Основой для разработки двигателя ВАЗ 2101 послужил итальянский движок FIAT 124. Выпускался серийно первенец АвтоВАЗа в период 1970-1994 г.г. для комплектации автомобиля под тем же индексом, называемого в народе «копейкой», а также для оснащения силовым агрегатом иных вазовских авто. Конструкция установки получилась простой, надёжной, долговечной, но копией иностранца бензомотор никак не являлся: все детали родоначальника ДВС «классики» – оригинальные.
- Описание устройства мотора ВАЗ 2101
- Технические характеристики двигателя ВАЗ 2101 карбюратор: объем, мощность, ресурс пробега
- На какие модели ставится силовой агрегат ВАЗ 2101
- Возможности неисправности двигателя на ВАЗ 2101 и их признаки
- Перегрев
- Двигатель не запускается
- Нестабильная работа на холостом ходу
- Снижение мощности двигателя
- Посторонние шумы в двигателе
- Густой белый выхлоп
- Ремонт двигателя ВАЗ 2101
- Снятие двигателя ВАЗ 2101
- Замена вкладышей
- Замена поршневых колец
- Снятие и ремонт маслонасоса
- Регламент обслуживания ВАЗ 2101
- Варианты тюнинга
- Цена двигателя копейки ВАЗ 2101 б/у
- Видео по теме
Описание устройства мотора ВАЗ 2101
Компоновка отечественного двигателя прямо противоположна устройству FIATа, где распределительный вал газораспределительного механизма (ГРМ) находится в нижней части движка. У ДВС 2101 распредвал размещается поверх головки блока цилиндров (ГБЦ). Представление первого мотора копейки:
- 4-цилиндровый атмосферник (без наддува) с карбюраторной системой питания, контактным искрообразованием и распределением искры с помощью трамблёра;
- блок цилиндров – чугунный, неогильзованный, ГБЦ и поршни – из алюминиевого сплава;
- привод ГРМ – цепной двухрядный от коленвала.

Копеечный движок стал основой семейства Жигулей классических моделей (заднеприводных) автомобилей.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 2101 карбюратор: объем, мощность, ресурс пробега
Расположение мотора под капотом авто – продольное, агрегатируется с 4-ступенчатой коробкой передач. Технические характеристики и параметры двигателя ВАЗ 2101 – в таблице.
Показатели | Значения |
Рабочий объём | 1.2 дм³ |
Число клапанов | 8 |
Ø/ход поршня | 76/66 мм |
Степень сжатия | 8,5 |
Мощность | 59-64 л. с. |
Момент вращения коленвала | 89 Нм |
Скорость авто максимум | 143 км/ч |
Расход топлива в среднем на 100 км | 9,2 |
Вес | 114 кг |
Ресурс пробега до капремонта план/факт двигателя ВАЗ 2101 | 125/200+ тыс. км |
Охлаждение – жидкостное в закрытом контуре, принудительное. Смазка – масляный насос и разбрызгивание.
Движок делали под бензин АИ-76, можно заливать АИ-92. Корректировка зажигания позволяет работать агрегату на АИ-95.

На какие модели ставится силовой агрегат ВАЗ 2101
Предназначался двигатель для автомобиля с тем же индексом, но позднее его ставили на иные машины ВАЗ. Полный список авто и годы их выпуска, на которые ставили моторы ВАЗ 2101:
- седан «копейка» – 1970-1988 г.г.;
- то же исполнение кузова: 2103, 21035 – (1972-1984), 2105, 21051 – (1979-1994);
- универсал: 2102 – (1971-1986), 21041 – эта модель авто серийно не выпускалась.

Пик выпуска движков 2101 пришёлся на 1973 год: 375 тыс. единиц. В 1974 г. производство первенца сократилось: появился более мощный (69 л. с.) модифицированный ДВС 21011.
Возможности неисправности двигателя на ВАЗ 2101 и их признаки
Проблемы с мотором не возникают беспричинно, но помимо явных причин существуют и скрытые предпосылки к поломке из-за износа деталей или нарушения правил эксплуатации, обслуживания техники, что зависит от добросовестности исполнения водителем регламентов автозавода. Неисправности проявляются в виде избыточного нагрева, невозможности запуска или снижения мощности двигателя, а также нестабильными оборотами холостого хода, насыщенным дымом из глушителя, стуками в ДВС.

Перегрев
Для недопущения отклонений от рабочего температурного режима мотора на панели приборов авто имеется указатель температуры: когда стрелка находится в красной зоне, автомобиль нужно остановить для выяснения причин. Запоздалый признак перегрева – клубы пара из-под капота, повышенная влажность в салоне машины. Такие сигналы означают:
- поломку термостата, водяной помпы;
- низкий уровень тосола в системе охлаждения;
- засоры в сотах теплообменного радиатора;
- остановку радиаторного вентилятора при обрыве приводного ремня генератора-помпы.

Перегрев двигателя опасен последствиями: как минимум, прогорит прокладка под ГБЦ. Максимальный ущерб – капитальный ремонт заклинившего силового агрегата.
Двигатель не запускается
Для успешного запуска машины нужны обязательные условия: надёжный источник электричества для вращения стартера, своевременная искра на электродах свечей зажигания, топливовоздушная смесь в цилиндрах. Соответственно, при трудностях с пуском движка искать неисправность следует в электрике, карбюраторе, подаче воздуха. В двигателе копейки проверяют такие места:
- катушку, свечи зажигания, трамблёр и провода;
- бензонасос, топливопроводы, фильтр, жиклёры карбюратора;
- воздухофильтр.

Поиск причины лучше начать с осмотра свечей: если обнаруживаются мокрые электроды, это значит, что топливо до камеры сгорания доходит.
Нестабильная работа на холостом ходу
Неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу могут быть вызваны неисправностями в системах питания ДВС топливом и искрообразования. Вероятные причины сбоев в работе бензомотора 2101:
- засор сетчатого фильтра на входе в карбюратор, топливного, воздушного жиклёров, повышенный уровень топлива в поплавковой камере;
- неисправность свечей зажигания, пробой высоковольтных проводов;
- подгорание контактов в трамблёре.

Иногда для стабилизации оборотов достаточно настроить карбюратор с помощью двух регулировочных винтов. Наладка выполняется на прогретом до 90-95ºС движке.
Снижение мощности двигателя
По мере износа деталей силового агрегата в процессе эксплуатации, его тяга естественным образом постепенно падает. Если мотор ещё вчера работал нормально, а сегодня не тянет, речь идёт о неисправности ДВС. Снижение мощности движка ВАЗ 2101 могут вызвать такие причины:
- нарушение регулировок: зазора контактов прерывателя, угла опережения зажигания, качества топливовоздушной смеси;
- разрегулированные клапана в ГРМ;
- засорение топливопровода, фильтров на магистрали и в карбюраторе;
- неисправность бензонасоса.

Падение мощности движка, сопровождающееся выхлопом густого дыма из глушителя – признак повреждения, износа поршневой группы деталей ДВС.
Посторонние шумы в двигателе
Слышимость работы мотора – нормальное явление для ДВС, в котором взаимодействуют множество деталей, происходят процессы преобразования энергии. Когда на фоне равномерного звучания двигателя появляются посторонние шумы, звуки могут указывать на такие неисправности:
- нарушены тепловые зазоры клапанов;
- сбито опережение зажигания: стучат поршневые пальцы;
- поломка успокоителя цепи привода ГРМ – деталь заменяют.

Определить стук подшипников коленчатого вала можно по глухому металлическому звучанию. Частота постукиваний увеличивается с повышением оборотов коленвала.
Густой белый выхлоп
В сухую погоду летом выхлопные газы исправного двигателя невидимы. В дождь или при холоде из глушителя наблюдается лёгкий дымок – следствие примешивания к выхлопу конденсата. Насторожить водителя должен густой белый (до сизого цвета) дым, указывающий на неполадки в работе мотора 2101:
- повреждение прокладки ГБЦ: тосол, моторная смазка попадают в камеру сгорания топлива;
- частичное сгорание бензина по причинам неисправности зажигания, неправильной настройки карбюратора;
- износ маслосъёмных колпачков на стержнях, втулках клапанов.

Густой дым – индикатор изношенности мотора: когда пробег авто приближается к 100 тыс. км, из-за износа поршневых колец расход масла возрастает, продукты сгорания идут в выхлоп.
Ремонт двигателя ВАЗ 2101
Ремонтировать копеечный мотор можно в условиях гаража со смотровой ямой, если у водителя есть навыки слесарных работ, знания устройства ДВС. В зависимости от нахождения в двигателе дефектной детали или узла двигатель демонтируют или выполняют ремонт без снятия мотора. Предлагается к ознакомлению порядок замены вкладышей, поршневых колец, восстановления работоспособности масляного насоса.

Снятие двигателя ВАЗ 2101
Чтобы извлечь движок из моторного отсека, понадобится грузоподъёмный механизм – таль или лебёдка. Автомобиль фиксируют на яме с помощью башмаков, отключают аккумуляторное питание. Порядок снятия силового агрегата:
Если позволяет грузоподъёмность тельфера, снимать мотор можно в сборе с коробкой передач и без демонтажа всего навесного оборудования.
Замена вкладышей
Заменять подшипники скольжения на коленчатом валу можно и без снятия двигателя: алгоритм действий одинаковый. Для начала из мотора сливают отработку, снимают поддон картера. Далее:
После замены следует восстановить нарушенные регулировки.
Замена поршневых колец
Предполагается, что масло из двигателя слито, а поддон картера уже снят. Сам мотор может находиться на слесарном столе или на штатном месте в моторном отсеке авто. Последовательность замены поршневых колец в моторе 2101:
Извлекать поршни из цилиндров следует поочерёдно: детали притёрлись между собой, а вставлять – в том же положении. При одновременном вытаскивании из блока всей поршневой группы стоит замаркировать пары цилиндр-поршень.
Снятие и ремонт маслонасоса
Масляный насос закреплён на картере мотора, находится в поддоне, а забор масла производится маслоприёмником, оснащённым сетчатым фильтром. Чтобы снять маслонасос для ремонта, демонтировать двигатель не нужно. Порядок действий на моторе ВАЗ 2101:
Сетка маслоприёмника должна быть чистой: засор снижает давление масла в гидросистеме.
Регламент обслуживания ВАЗ 2101
Технический уход обеспечивает срок службы мотора в течение нормативного пробега автомобиля, а производится техобслуживание в соответствии с установленным автозаводом регламентом. Периодичность профилактики для ДВС 2101:
- ежегодное или через каждые 10000 км пробега обновление масла (SAE 5W-30(40), маслофильтра, регулировка зазоров клапанного механизма;
- раз в 2 года (20 тыс. км): замена фильтров топливного, воздушного, свечей зажигания;
- через 5 лет (50-60 тысяч) обновляют приводной ремень генератора, тосол.
Ресурс цепного привода ГРМ изготовителем не ограничен, но на практике цепь заменяют после 100 тыс. км пробега авто (при обрыве гнутся клапана).

Варианты тюнинга
Чтобы улучшить мощностные характеристики двигателя ВАЗ 2101, его механизмы и отдельные детали совершенствуют (тюнингуют). Способы модернизации мотора:
- Увеличить рабочий объём. Литраж прирастает за счёт расточки цилиндров, установки коленвала с большей длиной кривошипа.
- Заменить штатные детали облегчёнными. Это могут быть шатуны, поршни, маховик.
- Сделать свап: установить на ВАЗ 2101 мотор 2105 или 2106.

Следует учитывать, что значительное увеличение мощности ДВС приводит к снижению пробега авто до капремонта. Установка турбины делает движок 100-сильным, но снижает его ресурс до 20 тыс. км.
Цена двигателя копейки ВАЗ 2101 б/у
Выпуск копеечных моторов прекращён почти 30 лет назад, поэтому на рынке невозможно встретить ранее не эксплуатировавшиеся движки. Предложения о продаже б/у двигателей ВАЗ 2101 объёмом 1.2 л на начало 2023 года:
- минимальная цена мотора в рабочем состоянии – 6 тыс. руб.;
- ДВС после капремонта без навесного оборудования – 10-13 тысяч;
- машины «копейка» в комплектации исправным силовым агрегатом: 1974 года с пробегом 200 тысяч км – 45 тыс. руб., 1985 г. и 310 т. км – 75 тысяч.

Как видно из объявлений, моторы 40-, 50-летней давности продолжают эксплуатироваться наряду с современными ДВС. Простота конструкции сделала доступным самостоятельное обслуживание двигателя каждым автомобилистом, что также повлияло на долговечность силового агрегата ВАЗ 2101.
С какими неисправностями двигателя 2101 вы сталкивались?
Видео по теме
Ну, двигатель 2101… Честно говоря, это довольно старая и ненадежная конструкция. Я сам имел дело с ВАЗ-2101 несколько лет назад, и у меня было немало проблем с этим двигателем.
Отмечу что его объем всего 1,2 литра делает его довольно слабым и неэффективным по сравнению с современными моторами. Мощность оставляет желать лучшего, и если вам нужно разогнать машину или обгонять другие автомобили, это может быть непростой задачей.
Белый густой дым бывал не раз у меня из-за этого движка. Не раз он побывал в ремонте, однако нужно сказать, что ремонт на него все же действует благоприятно и продлевает срок его службы.