Один из моторов, устанавливаемых на переднеприводный автомобиль АвтоВАЗа Лада Приора – ВАЗ 21126. Разработан 126-й двигатель на базе движка 21124, конструкция которого исключает вероятность сгибания клапанов при аварии на ремённом приводе газораспределительного механизма (ГРМ). Силовым агрегатом 124-й серии также комплектовались авто Lada Priora, что вызывает надежды автолюбителей на сохранение безопасности клапанной и поршневой групп деталей в случае разрыва приводного ремня на ДВС 21126.
Особенности двигателя 126
Четырёхцилиндровый бензиновый двигатель ВАЗ 21126i (инжекторный) оснащён головкой блока цилиндров (ГБЦ) с двумя распределительными валами для 16 клапанов (16V): 8 впускных, столько же выпускных.

Внешнее сходство с 124 движком нарушается цветом блока цилиндров – у 126-го мотора остов окрашен в серый тон, а также отсутствием высоковольтных проводов у 21126, где 4 катушки зажигания стоят прямо на свечах.
Среди других особенностей движка 21126i:
- Внутренняя поверхность цилиндров обработана по технологии Federal Mogul, отличается высоким качеством. Блок изготавливается в 3 ремонтных размерах: А, В, С с маркировкой на нижней плоскости.
- ГБЦ приспособлена под размещение усовершенствованного натяжного механизма ГРМ. Изменена конструкция роликов для обвода и натяжения ремня.
- Облегчённая на 30% против базовой шатунно-поршневая группа деталей производства Federal Mogul. Шатун стал более тонким, боковины нижней головки не касаются коленчатого вала, потери на трение уменьшились.
- Водяная помпа модифицирована в целях увеличения ресурса. Изменены конструкции: подшипника, сальника, зубчатого шкива.
Основное отличие 126 мотора от 124-го состоит в том, что для повышения мощности первого в днищах его поршней убрали компенсационные проточки, что привело к утрате главного достоинства донора: ВАЗ 21124 не загибает клапана.

Технические характеристики 126 двигателя Приоры
Силовой агрегат Lada Priora состоит из мотора 21126 в паре с 5-ступенчатой коробкой перемены передач, под капотом размещается поперёк оси движения машины. Управляется движок электронным блоком управления – ЭБУ. Технические данные 126 двигателя – в таблице.
Показатели | Значения |
Рабочий объём | 1.6 л |
Диаметр/длина хода поршня | 82/75,6 мм |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 11 |
Мощность на 5600 об./мин. | 98 л. с. |
Момент силы вращения коленвала на частоте 4000 оборотов в минуту | 145 Нм |
Система подачи топлива АИ-95 | Распределённый впрыск форсунками с электронным управлением |
Зажигание | Бесконтактное от 4 индивидуальных катушек |
Время разгона авто до 100 км/ч | 11,5 с |
Потребление бензина на 100 км по городу | 9,1 |
Вес | 115 кг |
Ресурс до капитального ремонта | 200 тыс. км пробега |
Материал блока цилиндров – чугун, ГБЦ отливается из алюминиевого сплава. Система смазки – комбинированная: шестерёнчатым насосом масло в Приору 16 клапанную подаётся к подшипниковым узлам, а разбрызгиванием – к иным деталям внутри мотора. Охлаждение – жидкостное с принудительной циркуляцией тосола по малому или большому теплообменному контуру с рабочей температурой 95-100ºС.
Читайте также: расположение номера двигателя на Приоре

В клапанном механизме применены гидротолкатели, способные автоматически нормализовать тепловые зазоры в приводе клапанов. Тем самым водитель избавляется от необходимости периодически регулировать просвет между кулачком распредвала и клапанным стержнем.
Гнет ли клапана двигатель 126 при обрыве ремня ГРМ
Последствия разрушения ремённой передачи вращения от коленвала к газораспределительному механизму могут привести к необходимости капитального ремонта или замены силовой установки авто. Аварийная ситуация возникает при обрыве ремня или перескакивании его на зубьях шкива, результат – встреча поршней с клапанами, деформация деталей вплоть до повреждения блока цилиндра. В теории процесс поломки развивается так:
![]() |
1. Ремень ГРМ рвётся или перескакивает на зуб. |
![]() |
2. Распредвал стопорится клапанными пружинами. |
![]() |
3. Коленвал продолжает вращение за счёт инерции маховика, поршни движутся, встречаются с клапанами. |
Если в поршневых днищах нет компенсационных выемок, поршни соударяются с клапанными тарелками до степени деформации или разрушения одного из элементов. Именно такой конструкции поршни установлены на 126 моторе, в отличие от 124 движка, где компенсационные выемки вмещают избыточную длину клапанных стержней: клапанов ДВС 21124 не гнёт. Причины поломок ремённой передачи ГРМ – нарушение регламента обслуживания, износ ремня, обводного и натяжного роликов, помпы.

Двигатель ВАЗ 21126 в случаях аварии на ремённой передаче газораспределительного механизма клапана гнёт: на днищах поршней производства Federal Mogul компенсационных проточек нет.
Позже недостаток мотора был устранён: выпущенные после июля 2018 г. 126 двигатели клапанов не гнут.
Как можно решить проблему
Верный способ избежать поломки привода ГРМ со всеми последующими неприятностями – выполнять предписанный заводом регламент техобслуживания двигателя Приоры, заменять изношенные детали качественными.

Другой путь решить проблему гнутых клапанов – усовершенствованием (тюнингом) 126 мотора. Безопасность клапанного механизма повысится при таких изменениях конструкции ДВС 21126:
Клапанный механизм тюнингованного одним из предложенных способов двигателя ВАЗ 21126 не будет нарушен при разрыве ремня ГРМ: восстановление работоспособности достигается ремонтом лишь ремённой передачи.
Профилактика обрыва ремня и гнутых клапанов
Мотор 126 серии комплектуется износостойким ремнём производства фирмы Gates со сроком службы в течение 170-180 тыс. км пробега авто. По регламенту техобслуживания проверка ремённой передачи должна проводиться через 105000 км, а замена – через 200 тысяч. Если Приора выпущена до июля 2018 г., состояние ремня рекомендуется проверять с интервалом 45 тыс. км.

Действенная мера профилактики аварий на ремённой передаче – своевременное обнаружение дефектов и замена изношенного ремня. Признаки износа:
Двигатели Лады Приоры, включая ВАЗ 21126, при обрыве ремня могут загибать клапана или не гнуть клапанных стержней – для 126 моторов линия раздела проходит по июлю 2018 г. Гарантия от поломок привода ГРМ и деформации деталей любого силового агрегата – соблюдение инструкций автозавода по эксплуатации и обслуживанию автомобиля в целом, двигателя 126 серии в частности.
Сталкивались с обрывом ремня ГРМ?
дядя! это на 120 моторе катушка одна и провода от неё на каждую свечу. а на 124 моторе индивидуальные катушки
Всегда слежу за тем, чтобы все детали были надлежащего качества, иначе быть беде. Не так просто найти хорошие детали. но я стараюсь, вот и результат, что Лада у меня ездит без проблем.
Гнутие клапанов – это не так и приятно, тем более не знаю, как с этим справляться, кроме как отправиться в сервис, начать ремонт как можно скорее. Пришлось делать замену некоторых деталей.
Ах, эти ВАЗы… Честно говоря, у меня был опыт с ВАЗ Приорой 1.6 16V, и могу сказать, что проблемы с ремнем и клапанами не обходят стороной. Помню, как в один прекрасный день мотор заглох вовсе, и пришлось дружно толкать машину до ближайшей авторемонтной мастерской.
А что касается гнутых клапанов, то это прямо как рулетка. Если ремень ГРМ обрывается, а двигатель работает на высоких оборотах, то клапаны могут сильно пострадать.