Сколько литров моторного масла в двигателе ВАЗ 2106 (LADA): таблица с объемом, какое нужно заливать для 1.3, 1.6, порядок замены

Моторы ВАЗ

Бензиновые моторы ВАЗ 2106 рабочим объемом 1.3-1.6 л сходили с конвейера АвтоВАЗа в течение 3-х десятков лет: в период 1976-2006 г.г., но на дорогах страны автомобили с такими агрегатами встречаются и сегодня. «Шестёрка» оснащалась ДВС с карбюратором или инжектором, простая в обслуживании, замена масла в движке выполняется водителем обычно самостоятельно.  В помощь автолюбителям предлагается информация об объеме масла для двигателя ВАЗ 2106, выборе правильной марки для обновления, сколько литров нужно заливать, последовательности производства работ по замене отработанной жидкости.

Сколько литров масла нужно заливать в двигатель ВАЗ 2106, в зависимости от объема

В руководстве по эксплуатации и обслуживанию автомобиля ВАЗ 2106 приводятся паспортные данные о количестве объема моторной смазки в силовом агрегате «шестёрки»: 3,75 литра.

Объём масла в двигателе ВАЗ-2106 составляет 3,75 л.
Объём масла в двигателе ВАЗ-2106 составляет 3,75 л.

Причём, вместимость системы смазки была одинаковой у всех устанавливаемых на авто 2106 двигателей, что отражено в таблице:

Индексы ДВС Система питания топливом Литраж ДВС, л Мощность, л. с. Объём системы смазки, л
2106i Инжекторная (форсунками) 1.6 80 3,75
2106 Карбюраторная 1.6 75 3,75
2103 −”− 1.5 71 3,75
21011 −”− 1.3 64 3,75

Двигатели агрегатировались с 4-, 5-ступенчатой механической коробкой перемены передач, общих смазочных каналов с КПП не имели. В паспортных данных отражён геометрический объём гидросистемы, а машины с конвейера сходят уже заправленными моторной смазкой, что обусловливает внесение поправок в количество заливаемого масла:

  • мотор, купленный как запчасть, транспортируется с завода незаправленным, вмещает 3,75 л смазочного материала;
  • если обновляется отработанное масло (отработка) в двигателе, то в его каналах остаётся несливаемый остаток до 250 мл, что уменьшает вместимость гидросистемы до 3,5 л;
  • одновременно с заменой смазки меняют масляный фильтр по технологии, предполагающей заливку в корпус маслофильтра до 300 мл свежего масла: через горловину мотора нужно будет залить лишь 3,2 л.

Контроль уровня смазки в поддоне картера движка осуществляется с помощью масляного щупа. На металлическом стержне 3 насечки: максимум, минимум, средняя отметка.

Для проверки уровня масла используют масляный щуп
Для проверки уровня масла используют масляный щуп

Читайте также: как определить сколько масла в двигателе ВАЗ 2107

Какое масло использовать для двигателя ВАЗ 2106

Смазочные жидкости для автомобильных моторов изготавливают на масляных основах разного происхождения способом примешивания к основному компоненту улучшающих свойства масел присадок. По типу основания смазки бывают минеральными из нефти, синтетическими, полученными методом синтеза, полусинтетическими – смесевые составы из минералки и синтетики. Оптимальной по соотношению цена/качество к применению на двигателях ВАЗ 2106 считается полусинтетика.

Вязкость масла различают по классификации SAE, в соответствии с которой зимние смазки маркируют цифрой перед буквой W (0W, 5W, 10W), а летние – двузначным числом: 30, 40, 50. Всесезонные масла обозначают сочетанием символов: 10W 30, 15W40.

Таблица вязкости масел
Таблица вязкости масел

Выбирая моторные масляные жидкости для ВАЗ 2106, учитывают такие положения:

  • заводская смазка в движках – Lada Professional 10W-40;
  • зимой рекомендуется 0W-30, 0W-40 или 5W-30, летом – 20W-40 или 25W-50;
  • для круглогодичного использования – 10W 40, 10W-30 или 5W40.

В двигателях ранних лет выпуска (до начала 1990 года) уплотнения в системе смазки изготавливали из нитриловой резины NBR, которая под воздействием синтетики разрушается: раньше в мотор заливали только минералку. Чтобы перейти на полусинтетику, рекомендуется прежние сальники заменить фторкаучуковыми.

Перед тем как перейти на полусинтетическое масло, сальники меняют на новые из фторкаучука
Перед тем как перейти на полусинтетическое масло, сальники меняют на новые из фторкаучука

Этапы замены смазывающей жидкости ВАЗ 2106

Конструктив двигателей «шестёрки» однотипный, что предопределяет и общую схему обновления смазочных материалов внутри ДВС. В технологическом процессе замены отработанной масляной жидкости условно можно выделить 5 этапов: подготовительный, слив отработки, промывка каналов гидросистемы, монтаж фильтра, залив нового масла. Подготовка заключается в покупке канистры 4-5 л полусинтетики, промывочной жидкости, маслофильтра, в прогреве движка, постановке машины на смотровую яму или эстакаду для технического обслуживания авто.

Стартовый набор для замены масла
Стартовый набор для замены масла

Слив отработанной жидкости

Отработку из мотора сливают не только при техобслуживании, но и в случаях утраты полусинтетикой своих смазывающих свойств. Определяют ухудшение качеств по внешнему виду потёков на масляном щупе (чернота), запаху гари из картера двигателя, а также по косвенным признакам: потеря мощности, повышенный расход топлива. Заменяют рабочую жидкость в системе смазки в таком порядке:

Снимают крышку с заливной горловины на клапанной коробке 1. Поднять капот, снять крышку с заливной горловины на клапанной коробке, чтобы обеспечить поступление воздуха в картер двигателя.
Демонтируют грязевую защиту, подставляют под сливное отверстие ёмкость, откручивают пробку 2. Переместиться под мотор. Демонтировать грязевую защиту, протереть поддон от грязи ветошью, подставить под сливное отверстие ёмкость, открутить пробку. Работать лучше в резиновых перчатках, чтобы не обжечься.
Ждут полного стекания жидкости, после чего отверстие слива закрывают 3. Ждать полного стекания жидкости. Время ожидания – 10-15 минут, после чего отверстие слива закрывают, переходят к следующему этапу замены.

Сливать отработку на землю запрещено: загрязняются грунтовые воды, гибнут растения. Отработанное масло можно использовать в качестве антикоррозийного покрытия днища кузова авто, для защиты от гниения деревянных строительных элементов, заглубляемых в грунт.

Промывка системы смазки

Оставшаяся в гидросистеме движка отработка ухудшает свойства свежезалитого в ДВС масла, в связи с чем до замены масляного фильтра каналы системы смазки промывают специальной промывочной жидкостью. Манипуляции по заливке и сливу моющего раствора ничем не отличаются от проведения замены масла.

Для промывки системы смазки используют специальную жидкость
Для промывки системы смазки используют специальную жидкость

Промывка мотора регламентом техобслуживания не предусмотрена, но в обязательном порядке процедура выполняется в таких случаях:

  • отсутствуют данные о качестве залитой в купленном б/у движке моторной смазки;
  • многократно превышен межсервисный интервал обновления масла;
  • для удаления ококсований, иных отложений в результате систематических перегревов ДВС;
  • переход на смазывающие материалы другого типа, например, с полусинтетики на минералку.

Промывочные жидкости отличаются составом, способом применения, который указывают на упаковке. Не стоит нарушать предписания изготовителя моющего средства: превышение времени отмывания может отразиться на герметичности сальниковых уплотнений.

Для промывки смазочной системы ДВС ВАЗ 2106, других моделей двигателей можно использовать заливаемое в движок новое моторное масло той же марки, что применяется для обновления. Старый маслофильтр заменяют новым после проведения промывочной процедуры.

После процедуры промывки необходимо заменить масляный фильтр
После процедуры промывки необходимо заменить масляный фильтр

Установка фильтра

Если промывка мотора не требуется, то время ожидания опустошения поддона картера используют для демонтажа старого маслофильтра, чтобы заменить его купленным расходником. Местонахождение фильтрующего устройства – на боковой поверхности блока цилиндров с водительской стороны подкапотного пространства. Порядок установки нового масляного фильтра:​

Откручивают корпус устройства руками или с использованием специального ключа 1. Протереть ветошью место вкручивания маслофильтра от грязи, открутить корпус устройства руками или с использованием специального ключа. Старую прокладку выбросить.
Заполняют корпус нового фильтра свежим маслом на 2/3 объёма 2. Заполнить корпус нового фильтра свежим маслом на 2/3 объёма, дать пропитаться смазкой фильтрующему элементу. Если пренебречь пропиткой, может произойти деформация маслофильтра, расходник придётся заменять повторно.
Смазывают уплотнительное кольцо из резины, моторным маслом, после чего вкручивают масляный фильтр руками 3. Установить уплотнительное кольцо из резины, смазать его тем же моторным маслом, после чего вкрутить масляный фильтр руками без использования приспособлений для затяжки.

При отсутствии спецключа открутить масляный фильтр можно с помощью отвёртки. Стержнем инструмента пробивают корпус фильтрующего устройства, вращают получившимся воротком и выкручивают маслофильтр из мотора.

Залив новой моторной жидкости

Заливать свежее масло из канистры лучше с помощью воронки, чтобы избежать проливов. Последовательность заполнения системы смазки смазывающей жидкостью:

Следует убедиться, что пробка на отверстие поддона картера установлена, а масляный фильтр заменён 1. Убедиться, что пробка на сливное отверстие поддона картера установлена, а масляный фильтр заменён новым.
Заливают моторную смазку, проверяют уровень в поддоне с помощью масляного щупа 2. Залить в мотор через горловину предварительно отмерянные 3,2 л моторной смазки. Проверить уровень в поддоне с помощью масляного щупа: норма находится между предельными отметками на стержне указателя.
Заводят двигатель, выжидают 5 минут, пока масло стечёт в поддон, после чего повторно замеряют уровень 3. Завести двигатель, через четверть часа работы на холостых оборотах заглушить. Выждать 5 минут, пока масло стечёт в поддон, после чего повторно замерить уровень, при необходимости – долить, закрыть крышку заливной горловины.

Замена масла закончена. Осталось проверить все соединения гидросистемы на предмет протечек, при обнаружении – устранить, после чего восстановить грязезащиту мотора.

На доливку используется моторное масло, оставшееся после замены смазывающей жидкости в гидросистеме: марка и класс вязкости SAE залитой и доливаемой смазки должны совпадать. При измерении уровня в поддоне картера мотора автомобиль должен стоять на ровной и без уклона площадке.

Чтобы довести до нормы уровень масла в двигателе, используют аналогичный смазочный продукт с тем, который залит в мотор
Чтобы довести до нормы уровень масла в двигателе, используют аналогичный смазочный продукт с тем, который залит в мотор

Период замены масла в двигателе ВАЗ 2106

Обновление смазки в моторе производится по времени или по пробегу автомобиля при эксплуатации. На периодичность замены влияют состояние силовой установки, тип заливаемой масляной жидкости, условия внешней среды, наличие твёрдого покрытия полотна дорог, манера вождения автомобиля водителем. Регламентом техобслуживания ВАЗ 2106 предусмотрена первая замена через 2500-3000 км, когда новый или с капиталки двигатель обкатан, а все последующие обновления масла – с интервалом 10 тыс. км или ежегодно.

Интервал замены масла в двигателе ВАЗ 2106
Интервал замены масла в двигателе ВАЗ 2106

На практике водители заменяют смазку через 6-8 тыс.км, делая поправку на сложные условия эксплуатации. В зависимости от типа применяемой смазывающей жидкости рекомендуется:

  • применять сезонные смазки: зима/лето – обновлять масло дважды в год;
  • заменять минералку с интервалом 5 тыс. км;
  • использовать полусинтетику на протяжении 7 тысяч км;
  • применять синтетику в пробеге 10 тыс. км.

Не стоит забывать, что моторное масло для ВАЗ 2106 выполняет не только смазывающие функции, но и поддерживает детали ДВС в чистоте, не допуская образования нагара. Циркулируя внутри картера, масляная жидкость дополнительно охлаждает блок цилиндров двигателя: более частая смена масла продляет ресурс мотора до капремонта.

Благодаря частой смене масла в двигателе удается значительно отсрочить капитальный ремонт
Благодаря частой смене масла в двигателе удается значительно отсрочить капитальный ремонт

Протечки и проблемы

В период выпуска ВАЗ 2106 нормативным расходом моторной смазки считалось потребление до 700 мл на 1000 км пробега автомобиля, сегодня эта норма ужесточена до 0,5 л. По мере износа деталей механизмов ДВС для поддержания работоспособности движка требуется всё большее количество смазывающей жидкости. Наиболее часто утечки возникают в таких местах:

Протечки в сапуне и выпускном коллекторе 1. Сапун и выпускной коллектор. Причина – износ маслосъёмных колец на поршнях.
Течь масла из под клапанной крышки 2.  Контакт клапанной крышки с головкой блока цилиндров (ГБЦ). Течь возникает через изношенное уплотнение. Деформироваться может и сама крышка.
Если пробита прокладка, на масляном щупе наблюдается белая эмульсия 3. Соединение остова мотора с ГБЦ. Если пробита прокладка, на масляном щупе наблюдается белая эмульсия.
Трещина в блоке цилиндров 4. Трещина в головке блока цилиндров. Диагностируется по предыдущему признаку, а также по обнаружению масла в расширительном бачке системы охлаждения.

Привести в норму расходование моторной смазки в двигателе ВАЗ 2106 можно своевременным устранением неисправностей, а также переходом на более вязкие смазки, например, заливать 10W40 вместо 5W40. А сколько лить масла в двигатель ваз 2106 с карбюратором, инжектором, определяют, исходя из конкретных условий обновления смазочной жидкости в ДВС.

Какое масло вы заливаете в ВАЗ 2106?

Видео по теме

 

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Виктор

    Если правильно эксплуатировать движок, то масла хватает на 2 года без проблем. Если ездить не на режимах или гнать холодный автомобиль, тогда масло нужно контролировать постоянно.

    Ответить
  2. Михаил

    Удивительно, конечно. Современные автомобили достигли вершин технологичности, стали похожи на космические ракеты по своей начинке, и в это же время уровень масла измеряется обычным щупом.

    Ответить