На доступных по цене авто Лада Гранта устанавливают вазовский восьмиклапанный бензомотор под номером 21116 в исполнении под передний привод. Модель разработана усовершенствованием (тюнингом) движка 21114 в заводских условиях, сходила с конвейера АвтоВАЗа в течение 2011-2018 г.г. Модификаций у 116-го мотора нет, но в параллельном цехе концерна изготавливался двигатель со схожими характеристиками под индексом 11186, а речь пойдёт о силовом агрегате 21116i (i означает инжекторный).
- Технические характеристики мотора ВАЗ 21116
- Особенности конструкции двигателя 21116
- На какие автомобили устанавливали мотор ВАЗ 21116
- Преимущества двигателя ВАЗ 21116
- Наиболее распространенные проблемы мотора 21116
- Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 21116
- Тюнинг бензомотора
- Цена двигателя ВАЗ 21116 на вторичном рынке
- Видео по теме
Технические характеристики мотора ВАЗ 21116
Топливоснабжение движка – распределённым впрыском АИ-95 форсунками, охлаждение – антифризом с принудительной циркуляцией в рамках малого или большого контура, смазка – под давлением и брызгами. Управление механизмами и системами двигателя осуществляется электронным блоком ЭБУ.
Технические данные 21116i приведены в таблице.
Объем рабочей части цилиндров, дм³ | 1.6 |
Сжатие топливовоздушной смеси | 10,5 |
Мощность при частоте вращения коленвала 5600 об./мин., л. с. | 90 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Обороты холостого хода, в минуту | 800-850 |
Длина хода поршня, мм | 75,6 |
Клапана: по 2 на каждую камеру сгорания, итого | 8 |
Предельный момент на коленчатом валу на 3500 об./мин., Нм | 143 |
Максимальная скорость авто, км/ч | 167 |
Расходные данные по топливу: трасса/город, л/на 100 км | 5,3-5,7/8,5-9,1 |
Расход масла, г/1000 км | <500 |
Рабочая температура системы охлаждения, ºС | 95 |
Ресурс мотора до капремонта: от завода/фактический, тыс. км | 200/300 |
Вес, кг | 112 |
Система искрообразования у 8-клапанника – модульная: общая на 4 свечи зажигания высоковольтная катушка с выводами проводов на каждую свечку. Газораспределительный механизм (ГРМ) – с верхним расположением вала и закреплённым на нём зубчатым шкивом ремённой передачи крутящего момента от коленвала. Обрыв ремня приводит к сгибанию клапанов от соударения с поршнями.
Защитная мера от возникновения аварийной ситуации на приводе ГРМ – применение автоматического натяжителя и установка ремня марки Gates с запасом хода 200 тыс. км.

Особенности конструкции двигателя 21116
Блок цилиндров и его головка (ГБЦ) изготовлены из чугуна и алюминиевого сплава соответственно. Шатунно-поршневая группа (ШПГ) поставляется тольяттинской фирмой производства запчастей Federal Mogul: детали разработки компании легче стандартных вазовских на 39%. Отмечаются также такие особенности ДВС 21116:
- Оснащение блока масляными форсунками. Поршни получили дополнительное охлаждение и смазку.
- Отсутствие в клапанном механизме гидрокомпенсаторов. Регулировка рабочих зазоров клапанов производится вручную подкладыванием калиброванных шайб периодичностью через 40-45 тыс. км пробега.
- Доукомплектация модуля впуска электромеханической дроссельной заслонкой. Схема носит название Е-Газ: вместо тросика от педали перегазовки к движку идут провода. За счёт изменений ЭБУ может контролировать подачу в цилиндры обоих компонентов смеси – топлива и воздуха.
- Модернизация каталитического нейтрализатора газов. Удлинение и разведение приёмных труб с изменением их формы и схемы ввода позволило снизить сопротивление катколлектора на выхлопе, повысить мощность мотора.
- Усовершенствования поршней. Оптимизирован размер мульды (ложбины) на днище – предотвращено растрескивание тонких мест, созданием оксидного слоя (анодированием) утолщены зоны верхних колец – улучшена температурная стойкость. Юбки поршней за счёт графитового покрытия меньше изнашиваются.
На какие автомобили устанавливали мотор ВАЗ 21116
Создавался восьмиклапанник для комплектации переднеприводных легковушек бюджетного ряда Лада Приора в исполнении Норма с кузовами седан (3-х объёмный кузов), хэтчбэк (двухобъёмный). Первоначально 116-й мотор устанавливали на Lada Priora, затем и на другие вазовские машины. В период серийного выпуска двигатель ВАЗ 21116 ставили на следующие автомобили:
- Приора: 2170 седан, 2172 хэтчбэк, универсал 2171;
- Лада Гранта с трёхобъёмным кузовом и лифтбэк – разновидность двухобъёмной кузовной конструкции с наклонной (45-5º) крышей;
- Калина 2 (второго поколения): универсал, хэтчбэк, седан.

Двигатель-аналог 11186 ставили на Ладу Калину и Гранту.
Читайте также: установка 16 клапанного двигателя на ваз 2107
Преимущества двигателя ВАЗ 21116
Если сравнивать ДВС 21116i с его прототипом 21114, то главная цель переделки, повышение мощности, достигнута: 90 л.с. против 82 сил у базового движка. При этом у двигателя 21116i появились и дополнительные преимущества:
- Уверенная тяга движка на малых оборотах. Ценное качество для поездок в условиях городских пробок. Тяговитость на скорости также высока.
- Оснащение электромеханической системой Е-Газ. Электронный блок контролирует образование и подачу топливовоздушной смеси в полном объёме.
- Высокая надёжность ремённой передачи привода ГРМ. Срок службы ремня совпадает с ресурсом двигателя (200 тыс. км) до капитального ремонта.
- Возможность сделать капремонт самому. Доступный ассортимент деталей, линейка ремонтных размеров поршней, блока цилиндров.
- Умеренный расход топлива. Даже при езде по городу можно уложиться в нормативные 9 л/100 км.
- Пониженный уровень шума. Вибрации мотора при его работе почти не ощущаются.
- Уверенный запуск мотора зимой. Ночная стоянка на парковке перед домом не помешает запустить двигатель 21116 морозным утром.

К недостаткам инжекторного восьмиклапанника относят отсутствие в ГРМ гидрокомпенсаторов, что обязывает водителя периодически регулировать клапана вручную. Отмечается и дороговизна импортных запчастей ШПГ.
Наиболее распространенные проблемы мотора 21116
Многие неисправности – типичные для всех двигателей АвтоВАЗа. Наиболее тяжёлая поломка связана с аварией на ремённом приводе ГРМ, которая возникает из-за обрыва ремня, заклинивания подшипников натяжителя или помпы, что приводит к загнутым клапанам. Перечень распространённых неполадок мотора 21116:
- Троение, неустойчивая работа ДВС. Один из 4-х цилиндров отказывает обычно по причине неисправной четырёхвыводной катушки зажигания, падения компрессии из-за прогара клапана. Устраняется заменой деталей.
- Превышение температуры рабочего режима (при норме 95º – 110ºС и выше). Часто мотор закипает при заклинивании клапана в термостате, реже – из-за поломки помпы, утечек из гидросистемы тосола. Предвестник поломки – низкий уровень антифриза в расширительном бачке системы.
- Потеря мощности, сбои в работе. Проблема может быть в элементах искрообразования: высоковольтном проводе, свечах зажигания. Поставить новый комплект на замену неисправных устройств.
- Бензомотор глохнет. Причины: отказ датчика массового расхода воздуха ДМРВ, разрегулированные клапана. Измеритель – заменить, клапанный механизм регулировать не реже, чем через 30 тыс. км пробега.
- Повышение расхода моторного масла. Проверить уплотнения клапанной крышки.
- Плавающие обороты коленвала. Появляются при сбоях в работе электронных датчиков, в системе управления дросселем Е-Газ. Диагностировать в автосервисе.
- Стуки в двигателе. Источники шумов: клапана, шатунные и коренные вкладыши. Первые регулируют, вторые – заменяют.

Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 21116
Основная операция техобслуживания – обновление моторного масла в системе смазки двигателя с рекомендованной автозаводом периодичностью: через 10-15 тыс. км. Вязкость смазочной жидкости 5W-30(40), 10W-40, 15W-40, вместимость гидросистемы – 3,5 л. Регламентом обслуживания движка 21116 предусмотрено проведение профилактических работ в такие сроки:
- 10 тыс. км или год (10/1) – замена масляного фильтра, проверка выпускного коллектора;
- 20/2: проверка каналов вентиляции картера, замена свечей зажигания;
- 40/2: регулировка клапанов, смена прокладки под клапанной крышкой, обновление охлаждающей жидкости, фитингов и шлангов гидросистемы;
- 100/5 – замена ремня привода ГРМ, кислородного датчика;
- 200/10 – обновление ремённой передачи навесного оборудования.

Оборудование топливоснабжения, включая крышку топливного бака, не закреплённое на двигателе, но влияющее на работоспособность ДВС, проверяют раз в 2 года или по мере пробега каждых 40 тыс. км. Аккумулятор обслуживают ежегодно.
Тюнинг бензомотора
АвтоВАЗ оставил на двигателе 21116 неиспользованным потенциал увеличения мощности на 30-50 л. с. без утраты ресурса до капремонта. Возможность поднятия тяги до 150-200 сил также имеется, но износ деталей механизмов мотора при этом резко возрастёт. Рекомендованные автомеханиками способы тюнинга:
- Головка блока цилиндров. Фрезерование плоскости прилегания к блоку цилиндров способствует увеличению степени сжатия топливовоздушной смеси, росту мощности ДВС.
- Впускная система. Оптимизируется длина каналов, увеличивается их диаметр, впуск становится более мощным. Отказ от Е-Газа в пользу механического дросселя с большим сечением – до Ø52 мм.
- Выпускной коллектор. Замена катколлектора пауком – переходом выхлопа от головки до приёмной трубы по схеме 4-2-1 или 4-1. Увеличивается эффективность очистки камер сгорания от выхлопных газов, возрастает тяга мотора.
- Распределительный вал ГРМ. Вместо штатной детали ставят распредвал Нуждин 10.93 – цифры указывают на высоту подъёма клапанов в мм. Дополнительно на кулачковый вал устанавливают разрезную шестерню-шкив.
- Установка турбонаддува. Тюнинг наддувом эффективен, но способствует быстрому износу двигателя.

Для повышения надёжности мотора штатную помпу в системе охлаждения заменяют водяным насосом Luzar с металлической крыльчаткой. Установка на восьмиклапанник 16-клапанной ГБЦ ещё больше повысит ресурс мотора, но это уже полная разборка ДВС с заменой многих деталей.
Простой способ улучшить характеристики двигателя – чип-тюнинг, который заключается в изменении программы ЭБУ, что повышает мощность на 5 л. с.

Цена двигателя ВАЗ 21116 на вторичном рынке
Когда подходит время капитального ремонта силового агрегата, просчитывают затраты на восстановление работоспособности движка. Иногда кажется, что дешевле будет купить такой же двигатель в рабочем состоянии. На 2022 г. предложения о продаже двигателя ВАЗ 21116 следующие:
- 120-136 тыс. руб. – новый мотор в комплектации Норма оригинальной сборки (не восстановленный) с навесным оборудованием и документами для постановки на учёт в ГИБДД;
- 65 тыс. руб. – движок в сборе из новых запчастей, первого капремонта;
- 30-35 тысяч – бывший в употреблении мотор, в отличном состоянии и с документами.

ВАЗ 21116 при всех недостатках – надёжный 90-сильный 1.6-литровый двигатель с межремонтным ресурсом в 200 тыс. км и 3-мя ремонтными размерами деталей. При своевременном уходе за агрегатом, аккуратной эксплуатации автомобиля пробег Лады с двигателем 21116i может достигать 900 тысяч км.
Считаете ли вы двигатель ВАЗ 21116 надежным?
У меня стоит двигатель такой. Стуки и правда слышны, но не критично. Зимой завести машину даже в сильный мороз не так и сложно, это большой плюс. Не жрет много топлива, хоть какая-то экономия.
Как по мне стуки в движке самая неприятная болячка. Вообще движок довольно проблематичный. У меня с ним не малая история. Часто его ремонтировали. Может мне так повезло с машиной… незнаю.
Как-то пришлось сделать капремонт. Хоть он у морозам и устойчив, но тут износился и в мороз просто слетел. Пришлось срочно тащить его в ремонт, спасибо мужикам, помогли, поменяли, что нужно.
Двигатель неплохой. После 50 000 состояние , как у новой. Расход чуть выше, чем у бывшей моей Шкоды Октавии, При этом в обслуживании раз в десять обходится дешевле. Думал, что будет гораздо хуже.