Год создания бензинового двигателя ВАЗ 2123 – 1998, но в серийное производство движок запущен в 2002 г. вместе с вазовским внедорожником Шевроле Нива. Бензомотор оснащён системой MPI – многоточечного впрыска горючего через инжекторы (форсунки), что обусловливает второе обозначение силового агрегата под индексом 2123i. Мотор по прошествии почти четверти века остаётся актуальным благодаря особенностям конструкции со всеми сильными сторонами, недостатками, возможностью тюнинга двигателя Нива (совершенствования) ДВС.
- На какие модели ставится силовой агрегат ВАЗ 2123
- Технические характеристики двигателя ВАЗ 2123 инжектор
- Конструкционные особенности двигателя ВАЗ 2123
- Сильные стороны силового агрегата 2123
- Характерные неисправности
- Масложор
- Утечки масла
- Глохнет после того, как заводится
- Неполадки механизма газораспределения
- Троение
- Прочие неприятности
- Расход топлива ДВС 2123
- Регламент обслуживания двигателя Нива Шевроле 2123
- Цена двигателя ВАЗ 2123 нового и б/у
- Возможности для тюнинга мотора ВАЗ 2123
На какие модели ставится силовой агрегат ВАЗ 2123
Бензомотор 2123i создавался АвтоВАЗом для оснащения новых модификаций внедорожных автомобилей Нива 4х4, отличающихся от вездеходов 2121 изменённым кузовом под серийным номером 2123.

Машины, на которые ставили двигатель 2123i в разные периоды выпуска:
- 1998-2001 – Нива 2123;
- 2002-2020 – Chevrolet Niva: та же модель, но изменён внешний вид, салон стал комфортнее, повысился уровень безопасности за счёт предохранительных подушек, тормозной системы ABS;
- 2020 – Lada Niva: обновлённые панель, решётка радиатора;
- с 2021 – Лада Нива Тревел: усовершенствован кузов, подвеска, улучшен интерьер салона.
На модель авто Lada Niva Travel устанавливается двигатель ВАЗ 2123-41, который отличается от ДВС 2123i по мощности и крутящему моменту: +1 л. с., +0,5 Нм.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 2123 инжектор
Силовой агрегат для установки на внедорожник сочетается с 5-ступенчатой механической коробкой передач, по конструкции представляет собой рядный 4-цилиндровый четырёхтактный ДВС. Характеризуется следующими параметрами:
Показатели | Значения |
Объем двигателя | 1.7 дм³ |
Число клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра/длина хода поршня | 82/80 мм |
Мощность при 5000 об./мин. | 80 л. с. |
Степень сжатия | 9,3 |
Обороты холостого хода | 750-800 об./мин. |
Экологическая норма по стандарту Евро | 4 и 5 |
Крутящий момент (4000 об./мин.) | 127 Нм |
Вес | 127 кг |
Читайте также: характеристики двигателя ВАЗ 2130
У мотора ВАЗ 2123, как и у его прототипа движка 21214, чугунный блок цилиндров с алюминиевой головкой (ГБЦ), газораспределительный механизм (ГРМ) с цепным приводом от коленвала. Цепь – втулочно-роликовая однорядная с пружинно-гидравлическим натяжителем.
Поломка цепной передачи приводит к соударению клапанов с поршнями: гидронатяжитель не спасает от загиба клапанных стержней.

Конструкционные особенности двигателя ВАЗ 2123
Главное отличие ДВС 2123i – в его конструкции применён демпфер, снижающий крутильные вибрации, возникающие при вращении коленвала, что снижает общий уровень шума мотора. Конструкционные особенности движка 2123 по системам и механизмам такие:
- поликлиновый ремень компании Gates для генератора, водяной помпы и насоса ГУР – гидроусилителя руля;
- предусмотрен крепёж для датчика положения коленчатого вала;
- увеличенный до 215 мм диаметр маховика;
- гидрокомпенсаторы в клапанном механизме;
- система зажигания – модульная, с 2 катушками, подвижных частей не содержит.

До осени 2003 г. генератор на моторе устанавливали в нижней его половине, после – крепления перенесли выше. Перенос позволил использовать в приводе вспомогательного оборудования вместо ранее устанавливаемых 2-х ремней – один.
Сильные стороны силового агрегата 2123
Надёжность и хорошая тяга на низких оборотах – главные достоинства двигателя внедорожника. К преимуществам мотора 2123i также относятся:
- ремонтопригодность: простая конструкция (8 клапанов), доступные запчасти по невысокой цене;
- неприхотливость к ГСМ: бензин можно заливать АИ-95, 92, моторное масло – вязкостью SAE от 0W30(40) до 5W50, 15W-40;
- оснащённость клапанов гидрокомпенсаторами;
- долговечность приводных атрибутов: ремней Gates хватает на 90-100 тыс. км, цепь ГРМ служит до 150 тысяч пробега.

Ресурс устанавливаемого на Лада Нива Тревел движка 2123i до капитального ремонта АвтоВАЗ заявляет в 200 тыс. км пробега. По отзывам автовладельцев, возможности двигателя занижены: фактически мотор обеспечивает наезд машиной 250-300 тысяч
Характерные неисправности
Поломки случаются во всех ДВС преимущественно из-за нарушения регламентов обслуживания, нарушений правил эксплуатации силового агрегата. Присущие двигателю ВАЗ 2123i неисправности часто связаны с работой системы смазки мотора (масложор, утечки масла), неполадками в ГРМ, неустойчивой работой движка как на запуске, так и в движении (троение). Помимо характерных, достаточно и прочих проблем в эксплуатации двигателя.

Масложор
Потребление моторного масла на разных стадиях пользования автомобилем отличается: в период обкатки – 0,7 л/2000 км, до 100 тыс. км пробега – 500 мл/10 тыс. км, после 100 тысяч – до 1 л на те же 10000 км. Масложор у ДВС 2123 появляется после отметки 160 тыс. км. Направления и причины «жора» масла:
Кардинально проблема масложора решается ремонтом клапанного механизма, шатунно-поршневой группы деталей с заменой всех уплотнителей.
Утечки масла
Другая причина большого расхода моторной смазки – подтекания из-за неплотности прилегания деталей на стыках, подвижных контактах. Контролю на предмет утечек масла подлежат такие места двигателя 2123:
Для выявления негерметичных мест двигатель моют, сушат, после чего подозрительные стыки опудривают порошком мела или талька. Пробный скоростной заезд на 30 км укажет, где утекает масло.
Устраняют подтекания заменой уплотнителей или, где это возможно, подтяжкой креплений.
Глохнет после того, как заводится
Обычно это происходит на холодном двигателе. Рекомендуется провести диагностику в таком объёме:
Внимание! Характерная для ДВС 2123 причина проблемы на запуске – датчик, фиксирующий положение дроссельной заслонки: его ресурс работоспособности может закончиться на 20 тыс. км пробега.
Неполадки механизма газораспределения
Главная проблема в устройстве ГРМ – недолговечность деталей: частой причиной шумной работы непрогретого двигателя является металлический стук гидрокомпенсаторов несовершенной конструкции. Постукивания возникают на 70-90 тыс. км пробега авто.
Есть и другие уязвимые места в газораспределении движка 2123:
- выработка на кулачках распределительного вала;
- износ подшипников распредвала, его приводного шкива;
- нагар на клапанах, снижение упругости и поломка клапанных пружин.

Вторая по значимости проблема механизма газораспределения – ненадёжность гидронатяжителя в цепном приводе: при ресурсе цепи 150 тыс. км, натяжителя хватает лишь на 70-80 тысяч.
Троение
Неустойчивая работа мотора 2123 наблюдается иногда на холостых оборотах. В большинстве случаев виновником троения оказывается модуль зажигания с электронным управлением, представляющий собой 4-х выводное устройство, в котором заключены 2 двухвыводные катушки. Причины поломки или отказа модуля зажигания:
- попадание в корпус воды при переезде водной преграды;
- применение высоковольтных проводов с утратившей изоляционные свойства оболочкой;
- использование свечей зажигания низкого качества.

Безотказно служит модуль до пробега 100 тыс. км, продлить время его эксплуатации можно, если своевременно заменять бронепровода и свечи. Другая вероятная, но редкая причина неритмичности – прогоревший клапан.
На моторы 2123 за время выпуска ставили отличающиеся по конструкции модули зажигания ВАЗ 2112 (до 2006 г.) и 2111. Модульные устройства не относятся к взаимозаменяемым приборам, отличить их можно по маркировке и внешнему виду: старый модуль крупнее и массивнее.
Прочие неприятности
Двигатель 2123 не безупречен: случаются на нём поломки, присущие другим вазовским двигателям, но случаются эти неполадки реже. К нечастым неисправностям мотора внедорожника относятся:
- Дефекты, вызывающие перегрев двигателя. Нарушения теплового режима возникают из-за утечек антифриза из системы охлаждения, расширительного бачка, а также по причине поломок термостата, циркуляционной помпы.
- Недолговечные узлы, приборы, детали. Так, масляный насос выдерживает без поломок до 100 тыс. км пробега. Столько же стоят прокладка ГБЦ, крепёж выхлопного коллектора.
- Электрическая часть движка. Иногда провода в электросхеме внедорожника коротят, что приводит к проблемам в электрооборудовании двигателя, выходу из строя датчиков.

Если мотор внедорожника не заводится, поиск причин неисправности следует вести по 3 направлениям: проблемы пускового блока (стартер, аккумулятор), поломки в системе зажигания, неполадки в обеспечении ДВС топливом.
Расход топлива ДВС 2123
Потребление бензина, указанное в паспорте автомобиля – лишь количественный ориентир для водителя: показатель не учитывает всех особенностей эксплуатации двигателя, его состояния. В таблице приведены данные по расходу топлива в литрах на 100 км для мотора 2123i разных годов выпуска с механической трансмиссией.
Условия пробега | Chevrolet Niva 2018 г. | Лада Нива Тревел 2021 |
Город | 14,1 | 13,4 |
Межгород | 8,8 | 8,5 |
Смешанный режим | 10,8 | 10,2 |
Уменьшению расхода способствует содержание авто в исправности: тормоза, давление в шинах, чистота топливного, воздушного фильтров. Имеют значение действия водителя: прогрев мотора до старта, спокойная манера вождения, использование хорошего бензина и масла.

В сравнении с потреблением бензина автомобилями рядовой проходимости расход топлива у ДВС 2123 на внедорожнике повышенный, что оправданно: в одновременной работе Нивы находятся редукторы обоих мостов.
Регламент обслуживания двигателя Нива Шевроле 2123
От своевременного и качественного техобслуживания автомобиля зависит срок его эксплуатации. Регламентные работы проводятся с учётом пробега авто, времени использования:
- раз в 7-10 тыс. км (ежегодно) – обновление масла в двигателе, замена масляного фильтра, причём, каждая вторая процедура должна проводиться с промывкой каналов системы смазки;
- интервал 30000 км: смена воздушного, топливного фильтров, свечей зажигания;
- отметка 60000 км – перемонтаж ремённой передачи на вспомогательном оборудовании с установкой нового ремня, здесь же, или раз в 5 лет – обновление охлаждающей жидкости;
- через 100 тыс. км – замена цепного привода ГРМ с гидронатяжителем (ресурс в 1,5 раза больше, но меняют раньше, чтобы не попасть на гнутые клапаны).

Не стоит экономить на смазке: АвтоВАЗ рекомендует заливать синтетическое моторное масло.
Цена двигателя ВАЗ 2123 нового и б/у
Стоимость любого движка изменяется в зависимости от многих факторов. На начало 2023 года границы колебания ценников на ДВС 2123i следующие:
- новые моторы заводской сборки в полной комплектации с навесным оборудованием стоят в зависимости от модификации: 100-130 тыс. руб. за движок 2123, 135-165 тысяч за версию двигателя 2123-41;
- моторы подержанные после проведённого капитального ремонта в сборе – 75-100 тыс.;
- агрегат б/у 2007 года без навесного оборудования можно купить за 30-50 тысяч, а движок с полной навеской обойдётся в 60-80 тыс. руб.

Не битый 2001 года выпуска внедорожник Нива 2123 с пробегом 196 тыс. км, побывавший в руках 4 владельцев, предлагается на продажу по цене прошедшего первый капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2123i: за 110 тыс. руб.
Возможности для тюнинга мотора ВАЗ 2123
Прочность блока цилиндров 2123 позволяет проводить манипуляции с двигателем, направленные на его усовершенствование, обычно в таких случаях речь идёт об увеличении мощности. Скоростные качества авто улучшать на внедорожнике нет смысла, но добавить тяги для преодоления бездорожья будет не лишним.

Возможности форсировать мотор 2123:
- Увеличение рабочего объёма двигателя. Основные пути реализации: расточить цилиндры, увеличить длину хода поршней с заменой коленчатого вала. Мощность при доведении литража до 1.9 возрастёт, но увеличится и расход топлива.
- Перепрошивка (замена управляющей двигателем программы) ЭБУ или чип-тюнинг. Перепрограммирование может добавить мотору 15-20 л. с., что также будет сопровождаться ростом потребления бензина.
- Турбонаддув. Переделка сложная, реализуется редко.

Силовой агрегат 2123 не сходит с конвейера автозавода почти четверть века, что является подтверждением его надёжности. При большом количестве недоработок конструкции двигателя, нужно отметить, что возникают неполадки после длительной эксплуатации ДВС или в результате плохого ухода за техникой.
Какие сильные стороны двигателя 2123 вы отметили бы в первую очередь?
Хороший мотор и главное на наших сервисах знают как его нужно ремонтировать. Не слишком шумный, не капризный, но на клапана да – нужно обращать внимание. Масла обычно одинаково уходит в пределах нормы.
Этот движок меня радовал до поры до времени. Но я его упустил, каюсь. Он у меня запущен был, и даже ремонт не сильно ему помогал. А так по мощности и характеристикам неплохой, даже придраться было почти не к чему.