Номер двигателя ВАЗ 2101 (2103): 25 фото, где искать, на какой стороне находится

Моторы ВАЗ

Для первого легкового автомобиля Лада 2101 в 1970 г. АвтоВАЗ создал под тем же индексом 1.2-литровый бензомотор мощностью 59 л. с., который до 1988 года устанавливали также на ВАЗ 2102, 2103, 2105. Уже в то время двигатели и кузов «копейки» маркировали уникальными номерами для внесения данных в паспорт транспортного средства – ПТС. Цифробуквенные коды набивали по металлу на доступных для обозрения частях машины, но быстро отыскать клеймо сможет только знающий местоположение номерного шифра человек.

Где находится номер двигателя на ВАЗ 2101 (2103) – на какой стороне искать

Мотор под капотом «копейки» расположен продольно по ходу движения автомобиля, привод – на задние колёса. Автомобиль положил начало вазовской серии «классика».

Читайте также: где номер двигателя на ВАЗ 2110

Для размещения номерного шифра на внешней поверхности блока цилиндров с помощью фрезерования подготавливают площадку ограниченных размеров.

Маркировочное обозначение на двигателе наносится на специальную площадку блока цилиндра
Маркировочное обозначение на двигателе наносится на специальную площадку блока цилиндра

При этом механической обработке фрезой подвергаются также участки под установку масляного фильтра и бензонасоса. Сам процесс маркирования механизирован, а места расположения номера двигателя ВАЗ 2101 (2103) в разные периоды выпуска менялись:

Маркировка спереди торцевой части ДВС чуть ниже головки блока цилиндров 1. Выпущенные в течение 1970-1974 г.г. моторы. Маркировка располагалась спереди торцевой части ДВС чуть ниже головки блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы увидеть район поиска, нужно встать впереди авто лицом к двигателю, смотреть в его торец: цифровые знаки мелкие, разглядеть их можно только вблизи.
Расположение номерного клейма с левой (водительской) стороны силового агрегата 2. Произведённые с июля 1975 г. движки. С этого времени АвтоВАЗ принял схему расположения номерного клейма с левой (водительской) стороны силового агрегата. Площадку фрезеровали на приливе металла к блоку цилиндров над масляным фильтром.
Макировка двигателей переходного периода с декабря 1974 по июнь 1975 года 3.  Двигатели переходного периода: с декабря 1974 по июнь 1975 года. В течение полугода остовы движков маркировали с использованием одного из предыдущих вариантов месторасположения площадок: в переднем торце блока вверху, на боковой поверхности ДВС выше маслофильтра.

В целях обеспечения двигателей ВАЗ запчастями часть блоков цилиндров выпускается без номера порядкового, но с цифровым 3-значным кодом, предназначенным для правильного подбора поршней. Располагается шифр также на переднем торце блока.

Расшифровка маркировки номера двигателя

По общим правилам в нумерацию моторов закладывают сведения о предприятии-изготовителе в виде краткого названия или товарного знака автозавода (ВАЗ), цифровой код модели ДВС, порядковый номер сборки на конвейере. Год выпуска двигателя указывается в шифре не всегда: нумерация даты первых выпущенных заводом движков, а также поставлявшихся за рубеж моторов с 1987 года в маркировке отсутствовала. Наносится шифр в однострочной компоновке знаков или с разбивкой символов на 2 строки: нижний ряд предназначается для собственно номера двигателя, в обоих случаях может выделяться звёздочками.

Порядковый номер на двигателях обязательно заключается между двумя звездочками
Порядковый номер на двигателях обязательно заключается между двумя звездочками

Пример маркировки двигателя «копейки»: верхний ряд цифр – 2101, нижний – 0012345, где первая группа цифр – индекс модели ДВС, вторая – производственный сборочный номер. Определить год выпуска можно было по цифрам, наносившимся по правой стороне остова мотора, которые обозначали дату изготовления самого блока цилиндров: D ВАЗ 01 07 85 N 2106, где D – вид оснастки, N – шифр смены. Расхождение во времени от отливки остова до сборки двигателя не превышает 2 недель.

В маркировке номера двигателя год выпуска в период 1970-1979 г.г. обозначали цифрой: 0, 1, 2 … 9, а с 1980 г. – буквой латинского алфавита. В таблице приведена расшифровка знаков до 1988 года, когда ДВС 2101 сняли с конвейера.

Годы 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988
Символы A B C D E F G H J

Возможности маркировки двигателей 7-значным номером были полностью использованы в конце 1986 г., когда был выпущен 10-миллинонный ВАЗ. Разряд нумерации завод изменять не стал, а возобновил присвоение порядковых номеров ДВС с нуля, как в 1970 году.

С начала 1970-х годов нумерацию двигателей начинали с «нуля»
С начала 1970-х годов нумерацию двигателей начинали с «нуля»

Где найти номер кузова в ПТС

Автозавод маркирует и кузовную конструкцию машины буквенно-цифровым кодом, который наносится тиснением на шильдике (прикреплённой поверх радиаторной рамки металлической пластине) под капотом. Коробка воздухопритока на ВАЗ 2101 – второе место, где можно увидеть номерной код: на нижней полке устройства. В маркировке длиной от 9 до 12 символов шифруются сведения о заводе, типе и марке кузова, его 7-значном порядковом номере.

Вид идентификационного номера, наносимого на автомобили ВАЗ
Вид идентификационного номера, наносимого на автомобили ВАЗ

Аналогичная информация, но в большем объёме содержится в ПТС – документе, на основании которого производится регистрация авто в МРЭО ГИБДД, совершаются сделки купли-продажи машины. Каждый паспорт имел собственные номер и серию, а с ноября 2022 г. действуют электронные ПТС (ЭПТС), имеющие в базе данных уникальный 15-значный код. Чтобы найти номер кузова в виртуальном документе, нужно заглянуть в выписку из ЭПТС, где приведены такие сведения:

  • статус документа (действует или нет), дата выдачи;
  • первая строка: идентификационный код VIN из 17 знаков, включая номерной по порядку для кузовной конструкции;
  • через 7-строчный интервал будет запись: «номер кузова (кабины, прицепа)» и комбинация цифр, обозначающая кузовной порядковый номер, который может совпадать с VIN-кодом или иметь меньшее количество символов.
Цифровой код записывается в ПТС в разделе «Номер двигателя»
Цифровой код записывается в ПТС в разделе «Номер двигателя»

Выписка из ЭПТС прилагается к электронному ПТС и выдаётся при регистрации авто. При необходимости получить документ можно бесплатно через МФЦ. Заменять имеющийся бумажный паспорт ТС на ЭПТС в обязательном порядке не требуется, но иметь одновременно обе версии документа нельзя.

Кузов как запасная часть идёт в продажу всегда под своим номерным кодом, но на маркируемых деталях кузовных запчастей нет номеров порядковых. Продублирована маркировка в левом по ходу авто переднем углу багажника ВАЗ 2101.

Что такое VIN и где расположен

Vehicle identification number – идентификационный номер автомобиля или ВИН. Представляет собой уникальный для каждого транспортного средства многозначный набор букв, цифр, которые несут в себе информацию о производителе, технических характеристиках и конструкции машины. VIN-код отмечается в ПТС, свидетельстве о регистрации авто, вносится в договор купли-продажи, используется при постановке техники на регистрационный учёт в ГИБДД, розыске угнанных автомобилей.

VIN-номер - это уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 знаков
VIN-номер – это уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 знаков

Зашифрованной в номере информацией пользуются при покупке запасных частей, расходных материалов для техобслуживания транспорта. Особенности маркировки ВИН-кодом первых вазовских автомашин 2101:

  1. Расположение VIN-номера. Искать кодировку следует под капотом на элементах устройства воздухопритока: в период выпуска 1970-1975 г.г. маркировку наносили на вертикальную стенку коробки, а позже – на нижнюю полку. Сама приточная конструкция находится справа по ходу движения автомобиля, с пассажирской стороны.
  2. Число знаков в идентификаторе выпущенных до 1982 года машин. Символов могло быть 11, 12, 14, 15: последние 7 цифр – порядковый номер кузова авто, первая группа букв – обозначение завода ВАЗ, остальные знаки обозначают модель автомобиля. Пример написания кода: ВАЗ 2101 1234567.
  3. VIN для выпущенных после 1982 г. машин, в нём всегда 17 символов. Например: ХТА 2106 00 С 2345671, где первые 3 буквы описывают завод (Европа, Россия, АвтоВАЗ), 7 последних цифр – номер кузова, 2106 – модель автомобиля. Следующие «00» значения не имеют, а буква «С» указывает на год выпуска автомобиля – 1982.
Расшифровка VIN-кода авто
Расшифровка VIN-кода авто

На автомобиле ВАЗ 2101, как и на других вазовских авто серии «классика» (до модели 2107 включительно), VIN-код располагается под капотом моторного отделения с пассажирской стороны на коробке воздухопритока. ВИН-номер дублируется на шильдике со сводной информацией об автомобиле, а также выбит на арке заднего левого колеса (доступ к осмотру – из багажника).

Что делать, если цифры отсутствуют, не читаются или перебиты

Набитые на металле силовой установки автомобиля маркировочные символы подвергаются воздействию пыли, химреагентов с дорожного полотна, подтёков заправочных жидкостей ДВС, перегрева мотора. VIN-коды находятся в более комфортных условиях, разрушаются реже, чем номера двигателя. В любом случае без проверки госинспектором идентификаторов авто на предмет его законного происхождения ГИБДД автомобиль не зарегистрирует.

Водители, столкнувшиеся с нечитаемыми, перебитыми цифрами, действуют по обстоятельствам. Иногда, чтобы прочитать маркировку, достаточно протереть клеймо ветошью, смоченной универсальной смазкой повышенной проницаемости WD-40.

Применив смазку WD-40, можно легко прочитать маркировку авто
Применив смазку WD-40, можно легко прочитать маркировку мотора

Алгоритм действий автолюбителя в часто встречающихся ситуациях, когда идентификационный номер авто или движка не читается, включает исправленные цифры, такой:

  1. Осмотр автомобиля при покупке с рук. При обнаружении нарушений лучше от проблемной машины отказаться. Если сделка совершена, её можно законно расторгнуть с возвратом денег покупателю по причине нечитаемого VIN-кода.
  2. Сверка номеров инспектором ГИБДД при регистрационных действиях. При невозможности прочесть маркировку или подозрениях на перебивку цифр сотрудник ГАИ назначает проведение экспертизы, а ПТС у собственника авто изымается. Дальнейшие действия – по результатам проверки: номер прочитан и соответствует паспорту – регистрацию продолжают, маркировка не восстановлена – отказ, подозревается криминал – будет расследование.
  3. Обнаружение повреждений маркировки при техобслуживании авто его владельцем. Если причиной является коррозия, естественный износ, что подтвердит экспертиза, эксплуатацию движка можно продолжить. Или заменить двигатель с дефектным идентификатором иным мотором той же модели с читаемым номером.
Если не читается номер двигателя кузова или VIN, назначают экспертизу
Если не читается номер двигателя кузова или VIN, назначают экспертизу

Факт исправлений, перебивки цифр в маркировке ДВС устанавливается только по результатам экспертизы. Если машина в розыске, на время расследования авто и документы на него конфискуют до окончания проверки.

Как и чем почистить загрязненный номер

Основной компонент грязи на маркировке блока движка – ржавчина, но удаление коррозии наждачкой, стальной щёткой, напильником, кислотой сотрудник ГИБДД может принять за попытку заменить цифры в номере. Допустимые средства и способы очистки маркировочной площадки на чугунном блоке цилиндров мотора ВАЗ 2101 следующие:

Услуги автомойки 1. Воспользоваться услугами автомойки, где используются профессиональные моющие растворы.
Отмывают маркировку с помощью подручных жидкостей 2. Отмыть самому труднодоступные места маркировки с помощью ветоши, зубной щётки, аэрозоля WD-40, бытового очистителя ржавчины Cillit, подручных жидкостей: тормозной или масляной, газировкой Кока Кола.
Протирают клеймо порошком мела 3. Протереть клеймо порошком мела или магнезии: на контрасте с фоном оттиски цифр станут отчётливее.

Главное при очистке номера – не повредить сохранившиеся символы: применение преобразователя ржавчины не исключает утрату нумерации вместе с коррозионным слоем металла. Чтобы уберечь маркировку от вредных окружающих факторов, используют различные покрытия: пластичную смазку Литол-24 на основе загущённой литиевым мылом нефти, лак термостойкий и др.

Пластичная смазка Литол-24 поможет уберечь маркировку авто от вредных окружающих факторов
Пластичная смазка Литол-24 поможет уберечь маркировку авто от вредных окружающих факторов

Для чего нужен номер двигателя

Основное предназначение – обеспечить идентифицирование установленного на машине мотора как силовой установки именно данной автомашины по совпадению выбитого на ДВС номера с указанным в ПТС набором цифр. Маркируются двигатели ударным клеймом по блоку цилиндров перед сборкой на конвейере, причём глубина тиснения ограничена: <0,3 мм.

На автомобили марки «ВАЗ» идентификационный номер наносится ударным способом
На автомобили марки «ВАЗ» идентификационный номер наносится ударным способом

Потребность в нумерации моторов обосновывается также такими обстоятельствами:

  1. Покупка автомобиля. Сверяется фактический номер двигателя с паспортным в целях выявления возможно криминального прошлого машины. При расхождении данных от сделки лучше отказаться.
  2. Ремонт ДВС. Модификация движка нужна при покупке запчастей.
  3. Сверка номеров при регистрационных действиях в ГИБДД. Модель мотора в нумерации на блоке должна совпадать с информацией на VIN-коде авто, а клеймо на двигателе, кузове – со сведениями в сопроводительных документах на автомобиль. В постановке на государственный учёт будет отказано, если в результате сверки выявится несоответствие.
  4. Розыскные осмотры машины на предмет угона. Перебитые или спиленные цифры маркировки движка укажут на вероятность кражи авто и нахождения его в розыске.
  5. Расследование аварий, транспортных катастроф. Случается, что из 3-х имеющихся на автомобиле идентификаторов при смятии металла и пожарах государственные регистрационные знаки, кузовные VIN становятся нечитаемыми или исчезают вовсе. Номер на блоке двигателя становится единственной зацепкой для следователя.
Номер двигателя нужен для проведения сервисных работ и идентификации автомобиля
Номер двигателя нужен для проведения сервисных работ и идентификации автомобиля

Для разрешения спорных ситуаций, когда возникают подозрения на исправление цифр заводского клейма на ДВС выпущенной автозаводом машине, АвтоВАЗ содержит картотеку, где фиксируют погрешности клеймения.

Противоречивость норм юридических документов в отношении двигателя: считать ли ДВС обычной запчастью или равной по значению кузовной конструкции частью авто, приводит к сомнениям в важности номера движка. Но инспекторы ГИБДД никаких поблажек в требованиях к маркировке не допускают, обязательно проверяют соответствие номера двигателя паспортным данным автомобиля. Водителям же ВАЗ 2101 стоит периодически осматривать состояние клейма, принимать меры к его сохранности, для чего пригодится знание местоположения порядкового номера ДВС.

Проверяете состояние номера двигателя на своем авто?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Ярик

    Насколько я знаю, с 2021 года двигатель относится к запчастям автомобиля и не играет роли в его регистрации. С тех пор ни разу не было, чтобы гибдшники его проверяли. Смотрят только доки.

    Ответить