Весом двигателя интересуются, когда планируют работы по замене или ремонту неисправного или изношенного силового агрегата. в таком случае необходимо производить погрузо-разгрузочные операции, снимать и устанавливать мотор на опорные подушки. Важно знать, что массу движка можно предварительно уменьшить путем демонтажа навесного оборудования или увеличить за счёт снятия агрегата без отсоединения коробки перемены передач – КПП.
Сведения о двигателе 2106
Основой для создания шестёрочного мотора ВАЗ послужил бензиновый 4-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) под индексом 2103. Новый двигатель с 1976 до 2002 г. выпускался в карбюраторной версии, затем – с инжекторным (форсунками) впрыском топлива. Вазовский мотор под индексом 06 устанавливался на следующие модели автомобилей ВАЗ: 2103, 2107, 21074, 2121 Нива, 21053.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 2106 сведены в таблицу:
Параметры модели мотора под номером двигателя ВАЗ 2106 | Значения показателей |
Рабочий объём | 1.6 л |
Соотношение мощности и оборотов | 75/5400 л. с./об. в мин. |
Крутящий момент при 3000 об./мин. | 116 Нм |
Диаметр цилиндров/ход поршня | 79/80 мм |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 8,5 |
Количество клапанов | 8 шт |
Расход АИ-92 шоссе/город/смешанный путь | 7,4/10,3/10 л/100 км |
Потребление моторного масла | <700 г/1000 км |
Вместимость системы смазки | 3,5-3,7 л |
Габариты мотора ДхШхВ | 56х54х66 см |
Вес в сборе | 121 кг |
Ресурс до капремонта заявленный заводом/фактический | 125/100 тыс. км |
Самые массивные части ДВС – чугунный блок цилиндров с алюминиевой головкой, стальной коленчатый вал с маховиком. Механизмы внутри двигателя: газораспределительный с распредвалом и клапанами, шатунно-поршневая группа.

Навесное оборудование:
- бензонасос, 2-х камерный карбюратор Озон, выпускной коллектор;
- электрооборудование для искрообразования: катушка и распределитель зажигания;
- генератор переменного тока Г221, электростартер СТ-221 (35.3708) мощностью 1,3 кВт;
- воздушный фильтр, термостат.
К навесному оборудованию мотора можно отнести и механическую коробку передач –блок силового агрегата, присоединённый к двигателю через алюминиевый картер с установленным в нём сцепным устройством. Сцепление однодисковое, сухое, расположено на маховике и постоянно включено: отключается нажатием на соответствующую педаль.
Работоспособность ДВС обеспечивается системой питания (для подготовки, подачи бензина и воздуха), зажигания (для инициации сгорания топлива искрой, охлаждения и смазки деталей).

Охлаждающая гидросистема – жидкостная, закрытого типа, циркулирующая от встроенной помпы, система смазки – смешанная: маслонасосом под давлением и разбрызгиванием масло доставляется к смазочным точкам. Расходные жидкости: охлаждающая – тосол А-40, моторная смазка – 5W-30(40), 10W-40, 15W-40.
Вес двигателя ВАЗ 2106
Силовой агрегат автомобиля – единый механизм, который состоит из самого ДВС и прикрепляемых к нему технических устройств, обеспечивающих функционирование мотора. В продажу поступают как отдельные узлы, детали движка в виде запасных частей, так и двигатели в сборе. Чтобы водителю быть уверенным, что при демонтаже мотора с автомобиля можно обойтись без помощника, нужно оценить примерный вес ВАЗ 2106 без навесного оборудования: 121 кг – полная масса ДВС.

Читайте также: сколько весит двигатель ЯМЗ 238
Без навесного оборудования
Чтобы облегчить демонтаж двигателя из моторного отсека, его частично разбирают. В таблице указан вес деталей шестёрочного движка.
Наименование | Вес в килограммах |
Коробка передач с картером сцепления/без него | 34/26 |
Блок цилиндров без начинки | 40 |
ГБЦ в сборе | 12 |
Коленчатый вал | 11 |
Шатуны стальные (4 по 720 г) | 2,9 |
Поршни с пальцами (4 по 0,5 кг) | 2 |
Генератор Г221 | 4,2 |
Стартер СТ-221 | 3,5 |
Карбюратор Озон | 3 |
Руководствуясь данными, несложно высчитать уменьшаемые массы за счёт оголения мотора от его обвязки. Есть 2 варианта снятия движка без навесного оборудования:
- Первый – демонтировать мотор 2106 с опорных подушек авто без применения грузоподъемного механизма с полной разборкой двигателя непосредственно в моторном отсеке на гаражной яме. Самый тяжёлый груз для извлечения из подкапотного пространства – пустой блок цилиндров весом 40 кг. Без помощника в стеснённых условиях извлечь деталь из авто лучше не пытаться.
- Второй – снять с двигателя только наружную навеску: карбюратор с воздухофильтром, генератор, стартер, головку блока цилиндров. Масса поднимаемого груза уменьшится всего лишь на 23%, оставаясь в пределах 100 кг. Такой вес можно осилить с помощью небольшой ручной тали, но одному работать с грузоподъёмным механизмом не совсем удобно.

В любом случае коробка передач может сниматься с установленной на смотровой яме машины отдельно. Последовательность демонтажа КПП ВАЗ 2106:
В сборе
Масса полностью комплектного силового агрегата шестёрки определяется суммированием весов двигателя и коробки передач со сцеплением: 121+34=155 кг. Увеличение массы энергоблока возможно в следующих случаях:
- Если движок демонтировать в сборе с КПП и навесным оборудованием. Отработанное масло из гидросистемы сливать необязательно, повлияет такое решение только на общий вес извлекаемого из авто груза. Прирост веса – около 4 кг.
- Моторы 2106 подвергают улучшению – тюнингу. Один из способов увеличения мощности – оснастить движок турбокомпрессором. В зависимости от марки турбины привес будет в пределах 5-15 кг.
- Существует дизельная версия шестёрочного мотора, которая выпускалась на болгарском автопредприятии в 1984 г. Вес работающего на солярке двигателя на 10 кг больше, чем бензинового 2106.

Увеличение массы силового агрегата до 160-170 кг на выборе грузоподъёмного механизма никак не скажется. Без использования для подъёма мотора хотя бы ручной тали не обойтись.
Можно ли снять двигатель 2106 самостоятельно
Для утвердительного ответа должны быть соблюдены позволяющие выполнить демонтажные работы условия. Исполнителю нужно обладать знаниями устройства ДВС, веса собранного двигателя и отдельных его элементов, умением произвести несложный ремонт автомобиля, иметь необходимый инструментарий. В зависимости от цели демонтажа мотора выбирают способ снятия силового агрегата: с разборкой на отдельные детали или в собранном состоянии.

При снятии мотора для дальнейшего проведения капитального ремонта разбирать механизмы можно одновременно с подготовкой блока цилиндров к демонтажу. Алгоритм снятия двигателя с разборкой приводится в таблице.
Выполняемая операция | Пояснения |
Установить авто на яму в гараже | Мотор предварительно помыть, высушить. Загнать машину, зажигание выключить, под колёса подложить башмаки, включить стояночный тормоз |
Снять грязезащитный щиток, капот, аккумулятор | Аккумуляторную батарею отсоединить от проводов, удалить из моторного отсека |
Отсоединить шланг от топливного насоса, проводку от датчика давления масла | Шланговые концы заглушить болтами М8 |
Снять радиатор, термостат, генератор, ГБЦ | Слить тосол, отсоединить патрубки. Скинуть приводной ремень ГРМ, отключить провода. Демонтировать воздушный фильтр. Головку блока цилиндров снимать вместе с карбюратором, выпускным коллектором |
Разъединить шланги отопителя | Остатки тосола убрать ветошью |
Демонтировать маховик | Предварительно снять корзину и диск сцепления |
Разболтить и извлечь стартер | Отключить провода, крепёжные болты. Вытаскивать лучше от перегородки моторного отсека |
Открепить передние опоры двигателя от поперечины | Приподнять силовой агрегат домкратом, снять опорные подушки |
Подвесить блок цилиндров к подъёмному бревну или трубе | Деревянный брус положить на укрытые мягкой тканью крылья авто |
Вдвоём поднять подвес и переместить из моторного отсека | Шпильки опор вывести из отверстий кронштейнов поперечины |

Порядок демонтажа двигателя без разборки отличается от приведённого алгоритма меньшим количеством снимаемого навесного оборудования и имеет особенности:
- отсоединять КПП от движка необязательно;
- мотор с коробкой обвязать нужно так, чтобы передняя часть двигателя при подъёме задиралась вверх;
- демонтаж выполнять с помощником.

Если в распоряжении ремонтников окажется подъёмный механизм меньшей грузоподъёмности, чем 200 кг, можно демонтировать ВАЗ 2106 с частичной разборкой, ориентируясь на массу отдельных узлов и деталей. Важно помнить, что максимальный вес отдельного элемента силового агрегата 40 кг – у блока цилиндров, а КПП со сцеплением весит 34 кг. Производить демонтажные работы при таких тяжёлых деталях рекомендуется вдвоём.
Смогли бы демонтировать двигатель самостоятельно?
Весит много, а ломается в последнее время что-то слишком часто. Признаюсь, он у меня старенький, так что вполне допуская, что в целом эти двигатели ВАЗа могу все-таки долго работать.
Я бы не сказал, что двигатель неудачный и часто ломается. Нужно просто нормально следить. Я на шестерке отъездил около 10 лет и его плюс, что ты сам можешь просто перебрать его в поле, чего с иномаркой никогда не сделаешь.
Ну и детали недорогие. Я возил с собой в багажнике всегда их много, и даже если ломался, всегда знал, что смогу сам починить. Там если знаешь устройство двигателя – проблем никаких.
Интересно было узнать насчет веса двигателя. Сейчас они стали более легкие, но все равно снимать их тяжеловато. Но я и не делаю так. Если ремонт, в сервис приезжаю, там все посмотрят.
Движок что надо, весит много. Но когда разбирал его, весь не поднимал. Он поддается ремонту очень даже неплохо. Можно и тюнинговать его по желанию. Работа при нормальной эксплуатации долгая.