Двигатель УМЗ-4218 (421800): технические характеристики, описание мотора УАЗ, обслуживание, неисправности, тюнинг, обзор

Моторы УМЗ

Ульяновский моторный завод в 1993 г. на базе бензомотора 417-й серии УМЗ-4178 (объемом 2,5 л) разработал и запустил в серию мотор под индексом 421, модификации которого выпускаются и сегодня. Рабочий объём рассматриваемого двигателя УМЗ-4218 – 2,9 дм³. Комплектовались данным силовым агрегатом легковые и грузовые автомобили марки УАЗ. Предлагается обзор технических характеристик, возможностей дальнейшего усовершенствования проверенного временем мощного, простого и надёжного движка.

Предпосылки создания

Силовые агрегаты УМЗ устанавливались на все внедорожные автомобили, выпускаемые Ульяновским автозаводом. Для полноприводного авто важно, чтобы на малых оборотах крутящий момент на коленвалу был как можно большим, что достигается увеличением диаметра поршней.

Силовым агрегатом оснащают большинство модификаций отечественных внедорожников марки УАЗ
Силовым агрегатом оснащают большинство модификаций отечественных внедорожников марки УАЗ

Предпосылками к созданию моторов серии 421 явились следующие обстоятельства:

  • первый двигатель для вездеходного автомобиля УАЗ – УМЗ-451 был выпущен в 1969 г., и к началу 90-х годов возможности улучшения его характеристик были исчерпаны;
  • новые модели внедорожников УАЗ-3160 (джип Патриот), 3165 (микроавтобус Симба) нуждались в более мощных двигателях с увеличенным моментом силы вращения коленвала;
  • в 1993 г. выпущена опытная партия движков объёмом 2,9 л с поршнями Ø100 мм, со следующего года начато серийное производство УМЗ 4218.
Серйное производство двигателей УМЗ 4218 с рабочим объемом 2,9 л было начато в 1994 году
Серийное производство двигателей УМЗ 4218 с рабочим объемом 2,9 л было начато в 1994 году

Увеличение крутящего момента достигнуто применением цилиндров и поршней большего диаметра, а форсаж мотора достигался возрастанием степени сжатия топлива со степени 7 у базовой версии движка до 8,2 – у последующих модификаций.

Общее описание двигателя УМЗ 4218

Силовой агрегат предназначен для комплектации полноприводных автомобилей УАЗ полной массой 3,5 т, малых грузовиков грузоподъёмностью до 1500 кг в паре с механической коробкой перемены передач.

Мотор УМЗ 4218 предназначен для внедорожников, способных преодолевать многие километры непростых российских трасс
Мотор УМЗ 4218 предназначен для внедорожников, способных преодолевать многие километры непростых российских дорог

Устройство двигателя УМЗ 4218:

  1. Аналог базового мотора 421.10: четырёхцилиндровый рядный бензиновый. Способен работать при наружной температуре воздуха −50º…+50ºС.
  2. Блок цилиндров – литой, алюминиевый. Из того же металла его головка (ГБЦ), впускные и выпускные каналы – раздельные, выходят на одну сторону.
  3. Коленчатый вал – из чугунного литья. В задней части коленвала – маховик, впереди – шестерня привода газораспределительного механизма (ГРМ), в торце – храповик ручного пуска.
  4. Система питания топливом – карбюратор, вид топлива – бензин АИ-76.
Схема устройства двигателя УМЗ 4218
Схема устройства двигателя УМЗ 4218

Главное отличие мотора 4218 от базового 421.10 – изменение системы выпуска из настроенной в ненастроенную, что сделано для упрощения монтажа движка на разные модели авто УАЗ.

Присоединительные размеры обеих выпускных систем одинаковы: на УМЗ-4218 можно установить и настроенный выпуск газов.

Технические характеристики агрегата УМЗ 4218

Система смазки мотора – смешанная: разбрызгиванием, шестерёнчатым насосом с приводом от распредвала. Охлаждение – принудительное жидкостное, помпа приводится в действие ремённой передачей от коленвала. УМЗ-4218 характеризуется показателями, сведёнными в таблице.

Параметры Значения
Рабочий объём 2.9 дм³
Число клапанов 8
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Степень сжатия 7 и 8,2
Мощность ДВС 98-112 л. с.
Крутящий момент при частоте вращения 2-2,5 тыс. об./мин. 197-209 Нм
Диаметр цилиндра/ход поршня 100/92 мм
Системы:
питания карбюраторная
зажигания бесконтактная
Расход:
топлива на 100 км – по трассе/в городе/среднее 8,8/12,5/11 л
масла моторного на угар после пробега 5000 км <0,3% от бензина
Масса мотора 165 кг
Ресурс ДВС до капитального ремонта (заявленный и фактический) 250 и 350 тыс. км.
Рабочая температура двигателя 90ºС

Плюсы и минусы

Главное достоинство двигателя УМЗ 4218 – использование в конструкции деталей, механизмов и систем от моторов предыдущей 417 серии: многие запчасти движков взаимозаменяемы.

В силовой агрегат УМЗ 421 заложены конструктивные решения 417 версии мотора
В силовой агрегат УМЗ 421 заложены конструктивные решения 417 версии мотора

Положительные качества силового агрегата для автомобилей УАЗ:

  • улучшение тяговых характеристик на низких оборотах ДВС за счёт большего диаметра поршня, заводской расточки блока цилиндров;
  • компоновка выпускного тракта объединением в единую конструкцию коллектора, резонатора и выхлопной трубы;
  • возможность самостоятельного ремонта: требуется минимум специальных инструментов, приспособлений;
  • надёжный сальник на заднем торце коленвала;
  • высокий эксплуатационный ресурс мотора: 250+ тыс. км поездок в условиях плохих дорог, морозных зим и жаркого лета.
Ресурс двигателя составляет 250+ тыс. км езды по плохим дорогам
Ресурс двигателя составляет 250+ тыс. км езды по плохим дорогам

Минусы: оставляет желать лучшего металлообработка, протечки заправочных жидкостей; схема ГРМ с шестерённым приводом и коромыслами устарела.

Особенности конструкции

УМЗ-4218 – простой в обслуживании и ремонте мотор классического строения, отличающийся от предыдущего движка УАЗа 4178 рядом оригинальных решений.

Двигатель УМЗ-4218 имеет классическую конструкцию, в которой используется ряд оригинальных решений
Двигатель УМЗ-4218 имеет классическую конструкцию, в которой используется ряд оригинальных решений

Конструктивные изменения коснулись таких моментов:

  1. Технология изготовления блока цилиндров. Чугунные гильзы заливают алюминиевым сплавом с последующей пропиткой смолой, сверху усиливают плитой слоем в 14 мм. Ресурс остова увеличен вдвое.
  2. Закалка шеек коленчатого вала током высокой частоты. Шатунные, коренные подшипники коленвала стали служить дольше.
  3. Распредвалы ГРМ в разных периодах выпуска отличаются материалом изготовления. До 2001 г. – стальные кованые или чугунные литые с приводной шестерней из стали для топливного насоса, после – только литьё из чугуна.
После 2001 года распределительный вал в двигателе начали изготовлять из чугуна
После 2001 года распределительный вал в двигателе начали изготавливать из чугуна

Мощность мотора в характеристиках указывается разная: отличия обусловлены годом выпуска, используемой маркой бензина. Изменяется и крутящий момент ДВС.

Перечень модификаций ДВС

УМЗ разрабатывает моторы приспособленными к особенностям разновидностей транспортных средств сериями. Сам двигатель 4218 карбюраторный, вошёл в серию 421, а список его модификаций состоит из ДВС объёмом 2,9 дм³ различной мощности и отличиями в конструкции:

Двигатель УМЗ-421.10 1. УМЗ-421.10 со степенью сжатия 7 под бензин АИ-76 и 421.10-30 соответственно 8,2 и АИ-92. Оба карбюраторные, отличаются конструкцией выхлопного тракта. Мощность – 98 и 112 л. с.
Мотор 4218.10 2. Мотор 4218.10 (УМЗ-421800, артикул 4218.1000402-10) – полный аналог двигателя УМЗ-421.10 (в том числе по величине тяги), под установку рычажного сцепления.
Движок 4218.10-10 3. Движок 4218.10-10 – степень сжатия 8,2 под бензин АИ-92, мощность – 103 л. с.
Двигатель 112-сильный 4218.30 4. Двигатель 112-сильный 4218.30 (артикул 4218.1000402-30)– под установку диафрагменного сцепления. Имеется шкив привода усилителя руля.

На смену рассматриваемому двигателю в 2008 году заводом разработан 2,9-литровый ДВС 4213 с электронным впрыском топлива и мощностью 99 л. с.

На какие авто устанавливался

За период от времени начала выпуска УМЗ 4218 до текущего момента силовым агрегатом комплектовались полноприводные авто производства УАЗ. Все автомобили надёжны, широко известны среди населения, многие из них получили неофициальные прозвища:

Микроавтобусы под индексами 2206, 22069, 452, 3741 1. Буханка, Батон, Таблетка – машины с цельнометаллическим фургоном, микроавтобусы под индексами 2206, 22069, 452, 3741, 39625. Санитарный УАЗ 39629 для перевозки больных.
Грузопассажирские автомобили с бортовым кузовом 3303, 33036, 3306, 39094 2. Головастик – грузопассажирские автомобили с бортовым кузовом 3303, 33036, 3306, 39094.
Хантер – джип: 469/3151, 31519, 3160 3. Хантер – внедорожный джип/suv (спортивный), 5-дверный: 469/3151, 31519, 3160. Часто использовался в полиции.
Барс 3153, 3159 4. Барс – тот же УАЗ 3151, но с удлинённой базой под номером 3153, 3159.
Фермер 39099 5. Фермер – на базе микроавтобуса: кузов – фургон металлический с сиденьями на 6 пассажиров + водитель. Индекс модели – 39099.

Двигателем УМЗ 4218 комплектовался и выпускаемый с 1995 г. «народный» внедорожник УАЗ-31514 с мягкой обивкой салона и на тонколистовых рессорах или с пружинной подвеской.

Регламент обслуживания УМЗ 4218

Уход за двигателем начинается сразу после его обкатки: через 1000 км делают протяжку головки блока цилиндров, после 5 тысяч заменяют залитую в мотор заводскую смазку. Уровень масла поддерживают по масляному щупу – не выше отметки «П», но и не ниже риски «О».

Уровень масла в двигателе должен быть на 2/3 от нижней отметки
Уровень масла в двигателе должен быть на 2/3 от нижней отметки щупа

Периодичность последующих техобслуживаний УМЗ 4218 в тыс. км пробега:

  • 10 – обновление моторного масла, масляного фильтра;
  • 15 – настройка тепловых зазоров клапанного механизма, очистка клапанов от нагара, их притирка к сёдлам;
  • 20 – замена свечей зажигания, контроль состояния выпускного коллектора, приводного ремня навесного оборудования, подтяжка креплений ГБЦ;
  • 30 – ревизия каналов вентиляции картера, обновление водухофильтра;
  • 40 – смена антифриза, изношенных шлангов системы охлаждения, замена топливного фильтра.

Уход за карбюратором состоит в промывке его деталей, продувке жиклёров, проверке их пропускной способности.

Техническое обслуживание карбюратора состоит из продувки жиклеров и периодическом контроле их пропускной способности
Техническое обслуживание карбюратора состоит из продувки жиклеров и периодическом контроле их пропускной способности

При каждом обслуживании осматривают и подтягивают гайки крепления топливного прибора к фланцу впускной трубы.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Многие неполадки в работе двигателя УМЗ-4218 связаны с топливной системой и диагностируются по ряду признаков. К ним относятся: трудный запуск двигателя, падение тяги мотора, повышенный расход топлива, провалы при разгоне. Список неисправностей ДВС 4218 обширный, приводятся лишь основные поломки и способы их устранения:

Алгоритм действий, если движок не заводится 1. Движок не заводится. Алгоритм действий: промыть топливные фильтры, продуть сжатым воздухом бензопроводы, заменить воздухофильтр, проверить свечи зажигания.
Алгоритм устранения неустойчивой работы двигателя на малых оборотах 2. Неустойчивая работа на малых оборотах. Отрегулировать частоту вращения коленвала, продуть топливные жиклёры, прогреть движок до 90ºС.
Алгоритм действий при понижении мощности мотора 3. Снижение мощности мотора. Заменить воздушный фильтр, притереть клапана, отрегулировать привод дроссельной заслонки, сделать переустановку зажигания.

Троение двигателя, а также иные неисправности ремонтируют после проведения диагностики, при необходимости – частичной или полной разборки мотора.

Тюнинг

Конструкция мотора УМЗ 4218 устаревшая, не всякие способы усовершенствования могут принести желаемые характеристики. Успешно применяются на уазовских двигателях такие способы тюнинга:

Замена карбюраторной системы питания на инжекторную 1. Замена карбюраторной системы питания на инжекторную (форсунками) от УМЗ 4213.
Проточка маховика 2. Модернизация штатного маховика в облегчённый с помощью проточки. Можно купить уже готовое перфорированное инерционное колесо, снижающее инерцию вращения коленвала без разбалансировки двигателя. Увеличение тяги – на 5-8 л. с.
Установка турбины 3. Установка турбины. Форсирование мотора таким способом добавляет 30-50 сил мощности, но ускоряет износ деталей, снижает ресурс движка.
Шлифовка каналов впускного, выпускного коллекторов 4. Шлифовка каналов впускного, выпускного коллекторов. Устранение внутренних зазубрин улучшает наполнение цилиндров топливовоздушной смесью, повышает КПД мотора.

Работы по совершенствованию двигателей 421-й серии не прекращаются и сегодня. А силовой агрегат УМЗ 4218 продолжают ставить на внедорожники, будучи уверенными в надёжности пользующегося повышенным спросом бензомотора.

Какие минусы мотора 4218 УАЗ вы можете назвать?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Юрий

    Мотор этот мной не раз испробован. Хочу сказать, что он неплохой в своей категории. Тянет нормально мощный и поддается легко тюнингованию, если того требует ситуация. Мне нравится.

    Ответить