Вазовский двигатель 21011 создан в 1974 г. способом заводской форсировки 1.2-литрового первенца АвтоВАЗа 2101 мощностью 59 л. с. до рабочего объёма 1.3 дм³ и 69-сильного мотора. За более чем 30 лет силовой агрегат устанавливали на автомобили ВАЗ Лада 21011, 21033, 21063 в кузове седан, 21021 – универсал, а также на экспортную модель внедорожного авто Нива 2121. В январе 2006 г. выпуск движка-долгожителя был прекращён, но и в 2023 году 8-клапанный ДВС встречается под капотом заднеприводных машин (классика) советского периода от первой модели 2101 до последней – 2107.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 21011 и его объем
В сравнении с базовым 2101 форсированный 1.3-литровый движок стал более востребованным и распространённым благодаря простоте конструкции и надёжности.

Как и прототип, мотор 21011 – бензиновый, рядный, 4-цилиндровый, располагается под капотом продольно. В таблице приведены основные эксплуатационные характеристики двигателя ВАЗ 21011.
Показатели |
Значения |
Рабочий объём | 1294 см³ |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 8,5-8,8 |
Диаметр цилиндра/длина хода поршня | 79/66 мм |
Число клапанов, всего | 8 |
Мощность при частоте вращения коленвала 5600 оборотов | 69 л. с. |
Крутящий момент на коленчатом валу при 3400 об./мин. | 94 Нм |
Вид топлива | бензин АИ-93, АИ-92 |
Расходные характеристики: | |
потребление горючего на 100 км: трасса/город/среднее | 7,4-8/10,4-11/9,2-9,5 л |
расход масла на 1000 км | <700 мл |
Заправочные ёмкости: | |
охлаждающая гидросистема (тосол) | 9,75 л |
система смазки (моторное масло 5W30-5W50, 10W40, 15W40) | 3,75 л |
Рабочие температуры: | |
масляной жидкости | 80ºС |
автопереключения термостата на большой/малый контур | 80-84ºС |
Обороты холостого хода | 850-950 об./мин. |
Габариты: ДхШхВ | 54х52х62 см |
Вес мотора | 114 кг |
В паре с двигателем 21011 на автомобили устанавливали коробку перемены передач (КПП) на 4 скорости со сцеплением сухого типа. В целях повышения эффективности эксплуатации мотора автолюбители заменяли штатную трансмиссию на 5-ступенчатую КПП также вазовского производства.
Читайте также: характеристики двигателя ВАЗ 2106

Заявленный автозаводом ресурс силового агрегата до капитального ремонта – 125 тыс км, фактический – 200 тыс км.
Конструкция ДВС
Устройство движка 21011 повторяет строение базового мотора: тот же чугунный блок цилиндров, но отверстия под поршни на 3 мм больше, коленчатый вал также из чугуна, отличается коротким радиусом кривошипа. Посажен коленвал в моторе на 5 коренных подшипников, диаметры сальников вала между собой отличаются: размеры переднего – 40х56х7 мм, заднего уплотнителя – 70х90х10.

Конструкция основных узлов, систем обеспечения ДВС:
- Головка блока цилиндров (ГБЦ). Отливается из алюминиевого сплава под 8 клапанов, без гидрокомпенсаторов: тепловые зазоры в клапанном механизме регулируются вручную гайками с измерением калиброванными щупами.
- Поршневая группа деталей. Поршни – алюминиевые с нанесённым на их юбки оловянным покрытием для уменьшения сил трения. В канавках – по 2 компрессионных (верхние) и 1 маслосъёмному (нижнее) кольцу.
- Газораспределительный механизм (ГРМ). Распределительный вал верхнего расположения приводится в действие от коленвала двухрядной роликовой цепью.
- Система питания топливом. Штатным является карбюратор Weber, он же – ДААЗ 2101 производства Дмитровского Автоагрегатного Завода, но с 1979 г. Вебер был заменён прибором того же производителя под индексом 2105 с названием Озон. Смена карбюратора привела к уменьшению расхода топлива, но потребовала от водителя большего внимания к чистоте и регулировке устройства.
- Приборы искрообразования. Катушка зажигания, трамблёр.
- Смазочная система. Комбинированная: масляный насос, разбрызгивание.
- Гидросистема охлаждения мотора. Замкнутая, двухконтурная, жидкостная, принудительная – помпой с пластиковой крыльчаткой. Обдув радиатора – электровентилятором.
Номер двигателя на блоке цилиндров 21011 располагается над маслофильтром.

Читайте также: где найти номер двигателя на ваз 2110
Положительные и отрицательные стороны
Увеличение объёмов камер сгорания повлияло на мощность и крутящий момент модифицированного двигателя «копейки»: 21011 обладает мощной тягой уже на 2000 об./мин., что называется, обрёл приемистость. При этом расход бензина возрос незначительно: в таблице сравнительное потребление горючего в л/100 км.
Показатели расхода топлива | 2101 | 21011 |
В городе | 11 | 11,1 |
Шоссе, 90 км/ч | 7,4 | 7,5 |
Трасса, 120 км/ч | 9,9 | 10 |
К положительным сторонам мотора 21011 относят неприхотливость к качеству горючего, смазочных материалов, большой выбор недорогих запасных частей, простоту выполнения ремонтов. При своевременном техобслуживании и правильной эксплуатации движок способен работать без капремонта до достижения пробега авто ≥200 тыс. км.

Если подходить к оценке мотора с позиций современной техники, отрицательных моментов у движка 21011 немало. Большинство недоработок перешло от ДВС 2101:
- шумность работы, вибрации, обусловленные использованием цепной передачи в приводе ГРМ;
- ограниченность применения мотора: без переделок – только заднеприводные авто;
- отсутствие гидрокомпенсаторов обязывает водителя регулярно настраивать зазоры в клапанном механизме;
- вероятность сгибания клапанов при их соударении с поршнями в случае обрыва или соскакивания приводной цепи ГРМ с шестерен-шкивов;
- необходимость периодической регулировки оборотов холостого хода;
- нет регулятора фаз газораспределения.

Двигатель ВАЗ 21011 получился удачным, в меру надёжным и востребованным в течение 3 десятилетий. На его основе был разработан мотор с индексом 2105, сохранивший заложенные в прототипе конструктивные решения всего лишь с одним отличием: цепной привод ГРМ 21011 заменён ремённой передачей.
Типовые неисправности мотора
Поломки силового агрегата возникают в части механики в связи с износом деталей, а также из-за нарушений в работе обеспечительных систем двигателя: смазки, охлаждения, питания топливом, зажигания.

Характерные неисправности мотора 21011 следующие:
- Неполадки в механике. Износ поршневых колец и прокладки ГБЦ сопровождается сизым дымом из глушителя. Выработка в поршнях, цилиндрах приводит к увеличению расхода масла, неправильные тепловые зазоры в клапанах, изношенные кулачки распредвала дают о себе знать стуком из-под капота.
- Проблемы в системе смазки. Подтекания через уплотнения клапанной крышки, поддона картера мотора и сальники коленчатого вала.
- Нарушения теплового режима. Причиной перегрева движка становятся поломка термостата, помпы, отказ вентилятора. Дефицит тосола в расширительном бачке также приведёт к избыточному нагреву мотора.
- Неисправности в системе питания топливом. Засоры в жиклёрах карбюратора, грязь на сетчатом топливном фильтре приводят к появлению плавающих, неустойчивых оборотов двигателя.
- Сбои в электрике. Пробой высоковольтных проводов, нагар на свечах зажигания – причины троения ДВС. Отказать могут и распределитель искры в трамблёре, а также катушка зажигания.

Предупредить многие неисправности мотора можно своевременной диагностикой, совмещаемой с заменой масла: проверить загрязнение воздушного, топливного фильтров, при необходимости – заменить. Осмотреть соединения проводов, приборов электрических цепей на целостность, компрессометром замерить давление в цилиндрах: норма для ДВС 21011 – 11-13 атм.
Ремонтопригодность
Высокая степень пригодности к ремонту второго после «копеечного» мотора двигателя ВАЗ подтверждается сведениями о продолжительном периоде выпуска силовой установки, об эксплуатации движка в современности. Даже капитальный ремонт 21011 опытному водителю по силам сделать самостоятельно, без обращения в автосервис.

Оценочные показатели ремонтопригодности:
- Чугунный блок выпускается в 5 ремонтных типоразмерах. Диаметр цилиндров в зависимости от класса ремонта изменяется от 79,01 мм у марки А до 79,05 у кл. Е. Такая же классность предусмотрена при выпуске поршней: А – 78,94-78,95 мм, В – 78,95-78,96, … Е – 78,98-78,99 мм.
- Оптимальная компоновка навесного оборудования: обеспечен удобный доступ к любой детали для её обслуживания, замены или ремонта.
- Запасные части к моторам вазовской «классики» унифицированы. Многие узлы переходят в модифицированные движки без существенных изменений.
- Конструкционные особенности оборудования таковы, что специального инструмента для ремонта, обслуживания не требуют. Практически все механизмы, системы могут ремонтироваться в гаражных или полевых условиях.
- Оснащённость основных механизмов, узлов мотора регулировочными устройствами, что позволяет подстраивать детали по мере их износа.
- Упрощённая диагностика технического состояния силового агрегата: бортовой компьютер на движке отсутствует.

С учётом возможности 4-кратного капитального ремонта двигателя 21011 и практического межремонтного ресурса в 200 тыс. км пробега, рассматриваемый мотор способен отработать 1 млн км пути.
Техобслуживание, регламент
Техническое обслуживание проводится для предупреждения неисправностей, продления срока службы двигателя. В состав работ входят периодические проверки исправности устройств, обновление смазки, замена изношенных деталей.

Регламент техобслуживания ДВС ВАЗ 21011 построен на выполнении профилактики в зависимости от пробега автомобиля или, исходя из временного интервала, включает следующие операции:
- проверка уровней масла, охлаждающей жидкости – перед каждым выездом (500-600 км);
- через каждые 10 тыс. км пробега, но не реже 1 раза в год: замена моторной смазки в картере движка и масляного фильтра, регулировка натяжения цепи привода ГРМ, зазоров клапанного механизма;
- с интервалом в 20 тыс. км проводятся: промывка, продувка, регулировка карбюратора, очистка шланга проветривания картера, замена воздухофильтра, протяжка опор двигателя, смазка распределителя зажигания;
- по достижении отметки в 30 тыс. км (раз в 2 года) – замена свечей зажигания, топливного фильтра, 40 тысяч – зачистка коллектора стартера и проверка его щёток, ревизия топливопровода, фитингов системы охлаждения;
- рубеж 50 тыс. км (раз в 5 лет) – обновление охлаждающей жидкости, 60 тысяч – очистка контактных колец генератора, контроль износа и прилегания щёток.

Коробка перемены передач – часть силового агрегата ВАЗ 21011. Обновление масла в трансмиссии по регламенту проводится после наезда каждых 60 тыс. км.
Уход за аккумуляторной батареей производится ежегодно (через 20 тыс. км пробега) в таком объёме: очистка выводов проводов, клемм от окислов с последующей их смазкой.
Тюнинг мотора ВАЗ 21011
Усовершенствование модифицированного из мотора 2101 двигателя можно продолжить, возможности чугунного блока цилиндров не исчерпаны, сделать лучше можно и другие узлы и системы силового агрегата. Без потери ресурса форсировать 69-сильный движок можно до 80 л. с.

Способы улучшить характеристики ДВС 21011:
- Отполировать каналы ГБЦ и впускного коллектора. За счёт снижения сопротивления воздуха мощность прирастёт на 5 л. с.
- Увеличить рабочий объём: расточить цилиндры с Ø79 мм до Ø82. Если при этом заменить штатный коленчатый вал на коленвал 2103, двигатель станет 1.7-литровым.
- Поменять родной распредвал на спортивный с более острой формой кулачков. Качество работы мотора улучшится: тяга на низких оборотах увеличится, но мощность в верхнем интервале не изменится.
- Установить на двигатель компрессор для подачи воздуха в камеры сгорания под давлением: получится 100-сильный мотор. Ещё больший эффект будет от монтажа турбины. Мощность возрастёт до 200 л. с., но ресурс двигателя до капремонта сократится.

Тюнинг силового агрегата ВАЗ 21011 не ограничивается форсажем двигателя: логическое продолжение модернизации – повышение эффективности трансмиссии. Штатную 4-ступенчатую КПП многие владельцы авто «классика» заменяют более скоростной коробкой с 5-ю передачами, а вместо обычного ставят сцепление спортивного типа.
Простой и надёжный движок 21011 за десятилетия не утратил своей актуальности, поклонников, готовых совершенствовать характеристики ДВС, у ретро-мотора хватает. Заднеприводных машин АвтоВАЗа на дорогах страны бегает ещё немало, под капотом любой из них может оказаться ВАЗ 21011: в штатном исполнении или после выполненного руками водителя тюнинга.
Какие преимущества двигателя 21011 вы считаете наиболее важными?
В целом, двигатель ВАЗ-21011 – это довольно простой и надежный мотор, который может быть хорошим выбором для тех, кто ищет недорогой и легко обслуживаемый автомобиль. Он, конечно, имеет свои ограничения и недостатки, но если вы не ожидаете от него спортивных показателей и готовы уделить внимание техническому обслуживанию, то он может быть вполне приемлемым вариантом.
Чем старше мотор, тем больше от него начинает исходить проблем. Все это вонючее облако из выхлопной трубы – это уже повод обратиться к специалисту за диагностикой и ремонтом движка.