Двигатель ЗИЛ 375, спроектированный и выпускавшийся на Заводе имени Лихачева, был базовой силовой установкой для советского вездехода Урал-375. Многофункциональность грузовика делала его незаменимым агрегатом в военной сфере, строительстве, сельском хозяйстве и прочих областях, в которых требовались надежность и мощь транспортных средств.
Техническая характеристика советского вездехода Урал 375
Советский грузовик Урал-375 разработан Уральским в начале 1960-х годов – инженеры создали многоосный автомобиль с повышенным уровнем проходимости и способностью перевозить грузы в сложных условиях эксплуатации.

Вездеход оснащен полным приводом, формула колес – 6х6. Грузоподъемность вездехода составляла 5 тонн, а вес снаряженного автомобиля достигал 8 тонн. Благодаря габаритам (длина – 7.35 м, ширина – 2.5 м, высота – 2.68 м) и клиренсу 400 миллиметров, грузовик легко справлялся с неровностями местности и проходил препятствия.
Установленный на грузовике двигатель ЗИЛ 375 придавал транспорту подобающие технические характеристики. При разгоне на скорости 75 км/ч вездеход расходовал приблизительно 46 литров на 100 километров пути. Учитывая внушительные размеры и вес автомобиля, такой расход можно считать умеренным.
Коробка передач трехходовая, пятиступенчатая. Все передние передачи, кроме первой, оборудованы синхронизаторами, которые используются для согласования скорости вращения шестерен и плавного переключения передач. Сцепление имеет двухдисковую конструкцию и не использует масло для смазки (сухое сцепление).

Карданная передача состоит из четырех валов: переднего, среднего, заднего и промежуточного, а также три вала для привода лебедки. Раздаточная коробка оснащена двумя режимами и межосевым дифференциалом.
Гидроусилитель рулевого управления представляет собой устройство, которое облегчает управление автомобилем и уменьшает физическую нагрузку водителя. Ручной тормоз работает с использованием тормозных барабанов, которые расположены на колесах.

Для активации ножного тормоза используется смешанный механизм с применением пневматических и гидравлических сил.
Подвеска использует полуэллиптические листы пружин для амортизации ударов и вибраций, которые возникают при движении грузовика. Для сглаживания колебаний пружин подвески и комфортного движения применяются двусторонние гидравлические телескопические амортизаторы.
Технические характеристики двигателя ЗИЛ 375
Характеристика | Значение |
Тип | Бензиновый, V-образный
|
Объем | 7,0 л
|
Мощность | 180 лошадиных сил
|
Крутящий момент | 466 Нм
|
Количество цилиндров | 8
|
Клапанов на цилиндр | 2
|
Степень сжатия | 6.5 |
Диаметр цилиндра | 109 миллиметров
|
Ход поршня | 95 миллиметров
|
Топливная система | Карбюратор
|
Механизмы двигателя
Рассмотрим основные элементы конструкции двигателя ЗИЛ 375: кривошипно-шатунный и газораспределительный механизм.
Кривошипно-шатунный механизм
Блок-картер изготовлен из чугунного материала, обладающего хорошей прочностью и теплопроводностью. В блок вставляются сменные цилиндры – это помогает экономить ресурсы и упрощает обслуживание двигателя.

Для предотвращения протекания масла и газов в результате износа или деформации соединений, в картере применяются резиновые уплотнительные кольца, которые поддерживают надежную герметизацию. В области верхних частей цилиндров используется вставка из нирезиста – специального материала, обладающего повышенной устойчивостью к износу и коррозии.
Алюминиевые головки способствуют охлаждению мотора и снижению массы автомобиля. Направляющие клапанов служат для поддержания точного положения деталей, седла помогают предотвратить утечку газов из камеры сгорания. Между головкой и блоком применяется металлоасбестовая прокладка, которая способна выдерживать нестабильные температуры и давления внутри двигателя.

Плавающие пальцы устанавливаются в отверстиях бобышек штопорными кольцами, обеспечивая надежное сопряжение поршня и шатуна. На корпусе поршня находятся проточки на 3 компрессионных колец и 1 маслосъемное кольцо.
Коленвал ставится на пяти подшипниках с вкладышами из стали и алюминия. На четырех коленах находится по два шатуна из стального материала, которые поддерживают связь между валом и поршнями. Смазку компонентов воспроизводят масляные каналы. Маслосбрасывающий гребень работает в сочетании с асбестовой набивкой, которая создает герметичность и надежную защиту от утечки смазочного материала.

Газораспределительный механизм
Распределительный вал изготавливается из стального или чугунного материала, оснащен коваными кулачками и шестерней привода трамблера. Также на конце вала зафиксирован ограничитель числа оборотов двигателя, который предотвращает перегрузку механизма и поддерживает безопасную работу в пределах допустимых оборотов. Распредвал закрепляется в блоке при помощи пяти опор и втулок скольжения. Фланец из стали надежно фиксирует распредвал и предотвращает нежелательное перемещение внутри двигателя.
Направляющие втулки стабильно приводят в движение клапаны. Клапаны изготавливаются из окалиностойкой стали, которая обладает высокой термостойкостью и устойчивостью к повышенным температурам, возникающим в цилиндрах во время процесса сгорания топлива.

Впускные клапаны оснащены защитными колпачками из резины, которые устраняют попадание смазочного материала из головки блока цилиндров к гильзам. Клапаны выпуска полые, заполнены натрием и жароустойчивой наплавкой фаски.
Во время такта выхлопа деталь проворачивается на небольшой угол вокруг своей оси. Этот поворот осуществляется с помощью специального устройства – поворотного механизма. Коромысла служат для передачи движения от распределительного вала к клапанам и размещаются на бронзовых втулках.
Не менее важна стальная крышка – защитный элемент, который ограждает ГРМ от неблагоприятных внешних воздействий.

Сильные и слабые стороны
Сильные стороны | Слабые стороны |
Надежность и долговечность | Невысокая эффектность топливопотребления
|
Простота ремонта и доступность запчастей | Высокий уровень выбросов вредных веществ
|
Подходит для работы в тяжелых условиях | Ограниченные возможности по современной модернизации
|
Устойчивость к неблагоприятным условиям эксплуатации | Вибрации и шумы во время работы
|
Можно ли доработать
Существует несколько вариантов тюнинга двигателя ЗИЛ 375. Рассмотрим замену свечей зажигания, установку карбюратора Rochester QuadraJet вместо К88 или К89 и совершенствование системы зажигания.
- Свечи зажигания.
Свечи зажигания А11У успешно работали на момент выпуска мотора, но современные требования к производительности движка и эффектности топливопотребления вышли далеко за рамки возможностей устаревших компонентов.
Свечи NGK 7252 (FR5-1) от Джип Чероки – хороший выбор для доработки ЗИЛ-375. Детали обладают длинной частью, которая выступает в камеру сгорания. Благодаря этому точка воспламенения перемещается к центру, что, в свою очередь, способствует более эффективному и равномерному сгоранию топливосмеси.

- Карбюраторная система питания.
Перспективный вариант для доработки советского двигателя – это карбюратор Rochester QuadraJet вместо К88 или К89. Устройство обладает четырьмя камерами, причем первые камеры маленькие, а вторые – достаточно большие. Кроме того, конструкция включает электропривод воздушной заслонки. При установке нового карбюратора желательно установить подходящий коллектор. Итак, новая система питания поможет значительно повысить производительность мотора, снизить расход топлива и выбросы веществ.

- Усовершенствование системы зажигания.
Многие автолюбители обращают внимание на MSD-6А – конденсаторный механизм зажигания с повышенной мощностью искры. Установка не требует продолжительных механических работ: осуществляется быстро и легко, путем замены коренного коммутатора на МСД. После того, как зазор в свечах будет расширен до 1,5 миллиметра, можно ожидать впечатляющий холодный и горячий старт, полное сгорание топливосмеси и улучшение тяги при низких оборотах.

Цена
Стоимость двигателей ЗИЛ-375 варьируется в зависимости от состояния и комплектации. Если мотор находится в хорошем рабочем состоянии и имеет полный набор дополнительных комплектующих, ориентировочная цена составляет 50-120 тыс. рублей. Однако, если движок требует капитального ремонта или отсутствуют некоторые элементы комплекта, цена снижается до 30-40 тыс. рублей.
Итак, надежность и простота конструкции мотора ЗИЛ-375 обеспечивали бесперебойную работу в самых экстремальных условиях эксплуатации, делая Урал-375 популярным средством транспорта для различных отраслей и задач.
Какой, на ваш взгляд, главный недостаток двигателя ЗИЛ-375?