От того, какой двигатель стоит на автомобиле, зависят потребительские качества авто: технические характеристики, комплектация, стоимость покупки, эксплуатации и другие. Современная модель АвтоВАЗа, легковушка Лада Икс Рей, комплектуется вазовскими же движками 21129, 21179 объёмом соответственно 1.6 и 1.8 л, мощностью 106 и 122 л. с. Ставили на хэтчбек и 1.6-литровый 110-сильный мотор производства компании Рено-Ниссан Н4М-HR16DE, чтобы оценить достоинства каждого двигателя Lada XRAY, предлагается их обзор.
Общие сведения об автомобиле Лада Х Рей
Машину называют кроссовером – гибридом легковушки и внедорожника с комфортными условиями эксплуатации, по внешнему виду – компактный высокий хэтчбек.

Выпускается с декабря 2015 г. по настоящее время (начало 2023 года), оснащается силовыми агрегатами ВАЗ 21129, 21179 в сочетании с механической 5-ступенчатой КПП или автоматизированной трансмиссией типа робот.
Комплектации Лада Х Рей:
В салоне автомобиля 5 мест, вместимость багажника – 360 л, внешние габаритные размеры авто 416x176x157 см, масса порожней машины – 1,2 т, полностью гружёной – 1650 кг. Дорожный просвет или клиренс незагруженного кроссовера – 195 мм, под нагрузкой сокращается до 170. Запас бензина в баке – 50 л, разгоняется авто до 100 км/ч за время от 10,3 до 13,6 сек в зависимости от комплектации силовым агрегатом.
На передних колёсах Лада Х Рей установлены дисковые тормоза, на задних – барабанные.
Какие двигатели стоят на Лада Х Рей?
Конструкция устанавливаемых на переднеприводный кроссовер бензодвигателей схожая: все моторы располагаются под капотом поперечно.

Компоновка четырёхцилиндрового блока рядная, на каждый цилиндр приходится по 4 клапана: все ДВС 16-клапанные с двумя распредвалами в газораспределительном механизме (ГРМ). Список двигателей, которые стоят на Лада Х Рей в порядке возрастания тяги:
- ВАЗ 21129 1.6-литровый, мощностью 106 л. с., является для Lada X Ray базовым, устанавливался на бюджетных моделях кроссовера. Малый рабочий объём двигателя предопределяет его экономичность, но расход бензина у агрегата не меньший, чем у всей троицы ДВС.
- HR16DE 1.6 л 110-сильный, считался самым надёжным из 3-х моторов Икс Рей.
- Мотор с индексом 21179 объёмом 1.8 литров и тяговитостью в 122 силы, что является лучшим показателем мощности кроссовера. Скорость, проходимость машины с таким движком находятся на высоте. Единственный ДВС, комплектуемый автоматизированной МКПП.

Все двигатели для Лада Икс Рей имеют рабочие характеристики, вполне достаточные для каждодневных поездок по городу, междугородных путешествий. Отличие вазовских моторов от иностранного – в приводе ГРМ: ремень у ДВС 21129 и 21179, цепная передача – на HR16DE.
В июне 2020 г. французско-японский 110-сильный двигатель Лады Х Рей Н4М-HR16DE с производства был снят по причине преобладания в конструкции мотора импортных деталей.
Технические характеристики и конструктивные особенности двигателей у Лада Х Рей, как выглядит мотор
Главное достоинство движков кроссовера – соответствие требованиям автолюбителей к современным силовым установкам, возможность подобрать к двигателю трансмиссию по своим предпочтениям: чистую механику или автомат. Моторы, предназначенные для Лады Х Рей, устанавливаются и на многие другие легковушки АвтоВАЗа – Веста, Гранта, Приора, Калина 2. Чтобы определиться с выбором подходящего для покупки варианта кроссовера, предлагаются для ознакомления особенности каждого из двигателей , их технические характеристики.

HR16DE
Двигатель Renault-Nissan, устанавливается на автомобили этих компаний с 2006 года: Renault Duster и Captur, Nissan Qashqai, Wingroad, Note и др., а на X Ray – с 2015 г. В таблице приведены параметры иностранного мотора Рено Н4М, Нисан HR16DE, что одно и то же.
Показатели | Значения |
Рабочий объём | 1598 см³ |
Степень сжатия топливной смеси | 9,5-10,7 |
Мощность на 5500 оборотах | 110 л. с. |
Крутящий момент на коленчатом валу (4000 об./мин.) | 150 Нм |
Диаметр/ход поршня | 78/83,6 мм |
Вид топлива | АИ-92, 95 |
Потребление бензина на 100 км: город/трасса/среднее | 8,9/5,6/6,8 л |
Максимальная скорость | 181 км/ч |
Время разгона авто до 100 км/ч | 11,1 с |
Вес мотора | 110 кг |
Ресурс до капремонта |
200 тыс. км |
Система питания топливом – инжекторная: распределённый впрыск форсунками с электронным управлением.

Особенности ДВС HR16DE:
- блок цилиндров и головка – алюминиевые;
- истинная мощность мотора – 114-118 л. с., но для российских условий тягу уменьшили, сделав движок 110-сильным;
- отсутствие в клапанном механизме гидрокомпенсаторов (регулировка клапанов – ручная через 80-100 тыс. км пробега);
- фазорегулятор на впускном валу;
- парное расположение форсунок на каждом цилиндре;
- электронный дроссель или педаль Е-газа.

Сначала ДВС HR16DE ставили в паре с 5МКПП Renault JH3. В 2019 г. при создании модели X Ray с вариаторной трансмиссией Jatco JF015E тяговые характеристики мотора Н4М-HR16DE повысили до 113 л. с. и 152 Нм.
ВАЗ 21129
Двигатель создан в 2015 на базе ДВС ВАЗ 21127 того же объёма, устанавливался также на другие Лады: Гранта, Приора, Ларгус, Калина, Веста. Технические характеристики мотора ВАЗ 21129 – в таблице.
Параметры |
Значения |
Объём | 1596 см³ |
Степень сжатия смеси | 10,5-11 |
Мощность на 5800 оборотах коленвала | 106 л. с. |
Момент вращения на валу при 4200 об./мин. | 148 Нм |
Ø цилиндра/длина хода поршня | 82/75,6 мм |
Разгонные характеристики: | |
время набора 100 км/ч | 11,4 с |
скорость максимум | 176 км/ч |
Расход бензина АИ-92, 95 на 100 км: город/трасса/среднее | 9,3/5,9/7,2 л |
Масса движка | 92 кг |
Ресурс | 200 тыс. км |
Система питания горючим – инжекторная, с электронным управлением, искрообразование – бесконтактное.

Обрыв приводного ремня ГРМ до сентября 2018 приводил к затратному ремонту гнутых клапанов, но после рубежной даты тяжёлых последствий для мотора не наступает. Характеристики базового для Лады Х Рей двигателя 21129:
- впускной коллектор оснащён заслонками, регулирующими длину подачи воздуха: движок хорошо работает во всех диапазонах оборотов;
- гидрокомпенсаторы в клапанном механизме, электронная педаль газа (Е-газ);
- датчики ДАД и ДТВ: абсолютного давления и нагрева воздуха вместо устаревшего измерителя массового расхода воздушного потока ДМРВ.

Достоинства двигателя 21129: благодаря надёжности, хорошей ремонтопригодности мотор применяется на многих вазовских машинах. Минус – недостаточная для кроссовера мощность.
ВАЗ 21179
Мотор создавался специально для Лады Х Рей, Веста на основе всё того же блока цилиндров ДВС 21126/21127. Характеристики созданного в 2015 г. двигателя 21179 – в таблице.
Технические данные | Значения |
Рабочий объём | 1774 см³ |
Мощность на 6000 оборотах | 122 л. с. |
Степень сжатия смеси | 9,8-10,3 |
Крутящий момент на валу при частоте вращения 3700 об./мин. | 170 Нм |
Диаметр цилиндров/длина хода поршней | 82/84 мм |
Динамика мотора: с коробкой 5МКПП/АМТ5 | |
время набора 100 км/ч | 10,3/10,9 с |
предельная скорость | 179/186 км/ч |
Расход с 5МКПП/АМТ5: бензин АИ-92, 95 на 100 км пути, л | |
город | 9,3/8,6 |
трасса | 5,8/5,8 |
среднее | 7,4/6,8 |
Вес двигателя | 110 кг |
Пробег до капремонта | 200 тыс. км |
Способ питания горючим – распределённый впрыск с помощью форсунок, управляемых электроникой. Дроссельная заслонка – электронная, система зажигания – бесконтактная с микропроцессорным управлением.

Отличительные черты мотора ВАЗ 21179:
- увеличение объёма движка и мощности за счёт большей длины хода поршней;
- электронный дроссель Е-газ;
- усовершенствование впуска: оснащение фазовращателем, расширение входных каналов коллектора до Ø39 мм;
- облегчённые клапаны (Mahle), шатунно-поршневая группа деталей (Federal Мogul).
Обрыв, сход ремня привода ГРМ со шкива приводит к встрече поршней с клапанами, которые сгибаются. Последствия могут оказаться тяжёлыми – вплоть до необходимости проведения капремонта ДВС.

С каким двигателем лучше приобрести Lada XRay
Сравнивают автомобили по многим критериям, из которых наиболее важным условием считается цель покупки машины. В данном случае покупается переднеприводный кроссовер, не предназначенный для бездорожья. Другой показатель сравнения – технические характеристики силовой установки каждой модели Lada X Ray: данные сведены в таблицу.
Параметры | Базовый ДВС 21129 | Иностранный HR16DE | Мощный 21179 |
Объём, дм³ | 1.6 | 1.6 | 1.8 |
Мощность, л. с. | 106 | 110 | 122 |
Крутящий момент, Нм | 148 | 150 | 170 |
Трансмиссия |
КПП | КПП, вариатор | КПП |
Расход бензина, л/100 км: | |||
город | 9,3 | 8,9 | 9,3 |
трасса | 5,9 | 5,6 | 5,8 |
среднее | 7,2 | 6,8 | 7,4 |
Гнёт ли мотор клапана при обрыве приводного ремня | До августа 2018 г. – да, после – нет | Надёжная цепь | Да |
Ремонтопригодность | Детали АвтоВАЗа | Выпуск ограничен | Запчасти иностранные |
Несколько советов: для городских поездок выбирают движки меньшего объёма, семейный автомобиль должен быть солидной мощности, в поездках по пересечённой местности более полезен силовой агрегат с вариатором. Стоимость машины, её обслуживания также немаловажный фактор.

В зависимости от условий, в которых предстоит передвигаться на авто, предпочтений водителя достойным выбором может оказаться каждый из устанавливаемых на Лада Х Рэй двигателей: ВАЗ 21129, 21179, Н4М-HR16DE. Какой мотор будет под капотом купленного автолюбителем отечественного кроссовера, зависит только от желания самого приобретателя техники.
С каким двигателем вы бы приобрели Лада Х Рэй?
Видео с двигателями Лада Икс Рей
двигатель 129й, расход 12,7 по городу.
На иксрей ставится два вида движков – собственные вазовские и реношные. С недавних пор Рено перестало поставлять свои двигатели в Россию, поэтому устанавливаются только отечественные.