Двигатель ВАЗ 11189 (28 фото): технические характеристики мотора Лада Ларгус, обзор, расход, проблемы, неисправности

Моторы ВАЗ

Выпуск автомобиля Лада Ларгус АвтоВАЗом начат в 2012 году с комплектацией силовым агрегатом Renault-Nissan K7M, который в 2016 г. был заменён аналогичным ДВС вазовского производства – мотором 11189. Двигатель объёмом 1,6 л создан именно для модели Lada Largus, но позднее устанавливался и на другие легковушки ВАЗа, включая современные авто. Предлагается обзор характеристик отечественного бензомотора, пришедшего на смену движку французско-японского альянса и привлекшего внимание многих автолюбителей.

Технические характеристики мотора ВАЗ 11189

Основой для разработки 1,6-литрового ДВС 189-й модели послужил вазовский бензиновый 4-х цилиндровый двигатель 11186 того же объёма и мощности.

1.6-литровый 8-клапанный двигатель ВАЗ 11189 является адаптацией ДВС 186-й модели
1.6-литровый 8-клапанный двигатель ВАЗ 11189 является адаптацией ДВС 186-й модели

Технические характеристики агрегата серии 11189 приведены в таблице.

Показатели

Значения

Тип мотора Рядный, поперечного размещения под капотом
Рабочий объём 1596 см³
Степень сжатия горючей смеси 10,5
Число клапанов 8
Мощность (при оборотах в минуту 5100) 87 л. с.
Момент силы вращения коленчатого вала 140 Нм (частота 3800 об./мин.)
Диаметр цилиндров/длина хода поршней 82/75,6 мм
Вместимость системы смазки Лада Ларгус 3,5 л
Потребление масла 5W-30, 5W40, 10W-40 <500 мл/1000 км
Питание топливом Инжекторное, распределённый впрыск, электронное управление
Рекомендованный/допускаемый бензин АИ-95/АИ-92
Время разгона до 100 км/ч 14,4 с
Предельная скорость 158 км/час
Вес мотора 112 кг
Ресурс заявленный заводом/фактический 200/250-290 тыс. км

Блок цилиндров изготовлен из чугуна, головка (ГБЦ) и поршни – алюминиевые. Распределительный вал верхнего расположения, привод газораспределительного механизма (ГРМ) – ремённой передачей от коленвала. Гидрокомпенсаторы в клапанном устройстве отсутствуют, регулятора фаз газораспределения нет.

Поршни и головка блока цилиндров выполнены из алюминия
Поршни и головка блока цилиндров выполнены из алюминия

В паре с мотором ставят адаптированную к нему 5-ступенчатую КПП JR5.

Особенности конструкции

Основная особенность исполнения ДВС 11189 – приспособленность показателей экологичности к требованиям нормативов Евро-5 за счёт модернизации выпускного каталитического коллектора. Вписаться в европейский стандарт помогла и электронная система Е-газ, заменившая механический привод управления дросселем на впуске топлива.

Отличительной особенностью двигателя является наличие коллектора,оснащенного электронной системой управления инновационным дросселем «Е-Газ
Отличительной особенностью двигателя является наличие коллектора,оснащенного электронной системой управления «Е-Газ

Другие особенности конструкции 189 мотора:

  • каналы водяной рубашки блока цилиндров оптимизированы, что повысило эффективность теплообмена, а также улучшена вентиляция картера;
  • шатунно-поршневая группа деталей – облегчённая, производства предприятия Federal Mogul, за счёт замены снижены шум, вибрации;
  • юбки поршней оснащены графитовыми вставками для снижения трения о стенки цилиндров при запуске на холодную, имеются масляные форсунки, охлаждающие поршневые днища от нагрева;
  • привод ГРМ оборудован прочным ремнём марки Gates, автоматическим натяжителем;
  • осовременено навесное оборудование: генератор, насос гидроусилителя руля, компрессор салонного кондиционера.
Устройство двигателя ВАЗ 11189 16 клапанов
Устройство двигателя ВАЗ 11189 16 клапанов

Устанавливаемые на ДВС шатуны с крышками изготовлены по технологии разрыва, исключающей образование зазоров. Сначала вытачивают цельную неразъёмную шатунную заготовку, после чего крышечную часть отрывают от целого, получая неровную поверхность стыка для фиксации деталей шатуна от смещения.

Читайте также: какая мощность двигателя Лады Калины

На какие автомобили устанавливают мотор ВАЗ 11189

Изначально комплектация 189-м двигателем планировалась для переднеприводного авто Лада Ларгус с кузовом универсал. В разные годы восьмиклапанные силовые агрегаты 11189i (инжектор) объёмом 1.6 л устанавливали и ставят сегодня на следующие авто:

  • Largus в кузовной версии универсал – с 2016 г.;
  • Ларгус с цельнометаллическим кузовом фургон – с того же времени;
  • другие модели Лада: Приора, Веста, Гранта, Калина.
Автомобили, на которые устанавливался двигатель ВАЗ 11189
Автомобили, на которые устанавливался двигатель ВАЗ 11189

Ещё до постановки на конвейер модели авто Ларгус 189-й мотор ставили в начале 2011 г. на автомобиль Lada Priora.

Расход топлива Лада Ларгус с мотором 11189

Следует отличать паспортные данные потребления бензина от реальных величин. Топливные расходные характеристики в техпаспорте указываются с учётом стандартных условий поездки для навыков опытного водителя, что приводит к несовпадению расхода топлива по факту автопробега.

В паспорте 8-клапанного мотора 11189 указано, что бензина на 100 км пути расходуется 6,7 л на трассе, 10,6 – в городе, 8,2 л в усреднённых условиях. Цифры одинаковые для авто в кузовах универсал и фургон с 5-ст. КПП.

Топливные расходные характеристики, указанные в техпаспорте двигателя ВАЗ 11189
Топливные расходные характеристики, указанные в техпаспорте двигателя ВАЗ 11189

Факторы, увеличивающие потребление мотором горючего:

  1. Состояние двигателя: периоды обкатки и поездки на неисправном авто – повышенное сжигание бензина. Загруженность машины – с увеличением нагрузки растёт расход топлива.
  2. Погода и время года. Морозной зимой потребление бензина в среднем возрастает на 2 л.
  3. Действия водителя. Частые разгоны, резкие торможения, агрессивный стиль вождения ведут к пережогу горючего.
  4. Качество топлива. Заправка АИ-92 вместо АИ-95 увеличивает расход, и наоборот.
  5. Комфортность поездки. Включение салонного кондиционера увеличивает потребление горючего на 1 л/100 км, а езда с открытыми окнами ухудшает аэродинамику авто, расход топлива против нормы возрастает на 100-500 г.
  6. Рельеф местности – подъём в гору требует больших затрат энергии.
Расход топлива во многом зависит от рельефа местности
Расход топлива во многом зависит от рельефа местности

Данные о расходе бензина 189-го движка по отзывам владельцев Лада Ларгус: в городских поездках – 12,5 л, за городом – 8, в смешанном режиме – 10 л/100 км пробега.

Сильные места двигателя 11189

Отзывы владельцев Ларгуса о восьмиклапаннике 189–й серии преимущественно положительные. К достоинствам силовой установки относят:

  • тяговитость на малых оборотах коленвала, резвость при высокой частоте вращения;
  • умеренность в потреблении топлива;
  • высокое качество основных узлов, систем двигателя;
  • ремонтопригодность: доступность запасных частей, как и для всех вазовских машин, возможность самостоятельного обслуживания, мелкого ремонта 189-го мотора;
  • невысокий уровень шума, вибраций в сравнении с движками 8V производства Рено;
  • надёжность ДВС: пробег авто Ларгус с двигателем 11189 достигает 400-450 до первичного капремонта, а самих капиталок может быть несколько;
  • неприхотливость в выборе бензина: заправлять топливный бак можно АИ-95, АИ-92.
Двигатель является неприхотливым и потребляет топливо любого качества
Двигатель является неприхотливым и потребляет топливо любого качества

Вазовский 1,6-литровый двигатель 11189i 8V пришёл на смену импортным движкам того же объёма именитой французской компании Renault K4M и K7M по причине превосходства технических характеристик. Данный факт подтверждает высокие потребительские качества ДВС отечественной разработки.

Самые распространенные проблемы ДВС 11189

Загибание клапанов при встрече с поршнями – неисправность, способная привести к капитальному ремонту двигателя. Является следствием аварии на ремённом приводе ГРМ – заклинивание помпы, натяжного ролика, обрыв ремня.

Обрыв ремня привода ГРМ вызывает загиб клапанов
Обрыв ремня привода ГРМ вызывает загиб клапанов

Последствия других неполадок менее значительны, часто происходят следующие поломки:

  • неустойчивая работа двигателя: плавающие обороты возникают по причинам отказа датчика дросселя Е-газ, засорения форсунок, неисправных свечей зажигания;
  • троение – вызывается отказами системы искрообразования, реже – прогаром клапанов;
  • глохнущий на ходу движок – последствие поломки датчика-измерителя массового расхода воздуха, иногда – отказ регулятора холостого хода;
  • перегрев мотора – случается, если подклинивает клапан в термостате на положении малого круга циркуляции тосола или, когда отказывает водяная помпа;
  • стуки из-под клапанной крышки – сигнал к регулировке тепловых зазоров клапанов;
  • сбой в работе ЭБУ – электронного блока управления силовой установкой.
Ненадежный термостат часто приводит к перегреву мотора
Ненадежный термостат часто приводит к перегреву мотора

В течение 2 лет на 189 двигателе Ларгус устанавливались поршни, с которыми существовала вероятность погнуть клапанные стержни при соударении с клапанами в случае аварии на ремённом приводе ГРМ. С августа 2018 г. опасность встречи поршней нивелирована изменением их конструкции: компенсационные выемки в поршневых днищах поглощают избыточную длину стержней клапанов, сохраняют целостность детали.

Регламент обслуживания мотора ВАЗ 11189

До середины 2021 года для Лада Ларгус действовал техрегламент с интервалами техобслуживания двигателя в 15 тыс. км пробега: 15, 30…135, 150 – всего 10 периодов.

Частота проведения ТО Лады Ларгус регламентируется периодичностью пробега, равного 15 тыс. км
Частота проведения ТО Лады Ларгус регламентируется периодичностью пробега, равного 15 тыс. км

В части перечня работ по обслуживанию 189 мотора регламент ТО после июня 2021 г. предусматривает отдельно разделы диагностические работы и регламентные, периодичность – от ТО-0 до ТО-10. Диагностика включает такие операции:

  • осмотр на герметичность: уплотнений на стыках узлов и агрегатов в нижней и верхней частях двигателя, схем охлаждения, питания;
  • проверка: работы систем зажигания и ЭБУ, генератора и контрольных приборов, состояния шлангов, трубок, аккумуляторной батареи (АКБ), натяжения приводных ремней, уровня тосола;
  • прослушивание звуков работающего мотора на выявление посторонних стуков, прощупывание вибраций.
Определить проблемы с мотором можно с помощью прослушивания звуков работающего агрегата
Определить проблемы с мотором можно с помощью прослушивания звуков работающего агрегата

Периодичность диагностирования – каждое ТО, кроме нулевого. Регламентные работы приведены в таблице.

Виды обслуживаний

Интервал до 06.2021, тыс. км Периодичность после 06.2021
Замена масла, маслофильтра, воздушного фильтра. Диагностика ЭБУ, проверка герметичности шлангов, трубопроводов, систем охлаждения, питания и выхлопа 15 ТО1-ТО10
Установка новых свечей зажигания 30 ТО2, ТО4, ТО6, ТО8, ТО10
Зачистка и смазка клемм АКБ то же
Перемонтаж, смена высоковольтных проводов ТО6
Регулировка зазоров клапанов 40-45 ТО0, ТО1, ТО3, ТО5, ТО7, ТО9
Замена приводного ремня:
ГРМ (заменяется также и ролик) 120 (6 лет) ТО6
генератора, ГУР (гидроусилитель руля) и др. 60 (4 года) то же
Смена зубчатых шкивов коленчатого и распределительного валов 180 тыс. км
Перезаливка антифриза 90 (или 36 мес.) ТО5, ТО10 (5 лет)

Какой регламент применить для обслуживания Ларгус, определяют по году выпуска автомобиля.

Тюнинг 189 движка

Схема усовершенствования 8-клапанных вазовских двигателей одинакова, под неё подходит и тюнингование ДВС 11189. Способы форсирования мотора 189 серии без замены ГБЦ на 16V следующие:

Замена штатного распредвала тюнинговым 1. Заменить штатный распредвал тюнинговым.
Монтируют на распределительном валу разрезную шкив-шестерню для настройки фаз 2. Смонтировать на распределительном валу разрезную шкив-шестерню для настройки фаз газораспределения без снятия приводного ремня.
Установка перехода по схеме 4-2-1 3. Выпуск газов спрямить за счёт установки перехода по схеме 4-2-1.
Ставят дроссельную заслонку увеличенную до 54 мм диаметра 4. Поставить дроссельную заслонку увеличенного до 54 мм диаметра.
Производят настройку фаз ГРМ 5. Провести настройку фаз ГРМ.

Выполнения тюнинга в таком объёме достаточно, чтобы тяга мотора выросла до 100 л. с. Дальнейшее улучшение – доработка каналов ГБЦ шлифованием, установка облегчённых клапанов и шатунно-поршневой группы деталей. Манипуляции добавят ещё 15 сил.

Форсировать движок можно и турбонаддувом. Улучшения стоит завершить чип-тюнингом – перепрошивкой ЭБУ. Отдельно применённый, этот способ совершенствования движка позволяет увеличить мощность на 7%.

Турбонаддув позволяет добиться существенной прибавки мощности без замены основного агрегата
Турбонаддув позволяет добиться существенной прибавки мощности без замены основного агрегата

Внимание! Форсирование двигателя до 100 л. с. не нанесёт ущерба его ресурсу, но дальнейшее наращивание мощности до 130 и более сил уменьшит пробег автомобиля до капремонта в 1,5-2 раза.

Цена двигателя ВАЗ 11189 на вторичном рынке

Моторы 189 серии можно купить новыми или после капитального ремонта, с пробегом или нулевым спидометром, на заводе или у дилеров АвтоВАЗа, частных лиц, торговых организаций. Стоимость ДВС ВАЗ 11189 зависит от технического состояния двигателя, года выпуска, комплектации навесным оборудованием. Для примера – несколько предложений из интернета в начале осени 2022 года:

  1. Движки с завода конвейерной сборки (без навески) – комплектация «агрегат». Ряд цен: 97, 100, 105, 115, 119, 141 тыс. рублей.
  2. Двигатели новые с навесным оборудованием. Ценники: 120, 143, 148, 165 т. руб.
  3. Моторы б/у после капремонта – 65, 75 тысяч.
Стоимость б/у двигателя после ремонта на вторичном рынке может достигать 75 000 рублей
Стоимость б/у двигателя после ремонта на вторичном рынке может достигать 75 000 рублей

Покупая двигатель 11189, обращают внимание на то, какой КПП укомплектована машина: коленвалы для коробок ВАЗ и Рено отличаются первичным валом. Поставка моторов может производиться без заправки маслом.

ДВС 189-й серии используется для комплектации многих переднеприводных автомобилей концерна АвтоВАЗ, часто применяется для тюнинга машин методом свапа – замены силовой установки. Востребованность двигателя ВАЗ 11189 объясняется его неприхотливостью, хорошими технико-эксплуатационными характеристиками, высокими ремонтопригодностью и ресурсом.

Какие слабые места двигателя ВАЗ 11189 вы могли бы назвать?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Аноним

    бред. Всё моторы перепутал.

    Ответить
  2. Михаил

    как гавно не хвали, в Божий дар не превратить

    Ответить
  3. Николай

    Мотор такое дело, не видел никогда прямо идеального, проблемы есть у любого мотора, и это естественно. Обслуживание произвожу регулярно, бывает, что глохнет движок, нечасто, но все же.

    Ответить
  4. Дима

    В целом, мне кажется, что двигатель ВАЗ 11189 на Лада Ларгусе является средним вариантом. Он имеет свои преимущества, такие как доступность обслуживания и невысокой расход топлива, но при этом нуждается в более частом техническом обслуживании и может иметь проблемы с надежностью. Если вам важна экономичность и вы не ожидаете от автомобиля высокой производительности, то этот двигатель может подойти. Однако, если вы ищете более надежный и мощный вариант, стоит обратить внимание на другие модели и производителей.

    Ответить
  5. Петр

    Классная машина и движок неплохой. У первых выпусков были проблемы, вплоть до разрушения клапанов, на сегодняшний день разработчики все исправили и агрегат работает стабильно.

    Ответить