Завод имени Лихачева (ЗИЛ) долгие годы славился техническими разработками и высоким качеством выпускаемой продукции. Одно из наиболее значимых достижений предприятия – разработка двигателя ЗИЛ 130. На протяжении многих лет двигатель ЗИЛ 130 оставался популярным и востребованным в советском автопроме, а его техническое и конструктивное устройство в дальнейшем использовалось в иных производимых моделях транспортных средств.
- История создания
- Как устроен мотор
- Блок цилиндров
- Коленвал
- Маховик мотора
- Распределительный вал
- Шатун
- Поршень
- Головка цилиндрического блока
- Клапаны впускной и выпускной
- Технические характеристики двигателя ЗИЛ-130: сколько лошадиных сил, объем, вес
- Модернизация двигателя
- Частые поломки
- Ремонтопригодность
- Тюнинг двигателя ЗИЛ 130
- Цена
История создания
ЗИЛ-130 – советский грузовик, который производился Заводом имени Лихачева с 1953 по 1994 год. В рамках этого проекта выделена отдельная группа инженеров и конструкторов, которые занимались разработкой нового двигателя для будущего автомобиля. Главным конструктором проекта назначен Анатолий Маврикиевич Кригер.

Основная задача разработчиков – создание надежного грузового автомобиля с большой грузоподъемностью и простотой в обслуживании. Кригер и его команда сумели создать уникальный двигатель ЗИЛ 130 – 4-тактный V8, объемом 5,55 литра и мощностью 150 л.с. За счет V-образного расположения цилиндров удалось комбинировать достаточную мощность и небольшой вес двигателя ЗИЛ 130.
Механизм широко использовался в самых разных сферах: от грузоперевозок до строительства и сельского хозяйства. ЗИЛ-130 долгое время оставался стандартом в отечественной автомобильной промышленности.

В последующие годы разрабатывались новые модификации ЗИЛ 130, которые обладали улучшенными техническими характеристиками, но основные принципы и конструкция оставались неизменными.
Мотор продолжал использоваться до конца 1990-х годов, постепенно его заменили более современные агрегаты.
Как устроен мотор
Конструкция двигателя ЗИЛ-130 проста и понятна, что облегчает ремонтные работы. Рассмотрим отдельные составляющие мотора ЗИЛ-130.

Блок цилиндров
Блок цилиндров представляет собой чугунный корпус, в котором расположены цилиндры. Каждый цилиндр имеет свой поршень, движущийся вверх и вниз под действием самого цилиндрового блока.
В блоке также находятся гильзы, которые предотвращают износ и потерю сжатия. В гильзы вставляются поршни, которые двигаются внутри них, создавая рабочий объем и обеспечивая сжатие и сгорание топливно-воздушной смеси. Толщина гильзы – расстояние между внутренней и внешней поверхностью – обычно составляет 7,5 мм. Чугунные гильзы обладают хорошей термостойкостью и способностью распределять тепло равномерно.

Запуск двигателя ЗИЛ-130 осуществляется при помощи стартера, а сгорание топлива происходит в результате зажигания искры свечи зажигания. Блок цилиндров ЗИЛ-130 служит основой для работы всей системы сгорания и генерации двигателя.
Коленвал
Коленчатый вал изготавливался из высокопрочной стали, выдерживая большие нагрузки и моменты силы, возникающие при работе двигателя. Основная функция коленчатого вала – преобразование вертикального движения поршней во вращательное.
Это происходит благодаря выступающим шейкам, которые связаны с шатунами и поршнями. Вал состоит из основного корпуса и нескольких шеек, на которых установлены коренные и шатунные подшипники. На каждой шейке имеется резьбовое отверстие для крепления маховика.

Маховик мотора
Маховик – устройство, которое служит для накопления энергии и обеспечения плавности работы двигателя во время изменения нагрузки или скорости вращения коленчатого вала.
Устанавливается на ведомую шестерню коленчатого вала и связан с ним посредством трения или сцепления. Маховик ЗИЛ-130 состоит из двух основных частей – корпуса и ведущего диска. Он выполнен из чугуна, выдерживает большие нагрузки и температуры.
Когда двигатель работает на высоких оборотах, маховик накапливает излишнюю энергию, чтобы потом использовать ее при работе на низких оборотах или при резком ускорении. Кроме того, в маховике присутствует демпфер – элемент, который предотвращает скачкообразные изменения оборотов двигателя. Он состоит из резиновых вставок, которые поглощают колебания и шумы при работе.

Распределительный вал
Распределительный вал используется для управления открытием и закрытием клапанов в цилиндрах двигателя. Он имеет специальные выпуклости и наклонные поверхности, которые взаимодействуют с толкателями и клапанами, позволяя им открываться и закрываться в нужный момент времени.
Материалом для изготовления распределительного вала обычно служит специальная сталь. Двигатель имеет несколько клапанов, и для каждого из них на распределительном валу предусмотрен свой кулачок. Это обеспечивает точное управление открытием и закрытием клапанов в соответствии с рабочим циклом двигателя.

Одна из особенностей распределительного вала ЗИЛ-130 заключается в использовании регулируемых толкателей. Это позволяет настроить зазор между распредвалом и клапанами, что важно для поддержания оптимального давления в цилиндрах и предотвращения утечек газов.
Для обеспечения устойчивости и долговечности работы распределительного вала в благоприятных условиях, он должен быть смазываемым. Для этого используется масляный насос и система смазки.
Шатун
Шатун соединяет поршень с коленчатым валом и отвечает за передачу энергии от горящей смеси в цилиндре к коленвалу. Длина шатуна ЗИЛ-130 составляет примерно 185 мм. Диаметр под верхнюю головку составляет 27,5 мм, а диаметр под нижнюю головку шатуна – 69,5 мм. Шатун изготавливают из высокопрочных сталей или легированного чугуна. Важно обеспечить хорошую смазку, чтобы уменьшить трение и износ детали.

Поршень
Поршень является частью поршневой группы внутреннего сгорания и выполняет две базовых функции:
- Передача силы. Деталь перемещается вверх и вниз по цилиндру, преобразуя движение, созданное сгоранием топлива, в механическую силу, которая распределяется на коленчатый вал. Эта сила передается далее на трансмиссию и приводит автомобиль в движение.
- Герметичность. Поршень и поршневое кольцо обеспечивают герметичность во время работы двигателя. Они плотно прилегают к стенкам цилиндра, предотвращая утечку сжатого топливного газа из цилиндра и обеспечивая правильное сжатие.

В заводских условиях поршни для двигателя ЗИЛ под номером 130 производят из чугуна или алюминиевого сплава.
Головка цилиндрического блока
Задача головки цилиндрического блока – герметично закрыть цилиндры и создать отдельные камеры сгорания для каждого из них. ГБЦ также осуществляет функцию распределения и непосредственного управления процессом сгорания внутри цилиндров, а также охлаждения мотора.
В ГБЦ ЗИЛ-130 установлены клапаны, которые являются главными управляющими элементами впуска и выпуска рабочей смеси и отработавших газов соответственно. Клапаны открываются и закрываются синхронно с движением поршней внутри цилиндров, что позволяет автомобилю функционировать в режиме четырехтактного двигателя.

Клапаны впускной и выпускной
Впускной и выпускной клапаны отвечают за регулирование потока воздуха и отработанных газов, что способствует созданию благоприятных условий для сгорания топлива.
Впускные клапаны отвечают за впуск топливно-воздушной смеси в цилиндр двигателя, а выпускные клапаны – выброс отработанных газов из цилиндра после сгорания. Работа клапанов должна быть правильно синхронизирована с деятельностью поршневой группы и системы топливоподачи для обеспечения приемлемой производительности двигателя.
Для снижения температуры клапанов добавляются некоторые металлы, включая натрий. Натрий обладает высокой теплопроводностью, что позволяет быстро отводить тепло от клапанов. Это помогает поддерживать низкую температуру клапанов и предотвращает образование нагара.

Радиатор ЗИЛ-130 также обеспечивает охлаждение двигателя, осуществляя трансфер тепла из системы охлаждающей жидкости в окружающую среду. Он состоит из корпуса и трубок, через которые проходит жидкость, перекачиваемая от насоса через мотор.
Технические характеристики двигателя ЗИЛ-130: сколько лошадиных сил, объем, вес
Характеристика | Значение |
Тип | Бензиновый, V8
|
Объем двигателя | 5,5 л
|
Мощность | 150 лошадиных сил
|
Крутящий момент | 400 Нм
|
Количество цилиндров | 8
|
Клапанов на цилиндр | 2
|
Топливная система | Карбюратор
|
Расход топлива | 25 л/100 км
|
Диаметр цилиндра | 100 мм
|
Ход поршня | 95 мм
|
Масса двигателя | 440 кг
|
Модернизация двигателя
Модернизация двигателя – процесс внесения изменений в конструкцию и функциональность мотора с целью повышения производительности, эффективности и надежности. Модернизация может включать в себя совершенствование внутренних компонентов двигателя – поршней, шатунов, клапанов и прочих деталей.
Изначальная версия грузовика не предполагала доработки и модернизации. Мотор 130 обладал типичным функционалом ЗИЛ для выполнения общепринятых задач. Однако, с течением времени появились автовладельцы, которые попытались усовершенствовать агрегат настолько, насколько это возможно.
Один из методов такого улучшения – изменение параметров поршней. Для реализации потребовалась расточка гильз цилиндров, которая позволила повысить соотношение объема в НМТ к объему камеры сгорания и специальные поршни 120 мм (для замены стандартных поршней). Результатом изменения параметров поршней стало заметное увеличение коэффициента полезного действия силового агрегата.
Другой метод – проведение полной замены клапанов агрегата. Это процесс, в ходе которого старые клапаны удаляются, а на их место устанавливаются новые. Для этого растачивались посадочные места деталей под изделия ATI.

Важно удостовериться в точном соответствии размеров и формы новых деталей с существующими посадочными местами.
При замене седел проводилась подгонка кромок изделия, то есть, приведение кромок соразмерно с геометрическими параметрами клапанов. Правильное проведение замены клапанов и подгонка гарантировали положительную оптимизацию агрегата.
Частые поломки
- Перегрев.Это распространенная проблема, которая традиционно вызвана такими факторами, как недостаточный уровень охлаждающей жидкости, неисправный термостат и в принципе дефектная система охлаждения. В таком случае мотор может выйти из строя, поэтому регулярная проверка и поддержание нормальной работы системы охлаждения – важное условие эксплуатации ЗИЛ-130.
- Нестабильная работа на холостых оборотах. Причиной могут быть неисправности в системе питания – загрязнение форсунок или низкое давление топлива. Кроме того, возможны проблемы с подачей воздуха в двигатель или неправильная работа клапанов.
- Износ деталей. Иногда поломки двигателя ЗИЛ-130 связаны с износом его компонентов – поршней, колец или вкладышей. Причина кроется в ненадлежащей эксплуатации автомобиля, недостаточным уходом за мотором или использованием низкокачественных запчастей.

Регулярное техническое обслуживание и правильная эксплуатация транспортного средства помогут предотвратить возникновение поломок и продлить срок его службы.
Ремонтопригодность
Несмотря на то, что конкретные сроки эксплуатации до капитального ремонта могут варьироваться в зависимости от ряда факторов, включая интенсивность использования транспортного средства, качество топлива и смазочных материалов, а также условия эксплуатации, в среднем мотор сможет прослужить 300 000 километров без серьезных проблем.
Следует отметить, что двигатель ЗИЛ-130 имеет простую конструкцию и состоит из отдельных узлов и деталей, которые могут быть заменены или отремонтированы отдельно друг от друга. Они не требуют сложного оборудования или специалистов для проведения мелкого и среднего ремонта.

Однако 130 ЗИЛ не производится уже длительное время, а ремонт старых автомобильных агрегатов – вызов для большинства автомехаников. С появлением современных ДВС от таких компаний, как ЯМЗ и КамАЗ, большинство производителей перешли к использованию новых, более современных устройств.
Тюнинг двигателя ЗИЛ 130
Установка компонентов, направленных на увеличение мощности, значительно повысит динамические характеристики ЗИЛ-130. Например, агрегат Mopar 5.2 мощностью в 500 лошадиных сил – предпочтительный выбор среди автолюбителей. Мощность такого агрегата определяет способность справляться с различными условиями дороги, ведь передвижение по бездорожью требует большего усилия и энергии, чем движение по асфальтированным дорогам.
При выборе и установке мощного двигателя, стоит обратить внимание также на выхлопную систему, которая отвечает за отвод отработанных газов из мотора. Система напрямую влияет на мощность и эффективность работы механизма.
Чем больше диаметр, тем лучше будут проходить выхлопные газы и меньше будет сопротивление их оттоку. Установка труб диаметром 63 мм позволит свободно выводить выхлопные газы, увеличивая потенциал двигателя.
Дополнительный вариант – переоборудование ЗИЛ 130 в дизельную версию. Дизельные двигатели обладают повышенным КПД по сравнению с бензиновыми, поэтому такие механизмы интенсивнее используют энергию, получаемую от сгорания топлива. Это помогает снизить расход топлива и увеличить пробег на одном баке заправки. Кроме того, переход на дизель – экономическая выгода для владельца автомобиля.

Процесс начинается с определения места расположения силового агрегата. После этого – производится демонтаж элементов, которые могут мешать установке или работе агрегата. Затем следует сварка кронштейнов и усилий, которые будут поддерживать и закрепят силовой агрегат.
Сварка должна выполняться с использованием специального оборудования и соблюдением всех технологических требований.
После завершения сварочных работ производится установка нового силового агрегата. Важно правильно провести все соединения и проверить их надежность. Также перед подачей напряжения на агрегат необходимо убедиться в правильности прокладки кабелей и электрических подключений. В конечном итоге получаем желаемый результат в виде улучшенной мощности и экономии топлива.
Цена
В среднем, стоимость нового двигателя ЗИЛ-130 насчитывает от 300 000 до 500 000 рублей. Можно рассмотреть вариант покупки бывшего в употреблении мотора ЗИЛ-130. Такие механизмы можно найти на различных автомобильных рынках или у авторазборок. Цена будет варьироваться в диапазоне 100 000-300 000 рублей.

Можно сделать вывод, что ЗИЛ двигатели имеют большую историческую ценность, являясь символом советской автомобильной промышленности. На протяжении десятилетий механизмы продолжали развиваться, совершенствуясь и адаптируясь к меняющимся требованиям современной действительности. И несмотря ни на что, по сей день моторы ЗИЛ продолжают привлекать внимание коллекционеров и автолюбителей.
Хотели бы приобрести мотор ЗИЛ-130?