Последовательность включения в рабочий цикл камер сгорания ДВС называют порядком работы цилиндров. Управляется процесс с помощью газораспределительного механизма (ГРМ) и входящих в его состав клапанов. Двигатель КамАЗ 740 – четырёхтактный, одноимённые такты чередуются в соответствии с заложенной в конструкцию мотора схемой, исходя из расположения цилиндров, устройства шеек коленчатого вала, кулачков распредвала. Безаварийность дизеля определяется соблюдением заложенного в него ритма, своевременной регулировкой тепловых зазоров клапанов во избежание сбоя в очерёдности сгорания топлива по заданному инженерами порядку.
Описание цилиндров двигателя КамАЗ 740
Остов дизеля отливается из чугуна в виде моноблочной V-образной конструкции: в верхней части блока – 2 ряда цилиндрических отверстий под съёмные гильзы, внизу – картер с опорами для коленчатого вала. В моноблоке предусмотрены каналы и полости для протока охлаждающей жидкости (ОЖ), сверху на каждую из 8 расточек устанавливаются головки блока (ГБЦ).

Особенности конструкции цилиндров:
- Вставные гильзы – «мокрые», что означает образование водяной рубашки между стенками цилиндрических гнёзд блока и наружной поверхностью вставки после её монтажа.
- Материал изготовления гильзовых вставок – чугун, упрочнённый в изделии закалкой электротоком высокой частоты. Толщина стенок – 13,5 мм.
- Герметичность стыка внешней поверхности гильзы со стенками расточки обеспечивается уплотнительными резиновыми кольцами. В верхней части вставки ставят 1 кольцевой уплотнитель, внизу – 2: для исключения перетока ОЖ в пространство масляного картера ДВС.

Внимание! Цилиндрические гильзы в нижней их части маркируются по принадлежности к определённой модификации 740-го мотора. Если не учитывать маркировку при замене вставок, износ поршневых колец, внутренних стенок гильз ускорится.
Расположение цилиндров двигателя КамАЗ
Цилиндрические расточки 2-рядного блока по левой (вектор оси движения авто) линии в отношении к правому ряду гнёзд под гильзы располагаются под углом 90°. При этом первая группа цилиндров выступает вперёд в направлении радиаторного вентилятора относительно второй линии на 29,5 мм. Такое смещение рядов в горизонтальной плоскости объясняется закреплением на каждой шейке коленвала сразу 2-х шатунов.

В целях единообразия обозначений номерами цилиндров ДВС автопроизводители договорились маркировать камеры сгорания, начиная с правой первой. Применительно к 8-цилиндровому дизелю КамАЗ 740, левый передний цилиндр получает №5, а следующие за ним – номера 6, 7, 8. Правосторонний ряд нумеруется цифрами 1, 2, 3, 4.
Регулировку зазоров в клапанном механизме ГРМ принято начинать с цилиндра №1, за что его называют главным. Такая же нумерация применяется в отношении смонтированных на камерах сгорания форсунок: ею пользуются при настройке впрыска топлива.

Порядок работы цилиндров двигателя КамАЗ 740
Рабочий цикл 4-тактного 8-цилиндрового мотора завершается, когда сгорание топлива произойдёт в каждой из 8-ми камер. Операции тактов дизельного ДВС: впуск воздуха, сжатие с впрыском топлива в конечной фазе, вспышка с расширением (выполнение работы), выпуск отработанных газов. Конструкцией двигателя предусмотрен определённый порядок включения цилиндров в работу, где учитываются такие моменты:
- цикличность тактов – 2 оборота коленчатого вала;
- отсчёт начала цикла ведётся от главной камеры сгорания №1;
- асимметричность левого и правого рядов со смещением в 29,5 мм, что позволяет получить уникальную очерёдность работы цилиндров.
Установленный для 740-го двигателя КамАЗа порядок работы цилиндров, как и для всех его модификаций, зашифрован в цифровом ряду 1-5-4-2-6-3-7-8.
Регулировка клапанов
Необходимость наладки тепловых зазоров в клапанном механизме обусловлена подгоранием сёдел при недостаточных промежутках, а при избыточных – появлением стука в ГБЦ, падением мощности мотора. Регулировку клапанов выполняют в 3 приёма: выставляют поршень конкретного цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ), затем настраивают зазоры в первой клапанной паре, после чего по очерёдности – в остальных.
Регулировать клапаны рекомендуется через 10-20 тыс. км, следует помнить, что из-за нарушения зазоров увеличивается расход топлива.

Фиксация поршня основной камеры вверху
В положении ВМТ оба клапана закрыты, фиксируется точка с помощью стопора на кожухе маховика вхождением стержня в углубление на венце инерционной детали. Венцовая часть по окружности размечена 12 отверстиями с интервалом 30°. Порядок фиксации поршня первой камеры вверху:
Следует убедиться, что метка в торцевой части топливного насоса ТНВД указывает на впрыск в 1-й цилиндр и совпадает с отметкой на муфте или фланце ведомой полумуфты привода. Если совпадения нет, фиксатор из маховика извлекают, прокручивание продолжают в том же порядке до принятия маховиком правильного положения.
Настройка зазоров
Процедура регулировки клапанов заключается в установке нормативного промежутка между клапанным стержнем и коромыслом с помощью регулировочного винта, фиксируемого стопорной гайкой. Настройка зазоров производится с выполнением таких правил:
- щель должна обеспечивать плотное прилегание клапанной тарелки к седлу в любых условиях: при удлинении стержня от нагрева, в связи с износом фасок гнезда и проседанием клапана;
- двигатель во время настройки – холодный (спустя ≥30 минут после остановки), подача топлива отключена, автомобиль обездвижен стояночным тормозом;
- зазоры регулируют одновременно на клапанах каждой пары ГБЦ в очерёдности работы цилиндров ДВС.

Прежде чем приступить к настройке, подтягивают фиксирующие стойки коромысел гайки, болты крепления ГБЦ. Чтобы не допустить деформации штанг, регулировочные винты из коромысел для увеличения зазора частично выкручивают.
Настройка клапанов КамАЗ 740, 6520, 5511 и других модификаций
После выставления ВМТ на цилиндрах №1 и 5, протяжки креплений их головок приступают к регулировке клапанных зазоров в соответствии с рабочим порядком для цилиндров КамАЗ 740 и его модификаций. Наладка выполняется замером просветов с помощью щупов толщиной 0,3-0,35 мм для впускного клапана и 0,4-0,45 – для выпускного. Последовательность настройки зазоров в клапанном механизме двигателей КамАЗ:
В правом ряду цилиндров передние клапаны в ГБЦ – впускные, в левой линии – выпускные.
Проверка правильности
По завершении регулировки следует привести механизмы двигателя в исходное состояние, после чего оценить результат работы. Если настройка выполнена правильно, стуки в ГРМ исчезнут. Заключительные операции и проверка:
Невозможно справиться с регулировкой клапанов, не имея представления о порядке работы цилиндров, но не всегда можно выполнить настройку механизма даже овладев теорией наладки. В таких случаях обращаются к услугам автомобильных сервисов, где специалисты не только отрегулируют клапана, но проведут техобслуживание, ремонт силового агрегата.
Соблюдаете ли вы регламент регулировки клапанов?
Что касается расположения цилиндров в двигателе, то это, как мне кажется, как раз тот момент, где инженеры Камаза проявили свой феншуй. Они разложили их так, чтобы двигатель работал как часы. Ну, там, верхний, нижний мертвые ходы. Мне кажется, что они это все продумали до мелочей.
Как-то раньше не задумывался, как там цилиндры и в каком порядке работают. Но оказалось, что это важно знать, иначе пропустишь преддверие поломки движка и потом его восстановить сложно.