Популярный в советское время среди молодёжи ВАЗ 2108 выпускался с 1984 года и комплектовался разными двигателями, среди которых был и ДВС с номером 21083, созданный АвтоВАЗом в 1987 г. Прототипом для создания карбюраторного бензомотора объёмом 1,5 л послужил 1.3-литровый двигатель 2108. Дальнейшее совершенствование восьмёрочного движка, выпускавшегося до 2004 года состояло в преобразовании карбюраторной версии 21083 в инжекторную модель 2111, созданную в 1994 г.
Технические характеристики мотора 21083
Силовой агрегат создавался с поперечной ориентацией под капотом: восьмерка – переднеприводный автомобиль. Конструктив двигателя – 4 расположенных в 1 ряд цилиндра, высверленных в чугунном блоке с последующей обработкой абразивом, называемой хонингованием: гильзы конструкцией не предусмотрены.

Технические данные двигателя 083-й серии представлены в таблице.
Показатели | Значения |
Рабочий объём | 1.5 дм³ |
Мощность при 5600 об./мин. | 73 л. с. |
Момент вращения коленвала с частотой 3600 оборотов | 106 Нм |
Число клапанов: на 1 цилиндр/всего | 2/8 шт |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 9,8-9,9 |
Диаметр цилиндра/длина хода поршня | 82/71 мм |
Вместимость системы смазки | 3,5 л |
Литраж гидросистемы охлаждения | 7,3 л |
Потребление моторного масла | <0,7 г/1000 км пробега |
Расход бензина АИ-93, 95: трасса/город/среднее | 7/7,9-10/7,8-8,6 л/100 км |
Ресурс до капремонта: заявленный/фактический | 125/200-250 тыс. км |
Масса | 127 кг |
Обеспечительные системы мотора: питания топливом – карбюраторная, смазки – принудительная и разбрызгиванием, охлаждения – закрытая с циркуляцией от помпы по большому или малому контуру. Моторное масло – 5W-30(40), 10W-40 и 15W-40, охлаждающая жидкость (ОЖ) – антифриз (тосол), рабочая температура – 80ºС. Система зажигания – бесконтактная, привод газораспределительного механизма (ГРМ) – ремённый.
Агрегат серии 083 работает в паре со 5-ступенчатой механической коробкой – МКПП.

Особенности конструкции двигателя ВАЗ 21083
Преобразование восьмёрочного блока рабочим объёмом 1.3 до 1.5 литров у 083-го мотора достигнуто расточкой цилиндров с 76 до 82 мм, что и стало основным способом увеличения мощности. Характерности иных механизмов, систем, деталей 8-клапанного ВАЗ 21083:
- Остов, блок двигателя. Каналы для протока охлаждающей жидкости между цилиндрами не предусмотрены.
- Поршневая группа и газораспределительный механизм. Выемки в днищах поршней компенсируют длину клапанных стержней, не допуская их взаимного соударения при обрыве приводного ремня ГРМ, когда клапаны замирают в неподвижности, а поршни перемещаются. Другими словами: 083-й мотор клапана не гнёт.
- Головка блока цилиндров (ГБЦ). Сечение каналов для подачи топливовоздушной смеси в камеры сгорания увеличено. Диаметр впускных и выпускных клапанов с 35 мм увеличен до 37.
- Система охлаждения. Доработана конструкция циркуляционной помпы, её ресурс увеличился.

Внешнее отличие мотора 083 от других движков состоит лишь в том, что блок цилиндров окрашен в синий цвет. В моторе нет обязательных для современных ДВС гидрокомпенсаторов, регулятора фаз газораспределения.
Преимущества вазовского ДВС 21083
Безопасность для двигателя конструктивного исполнения поршней и клапанов, исключающего соударение деталей при встрече из-за обрыва ремня – главное достоинство мотора. Ремённую передачу восстановить проще, чем выполнить дорогостоящий капитальный ремонт на ДВС, не имеющем защиты от загибания клапанов при ударе о днища поршней. Другие преимущества:
- эффективная и надёжная система охлаждения с модифицированной помпой;
- исключение дефицита моторной смазки в момент запуска мотора: на контактирующей со стенками цилиндров поверхности поршней нанесено покрытие, удерживающее масло от стекания в картер;
- конструктив шатунов: массивность верхней головки, свободное вращение поршневого пальца в бобышках продляет срок службы деталей;
- карбюратор стал более экономичным за счёт изменения проходных сечений, пусковых зазоров.

Частые проблемы и их устранение
Больше всего хлопот водителям доставляет система смазки ВАЗ 21083: подтекания масла часто появляются из-под масляного фильтра, крышки клапанов. Уровень масляной жидкости в картере следует поддерживать в норме, а обнаруженные течи – устранять заменой дефектных уплотнений. Другие проблемные участки и моменты работы ДВС:
- Постукивания под капотом. Причины: нарушенные тепловые зазоры клапанов, детонация из-за неправильного выставленного зажигания, использования низкооктанового бензина. Устранение – отрегулировать угол опережения, клапана.
- Троение двигателя. Отказ в работе одного из цилиндров случается из-за неисправностей в системе искрообразования, при сбоях в работе карбюратора, при прогаре клапана. Определяют истинную причину измерением компрессии в каждом цилиндре или иным способом, после чего неисправные детали заменяют, карбюратор – промывают.
- Перегрев мотора. Возникает вследствие заклинивания клапана в термостате. Прибор ремонту не подлежит, заменяется новым.

В первые годы выпуска на ВАЗ 21083 ставили карбюратор Солекс, к работе которого было немало нареканий. Позднее проблемный узел был заменён более надёжной моделью под названием Озон, но засорения жиклёров при заправке авто топливом низкого качества случаются и на этом карбюраторе.
На какие автомобили устанавливался мотор 21083
Двигатель использовался по своему назначению: для комплектации переднеприводных вазовских автомобилей. Индексы моделей ВАЗа, на которые ставили движок 083-й серии, периоды выпуска укомплектованных таким мотором машин:
- 2108, 21083 – 3-дверный хетчбэк (1987-2004 г.г.);
- 2109, 21093 – те же кузова, но с 5 дверями (с 1987 г.), а также 21099 седан с 1990 года;
- 2110, хетчбэки 2113 и 2114 – 3-, 5-ти дверные, седан ВАЗ 2115 двигатель Лада Самара (1997-2013 г.г.).

Двигателем ВАЗ 21083 владельцы авто Москвич 21412 заменяли штатный УЗАМ 3317 объёмом 1.7 дм³ мощностью 85 л. с. Связывалась такая замена с высокой надёжностью вазовского движка, обилием и доступностью запчастей к мотору, его экономичностью.
Регламент техобслуживания
Техническое обслуживание (ТО) проводится для поддержания двигателя в рабочем состоянии. Сначала мотор подготавливают: моют, очищают от грязи, после чего автомобиль загоняют на специальную площадку с эстакадой или в гараж на смотровую яму, ставят на ручной тормоз, под колёса – башмаки.
Техобслуживание проводят на неработающем двигателе, зажигание должно быть выключено.

Перечень регламентных работ, сроки выполнения в зависимости от пройденных расстояний приведены в таблице.
Объекты ТО, виды обслуживаний | Периодичность: по времени, год/пробегу, тыс. км |
Обновление моторного масла, маслофильтра | 1/10-15 |
Коллектор выпускной | 1/- |
Свечи зажигания | 1-2/20 |
Ревизия вентиляции картера | 2/20 |
Фильтр воздушный | 2/40 |
Фитинги, шланги системы охлаждения, ОЖ – смена | 2/40 |
Регулировка зазоров клапанов | 2/50 |
Ремень ГРМ и направляющие ролики, замена | -/50-100 |
Состояние цилиндро-поршневой группы деталей контролируют при сезонных обслуживаниях мотора. Давление в камерах сгорания проверяется при помощи компрессометра, зазоры клапанного механизма измеряют щупом (набор калиброванных пластин).

Способы тюнинга
Увеличить мощность карбюраторного 1.5-литрового двигателя 21083 с 8 клапанами можно до 180 л. с., но долго такой мотор не послужит. Сначала применяют щадящие методы форсирования, к которым относятся:
- Замена штатного распредвала на спортивный вал с разрезной шестерней-шкивом для настройки фаз газораспределения конструкции ОКБ Динамика. Результат – плюс 10% тяги.
- Доработка ГБЦ фрезерованием, шлифовка внутренних каналов и впускного коллектора, притирка клапанов к сёдлам – в сочетании с тюнингом распредвала мощность достигнет 85-90 л. с.
- Доведение рабочего объёма до 1.6 л путём замены штатного коленвала с ходом поршня 71 мм на коленчатый вал с кривошипом 74,8 мм.
Тяговитость мотора ВАЗ 21083 суммарно возрастёт до 95 л. с. при сохранении заводского ресурса. Если использовать потенциал тюнинга полностью, тяга агрегата достигнет 180 сил.

Внимание! Кардинальный способ преобразования 083-го движка в мощный гоночный мотор – установить компрессор, но предварительно лучше переделать систему питания из карбюраторной в инжекторную (форсунками). Турбировать ДВС АвтоВАЗ не рекомендует из-за значительного сокращения срока полезной эксплуатации силового агрегата.
Стоимость двигателя ВАЗ 21083 на вторичке
С момента прекращения серийного выпуска моторов 083-й модели прошло почти 20 лет, но на вторичном рынке ещё продаются движки с пробегом, ДВС после капитального ремонта и новые. Стоимость силовых агрегатов зависит от комплектации, технического состояния.

Примеры ценников на двигатели ВАЗ 21083 в начале осени 2022 года:
- Мотор б/у в сборе 2011 года выпуска. ГБЦ, помпа обновлены 10 тыс. км назад. Цена – 5 тысяч.
- ДВС с 5-ступенчатой коробкой, после капремонта пробег 50 т. км. Ценник – 7 тыс. руб.
- Новые двигатели конвейерной сборки без навесного оборудования – 76-105 тысяч.
- Полностью комплектные моторы: генератор, элементы системы зажигания, карбюратор, впускной и выпускной коллекторы, бензонасос – всё новой сборки, не восстановленное. Цены – 125-140 тыс. рублей.

Двигатель ВАЗ 21083 – надёжный, экономичный агрегат, который востребован и спустя 35 лет со дня схода с конвейера первого 1.5-литрового 8-клапанного 73-сильного бензомотора для переднеприводных машин. На его основе разработаны современные силовые агрегаты для вазовских легковушек.
Знаете интересные факты о двигателе 21083?
Согласен с автором, что если ставить компрессор, то мотор восьмерки превращается в подобие гоночного. Само собой, что систему питания приходиться менять на инжекторную.
Вообще, дизайн 2108 — отличен! Особенно для 1985-86 года, когда машинка на улицах страны появилась. Считаю, 2109 — это уже дизайнерский компромисс.
Достаточно надежный движок. Продуманная конструкция и система охлаждения. Конечно сейчас он уже не конкурент современным, но все же. Также довольно неприхотлив к бензину. Пробовал не раз.
На счет тюнинга в плане увеличения мощности я бы не спешил. Да эффект есть, но двигатель не предназначен для нее и потому не стоит это делать как по мне. Уж лучше ездить на той мощности что приписана в паспорте чем пару лет на более мощно движке.
Мы с мужем долго на таком движке ездили. Довольно надёжный, особенно если подтюнинговать немного. Ну и к бензина не особо требовательный, это точно огромный плюс!
Не такой плохой двигатель, как его часто малюют мои друзья. За пять лет работы была одна поломка, да и то быстро ее устранили. А так работа у него стабильная и хорошая, можно спокойно кататься.
Часто у этого мотора постукивания, раздражают прямо меня. Ремонт помогает, но как-то ненадолго, даже сервис менял, а все без толку. Наверное, это будет постоянно моей проблемой.