Мотор УМЗ 4216 (421600): описание двигателя Газель, технические характеристики ДВС евро 3, 4, на Соболь, крутящий момент, ресурс, порядок работы цилиндров

Моторы УМЗ

Комплектация малотоннажных до 3,5 т грузовиков ГАЗель Горьковского автозавода силовой установкой Ульяновского моторного завода УМЗ под индексом 4216 производится с 2010 г. в серии машин Бизнес. Двигатель построен на базе 421-го мотора, перенял от него простоту конструкции, надёжность, неоднократно модернизировался, что обусловило движку востребованность в течение длительного времени: до наших дней. Автолюбителям и начинающим предпринимателям предлагается краткий обзор тяговитого и экономичного двигателя УМЗ 4216, сделанный по отзывам владельцев, водителей ремонтников.

Двигатель УМЗ 4216: общее описание

Базовая основа – мотор 421-й серии под индексом 4215, который, в отличие от инжекторного ДВС 4216, оснащался карбюраторной системой питания топливом.

Силовой агрегат УМЗ 4216 был_построен на базе карбюраторного 4215 двигателя
Силовой агрегат УМЗ 4216 был построен на базе карбюраторного 4215 двигателя

Данные автомобиля ГАЗель Бизнес с двигателем УМЗ 4216, приведены в таблице.

Характеристики Значения
Масса, кг
снаряженная 1850-1900
полная 3500
Грузоподъёмность (г/п), т 1,4-1,7
Вместимость бензобака, л 300

Автомобиль может быть задне- или полноприводным: колёсная формула 4х2, 4х4. Основные узлы движка 4216:

  1. Блок из 4-х цилиндров рядного расположения, его головка – алюминиевые. В остове запрессованы чугунные гильзы, которые в зависимости от модификации мотора бывают съёмными (Ø92 мм) или неизвлекаемыми – под поршень Ø100 мм.
  2. Коленчатый вал – на 5 опорах. Шейки коленвала подвергнуты закалке токами высокой частоты. В передней части – металлическая шестерня.
  3. Привод газораспределительного механизма – шестерёнчатый. Распределительный вал – нижнего расположения, приводится в действие текстолитовой шестерней.

Находится мотор в передней части машины, под капотом расположен вдоль оси движения автомобиля. Агрегатируется двигатель УМЗ 4216 с механической трансмиссией: коробкой перемены передач на 5 скоростей.

Двигатель расположен вдоль оси движения автомобиля
Двигатель расположен вдоль оси движения автомобиля

На какие машины ставился ДВС Газель 4216:

Разрабатывался бензомотор специально для ГАЗели Бизнес и ГАЗ 2217 Соболь, но подходит и для газовских бортовых автомобилей, фургонов, микроавтобусов. Двигатель УМЗ 4216 ставили на следующие машины:

  1. Грузовики с бортами на платформе. ГАЗ 3302-288 с 3-местной кабиной, 330202-288 с удлинённым кузовом под 1,5 т груза, 33023-288 Фермер: 6 мест, г/п 1350 кг.
  2. Авто с цельнометаллическим фургоном. Колёсная формула 4х2, трёхместная кабина ГАЗ 2705-288, с полным приводом – 27057-288. Модификация Комби 7-местная: заднеприводная 2705-298, 4х4 – 27057-298.
  3. Микроавтобусы: на 8 мест 4х2 ГАЗ 3221-288, полноприводный – 32217-288. Салон 13-местный, соответственно 32213-288 и 32173-288. Маршрутные такси на 12 пассажиров для города – ГАЗ 322132-288, междугородний таксомотор – 32212-288, 14-местное с высокой крышей – 225000-288.

Инжекторный бензомотор 4216 устанавливают также на подержанные авто производства Ульяновского автозавода, например, на УАЗ 469.

Устройство двигателя УМЗ 4216 инжектор, схема

Управление бензомотором осуществляется электронным блоком ЭБУ, в состав электросхемы машины входит система искрообразования: модуль с парой катушек зажигания, высоковольтные провода, свечи. Вмешательство в работу электроники на любительском уровне не рекомендуется, но другие обеспечительные системы двигателя 4216 доступны к обслуживанию силами водителя, если знать их устройство. Основные узлы, механизмы мотора рассмотрены подробнее в соответствующих подразделах.

Схема устройства двигателя УМЗ 4216
Схема устройства двигателя УМЗ 4216

Питающая группа

Представлена оборудованием, обеспечивающим питание двигателя горючей смесью из бензина и воздуха, подачу топлива в камеры сгорания ДВС. В формировании топливовоздушного горючего участвуют:

  • приборы по линии воздуха – впускной коллектор с ресивером и дроссельной заслонкой;
  • топливная аппаратура с установленными на рампе форсунками (инжекторами);
  • воздухо- и бензопровод с соответствующими очистительными фильтрами;
  • бензонасос высокого давления.

Схема топливной системы двигателя
Схема топливной системы двигателя

Схема топливной рампы системы питания топливом двигателя УМЗ-4216
Схема топливной рампы системы питания топливом двигателя УМЗ-4216

Управление питающей группой устройств осуществляется с помощью датчиков – измерителей параметров функционирования мотора: температуры тосола и воздуха, положения коленчатого вала, дросселя. Контроль соответствия двигателя 4216 Евро 3, 4 производится кислородным датчиком: лямбда-зондом. Место установки измерителей содержания кислорода – в выхлопном коллекторе движка до каталитического нейтрализатора и после него.

Питающая группа работает надёжно при условии выполнения регламента по замене фильтров.

Газораспределительный механизм

Распределительный вал ДВС 4216 изготовлен из чугуна, расположен под блоком цилиндров вращается на 5 опорных шейках посредством пары косозубых шестерён от коленвала. Шестерёнчатая передача намного надёжнее цепного и ремённого привода, применяемых во многих иных моторах. Другие элементы ГРМ:

  1. Штанги и толкатели. Передают усилие от распредвала на управляющие клапанами коромысла.
  2. Клапаны впускные и выпускные. Первые – из хромистой стали, выхлопные – из жаростойкой.
  3. Пружины клапанные. Комплект на каждый клапан: большая внешняя и малая внутренняя. Направление витков в пружинках каждого вида разное.
Устройство газораспределительного механизма УМЗ 4216
Устройство газораспределительного механизма УМЗ 4216

На боку клапанной крышки движка 4216 имеется наклейка с указанием номера модели двигателя по каталогу. Если после тире в индексе стоит число 70, гидрокомпенсаторов хода клапанов в конструкции мотора нет, а окончание на 80 укажет на оснащённость клапанного механизма гидриками.

Штанги с гидравлическими компенсаторами

На ДВС 4216 в паре с толкателями установлены штанги из дюралюминия. Принято считать, что регулировка тепловых зазоров в клапанах двигателя с гидрокомпенсаторами не требуется. За счёт автоматизации снижается трудоёмкость обслуживания мотора, уменьшается его шумность, снижается расход топлива.

Тем не менее, регулировать зазоры в клапанном механизме 4216 нужно вне зависимости от оснащения гидриками: клапана на этом моторе постоянно находятся в зажатом состоянии. О необходимости настройки зазоров узнают по клацающему металлическому стуку. Регулировка производится на холодном двигателе с периодичностью 15-20 тыс. км или по обнаружении признаков нарушения зазоров.

Необходимо регулярно регулировать зазоры в клапанном механизме двигателя
Необходимо своевременно регулировать зазоры в клапанном механизме двигателя

Внимание! Условие для установки на мотор 4216 штанг с гидрокомпенсатором – удаление малой (внутренней) пружины клапанов, чтобы снизить прилагаемое усилие. Срок службы гидриков зависит от качества моторного масла, соблюдения регламента его обновления.

Вентиляция поддона

Система проветривания картера двигателя УМЗ 4216 работает в замкнутом цикле за счёт разрежения во впускном тракте и давления внутри мотора, создаваемого при работе ДВС. Циркуляция картерных газов, частично прорывающихся через поршневые кольца, осуществляется в зависимости от числа оборотов коленвала: по большой ветви вентиляции – под нагрузкой, по малой – в лёгком режиме. Особенности проветривания поддона:

  1. Нормативное разрежение в масляном картере при работающем ДВС и исправной вентиляции – до 50 мм водяного столба.
  2. Стабилизация давления газа в поддоне осуществляется регулятором – мембранным клапаном, который встроен в передней крышке толкателей. Принцип действия – сужение проходного сечения для направляемых во впуск газов.
  3. Со временем вентиляционные каналы закоксовываются, что отражается на работе системы. Очищение внутренних стенок резиновых трубок, регулятора разрежения – одна из процедур техобслуживания движка.

Схема вентиляции картера двигателя
Схема вентиляции картера двигателя

Регулятор разрежения в картере
Регулятор разрежения в картере

Разгерметизация системы вентиляции картера недопустима: при утечках картерных газов возрастает выброс токсичных веществ в атмосферу.

Группа смазки, сколько масла заливают в двигатель Газель УМЗ 4216, объем

Гидросистема смазывания узлов, деталей, механизмов газелевского двигателя работает под давлением, создаваемым шестерёнчатым насосом, а также самотечным рзбрызгиванием капель масла. Помимо маслонасоса и картера в систему смазки входят масляные каналы, приборы, оборудование:

  • маслоприёмник, редукционный клапан (находится внутри насоса);
  • крышка маслозаливной горловины, щуп – указатель уровня масла;
  • датчики: измерения напора и сигнализатор аварийного давления автомасла;
  • маслофильтр с перепускным клапаном и масляный радиатор.
Система смазки двигателя
Система смазки двигателя

Смазка из поддона забирается маслоприёмником, через фильтр подаётся в магистраль. Рабочий объем масла в двигателе УМЗ 4216 на Газель – 5,8 л. Первоочередные для смазывания точки – коренные шейки коленчатого вала, опоры распредвала.

Масляный радиатор предусмотрен в конструкции работающих в жарком климате двигателей, также применяется и при скоростной езде на автомобиле. В обычных условиях охлаждать масло нет необходимости, радиатор демонтируют.

Группа охлаждения

Теплообмен внутренностей работающего ДВС 4216 с блоком цилиндров, окружающей средой производится по закрытой схеме принудительного циркулирования охлаждающей жидкости (ОЖ) – антифриза. Конструкция гидросистемы охлаждения:

Устройство насоса охлаждения Циркуляционный насос – водяная помпа.
Система охлаждения двигателя Каналы в блоке цилиндров (рубашка) и его головке, соединительные патрубки, расширительный бачок для запаса ОЖ.
Схема работы термостата Термостат – прибор поддержания рабочей температуры движка.
Устройство радиатора Теплообменный радиатор. Отдача тепла – обдувом решёток встречным потоком воздуха или принудительно – электровентилятором.
Устройство печки обогрева салона Печка обогрева салона – отопитель радиаторного типа со встроенным вентилятором.
Сливные краны в блоке движка и основном радиаторе Сливные краны в блоке движка и основном радиаторе.

Работа охлаждающей схемы двигателя: в термостате имеются 2 клапана, переключающих поток ОЖ на малый ( без теплообменника) или большой (полный) контур циркуляции. Граница перехода: +80ºС.

Рабочая температура мотора УМЗ 4216 находится в пределах 80-90ºС. На затяжных подъёмах, в условиях города, в жару допускается недолгая работа движка при 105ºС.

Технические характеристики двигателя УМЗ 4216 на Газель: ресурс мотора, порядок работы цилиндров, крутящий момент, класс Евро 3,4

Мотор бензиновый, 4-цилиндровый, четырёхтактный, 8-клапанный. Технические характеристики двигателя УМЗ 4216 (421600) на Газель разных модификаций могут отличаться по мощности мотора, но большая часть характеристик соответствует значениям приведённых в таблице параметров.

Показатели Значения
Рабочий объём двигателя 2.9 дм³
Порядок работы цилиндров 4216 1-2-4-3
Экологический класс Евро 3, 4
Степень сжатия бензиновоздушной смеси 8,8
Мощность 100-125 л. с.
Наибольший крутящий момент на УМЗ 4216 220-235 Нм
Обороты холостого хода 800 в минуту
Диаметр/длина хода поршня 100/92 мм
Расход бензина: трасса/город/среднее 14/10/11 л на 100 км пути
Потребление масла <100 г/1000 км
Масса сухого мотора 172 кг
Ресурс двигателя УМЗ 4216 до капремонта: заявлен/факт 150/250-300 тыс. км

Расход топлива может изменяться от многих факторов, например, зимой горючее тратится на прогрев мотора. В таблице расходная характеристика усреднённая.

Для всех двигателей УМЗ серии 4216 рекомендуется заливать бензин АИ-95. Вреда для мотора от применения высокооктанового АИ-98 будет меньше, чем при заправке топливом АИ-92.

Во все силовые агрегаты 4216 серии рекомендуется заливать бензин АИ-95
Во все силовые агрегаты 4216 серии рекомендуется заливать бензин АИ-95

Модификации двигателя УМЗ 4216 на Газель Эконом, Бизнес, Соболь: 421600, 421640

Первоначальная версия мотора соответствовала экологической норме Евро 3, но уже в 2012 г. появилась усовершенствованная модель двигателя УМЗ 4216 Евро 4 под индексом 42164. Некоторые модификации инжекторного газелевского движка – в таблице.

Обозначение мотора Мощность, л. с. Эконорма Евро Особенности
Двигатель на Газель 421600 – базовая 106 3
4216.10 123 −”− Под бензин АИ-92
42161.10 99 −”− ГАЗель Эконом
УМЗ 421640, 421641 100 −”− Работают на газе и бензине, частично выпускают на запчасти
421643 106 −”− Для авто Скорая помощь (Бизнес)
421660 −”− −”− ГАЗель Классик
421661 −”− −”− То же, с гидроусилителем руля (ГУР)
421670 −”− 4 Без гидриков
421680 −”− −”− С гидрокомпенстаторами
42164 −”− −”− С кронштейном под ГУР
42164.10 125 −”− Улучшен распредвал
421647.10 100 −”− Газобензиновый
42167.10 123 −”− −”−

В 2014 г. для ГАЗелей УМЗ инжектор совместно с компанией из Южной Кореи создали 2.7-литровую модификацию бензомотора 4216, которую назвали А274 EvoTech и стали устанавливать на версии Бизнес и NEXT. Мощность двигателя с изменёнными или импортными деталями – 107 л. с., эконорма – Евро 4 и 5, ресурс – 400 тыс. км.

Двигатель EvoTech является совместной разработкой «Группы ГАЗ» и компанииTenergy
Двигатель EvoTech является совместной разработкой «Группы ГАЗ» и компании из Южной Кореи

Сильные стороны мотора УМЗ 4216

Выбирают ульяновский бензомотор из-за доступной цены, доверия к профессионализму работников завода, который выпускает силовые агрегаты для армейских вездеходов. Плюсы ДВС 4216 на Газель:

  • достойная мощность при умеренном расходе топлива;
  • способность сохранять высокий момент вращения коленвала на низких оборотах, что обеспечивает мотору грузовиков, микроавтобусов тягу и приемистость, необходимые для преодоления гружёной машиной затяжных подъёмов;
  • быстрота набора оборотов, плавность разгона авто;
  • применение в конструкции привода ГРМ обеспечивающей более высокую надёжность мотора шестерёнчатой передачи: загиб клапанов по причине обрыва ремня или цепи исключён;
  • тип двигателя универсален: может работать на бензинах марок АИ-92, АИ-95, на газовом топливе;
  • посильность ухода и техобслуживания силового агрегата, простота ремонта большинства систем и узлов.
К достоинствам мотора относят легкость в обслуживании узлов и агрегатов
К достоинствам мотора относят легкость в обслуживании узлов и агрегатов

Установка на бензомотор УМЗ 4216 газового оборудования в течение гарантийного срока не отражается на времени действия выданной изготовителем гарантии.

Поломки и ремонт двигателя УМЗ 4216

Неполадки в силовой установке ГАЗели Бизнес часто связаны с недоработками конструкции мотора, сбоями в электронной системе его управления. Наиболее распространённые неисправности двигателя 4216 и способы их устранения:

  • Подтекание масла. Утечки через задний сальник коленвала – результат износа из-за высоких оборотов (≥2500 об./мин.) вала. Уплотнение заменяют.
  • Вибрации, неустойчивая работа мотора. Сопровождаются загоранием лампы Check engine (проверь мотор) – ошибка зажигания. Проверяют поочерёдно свечи, катушки, провода высоковольтные, форсунки.
  • Перегрев двигателя. Причинами нарушения температурного режима могут стать недостаточность ОЖ в системе охлаждения, неисправность термостата, помпы, прогорание прокладки под головкой блока цилиндров. Заменяют соответствующие приборы, детали.
При подтекании жидкости из масляного фильтра двигателя необходимо заменить сальник коленвала
При подтекании жидкости из масляного фильтра двигателя необходимо заменить сальник коленвала

О близости капремонта мотора предупреждают дефекты на стенках гильз блока цилиндров, стук коленчатого вала из-за износа подшипников, низкое давление масла в гидросистеме смазки при исправном масляном насосе.

Обслуживание мотора ГАЗ 4216 инжектор

Технический уход за мотором производится в соответствии с регламентом для ГАЗ 3302 с двигателем 4216, где за интервал отсчёта ТО приняты 15 тыс. км пробега автомобиля, а полный цикл заканчивается на 150 тысячах.

Владельцам УМЗ 4216 рекомендовано проходить техобслуживание каждые 15 000 км
Владельцам УМЗ 4216 рекомендовано проходить техобслуживание каждые 15 000 км

Отклонения от сроков допускаются в зависимости от условий эксплуатации техники на величину ±500 км. Основные положения обслуживаний:

  1. Проверки состояния механизмов, систем, выполняются при каждом ТО. В них входят: контроль уровня смазки и ОЖ, герметичности гидросистем и топливопроводов. Проводится диагностика электронной системы управления двигателем.
  2. Моторное масло, масляный фильтр, свечи зажигания обновляют через каждые 15 тыс. км.
  3. Воздухофильтр. Обслуживание состоит из очистки корпуса и замены фильтрующего элемента с периодичностью в 30 тыс.км.
  4. Фильтровальные устройства топлива. Сетка на бензонасосе заменяется после пробега каждых 45, а фильтр тонкой очистки – через 75 тыс. км.
Замену воздухофильтра проводят через каждые 30 тыс.км
Замену воздухофильтра проводят через каждые 30 тыс.км

Регламентом  предусмотрено также сезонное ТО: проводится 1 раз в год при переходе в зиму, техуход можно совмещать с очередным техобслуживанием.

Варианты тюнинга

Конструкция двигателя 4216 постоянно совершенствуется конструкторами ульяновского моторного завода, что обусловливает бесперспективность традиционного тюнинга в направлении атмосферного варианта. Можно поэкспериментировать в плане повышения мощности движка с помощью турбонаддува, но такой способ форсировать мотор довольно затратный, приводит к снижению надёжности силового агрегата. Наиболее подходящий для ДВС 4216 вариант улучшить характеристики двигателя – чип тюнинг или изменение программы управления мотором.

Улучшить характеристики автомобиля можно с помощью чип-тюнинга
Улучшить характеристики автомобиля можно с помощью чип-тюнинга

В ЭБУ заложена заводская утилита или прошивка, которая со временем даёт сбои в работе и требует перепрошивки, выполняемой специалистом автоэлектрики. Результаты чип тюнинга:

  • устойчивость рабочего процесса на всех режимах, улучшение динамики, тяги двигателя;
  • ровный, без провалов разгон авто;
  • снижение расхода топлива на 1-2 литра с пробегом 100 км;
  • стабилизация работы форсунок: отключается функция выключения инжекторов при ложных пропусках зажигания.

С помощью перепрошивки возможно отключение датчиков кислорода, что даёт дополнительное снижение потребления топлива. При этом на ресурсе двигателя УМЗ 4216 чип тюнинг не отражается.

Цена двигателя нового и контрактного

Покупка нового силового агрегата желательна взамен изношенного движка как альтернатива капитальному ремонту, но обходится дорого. Купить можно и двигатель с пробегом в хорошем состоянии: такие моторы, снятые с машин, не ходивших по российским дорогам, называют контрактными. Если в 2020 г. новый УМЗ 4216 стоил 130-170 тыс. руб., то приобретённый по контракту ДВС – 50-65 тысяч.

По состоянию на весну 2023 года ценники на газелевские моторы существенно возросли. В зависимости от модификации движка, его состояния, региона продажи, комплектации навесным оборудованием, цены на УМЗ 4216 такие:

  1. Новый двигатель – 200-300 тыс. руб.
  2. Движок с пробегом в хорошем состоянии – 50-70 тысяч.
  3. Контрактный мотор – от 75000 до 100000 рублей.
Двигатель УМЗ 4216 с пробегом можно приобрести за 50-70 тысяч. рублей
Двигатель УМЗ 4216 с пробегом можно приобрести за 50-70 тысяч. рублей

Мотор 4216 инжектор, устанавливаемый на машинах серии Бизнес ГАЗель и Соболь – надёжный и недорогой в обслуживании, ремонте. Запчасти купить для движка – не проблема, а постоянное совершенствование позволяет мотору быть востребованным на протяжении двух десятков лет: год выпуска первого серийного образца – 2003.

Какие слабые места мотора 4216 вы бы назвали?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Иван

    Помню, что этот мотор мне казался самым крутым на свете. Сейчас мнение мое поменялось, но все равно не могу не отметить, что он был передовым для своего времени и комплектации. И недостатки его мало портили.

    Ответить
  2. Максим

    Начал разбираться в газелевском моторе и понимать, почему у него бывают сбои. Не скажу, что тюнинг прямо помогает, но некоторые параметры определено делает более стабильными.

    Ответить