Создана силовая установка КамАЗ 740 специально для одноимённого грузовика Камского автозавода в мае 1974-го, а в декабре 1975 г. четырёхтактный 8-цилиндровый V-образный дизель был запущен в серию. И сегодня камазовский двигатель 740 выпускается в разных модификациях, которых насчитывается около 4-х десятков, а число комплектаций достигает 200 исполнений. При этом базовая конструкция дизельного мотора сохранена, но с каждым 10-летием экологичность движка менялась: расход топлива при возрастании мощности уменьшался, снижалась и токсичность выхлопных газов.
- Принцип работы двигателей КамАЗ 740
- Технические характеристики двигателей КамАЗ 740 разных поколений
- Евро 0
- Евро 2
- Евро 3
- Евро 4
- Конструктивные особенности двигателей
- Блок цилиндров
- Головка блока цилиндров двигателя КамАЗ
- Система охлаждения
- Устройство и работа смазочной системы
- Система питания
- Сильные стороны моторов КамАЗ 740
- Основные неисправности и ремонт двигателя КамАЗ 740
- Капитальный ремонт
- Регламент обслуживания
- Возможен ли тюнинг
- Цена мотора нового и б/у
Принцип работы двигателей КамАЗ 740
Как и у других 4-тактных поршневых дизельных движков внутреннего сгорания (ДВС), цилиндры 740-го работают по схеме: впуск – сжатие – расширение – выпуск.

На цикличном повторении тактов построен принцип работы и дизеля КамАЗ 740:
- Впуск – в камеру сгорания через впускной клапан поступает воздух, являющийся одним из компонентов горючей смеси.
- Сжатие – поршень движется к верхней мёртвой точке (ВМТ) цилиндра при закрытых клапанах на впуске и выпуске. Давление в камере возрастает, воздух при этом нагревается до 800°С.
- Расширение – рабочий ход. По достижении поршнем ВМТ происходит впрыск топлива форсункой под напором от насоса высокого давления (ТНВД). Самовоспламенившаяся горючая смесь преобразуется в газ и, расширяясь, совершает работу: толкает поршень вниз и проворачивает коленчатый вал.
- Выпуск – поршень перемещается к ВМТ при открытом выпускном клапане. Из камеры сгорания удаляются выхлопные газы.

В момент совершения работы давление в цилиндре достигает 90 атм., а температура – 1800-2000°С.
Технические характеристики двигателей КамАЗ 740 разных поколений
В разные периоды выпуска дизеля его параметры были различными в зависимости от потребностей автомобильного рынка, ужесточения требований к обеспечению безопасности выхлопных газов для населения. Расход топлива у КамАЗ 740 – от 19 до 36,3 л/100 км. Сегодня уже выпускаются большегрузы по единым европейским нормативам экологии 5-го поколения, но в эксплуатации находятся и ДВС по экологическим стандартам от 0 до 4-х, характеристики которых и предлагаются к ознакомлению.

Евро 0
При выпуске первых моделей двигателей КамАЗ 740 экологии много внимания не уделяли: важнее было сделать силовую установку мощной и надёжной. В таблице приведены характеристики исходных модификаций дизеля рабочим объёмом 10,85 л класса Евро 0.
Индекс движка | 740-210 | 740-260 |
Диаметр цилиндра/длина хода поршня, мм | 120/120 | 120/120 |
Мощность при частоте вращения коленвала 2600 об./мин., л. с. | 210 | 260 |
Наибольший крутящий момент, Нм | 667 | 765 |
Степень сжатия | 17 | 16,5 |
Марка ТНВД | 33 ЯЗДА | 334 ЯЗДА |
Вместимость системы смазки, л | 26 | 28 |
Вес двигателя, кг | 750 | 780 |
Впрыск топлива – форсункой 271, система охлаждения – жидкостная, вмещает 18 л антифриза только в мотор. Дизели Евро 1 отличаются топливным насосом – марка ЯЗДА 337, распылителем – номер 273.

Порядок работы цилиндров у всех движков КамАЗ 740 одинаковый: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Евро 2
Двигатели этого поколения целенаправленно дорабатывались для достижения нормативов экологической безопасности. Доработки производились также и в направлении совершенствования технических характеристик модифицированных дизелей. Параметры некоторых дизельных моторов Евро-2 740-й серии – в таблице.
Модели ДВС | 740.31-240 | 740.30-260 | 740.51-320 | 740.50-360 |
Мощность на оборотах 2200 в минуту, л. с. | 240 | 260 | 320 | 360 |
Момент вращения коленвала предельный, Нм | 980 | 1078 | 1020 | 1147 |
ТНВД в системе питания дизтопливом ЯЗДА, № | 337-20 | 337-71 | 3372003 | 3372004 |
Объём заливаемого в мотор масла, л | 26 | 26 | 28 | 28 |
Масса, кг | 760 | 760 | 885 | 885 |
Рабочий объём двигателей мощностью 240 и 260 л. с. – 10,85 дм³, а 320- и 360-сильных – 11,76 литров. Соотношение диаметров и хода поршней соответственно 120/120 и 120/130 мм, степень сжатия у дизелей меньшей мощности – 16 единиц, более мощных – 16,5.

Данные модели 740-х ДВС оснащены наддувом воздуха: на каждом из них установлена турбина ТКР 700 с интеркулером.
Евро 3
По нормам третьего норматива экологичности выпускались дизели КамАЗ с электронной системой управления работой двигателя с помощью соответствующего блока – ЭБУ. В линейке из 6-ти 11.76-литровых моторов одинакового веса 885 кг и с компактными габаритами 1260х930х1045 мм каждый движок обладает степенью сжатия 16,8 при соотношении диаметра и хода поршня 120/130 мм. Мощностные характеристики силовых установок Евро 3 – в таблице.
Модификация ДВС | 740.60-360 | 740.61-320 | 740.62-280 | 740.63-400 | 740.64-420 | 740.65-240 |
Мощность при количестве оборотов в минуту 1900, л. с. | 360 | 320 | 280 | 400 | 420 | 240 |
Марка ТНВД ЯЗДА | 337-23 | 337-2301 | 337-2302 | 337-42 | 337-42 | 337-2303/04 |
Момент вращения на валу, Нм | 1570 | 1373 | 1177 | 1766 | 1864 | 981 |
Двигатели серии Евро 3 созданы на основе ДВС Евро 2, но головки блока цилиндров (ГБЦ) у них собственные, более прочные. Форсунки на всех моторах – с 5-ю соплами: 273-51 или 274.
Евро 4
Отличительная черта двигателей – оснащение системой подачи дизтоплива к форсункам Common Rail: представляет собой общий для всех инжекторов аккумулятор высокого давления, называемый топливной рампой. Электронное управление двигателем перешло от моделей 3-го поколения экологичности. В таблице приведены данные о тяговитости моторов 740 серии в исполнении Евро 4.
Индексы движков | 740.75-440 | 740.70-280 | 740.71-320 | 740.72-360 | 740.73-400 | 740.74-420 |
Показатель мощности на 1900 об./мин. | 440 | 280 | 320 | 360 | 400 | 420 |
Рабочий объём двигателей – 11,76 л, все ДВС оснащены катализатором SCR – селективного восстановления (Selective Catalytic Reduction). ТНВД на ДВС КамАЗ 740 Евро 4 устанавливается марки Bosch СР3.4, обеспечивающий давление в рампе для впрыска дизтоплива 1600-1800 атм.

Другие характеристики турбодизелей также совпадают:
- соотношение диаметра цилиндра и хода поршня – 120/130 мм;
- степень сжатия – 16,8;
- вес мотора – 870 кг.

Выпускаются и самые современные дизели 740-й серии КамАЗ по версии Евро 5: 740.705-300, 740.725-360, 735-400. Последние 3 цифры в индексе – мощность моторов в лошадиных силах.
Конструктивные особенности двигателей
Дизели КамАЗ 740 имеют много общего в сравнении с движками ЯМЗ 248 Ярославского моторного завода (оба V-образные, с 8 цилиндрами и 16-ю клапанами), но и обладают собственными характерностями в устройстве ДВС. Основные особенности наблюдаются в конструкциях блока цилиндров, ГБЦ, систем охлаждения, смазки и питания дизтопливом.
Блок цилиндров
Самая массивная деталь двигателя отливается из чугуна, предназначена для монтажа и закрепления на ней всех узлов, механизмов, навесного оборудования. Особенности блока цилиндров:
- сверху в остове имеются 2 взаимопараллельных ряда расположенных в вертикальном сечении под углом 90° отверстий (по 4 в каждом), в стенках корпуса оставлены каналы для протока смазки, охлаждающей жидкости (ОЖ);
- в нижней, картерной части блока располагают коленчатый вал, а в цилиндрические гнёзда верхней части вставляют обработанные изнутри под зеркало гильзы;
- левый (по ходу авто) ряд цилиндров опережает правостороннего на 29,5 мм из-за необходимости закрепления на каждой шатунной шейке коленвала пары шатунов;
- спереди остов прикрыт крышкой приводной гидромуфты вентилятора, а с заднего торца – картером маховика.

На каждом блоке цилиндров имеется маркировка, выбитая по металлу, с информацией о серийном порядковом номере, модели двигателя. Клеймо делают для идентификации силовой установки о принадлежности конкретному автомобилю.
Головка блока цилиндров двигателя КамАЗ
В отличие от ДВС ЯМЗ 238, где устанавливаются 2 ГБЦ – по одной на правый и левый ряды цилиндров, на движках 740-й серии 8 головок блока ставят индивидуально на каждый рабочий объём двигателя: по количеству цилиндров. При этом функции ГБЦ сохраняются: внутри алюминиевой детали располагаются впускной и выпускной клапаны, соединяющиеся с внутриблоковыми каналы для охлаждения, смазки. Другие характерности оголовков блока цилиндров:
- на самой головке монтируют форсунку, коромысла клапанного механизма;
- закрепление ГБЦ на блоке производится 4-мя болтами и двумя установочными штифтами;
- окна клапанов впуска и выхлопа находятся на противоположных сторонах головки.

Прокладка на стыке выступа гильзы цилиндра с запрессованным в нижней части ГБЦ стальным уплотнительным кольцом не ставится. Герметичность контакта обеспечивается свинцовистым напылением на кольцевую поверхность стыка.
Система охлаждения
В составе гидросистемы обычные для большинства авто радиатор, помпа, патрубки, расширительный бачок и не во всех движках применяемые двойной термостат, жалюзи, гидромуфта включения вентилятора. Характерные моменты устройства системы охлаждения дизеля КамАЗ 740:
- циркуляция ОЖ (антифриза) по каналам в двигателе и радиаторе обеспечивается во время работы ДВС центробежным насосом: находится спереди блока цилиндров, привод – ремённый от коленвала;
- регулирование температурного режима в диапазоне 80-98°С выполняется автоматически парой термостатов и включением вентилятора: при 75°С ОЖ циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, при ≥95°С – по всему контуру;
- контроль температуры осуществляется двумя датчиками: замера текущих значений и аварийным, который сигнализирует о перегреве ОЖ загоранием лампы на приборной панели при 98…104°С.

Заливной горловины в радиаторе 740-го двигателя нет: заполняется гидросистема через расширительный бачок. Заправочный объём системы охлаждения – 34,5 л.
Устройство и работа смазочной системы
Используемое в качестве рабочей смазки моторное масло в двигателе КамАЗ 740 выполняет также и функцию ОЖ, отводя тепло от смазываемых деталей через включённый в гидросистему масляный радиатор. В смазочную систему также входят:
- картер двигателя, каналы в блоке цилиндров и его головке, крышках остова: передней и для маховика, маслозаливная горловина и наружные маслопроводы;
- масляный насос с маслоприёмником;
- фильтры очистки масла: полнопоточный предварительной фильтрации и центробежной конструкции для отделения тонкой фракции примесей, а также перепускные клапаны маслофильтров.

Система смазки комбинированная: в наиболее важные узлы и точки масло нагнетается, другие детали смазываются разбрызгиванием, самотёком. Подшипники коленчатого, распределительного валов, компрессора, ТНВД обеспечиваются нагнетаемой смазкой.
У турбодизелей КамАЗ 740-й серии поршни охлаждаются напорными струями от установленных в блоке цилиндров масляных форсунок. Давление масла в смазочной гидросистеме поддерживается в пределах 4,0-5,5 кг/см².
Система питания
Оборудование топливоснабжения 740-х моторов состоит из двух частей. Первая группа включает топливный бак, топливопроводы, фильтр грубой очистки, топливоподающий насос низкого давления, располагаемые вне ДВС. Вторая часть оборудования закрепляется непосредственно на остове двигателя, это – устройство тонкой фильтрации топлива, ТНВД, форсунки.

Топливоснабжающий комплекс механизмов, приборов, аппаратуры обеспечивает своевременный впрыск дизтоплива в камеры сгорания ДВС в таком порядке:
- Закачивается солярка из бака низконапорным насосом, проходит через топливный фильтр и по трубопроводу подаётся к ТНВД.
- Нагнетается горючее порционно под высоким давлением согласно режиму работы мотора к форсункам на ГБЦ.
- Впрыскивается дизтопливо в нужный момент в камеру сгорания распылителем, смесь с горячим сжатым воздухом вспыхивает, совершается работа.
Избыток топлива перепускается обратно в бак с помощью перепускного клапана.
Сильные стороны моторов КамАЗ 740
Хорошая мощность, качественная сборка в сочетании с высоким запасом прочности, доступность запчастей и простота обслуживания сделали камазовские двигатели востребованными на рынке ДВС для грузовых авто. К преимуществам моторов КамАЗ 740 относятся:
- компактность (1260x930x1045 мм) и сравнительно небольшой вес (с заправкой маслом 930 кг) при мощности до 440 л. с.;
- оснащённость каждого цилиндра в блоке мотора отдельной головкой, повышенная частота вращения коленвала: 2900 об./мин. против 2100 у ЯМЗ-238;
- надёжный запуск движка в морозы –25°С: имеется ЭФУ – электрофакельное устройство подогрева воздуха;
- высокий ресурс двигателей: пробег авто до капремонта ДВС заводом заявлен 800 тыс. км.

Конструкция дизелей постоянно совершенствуется, добавляя плюсов в копилку отечественного бренда. Начиная с моделей Евро-3, в моторах применяется электронная система управления, а с Евро-4 – топливоподача «Common Rail».
Основные неисправности и ремонт двигателя КамАЗ 740
Неполадки в дизелях можно видеть по внешним проявлениям, а затем диагностировать осмотром, приборным способом, частичной разборкой проблемного узла или механизма. Причинами поломок становятся обычно нарушения регламентов ухода за ДВС, его эксплуатации.

Наиболее часто водители 740-го двигателя сталкиваются с такими симптомами и неисправностями:
- Снижение тяги, двигатель заводится и глохнет. Причины – засор фильтров топливных и воздушного, подсос в топливопроводах. Устранение проблемы – заменить элементы фильтрации, восстановить герметичность стыков.
- Увеличение расхода дизтоплива, масла из-за износа поршневой группы деталей или ГРМ. Может сопровождаться стуком в средней части блока цилиндров. Сделать диагностику, произвести ремонт или замену дефектных узлов.
- Повышенная дымность выхлопа. Причины в зависимости от цвета дыма: белый – вода в баке или ОЖ в цилиндрах, синий – сгорает масло, чёрный – стоит настроить ТНВД.

Несвоевременное устранение небольшой поломки перерастает в необходимость ремонтировать силовой агрегат полностью за гораздо большие деньги.
Капитальный ремонт
Восстановить работоспособность изношенного двигателя КамАЗ 740 без применения специального оборудования, приборов и аппаратуры не получится. Ремонтный персонал должен обладать знаниями устройства мотора, обладать профессиональными навыками автомеханика.

Капитальный ремонт 740-го, да и любого другого двигателя выполняется в таком порядке:
- Мойка силового агрегата, разборка с дефектовкой деталей.
- Поузловая диагностика состояния коленчатого и распределительного валов, ГБЦ, водяного, масляного, топливных насосов. Нагнетающий ТНВД перебирают обязательно.
- Собственно ремонт: расточка коленвала, блока цилиндров, его огильзовка, восстановление или замена иных деталей изношенных механизмов.
- Сборка, испытания на стенде.
О необходимости капремонта двигателю узнают не только по пробегу автомобиля. Симптомами считаются: падение мощности ДВС в сочетании с возросшими расходами моторного масла, дизтоплива, малая компрессия в цилиндрах, беспричинный перегрев, стуки в моторе из-за износа вкладышей коленвала.
Регламент обслуживания
Безотказность двигателя и время его эксплуатации до капремонта зависят от предупреждения поломок, своевременности обнаружения и устранения неполадок в процессе проведения техобслуживаний (ТО) ДВС. Регламентом обслуживаний 740-го движка предусмотрены ТО начального, основного периодов и сезонные – СТО. Перечень работ базовый:
- Ежедневно – проверка уровней жидкостей в гидросистемах смазки, охлаждения. Долив до нормы. Контроль герметичности трубопроводов, устранение подтеканий.
- ТО1 – в зависимости от условий эксплуатации и пробега: 5-6 тыс. км. Очистить мотор от пыли, грязи. Проверить крепления коллекторов, патрубков. Слить отстой из топливных фильтров, заменить фильтрующий элемент воздухофильтра.
- ТО2 – периодичность 14-18 тыс. км пробега авто. Проверка герметичности систем впуска, выпуска, регулировка натяжения ремённых приводов, клапанов ГРМ, замена масла, фильтровальных элементов маслофильтров и топливных фильтров.

Двигатель КамАЗ будет работать нормально, если заливать в него качественное, рекомендованное моторным заводом масло, регулярно заменять жидкость смазочную и охлаждающую, выполнять все процедуры ТО.
Возможен ли тюнинг
В переводе с английского слово tuning означает настройка, а более широкое толкование – усовершенствование, регулировка. В отношении двигателя КамАЗ 740 улучшение конструкции, характеристик предполагается в части повышения мощности, снижения расхода топлива. Возможности для совершенствования мотора есть, если судить по таким обстоятельствам:
- Новые, всё более улучшенные модификации 740-го движка сходят с конвейера завода ежегодно: за 47 лет выпущено 40 различных моделей.
- Турбирование – основной способ увеличить мощность атмосферных дизелей. Сегодня все моторы КамАЗа оснащаются турбокомпрессорами.
- Комплектация движков возможна также некоторыми более совершенными приборами, узлами от моторов иностранных машин, например, форсунками.

Тюнинг ДВС КамАЗ 740 возможен, он проводится постоянно коллективом моторного производства. Для форсирования силовой установки в частном порядке больше подходит способ чип-тюнинга: изменения программы бортового компьютера в сторону увеличения давления наддува, что даёт 5-25% прироста мощности.
Цена мотора нового и б/у
Торговый центр КамАЗа в начале лета 2023 года предлагает двигатели с конвейера автозавода в сборе по стоимости, которая зависит от модификации, мощности, экологического исполнения дизеля. В таблице указаны ценники на новые моторы КамАЗ 740 в сборе.
Модель ДВС КамАЗ | Стандарт ЕВРО | Мощность, л. с. | Цена минимальная, тыс. рублей |
740.10, турбо | 0 | 210 (220), 260 | 530, 600 |
740.11, 13 | 1 | 240, 260 | 780, 800 |
740.30, 31, 50, 51, 55 | 2/3 | 240-360 | 810-870 |
740.60-740.63, 65 | 3 | 240-360 | 980-1080 |
740.602, 622, 632, 652, 70, 73, 705 | 4 | 260-400 | 1390-1490 |
735 | 5 | 400 | 1550 |
Бывшие в употреблении движки продаются по цене от 80 тысяч за 360-сильный мотор в сборе до 350 тыс. руб. за собранный из новых запчастей двигатель. За 270000 рублей можно купить ДВС КамАЗ 740 после капитального ремонта.
Благодаря простому устройству двигателя КамАЗ 740, его надёжности и мощностным характеристикам, камазовская силовая установка востребована в грузовой автомобильной промышленности. Моторы 740-й серии ставили не только на грузовики КамАЗ, УРАЛ, но и на автобусы ЛиАЗ-5256, НефАЗ-5299, а также на боевую машину БТР-80.
Сталкивались с поломками двигателя КамАЗ 740?