КамАЗ-740 (19 фото): технические характеристики двигателя, описание мотора двс, расход топлива, объем устройства, вес

Моторы КАМАЗ

Создана силовая установка КамАЗ 740 специально для одноимённого грузовика Камского автозавода в мае 1974-го, а в декабре 1975 г. четырёхтактный 8-цилиндровый V-образный дизель был запущен в серию. И сегодня камазовский двигатель 740 выпускается в разных модификациях, которых насчитывается около 4-х десятков, а число комплектаций достигает 200 исполнений. При этом базовая конструкция дизельного мотора сохранена, но с каждым 10-летием экологичность движка менялась: расход топлива при возрастании мощности уменьшался, снижалась и токсичность выхлопных газов.

Принцип работы двигателей КамАЗ 740

Как и у других 4-тактных поршневых дизельных движков внутреннего сгорания (ДВС), цилиндры 740-го работают по схеме: впуск – сжатие – расширение – выпуск.

Устройство двигателя КамАЗ -740
Устройство двигателя КамАЗ -740

На цикличном повторении тактов построен принцип работы и дизеля КамАЗ 740:

  1. Впуск – в камеру сгорания через впускной клапан поступает воздух, являющийся одним из компонентов горючей смеси.
  2. Сжатие – поршень движется к верхней мёртвой точке (ВМТ) цилиндра при закрытых клапанах на впуске и выпуске. Давление в камере возрастает, воздух при этом нагревается до 800°С.
  3. Расширение – рабочий ход. По достижении поршнем ВМТ происходит впрыск топлива форсункой под напором от насоса высокого давления (ТНВД). Самовоспламенившаяся горючая смесь преобразуется в газ и, расширяясь, совершает работу: толкает поршень вниз и проворачивает коленчатый вал.
  4. Выпуск – поршень перемещается к ВМТ при открытом выпускном клапане. Из камеры сгорания удаляются выхлопные газы.
Принцип работы 4 тактного дизельного двигателя
Принцип работы 4 тактного дизельного двигателя

В момент совершения работы давление в цилиндре достигает 90 атм., а температура – 1800-2000°С.

Технические характеристики двигателей КамАЗ 740 разных поколений

В разные периоды выпуска дизеля его параметры были различными в зависимости от потребностей автомобильного рынка, ужесточения требований к обеспечению безопасности выхлопных газов для населения. Расход топлива у КамАЗ 740 – от 19 до 36,3 л/100 км. Сегодня уже выпускаются большегрузы по единым европейским нормативам экологии 5-го поколения, но в эксплуатации находятся и ДВС по экологическим стандартам от 0 до 4-х, характеристики которых и предлагаются к ознакомлению.

Расход горючего на 100 км в двигателе КамАЗ составляет от 19-36,5 л
Расход горючего на 100 км в двигателе КамАЗ составляет от 19 до 36,3 л

Евро 0

При выпуске первых моделей двигателей КамАЗ 740 экологии много внимания не уделяли: важнее было сделать силовую установку мощной и надёжной. В таблице приведены характеристики исходных модификаций дизеля рабочим объёмом 10,85 л класса Евро 0.

Индекс движка 740-210 740-260
Диаметр цилиндра/длина хода поршня, мм 120/120 120/120
Мощность при частоте вращения коленвала 2600 об./мин., л. с. 210 260
Наибольший крутящий момент, Нм 667 765
Степень сжатия 17 16,5
Марка ТНВД 33 ЯЗДА 334 ЯЗДА
Вместимость системы смазки, л 26 28
Вес двигателя, кг 750 780

Впрыск топлива – форсункой 271, система охлаждения – жидкостная, вмещает 18 л антифриза только в мотор. Дизели Евро 1 отличаются топливным насосом – марка ЯЗДА 337, распылителем – номер 273.

Двигатель КамАЗ Евро 0 самый известный мотор серии 740
Двигатель КамАЗ Евро 0 самый известный мотор серии 740

Порядок работы цилиндров у всех движков КамАЗ 740 одинаковый: 1-5-4-2-6-3-7-8.

Евро 2

Двигатели этого поколения целенаправленно дорабатывались для достижения нормативов экологической безопасности. Доработки производились также и в направлении совершенствования технических характеристик модифицированных дизелей. Параметры некоторых дизельных моторов Евро-2 740-й серии – в таблице.

Модели ДВС 740.31-240 740.30-260 740.51-320 740.50-360
Мощность на оборотах 2200 в минуту, л. с. 240 260 320 360
Момент вращения коленвала предельный, Нм 980 1078 1020 1147
ТНВД в системе питания дизтопливом ЯЗДА, № 337-20 337-71 3372003 3372004
Объём заливаемого в мотор масла, л 26 26 28 28
Масса, кг 760 760 885 885

Рабочий объём двигателей мощностью 240 и 260 л. с. – 10,85 дм³, а 320- и 360-сильных – 11,76 литров. Соотношение диаметров и хода поршней соответственно 120/120 и 120/130 мм, степень сжатия у дизелей меньшей мощности – 16 единиц, более мощных – 16,5.

Евро 2 - более современная и доработанная версия двигателя
Евро 2 – более современная и доработанная версия двигателя

Данные модели 740-х ДВС оснащены наддувом воздуха: на каждом из них установлена турбина ТКР 700 с интеркулером.

Евро 3

По нормам третьего норматива экологичности выпускались дизели КамАЗ с электронной системой управления работой двигателя с помощью соответствующего блока – ЭБУ. В линейке из 6-ти 11.76-литровых моторов одинакового веса 885 кг и с компактными габаритами 1260х930х1045 мм каждый движок обладает степенью сжатия 16,8 при соотношении диаметра и хода поршня 120/130 мм. Мощностные характеристики силовых установок Евро 3 – в таблице.

Модификация ДВС 740.60-360 740.61-320 740.62-280 740.63-400 740.64-420 740.65-240
Мощность при количестве оборотов в минуту 1900, л. с. 360 320 280 400 420 240
Марка ТНВД ЯЗДА 337-23 337-2301 337-2302 337-42 337-42 337-2303/04
Момент вращения на валу, Нм 1570 1373 1177 1766 1864 981

Двигатели серии Евро 3 созданы на основе ДВС Евро 2, но головки блока цилиндров (ГБЦ) у них собственные, более прочные. Форсунки на всех моторах – с 5-ю соплами: 273-51 или 274.

Евро 4

Отличительная черта двигателей – оснащение системой подачи дизтоплива к форсункам Common Rail: представляет собой общий для всех инжекторов аккумулятор высокого давления, называемый топливной рампой. Электронное управление двигателем перешло от моделей 3-го поколения экологичности. В таблице приведены данные о тяговитости моторов 740 серии в исполнении Евро 4.

Индексы движков 740.75-440 740.70-280 740.71-320 740.72-360 740.73-400 740.74-420
Показатель мощности на 1900 об./мин. 440 280 320 360 400 420

Рабочий объём двигателей – 11,76 л, все ДВС оснащены катализатором SCR –  селективного восстановления (Selective Catalytic Reduction). ТНВД на ДВС КамАЗ 740 Евро 4 устанавливается марки Bosch СР3.4, обеспечивающий давление в рампе для впрыска дизтоплива 1600-1800 атм.

В двигатель КамАЗ 470 установлен топливный насос высокого давления марки Bosch
В двигатель КамАЗ 470 установлен топливный насос высокого давления марки Bosch

Другие характеристики турбодизелей также совпадают:

  • соотношение диаметра цилиндра и хода поршня – 120/130 мм;
  • степень сжатия – 16,8;
  • вес мотора – 870 кг.
Двигатели КамАЗ Евро 4 отличаются увеличенным сроком службы
Двигатели КамАЗ Евро 4 отличаются увеличенным сроком службы

Выпускаются и самые современные дизели 740-й серии КамАЗ по версии Евро 5: 740.705-300, 740.725-360, 735-400. Последние 3 цифры в индексе – мощность моторов в лошадиных силах.

Конструктивные особенности двигателей

Дизели КамАЗ 740 имеют много общего в сравнении с движками ЯМЗ 248 Ярославского моторного завода (оба V-образные, с 8 цилиндрами и 16-ю клапанами), но и обладают собственными характерностями в устройстве ДВС. Основные особенности наблюдаются в конструкциях блока цилиндров, ГБЦ, систем охлаждения, смазки и питания дизтопливом.

Блок цилиндров

Самая массивная деталь двигателя отливается из чугуна, предназначена для монтажа и закрепления на ней всех узлов, механизмов, навесного оборудования. Особенности блока цилиндров:

  • сверху в остове имеются 2 взаимопараллельных ряда расположенных в вертикальном сечении под углом 90° отверстий (по 4 в каждом), в стенках корпуса оставлены каналы для протока смазки, охлаждающей жидкости (ОЖ);
  • в нижней, картерной части блока располагают коленчатый вал, а в цилиндрические гнёзда верхней части вставляют обработанные изнутри под зеркало гильзы;
  • левый (по ходу авто) ряд цилиндров опережает правостороннего на 29,5 мм из-за необходимости закрепления на каждой шатунной шейке коленвала пары шатунов;
  • спереди остов прикрыт крышкой приводной гидромуфты вентилятора, а с заднего торца – картером маховика.
Устройство блока цилиндров КамАЗ 740
Устройство блока цилиндров КамАЗ 740

На каждом блоке цилиндров имеется маркировка, выбитая по металлу, с информацией о серийном порядковом номере, модели двигателя. Клеймо делают для идентификации силовой установки о принадлежности конкретному автомобилю.

Головка блока цилиндров двигателя КамАЗ

В отличие от ДВС ЯМЗ 238, где устанавливаются 2 ГБЦ – по одной на правый и левый ряды цилиндров, на движках 740-й серии 8 головок блока ставят индивидуально на каждый рабочий объём двигателя: по количеству цилиндров. При этом функции ГБЦ сохраняются: внутри алюминиевой детали располагаются впускной и выпускной клапаны, соединяющиеся с внутриблоковыми каналы для охлаждения, смазки. Другие характерности оголовков блока цилиндров:

  • на самой головке монтируют форсунку, коромысла клапанного механизма;
  • закрепление ГБЦ на блоке производится 4-мя болтами и двумя установочными штифтами;
  • окна клапанов впуска и выхлопа находятся на противоположных сторонах головки.
Устройство головки блока цилиндров двигателя КамАЗ 740
Устройство головки блока цилиндров двигателя КамАЗ 740

Прокладка на стыке выступа гильзы цилиндра с запрессованным в нижней части ГБЦ стальным уплотнительным кольцом не ставится. Герметичность контакта обеспечивается свинцовистым напылением на кольцевую поверхность стыка.

Система охлаждения

В составе гидросистемы обычные для большинства авто радиатор, помпа, патрубки, расширительный бачок и не во всех движках применяемые двойной термостат, жалюзи, гидромуфта включения вентилятора. Характерные моменты устройства системы охлаждения дизеля КамАЗ 740:

  • циркуляция ОЖ (антифриза) по каналам в двигателе и радиаторе обеспечивается во время работы ДВС центробежным насосом: находится спереди блока цилиндров, привод – ремённый от коленвала;
  • регулирование температурного режима в диапазоне 80-98°С выполняется автоматически парой термостатов и включением вентилятора: при 75°С ОЖ циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, при ≥95°С – по всему контуру;
  • контроль температуры осуществляется двумя датчиками: замера текущих значений и аварийным, который сигнализирует о перегреве ОЖ загоранием лампы на приборной панели при 98…104°С.
Схема системы охлаждения двигателя
Схема системы охлаждения двигателя

Заливной горловины в радиаторе 740-го двигателя нет: заполняется гидросистема через расширительный бачок. Заправочный объём системы охлаждения – 34,5 л.

Устройство и работа смазочной системы

Используемое в качестве рабочей смазки моторное масло в двигателе КамАЗ 740 выполняет также и функцию ОЖ, отводя тепло от смазываемых деталей через включённый в гидросистему масляный радиатор. В смазочную систему также входят:

  • картер двигателя, каналы в блоке цилиндров и его головке, крышках остова: передней и для маховика, маслозаливная горловина и наружные маслопроводы;
  • масляный насос с маслоприёмником;
  • фильтры очистки масла: полнопоточный предварительной фильтрации и центробежной конструкции для отделения тонкой фракции примесей, а также перепускные клапаны маслофильтров.
Система смазки двигателя КамАЗ 740
Система смазки двигателя КамАЗ 740

Система смазки комбинированная: в наиболее важные узлы и точки масло нагнетается, другие детали смазываются разбрызгиванием, самотёком. Подшипники коленчатого, распределительного валов, компрессора, ТНВД обеспечиваются нагнетаемой смазкой.

У турбодизелей КамАЗ 740-й серии поршни охлаждаются напорными струями от установленных в блоке цилиндров масляных форсунок. Давление масла в смазочной гидросистеме поддерживается в пределах 4,0-5,5 кг/см².

Система питания

Оборудование топливоснабжения 740-х моторов состоит из двух частей. Первая группа включает топливный бак, топливопроводы, фильтр грубой очистки, топливоподающий насос низкого давления, располагаемые вне ДВС. Вторая часть оборудования закрепляется непосредственно на остове двигателя, это – устройство тонкой фильтрации топлива, ТНВД, форсунки.

Схема системы питания дизельного двигателя КамАЗ 740
Схема системы питания дизельного двигателя КамАЗ 740

Топливоснабжающий комплекс механизмов, приборов, аппаратуры обеспечивает своевременный впрыск дизтоплива в камеры сгорания ДВС в таком порядке:

  1. Закачивается солярка из бака низконапорным насосом, проходит через топливный фильтр и по трубопроводу подаётся к ТНВД.
  2. Нагнетается горючее порционно под высоким давлением согласно режиму работы мотора к форсункам на ГБЦ.
  3. Впрыскивается дизтопливо в нужный момент в камеру сгорания распылителем, смесь с горячим сжатым воздухом вспыхивает, совершается работа.

Избыток топлива перепускается обратно в бак с помощью перепускного клапана.

Сильные стороны моторов КамАЗ 740

Хорошая мощность, качественная сборка в сочетании с высоким запасом прочности, доступность запчастей и простота обслуживания сделали камазовские двигатели востребованными на рынке ДВС для грузовых авто. К преимуществам моторов КамАЗ 740 относятся:

  • компактность (1260x930x1045 мм) и сравнительно небольшой вес (с заправкой маслом 930 кг) при мощности до 440 л. с.;
  • оснащённость каждого цилиндра в блоке мотора отдельной головкой, повышенная частота вращения коленвала: 2900 об./мин. против 2100 у ЯМЗ-238;
  • надёжный запуск движка в морозы –25°С: имеется ЭФУ – электрофакельное устройство подогрева воздуха;
  • высокий ресурс двигателей: пробег авто до капремонта ДВС заводом заявлен 800 тыс. км.
В двигателе КамАЗ 740 установлено электрофакельное устройство для облегчения пуска при температуре воздуха ниже - 5 °С
В двигателе КамАЗ 740 установлено электрофакельное устройство для облегчения пуска при температуре воздуха ниже – 5 °С

Конструкция дизелей постоянно совершенствуется, добавляя плюсов в копилку отечественного бренда. Начиная с моделей Евро-3, в моторах применяется электронная система управления, а с Евро-4 – топливоподача «Common Rail».

Основные неисправности и ремонт двигателя КамАЗ 740

Неполадки в дизелях можно видеть по внешним проявлениям, а затем диагностировать осмотром, приборным способом, частичной разборкой проблемного узла или механизма. Причинами поломок становятся обычно нарушения регламентов ухода за ДВС, его эксплуатации.

Несоблюдение правил эксплуатации и несвоевременное обслуживание, приводят к различным проблемам с мотором
Несоблюдение правил эксплуатации и несвоевременное обслуживание, приводят к различным проблемам с мотором

Наиболее часто водители 740-го двигателя сталкиваются с такими симптомами и неисправностями:

  1. Снижение тяги, двигатель заводится и глохнет. Причины – засор фильтров топливных и воздушного, подсос в топливопроводах. Устранение проблемы – заменить элементы фильтрации, восстановить герметичность стыков.
  2. Увеличение расхода дизтоплива, масла из-за износа поршневой группы деталей или ГРМ. Может сопровождаться стуком в средней части блока цилиндров. Сделать диагностику, произвести ремонт или замену дефектных узлов.
  3. Повышенная дымность выхлопа. Причины в зависимости от цвета дыма: белый – вода в баке или ОЖ в цилиндрах, синий – сгорает масло, чёрный – стоит настроить ТНВД.
Износ поршневых колец вызывает увеличение расхода топлива
Износ поршневых колец вызывает увеличение расхода топлива

Несвоевременное устранение небольшой поломки перерастает в необходимость ремонтировать силовой агрегат полностью за гораздо большие деньги.

Капитальный ремонт

Восстановить работоспособность изношенного двигателя КамАЗ 740 без применения специального оборудования, приборов и аппаратуры не получится. Ремонтный персонал должен обладать знаниями устройства мотора, обладать профессиональными навыками автомеханика.

Капитальный ремонт двигателя КамАЗ-740 - непростая процедура, которая требует понимания конструкции машины и соблюдения технических норм
Капитальный ремонт двигателя КамАЗ-740 – непростая процедура, которая требует понимания конструкции машины и соблюдения технических норм

Капитальный ремонт 740-го, да и любого другого двигателя выполняется в таком порядке:

  1. Мойка силового агрегата, разборка с дефектовкой деталей.
  2. Поузловая диагностика состояния коленчатого и распределительного валов, ГБЦ, водяного, масляного, топливных насосов. Нагнетающий ТНВД перебирают обязательно.
  3. Собственно ремонт: расточка коленвала, блока цилиндров, его огильзовка, восстановление или замена иных деталей изношенных механизмов.
  4. Сборка, испытания на стенде.

О необходимости капремонта двигателю узнают не только по пробегу автомобиля. Симптомами считаются: падение мощности ДВС в сочетании с возросшими расходами моторного масла, дизтоплива, малая компрессия в цилиндрах, беспричинный перегрев, стуки в моторе из-за износа вкладышей коленвала.

Регламент обслуживания

Безотказность двигателя и время его эксплуатации до капремонта зависят от предупреждения поломок, своевременности обнаружения и устранения неполадок в процессе проведения техобслуживаний (ТО) ДВС. Регламентом обслуживаний 740-го движка предусмотрены ТО начального, основного периодов и сезонные – СТО. Перечень работ базовый:

  1. Ежедневно – проверка уровней жидкостей в гидросистемах смазки, охлаждения. Долив до нормы. Контроль герметичности трубопроводов, устранение подтеканий.
  2. ТО1 – в зависимости от условий эксплуатации и пробега: 5-6 тыс. км. Очистить мотор от пыли, грязи. Проверить крепления коллекторов, патрубков. Слить отстой из топливных фильтров, заменить фильтрующий элемент воздухофильтра.
  3. ТО2 – периодичность 14-18 тыс. км пробега авто. Проверка герметичности систем впуска, выпуска, регулировка натяжения ремённых приводов, клапанов ГРМ, замена масла, фильтровальных элементов маслофильтров и топливных фильтров.
Проверка уровня масла двигателя должна осуществляться регулярно
Проверка уровня масла двигателя должна осуществляться регулярно

Двигатель КамАЗ будет работать нормально, если заливать в него качественное, рекомендованное моторным заводом масло, регулярно заменять жидкость смазочную и охлаждающую, выполнять все процедуры ТО.

Возможен ли тюнинг

В переводе с английского слово tuning означает настройка, а более широкое толкование – усовершенствование, регулировка. В отношении двигателя КамАЗ 740 улучшение конструкции, характеристик предполагается в части повышения мощности, снижения расхода топлива. Возможности для совершенствования мотора есть, если судить по таким обстоятельствам:

  1. Новые, всё более улучшенные модификации 740-го движка сходят с конвейера завода ежегодно: за 47 лет выпущено 40 различных моделей.
  2. Турбирование – основной способ увеличить мощность атмосферных дизелей. Сегодня все моторы КамАЗа оснащаются турбокомпрессорами.
  3. Комплектация движков возможна также некоторыми более совершенными приборами, узлами от моторов иностранных машин, например, форсунками.
Главным способом увеличения мощности атмосферных дизелей является турбирование
Главным способом увеличения мощности атмосферных дизелей является турбирование

Тюнинг ДВС КамАЗ 740 возможен, он проводится постоянно коллективом моторного производства. Для форсирования силовой установки в частном порядке больше подходит способ чип-тюнинга: изменения программы бортового компьютера в сторону увеличения давления наддува, что даёт 5-25% прироста мощности.

Цена мотора нового и б/у

Торговый центр КамАЗа в начале лета 2023 года предлагает двигатели с конвейера автозавода в сборе по стоимости, которая зависит от модификации, мощности, экологического исполнения дизеля. В таблице указаны ценники на новые моторы КамАЗ 740 в сборе.

Модель ДВС КамАЗ Стандарт ЕВРО Мощность, л. с. Цена минимальная, тыс. рублей
740.10, турбо 0 210 (220), 260 530, 600
740.11, 13 1 240, 260 780, 800
740.30, 31, 50, 51, 55 2/3 240-360 810-870
740.60-740.63, 65 3 240-360 980-1080
740.602, 622, 632, 652, 70, 73, 705 4 260-400 1390-1490
735 5 400 1550

Бывшие в употреблении движки продаются по цене от 80 тысяч за 360-сильный мотор в сборе до 350 тыс. руб. за собранный из новых запчастей двигатель. За 270000 рублей можно купить ДВС КамАЗ 740 после капитального ремонта.

 

Благодаря простому устройству двигателя КамАЗ 740, его надёжности и мощностным характеристикам, камазовская силовая установка востребована в грузовой автомобильной промышленности. Моторы 740-й серии ставили не только на грузовики КамАЗ, УРАЛ, но и на автобусы ЛиАЗ-5256, НефАЗ-5299, а также на боевую машину БТР-80.

Сталкивались с поломками двигателя КамАЗ 740?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий