Двигатель ВАЗ 21116: преимущества, частые неисправности, обслуживание и тюнинг

Моторы ВАЗ

На доступных по цене авто Лада Гранта устанавливают вазовский восьмиклапанный бензомотор под номером 21116 в исполнении под передний привод. Модель разработана усовершенствованием (тюнингом) движка 21114 в заводских условиях, сходила с конвейера АвтоВАЗа в течение 2011-2018 г.г. Модификаций у 116-го мотора нет, но в параллельном цехе концерна изготавливался двигатель со схожими характеристиками под индексом 11186, а речь пойдёт о силовом агрегате 21116i (i означает инжекторный).

Технические характеристики мотора ВАЗ 21116

Топливоснабжение движка – распределённым впрыском АИ-95 форсунками, охлаждение – антифризом с принудительной циркуляцией в рамках малого или большого контура, смазка – под давлением и брызгами. Управление механизмами и системами двигателя осуществляется электронным блоком ЭБУ.

Технические данные 21116i приведены в таблице.

Объем рабочей части цилиндров, дм³ 1.6
Сжатие топливовоздушной смеси 10,5
Мощность при частоте вращения коленвала 5600 об./мин., л. с. 90
Диаметр цилиндра, мм 82
Обороты холостого хода, в минуту 800-850
Длина хода поршня, мм 75,6
Клапана: по 2 на каждую камеру сгорания, итого 8
Предельный момент на коленчатом валу на 3500 об./мин., Нм 143
Максимальная скорость авто, км/ч 167
Расходные данные по топливу: трасса/город, л/на 100 км 5,3-5,7/8,5-9,1
Расход масла, г/1000 км <500
Рабочая температура системы охлаждения, ºС 95
Ресурс мотора до капремонта: от завода/фактический, тыс. км 200/300
Вес, кг 112

Система искрообразования у 8-клапанника – модульная: общая на 4 свечи зажигания высоковольтная катушка с выводами проводов на каждую свечку. Газораспределительный механизм (ГРМ) – с верхним расположением вала и закреплённым на нём зубчатым шкивом ремённой передачи крутящего момента от коленвала. Обрыв ремня приводит к сгибанию клапанов от соударения с поршнями.

Защитная мера от возникновения аварийной ситуации на приводе ГРМ – применение автоматического натяжителя и установка ремня марки Gates с запасом хода 200 тыс. км.

В комплектацию входит ремень ГРМ производителя Gates с заявленным ресурсом 200 000 км
В комплектацию входит ремень ГРМ производителя Gates с заявленным ресурсом 200 000 км

Особенности конструкции двигателя 21116

Блок цилиндров и его головка (ГБЦ) изготовлены из чугуна и алюминиевого сплава соответственно. Шатунно-поршневая группа (ШПГ) поставляется тольяттинской фирмой производства запчастей Federal Mogul: детали разработки компании легче стандартных вазовских на 39%. Отмечаются также такие особенности ДВС 21116:

  1. Оснащение блока масляными форсунками. Поршни получили дополнительное охлаждение и смазку.
  2. Отсутствие в клапанном механизме гидрокомпенсаторов. Регулировка рабочих зазоров клапанов производится вручную подкладыванием калиброванных шайб периодичностью через 40-45 тыс. км пробега.
  3. Доукомплектация модуля впуска электромеханической дроссельной заслонкой. Схема носит название Е-Газ: вместо тросика от педали перегазовки к движку идут провода. За счёт изменений ЭБУ может контролировать подачу в цилиндры обоих компонентов смеси – топлива и воздуха.
  4. Модернизация каталитического нейтрализатора газов. Удлинение и разведение приёмных труб с изменением их формы и схемы ввода позволило снизить сопротивление катколлектора на выхлопе, повысить мощность мотора.
  5. Усовершенствования поршней. Оптимизирован размер мульды (ложбины) на днище – предотвращено растрескивание тонких мест, созданием оксидного слоя (анодированием) утолщены зоны верхних колец – улучшена температурная стойкость. Юбки поршней за счёт графитового покрытия меньше изнашиваются.
Отличие 116-го мотора от параллельно выпускаемого движка 11186 только в ШПГ: на ДВС 21116i детали группы установлены облегчённые.

На какие автомобили устанавливали мотор ВАЗ 21116

Создавался восьмиклапанник для комплектации переднеприводных легковушек бюджетного ряда Лада Приора в исполнении Норма с кузовами седан (3-х объёмный кузов), хэтчбэк (двухобъёмный). Первоначально 116-й мотор устанавливали на Lada Priora, затем и на другие вазовские машины. В период серийного выпуска двигатель ВАЗ 21116 ставили на следующие автомобили:

  • Приора: 2170 седан, 2172 хэтчбэк, универсал 2171;
  • Лада Гранта с трёхобъёмным кузовом и лифтбэк – разновидность двухобъёмной кузовной конструкции с наклонной (45-5º) крышей;
  • Калина 2 (второго поколения): универсал, хэтчбэк, седан.
Автомобили, на которые ставился двигатель ВАЗ 21116
Автомобили, на которые ставился двигатель ВАЗ 21116

Двигатель-аналог 11186 ставили на Ладу Калину и Гранту.

Читайте также: установка 16 клапанного двигателя на ваз 2107

Преимущества двигателя ВАЗ 21116

Если сравнивать ДВС 21116i с его прототипом 21114, то главная цель переделки, повышение мощности, достигнута: 90 л.с. против 82 сил у базового движка. При этом у двигателя 21116i появились и дополнительные преимущества:

  1. Уверенная тяга движка на малых оборотах. Ценное качество для поездок в условиях городских пробок. Тяговитость на скорости также высока.
  2. Оснащение электромеханической системой Е-Газ. Электронный блок контролирует образование и подачу топливовоздушной смеси в полном объёме.
  3. Высокая надёжность ремённой передачи привода ГРМ. Срок службы ремня совпадает с ресурсом двигателя (200 тыс. км) до капитального ремонта.
  4. Возможность сделать капремонт самому. Доступный ассортимент деталей, линейка ремонтных размеров поршней, блока цилиндров.
  5. Умеренный расход топлива. Даже при езде по городу можно уложиться в нормативные 9 л/100 км.
  6. Пониженный уровень шума. Вибрации мотора при его работе почти не ощущаются.
  7. Уверенный запуск мотора зимой. Ночная стоянка на парковке перед домом не помешает запустить двигатель 21116 морозным утром.
Двигатель хорошо адаптирован к холодному климату, поэтому неплохо заводится в сильные морозы
Двигатель хорошо адаптирован к холодному климату, поэтому неплохо заводится в сильные морозы

К недостаткам инжекторного восьмиклапанника относят отсутствие в ГРМ гидрокомпенсаторов, что обязывает водителя периодически регулировать клапана вручную. Отмечается и дороговизна импортных запчастей ШПГ.

Наиболее распространенные проблемы мотора 21116

Многие неисправности – типичные для всех двигателей АвтоВАЗа. Наиболее тяжёлая поломка связана с аварией на ремённом приводе ГРМ, которая возникает из-за обрыва ремня, заклинивания подшипников натяжителя или помпы, что приводит к загнутым клапанам. Перечень распространённых неполадок мотора 21116:

  1. Троение, неустойчивая работа ДВС. Один из 4-х цилиндров отказывает обычно по причине неисправной четырёхвыводной катушки зажигания, падения компрессии из-за прогара клапана. Устраняется заменой деталей.
  2. Превышение температуры рабочего режима (при норме 95º – 110ºС и выше). Часто мотор закипает при заклинивании клапана в термостате, реже – из-за поломки помпы, утечек из гидросистемы тосола. Предвестник поломки – низкий уровень антифриза в расширительном бачке системы.
  3. Потеря мощности, сбои в работе. Проблема может быть в элементах искрообразования: высоковольтном проводе, свечах зажигания. Поставить новый комплект на замену неисправных устройств.
  4. Бензомотор глохнет. Причины: отказ датчика массового расхода воздуха ДМРВ, разрегулированные клапана. Измеритель – заменить, клапанный механизм регулировать не реже, чем через 30 тыс. км пробега.
  5. Повышение расхода моторного масла. Проверить уплотнения клапанной крышки.
  6. Плавающие обороты коленвала. Появляются при сбоях в работе электронных датчиков, в системе управления дросселем Е-Газ. Диагностировать в автосервисе.
  7. Стуки в двигателе. Источники шумов: клапана, шатунные и коренные вкладыши. Первые регулируют, вторые – заменяют.
Появлению громких стуков в моторном отсеке способствуют разрегулированные клапаны, а также шатунные и коренные вкладыши
Появлению громких стуков в моторном отсеке способствуют разрегулированные клапаны, а также шатунные и коренные вкладыши
Громкий удар, сопровождающийся дымом из-под капота, заглохший двигатель укажут водителю на обрыв ремня ГРМ. Для устранения последствий аварии потребуется капремонт движка.

Регламент обслуживания ДВС ВАЗ 21116

Основная операция техобслуживания – обновление моторного масла в системе смазки двигателя с рекомендованной автозаводом периодичностью: через 10-15 тыс. км. Вязкость смазочной жидкости 5W-30(40), 10W-40, 15W-40, вместимость гидросистемы – 3,5 л. Регламентом обслуживания движка 21116 предусмотрено проведение профилактических работ в такие сроки:

  • 10 тыс. км или год (10/1) – замена масляного фильтра, проверка выпускного коллектора;
  • 20/2: проверка каналов вентиляции картера, замена свечей зажигания;
  • 40/2: регулировка клапанов, смена прокладки под клапанной крышкой, обновление охлаждающей жидкости, фитингов и шлангов гидросистемы;
  • 100/5 – замена ремня привода ГРМ, кислородного датчика;
  • 200/10 – обновление ремённой передачи навесного оборудования.
Интервалы техобслуживания мотора 1.6 литра серии 21116, в соответствии с регламентом АвтоВАЗа
Интервалы техобслуживания мотора 1.6 литра серии 21116, в соответствии с регламентом АвтоВАЗа

Оборудование топливоснабжения, включая крышку топливного бака, не закреплённое на двигателе, но влияющее на работоспособность ДВС, проверяют раз в 2 года или по мере пробега каждых 40 тыс. км. Аккумулятор обслуживают ежегодно.

Тюнинг бензомотора

АвтоВАЗ оставил на двигателе 21116 неиспользованным потенциал увеличения мощности на 30-50 л. с. без утраты ресурса до капремонта. Возможность поднятия тяги до 150-200 сил также имеется, но износ деталей механизмов мотора при этом резко возрастёт. Рекомендованные автомеханиками способы тюнинга:

  1. Головка блока цилиндров. Фрезерование плоскости прилегания к блоку цилиндров способствует увеличению степени сжатия топливовоздушной смеси, росту мощности ДВС.
  2. Впускная система. Оптимизируется длина каналов, увеличивается их диаметр, впуск становится более мощным. Отказ от Е-Газа в пользу механического дросселя с большим сечением – до Ø52 мм.
  3. Выпускной коллектор. Замена катколлектора пауком – переходом выхлопа от головки до приёмной трубы по схеме 4-2-1 или 4-1. Увеличивается эффективность очистки камер сгорания от выхлопных газов, возрастает тяга мотора.
  4. Распределительный вал ГРМ. Вместо штатной детали ставят распредвал Нуждин 10.93 – цифры указывают на высоту подъёма клапанов в мм. Дополнительно на кулачковый вал устанавливают разрезную шестерню-шкив.
  5. Установка турбонаддува. Тюнинг наддувом эффективен, но способствует быстрому износу двигателя.
Оснащение движка турбонаддувом является одним из самых распространенных приемов тюнингования двигателя ВАЗ 21116
Оснащение движка турбонаддувом является одним из самых распространенных приемов тюнингования двигателя ВАЗ 21116

Для повышения надёжности мотора штатную помпу в системе охлаждения заменяют водяным насосом Luzar с металлической крыльчаткой. Установка на восьмиклапанник 16-клапанной ГБЦ ещё больше повысит ресурс мотора, но это уже полная разборка ДВС с заменой многих деталей.

Простой способ улучшить характеристики двигателя – чип-тюнинг, который заключается в изменении программы ЭБУ, что повышает мощность на 5 л. с.

Перепрошивка электронной платы блока управления – процедура обязательная, если в конструкцию мотора внесены корректировки.
Доступный вариант улучшить характеристики силового агрегата - произвести чип-тюнинг
Доступный вариант улучшить характеристики силового агрегата – произвести чип-тюнинг

Цена двигателя ВАЗ 21116 на вторичном рынке

Когда подходит время капитального ремонта силового агрегата, просчитывают затраты на восстановление работоспособности движка. Иногда кажется, что дешевле будет купить такой же двигатель в рабочем состоянии. На 2022 г. предложения о продаже двигателя ВАЗ 21116 следующие:

  • 120-136 тыс. руб. – новый мотор в комплектации Норма оригинальной сборки (не восстановленный) с навесным оборудованием и документами для постановки на учёт в ГИБДД;
  • 65 тыс. руб. – движок в сборе из новых запчастей, первого капремонта;
  • 30-35 тысяч – бывший в употреблении мотор, в отличном состоянии и с документами.
Приобрести вазовский двигатель серии 21116 на вторичном рынке можно за 30-35 тысяч
Приобрести вазовский двигатель серии 21116 на вторичном рынке можно за 30-35 тысяч

ВАЗ 21116 при всех недостатках – надёжный 90-сильный 1.6-литровый двигатель с межремонтным ресурсом в 200 тыс. км и 3-мя ремонтными размерами деталей. При своевременном уходе за агрегатом, аккуратной эксплуатации автомобиля пробег Лады с двигателем 21116i может достигать 900 тысяч км.

Считаете ли вы двигатель ВАЗ 21116 надежным?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Илья

    У меня стоит двигатель такой. Стуки и правда слышны, но не критично. Зимой завести машину даже в сильный мороз не так и сложно, это большой плюс. Не жрет много топлива, хоть какая-то экономия.

    Ответить
  2. Роман

    Как по мне стуки в движке самая неприятная болячка. Вообще движок довольно проблематичный. У меня с ним не малая история. Часто его ремонтировали. Может мне так повезло с машиной… незнаю.

    Ответить
  3. Егор

    Как-то пришлось сделать капремонт. Хоть он у морозам и устойчив, но тут износился и в мороз просто слетел. Пришлось срочно тащить его в ремонт, спасибо мужикам, помогли, поменяли, что нужно.

    Ответить
  4. Михаил

    Двигатель неплохой. После 50 000 состояние , как у новой. Расход чуть выше, чем у бывшей моей Шкоды Октавии, При этом в обслуживании раз в десять обходится дешевле. Думал, что будет гораздо хуже.

    Ответить