Силовая установка под номером 40522 – 4-цилиндровый четырёхтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания рабочим объёмом 2.5 л производства Заволжского моторного завода (ЗМЗ). С момента запуска ДВС в серийное производство его конструкция постоянно совершенствуется, агрегат пользуется устойчивым спросом со стороны как основного заказчика – Горьковского автозавода, так и других производителей автомобилей. Бензомотор соответствует требованиям, предъявляемым к современным движкам, по сей день выпускается под маркой ЗМЗ 40522, используется для комплектации малотоннажных грузовиков и микроавтобусов типа Газель, Соболь.
- История двигателя ЗМЗ 40522 для Газель
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Особенности конструкции и внешний вид двигателя 405220
- Технические характеристики двигателя ЗМЗ 40522
- Перечень модификаций ДВС
- Плюсы и минусы
- Проблемы, доставшиеся двигателю от предшественника
- Обзор неисправностей и способы их ремонта
- Регламент обслуживания ЗМЗ 40522
- Цена
История двигателя ЗМЗ 40522 для Газель
Основой для создания бензомоторов 405-й серии послужил спроектированный по подобию шведского движка SAAB 2.3-литровый двигатель того же Заволжского завода под индексом 406, от которого рассматриваемый мотор отличается системой питания.

Предшественник серийно выпускался с 1997 по 2008 г., оснащался карбюратором, а ЗМЗ 405 получил инжекторную топливную аппаратуру, увеличенный до 2.5 л объём. Основные вехи разработки и совершенствования двигателя 40522:
- Год 2000-й. Мотор успешно опробован на машине ГАЗ 3111 Волга, для которой и разрабатывался первый образец 405 серии, но массового выпуска авто в такой комплектации не произошло, ДВС стали ставить на иные автомобили. Уже тогда движок соответствовал классу экологичности Евро 2.
- К 2004 г. создана модификация ЗМЗ 40522. Двигателю под этим индексом 28.04.2004 г. выпала честь стать 13-миллионным заволжским мотором.
- Усовершенствование бензодвигателя продолжилось, в 2009 году ДВС подтянули до стандарта Евро 3: появились модификации ЗМЗ-40522 (24).
Дальнейшее развитие 405-й серии ЗМЗ привело к созданию в 2013 году версии мотора с турбонаддувом под индексом 4054.10 мощностью 195 л. с. Выпускался бензомотор мелкосерийно.

Список моделей авто, в которых устанавливался
Главное предназначение двигателя ЗМЗ 40522 – для автомобилей ГАЗ 3302 Газель общей массой до 3,5 т, 2752 Соболь весом до 2,9 т. Обозначенные марки машин выпускаются в разных версиях, комплектуются силовыми агрегатами линейки 40522 и механической 5-ступенчатой коробкой передач с такими кузовами:
- Бортовой грузовик Газель полноприводный – 330237 и 33027 (кабины 5+1 и 2+1) со стандартным шасси. Заднеприводные машины обычного исполнения и с удлинённой базой – в кузовах 3302, 33023 с количеством мест соответственно 2+1 и 5+1. Бортовой Соболь с кабиной 2+1 и полным приводом 4WD – 23107, заднеприводный – 2310.
- Цельнометаллический фургон и кузов комби. Для автомобилей Газель полноприводных – 27057, задним приводом – 2705. Соболь 4WD – 27527, заднеприводный – 2752.
- Автобусы на базе полноприводной Газели с количеством пассажирских мест: 7 – 32217, 9 – 32217, 13 – 322173, невездеходные варианты соответственно 32212, 3221, 32213. Микроавтобусы Соболь, Баргузин 7 и 11-местные 4WD – 221717, 22177, с задним приводом – 2217, 22171.
Маршрутные такси на базе Газели также оснащались ДВС ЗМЗ 40522: у 13-местных для города машин номер кузова 322132, у пригородных на 11 мест – 322131.

Особенности конструкции и внешний вид двигателя 405220
При разработке двигателя ЗМЗ 405 в устройство были вложены передовые для 2000 года и перспективные технологии, схемы, оборудование и материалы, что обеспечило силовой установке успех на четверть века вперёд. Особенности конструкции движка ЗМЗ 40522:
Остальные детали, узлы и системы мало чем отличаются от предыдущих моделей: блок цилиндров и коленчатый вал – чугунные, ГБЦ и поршни – из алюминия, шатуны – стальные, привод ГРМ – от коленвала двумя цепными передачами. Системы: смазки – комбинированная, охлаждения – закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ), зажигания – искровая, катушками для искрообразования в свечах управляет ЭБУ – электронный блок управления двигателем.
Последние модификации мотора оснащаются дроссельной заслонкой на электронике.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 40522
Двигатель соответствует европейскому стандарту по экологии Евро 2/3, что обеспечило беспрепятственную его продажу за границу уже в первые годы выпуска. Бензомотор ЗМЗ 40522 характеризуется техническими данными из таблицы.
Показатели | Значения |
Рабочий объём | 2464 см³ |
Число клапанов: на 1 цилиндр/всего | 4/16 |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 9,3 |
Мощность на 5200 оборотах в минуту | 152 л. с. |
Момент вращения на коленчатом вале при 4200 об./мин. | 211 Нм |
Диаметр поршня/длина хода | 95,5/86 мм |
Расход топлива на 100 км пути в смешанном режиме | 10-12,5 л |
Рабочая температура ОЖ | 80-110°С |
Габариты мотора: ДхШхВ | 1,1х0,75х1,15 м |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Пределы изменения частоты вращения коленвала: минимум/максимум | 800-900/5700 об./мин. |
Вес | 195 кг |
Ресурс до капремонта: плановый от завода/практический | 150/250+ тыс. км |
Основное горючее для движка 40522 – бензин АИ-92, но допускаются к использованию марки АИ-95, 98. Вместимость системы смазки сухого двигателя без учёта объёмов масляного радиатора, трубок и шлангов – 6 л, гидросистемы охлаждения в пределах внутренних каналов мотора – 3,5 л. Моторное масло заливать с вязкостью по SAE 5W-30(40), 10W-30(40), 15W-40, 20W-40.
Идентификатор ДВС завод наносит на блок цилиндров ударным способом в одну строку. Последние 6 цифр шифрованного кода – порядковый номер движка.

Перечень модификаций ДВС
Базовый вариант для двигателей линейки ЗМЗ 40522 – модель 4052.10, характеристики которой отличаются в части мощности мотора (150 л. с. вместо 152) и крутящего момента: у основной версии этот показатель выше на 3 единицы – 214 Нм. Модификации самого движка 40522 различаются между собой незначительно, причём все разновидности идут в единой комплектации КМСУД (комплекс микропроцессорной системы управления двигателем) и ЭБУ марок Микас 7.1 или Микас 11.
Список модификаций ДВС под обозначением 40522.1000400:
Направление тюнинга ЗМЗ 40522 подсказал производитель мотора, создав модификацию 4054.10 с турбонагнетателем.
Плюсы и минусы
Основное достоинство бензомоторов 405 серии – инжекторное питание топливом, что снижает расход топлива в сравнении с карбюраторным его прототипом ЗМЗ 406, а также обеспечивает уверенный запуск ДВС. Преимущества силовой установки 40522:
- применение системы доочистки моторного масла;
- автоматическое регулирование тепловых зазоров в клапанном механизме: оснащённость гидрокомпенсаторами;
- надёжная герметизация плоскости примыкания ГБЦ к блоку цилиндров за счёт применения 2-слойной металлической прокладки с пружинящими элементами при толщине уплотнителя всего лишь 0,5 мм;
- соответствие регламентам безопасности выхлопных газов Евро 2 и 3, чему способствует каталитический нейтрализатор в конструкции движка.

К недостаткам двигателя относят щелевые прорези в блоке цилиндров, которые снижают прочность остова, но улучшают качество системы охлаждения ДВС. Другой минус – вероятность перескакивания звеньев цепи в приводе ГРМ, обрыва цепной передачи. Благо, что при такой аварии клапана не деформируются.
Настройкой угла опережения зажигания управляют КМСУД и ЭБУ, что точно является плюсом конструкции движка ЗМЗ 40522, но это же достоинство оборачивается минусом при поломке ДВС в дороге: ремонт мотора усложняется.
Проблемы, доставшиеся двигателю от предшественника
Технические характеристики силовых установок 405-й серии по сравнению с 406-й улучшены, но надёжность агрегата осталась на прежнем уровне: многие неполадки прототипа автоматически перешли к преемнику, поскольку главное отличие – в системе питания топливом. Неисправности, свойственные двигателям ЗМЗ серий 405 и 406:
- сложная схема подачи топлива, нестабильная работа бензонасоса;
- ненадёжный термостат, поломки датчиков системы охлаждения, что приводит к перегреву мотора;
- троение двигателя, плавающие обороты – обычно бывают после дождя: в свечных колодцах скапливается вода;
- заклинивание гидронатяжителя цепи в приводе ГРМ – определяется по дисбалансу и шумности работы ДВС, как следствие – провисание, перескок цепных звеньев на звёздочке.

Электроника систем управления двигателем КМСУД, ЭБУ движков 406 и 405 уязвима со стороны электростатических зарядов: разряд даже в 100 В может повредить электронные платы. При диагностике не стоит касаться электроники из-за 40-процентной вероятности повредить чипы (микросхемы), ведь человек ощущает статический разряд величиной от 3000 В и выше.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Помимо общих с двигателем 406-й серии типичных неполадок, ЗМЗ 40522 в течение 23 лет эксплуатации приобрёл и свои характерные поломки, которые обычно связаны с нарушениями регламента обслуживания, иногда – с недоработками конструкции ДВС. Часто встречающиеся неисправности движка и способы ремонта:
- По характерному стуку узнают об износе: поршневой группы деталей, подшипников помпы или генератора, вкладышей коленвала, гидрокомпенсаторов. Стучать могут растянутая цепь в приводе ГРМ (ресурс – 100 тыс. км), сломанная пружина цепного натяжителя или клапана ГРМ. Во всех случаях дефектная деталь заменяется новой.
- Повышенные обороты холостого хода – следствие неисправности дросселя, датчиков массового расхода воздуха, положения педали газа, топливных форсунок. Распылители, дроссельную заслонку чистят, измерители заменяют.
- Пережог масла из-за износа поршневых колец, утечек через сальники, прокладки – неполадки в системе смазки мотора. Усыхание, растрескивания маслосъёмных колпачков определяют по задымлённости выхлопа. Все неисправности устраняют заменой уплотнителей.

Неисправности ЗМЗ 40522 механического характера можно устранить самостоятельно, но при неполадках с ЭБУ или датчиками правильно будет обратиться в автосервис, где специалисты с помощью компьютерной диагностики выявят и устранят причину сбоя электрики.
Регламент обслуживания ЗМЗ 40522
Техобслуживание (ТО) движка производитель предписывает проводить с интервалами в 12 месяцев – ТО1 и 2 года – ТО2, а по пробегу – в зависимости от условий эксплуатации, разбитых на 5 категорий: I – 10 тыс. км или год, самая тяжёлая V – 6000 или 8 месяцев для ТО1. Периодичность обслуживаний ТО2 соответственно 20 тыс. км (24 мес.) для нормальных условий и 12000 км (16 мес.) для очень сложных. Виды работ при ТО ЗМЗ 40522:
Впервые масло заменяют в ДВС после обкатки: при 2-2,5 тыс. км пробега авто – нулевое ТО. В регламенте есть и сезонное ТО – СО, оно производится осенью, весной и совмещается с ТО1, ТО2: при подготовке к зиме проверяют плотность ОЖ в системе охлаждения, перед наступлением лета чистят и герметизируют систему вентиляции картерных газов.
Цена
Стоимость силовой установки зависит от её технического состояния, укомплектованности навесным оборудованием, региона продажи, приме6нения дилерских скидок и других факторов. На конец лета 2023 года цены на двигатели ЗМЗ 40522 в разных модификациях по информации из интернета наблюдались следующие:
- бензомоторы б/у в рабочем состоянии – от 30 до 70 тыс. руб., откапиталенные ДВС с пробегом – 90-120;
- движки, собранные из новых запчастей (восстановительный ремонт) или после капремонта – 130-150 тысяч;
- моторы с конвейера, но без навесного оборудования – 180-220 т. р.;
- двигатели новые, полностью укомплектованные – 300-350 тыс. рублей в зависимости от количества покупаемых ДВС.

Двигатели ЗМЗ 40522 в части экологичности соответствуют межгосударственным нормам токсичности выхлопных газов, надёжны, ремонтируются в гаражных условиях при том, что эксплуатируются в достаточно суровом климате. Недостаток мощности мотора 152-сильного можно восполнить тюнингом: прирост тяги при установке турбины достигает 20-25%.
Купили бы новый двигатель ЗМЗ 40522?