ММЗ Д-243 – массовый дизельный двигатель, неотъемлемая часть сельскохозяйственной техники. Мотор ММЗ Д-243 получил широкое распространение в СССР и стал одним из основных для таких транспортных средств, как тракторы, комбайны и другие крупные машины.
- История двигателя Д 243
- На какие авто ставился
- Модификации Д 243 и отличия между ними
- Технические характеристики двигателя Д 243
- Основные элементы дизеля Д243 и характеристики двигателя
- Блок цилиндров
- Головка цилиндров
- Кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания
- Система смазки
- Система охлаждения
- Электрооборудование
- Возможные неисправности и ремонт
- Регламент обслуживания
- Варианты доработки
- Стоимость мотора
История двигателя Д 243
Д-243 разработан Минским моторным заводом (ММЗ) в 1974 году. Это дизельный двигатель с четырьмя тактами работы, перекрестной головкой блока цилиндров и жидкостным охлаждением.

Позже Минский моторный завод выпустил новую модификацию двигателя, которая была более мощной и экономичной. Тем не менее, двигатель Д-243 продолжал активно использоваться в технике до конца 1990-х годов.
Сегодня двигатель ММЗ Д-243 стал объектом сборки и реставрации для любителей старинной техники. Он также остается востребованным как надежный и долговечный механизм, который прошел испытания временем.
На какие авто ставился
Один из первых автомобилей, на который установили двигатель Д 243 – советский грузовик ЗИЛ-130. Этот транспорт использовался для перевозки грузов и, несмотря на небольшой размер, обладал высокой грузоподъемностью.
Впоследствии двигатели ММЗ Д-243 применяли в различных автомобилях: МАЗ-4371, 5337, КамАЗ-4310, Урал-375, Краз-255 и другие. Они также использовались в сфере грузоперевозок, сельском хозяйстве и лесной промышленности. Кроме того, механизм Д 243 применялся в создании сельскохозяйственных машин, например, комбайнов «Ростсельмаш» и дизельная «Нива».

В современной жизни мотор практически перестал использоваться в новых автомобилях. Однако на вторичном рынке он остается популярным среди автолюбителей, которые ценят его простоту и надежность.
Модификации Д 243 и отличия между ними
Таким образом, модификации Д-243 отличаются друг от друга мощностью, оборудованием и особенностями технического исполнения. Каждая из версий может использоваться в различных условиях в зависимости от назначенных целей.
Технические характеристики двигателя Д 243
Характеристика | Значение |
Тип
|
Дизельный, четырехтактный |
Количество цилиндров
|
4 |
Мощность | 75 лошадиных сил при 2000 оборотах в минуту |
Крутящий момент | 275 Нм при 1400-1600 оборотах в минуту |
Расход топлива | 226 г/кВт ч
|
Рекомендуемый тип топлива | Дизельное топливо с плотностью 0,82-0,85 г/см³ |
Система питания
|
Насос-форсунки |
Система смазки
|
Принудительная масляная подача |
Система охлаждения
|
Жидкостная |
Рабочий объем двигателя
|
4,75 л |
Диаметр цилиндра
|
110 мм |
Ход поршня
|
125 мм |
Степень сжатия
|
16:1 |
Основные элементы дизеля Д243 и характеристики двигателя
Дизель Д-243 представляет собой сложную и технически совершенную систему, где каждый элемент играет свою важную роль в обеспечении надежной и эффективной работы.
Блок цилиндров
Блок цилиндров Д-243 изготавливался из чугуна и имел четыре цилиндра рабочего объемом 4,75 литра. Конструкция чугунного блока позволяла легко выполнять ремонт и замену неисправных деталей. Блок цилиндров также оснащался системой смазки и охлаждения.

Головка цилиндров
Головка цилиндров Д-243 расположена на верхней части блока цилиндров и закреплена болтами. Имеет форму плоского крышечного колпака, на котором находятся отверстия для свечей накала, топливных форсунок, входного и выходного отверстий для масла и воды, а также каналов впуска и выпуска газов.
Внутри головки цилиндров есть камеры сгорания, которые с помощью поршня и системы впрыска топлива создают рабочий цикл двигателя. Головка цилиндров мотора изготавливается из специального жаропрочного сплава и является ключевым компонентом механизма, обеспечивающим его высокую мощность и устойчивость.

Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм дизеля используется для преобразования прямолинейного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала, которое передается на приводы механизмов (например, генератора, насоса, компрессора и т.д.).
Основными элементами кривошипно-шатунного механизма являются коленчатый вал, кривошипы, шатуны и поршни. Коленвал – вращающийся вал, который имеет несколько кривошипов на своем периметре. Кривошип в виде поворотной линии превращает прямолинейное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Шатун – подвижная деталь, которая соединяет кривошип и поршень. Может двигаться в плоскости, перпендикулярной к оси кривошипа. Поршень перемещается в цилиндре под действием газов. Прикрепляется к шатуну и перемещается вверх и вниз, создавая движение кривошипа и коленвала.
Кривошипно-шатунный механизм Д-243 имеет четыре цилиндра, поэтому в нем установлено четыре кривошипа, шатуна и поршня. При работе дизельного двигателя поршни перемещаются по цилиндрам под действием газов, и через шатуны и кривошипы эти движения преобразуются во вращательное движение коленчатого вала.

Механизм газораспределения
Механизм газораспределения – основной элементов двигателя, который отвечает за правильное распределение газов между цилиндрами. Состоит из ряда деталей, каждая из которых имеет свою функцию и важна для обеспечения эффективной работы мотора.
Основные детали механизма газораспределения: распределительный вал, клапаны, пружины, штанги, толкатели и механизмы регулировки фаз. Распределительный вал устанавливается над цилиндрами и связан с коленчатым валом через цепь или зубчатый ремень. Он поворачивается вместе с коленчатым валом и передает движение клапанам.

Клапаны представляют собой перемещающиеся элементы, которые открываются и закрываются на определенной фазе работы двигателя. Обеспечивают подачу свежего воздуха в цилиндр, а затем отводят отработавшие газы. Клапаны управляются механически и пружиной, которая закрывает клапан после его открытия.
Штанги соединяют распределительный вал и клапаны, передают движение от распределительного вала к клапанам. Толкатели перемещаются вместе со штангами и передают движение клапанам. Служат для обеспечения надежности работы мотора.
Механизмы регулировки фаз газораспределения создают возможность изменения момента открытия и закрытия клапанов. Это позволяет управлять работой двигателя и оптимизировать его работу в различных режимах.
В результате работы механизма газораспределения, свежий воздух попадает в цилиндр через впускной клапан, после чего происходит сжатие топливного воздушной смеси поршнем, который затем поднимается, открывая выпускной клапан и выбрасывая отработавшие газы.
Система питания
Система снабжения топливом включает в себя следующие компоненты:
- Топливный бак. Емкость для хранения дизельного топлива.
- Топливный насос. Используется для подачи топлива из бака в систему впрыска.
- Сепаратор воздуха и топлива. Устраняет примеси и воздух, которые могут повредить систему впрыска.
- Топливный фильтр. Замена дифференциала сепаратора, создает дополнительную очистку топлива.
- Форсунки. Отвечают за распыление топлива в цилиндры двигателя.
- Топливный насос-впрыск. Используется для распределения горючего по всем цилиндрам.
- Регулятор числа оборотов. Контролирует количество топлива, подаваемого в систему впрыска, в зависимости от скорости вращения мотора.
- Ременная передача. Передает движение от коленчатого вала на топливный насос-впрыск, форсунки и другие компоненты системы.

Такая система обеспечивает надежное и эффективное снабжение двигателя топливом, что позволяет дизелю Д 243 работать на высокой производительности.
Система смазки
Система смазки двигателя состоит из масляного насоса, фильтра, радиатора и каналов распределения масла. Масляный насос находится на крышке картера и приводится во вращение от коленчатого вала через зубчатую передачу. Создает давление, необходимое для смазки мотора.
Масло из картера через насос попадает в фильтр, где происходит очистка от загрязнений. Затем масло поступает в радиатор, который позволяет охлаждать его перед смазкой двигателя. Масло распределяется по каналам, направленным к подшипникам коленвала, шатунных и крышечных подшипников, натяжителю цепи привода ГРМ и другим элементам двигателя.

Система смазки Д-243 имеет особенность в виде переднего и заднего масляных насосов, которые работают независимо друг от друга. Передний насос отвечает за смазку головки блока цилиндров, а задний – за смазку нижней части механизма.
Система охлаждения
Система охлаждения предназначена для поддержания благоприятной температуры внутри двигателя, чтобы поддерживать работу в наилучшем режиме. Состоит из радиатора, насоса, термостата, вентилятора и шлангов.
Работает следующим образом: охлаждающая жидкость, которая циркулирует внутри мотора, попадает в радиатор, где охлаждается воздухом, пропущенным через ребра радиатора вентилятором. Затем охлажденная жидкость возвращается в мотор через насос. Термостат контролирует температуру охлаждающей жидкости, регулируя ее поток через радиатор.

Электрооборудование
Основные элементы электрооборудования: генератор, аккумуляторная батарея, стартер и свечи накаливания. Генератор предназначен для производства электроэнергии, которая используется для питания электрических систем транспортных средств. В Д-243 есть синхронный генератор типа ГС-44-2А. Его мощность составляет 1,2 кВт при напряжении 28 В.
Аккумуляторная батарея хранит электроэнергию, которая используется для пуска механизма и работы электрических приборов при выключенном двигателе. Важно следить за зарядом аккумулятора и правильно подбирать его емкость в зависимости от характеристик автомобиля и условий эксплуатации.

Стартер служит для запуска двигателя. Включается при помощи электрического сигнала, который поступает от ключа зажигания. При запуске функционируют и свечи накаливания: подогревают впускной воздух и помогают быстро запустить мотор.
Все элементы электрооборудования дизеля Д-243 взаимосвязаны и обязательны для стандартного функционирования.

Возможные неисправности и ремонт
Поломки мотора чаще всего проявляются в понижении или потере мощности, проблемах в системе охлаждения, неисправности головки блока цилиндров, а также потере масла или засоренности системы наддува.
Наиболее распространенный способ устранения неисправностей – замена деталей или их ремонт. В зависимости от причины проблемы, могут потребоваться следующие мероприятия: замена поршней, маслосъемных колец, ремонт головки блока цилиндров, насоса высокого давления, чистка системы наддува и так далее.
Однако, помимо ремонта и замены деталей, очень важно осуществлять текущий и плановый технический уход двигателя. Регулярное проведение профилактических работ позволит избежать многих проблем и продлить срок эксплуатации мотора.
Тем не менее, лучше всего избежать поломок можно, следуя рекомендациям производителя по использованию механизма, воспользовавшись качественным топливом и своевременно проводя текущий и плановый технический уход. Только так можно быть уверенным в надежности своей техники.

Регламент обслуживания
Для обеспечения надежной работы и продления срока эксплуатации механизма необходимо правильно выполнять его обслуживание. Регламент обслуживания двигателя ММЗ Д-243 включает в себя множество работ, в том числе:
- Замена масла и фильтров каждые 7500-10000 км пробега или 6 месяцев. Масло необходимо менять только после полного разогрева двигателя. При замене необходимо использовать масло, рекомендованное производителем.
- Проверка уровня масла и охлаждающей жидкости – каждые 1000 км пробега или каждую неделю. Уровень масла должен находиться между максимальной и минимальной отметкой на щупе. Уровень охлаждающей жидкости – также между максимальным и минимальным отметками на расширительном бачке.

- Диагностика работы системы охлаждения проводится каждые 1000 км пробега или каждую неделю. При нагреве двигателя температура должна держаться в пределах нормы. При обнаружении проблем необходимо обратиться к квалифицированному специалисту.
- Проверка состояния ремней и шлангов, свечей зажигания, датчиков и электрооборудования, воздушного фильтра – каждые 10000 км пробега или каждые 6 месяцев. Проверка состояния той или иной детали должна включать в себя оценку визуального состояния, соответствие размеров и срок эксплуатации, а также наличие трещин, порезов, перегибов, износа и других повреждений.
Кроме того, регламент обслуживания также включает в себя рекомендации по эксплуатации механизма ММЗ Д-243. Например, для улучшения экономичности и продления срока службы двигателя рекомендуется не превышать рекомендуемые скорости и нагрузки, регулярно прогревать мотор перед началом движения и следить за уровнем масла и охлаждающей жидкости.

Варианты доработки
Для увеличения мощности и эффективности двигателя существует несколько вариантов доработки. Один из них – установка турбонаддува, который повышает давление воздуха, поступающего в цилиндры, тем самым улучшая производительность.
Еще один вариант – замена поршневых колец и коренных вкладышей на более качественные, что позволит увеличить силу и долговечность механизма. Также возможна установка более продвинутой системы впрыск топлива, которая повышает его экономичность и мощность. Однако все эти доработки требуют профессионального подхода и оценки возможных рисков.

Стоимость мотора
Цена нового двигателя ММЗ Д-243 варьируется в диапазоне 200-250 тысяч рублей, в зависимости от конкретной модели и комплектации.
Д-243 бывший в употреблении можно найти на рынке сельскохозяйственной или грузовой техники, а цена на такие механизмы зависит от их состояния и работы. В среднем, цена на бывший в употреблении рядный двигатель составляет около 80-120 тысяч рублей.
Можно смело сказать, что двигатель ММЗ Д-243 – пример того, как правильно разработанный и сбалансированный продукт может просуществовать десятилетиями, не уступая новым технологиям и моделям. И, казалось бы, несмотря на свой возраст, механизм остается востребованным и надежным в сельхозтехнике.
Какой недостаток двигателя ММЗ Д-243 вы считаете основным?