Улучшить характеристики классических моделей бензиновых моторов АвтоВАЗа 2101, 2103-06, сделать тюнинг двигателя Нивы стремятся приверженцы раритетных автомобилей, любители экстрима. Тюнинг и характеристики двигателя ВАЗ 2106 с карбюратором возможен многими способами, 10 из них предлагается автомобилистам с навыками слесарных работ, имеющим представление о строении двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Важно знать, как повлияют изменения узлов и деталей на безопасность и ходовые качества автомобиля с модернизированным силовым агрегатом.
- Насколько возможно улучшение двигателя ВАЗ 2106
- Варианты тюнинга мотора ВАЗ 2106
- Переоборудование ходовой части автомобиля
- Установка кованых поршней
- Балансировка коленчатого вала
- Расширение топливоподводящих каналов
- Замена распредвала
- Верховые валы
- Низовые валы
- Система подачи топлива
- Установка БЦ
- Тюнинг карбюратора
- Преимущества доработок мотора 2106
- Будут ли последствия для остальных элементов системы
- Видео по теме
Насколько возможно улучшение двигателя ВАЗ 2106
Шестёрку начали выпускать в 1976 году, комплектовали движок механической КПП с 4-мя передачами. Исходные характеристики вазовского мотора 2106 приведены в таблице.
Показатели | Единицы измерения | Значения |
Мощность | л. с. | 75 |
Рабочий объём | см³ | 1600 |
Расположение/число цилиндров | − | рядное/4 |
Количество клапанов | − | 8 |
Система питания | − | карбюраторная |
Резерв тюнинга | л. с. | 110-150 |
Главный объект совершенствования авто – двигатель. Целями улучшения ДВС принимаются повышение мощности, разгонных показателей, комфортность езды, минимизация поломок.

Простота движка, отсутствие электронного управления позволяют тюнинговать агрегат в условиях гаража самостоятельно.
Варианты тюнинга мотора ВАЗ 2106
Модернизации в двигателе часто подвергается:
- блок цилиндров (БЦ);
- головка блока цилиндров (ГБЦ);
- детали цилиндропоршневой группы;
- коленчатый и распределительный валы;
- топливная система, включая карбюратор.
Увеличение скорости движения приводит к необходимости доводки ходовой части автомашины. Чтобы реализовать все 10 способов тюнинга ВАЗ 2106, нужно запастись инструментами, съёмниками для разборки механизмов, запасными частями.

Переоборудование ходовой части автомобиля
Детали и узлы шасси должны соответствовать возросшей мощи двигателя. Обращают внимание и на КПП в паре с редуктором заднего моста. Переделке подлежат:
- Тормозная система. Вместо задних барабанов ставят дисковые тормоза.
- Колёсные диски. На передних колёсах заменяют вентилируемой конструкцией.
- Пружины, амортизаторы подвески. Меняют на более жёсткие.

Установка кованых поршней
Облегчение деталей ДВС – путь к более рациональному использованию энергии сгорания топлива. Серийно устанавливаемые на ВАЗ 2106 поршни – литые. Недостаток литья –в том, что образование пор в металле компенсируется большей массой. Изотермическая штамповка, называемая ковкой, придаёт шатунам и поршням такие преимущества:
- прочность – возможность увеличить степень сжатия;
- меньший вес – повышение КПД двигателя;
- стойкость к прогоранию поршневого днища.

Твёрдость кованых изделий выше, чем обычных: 120 единиц по Бриннелю против 90, а термостойкость – в 5-6 раз. Жигулёвский стандартный поршень Ø79 мм весит 380 г, что на 40 г больше массы кованного.
Балансировка коленчатого вала
Облегчение шатунно-поршневой группы – повод сбалансировать работу коленвала. Баланс достигается в комплексе со сцеплением, маховиком, шкивами. Плюсы такого тюнинга:
- возрастание мощности мотора на 10-15%;
- уход от перерасхода топлива (до 5%);
- снижение уровня вибраций, шума в салоне машины;
- страховка от подтекания масла через задний сальник.

Родной коленвал шестёрки рекомендуется заменить более тяжёлым и прочным полно-противовесным (8 противовесов вместо 4-х) коленчатым валом ВАЗ 21213. Попутно решается задача повышения объёма двигателя: ход поршня увеличивается с 80 до 84 мм.
Расширение топливоподводящих каналов
Улучшить систему питания ДВС можно за счёт улучшения проходимости топлива по протокам в головке блока цилиндров, впускном коллекторе. Более интенсивный впуск топливовоздушной смеси повысит мощность мотора. Состав работ по тюнингу каналов:
- Расточить впускной коллектор: сечение сохраняется одинаковым по всей длине. Возможна замена родного впуска аналогичным устройством с протоками большего диаметра.
- Прошлифовать, отполировать проточки в ГБЦ под топливо.
- Навести глянец в каналах со стороны клапанных сёдел.

Замена распредвала
На шестёрочный двигатель походит распределительный вал от Нивы 21213. Эффект тюнинга достигается за счёт следующих особенностей:
- увеличивается ширина фазы (до 283º);
- повышается подъём впускных клапанов (до 10,7 мм);
- время впуска топлива становится дольше, клапанная тарелка поднимается выше над седлом, горючего в цилиндр поступает больше, мощность цикла ДВС возрастает.

Кроме распредвала от ВАЗ 21213 можно использовать более эффективный «спортивный» вал, выпускаемый специально для тюнинга. Такой вариант переделки обойдётся дороже.
Верховые валы
Спортивные тюнинговые распределительные валы выпускаются в вариантах для городской езды – низовые моментные и для движения по скоростным трассам – верховые. Изготавливают и универсальные, сочетающие в себе особенности обоих валов, распредвалы для условий город-трасса. Характеристики верховых моделей:
- способствуют максимальному раскрытию возможностей двигателя на высоких оборотах;
- происходит смещение оборотистости к красной зоне, где достигается предельный крутящий момент ДВС;
- возникает нестабильная работа на холостом ходу.

Низовые валы
В отличие от распредвалов верхового характера, которые ставят любители езды на высоких оборотах ДВС, низовая характерность спортивных распределительных валов годится для низко- и среднескоростных поездок. Особенности эксплуатации низовых валов:
- увеличенный крутящий момент на малой скорости вращения коленвала, что полезно при поездках по сложным дорогам, по городу, при буксировке прицепа;
- отодвинутая граница детонации в форме стука поршневых пальцев на низких оборотах;
- экономный расход бензина.

На средних оборотах низовые валы работают так же, как и серийные, а на высоких они «умирают».
Система подачи топлива
Улучшения впрыска топливовоздушной смеси в камеру сгорания ДВС на карбюраторных движках добиваются переводом бензоподачи на принудительную схему с использованием форсунок (инжекторов). Тюнинг системы подачи горючего применяется и на ВАЗ 2106. Преимущества инжекторного впуска:
- бензин и воздух смешиваются прямо в камере сгорания: сохраняется до 10% мощности двигателя;
- регулирование впрыска основано на данных контрольных датчиков;
- пуск мотора зимой не требует прогрева зимой, более лёгкий в сравнении с запуском карбюраторного агрегата.

Окупаемость затрат на тюнинг системы питания заменой карбюратора на инжекторы – 1,5-2 года. Экономия достигается меньшим расходом горючего.
Установка БЦ
Доработка блока цилиндров производится либо расточкой цилиндрических полостей в чугуне с последующей шлифовкой, либо заменой восьмиклапанного БЦ ВАЗ 2106 на остов от 16-клапанного мотора. Достоинства установки нового блока цилиндров:
- большая мощность силового агрегата;
- малая шумность в движении: привод ГРМ – ремённый;
- надёжность, повышенный ресурс.

В качестве замены штатного для шестёрки 8-клапанника используют БЦ современных моторов с 16-ю клапанами от ВАЗ 21126 Приоры или Калины.
Тюнинг карбюратора
Это упрощённый способ улучшить работу системы питания двигателя. На движках 2106 часто ставили карбюраторное устройство Озон, но более продуктивным является карбюратор Солекс (Solex). Возможные переделки узла системы питания ДВС:
- увеличить пропускную способность жиклёров;
- убрать пружинку из вакуумного привода дросселя, что повысит динамику авто, но и увеличит расход бензина на 0,5 л/100 км;
- заменить диффузор в первичной камере: маркированный «3,5» на «4,5».
Тюнинговать подачу топлива можно и посредством установки 2-х карбюраторов вместо одного штатного. Подача смеси топлива и воздуха становится равномерной, что приводит к возрастанию мощности ДВС.

Преимущества доработок мотора 2106
Тюнинг двигателя стоит немало, но придаёт автомобилю ряд преимуществ. Это могут быть минимизация расхода бензина или улучшение ходовых качеств транспорта. Кроме того, положительными изменениями тюнингования авто могут быть:
- двигатель: возрастают мощь, скорость;
- повышение проходимости на плохих дорогах;
- продление срока службы машины на 70-80%;
- снижение потребления топлива или улучшение динамики мотора.

Альтернатива тюнингу эксплуатируемого автомобиля – приобретение более совершенного авто: возможно, расходы по обоим вариантам окажутся примерно равными.
Читайте также: преимущества и недостатки мотора ВАЗ 4132
Будут ли последствия для остальных элементов системы
Автомобиль – самоходная машина, в которой все механизмы и системы взаимосвязаны, их сопряжения сбалансированы между собой. Внесение нештатных изменений в конструкцию авто вызывает нарушение баланса, требует мер по восстановлению утраченных связей. Наиболее важные моменты для ВАЗ 2106:
- повышение эффективности тормозов;
- придание рулевому управлению большей жёсткости;
- усиление ходовой части, кузова.

Способов улучшить характеристики автомобилей «классика» 30-летней давности выпуска и более достаточно много, все они основаны на технологиях, применяемых при изготовлении современных авто. Важно в погоне за мощностью и комфортом не утратить чувство меры, не допустить разбалансировки узлов транспорта, падения уровня его безопасности.
Хотели бы усовершенствовать двигатель своего авто?
Этот движок довольно распространен. Одна из трудностей состоит в том что при доработки одной части нужно улучшать другую так как изначально конструкция не была расчитана на такие доработки.
Доработал свою шестерочку. В блок цилиндров пока лезть побоялся. Переделал карбюратор. Также привел в надлежащий вид топливную систему. Стала резвее. Думаю, если выполнить все рекомендации статьи, получишь не ваз 2106, а космолет)).
Приходилось на шестерке растачивать впускной коллектор. Важно не полениться и хорошенько отглянцевать особенно в каналах клапанных сёдел.
Ставил другу и 2 карбюратора, иначе не добиться, всё верно, равномерной подачи смеси топлива и воздуха и соответственно не поднять мощность ДВС.
Вообще тюнинг достаточно интересная вещь. Думаю это вершина мастерства любого автослесаря.
У даного движка есть потенциал для такой модернизации хоть и не такой большой, как у других моделей.