Доработка двигателя ВАЗ 2106: 10 вариантов улучшения

Моторы ВАЗ

Улучшить характеристики классических моделей бензиновых моторов АвтоВАЗа 2101, 2103-06, сделать тюнинг двигателя Нивы стремятся приверженцы раритетных автомобилей, любители экстрима. Тюнинг и характеристики двигателя ВАЗ 2106 с карбюратором возможен многими способами, 10 из них предлагается автомобилистам с навыками слесарных работ, имеющим представление о строении двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Важно знать, как повлияют изменения узлов и деталей на безопасность и ходовые качества автомобиля с модернизированным силовым агрегатом.

Насколько возможно улучшение двигателя ВАЗ 2106

Шестёрку начали выпускать в 1976 году, комплектовали движок механической КПП с 4-мя передачами. Исходные характеристики вазовского мотора 2106 приведены в таблице.

Показатели Единицы измерения Значения
Мощность л. с. 75
Рабочий объём см³ 1600
Расположение/число цилиндров рядное/4
Количество клапанов 8
Система питания карбюраторная
Резерв тюнинга л. с. 110-150

Главный объект совершенствования авто – двигатель. Целями улучшения ДВС принимаются повышение мощности, разгонных показателей, комфортность езды, минимизация поломок.

Тюнинг нужен для лучшения характеристик динамики и мощности двигателя ВАЗ 2106
Тюнинг нужен для улучшения характеристик динамики и мощности двигателя ВАЗ 2106

Простота движка, отсутствие электронного управления позволяют тюнинговать агрегат в условиях гаража самостоятельно.

Варианты тюнинга мотора ВАЗ 2106

Модернизации в двигателе часто подвергается:

  • блок цилиндров (БЦ);
  • головка блока цилиндров (ГБЦ);
  • детали цилиндропоршневой группы;
  • коленчатый и распределительный валы;
  • топливная система, включая карбюратор.

Увеличение скорости движения приводит к необходимости доводки ходовой части автомашины. Чтобы реализовать все 10 способов тюнинга ВАЗ 2106, нужно запастись инструментами, съёмниками для разборки механизмов, запасными частями.

Чтобы подготовить автомобиль к тюнингу, следует запастись необходимыми материалами и деталями
Чтобы подготовить автомобиль к тюнингу, следует запастись необходимыми материалами и деталями

Переоборудование ходовой части автомобиля

Детали и узлы шасси должны соответствовать возросшей мощи двигателя. Обращают внимание и на КПП в паре с редуктором заднего моста. Переделке подлежат:

  1. Тормозная система. Вместо задних барабанов ставят дисковые тормоза.
  2. Колёсные диски. На передних колёсах заменяют вентилируемой конструкцией.
  3. Пружины, амортизаторы подвески. Меняют на более жёсткие.
Стоит позаботиться и о жёсткости кузова. Усиление производится установкой 2-х распорок: под капотом – между лонжеронами и основаниями передних стоек, в багажнике – фиксация посадочных мест задней амортизирующей конструкции.
Рекомендуется установить дополнительные распорки, усиливающие жесткость кузовной части
Рекомендуется установить дополнительные распорки, усиливающие жесткость кузовной части

Установка кованых поршней

Облегчение деталей ДВС – путь к более рациональному использованию энергии сгорания топлива. Серийно устанавливаемые на ВАЗ 2106 поршни – литые. Недостаток литья –в том, что образование пор в металле компенсируется большей массой. Изотермическая штамповка, называемая ковкой, придаёт шатунам и поршням такие преимущества:

  • прочность – возможность увеличить степень сжатия;
  • меньший вес – повышение КПД двигателя;
  • стойкость к прогоранию поршневого днища.
Кованый поршень не только легче и прочней литого, но также позволяет повысить степень сжатия в камере сгорания
Кованый поршень не только легче и прочней литого, но также позволяет повысить степень сжатия в камере сгорания

Твёрдость кованых изделий выше, чем обычных: 120 единиц по Бриннелю против 90, а термостойкость – в 5-6 раз. Жигулёвский стандартный поршень Ø79 мм весит 380 г, что на 40 г больше массы кованного.

Балансировка коленчатого вала

Облегчение шатунно-поршневой группы – повод сбалансировать работу коленвала. Баланс достигается в комплексе со сцеплением, маховиком, шкивами. Плюсы такого тюнинга:

  • возрастание мощности мотора на 10-15%;
  • уход от перерасхода топлива (до 5%);
  • снижение уровня вибраций, шума в салоне машины;
  • страховка от подтекания масла через задний сальник.
Коленчатый вал заменяют полно-противовесным для облегчения шатунно-поршневой группы
Коленчатый вал заменяют полно-противовесным для облегчения шатунно-поршневой группы

Родной коленвал шестёрки рекомендуется заменить более тяжёлым и прочным полно-противовесным (8 противовесов вместо 4-х) коленчатым валом ВАЗ 21213. Попутно решается задача повышения объёма двигателя: ход поршня увеличивается с 80 до 84 мм.

Расширение топливоподводящих каналов

Улучшить систему питания ДВС можно за счёт улучшения проходимости топлива по протокам в головке блока цилиндров, впускном коллекторе. Более интенсивный впуск топливовоздушной смеси повысит мощность мотора. Состав работ по тюнингу каналов:

  1. Расточить впускной коллектор: сечение сохраняется одинаковым по всей длине. Возможна замена родного впуска аналогичным устройством с протоками большего диаметра.
  2. Прошлифовать, отполировать проточки в ГБЦ под топливо.
  3. Навести глянец в каналах со стороны клапанных сёдел.
Для более продуктивной подачи топлива производят расширение топливоподводящих каналов с помощью расточки впускного коллектора
Для более продуктивной подачи топлива производят расширение топливоподводящих каналов с помощью расточки впускного коллектора
Как вариант – поставить увеличенные клапана от иномарки с подгонкой стержней под размеры газораспределительного механизма (ГРМ) ВАЗ 2106.

Замена распредвала

На шестёрочный двигатель походит распределительный вал от Нивы 21213. Эффект тюнинга достигается за счёт следующих особенностей:

  • увеличивается ширина фазы (до 283º);
  • повышается подъём впускных клапанов (до 10,7 мм);
  • время впуска топлива становится дольше, клапанная тарелка поднимается выше над седлом, горючего в цилиндр поступает больше, мощность цикла ДВС возрастает.
Для изменения фазы газораспределения и улучшения работы мотора, устанавливают распредвал от ВАЗ 21213
Для изменения фазы газораспределения и улучшения работы мотора, устанавливают распредвал от ВАЗ 21213

Кроме распредвала от ВАЗ 21213 можно использовать более эффективный «спортивный» вал, выпускаемый специально для тюнинга. Такой вариант переделки обойдётся дороже.

Внимание! Метки для выставления фаз газораспределения на распредвале отсутствуют, что осложняет наладку работы ГРМ в целом.

Верховые валы

Спортивные тюнинговые распределительные валы выпускаются в вариантах для городской езды – низовые моментные и для движения по скоростным трассам – верховые. Изготавливают и универсальные, сочетающие в себе особенности обоих валов, распредвалы для условий город-трасса. Характеристики верховых моделей:

  • способствуют максимальному раскрытию возможностей двигателя на высоких оборотах;
  • происходит смещение оборотистости к красной зоне, где достигается предельный крутящий момент ДВС;
  • возникает нестабильная работа на холостом ходу.
Благодаря верховым валам, двигатель максимально проявляет свои характеристики на высоких оборотах
Благодаря верховым валам, двигатель максимально проявляет свои характеристики на высоких оборотах
Установка верхового распредвала предполагает дальнейший тюнинг в направлении переделки системы зажигания на более современную.

Низовые валы

В отличие от распредвалов верхового характера, которые ставят любители езды на высоких оборотах ДВС, низовая характерность спортивных распределительных валов годится для низко- и среднескоростных поездок. Особенности эксплуатации низовых валов:

  • увеличенный крутящий момент на малой скорости вращения коленвала, что полезно при поездках по сложным дорогам, по городу, при буксировке прицепа;
  • отодвинутая граница детонации в форме стука поршневых пальцев на низких оборотах;
  • экономный расход бензина.
Замена низовых валов позволит увеличить крутящий момент на низких оборотах
Замена низовых валов позволит увеличить крутящий момент на низких оборотах

На средних оборотах низовые валы работают так же, как и серийные, а на высоких они «умирают».

Система подачи топлива

Улучшения впрыска топливовоздушной смеси в камеру сгорания ДВС на карбюраторных движках добиваются переводом бензоподачи на принудительную схему с использованием форсунок (инжекторов). Тюнинг системы подачи горючего применяется и на ВАЗ 2106. Преимущества инжекторного впуска:

  • бензин и воздух смешиваются прямо в камере сгорания: сохраняется до 10% мощности двигателя;
  • регулирование впрыска основано на данных контрольных датчиков;
  • пуск мотора зимой не требует прогрева зимой, более лёгкий в сравнении с запуском карбюраторного агрегата.
Чтобы тюнинг ВАЗ-2106 сопровождался максимальной эффективностью, карбюратор лучше заменить на инжекторную систему подачи топлива
Чтобы тюнинг ВАЗ-2106 сопровождался максимальной эффективностью, карбюратор лучше заменить на инжекторную систему подачи топлива

Окупаемость затрат на тюнинг системы питания заменой карбюратора на инжекторы – 1,5-2 года. Экономия достигается меньшим расходом горючего.

Установка БЦ

Доработка блока цилиндров производится либо расточкой цилиндрических полостей в чугуне с последующей шлифовкой, либо заменой восьмиклапанного БЦ ВАЗ 2106 на остов от 16-клапанного мотора. Достоинства установки нового блока цилиндров:

  • большая мощность силового агрегата;
  • малая шумность в движении: привод ГРМ – ремённый;
  • надёжность, повышенный ресурс.
Расточка цилиндрических каналов позволяет значительно повысить мощность двигателя
Расточка цилиндрических каналов позволяет значительно повысить мощность двигателя

В качестве замены штатного для шестёрки 8-клапанника используют БЦ современных моторов с 16-ю клапанами от ВАЗ 21126 Приоры или Калины.

Тюнинг карбюратора

Это упрощённый способ улучшить работу системы питания двигателя. На движках 2106 часто ставили карбюраторное устройство Озон, но более продуктивным является карбюратор Солекс (Solex). Возможные переделки узла системы питания ДВС:

  • увеличить пропускную способность жиклёров;
  • убрать пружинку из вакуумного привода дросселя, что повысит динамику авто, но и увеличит расход бензина на 0,5 л/100 км;
  • заменить диффузор в первичной камере: маркированный «3,5» на «4,5».

Тюнинговать подачу топлива можно и посредством установки 2-х карбюраторов вместо одного штатного. Подача смеси топлива и воздуха становится равномерной, что приводит к возрастанию мощности ДВС.

Установка на ВАЗ 2106 двух карбюраторов обеспечивает лучшую динамику автомобиля
Установка на ВАЗ 2106 двух карбюраторов обеспечивает лучшую динамику автомобиля

Преимущества доработок мотора 2106

Тюнинг двигателя стоит немало, но придаёт автомобилю ряд преимуществ. Это могут быть минимизация расхода бензина или улучшение ходовых качеств транспорта. Кроме того, положительными изменениями тюнингования авто могут быть:

  • двигатель: возрастают мощь, скорость;
  • повышение проходимости на плохих дорогах;
  • продление срока службы машины на 70-80%;
  • снижение потребления топлива или улучшение динамики мотора.
После модернизации двигателя можно сократить расход топлива, улучшить проходимость по сложным участкам дороги
После модернизации двигателя можно сократить расход топлива, улучшить проходимость по сложным участкам дороги

Альтернатива тюнингу эксплуатируемого автомобиля – приобретение более совершенного авто: возможно, расходы по обоим вариантам окажутся примерно равными.

Читайте также: преимущества и недостатки мотора ВАЗ 4132

Будут ли последствия для остальных элементов системы

Автомобиль – самоходная машина, в которой все механизмы и системы взаимосвязаны, их сопряжения сбалансированы между собой. Внесение нештатных изменений в конструкцию авто вызывает нарушение баланса, требует мер по восстановлению утраченных связей. Наиболее важные моменты для ВАЗ 2106:

  • повышение эффективности тормозов;
  • придание рулевому управлению большей жёсткости;
  • усиление ходовой части, кузова.
Для достижения баланса необходимо внести модификации и во многие другие элементы системы авто
Для достижения баланса необходимо внести модификации и во многие другие элементы системы авто

Способов улучшить характеристики автомобилей «классика» 30-летней давности выпуска и более достаточно много, все они основаны на технологиях, применяемых при изготовлении современных авто. Важно в погоне за мощностью и комфортом не утратить чувство меры, не допустить разбалансировки узлов транспорта, падения уровня его безопасности.

Хотели бы усовершенствовать двигатель своего авто?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Влад

    Этот движок довольно распространен. Одна из трудностей состоит в том что при доработки одной части нужно улучшать другую так как изначально конструкция не была расчитана на такие доработки.

    Ответить
  2. Петр

    Доработал свою шестерочку. В блок цилиндров пока лезть побоялся. Переделал карбюратор. Также привел в надлежащий вид топливную систему. Стала резвее. Думаю, если выполнить все рекомендации статьи, получишь не ваз 2106, а космолет)).

    Ответить
  3. Глеб Столяров

    Приходилось на шестерке растачивать впускной коллектор. Важно не полениться и хорошенько отглянцевать особенно в каналах клапанных сёдел.
    Ставил другу и 2 карбюратора, иначе не добиться, всё верно, равномерной подачи смеси топлива и воздуха и соответственно не поднять мощность ДВС.

    Ответить
  4. Дима

    Вообще тюнинг достаточно интересная вещь. Думаю это вершина мастерства любого автослесаря.
    У даного движка есть потенциал для такой модернизации хоть и не такой большой, как у других моделей.

    Ответить