Дизельный двигатель ВАЗ-341 (27 фото): описание, технические характеристики 1.5 литрового мотора Жигули, надежность, ремонтопригодность дизеля

Моторы ВАЗ

Основой для создания АвтоВАЗом в 80-х годах прошлого века дизельного двигателя ВАЗ 341 послужил блок цилиндров 2103, а устанавливались пробные образцы на вазовскую машину 2105 с присвоением индекса 21055. Испытания завершились успешно, но серия не состоялась, а с 1997 г. уже завод Барнаултрансмаш выпускал малолитражные дизели ВАЗ 341 с намерением изготавливать моторы в течение 6 лет. Какими были силовые агрегаты, работавшие на солярке? В чем их плюсы и минусы? И есть ли возможность дальнейшего усовершенствования?

Технические характеристики двигателя ВАЗ 341 (дизель)

Движок рядный, 4-цилиндровый, с продольным размещением в моторном отсеке, устанавливался в паре с 5-ступенчатой коробкой перемены передач (КПП). Блок цилиндров – из чугуна, головка (ГБЦ) – алюминиевая.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 341 (дизель) приведены в таблице.

Показатели Значения
Начало/окончание выпуска 1984/2003 г.г.
Рабочий объём 1,5 дм³
Число клапанов: на цилиндр/всего 2/8
Ø цилиндров/ход поршней 76/80 мм
Степень сжатия горючей смеси 23
Мощность при 4800 об./мин. 53 л. с.
Момент вращения коленвала при частоте 3000 оборотов 96 Нм
Вместимость системы смазки 3,75 л
Расход моторного масла 5W-40 <0,6 л/1000 км
Время разгона авто до 100 км/ч 23 сек
Масса двигателя 130 кг
Ресурс до капремонта, заявленный автозаводом 125-150 тыс. км

Газораспределительный механизм (ГРМ) с верхним распредвалом приводится в действие посредством ремённой передачи от коленчатого вала (позаимствован у дизельной Нивы). Регулятора фаз газораспределения, гидрокомпенсаторов не предусмотрено. Способ подачи дизельного топлива – непосредственный впрыск форсунками в камеры сгорания автодизеля.

Устройство двигателя ВАЗ 341
Устройство двигателя ВАЗ 341

Особенность в том, что топливовоздушная смесь образуется не в зоне поршня, а в предкамерном устройстве с распределением горючего по цилиндрам с помощью ТНВД – топливного насоса высокого давления. Еще одно отличие – двигатель оснащён модулем свечей накаливания для предварительного прогрева воздуха в камерах сгорания, чтобы облегчить запуск ДВС при низких температурах зимой.

На какие модели ставится двигатель ВАЗ 341

Первый собранный на АвтоВАЗе дизельный мотор испытывали на автомобиле 2101 «копейка». Дизельные модели авто Лада с атмосферными (без наддува) двигателями стали обозначать добавлением в индекс цифры «5».

Следующим экспериментальным легковым автомобилем, на который поставили дизель, был седан 21055, но основное использование движка – машина с кузовом универсал 2104, обозначенная индексом 21045.

Дизельный двигатель ВАЗ-341 устанавливали на универсал 21045 и седан 21055
Дизельный двигатель ВАЗ-341 устанавливали на универсал 21045 и седан 21055

Работы по усовершенствованию (тюнингу) конструкции ДВС 341 не прекращались на протяжении всего времени производства, были созданы такие версии мотора:

  1. Рабочим объемом 1,8 л мощностью 67 л. с. под индексом 343.
  2. Турбированные: 1,5-литровый базовый 341-й с тягой 74 силы (у атмосферника – 53 л. с.) и 88-сильный 3431.

Тюнинговые дизели ставили на опытные Нивы: 21315 с удлинённой базой, 21235, которая с бензомотором стала называться Chevrolet Niva. Вазовский универсал 21048 комплектовался безнаддувным мотором ВАЗ 343.

Читайте также: как сделать тюнинг двигателя на Ниву

Дизели могли также устанавливаться на автомобили УАЗ, ГАЗ, Москвич. Использовались ДВС ВАЗ 341 и вне моторного отсека автомашин: на самоходных машинах в коммунальном хозяйстве, минитракторах, в качестве энергоблоков: дизель-генераторов.

Модификации дизеля ВАЗ-341 испольовали для минитрактора, самоходных коммунальных машин и дизель-генераторов
Модификации дизеля ВАЗ-341 использовали для минитракторов, самоходных коммунальных машин и дизель-генераторов

Двигатели УМЗ 341 по цифровому индексу в обозначении схожи с дизелем ВАЗ 341, но являются бензиновыми 8-сильными агрегатами производства Уфимского моторостроительного завода для установки на мотоблок. У двигателя УМЗ 341 единственный цилиндр, масса не превышает 35 кг. В производстве с 1998 г., пользуется спросом и в наши дни.

Преимущества дизельного двигателя ВАЗ 341

Надёжность дизеля – его главное достоинство: тестирование состояния мотора после 125 тыс. км, проведённое в Барнауле в 2000 г., показало отсутствие износа стенок цилиндров, коленвала, поршневой группы деталей.

Важным преимуществом двигателя является его надёжность
Основным преимуществом двигателя является его надёжность

Другие преимущества автодизеля:

  1. Экономичность. Расход дизельного топлива невысок: если потребление бензинового аналога 8 л/100 км, то у ВАЗ 341 – около 6. Отсутствие системы зажигания удешевляет обслуживание: исключаются регулировки опережения, проверки, замены свечей, реже регулируются зазоры в клапанах.
  2. Ресурс дизеля выше, чем у аналогичного бензомотора. Этому способствуют низкие обороты коленвала, прочность комплектующих деталей.
  3. Высокая тяга на низах (малых оборотах), несмотря на малую мощность.
  4. Оснащённость движка системой предпускового прогрева: температура наружного воздуха −26ºС запуску не помеха.
  5. Возможность использования авто с силовой установкой ВАЗ 341 для выполнения широкого круга задач: дачных грузоперевозок, путешествий большими семьями, компаниями для отдыха на природе.
  6. Модернизированные версии дизеля с турбонаддувом по мощности не уступают бензомоторам, а по величине крутящего момента превосходят бензиновых собратьев.
Неоспоримым достоинством ВАЗ 2104 считают высокую тягу мотора даже при мощности в 52 лошадиных силы
Неоспоримым достоинством ВАЗ 341 считают высокую тягу мотора даже при низкой мощности

Надёжный, экономичный и неприхотливый к топливу дизельный мотор и сегодня можно увидеть на дорогах страны под капотом вазовских машин 21045.

Недостатки, поломки и проблемы ДВС ВАЗ 341

В процессе эксплуатации дизеля постоянно проводилась работа по совершенствованию и доработке его конструкции. Исключить недоработки полностью не удалось, остались следующие недостатки:

  1. Температурный режим работы дизеля не всегда выдерживается. Причины перегрева мотора кроются в ненадёжном термостате, слабом подшипниковом узле циркуляционной помпы системы охлаждения.
  2. Вибрации, шумность мотора. Следствие простоты исполнения движка.
  3. Недостаточная мощность агрегата. Проблема устранена в последующих модификациях двигателя.
  4. Сложность ремонта топливного насоса высокого давления ТНВД Bosch распределительного типа: при несоблюдении регламента техобслуживания, пользовании низкокачественным топливом прибор ломается. Нередко случается подклинивание электромагнитного клапана, исправить поломку можно только в автосервисе.
  5. Вероятность загиба клапанов при обрыве или соскакивании со шкива приводного ремня ГРМ. Клапанный механизм останавливается, а поршни по инерции сохраняют движение, встречаются с клапанами, происходит загиб. Ремонт в таком случае по финансам и трудозатратам сопоставим с капремонтом.
  6. Отказ электроподогрева топливного фильтра, предпускового модуля свечей зажигания.
Клапана считаются самым слабым местом модели
Клапана – самое слабое место модели

Существенный недостаток дизельного двигателя – высокая стоимость: автомобиль 21045 с дизелем стоил на 20% дороже авто 2104, укомплектованного бензомотором.

Ремонтопригодность

Проблем с проведением ремонтных работ обычно не возникает, если поломка не касается топливной аппаратуры: детали простого устройства, к ним удобно подступиться, съёмные приспособления несложные. Ремонтопригодность техники оценивается также и по доступности запасных частей для восстановления работоспособности мотора.

Конструкция ВАЗ-341 не предполагает сложности в ремонте (за исключением топливной аппаратуры)
Конструкция ВАЗ-341 не предполагает сложности в ремонте (за исключением топливной аппаратуры)

С этим показателем у мотора ВАЗ 341 не всё благополучно по таким причинам:

  1. Объём производства дизельных легковушек за всё время их производства составил около 6 тыс. единиц, а двигателей – чуть больше. Приобрести запчасти к дизелю можно лишь в Тольятти и Барнауле.
  2. Автосервисы – далеко не каждая автомастерская берётся за восстановительные работы.
  3. Авторазбор. Купить доброкачественную деталь после разборки двигателя проблематично, да и оценить остаточный ресурс запчасти не всегда удаётся.

Если отодвинуть проблему с запасными частями на второй план, то двигатель можно оценить как вполне ремонтопригодный по ряду признаков. Чугунный блок изготавливался в 5 ремонтных размерах, запаса его прочности достаточно для неоднократной расточки цилиндров, а поршни можно подобрать из аналогов.

Чугунный блок цилиндров можно неоднократно растачивать под новые кастомные поршни
Чугунный блок цилиндров можно неоднократно растачивать под новые кастомные поршни

Кроме того, оснащённость механизмов и узлов дизеля регулировочными устройствами позволяла в течение определённого времени обходиться без замены изнашиваемых деталей, подстраивая зазоры под норму. Немалый плюс – простота мотора: электроника отсутствует, бортового компьютера нет, что упрощает диагностику ДВС и проведение ремонтов.

Топливную аппаратуру на вазовские машины с дизелем ставили импортную: форсунки производства компании Бош. Нареканий на их работу не было.

Расход топлива ДВС ВАЗ 341

Дизельные моторы экономичнее бензомоторов в силу отличий в формировании и воспламенении топливовоздушной смеси: в дизеле отсутствует дроссельная заслонка, регулирующая подачу воздуха. За счёт этого сопротивление воздушному потоку минимально.

Степень сжатия в камерах сгорания дизельного движка в 2,5 раза выше, чем у бензиновых ДВС. При этом топливо выгорает полностью, что также способствует меньшему потреблению горючего дизелем против бензомотора.

Главным преимуществом дизельного ВАЗ 2104 является низкий расход топлива
Главным преимуществом дизельного ВАЗ 2104 является низкий расход топлива

Расход топлива силовым агрегатом находится в прямой зависимости от его мощности. Маломощность движка ВАЗ 341 обусловила и низкое потребление топлива, его величина в литрах на 100 км пути составляет:

  • при движении по трассе 5,8 л;
  • в городских условиях – 6,7;
  • среднее значение в смешанном режиме – 6,2 л.

Если мотор не укладывается в паспортный расход солярки, следует принять меры по снижению потребления топлива. Эффективными будут такие действия: замена воздушного фильтра, отдача предпочтения качественному моторному маслу меньшей вязкости, повышение давления в шинах авто на 0,3 атм сверх рекомендуемого. Имеет значение и манера вождения автомобиля водителем: следует избегать резких стартов, торможений, езды на максимальных оборотах двигателя.

Чтобы снизить потребление топлива, следует избегать резких стартов и торможений
Чтобы снизить потребление топлива, следует избегать резких стартов и торможений

Бензомотор 2104i (инжекторный) 1.5-литровый мощностью 68 л. с. расходует бензина по трассе – 6,9 л, в городе – 10, в среднем – 9,2 л/10 км. Разница с расходом машины ВАЗ 21045 (двигатель 341) в том же кузове универсал впечатляет.

Замена масла на дизельном двигателе ВАЗ

Сроки обновления моторной смазки, рекомендованные специалистами автосервиса для дизелей – 6-8 тыс. км пробега авто. Смазочная жидкость используется специальная автомобильная дизельная, лучше производства Лукойл или Роснефть, синтетика. Покупают масло с запасом: 4-5 л, а также масляный фильтр.

Рекомендуемые смазочные жидкости для дизельного двигателя ВАЗ 341
Рекомендуемые смазочные жидкости для дизельного двигателя ВАЗ 341

Чтобы заменить смазку, понадобятся инструменты, ветошь, ёмкость под отработку объёмом 5 л. Порядок действий:

Заезжают машиной на эстакаду или смотровую яму, отключают мотор от аккумулятора 1. Заехать машиной на эстакаду или смотровую яму, зафиксировать авто ручником, подкладками под колёса. Отключить мотор от аккумулятора.
Ставят под поддон ёмкость 2. Дать жидкости в моторе остыть, протереть поддон картера от грязи, подставить под него ёмкость.
Откручивают сверху на заливной горловине движка крышку 3. Открутить сверху на заливной горловине движка крышку. Снизу ослабить и аккуратно, чтобы не обжечься, выкрутить сливную пробку.
Меняют масляный фильтр, заполнив его на 2/3 свежим маслом 4. Заменить масляный фильтр, пока отработка стекает. Перед установкой нового маслофильтра заполнить его на 2/3 свежим маслом.
Заливают новое масло, доливая до средней отметки на маслощупе 5. Установить снизу на поддон сливную пробку на прежнее место. Залить 3-3,2 л нового масла, посмотреть уровень, после чего долить до средней отметки на маслощупе.
Заливную горловину закрывают крышкой 6. Заливную горловину закрыть крышкой.
Делают пробный запуск двигателя, глушат и повторно замеряют уровень

7. Сделать пробный запуск двигателя (лампа давления должна погаснуть в течение 5-7 секунд), через 10 минут заглушить, повторно замерить уровень.

Как видно из набора работ, обслуживание дизельного мотора ВАЗ 341 мало чем отличается от обращения с вазовскими бензомоторами серии «классика». Дальнейшего развития в АвтоВАЗе дизели не получили: их выпуск прекращён в 2003 году.

Какие интересные факты о двигателе ВАЗ 341 вы знаете?

Видео по теме

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Олег

    Двигатель вполне себе неплохой, но следить за его состоянием со временем – это прямо обязанность, иначе будет много неприятных сюрпризов вплоть до полноценной замены двигателя.

    Ответить
  2. Юрий

    Сейчас такой движок больше проблемный, потому что найти к нему запчасти сложно, а то и вовсе невозможно. Поэтому от него понемногу начинают избавляться, машины сами уже не фонтан.

    Ответить