Двигатель 2103, как и сам автомобиль ВАЗ 2103, выпускался 1972 по 2006 год, а основой для его создания послужил первенец АвтоВАЗа – ДВС 2101. Конструкция мотора получилась удачной, что позволило использовать его увеличенный до объёма 1,5 л блок цилиндров использовать в последующих модификациях вазовских силовых агрегатов. Рассмотрим характеристики движка, его сильные и слабые стороны.
- На какие модели ставится двигатель ВАЗ 2103
- Описание устройства двигателя ВАЗ 2103 1,5 литра
- Технические характеристики двигателя ВАЗ 2103, какой объем у мотора и мощность
- Сильные места двигателя ВАЗ 2103
- Частые неисправности мотора ВАЗ 2103 и их устранение
- Двигатель перегревается
- Стук двигателя
- Дымит двигатель ВАЗ 2103
- Троит двигатель
- Регламент обслуживания ДВС 2103
- Расход топлива ДВС 2103
- Варианты тюнинга
- Цена двигателя ВАЗ 2103 нового и б/у
- Видео по теме
На какие модели ставится двигатель ВАЗ 2103
Изначально троечный мотор предназначался для автомобиля, выпускавшегося под одноимённым с ним индексом. По итогам эксплуатации машин первого выпуска сфера применения силовой установки расширилась на всю линейку авто «классика», исключая Жигули 2101.

Перечень комплектовавшихся двигателем ВАЗ 2103 моделей вазовских автомобилей в разные годы:
- Лада 2103 в кузове седан – 1972-1984;
- кузовная конструкция универсал: ВАЗ 2102, 21023 – 1972-1986, Жигули 2104, 21043 – 1984-2012;
- седан: индексы 2105, 21053 – 1980-2011, Лада 2106, 21061 – 1976-2006, модель 2107 – 1982-2012.
Компоновка под продольное расположение ДВС 2103 в моторном отсеке не позволила устанавливать движок на переднеприводных авто. Для полноприводной Нивы ВАЗ 2121 такое обстоятельство помехой не стало: умельцы ставили на вездеход троечный движок.

Описание устройства двигателя ВАЗ 2103 1,5 литра
В отличие от прототипа, данный двигатель получил более высокий блок цилиндров, что позволило увеличить длину хода поршня, повысить литраж ДВС и мощность. Других отличий от 2101 в устройстве ДВС 2103 нет:
- материал блока – чугун, головки блока цилиндров (ГБЦ) и поршней – алюминиевый сплав, распредвала – сталь;
- привод газораспределительного механизма (ГРМ) – цепной без натяжителя, обрыв цепи приводит к гнутым клапанам;
- генератор и водяная помпа приводятся в действие ремённой передачей от коленвала;
- гидрокомпенсаторы зазоров в клапанной группе деталей не предусмотрены;
- питание топливом – карбюратор Weber, с 1980 г. – Озон;
- система смазки – комбинированная: масляный насос и разбрызгивание.

В 2004 г. карбюраторный мотор 2103 модифицирован в инжекторный (с форсунками) движок рабочим объёмом 1,5 л мощностью 68 л. с. Впрысковому бензомотору присвоен индекс 2104.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 2103, какой объем у мотора и мощность
С начала производства силовые агрегаты с троечным мотором комплектовались 4-ступенчатой коробкой перемены передач (КПП), но уже в 1977 г. стали устанавливать и 5-скоростные. Данные о технических характеристиках двигателя ВАЗ 2103 – в таблице.
Технические показатели | Значения |
Тип | 4-цилиндровый, рядный |
Рабочий объём | 1452 см³ |
Степень сжатия | 8,5 |
Ø/ход поршня | 76/80 мм |
Мощность двигателя ВАЗ 2103 | 71 л. с. |
Момент вращения коленвала | 104 Нм |
Число клапанов | 8 |
Вместимость моторного масла 5W-30(40), 15W-40 | 3,75 л |
Вес двигателя | 121 кг |
Пробег до капремонта: план/факт | 125/200 тыс. км |
Система охлаждения – жидкостная с принудительной циркуляцией тосола по малому, а после прогрева мотора – по большому кругу. Искрообразование в первые годы выпуска с использованием трамблёра, позднее на движок устанавливалось бесконтактное электронное зажигание.

Сильные места двигателя ВАЗ 2103
Неприхотливость, надёжность и простота троечного мотора отмечаются большинством обладателей авто с таким ДВС. Есть у движка и другие достоинства:
- тяговитость: уверенно движет машину на 3-4 тыс. об./мин.;
- отсутствие сложных регулировок и настроек механизмов: с наладкой опытный водитель справляется без привлечения специалистов автосервиса;
- способность работать на бензинах марки АИ-93 до 2011 г., АИ-92 – после введения нового стандарта на топливо;
- ремонтопригодность – любые запчасти к движку купить несложно, цены невысоки;
- прочность конструкции: бензомотор 2103 удавалось форсировать до 200 л. с.

В 70-е годы троечный мотор считался мощным, что обеспечивало ему хорошую приемистость, быстрый (19 с) разгон авто до 100 км/ч при максимальной скорости 150. У донорского движка 2101 показатели соответственно 22 секунды и 140 км/час.
Частые неисправности мотора ВАЗ 2103 и их устранение
Многие поломки автомобиля происходят по недосмотру водителя: если не обращать внимания на стук под капотом, распредвал быстро износится, а недостаточный уровень тосола, масла в гидросистемах – путь к перегреву ДВС. Неполадки мотора ВАЗ 2103 также обнаруживаются по дымному выхлопу, троению двигателя. Все аномальные проявления в работе силового агрегата необходимо объяснять с точки зрения причин их образования и безотлагательно устранять неисправности.

Двигатель перегревается
Нормальный температурный режим работы мотора обеспечивается термостатом, помпой, электровентилятором обдува радиатора-теплообменника. Неполадки в любом из этих устройств приводят движок к перегреву:
- Малый объём жидкости в системе охлаждения. Протечки на соединительных шлангах, патрубках, трещинки в сотах радиатора, пробой прокладки под ГБЦ, испарения антифриза станут первопричинами избыточного нагрева, если не проверять уровень тосола в бачке.
- Поломка термостата. Клапан внутри прибора может подклинить на положении «малый круг». Если постучать по корпусу, переключение на большой контур произойдёт, если нет – термостат заменяют.
- Отказ электровентилятора. Причиной могут стать сгоревший предохранитель в электроцепи, окисление контактов включения вентилятора.

В 99% случаев перегрева ДВС 2103 виновником неполадки оказывается водяной насос.
Стук двигателя
Исправный движок работает ровно под шумовой фон из многих звуков, возникающих от движущихся деталей и процессов в ДВС. Нештатные постукивания, шумы должны насторожить водителя: стуки могут оказаться предупреждением о возможной большой поломке. Характерные звуки из разных частей троечного мотора, их причины:
- Глухой стук на стыке поддона с картером – от изношенных коренных вкладышей коленвала. Предвестник капитального ремонта двигателя.
- Усиливающийся с оборотами коленчатого вала стук выше разъёма картера – износ шатунных подшипников. Уточнить дефектное место можно по нарастанию звука при поочерёдном отключении цилиндров от искры.
- Громкие постукивания под клапанной крышкой ГРМ – из-за неотрегулированных тепловых зазоров клапанов. Устраняются стуки регулировкой.

Шумность работы мотора возрастает с ослаблением натяжки цепного привода ГРМ: автоматического натяжителя цепи конструкцией ДВС не предусмотрено.
Дымит двигатель ВАЗ 2103
Когда из глушителя идёт белый дымок на запуске холодного движка или просто зимой, причин для беспокойства нет: окрашивает выхлоп преимущественно пар. Дымление на прогретом двигателе летом – признак неисправности мотора. Причины возникновения окрашенного в серый, сизый цвет дыма в ДВС 2103 следующие:
- Неполадки в системе подачи бензина: неполное сгорание топливной смеси. Требуется проверка системы зажигания, регулировка карбюратора.
- Износ поршневой группы деталей: маслосъёмные кольца не выполняют свои функции, в камеру сгорания попадает масло. Решение проблемы: заменить кольцевые уплотнители.
- Пробой прокладки под ГБЦ, трещина в самой головке. В цилиндрах сгорают в добавок к топливу тосол и масло. Потребуется ремонт верхней части движка.

Лучший способ приведения выхлопных газов двигателя в норму – капитальный ремонт мотора.
Троит двигатель
Троение – состояние ДВС, в котором не работает 1 из 4-х цилиндров. При этом падает мощность двигателя, ослабевает его тяговитость, растёт потребление бензина. Причинами потери работоспособности камер сгорания у мотора ВАЗ 2103 могут быть такие неисправности:
- Отсутствие искры на электродах свечи зажигания. Проверяются также высоковольтные провода, трамблёр.
- Потеря компрессии в цилиндре. Изношенные поршневые кольца, неотрегулированный или прогоревший клапан определяют измерением давления в камерах сгорания: падение значения в дефектном узле укажет, что нерабочий цилиндр найден. Устраняется троение заменой колец, клапанов, их регулировкой.
- Неправильное образование горючей смеси. Топливо может не поступать в цилиндр совсем или подаваться в состоянии, недостаточном для воспламенения: свеча намокает, перестаёт работать.

Без грамотной диагностики отыскать причину троения сложно. Проверенный способ определить нерабочий цилиндр – поочерёдно отключать высоковольтные провода от свечей зажигания.
Регламент обслуживания ДВС 2103
Простота устройства и регулировок троечного двигателя позволяют владельцам авто проводить техобслуживание (ТО) силового агрегата собственными силами. Периодичность профилактических работ, их содержание определяются регламентом АвтоВАЗа и особенностями каждой из моделей ДВС.

Сроки обслуживания ДВС 2103 следующие:
- ежегодно или с пробегом каждых 10 тыс. км заменяют моторное масло, масляный фильтр;
- одновременно производятся регулировки зазоров клапанов в ГБЦ, натяжения цепи привода ГРМ;
- на отметке 20 тыс. км или раз в 2 года обновляют свечи зажигания, топливный, воздушный фильтры, через 50 тысяч меняют ремень привода генератора и помпы, через 60 – тосол (раз в 5 лет);
- 100 тыс. км – практический предел службы приводной цепи ГРМ.

Соблюдение регламента ТО, рекомендаций завода по эксплуатации автомобиля увеличивают моторесурс троечного мотора до 300 тыс. км без капремонта.
Расход топлива ДВС 2103
В паспорте автомобиля с троечным двигателем можно видеть разные данные о потреблении бензина на 100 км пути: расходные показатели зависят от массы авто, комплектации его 4-х или 5-ступенчатой коробкой. Для определения приближенного к реальным условиям расхода топлива проводятся замеры, для которых берут ДВС с пробегом 30 тыс. км, загружают автомобиль: 4 человека, включая водителя, плюс 40 кг в багажнике. Результаты испытаний троечного движка представлены в таблице.
Расход бензина, л/ тип авто | ВАЗ 2103 КПП4 | 2104 КПП4 | 2104 КПП5 | 2106 КПП4 | 2106 КПП5 |
Трасса: | |||||
90 км/час | 7,7 | 7,3 | 6,9 | 7,7 | 7,4 |
120 км/ч | 10,7 | 9,5 | 8,9 | 10,6 | 10,1 |
Город | 11,9 | 10,3 | 10,1 | 10,8 | 9,9 |
Для порожнего автомобиля только с водителем расходные характеристики в матрице нужно уменьшать на 15-20%.

Пределы изменений расхода топлива по паспортам авто: город – 9,4-11,5, трасса – 6,9-8,4, среднее – 8,9-9,5 л.
Варианты тюнинга
Чтобы подправить у двигателя ВАЗ 2103 характеристики, его совершенствуют. Обычно улучшения направлены на увеличение мощности движка, что достигается комплексом действий:
- Довести диаметр цилиндров с 76 до 79 мм. Литраж ДВС возрастёт до 1,6 дм³, а тяга увеличится до 75 л. с. Поршневая группа деталей подойдёт с моторов 2101, 2106.
- Удлинить ход поршней с 80 до 84 мм заменой штатного коленчатого вала коленвалом двигателя ВАЗ 2130. Движок станет 80-85-сильным.
- Расточить, отполировать каналы в ГБЦ, впускном коллекторе, заменить распредвал на спортивный кулачковый вал. Достигнутая мощность – 100 л. с.
- Установить турбокомпрессор, чтобы повысить давление подаваемого в цилиндры воздуха до 0,5 атм. Добавится ещё 25 сил.

Потенциал тюнинга троечного 1,5-литрового мотора оценивается специалистами в 200 л. с., при этом ресурс движка уменьшится до 90 тыс. км пробега. Без ущерба надёжности форсировать бензомотор можно в 80-сильный ДВС.
Цена двигателя ВАЗ 2103 нового и б/у
Стоимость бывшего в эксплуатации троечного мотора зависит от года выпуска, состояния, укомплектованности навесным оборудованием. В начале 2023 г. ценники на б/у ВАЗ 2103 с объёмом двигателя 1,5 л – от 5 до 30 тыс. руб. Цена нового бензомотора дополнительно изменяется ещё и по регионам. Предложения о продажах в интернете такие:
- откапиталенный мотор – 50 тысяч;
- двигатель заводской сборки в состоянии «агрегат» в Тольятти стоит 80 тыс. руб. (без навесного оборудования;
- полностью укомплектованный движок с завода продаётся в том же городе за 96 тысяч, в Москве – за 100, Челябинске – 140, Новокузнецке – 150, в Хабаровске – за 237 тыс. руб.

Подержанные Лады с ДВС 2103 1,5 л 1974-1979 г.г. выпуска и пробегом до 95000 км продаются за 110-140 тысяч. Голый блок двигателя б/у стоит 2-3 тыс. р.
Абсолютное большинство автолюбителей, обладавших вазовскими автомобилями с двигателем 2103, считают его надёжным и качественным. Эксплуатация мотора наряду с современными моторами подтверждает мнение водителей «тройки».
С каким поломками двигателя 2103 вы сталкивались?
Движок привередливый, но если правильно эксплуатировать, то становится практически вечным. Я свой обкатывал 2000 км, масло лил только шеловское и менял до достижения срока. В итоге за 10 лет ни одной проблемы.
При всех недостатках этот движок показал себя довольно хорошо в работе. Мне даже годами не пришлось его ремонтировать, что удивительно. Пробег с ним был огромный. И сейчас работает.