Двигатель ВАЗ-21011 (19 фото): описание, технические характеристики мотора 011, объем, надежность, ремонтопригодность

Моторы ВАЗ

Вазовский двигатель 21011 создан в 1974 г. способом заводской форсировки 1.2-литрового первенца АвтоВАЗа 2101 мощностью 59 л. с. до рабочего объёма 1.3 дм³ и 69-сильного мотора. За более чем 30 лет силовой агрегат устанавливали на автомобили ВАЗ Лада 21011, 21033, 21063 в кузове седан, 21021 – универсал, а также на экспортную модель внедорожного авто Нива 2121. В январе 2006 г. выпуск движка-долгожителя был прекращён, но и в 2023 году 8-клапанный ДВС встречается под капотом заднеприводных машин (классика) советского периода от первой модели 2101 до последней – 2107.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 21011 и его объем

В сравнении с базовым 2101 форсированный 1.3-литровый движок стал более востребованным и распространённым благодаря простоте конструкции и надёжности.

Двигатель ВАЗ-21011 обладает улучшенными характеристиками, поэтому является более востребованным в сравнении с предшественником
Двигатель ВАЗ-21011 обладает улучшенными характеристиками, поэтому является более востребованным в сравнении с предшественником

Как и прототип, мотор 21011 – бензиновый, рядный, 4-цилиндровый, располагается под капотом продольно. В таблице приведены основные эксплуатационные характеристики двигателя ВАЗ 21011.

Показатели

Значения
Рабочий объём 1294 см³
Степень сжатия топливовоздушной смеси 8,5-8,8
Диаметр цилиндра/длина хода поршня 79/66 мм
Число клапанов, всего 8
Мощность при частоте вращения коленвала 5600 оборотов 69 л. с.
Крутящий момент на коленчатом валу при 3400 об./мин. 94 Нм
Вид топлива бензин АИ-93, АИ-92
Расходные характеристики:
потребление горючего на 100 км: трасса/город/среднее 7,4-8/10,4-11/9,2-9,5 л
расход масла на 1000 км <700 мл
Заправочные ёмкости:
охлаждающая гидросистема (тосол) 9,75 л
система смазки (моторное масло 5W30-5W50, 10W40, 15W40) 3,75 л
Рабочие температуры:
масляной жидкости 80ºС
автопереключения термостата на большой/малый контур 80-84ºС
Обороты холостого хода 850-950 об./мин.
Габариты: ДхШхВ 54х52х62 см
Вес мотора 114 кг

В паре с двигателем 21011 на автомобили устанавливали коробку перемены передач (КПП) на 4 скорости со сцеплением сухого типа. В целях повышения эффективности эксплуатации мотора автолюбители заменяли штатную трансмиссию на 5-ступенчатую КПП также вазовского производства.

Читайте также: характеристики двигателя ВАЗ 2106

Для более эффективной работы мотора устанавливают 5-ступенчатую коробку передач от ВАЗ 2107 или более поздних моделей "шестерки"
Для более эффективной работы мотора устанавливают 5-ступенчатую коробку передач от ВАЗ 2107 или более поздних моделей “шестерки”

Заявленный автозаводом ресурс силового агрегата до капитального ремонта – 125 тыс км, фактический – 200 тыс км.

Конструкция ДВС

Устройство движка 21011 повторяет строение базового мотора: тот же чугунный блок цилиндров, но отверстия под поршни на 3 мм больше, коленчатый вал также из чугуна, отличается коротким радиусом кривошипа. Посажен коленвал в моторе на 5 коренных подшипников, диаметры сальников вала между собой отличаются: размеры переднего – 40х56х7 мм, заднего уплотнителя – 70х90х10.

Устройство двигателя ВАЗ-21011
Устройство двигателя ВАЗ-21011

Конструкция основных узлов, систем обеспечения ДВС:

  1. Головка блока цилиндров (ГБЦ). Отливается из алюминиевого сплава под 8 клапанов, без гидрокомпенсаторов: тепловые зазоры в клапанном механизме регулируются вручную гайками с измерением калиброванными щупами.
  2. Поршневая группа деталей. Поршни – алюминиевые с нанесённым на их юбки оловянным покрытием для уменьшения сил трения. В канавках – по 2 компрессионных (верхние) и 1 маслосъёмному (нижнее) кольцу.
  3. Газораспределительный механизм (ГРМ). Распределительный вал верхнего расположения приводится в действие от коленвала двухрядной роликовой цепью.
  4. Система питания топливом. Штатным является карбюратор Weber, он же – ДААЗ 2101 производства Дмитровского Автоагрегатного Завода, но с 1979 г. Вебер был заменён прибором того же производителя под индексом 2105 с названием Озон. Смена карбюратора привела к уменьшению расхода топлива, но потребовала от водителя большего внимания к чистоте и регулировке устройства.
  5. Приборы искрообразования. Катушка зажигания, трамблёр.
  6. Смазочная система. Комбинированная: масляный насос, разбрызгивание.
  7. Гидросистема охлаждения мотора. Замкнутая, двухконтурная, жидкостная, принудительная – помпой с пластиковой крыльчаткой. Обдув радиатора – электровентилятором.

Номер двигателя на блоке цилиндров 21011 располагается над маслофильтром.

Номер двигателя ВАЗ 21011 располагается над масляным фильтром
Номер двигателя ВАЗ 21011 располагается над масляным фильтром

Читайте также: где найти номер двигателя на ваз 2110

Положительные и отрицательные стороны

Увеличение объёмов камер сгорания повлияло на мощность и крутящий момент модифицированного двигателя «копейки»: 21011 обладает мощной тягой уже на 2000 об./мин., что называется, обрёл приемистость. При этом расход бензина возрос незначительно: в таблице сравнительное потребление горючего в л/100 км.

Показатели расхода топлива 2101 21011
В городе 11 11,1
Шоссе, 90 км/ч 7,4 7,5
Трасса, 120 км/ч 9,9 10

К положительным сторонам мотора 21011 относят неприхотливость к качеству горючего, смазочных материалов, большой выбор недорогих запасных частей, простоту выполнения ремонтов. При своевременном техобслуживании и правильной эксплуатации движок способен работать без капремонта до достижения пробега авто ≥200 тыс. км.

Максимальный пробег двигателя ВАЗ до капитального ремонта составляет ≥200 тыс. км
Максимальный пробег двигателя ВАЗ 21011 до капитального ремонта составляет ≥200 тыс. км

Если подходить к оценке мотора с позиций современной техники, отрицательных моментов у движка 21011 немало. Большинство недоработок перешло от ДВС 2101:

  • шумность работы, вибрации, обусловленные использованием цепной передачи в приводе ГРМ;
  • ограниченность применения мотора: без переделок – только заднеприводные авто;
  • отсутствие гидрокомпенсаторов обязывает водителя регулярно настраивать зазоры в клапанном механизме;
  • вероятность сгибания клапанов при их соударении с поршнями в случае обрыва или соскакивания приводной цепи ГРМ с шестерен-шкивов;
  • необходимость периодической регулировки оборотов холостого хода;
  • нет регулятора фаз газораспределения.
В процессе эксплуатации двигателя необходимо производить периодическую регулировку холостых оборотов
В процессе эксплуатации двигателя необходимо производить периодическую регулировку холостых оборотов

Двигатель ВАЗ 21011 получился удачным, в меру надёжным и востребованным в течение 3 десятилетий. На его основе был разработан мотор с индексом 2105, сохранивший заложенные в прототипе конструктивные решения всего лишь с одним отличием: цепной привод ГРМ 21011 заменён ремённой передачей.

Типовые неисправности мотора

Поломки силового агрегата возникают в части механики в связи с износом деталей, а также из-за нарушений в работе обеспечительных систем двигателя: смазки, охлаждения, питания топливом, зажигания.

Частой причиной поломки силового агрегата является износ деталей
Частой причиной поломки силового агрегата является износ деталей

Характерные неисправности мотора 21011 следующие:

  1. Неполадки в механике. Износ поршневых колец и прокладки ГБЦ сопровождается сизым дымом из глушителя. Выработка в поршнях, цилиндрах приводит к увеличению расхода масла, неправильные тепловые зазоры в клапанах, изношенные кулачки распредвала дают о себе знать стуком из-под капота.
  2. Проблемы в системе смазки. Подтекания через уплотнения клапанной крышки, поддона картера мотора и сальники коленчатого вала.
  3. Нарушения теплового режима. Причиной перегрева движка становятся поломка термостата, помпы, отказ вентилятора. Дефицит тосола в расширительном бачке также приведёт к избыточному нагреву мотора.
  4. Неисправности в системе питания топливом. Засоры в жиклёрах карбюратора, грязь на сетчатом топливном фильтре приводят к появлению плавающих, неустойчивых оборотов двигателя.
  5. Сбои в электрике. Пробой высоковольтных проводов, нагар на свечах зажигания – причины троения ДВС. Отказать могут и распределитель искры в трамблёре, а также катушка зажигания.
Перегрев двигателя часто возникает вследствие поломки термостата или отказа вентилятора
Перегрев двигателя возникает вследствие поломки термостата или отказа вентилятора

Предупредить многие неисправности мотора можно своевременной диагностикой, совмещаемой с заменой масла: проверить загрязнение воздушного, топливного фильтров, при необходимости – заменить. Осмотреть соединения проводов, приборов электрических цепей на целостность, компрессометром замерить давление в цилиндрах: норма для ДВС 21011 – 11-13 атм.

Ремонтопригодность

Высокая степень пригодности к ремонту второго после «копеечного» мотора двигателя ВАЗ подтверждается сведениями о продолжительном периоде выпуска силовой установки, об эксплуатации движка в современности. Даже капитальный ремонт 21011 опытному водителю по силам сделать самостоятельно, без обращения в автосервис.

Двигатель ВАЗ-21011 обладает высоким запасом прочности
Двигатель ВАЗ-21011 обладает высоким запасом прочности

Оценочные показатели ремонтопригодности:

  1. Чугунный блок выпускается в 5 ремонтных типоразмерах. Диаметр цилиндров в зависимости от класса ремонта изменяется от 79,01 мм у марки А до 79,05 у кл. Е. Такая же классность предусмотрена при выпуске поршней: А – 78,94-78,95 мм, В – 78,95-78,96, … Е – 78,98-78,99 мм.
  2. Оптимальная компоновка навесного оборудования: обеспечен удобный доступ к любой детали для её обслуживания, замены или ремонта.
  3. Запасные части к моторам вазовской «классики» унифицированы. Многие узлы переходят в модифицированные движки без существенных изменений.
  4. Конструкционные особенности оборудования таковы, что специального инструмента для ремонта, обслуживания не требуют. Практически все механизмы, системы могут ремонтироваться в гаражных или полевых условиях.
  5. Оснащённость основных механизмов, узлов мотора регулировочными устройствами, что позволяет подстраивать детали по мере их износа.
  6. Упрощённая диагностика технического состояния силового агрегата: бортовой компьютер на движке отсутствует.
Силовой агрегат ВАЗ-2110 отличается высокой ремонтопригодностью, его можно легко отремонтировать в любом гараже
Силовой агрегат ВАЗ-21011 отличается высокой ремонтопригодностью, его можно легко отремонтировать в любом гараже

С учётом возможности 4-кратного капитального ремонта двигателя 21011 и практического межремонтного ресурса в 200 тыс. км пробега, рассматриваемый мотор способен отработать 1 млн км пути.

Техобслуживание, регламент

Техническое обслуживание проводится для предупреждения неисправностей, продления срока службы двигателя. В состав работ входят периодические проверки исправности устройств, обновление смазки, замена изношенных деталей.

Плановое техобслуживание проводится в зависимости от пробега автомобиля
Плановое техобслуживание двигателя проводится в зависимости от пробега автомобиля

Регламент техобслуживания ДВС ВАЗ 21011 построен на выполнении профилактики в зависимости от пробега автомобиля или, исходя из временного интервала, включает следующие операции:

  • проверка уровней масла, охлаждающей жидкости – перед каждым выездом (500-600 км);
  • через каждые 10 тыс. км пробега, но не реже 1 раза в год: замена моторной смазки в картере движка и масляного фильтра, регулировка натяжения цепи привода ГРМ, зазоров клапанного механизма;
  • с интервалом в 20 тыс. км проводятся: промывка, продувка, регулировка карбюратора, очистка шланга проветривания картера, замена воздухофильтра, протяжка опор двигателя, смазка распределителя зажигания;
  • по достижении отметки в 30 тыс. км (раз в 2 года) – замена свечей зажигания, топливного фильтра, 40 тысяч – зачистка коллектора стартера и проверка его щёток, ревизия топливопровода, фитингов системы охлаждения;
  • рубеж 50 тыс. км (раз в 5 лет) – обновление охлаждающей жидкости, 60 тысяч – очистка контактных колец генератора, контроль износа и прилегания щёток.
Замену моторной смазки и масляного фильтра следует проводить не реже 1 раза в год
Замену моторной смазки и масляного фильтра следует производить не реже 1 раза в год

Коробка перемены передач – часть силового агрегата ВАЗ 21011. Обновление масла в трансмиссии по регламенту проводится после наезда каждых 60 тыс. км.

Уход за аккумуляторной батареей производится ежегодно (через 20 тыс. км пробега) в таком объёме: очистка выводов проводов, клемм от окислов с последующей их смазкой.

Тюнинг мотора ВАЗ 21011

Усовершенствование модифицированного из мотора 2101 двигателя можно продолжить, возможности чугунного блока цилиндров не исчерпаны, сделать лучше можно и другие узлы и системы силового агрегата. Без потери ресурса форсировать 69-сильный движок можно до 80 л. с.

Тюнинг двигателя производят с целью улучшения скоростных и тяговых свойств автомобиля
Тюнинг двигателя производят с целью улучшения скоростных и тяговых свойств автомобиля

Способы улучшить характеристики ДВС 21011:

  1. Отполировать каналы ГБЦ и впускного коллектора. За счёт снижения сопротивления воздуха мощность прирастёт на 5 л. с.
  2. Увеличить рабочий объём: расточить цилиндры с Ø79 мм до Ø82. Если при этом заменить штатный коленчатый вал на коленвал 2103, двигатель станет 1.7-литровым.
  3. Поменять родной распредвал на спортивный с более острой формой кулачков. Качество работы мотора улучшится: тяга на низких оборотах увеличится, но мощность в верхнем интервале не изменится.
  4. Установить на двигатель компрессор для подачи воздуха в камеры сгорания под давлением: получится 100-сильный мотор. Ещё больший эффект будет от монтажа турбины. Мощность возрастёт до 200 л. с., но ресурс двигателя до капремонта сократится.
Увеличить мощность двигателя можно при помощи турбины
Увеличить мощность двигателя можно при помощи турбины

Тюнинг силового агрегата ВАЗ 21011 не ограничивается форсажем двигателя: логическое продолжение модернизации – повышение эффективности трансмиссии. Штатную 4-ступенчатую КПП многие владельцы авто «классика» заменяют более скоростной коробкой с 5-ю передачами, а вместо обычного ставят сцепление спортивного типа.

Простой и надёжный движок 21011 за десятилетия не утратил своей актуальности, поклонников, готовых совершенствовать характеристики  ДВС, у ретро-мотора хватает. Заднеприводных машин АвтоВАЗа на дорогах страны бегает ещё немало, под капотом любой из них может оказаться ВАЗ 21011: в штатном исполнении или после выполненного руками водителя тюнинга.

Какие преимущества двигателя 21011 вы считаете наиболее важными?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Алекс

    В целом, двигатель ВАЗ-21011 – это довольно простой и надежный мотор, который может быть хорошим выбором для тех, кто ищет недорогой и легко обслуживаемый автомобиль. Он, конечно, имеет свои ограничения и недостатки, но если вы не ожидаете от него спортивных показателей и готовы уделить внимание техническому обслуживанию, то он может быть вполне приемлемым вариантом.

    Ответить
  2. Иван

    Чем старше мотор, тем больше от него начинает исходить проблем. Все это вонючее облако из выхлопной трубы – это уже повод обратиться к специалисту за диагностикой и ремонтом движка.

    Ответить