Система охлаждения мотора является одним из ключевых компонентов автомобиля, обеспечивающих его бесперебойную работу. Она необходима для того, чтобы он не перегревался и не выходил из строя. Каждый ее элемент играет важную роль, и если хоть один из них работает неправильно, это может привести к серьезным последствиям.
- Общее описание системы охлаждения двигателя Лада Калина
- Элементы системы охлаждения двигателя Лада Калина 8 клапанов: как устроена, схема
- Радиатор
- Электровентилятор
- Датчик температуры
- Термостат
- Водяной насос
- Расширительный бачок и пробка
- Патрубки
- Водяная рубашка
- Порядок проверки СОД
- Возможные неполадки СО двигателя Лада Калина и как их устранить
- Завоздушивание
- Забиты соты радиатора
- Анализ циркуляции тосола
- Выход из строя термостата
- Вентилятор не работает
- Можно ли доработать СОД Лада Калина
- Полезные советы автовладельцам
Общее описание системы охлаждения двигателя Лада Калина
Устройство для охлаждения мотора — комплекс механизмов, предназначенный для удаления избыточной теплоты, которая образуется при работе мотора.
СОД работает по принципу циркуляции антифриза в закрытом типе, которая отдает тепло от мотора (может нагреваться до 87-103оС) к конденсатору тепла, с последующим отводом его в окружающую среду. Регулировка температуры осуществляется с помощью термостата, который открывается или закрывается в зависимости от ее показателей.
Общая схема охлаждения двигателя Калина 8 клапанов с полным описанием деталей представлена на рисунке:
|
Элементы системы охлаждения двигателя Лада Калина 8 клапанов: как устроена, схема
Конструкция СОД состоит из радиатора, электровентилятора, датчика температуры ОЖ Лада Калина, термостата, водяного насоса, расширительного бачка, патрубков и водяной рубашки. Рассмотрим каждый элемент в отдельности.
Радиатор
Теплообменик располагается в передней части автомобиля и предназначен для снижения температуры антифриза. Он состоит из множества тонких трубок, смежных с ребрами, которые увеличивают поверхность для более эффективного отвода тепла. Конденсатор тепла включает в себя пробку для заполнения и расширительный бачок, который компенсирует необходимый уровень жидкости при ее расширении в результате нагрева.
Схема конденсатора тепла с полным описанием деталей представлена на рисунке:
Читайте также: элементы системы охлаждения Гранты
Электровентилятор
Устройство помогает охлаждать жидкость за счет дополнительного потока встречного воздуха. В летнее время часто используется из-за высокой температуры воздуха, которая затрудняет достаточное охлаждение, а в зимний период, как правило, включается редко.

Датчик температуры
Данный компонент выполняет две функции. Во-первых, служит для передачи сигнала на ЭБУ, когда температура достигает критического уровня. Во-вторых, показывает текущую рабочую температуру СОД на приборной панели. Если привод перегревается, сенсор активирует сигнал, который в свою очередь включает сигнализатор на приборной панели и записывает соответствующий код ошибки в память ЭБУ.

Термостат
Термостат играет ключевую роль в системе охлаждения мотора, поскольку его правильная работа является важным условием для поддержания оптимальной температуры мотора. Этот элемент управляет потоком антифриза, который проходит через него и радиатор (теплообменник).
В начале работы автомобиля, когда мотор еще холодный, термостат находится в закрытом состоянии. Это означает, что циркуляция охлаждающей жидкости происходит по малому кругу. Однако когда двигатель начинает нагреваться (обычно при температуре 60-70 °C), термостат автоматически переходит в открытое состояние. В этом случае антифриз начинает двигаться не по 1, а по 2 большому кругу системы охлаждения через конденсатор тепла, что позволяет эффективно охлаждать двигатель Лада Калина 8 клапанов.

Таким образом, термостат помогает сократить расход топлива и увеличить срок службы мотора благодаря эффективному использованию тепла, выделяемого в процессе работы.
Водяной насос
Водяной насос является важной составляющей ОСД. Его основная задача – поддерживать постоянный поток антифриза в данном механизме для предотвращения перегрева мотора. Насос расположен на передней стенке блока цилиндров и приводится в действие через ремень привода генератора. Он работает по принципу центробежной помпы, которая захватывает антифриз и передвигает ее через структуры оборудования. Важно отметить, что насос должен быть выбран с учетом характеристик двигателя, чтобы обеспечить оптимальную производительность ОСД.
Схема водяного насоса с полным описанием деталей представлена на рисунке:
Расширительный бачок и пробка
Расширительный бачок и пробка являются важными компонентами, обеспечивающие правильное функционирование СОД. Расширительный бачок служит для компенсации расширения антифриза, которое происходит при нагреве двигателя. Без него устройство охлаждения может переполниться и привести к возгоранию или повреждению мотора. Пробка же является запорным элементом, который предотвращает выход антифриза из СОД. Важно проверять ее состояние и заменять при необходимости, чтобы избежать утечек и возможных поломок.
Кроме того, пробка должна быть плотно закрыта, чтобы исключить попадание внутрь воздуха, в противном случае это может привести к перегреву мотора.
Патрубки
Патрубки играют важную роль в поддержании оптимальной температуры работы двигателя. Они представляют собой трубки, которые соединяют конденсатор тепла с мотором, позволяя циркулировать антифризу.
Качественные патрубки СОД должны быть изготовлены из высококачественных материалов, таких как резина, силикон или полиуретан, чтобы обеспечивать максимальную прочность и надежность. Они также должны иметь точную форму и размеры, чтобы гарантировать плотное соединение с теплообменником и двигателем.
![]() |
Внешний вид комплект силиконовых патрубков радиатора (1118-1303016) для Lada Калина (ВАЗ-1117, 1118, 1119) |
![]() |
Хомуты силовые одноболтовые W1 26-28, W1 40-43, W1 44-47. |
Если патрубки становятся старыми или изношенными, они могут привести к утечкам охлаждающей жидкости и перегреву двигателя. Поэтому рекомендуется регулярно проверять их состояние и заменять при необходимости. Следует обратить внимание, что качественные патрубки — это не только гарантия надежности и безопасности, но и возможность сохранения оптимальной производительности мотора и экономии топлива. Поэтому, если возникают проблемы с патрубками, рекомендуется обратиться к специалистам для проверки и замены.
Водяная рубашка
Водяная рубашка СОД играет важную роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Эта единица работает путем циркуляции внутри привода антифриза, который затем проходит через водяную рубашку, расположенную на периметре цилиндров. Водяная рубашка выполнена из металла высокой прочности и имеет специальные каналы для прохождения охлаждающей жидкости. Она помогает распределить тепло по поверхности мотора и защищает его от перегрева. Кроме того, она также уменьшает количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Порядок проверки СОД
Проверка СО – это неотъемлемая часть регулярного технического обслуживания автомобиля. Это позволяет убедиться в том, что детали работают правильно и не представляет угрозы для надежной работы мотора. Вот основные шаги для проверки СОД:
- Проверка уровня охлаждающей жидкости
Необходимо убедиться, что уровень антифриза находится между минимальным и максимальным уровнями на расширительном бачке. Если уровень ниже минимального, то нужно добавить дистиллированную воду или антифриз соответствующего типа. При проведении проверки нужно убедиться в целостности следующих элементов: сливных отверстий радиатора, блока цилиндров корпуса, расширительного бачка, насоса и его соединений, мест установки датчиков, шлангов охлаждения механизма охлаждения, а также теплообменников мотора и отопителя.
- Проверка на наличие утечек
Следует проверить наличие любых видимых утечек охлаждающей жидкости под автомобилем. Если есть какие-либо подозрения на утечку, нужно установить причину проблемы и устранить.

- Проверка наличия повреждений шлангов
Нужно проверить все шланги и патрубки на наличие повреждений, трещин или порезов. Если какая-либо часть системы шлангов выглядит старыми или изношенными, то нужно заменить их на новые.
- Проверка термостата
Рекомендуется проверить, работает ли термостат корректно. Для этого нужно включить автомобиль, дождаться, пока он нагреется (до 85-92С), и проверить температуру воды на датчике температуры. Если температура не достигает определенной отметки (остается холодной), то, скорее всего, термостат не работает правильно, а циркуляция охлаждающей жидкости идет по малому кругу. В данном случае термостат нужно заменить.

- Проверка наличия грязи и накипи
Оценка загрязнения оборудование и наличие грязи/накипи. Если в оборудовании присутствует много грязи, то она должна быть промыта. Если же есть накипь, то нужно добавить специальный растворитель и оставить его в системе на некоторое время для ее очистки.
Регулярные проверки СОД помогут обеспечить надежную работу двигателя и продлить срок его службы.
- Проверка циркуляции тосола.
Для обеспечения правильной работы мотора рекомендуется регулярно проверять состояние СОД. Одним из важных этапов такой проверки является контроль циркуляции тосола. Для этого нужно открыть крышку расширительного бачка и следить за поступлением антифриза в бачок.

При выполнении этой процедуры необходимо помнить, что СОД находится под давлением, а тосол может быть горячим, поэтому следует проявлять особую осторожность.
Несвоевременное выявление проблем с циркуляцией тосола может привести к серьезным последствиям, в том числе к поломке мотора. Если обнаружена плохая циркуляция тосола, это может свидетельствовать о неисправности водяного насоса или забитости оборудования, что требует немедленной прочистки. Поэтому рекомендуется проверять циркуляцию тосола на регулярной основе и принимать меры по исправлению проблем, если таковые выявлены.
Возможные неполадки СО двигателя Лада Калина и как их устранить
В системе охлаждения двигателя Калины встречаются неполадки. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Завоздушивание
Завоздушивание СОД может привести к перегреву двигателя и его поломке. Когда в ней присутствует воздух, охлаждающая жидкость не может свободно циркулировать, что приводит к перегреву мотора и его неисправности.
Для устранения этой проблемы следует удалить воздух из СО. Для этого можно использовать специальные приборы, которые помогают удалить воздух из системы.

Перед началом работы нужно убедиться, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке соответствует норме и не находится под давлением. Затем необходимо открыть крышку расширительного бачка и дать двигателю прогреться. Далее, используя специальный прибор, рекомендуется удалить воздух. При этом необходимо следить за уровнем антифриза и доливать его.
Если проблема завоздушивания повторяется регулярно, то необходимо проверить наличие утечек в системе и возможную неисправность термостата или водяного насоса. В этом случае лучше обратиться в автосервис для диагностики и устранения неисправностей.
Важно помнить, что работа с системой охлаждения может быть опасной, поэтому перед их проведением следует обратиться к инструкции по эксплуатации и соблюдать меры предосторожности
Забиты соты радиатора
Забитые соты теплообменника СОД могут привести к перегреву мотора. Если его соты забиты, антифриз не сможет эффективно охладиться, что может стать причиной поломки.
Для устранения этой проблемы необходимо прочистить соты. Это можно сделать с помощью специального оборудования, которое их прочищает от накопленных загрязнений и мусора.
Если соты теплообменника сильно забиты, может потребоваться их демонтаж и прочистка вручную. Для этого рекомендуется отсоединить радиатор, извлечь его из автомобиля и вручную прочистить соты от накопившегося мусора.

После очистки сот нужно заполнить составляющие СОД свежим антифризом и проверить работу всех элементов системы, включая насос и вентилятор, чтобы исключить возможность повторной неисправности. Стоит иметь в виду, что очистка сот может быть трудоемкой и требовать определенных навыков. Поэтому для решения этой проблемы лучше обратиться к профессиональному специалисту, который быстро и качественно прочистит соты теплообменника и проведет диагностику всей СО.
Анализ циркуляции тосола
Сначала следует открыть крышку расширительного бачка и внимательно наблюдать за поступлением тосола в бачок. Следует учитывать, что система охлаждения двигателя калина 8 клапанов находится под давлением, а тосол в системе может быть горячим, поэтому необходимо быть осторожным при открытии крышки расширительного бачка. Если циркуляция тосола недостаточная, это может указывать на неисправность водяного насоса или забитость СО. В таком случае необходимо провести ее прочистку для восстановления нормального функционирования.

Выход из строя термостата
Неисправный термостат в СОД может привести к перегреву двигателя. Если термостат выходит из строя, то он не сможет регулировать поток охлаждающей жидкости, что приведет к нарушению процесса охлаждения и перегреву.
Для устранения этой проблемы необходимо заменить неисправный термостат новым. Перед заменой необходимо провести диагностику, чтобы выявить причину неисправности термостата. Это может быть как проблема с самим термостатом, так и с другими элементами, такими как конденсатор тепла или насос.
После замены термостата необходимо заполнить механизма охлаждения свежим антифризом и проверить ее работу. Рекомендуется также проверить работу других элементов оборудования, таких как насос, конденсатор тепла и вентилятор, чтобы убедиться в их правильной работе и предотвратить повторную неисправность в будущем.
Важно помнить, что замена термостата может быть сложной и требовать определенных знаний и опыта. Поэтому для устранения этой проблемы лучше обратиться к специалисту.

Вентилятор не работает
Неисправный вентилятор СОД может стать причиной перегрева. Если вентилятор не работает, то антифриз не охлаждается и не возвращается в мотор, что может привести к его перегреву и даже поломке.
Для устранения этой проблемы необходимо провести диагностику СОД, чтобы выявить причину неисправности вентилятора. Это может быть как проблема с электрической цепью, так и с неисправностью самого вентилятора. При необходимости можно провести проверку электрической цепи и заменить неисправные элементы.
Если проблема связана с неисправностью самого вентилятора, то необходимо провести его замену. В этом случае рекомендуется использовать только оригинальные запчасти, чтобы избежать повторной неисправности в будущем. После замены необходимо провести тестирование, чтобы убедиться в правильной работе СО и предотвратить повторную неисправность в будущем.

Можно ли доработать СОД Лада Калина
Доработка СОД возможна, но требует определенных знаний и опыта в автомобильной технике. Для начала стоит убедиться, что существующая СОД в полном порядке и ее ресурс еще не исчерпан. Если же существующая система охлаждения не справляется с высокими температурами двигателя или выявлены другие проблемы, то следует устранить их перед тем, как приступать к доработке:
- Установка более эффективного радиатора, который способен быстрее и более эффективно охлаждать привод.
- Установка более мощного вентилятора или дополнительных вентиляторов, которые помогут увеличить воздушный поток на радиатор.
- Установка специальных термостатов (с 6 углублениями), которые позволяют поддерживать постоянную температуру охлаждающей жидкости. Это позволяет уменьшить вероятность перегрева двигателя.
- Установка фильтра для прохождения тосола.
- Установка краника печного механизма.
- Монтаж дополнительной помпы.
Однако, стоит учитывать, что тюнинг может привести к изменению динамических свойств автомобиля. Поэтому при отсутствии достаточного опыта в данной области лучше обратиться к профессионалам, которые помогут правильно подобрать и установить компоненты для доработки.
При отсутствии возможности доехать до сервиса можно самостоятельно улучшить СОД:
- Необходимо образовать петлю из шланга СО, который уже был подключен к дроссельному узлу для прогрева.
- Затем взять дополнительный шланг, тройник и достаточное количество хомутов, установить их соединение с более маленьким диаметром. Это поможет избавиться от воздуха в системе охлаждения и вернуть ее в нормальное рабочее состояние.
- Установить воздухоотвод ближе к термостату. Для этого следует использовать тройник, который нужно вставить в шланг, подводящий антифриз к радиатору.
- Второй конец воздухоотводного компонента нужно подключить к пароотводу, проходящему около штуцера РБ.

Эта модификация СОД поможет поддерживать температуру двигателя во время движения на постоянном уровне от 90 до 95оС. Отзывы тех, кто уже попробовал эту модификацию, свидетельствуют о значительном снижении температуры двигателя, который раньше нагревался до 100 градусов, а из печки в салон поступал холодный воздух.
Полезные советы автовладельцам
СОД является одним из наиболее важных компонентов в автомобиле, и ее правильная работа напрямую влияет на производительность и долговечность двигателя. В этом разделе представлены полезные советы автовладельцам, которые касаются СО двигателя Лада Калины:
- Регулярно проверять уровень антифриза. Он должен находиться в пределах между минимальным и максимальным уровнями, указанными на расширительном бачке. Если уровень ниже минимального уровня, это может привести к перегреву мотора. Проверку уровня следует производить после остановки двигателя, когда он остынет.
- Своевременно очищать конденсатор тепла и сетку переднего бампера от грязи и насекомых. Грязь и насекомые, которые находятся на радиаторе, могут препятствовать нормальной циркуляции воздуха, что приводит к перегреву привода автомобиля. Очистку радиатора следует производить регулярно, особенно в периоды пыльной или активности насекомых.
- Регулярно оценивать состояние ремня привода насоса ОЖ. Ремень привода должен быть достаточно натянутым, а его поверхность не должна иметь трещин и других повреждений. Слабый ремень или поврежденная поверхность могут привести к неправильной работе насоса.
- Систематически проверять исправность и состояние термостата. Если печка не работает должным образом, это может привести к перегреву двигателя или его недостаточному охлаждению.
- Стоит избегать добавления антифриза в горячий мотор. Это может привести к неправильной циркуляции жидкости и ее кипению, и, в дальнейшем, к увеличению давления в СОД и повреждению ее компонентов.
- Следует регулярно проверять уровень тосола в расширительном бачке. Если уровень тосола ниже нормы, то это может привести к перегреву мотора. Не забывайте также проверять состояние самого тосола и его качество, чтобы избежать проблем с коррозией в оборудовании.
- Нельзя допускать перегрева двигателя. При перегреве возможны серьезные повреждения, поэтому стоит следить за показателями температуры на панели приборов. В случае, когда температура достигнет опасной отметки, автомобиль лучше остановить. Если причина перегрева не устранена, то не следует продолжать движение, в данном случае необходимо вызывать эвакуатор для транспортировки автомобиля в автосервис.
- Не допускается смешивание охлаждающих жидкостей разных марок.
- Всегда следует обращаться к профессионалам в спорных случаях. При любых проблемах с СОД лучше обратиться к профессионалам в автосервисе, которые смогут быстро и качественно устранить неисправности.

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания СО
Параметр | Показатели | Измерение |
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка | 110-150 (1,1-1,5) | кПа (бар) |
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка | 3-13 (0,1) | кПа (бар) |
Температура открытия в термостате основного клапана, | 85-89 | °С |
Температура полного открытия основного клапана термостата | 102 | °С |
Температура ОЖ в прогретом двигателе (тем. воздуха 20—30 °С, V макс.нагр. автомобиля 80 км/ч) | ˃95 | °С |
Сопротивление добавочного резистора | 0,23 | Ом |
Объем жидкости в СОД | 7,8 | л |
Марки охлаждающих жидкостей | ОЖК-КХТ; ОЖ-40-ХТ; ОЖ-65-ХТ; ОЖ-К Тосол; ОЖ-40 Тосол; ОЖ-65 Тосол; ОЖ-40; ОЖ-65; ОЖК-КСК; ОЖ-40СК; ОЖ-65СК;Лада-А40; ОЖ-К Тосол-ТС; ОЖ-40 Тосол-ТС; ОЖ-65 Тосол-ТС; Антифриз G-48; AGIP Antifreeze Extra; GlysantinG03;GlysantinG913 |
Следуя этим полезным советам, можно сохранить СОД автомобиля Лада Калина в отличном состоянии и избежать серьезных проблем с двигателем.
В заключение стоит сказать, что СОД является одной из наиболее важных систем автомобиля. Ее правильная работа позволяет продлить срок эксплуатации двигателя и избежать серьезных поломок. Регулярное обслуживание и проверка состояния системы охлаждения, а также быстрое устранение любых неисправностей, позволяют сохранить работоспособность автомобиля на долгое время. Не следует забывать также своевременно следить за уровнем и качеством антифриза, проверять работу насоса и вентилятора, проводить профессиональную диагностику и ремонт системы в случае необходимости.
Следите за состоянием СОД в своем авто?