Цена на газовое топливо в 2 с лишним раза ниже, чем на бензин и дизтопливо, что стимулирует владельцев автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к переводу на альтернативное горючее. Переход выполняется посредством установки на силовой агрегат газобаллонного оборудования (ГБО), но многие автолюбители не решаются вносить изменения в конструкцию движка по соображениям безопасности. Вреден ли газ для двигателей, какая от него исходит опасность при эксплуатации, и какова цена вопроса о переоборудовании автомобиля – разберемся в обзоре.
Как изменяется работа мотора с установленным ГБО
Модернизация двигателя в части замены штатного горючего на голубое топливо изменяет характеристики ДВС. Основная цель переделки – сделать поездки на авто более экономичными.

Установка газобаллонного оборудования делает иными следующие показатели силового агрегата:
- Мощность мотора. Падение показателя – на 10-15%, что при поездках по городу никак не ощущается.
- Уровень шума работающего движка. Снижение шумности составляет 3-8 дБ: высокое октановое число газа (100-111) обеспечивает плавное, без детонации сгорание топлива. Спектр вибраций ДВС сужается.
- Ресурс мотора до капитального ремонта. Межремонтный пробег увеличивается минимум на 20-30% за счёт равномерности цикла: в камеры сгорания поступает более однородная топливная смесь, горючее сгорает полностью.

Для заправки автомобилей используется смесь сжиженных газов пропан, бутан, которые по теплотворности уступают бензину. Расчёт расхода газового топлива в пересчёте на литр бензинового горючего – в таблице.
Наименование | Пропорция смеси, % | Теплотворность, ккал/л | Расход, л/литр бензина |
Бензин | − | 7718 | 1 |
Пропан, бутан | − | 6100, 6834 | − |
−”− | 50х50, летняя | 6470 | 1,19 |
−”− | 90х10, зимняя | 6175 | 1,25 |
Фактически расход топлива правильно отрегулированного двигателя с ГБО равен или превышает потребление бензинового мотора на 10-20%. Разброс значений обусловлен условиями поездки: сезон, тип вождения, особенности двигателя, газового оборудования.
Газо-воздушная смесь не разжижает моторную смазку на контакте цилиндр – поршневые кольца. Загрязнения моторного масла нагаром, смолистыми веществами минимально.

Основные минусы авто с установленным ГБО
Питание ДВС горючим бывает карбюраторным, инжекторным, непосредственной подачей топлива. Соответственно оборудование для использования газа имеет отличия, выраженные в поколениях ГБО от 1 до 6: первые 3 – по типу питания, 4 – распределённое поступление газа в цилиндры. ГБО5 позволяет использовать пропан-бутан в виде жидкости и является лучшим, а ГБО6 предполагает параллельное использование бензинового и газового питания, переключаемых с помощью кнопки.
Объективные минусы авто с ГБО:
- снижение полезной нагрузки;
- уменьшение объёма багажника из-за баллона с газом;
- лишение гарантии изготовителя машины;
- необходимость стартовой суммы на дополнительное оснащение.
Потратиться придётся и на оформление переделки в ГИБДД.

Также экспертами отмечаются такие недостатки:
- Газ опасный. Неправильные монтаж, эксплуатация, обслуживание ГБО могут привести к утечкам невидимого топлива, которые обнаружить сложно. Попадание авто в аварию часто сопровождается пожаром: воспламеняется газовая смесь быстрее.
- Потребность в запуске мотора на бензине уже при −10ºС с последующим переключением на газ. Недостаток устранён в ГБО4: электроника сама меняет вид топлива по ситуации.
- Необходимость специального ухода за ГБО: сливать конденсат.
- Неправильная регулировка зазоров клапанного механизма приводит к тому, что горят клапана (прогорают за счёт горения газа в системе выпуска).
- Недозаправка баллона. В ёмкости автоматически резервируется свободный объём для компенсации расширения газа в жаркую погоду.

Существенное неудобство езды на автомашине с газовым топливом – недостаточно развитая сеть пропан-бутановых заправок.
Положительное влияние ГБО на мотор
Кроме меньшей шумности работы, увеличения срока службы движка до капремонта при переходе на газ, меньшей стоимости голубого топлива, существуют и другие плюсы установки на бензомотор или дизель ГБО.

Положительное воздействие газобаллонного оборудования на двигатель заключается в следующем:
- Снижается нагрузка на детали цилиндро-поршневой группы, износ уменьшается на 30-45% против бензомотора. Благодаря высокому октановому числу, сгорание газа происходит равномерно, без детонаций. Продлению ресурса деталей способствует и отсутствие в газовом топливе примесей, способных образовывать при горении твёрдые частицы.
- Появляется возможность чередования видов топлива для мотора в дальних поездках. На трассе для скоростного движения используют бензин, в городских условиях переключаются на газ, который снижает мощность ДВС.
- Отмечается увеличение срока службы свечей зажигания до 40% ресурсного норматива при расходе бензина. Когда сжигается газ, смолистые отложения в камере сгорания не накапливаются, нагар на свечных электродах не образуется.
- Повышается экологичность двигателя. Вредных веществ в выхлопе от сгоревшего голубого топлива содержится меньше: СО – в 2, СН – в 1,9-1,3, NО – в 1,2 раза. В дыме отсутствуют сера, следы присадок, поскольку их нет в исходном пропан-бутане.
- Обеспечиваются благоприятные условия для сохранения качества моторного масла. Масляная плёнка со стенок цилиндров не смывается газом, вязкость смазки не снижается, а время до замены увеличивается на 30-40%.

Преимущество газового топлива в части полезности для мотора – оперативность диагностики утечек. Специфический за счёт добавки пахучих веществ запах газа быстро сигнализирует о неисправности, что уберегает мотор от большей поломки своевременно произведённым ремонтом.
Как избежать вредного влияния ГБО на ДВС
Аргументы в пользу установки газобаллонного оборудования на ДВС примерно уравновешиваются отрицательными последствиями использования газового топлива. Перевес в пользу переоборудования движка на газ достигается принятием мер, устраняющих минусы установки ГБО на автомобиль.

Рекомендации для желающих перевести двигатель своей машины на газовое топливо:
- Монтаж и наладку оборудования, приборов ГБО следует производить в автосервисе, где имеется квалифицированный персонал.
- Выбор для машины подходящего оборудования – из современных поколений ГБО4, ГБО5, ГБО6.
- Техническое обслуживание проводить в рамках регламента автомобиля, учитывать особенности регулировки зазоров клапанов, других нюансов, связанных с использованием газа. Существует также специальное техобслуживание – освидетельствование газового баллона, которое выполняется в имеющих лицензию на соответствующий вид работы испытательных станциях.
- Правильность настройки зажигания, качества газововоздушной смеси контролировать обязательно.
- Контроль герметичности соединений элементов ГБО должен осуществляться постоянно. Обнаружение запаха газа в салоне автомашины, багажнике – повод для прекращения эксплуатации ДВС. Возобновление поездки возможно только после обнаружения утечки и устранения неисправности.

Свечи зажигания для авто с ГБО отличаются от бензино-воздушных меньшим межэлектродным зазором. Центральный свечной электрод изготавливается из материала, обеспечивающего калильное число 20+: свечи должны быть максимально холодными – обеспечивать хорошую отдачу тепла в головку движка.
Цена вопроса
Решающее значение при рассмотрении целесообразности установки газобаллонного оборудования на автомобиль имеют стоимость покупки, монтажа ГБО, эксплуатационные расходы, относящиеся к работе мотора на газе.

Структура совокупных затрат:
- Оснащение машины газобаллонным оборудованием. Услуга предоставляется сертифицированными автосервисами, стоимость зависит от поколения, комплектации и изготовителя ГБО. Разброс цен на ГБО4 с установкой на 4-цилиндровый автомобиль – от 25 до 60 тыс. руб., а стоимость ГБО5 – в 2-3 раза выше.
- Стоимость сжигаемого газа. Если норма расхода бензина 10 л/100 км, то газа – 12. Ценники на бензиновое топливо – 47-50 руб./л, газовое – 20-22, что даёт разницу в стоимости 28 р./л*12 л = 336 рублей на 100 км пробега или 33,6 тысяч руб. на 10 тыс. км пути.
- Техобслуживание газового оборудования. Проводится через каждые 15 т. км, включает следующие виды работ: общая диагностика, чистка форсунок, регулировка и настройка аппаратуры. Стоимость услуги – до 3 тысяч.
- Регистрация изменений конструкции двигателя в ГИБДД. Проведение экспертизы безопасности автомобиля, выполнение регистрационных действий стоят не меньше 4 тыс. рублей.
Пример. ГБО4 установлено за 30 тыс. руб., пробег авто – 15000 км/год, суммарные затраты: 30+3+4=37 т. рублей, экономия на топливе 33,6*1,5=50,4 тысячи. Итог: затраты окупаются в течение года – 50,4-33,7=16,7 тыс. руб.

Из приведённого расчёта понятно, что экономическая выгода от установки ГБО будет ощутимой, если расход бензина модернизируемого двигателя не меньше 10 л/100 км, а ежегодный пробег ≥10 тыс. км. Высокая окупаемость затрат при переходе на газ может быть на автомобилях, которые больше ездят, чем стоят: грузовиках, маршрутках, такси.
Что же касается опасностей газового топлива для ДВС, то они имеются, а при нарушении правил эксплуатации и обслуживании ГБО могут принести массу неприятностей. Впрочем, то же утверждение касается и любого другого технического устройства.
А как вы относитесь к установке ГБО?
поставил газ 6 лет назад,авто датсун он до,4поколение omvl.проездив пару лет прошил на евро ноль окупил примерно за 10 месяцев не такси семейный автомобиль.минус нашел только один,нужно было ставить газ сразу,а не ездить пол года в раздумьях.главное вовремя обслуживать и будет счастье.пробег на газу на данный момент 100т км.не кого не огетирую дело каждого,но на следующей машине сразу пропан метан боюсь давление большое
Довольно спорное решение ставить такой агрегат себе в машину. Конечно бензиновый тоже не подарок. Думаю это стоит если у вас получается реально экономить, а если оно не большое, то думаю не стоит ставить это все.
Долго думал ставить или нет, но после того как взвесили все за и против понял что лучше оставить старый вариант или купить дизельный вариант. Вообще такая модернизация авто довольно сложная и нужно много что учитывать.
Если ставить в нормальной конторе, то минусов никаких. За 7-10 лет, что я сэкономил на топливе, я запросто могу такую же еще одну машину купить. И не заметил я никакого падения мощности. А вот экономию в деньгах, еще как.
Минусы у автомобилей с ГБО существенные, хотя в крупных населенных пунктах может быть достаточно соответствующих заправок. Каждый автолюбитель сам решает стоит ли проводить модернизацию.
Я газом не пользуюсь, потому что в случае неисправности движка может рвануть так, что мало не покажется. Лучше на бензине ездить, дороже, но зато душа не болит и проверенное топливо уже знаю.