан 126-й двигатель на базе движка 21124, конструкция которого исключает вероятность сгибания клапанов при аварии на ремённом приводе газораспределительного механизма (ГРМ). Силовым агрегатом 124-й серии также комплектовались авто Lada Priora, что вызывает надежды автолюбителей на сохранение безопасности клапанной и поршневой групп деталей в случае разрыва приводного ремня на ДВС 21126.

Особенности двигателя 126

Четырёхцилиндровый бензиновый двигатель ВАЗ 21126i (инжекторный) оснащён головкой блока цилиндров (ГБЦ) с двумя распределительными валами для 16 клапанов (16V): 8 впускных, столько же выпускных.

ВАЗ 21126i – это бензиновый двигатель с 4-мя цилиндрами
ВАЗ 21126i – это бензиновый двигатель с 4-мя цилиндрами

Внешнее сходство с 124 движком нарушается цветом блока цилиндров – у 126-го мотора остов окрашен в серый тон, а также отсутствием высоковольтных проводов у 21126, где 4 катушки зажигания стоят прямо на свечах.

Среди других особенностей движка 21126i:

  1. Внутренняя поверхность цилиндров обработана по технологии Federal Mogul, отличается высоким качеством. Блок изготавливается в 3 ремонтных размерах: А, В, С с маркировкой на нижней плоскости.
  2. ГБЦ приспособлена под размещение усовершенствованного натяжного механизма ГРМ. Изменена конструкция роликов для обвода и натяжения ремня.
  3. Облегчённая на 30% против базовой шатунно-поршневая группа деталей производства Federal Mogul. Шатун стал более тонким, боковины нижней головки не касаются коленчатого вала, потери на трение уменьшились.
  4. Водяная помпа модифицирована в целях увеличения ресурса. Изменены конструкции: подшипника, сальника, зубчатого шкива.

Основное отличие 126 мотора от 124-го состоит в том, что для повышения мощности первого в днищах его поршней убрали компенсационные проточки, что привело к утрате главного достоинства донора: ВАЗ 21124 не загибает клапана.

В поршнях 126 мотора отсутствуют проточки, из-за этого при обрыве ремня происходит загиб клапанов
В поршнях 126 мотора отсутствуют проточки, из-за этого при обрыве ремня происходит загиб клапанов

Технические характеристики 126 двигателя Приоры

Силовой агрегат Lada Priora состоит из мотора 21126 в паре с 5-ступенчатой коробкой перемены передач, под капотом размещается поперёк оси движения машины. Управляется движок электронным блоком управления – ЭБУ. Технические данные 126 двигателя – в таблице.

Показатели Значения
Рабочий объём 1.6 л
Диаметр/длина хода поршня 82/75,6 мм
Степень сжатия топливовоздушной смеси 11
Мощность на 5600 об./мин. 98 л. с.
Момент силы вращения коленвала на частоте 4000 оборотов в минуту 145 Нм
Система подачи топлива АИ-95 Распределённый впрыск форсунками с электронным управлением
Зажигание Бесконтактное от 4 индивидуальных катушек
Время разгона авто до 100 км/ч 11,5 с
Потребление бензина на 100 км по городу 9,1
Вес 115 кг
Ресурс до капитального ремонта 200 тыс. км пробега

Материал блока цилиндров – чугун, ГБЦ отливается из алюминиевого сплава. Система смазки – комбинированная: шестерёнчатым насосом масло в Приору 16 клапанную подаётся к подшипниковым узлам, а разбрызгиванием – к иным деталям внутри мотора. Охлаждение – жидкостное с принудительной циркуляцией тосола по малому или большому теплообменному контуру с рабочей температурой 95-100ºС.

Читайте также: расположение номера двигателя на Приоре

Схема конструкции двигателя ВАЗ 21126 Лада Приора в поперечном разрезе
Схема конструкции двигателя ВАЗ 21126 Лада Приора в поперечном разрезе

В клапанном механизме применены гидротолкатели, способные автоматически нормализовать тепловые зазоры в приводе клапанов. Тем самым водитель избавляется от необходимости периодически регулировать просвет между кулачком распредвала и клапанным стержнем.

Гнет ли клапана двигатель 126 при обрыве ремня ГРМ

Последствия разрушения ремённой передачи вращения от коленвала к газораспределительному механизму могут привести к необходимости капитального ремонта или замены силовой установки авто. Аварийная ситуация возникает при обрыве ремня или перескакивании его на зубьях шкива, результат – встреча поршней с клапанами, деформация деталей вплоть до повреждения блока цилиндра. В теории процесс поломки развивается так:​

Ремень ГРМ рвётся 1. Ремень ГРМ рвётся или перескакивает на зуб.
Распредвал стопорится клапанными пружинами 2. Распредвал стопорится клапанными пружинами.
Поршни движутся, встречаются с клапанами 3. Коленвал продолжает вращение за счёт инерции маховика, поршни движутся, встречаются с клапанами.

Если в поршневых днищах нет компенсационных выемок, поршни соударяются с клапанными тарелками до степени деформации или разрушения одного из элементов. Именно такой конструкции поршни установлены на 126 моторе, в отличие от 124 движка, где компенсационные выемки вмещают избыточную длину клапанных стержней: клапанов ДВС 21124 не гнёт. Причины поломок ремённой передачи ГРМ – нарушение регламента обслуживания, износ ремня, обводного и натяжного роликов, помпы.

Заклинивание натяжного или обводного роликов неизбежно приведет к повреждению ремня ГРМ
Заклинивание натяжного или обводного роликов неизбежно приведет к повреждению ремня ГРМ

Двигатель ВАЗ 21126 в случаях аварии на ремённой передаче газораспределительного механизма клапана гнёт: на днищах поршней производства Federal Mogul компенсационных проточек нет.

Позже недостаток мотора был устранён: выпущенные после июля 2018 г. 126 двигатели клапанов не гнут.

Как можно решить проблему

Верный способ избежать поломки привода ГРМ со всеми последующими неприятностями – выполнять предписанный заводом регламент техобслуживания двигателя Приоры, заменять изношенные детали качественными.

Для исключения серьезных проблем с ремнем ГРМ надо вовремя проводить диагностику детали
Для исключения серьезных проблем с ремнем ГРМ следует вовремя проводить диагностику детали

Другой путь решить проблему гнутых клапанов – усовершенствованием (тюнингом) 126 мотора. Безопасность клапанного механизма повысится при таких изменениях конструкции ДВС 21126:

Производят замену штатных поршней на поршневую группу с проточками в днищах 1. Замена штатных поршней Federal Mogul на поршневую группу с проточками в днищах от 124 двигателя. Негативные моменты такого тюнинга: увеличивается камера сгорания, что ведёт к падению степени сжатия топливной смеси, мощности силовой установки.
Выполняют проточку поршневых днищ самостоятельно 2. Проточка поршневых днищ индивидуально, если подходящих по размеру поршней на замену облегчённым найти не удалось. Технологически выполнить одинаковые выемки в детали без нарушения балансировки сложно, что ограничивает использование способа.
Увеличивают потолок камеры сгорания 3. Увеличение потолка камеры сгорания. Расстояние между поршнем и клапанной тарелкой увеличится до исключения их соударения, если под ГБЦ поставить 2-3 прокладки. Минус тюнинга: потеря мощности из-за снижения степени сжатия топливовоздушной смеси.

Клапанный механизм тюнингованного одним из предложенных способов двигателя ВАЗ 21126 не будет нарушен при разрыве ремня ГРМ: восстановление работоспособности достигается ремонтом лишь ремённой передачи.

Профилактика обрыва ремня и гнутых клапанов

Мотор 126 серии комплектуется износостойким ремнём производства фирмы Gates со сроком службы в течение 170-180 тыс. км пробега авто. По регламенту техобслуживания проверка ремённой передачи должна проводиться через 105000 км, а замена – через 200 тысяч. Если Приора выпущена до июля 2018 г., состояние ремня рекомендуется проверять с интервалом 45 тыс. км.

Замену ременной передачи рекомендуется проводить через 200 тыс. км пробега
Замену ременной передачи рекомендуется проводить через 200 тыс. км пробега

Действенная мера профилактики аварий на ремённой передаче – своевременное обнаружение дефектов и замена изношенного ремня. Признаки износа:

Истирание ремня ГРМ 1. Истирание – вызывается отклонением шкива, натяжного или обводного роликов от заданной траектории, а также поломкой подшипника помпы, узнаётся по потрёпанным зубьям;
Отслаивание корда 2. Отслаивание корда, трещины на внутренней и внешней поверхностях – по их количеству судят о степени изношенности;
Потеря эластичности ремня определяется по жёсткости и блеску 3. Отвердение, потеря эластичности – определяется по жёсткости и блеску;
Удлинение ремня ГРМ 4. Удлинение, – когда натяжной ролик не может исполнять свою функцию.

Двигатели Лады Приоры, включая ВАЗ 21126, при обрыве ремня могут загибать клапана или не гнуть клапанных стержней – для 126 моторов линия раздела проходит по июлю 2018 г. Гарантия от поломок привода ГРМ и деформации деталей любого силового агрегата – соблюдение инструкций автозавода по эксплуатации и обслуживанию автомобиля в целом, двигателя 126 серии в частности.

Сталкивались с обрывом ремня ГРМ?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Сергей

    дядя! это на 120 моторе катушка одна и провода от неё на каждую свечу. а на 124 моторе индивидуальные катушки

    Ответить
  2. Юрий

    Всегда слежу за тем, чтобы все детали были надлежащего качества, иначе быть беде. Не так просто найти хорошие детали. но я стараюсь, вот и результат, что Лада у меня ездит без проблем.

    Ответить
  3. Леонид

    Гнутие клапанов – это не так и приятно, тем более не знаю, как с этим справляться, кроме как отправиться в сервис, начать ремонт как можно скорее. Пришлось делать замену некоторых деталей.

    Ответить
  4. Алекс

    Ах, эти ВАЗы… Честно говоря, у меня был опыт с ВАЗ Приорой 1.6 16V, и могу сказать, что проблемы с ремнем и клапанами не обходят стороной. Помню, как в один прекрасный день мотор заглох вовсе, и пришлось дружно толкать машину до ближайшей авторемонтной мастерской.
    А что касается гнутых клапанов, то это прямо как рулетка. Если ремень ГРМ обрывается, а двигатель работает на высоких оборотах, то клапаны могут сильно пострадать.

    Ответить