Мотор Ока (ВАЗ-1111 и ВАЗ-11113): 48 фото, технические характеристики, описание, схема, объем, мощность

Моторы ВАЗ

Микролитражный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) ВАЗ Ока 1111 выпускался с 1988 г. АвтоВАЗом. Агрегат модернизировался, передавался в производство Серпуховскому автозаводу, а в 2008 году выпуск мотора был прекращён. Сегодня силовой агрегат хоть и устарел, но пользуется спросом в силу надёжности, ремонтопригодности, возможности усовершенствования характеристик – тюнинга. Предлагаем краткий обзор устройства миниатюрного бензинового движка, его особенностей и уязвимых узлов, а также рекомендации по срокам технического обслуживания.

Устройство двигателя Ока

Базой для создания движка 1111 послужил ДВС ВАЗ 2108 объёмом 1,3 л: его рассекли наполовину – получился рядный 2-цилиндровый мотор 650 см³ с 4-мя клапанами и распредвалом верхнего расположения.

Основа следующей модели 11113 – тот же 08-й двигатель, но 1,5-литровый (21083), что повлекло увеличение объёма до 750 см³, мощности с 30 лошадиных сил до 33-35 л. с. Блок цилиндров Оки, его головка ГБЦ, газораспределительный – ГРМ и кривошипно-шатунный КШМ механизмы, цилиндро-поршневая группа схожи по деталям с узлами исходных агрегатов, но особенности имеются.

Двигатель ВАЗ-11113 является усовершенствованным вариантом ВАЗ-1111
Двигатель ВАЗ-11113 является усовершенствованным вариантом ВАЗ-1111

Читайте также: 4 вида неисправностей системы охлаждения ВАЗ-2110 и как их устранить

Блок цилиндров

Располагается двигатель в моторном отсеке поперёк оси движения машины, что при двукратном сокращении количества цилиндрических расточек в чугунном блоке мотора позволяет уменьшить габариты автомобиля. Гильзы в цилиндрах отсутствуют, а внутренние стенки обработаны способом хонингования – абразивного шлифования в целях создания упорядоченной шероховатости на цилиндрической поверхности. Особенности устройства блока цилиндров:

  • изготавливается методом литья;
  • отливается с оставлением в теле отливки каналов системы охлаждения – водяной рубашки;
  • оснащается в нижней части блока 3-мя опорами для коренных шеек коленчатого вала.
Блок цилиндров отлит из высокопрочного чугуна
Блок цилиндров отлит из высокопрочного чугуна

Обрабатываются опорные поверхности вместе с крышками: каждому посадочному месту подшипника соответствует свой крепёж.

Чтобы не нарушить совместимость деталей при производстве ремонта мотора, на подшипниковые крышки нанесены специальные метки.

ГБЦ

Способ изготовления головки блока цилиндров – литьё из алюминия. Верхнее расположение распредвала предопределяет устройство на отливке трёх постелей для вала с крышками, которые используются в качестве подшипников, вкладыши конструкцией не предусмотрены. Сильный износ опор влечёт замену головки целиком.

Головка блока цилиндров – цельнолитая, из алюминия
Головка блока цилиндров – цельнолитая из алюминия

В ГБЦ предусмотрено по 2 клапана на каждый цилиндр: большего диаметра – впускные, меньшего размера – выпускные. Характерные функции ГБЦ двигателей Оки:

  • участие в обеспечении работы клапанных систем подачи топливовоздушной смеси, газоотведения;
  • обеспечение протока охлаждающей жидкости по каналам внутри блока;
  • гарантирование фаз газораспределения, синхронизации подачи топлива с системой зажигания.

Крепится ГБЦ к блоку с помощью 6 болтов.

Фиксация ГБЦ к блоку осуществляется 6-ю болтами
Фиксация ГБЦ к блоку осуществляется 6-ю болтами

ГРМ

Основа механизма – изготовленный из чугуна распредвал с имеющимися на нём 4-мя кулачковыми эксцентриками и 3-мя опорными шейками. Функции вала – приводить в действие клапаны и вакуумный бензонасос.

Характеристики ГРМ Оки:

  • привод от коленчатого вала – ремённый;
  • кулачки воздействуют на клапанные стержни через толкатели: коромысла и штанги в механизме отсутствуют;
  • тепловой зазор между пяткой клапана и эксцентриком регулируется разноразмерными шайбами, которые устанавливаются между кулачками и толкателем.
Распределительный вал приводит в действие вакуумный бензонасос, для чего на задней его части имеется эксцентрик
Распределительный вал приводит в действие вакуумный бензонасос, для чего на задней его части имеется эксцентрик
Внимание! Приводной ремень распределительного механизма вызывает вращение крыльчатки циркуляционной помпы системы охлаждения. Поломка водяного насоса может повлечь сбой в работе всего ГРМ из-за обрыва зубчатого ремённого привода.

КШМ

Коленчатый вал Оки отлит из магниевого чугуна с дальнейшей обработкой рабочих поверхностей 3-х коренных и 2-х шатунных шеек. Смазка посадочных мест под вкладыши предусмотрена через каналы для масла внутри коленвала.

Коленвал изготовлен из магниевого чугуна
Коленвал изготовлен из магниевого чугуна

Особенности механизма:

  1. Массивные 4 щеки вала. Используются в качестве противовесов: сглаживают вибрации при работе мотора.
  2. Шестерня привода ГРМ, генератора. Закрепляется спереди коленвала, сзади – фланец для литого чугунного маховика с зубчатым венцом и текстолитовое шестерёнчатое колесо: вращатель двух уравновешивающих валов двигателя, предназначенных для гашения вибраций.
  3. Подшипники трения (вкладыши). Материал изготовления – оловосодержащие сплавы.
  4. Шатуны. Их нижние головки обрабатываются вместе с крышками: по подобию обработки посадочных мест коренных подшипников.
Шестерни привода уравновешивающих валов
Шестерни привода уравновешивающих валов
Конструкция маховика позволяет переворачивать его на обратную (неизношенную) сторону при сильном износе зубцов контактной зоны зубчатого венца.

Цилиндро-поршневая группа

Поршни изготавливают из алюминиевого сплава повышенной термостойкости, подвергают дополнительной термообработке. Соединение с шатуном – пальцем в виде свободно плавающей в поршневых бобышках втулки. Другие характерности ЦПГ двигателей Ока 1111 и 11113:

  • прирост мощности второго мотора достигнут увеличением диаметра поршней с 76 у первой модели до 81 мм у более современного ДВС;
  • герметичность каждого цилиндра обеспечивается 2-мя компрессионными и 1 маслосъёмным кольцами поршневой пары ;
  • конструкция днища поршней у агрегатов разная: плоская – у 1111, с проточками под клапаны – у 11113.
Поршни отлиты из жаропрочных сплавов алюминия, имеют три кольца: 2 компрессионных и одно - маслосъемное
Поршни отлиты из жаропрочных сплавов алюминия, имеют три кольца: 2 компрессионных и одно – маслосъемное

Аварийный обрыв ремня привода ГРМ на моторе Ока из ВАЗ 2108 может привести к сгибанию стержня клапана. Модель на базе 21083 имеет защиту – выемки в днищах поршней для клапанных тарелок.

Отличия, технические показатели

Различий у движков Оки с индексами 1111 и 11113 немного: размеры клапанных сёдел, цилиндров, поршней, конфигурации прокладки ГБЦ. Оба двигателя двухцилиндровые с карбюратором, циркуляционной системой охлаждения и электронной схемой искрообразования. Технические параметры обоих агрегатов представлены в таблице.

Показатели Ед. изм. 1111 11113
Литраж л 0,65 0,75
Мощность л. с. 30 33-35
Степень сжатия 9,9 9,6
Вместимость системы смазки л 2,5 2,5
Топливо АИ-92 АИ-92
Масса мотора кг 63,5 66,5
Ресурс до капремонта тыс. км 120-150 160

В 2005 г. было выпущено ограниченное количество моторов Ока с инжектором под индексом 11113-20, но серийного производства инжекторных двухцилиндровых двигателей не было из-за множественных недоработок в конструкции новой модификации.

Читайте также: сколько весит двигатель ямз ЯМЗ, его модификации и характеристики

На какие автомобили ставили двигатель 1111

Силовые агрегаты рассматриваемых моделей выпускались и устанавливались в течение 1988-2008 г.г. на легковушки микролитражного класса Лада Ока под соответствующими индексами машин ВАЗ 1111 и 11113. Автомобили первой версии изготавливались с 1988 по 1996 годы, второй – с 1996 по 2008 г. На иные транспортные средства моторы от Оки не ставились, кроме спецавтомобилей для инвалидов и пикапов.

Двигатели ВАЗ 1111 и 11113 устанавливались на микролитражные малогабаритные автомобили Ока с 1988 по 2008 год
Двигатели ВАЗ 1111 и 11113 устанавливались на микролитражные малогабаритные автомобили Ока с 1988 по 2008 год
На базе микролитражной машины создавались ТС целевого назначения, но штатные движки 1111 и 11113 на них не устанавливались. Так, спорт-версия Оки комплектовалась двигателем от Приоры, гусеничный снегоход на той же базе оснащался мотором ВАЗ 2131.

Недостатки, поломки и проблемы двигателя

Неисправности силовых агрегатов объёмом 0,65 и 0,75 л примерно одинаковые, касаются конструктивных особенностей двухцилиндровых двигателей, а также унаследованных от базовых моторов слабых мест. Случаются неполадки и от пренебрежения регламентом техобслуживания ДВС. Водители часто отмечают следующие минусы движков Оки:

  • вибрации, стук клапанов при работе, перегрев;
  • сложный запуск мотора «на горячую»;
  • прогорание прокладки ГБЦ;
  • сбой электроники.
Владельцы автомобилей Ока часто жалуются на прогорание прокладки ГБЦ
Владельцы автомобилей Ока часто жалуются на прогорание прокладки ГБЦ

По лужам и в дождливую погоду ездить на Оке нужно осторожно: близость двигателя к дорожному полотну, незащищённость моторного отсека от влаги приводят к попаданию капель воды на элементы электрической схемы. В результате отказывает катушка зажигания, отсыревают свечи.

Как разобрать двигатель ВАЗ Ока

Разборка бывает частичной – без снятия ДВС с машины или полной – для проведения капитального ремонта. В любом случае понадобятся: ключи гаечные, отвёртки, ёмкости под сливаемые технические жидкости. Последовательность демонтажа двигателя Ока:​

Слить масло, тосол 1. Слить масло, тосол.
Последовательность демонтажа 2. Снять воздухофильтр, отсоединить от карбюратора управляющие тросики, электропровод. Демонтировать высоковольтные провода с элементами системы зажигания.
Рассоединить патрубки подачи топлива, циркуляции антифриза, отопителя салона 3. Рассоединить патрубки подачи топлива, циркуляции антифриза, отопителя салона.
Отсоединить трос сцепления, выхлопную трубу от коллектора, другие связывающие мотор и раму элементы 4. Отсоединить трос сцепления, выхлопную трубу от коллектора, другие связывающие мотор и раму элементы.
Извлечь двигатель из моторного отсека 5. Извлечь двигатель из моторного отсека.

Дальнейшая разборка продолжается на снятом движке. После замены изношенных деталей мотор собирают в обратном порядке.

Обслуживание

Реже прибегать к трудоёмкой разборке двигателя поможет своевременное техобслуживание силового агрегата Оки в соответствии с регламентом автозавода. Наиболее важные виды обслуживания – замена моторного масла через каждые 10-15 тыс. км пробега, регулировка клапанов ГРМ через 30 тысяч и по необходимости.

Любые профилактические работы выполняются на заглушенном двигателе и с принятием мер от самопроизвольного движения машины.
Замену моторного масла следует производить после 10-15 тыс пробега
Замену моторного масла следует производить после 10-15 тыс. пробега

Замена масла

Периодичность обновления моторной смазки зависит от вида смазочной жидкости: синтетику меняют через 15, а полусинтетику – после 10 тыс. км пробега автомобиля. При переходе с синтетического масла на полусинтетическое или наоборот рекомендуется промывка мотора промывочной жидкостью. Замена производится на прогретом ДВС с попутной сменой масляного фильтра в следующем порядке:​

Открыть крышку горловины, открутить пробку картера, слить отработку, закрутить сливной болт обратно 1. Открыть крышку горловины, открутить пробку картера, слить отработку, закрутить сливной болт обратно.
Демонтировать маслофильтр, поставить новый, заполнить наполовину свежим маслом 2. Демонтировать маслофильтр, поставить новый, заполнить наполовину свежим маслом.
Залить из канистры купленную моторную смазку в горловину 3. Залить из канистры купленную моторную смазку в горловину до верхней метки маслощупа, закрыть крышку.
Проверить масло щупом 4. Запустить мотор на несколько секунд, заглушить. Проверить уровень, долить по необходимости.
Внимание! Вязкость рекомендованного к применению на Оке универсального (зима и лето) масла – 5W-30. Температурные пределы: −30º…+35ºС.

Регулировка зазора

Регулируют клапаны на остывшем двигателе путем подбора толщины шайб, располагаемых в специальных углублениях торцевой части толкателей. Наименьший зазор впускного клапана 0,2 мм, выхлопного – 0,35. Последовательность работ:

Демонтировать воздухофильтр, крышку ГБЦ 1. Демонтировать воздухофильтр, крышку ГБЦ.
Выкрутить свечи зажигания 2. Выкрутить свечи зажигания для лёгкого проворачивания коленвала.
Калиброванным мерным щупом снять размер зазора, подобрать нужную шайбу 3. Выставить положение клапана по длинной метке. Калиброванным мерным щупом снять размер зазора, подобрать нужную шайбу.
Меняют регулирующий элемент с помощью специального приспособления 4. Заменить регулирующий элемент с помощью специального приспособления.

Пробег 30 тыс. км – срок не только для регулировки зазоров ГРМ, но и холостого хода карбюратора. Через 60 тысяч заменяют приводной ремень газораспределительного механизма, тосол в системе охлаждения двигателя Ока.

Расход топлива

Величина показателя зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относят дорожные характеристики, ко вторым – манеру вождения водителя, техническое состояние автомобиля, погодные условия и другие обстоятельства движения.

Расход топлива принято измерять в литрах на 100 км пробега авто. Нормативное потребление горючего для Оки 1111/11113:

  • режим езды по городу – 6/6,3-7;
  • шоссейные дороги – 3,5/3,9;
  • усреднённые показатели – 4-4,9/4,3-5,2.

Вид используемого топлива – бензин АИ-92.

Завод-изготовитель автомобилей марки Ока рекомендует использовать топливо с низкооктановым числом марки АИ-92
Завод-изготовитель автомобилей марки Ока рекомендует использовать топливо с низкооктановым числом марки АИ-92

Тюнинг и доработка двигателей Ока

Как пример улучшения характеристик серийно выпускаемых двигателей 11113 можно рассматривать попытки организовать производство инжекторных микролитражек. Такое направление актуально и сегодня, но есть альтернатива затратному способу тюнинга: заменить штатный мотор устанавливаемым на Оку в 2007 г. китайским 53-сильным ДВС TJ376QE FAW объёмом 1 л.

Возможные доработки моделей 1111, 11113:

  • заменить ГБЦ, воздушный фильтр, карбюратор и распредвал новыми, если мотор  с износом;
  • отшлифовать распределительный вал, коллектор, толкатели.
Штатный силовой агрегат можно заменить китайским литровым двигателем TJ376QE FAW (Daihatsu)
Штатный силовой агрегат можно заменить китайским литровым двигателем TJ376QE FAW (Daihatsu)

Тюнинговый потенциал серийных двигателей Оки – около 10%. Рациональный способ увеличить мощность автомобиля – заменить мотор более мощным.

Цена двигателя

Когда движок восстановить нельзя, покупают новый или б/у агрегат, но без пробега по российским дорогам, снятый с утилизируемых за границей наших автомобилей Ока. Стоимость моторов по регионам отличается: от 5 до 20-23 тыс. руб. за поношенный движок до 60 за нехоженый ДВС. На май 2022 г. цены на двигатели ВАЗ 11113 в сборе следующие:

  • новый силовой агрегат – 33 тыс. руб;
  • контрактный – 29 тыс. руб.
В продаже можно найти б/у двигатели по цене от 5 до 20-23 тыс. руб
В продаже можно найти б/у двигатели по цене от 5 до 20-23 тыс. руб

Перед покупкой двигателя стоит уточнить его укомплектованность навесным оборудованием.

Микролитражный мотор уступает по своим параметрам более мощным вазовским моделям, но спрос на него не исчез. Это обстоятельство подтверждает простоту и надёжность двигателя Оки.

Делитесь своими впечатлениями о двигателе Ока в комментариях!

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Денис

    Хорошо все разобрано в статье, только, учитывая тот факт, насколько Ока не популярна, есть страх, что мотор к ней можно и вовсе не найти. Где вот, к примеру, в нашей стране их делают?

    Ответить
  2. Влад

    Так вот что у нее под капотом) Довольно простой движок. Сейчас такие движки популярны на малолетражках в китайском автопроме, да и не только там. Движки стали эффективнее и потому можно уменьшать их размер за счет эффективности.

    Ответить
  3. Стас

    Так вот ты какой) Простой движок. Интересно было бы посмотреть на китайский аналог в плане тюнинга и на сколько он лучше или хуже стандартного движка который идет в комплекте по дефолту.

    Ответить
  4. Федор

    Ой, да Ока, ну что сказать… Это был мой первый настоящий автомобиль! Когда я его купил, честно говоря, даже не сильно разбирался в технических характеристиках. Просто хотел свой собственный “железный конь” и дешевле, да почитав отзывы, выбрал Оку.

    Ответить
  5. Ким

    Больше 10 лет отмотал на Оке, сейчас купил себе японца, а продать свою старую подругу рука не поднимается. Так и стоит на даче. Периодически объезжаю, чтобы совсем не заржавела. Удивительно, но до сих пор ездит без проблем.

    Ответить