Двигатель ВАЗ 2105 с ремнем (41 фото): технические характеристики ременного мотора ГРМ с инжектором, карбюратором, объем, устройство, ремонт неисправностей

Моторы ВАЗ

В двигателе ВАЗ 2105, созданном в 1977 году, АвтоВАЗом приняты 2 передовых в то время решения: переход от цепной передачи к ремённой и проточка поршневых днищ для компенсации длины клапанов при обрыве ремня. В результате снизился шум от работы газораспределительного механизма (ГРМ), повысилась надёжность всего мотора в целом. Выпускать силовой агрегат под индексом «пятёрки» прекратили ещё в 2006 году, но и спустя 46 лет после схода с конвейера первого образца авто эти движки встречаются под капотом движущихся в потоке машин.

Технические характеристики двигателя на ВАЗ 2105 ременного 1,3 литра: объем, мощность

Базой для разработки послужил 4-х цилиндровый бензомотор 21011 того же рабочего объёма (1294 см³) с рядным расположением цилиндров в блоке и продольно – под капотом.

Силовой агрегат ВАЗ 2105 имеет поперечное расположение
Силовой агрегат ВАЗ 2105 имеет поперечное расположение

В таблице приведены основные технические данные двигателя ВАЗ 2105 с ремнем.

Показатели Значения
Число клапанов 8
Мощность 64 л. с.
Степень сжатия 8,8
Диаметр цилиндров/ход поршня 79/66 мм
Момент вращения 94 Нм
Расход топлива АИ-93 на 100 км: трасса/город/среднее 6,2/10,2/7,9 л
Вместимость гидросистемы смазки 3,75 л
Расход масла на 1000 км <0,7 л
Система питания топливом карбюратор
Вес 104 кг
Ресурс до капремонта план/факт 125/200 тыс. км

Двигатель  ВАЗ 2105 с карбюратором к 2006 году был модифицирован в мотор с инжектором под индексом 21053. его объём при этом увеличился до 1,5 л, мощность – до 71 л. с.

Полная схема устройства ДВС
Полная схема устройства ДВС

Описание устройства двигателя на ВАЗ 2105 с ремнем ГРМ

Блок цилиндров отливается из чугуна, гильзы конструкцией не предусмотрены. Головка (ГБЦ) – из алюминиевого сплава с единственным распредвалом и 8-ю клапанами без гидрокомпенсаторов.

Характеристики других узлов и систем ременного двигателя ВАЗ 2105:

  • поршни – из алюминия;
  • охлаждение – жидкостное принудительное;
  • смазка – комбинированная: с помощью масляного насоса, самотечным разбрызгиванием;
  • система зажигания – контактная: искра от катушки подаётся через распределитель по высоковольтным проводам на электроды свечей.
Схема ременного привода ГРМ ВАЗ-2105
Схема ременного привода ГРМ ВАЗ-2105

Обрыв ремня ГРМ не приводит к аварии: встреча поршней с клапанами невозможна благодаря устройству в поршневых днищах углублений под клапанные тарелки.

На какие модели ставится силовой агрегат

Если говорить о самом автомобиле пятой модели, то последний экземпляр ВАЗ 2105 выехал с АвтоВАЗа 30.12.2010 г. Одноимённые двигатели прекратили выпускать в конце 2005 года. За всё время производства моторы устанавливали только на 3 модели Жигулей серии Лада:

2105 седан Авто в кузове седан 2105, выпускавшиеся в период 1979-2006 г.г..
21072 седан Машина той же кузовной конструкции 21072 (1982-2008).
2104 универсал Универсал 2104 (выпускался в течение 1984-2012 г.г.) также комплектовался пятёрочным движком.

ДВС 2105 в гаражных условиях умельцы ставили под капот машины 2101.

Основные неисправности двигателя ВАЗ 2105 с карбюратором, инжектором

Неполадки в работе ременного мотора на ВАЗ 2105 обнаруживаются по отказу ДВС запускаться, по изменению цвета выхлопных газов или перегреву охлаждающей жидкости (ОЖ), появлению посторонних шумов и стуков из-под капота. На неисправность указывают также перебои в работе на холостых оборотах, падение мощности двигателя. Предупредить многие поломки двигателя ВАЗ 2105 с ремнем (ГРМ) можно, если обращать внимание на внешние проявления сбоев силового агрегата, а также проведением приборной диагностики мотора.

Предупредить многие поломки двигателя можно соблюдая режимы ТО и эксплуатации
Предупредить многие поломки двигателя можно соблюдая режимы ТО и эксплуатации

Невозможность запуска двигателя

Для высвобождения энергии в камере сгорания должно произойти сжатие топливовоздушной смеси с одновременной подачей искры на свечные электроды. При отсутствии любого из 3-х компонентов движок не заведётся. Подача топлива зависит от чистоты топливного фильтра, работы бензонасоса, карбюратора, а в искрообразовании задействована электрика:

  • свечи и катушка зажигания;
  • высоковольтные (в/в) провода;
  • трамблёр с прерывателем – распределитель тока высокого напряжения.
Если двигатель не запускается, необходимо проверить свечи зажигания
Если двигатель не запускается, необходимо проверить свечи зажигания

Поиск причины неисправности принято начинать с проверки свечей зажигания.

Нестабильная работа на холостых оборотах

Эта неисправность перекликается с незапуском двигателя: причины сбоев в ритмичности ДВС схожие. Вероятные поводы к нарушению стабильности вращения коленвала:

  • поломка электромагнитного клапана в карбюраторе;
  • неправильная регулировка топлива для горючей смеси по количеству и качеству;
  • пробой изоляции в/в проводов, повреждение токопроводящей жилы;
  • неисправность свечей зажигания;
  • нагар на контактах прерывателя.
Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах часто возникает вследствие нагара на контактах прерывателя
Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах часто возникает вследствие нагара на контактах прерывателя

Нестабильность оборотов наблюдается также при загрязнениях топливного фильтра, засорении жиклёров карбюратора.

Перегрев

Рабочая температура ОЖ в двигателе 2105 находится в пределах 87-95ºС, превышение максимума означает нарушение теплового режима. Кратковременное отклонение не опасно, но продолжительная работа ДВС в состоянии перегрева приводит к прогоранию прокладки под ГБЦ, заклиниванию шатунно-поршневой группы (ШПГ) деталей. Причинами избыточного нагрева могут быть недосмотр водителя и отказ отдельных приборов мотора:

  • некачественный тосол, падение его уровня;
  • поломка термостата;
  • засор каналов радиатора, отказ вентилятора охлаждения.
Поломка термостата приводит к перегреву ДВС
Поломка термостата приводит к перегреву ДВС

Ресурс водяной помпы 2105 невелик, а прекращение циркуляции ОЖ в гидросистеме непременно приведёт к перегреву движка.

Снижение мощностных характеристик

Неисправное состояние двигателя диагностируется и по заметному падению мощности силового агрегата, ухудшению скоростных характеристик авто. Снижается тяга по многим причинам:

  • заправка некачественным бензином;
  • сбитое опережение зажигания;
  • пригоревшие контакты в трамблёре;
  • нарушение регулировок карбюратора;
  • изношенность ШПГ.
Изношенность ШПГ является одной из причин ухудшения скоростных характеристик автомобиля
Изношенность ШПГ является одной из причин ухудшения скоростных характеристик автомобиля

Обрыв ремня ГРМ также приведёт к резкой потере мощности, что сопровождается глухим ударом под капотом. Разрушительных воздействий для иных деталей ДВС не произойдёт: заменив ремень новым, поездку можно будет продолжить.

Изменение цвета выхлопа

У исправного автомобиля выхлопные газы пахнут сгоревшим бензином, в тёплую погоду не видны, а при морозе окрашены в слегка белый цвет и представлены паром. Повышение интенсивности выделения дымовых газов, переход цветового оттенка в зону потемнения до сизой окраски указывает на то, что вместе с топливом в ДВС сгорают тосол или масло. Возможные первопричины неисправности:

  • разгерметизация (пробой, прогорание) прокладки под ГБЦ;
  • трещина в головке блока цилиндров;
  • износ или повреждение стенок цилиндров, деталей ШПГ.
Диагностика по цвету выхлопных газов
Диагностика по цвету выхлопных газов

Сизый дым из глушителя автомобиля предвещает водителю авто расходы на капитальный ремонт мотора в ближайшее время.

Стуки внутри двигателя

Ровный рокот бензомотора складывается из многих шумов внутри работающего механизма, но посторонние постукивания режут слух водителя, наталкивают на подозрение о неисправности. Источниками побочных стуков внутри двигателя могут быть следующие детали:

  1. Клапаны впускные, выпускные. Настроенные зазоры в клапанном механизме при нагреве-охлаждении меняются, требуют периодической регулировки. Износ кулачков распредвала, усталость пружин.
  2. Поршневые пальцы. Причина – детонация, возникающая от неправильно установленного опережения зажигания или использования некачественного бензина.
  3. Подшипники коренные, шатунные – износ.
Стук в двигателе может быть вызван неисправностью кривошипно-шатунного механизма
Стук в двигателе может быть вызван неисправностью кривошипно-шатунного механизма

Часто появление стука в пятёрочном движке связано с клапанами. Регулировать тепловые зазоры рекомендуется через каждые 10 тыс. км пробега авто.

Ремонт ременного мотора на ВАЗ 2105

Диагностика поломки предшествует ремонтным работам: на этой стадии определяют, можно ли устранить неисправность, не снимая двигатель. В большинстве случаев ремонт ДВС 2105 производится без демонтажа силового агрегата. Восстановление работоспособности пятёрочного мотора в части деталей поршневой группы, коленчатого вала, маслонасоса обычно производится при капитальном ремонте снятого с авто движка.

Большинство неисправностей двигателя можно устранить, не снимая его с автомобиля
Большинство неисправностей двигателя можно устранить, не снимая его с автомобиля

Снятие двигателя

Подготовка к демонтажу: загнать авто на смотровую яму, зафиксировать колёса упорами, отсоединить и снять аккумулятор, слить из мотора охлаждающую жидкость. Подвесить над моторным отсеком тельфер. Последовательность снятия:

Отсоединяют электрическую часть движка от кузовной электросхемы 1. Отсоединить электрическую часть движка от кузовной электросхемы.
Ослабляют хомуты патрубков системы охлаждения, шлангов топливопроводов 2. Ослабить хомуты патрубков системы охлаждения, шлангов топливопроводов, рассоединить детали мотора от внешнего оборудования.
Отсоединяют КПП, стартер, приёмную трубу глушителя 3. Убрать связи ДВС с кузовом в виде тросиков, тяг, иных устройств. Отсоединить КПП, стартер, приёмную трубу глушителя.
Поднимают двигатель тельфером 4. Застропить двигатель, приподнять тельфером.

Чтобы вывести мотор из направляющих опор, по мере натяжения стропов ДВС покачивают.

Замена вкладышей

Снятый с автомобиля бензомотор размещают на слесарном столе, сливают из картера масло, демонтируют поддон. Заменить подшипники скольжения на коленвале можно без снятия вала с опор на блоке цилиндров или с демонтажом детали в целом. Порядок замены вкладышей со снятием коленчатого вала:

Снимают крышки подшипников, извлекают коленвал, промывают в керосине 1. Снять крышки подшипников, извлечь коленвал. Промыть в керосине, протереть, проверить состояние шеек. При необходимости вал заменить.
Устанавливают новые вкладыши нужного размера, смазывают их моторным маслом 2. Поставить в опоры на блоке цилиндров и в крышки новые вкладыши нужного размера, смазать моторным маслом.
Устанавливают коленчатый вал в мотор 3. Установить коленчатый вал в мотор, закрепить.

Заменить вкладыши на ДВС ВАЗ 2105 можно и без снятия двигателя с машины.

Замена колец

Для получения доступа к поршням демонтируют оснащение головки блока цилиндров, снимают саму ГБЦ. Шатуны отсоединяют от коленчатого вала. Дальнейшие действия по замене поршневых колец:

Удаляют нагар с днища и стенок детали 1. Вытолкнуть поршни с шатунами из цилиндров. Убрать нагар с днища и стенок детали.
Снимают старые кольцевые уплотнители 2. Снять старые кольцевые уплотнители с помощью отвёртки.
Устанавливают в канавки новые кольца 3. Установить в канавки новые кольца, предварительно смазав их и посадочные места моторным маслом.
Вставляют переоснащённые кольцевыми уплотнителями поршни с шатунами в цилиндры 4. Вставить переоснащённые кольцевыми уплотнителями поршни с шатунами в цилиндры. Для удобства использовать специальную оправку.

Внимание! При установке новых колец необходимо соблюдать правильную ориентацию их замков.

Ремонт маслонасоса

Насос находится в картере мотора и обнаруживается после снятия поддона. Закреплён на блоке цилиндров двумя болтами: коротким и длинным. Чтобы отремонтировать или заменить насос полностью, маслонасос снимают, после чего ставят новый или реанимируют старый в таком порядке:

Демонтируют маслозаборник 1. Демонтировать маслозаборник, закреплённый на корпусе 3-мя болтами. Если сетка на приёмнике засорена, очистить.
Извлекают редукционный клапан с шайбой и пружиной 2. Извлечь редукционный клапан с шайбой и пружиной.
Вынимают из рабочей камеры шестерёнчатую пару 3. Снять крышку масляного насоса. Вынуть из рабочей камеры шестерёнчатую пару и осмотреть.
Дефектные детали меняют, насос собирают в обратном порядке 4. Дефектные детали заменить, насос собрать в обратном порядке.

Под замену часто идут изнашивающиеся детали маслонасоса: крышка, шестерни ведомая и ведущая.

Регламент обслуживания ВАЗ 2105

Техобслуживание авто, включая силовой агрегат, проводится для предупреждения поломок техники с периодичностью, исчисляемой временем (1-6) лет, пробегом автомобиля: 10, 20, 30…120 тыс. км. Операции технического обслуживания ДВС 2105:

  • замена масла – ежегодно или раз в 10000 км;
  • зубчатый ремень привода ГРМ: при ресурсе 60 тысяч заменяется через 50 тыс. км;
  • регулировка клапанного механизма – 10-тысячный пробег;
  • обновление расходных материалов: 10 – маслофильтр, 20 – воздушный, топливный фильтры и свечи зажигания, 50 – ремень генератора, 60 тыс. км или раз в 5 лет – тосол.
Производить замену масла следует не позже, чем через 1000 километров
Производить замену масла следует не позже, чем через 1000 километров

Все виды обслуживания пятёрочного двигателя большинством автолюбителей выполняются самостоятельно.

Варианты тюнинга

Тюнингование или усовершенствование конструкции 1,3-литрового ДВС 2105 делают для увеличения мощности автомобиля. Способы форсирования мотора:

  • увеличение диаметра цилиндров с 79 до 82 мм расточкой блока с хонингованием стенок;
  • удлинение хода поршней;
  • замена штатного распределительного вала спортивным распредвалом;
  • улучшение подачи бензина: установка дополнительного карбюратора;
  • расточка, шлифовка каналов ГБЦ для улучшения наполняемости цилиндров топливом.
Мощность двигателя можно увеличить установкой спортивного распредвала
Мощность двигателя можно увеличить установкой спортивного распредвала

Монтаж турбокомпрессора позволяет довести мощность движка до 100 л. с., но ресурс силового агрегата при этом уменьшится до 80 тыс. км пробега.

Цена двигателя ВАЗ 2105 нового и б/у

Стоимость мотора зависит от его состояния, комплектации навесным оборудованием. На начало 2023 года на торговых площадках в интернете предложений о продаже 1,3-литровых ременных двигателей 2105 почти нет: есть ДВС, собранный из новых запчастей и узлов – блок, ГБЦ, ШПГ, коленвал, ГРМ. Цена такого мотора – 50 тыс. руб.

Приобрести двигатель ВАЗ 2105 на вторичном рынке можно за 50 тыс. руб.
Приобрести двигатель ВАЗ 2105 на вторичном рынке можно за 50 тыс. руб.

Пятёрочных двигателей б/у в сборе продаётся достаточно много. Их стоимость в тысячах рублей:

  • минимальная – 4 (неисправный), 5 (исправный);
  • максимальная – 15;
  • в среднем – 7-8.

Двигатель ВАЗ 2105 объёмом 1,3 л ремённый для своего времени стал лидирующим: простой, надёжный, экономичный. Решения, реализованные в устройстве и конструкции двигателя ВАЗ 2105, работают и в современных моторах АвтоВАЗа.

Какие сильные стороны «пятерки» назвали бы вы?

Видео по теме

 

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Rodion

    Для своего времени двигатель 2105 стал катастрофой. Зубчатых ремней в союзе было не найти, а рвались они в несколько раз чаще положенных по плану 50 тыс. километров.

    Виной тому были в частности отвратительные по качеству сальники коленвала. Они во всех моторах были такие. Но в “пятерке” вытекающее масло попадало на ремень и дополнительно снижало его скромный ресурс.

    В результате все стремились раздобыть 21053 модель со старым движком от 2103, а от “пятерки” старались избавится при первой возможности.

    Ответить
  2. Алекс

    В целом, как обычный автолюбитель, я считаю, что двигатель ВАЗ 2105 с ремнем достаточно неплохой выбор для тех, кто ищет недорогой и надежный автомобиль на каждый день. Он может иметь некоторые проблемы, но с правильным уходом и регулярным обслуживанием, он может быть недорогим и нормальным вариантом.

    Ответить
  3. Роман

    Часто у меня была проблема с выхлопами, то они черные, то какого-то белого цвета. То и дело движок пришлось ремонтировать, а потом и вовсе его заменять на новый. Печально, но его срок не вечен.

    Ответить