На автомобили высокой проходимости Ульяновского автозавода УАЗ 417-й двигатель УМЗ моторного завода, расположенного в том же городе, стали ставить в 1989 году: именно для этой цели мотор и был создан. Ранее полноприводные УАЗики 452, 469 комплектовались силовым агрегатом УМЗ 414. Карбюраторный бензомотор 417-й серии неоднократно модернизировался, обладает достаточно высокой мощностью для преодоления бездорожья, прост в обслуживании, ремонте, выпускается уже более 30 лет.
- Двигатель УАЗ 417: общие сведения об аналоге ЗМЗ 402
- На какие автомобили устанавливался
- Технические характеристики двигателя УМЗ 417 карбюратор на УАЗ, порядок работы цилиндров мотора, сколько лошадей
- Особенности конструкции
- Чем отличается от предшественников
- Перечень основных модификаций ДВС УАЗ 417
- Сильные и слабые стороны
- Что является причиной быстрого износа двигателя УАЗ 417
- Техническое обслуживание двигателей УАЗ 417
- Возможности тюнинга двигателя УАЗ 417
Двигатель УАЗ 417: общие сведения об аналоге ЗМЗ 402
Базировался данный мотор на узлах и деталях движка УМЗ 414, но прототипом его стал бензомотор ЗМЗ 402, выпускавшийся Заволжским моторным заводом (Нижегородская область). В двигателе 417 конструкторы УМЗ использовали до 90% деталей 414-го движка, применили особенности 402-го ДВС, добавили новые решения в устройство силовой установки.

От прежних конструкций в бензомотор перешли следующие узлы, системы, планировки:
- нижнее расположение распределительного вала в механизме газораспределения;
- компоновка 4-х цилиндров остова движка в линию, размещение ДВС под капотом по оси движения автомобиля;
- блок цилиндров, отлитый из алюминия, с последующей смоляной пропиткой оставшихся в изделии микропор, микротрещин;
- использование сальниковой набивки для герметизации коленчатого вала (с 1996 г. в качестве уплотнителей стали применять сальники).
Подача топлива в камеры сгорания – карбюратором, смазка мотора – комбинированная: под напором насосом и разбрызгиванием. Охлаждение – жидкостное (антифриз), принудительное от помпы, в закрытых большом и малом контурах.

Штатный для УМЗ 417 воздушный фильтр – со сменным сухим фильтровальным элементом из бумаги, доставшийся в наследство от 414 движка. Для очистки воздуха от пыли применяют также и инерционно-масляный фильтр.
На какие автомобили устанавливался
Основное предназначение 417-го мотора – комплектация силовой установкой вездеходной техники, выпускаемой Ульяновским автозаводом, что и обусловило применяемость мотора именно в УАЗиках. Время создания бензомотора пришлось на момент переименования отечественного джипа УАЗ 469 в ДВС с индексом 3151, а цельнометаллического фургона 452 серии – в 3741.
Вот лишь неполный список УАЗовских автомобилей, на которые ставили двигатель УМЗ 417:
Устанавливался 417-й мотор и на автомобили Волга, ГАЗель Горьковского автозавода.
Технические характеристики двигателя УМЗ 417 карбюратор на УАЗ, порядок работы цилиндров мотора, сколько лошадей
Бензомотор 4-тактный, остов и его головка сделаны из алюминиевого сплава. Технические характеристики двигателя УМЗ 417 на УАЗ характеристики сведены в таблицу.
Показатели | Значения |
Рабочий объем | 2.45 дм³ |
Экологический класс | Евро 1 |
Число клапанов: на 1 цилиндр/всего | 2/8 |
Диаметр/длина хода поршней | 92/92 мм |
Степень сжатия топливовоздушной смеси | 7 |
Мощность (сколько лошадиных сил) при 4 тыс. об./мин. | 92 л. с. |
Момент вращения коленвала при частоте 2200 оборотов | 172 Нм |
Потребляемый бензин | А-76 |
Расход: | |
топлива на 100 км по трассе/в городе/ средний | 8,4/14,5/10,6 л |
масла SAE 5W-30(40), 10W,15W, 20W-30(40) на угар | <100 г на 1000 км пути |
Вместимость: | |
системы смазки | 5,8 л |
гидросистемы охлаждения | 10,7 л |
Вес движка | 166 кг |
Эксплуатационный ресурс до капремонта: заявлен/факт | 150/250 тыс. км |
Система питания топливом – карбюраторная. Искрообразование – катушка зажигания, контактный трамблёр. Впускной коллектор двигателя изготовлен из дюралюминия, выпускной – отлит из чугуна.
В автомагазинах можно купить комплект БСЗ – бесконтактной системы зажигания для УМЗ 417, куда входят: трамблёр без контактов, коммутатор и катушка от ВАЗ 2108, а также жгут проводов. Цена набора доступная, преимущества бесконтактного искрообразования очевидны: лёгкий запуск движка зимой, небольшая экономия топлива, из обслуживания выпадает необходимость регулировки зазоров между контактами.

Особенности конструкции
Для внушительного объёма в 2.45 л УМЗ 417 имеет совсем небольшой вес в 166 кг благодаря использованию в двигателе массивных деталей из алюминиевых сплавов: блок цилиндров, ГБЦ, поршни. Другие особенности конструкции:
- карбюратор устанавливается двухкамерный марок К-126ГУ или К-151В;
- применение полнопоточного фильтра в системе смазки: очищается всё подаваемое в мотор масло;
- квадратный тип ДВС: равенство диаметра цилиндра и хода поршня, что позволяет движку стабильно хорошо сохранять тягу во всех диапазонах оборотов коленчатого вала;
- капитальный ремонт не требует применения сложных приспособлений, может производиться в гаражных условиях самим водителем;
- распределительный вал из чугуна, оригинальный профиль кулачков;
- ГБЦ с увеличенным до Ø47 (против Ø44) мм диаметром впускных клапанов, окна в головке для подключения коллектора впуска – круглые;
- надёжный привод ГРМ от коленвала через пару косозубых шестрён.
Гидротолкателей клапанов в конструкции УМЗ 417 нет, но требования к качеству используемого для заливки в движок моторного масла изготовитель ставит на высокий уровень. Улучшенными характеристиками должен обладать и применяемый для охлаждения ДВС антифриз из-за малого оребрения блока цилиндров.
Чем отличается от предшественников
Основное достоинство – увеличенная степень сжатия с 6,7 у 414-й модели до 7,0: мощность нового ДВС выросла с 80 до 92 л. с. Другие изменения конструкции мотора УМЗ 417 с техническими характеристиками относительно базовых моделей для его создания сведены в таблицу.
Состояние узла в ЗМЗ 402 | Было в УМЗ 414 | Стало в УМЗ 417 |
Выпускные клапаны Ø36 мм | Ø39 | |
Гильзы блока цилиндров посажены на медные кольца | Резиновые прокладки | |
Водяная помпа смонтирована на ГБЦ | Стоит на самом блоке цилиндров | |
Масляный фильтр в форме стакана | Маслофильтр от ВАЗ 2101, что более удобно в замене | |
1-камерный карбюратор в системе питания: К-129В, К-131, К-131А | Топливный прибор с двумя камерами | |
Габариты маховика невелики | Увеличены размеры по длине и в диаметре | |
Распредвал 414 – стальной | Распределительный вал – из чугуна | |
Рёбра жёсткости на остове двигателя | На первых моделях отсутствовали, позже стали отливать по 4 выступа | |
Схема системы охлаждения прямая: вход – в блок цилиндров, выход – из ГБЦ | Обратная гидросхема: подача и отток тосола через головку блока | |
Пара выпускных коллекторов: 1-4 и 2-3 | Выпуск оформлен по схеме сведения 4-х труб в одну |
Изменения коснулись и навесного оборудования: стоявший на 414 модели стартер СТ-230Б не вписался в установочные габариты 417-го движка, был заменён электростартером 42.3708.
Перечень основных модификаций ДВС УАЗ 417
Каждая новая модель бензомотора создавалась под определённые задачи, достигаемые заводским усовершенствованием (тюнингом) ДВС. Рабочий объём силовых установок неизменный – 2.45 л, но специфика разная. Краткие характеристики двигателей 417 основных модификаций:
На базе 417-го движка был создан инжекторный (с форсунками) двигатель УМЗ 420, пробные партии которого устанавливали на УАЗы 31156, 3160.
Сильные и слабые стороны
О высокой надёжности бензомотора, доступности самостоятельного ремонта неисправностей узлов, деталей, систем и механизмов движка свидетельствуют отзывы владельцев машин с 417-м ДВС и его богатая история.
В подтверждение хорошей репутации двигателя можно назвать сильные стороны мотора:
- достаточная для внедорожника мощность, уверенная тяга на малых оборотах коленвала;
- механизмы сохраняют работоспособность после кратковременного перегрева;
- заявленный заводом ресурс пробега до капиталки при правильной эксплуатации авто превышается почти вдвое;
- двигатель хорошо справляется с невысокого качества бензином, не требует более дорогого высокооктанового топлива.

Минусы: к перегревам мотора приводят неудачная схема охлаждения (вход и выход через ГБЦ) и ненадёжность выполненной из полимеров крыльчатки водяного насоса. Компоновка выхлопных труб выпускного коллектора по схеме 4-1 не способствует эффективной тяге двигателя на средних и высоких оборотах. Низкое качество отливки блока цилиндров, иных деталей и уплотнителей – повод для протечек антифриза, масла, что обязывает водителя уделять особенное внимание протяжке всех соединений систем смазки и охлаждения.
Из недостатков мотора 417 отмечаются также сложность настройки 2-х камерного карбюратора, отсутствие гидрокомпенсаторов в клапанном механизме: в каждом ТО есть процедура регулировки тепловых зазоров клапанов.

Что является причиной быстрого износа двигателя УАЗ 417
К поломкам мотора УМЗ 417-й серии могут привести использование некачественного моторного масла, пренебрежение сроками сервисного техобслуживания, продолжение поездок на авто, когда двигатель «барахлит». С первыми двумя бедами справляются самостоятельно, а в третьем случае может потребоваться квалифицированная помощь специалистов.
Чтобы не допускать быстрого износа двигателя по причине несвоевременного реагирования на появление неполадок в работе двигателя, производят следующие виды ремонтов:
- Неотложный. Устраняются выявленные во время поездки нарушения в работе мотора. Даёт возможность водителю своим ходом добраться до ближайшего ремонтного пункта.
- Текущий или частичный. Предварительно движок проверяют на специальных стендах с целью выявления наиболее изношенных узлов, деталей для их ремонта или замены новыми запчастями.
- Капитальный. Выполняется поэтапно: определяется причина поломки, демонтируется и разбирается двигатель, каждая деталь промывается, осматривается, при необходимости – заменяется. После сборки мотор настраивают.
Регулярная диагностика состояния механизмов, систем и деталей двигателя, своевременное устранение выявленных неполадок, сводят до минимального риск преждевременного износа любой силовой установки.

Техническое обслуживание двигателей УАЗ 417
Чтобы бензомотор не подвёл водителя в дороге, его следует осматривать перед каждым выездом из гаража: проверить уровень заправочных жидкостей в системах охлаждения и смазки, убедиться в отсутствии протечек. В уход за двигателем входят и профилактические работы по протяжке креплений, болтовых соединений, замене расходных материалов в соответствии с рекомендациями завода. Периодичность ТО для двигателя УМЗ 417 установлена по пробегу: через 3-5 тыс. км замена масла после обкатки нового авто, а далее – с интервалом 15 тысяч.

На практике смазочный материал заменяют чаще. Основные операции техобслуживания:
- 10-15 тыс. км – обновление моторной смазки и масляного фильтра, для замены берут 5-литровую канистру полусинтетики;
- 30 тысяч – обновление воздухофильтра, свечей зажигания, регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме, ревизия каналов проветривания масляного картера;
- 45 тыс. км – замена антифриза в системе охлаждения, очистка топливного фильтра грубой очистки;
- 75 тысяч – обновление тонкого фильтрующего элемента топлива.
При каждом втором ТО на двигателе УМЗ 417 проверяют состояние карбюратора с его переборкой: промывают детали, продувают жиклёры, подтягивают крепёж к фланцу впускного коллектора.

Возможности тюнинга двигателя УАЗ 417
Частично направления усовершенствования базовой модели УМЗ 417.10 реализованы в 98-сильных модификациях мотора 4175.10 и 4178.10-52: увеличены степень сжатия смеси с 7 до 8.2 и диаметр выпускных сёдел с 36 до 39 мм.
Тюнинговать карбюраторный движок в инжектрорный с целью его турбирования смысла не имеет: алюминиевый блок цилиндров может не выдержать повышенных нагрузок. Тюнинг же 417 мотора в ДВС с форсунками обойдётся дешевле, если воспользоваться методом свапа: поставить серийный 421-й бензомотор.

Другие возможности совершенствования характеристик двигателя есть, но их немного. На практике применяют такие способы тюнинга УМЗ 417:
- балансировка работы цилиндро-поршневой группы деталей, коленчатого вала и маховика – уменьшатся шумность и вибрации двигателя;
- замена родного распредвала 417 мотора узкофазным валом ОКБ, чтобы ещё больше увеличить крутящий момент на малых оборотах;
- шлифовка камер сгорания, каналов ГБЦ, облегчение поршней, установка выхлопа Ø51 мм – весь комплекс работ позволит мотору превысить отметку в 100 л. с.
Двигатель 417 УМЗ успешно прошёл испытание временем: он и сегодня устанавливается на вездеходных автобусах, полноприводных грузовиках, легковых внедорожниках Ульяновского и Горьковского автозаводов. Причём высокие показатели надёжности, ремонтопригодности бензомотора особенно ценны при эксплуатации авто в условиях бездорожья.
Какие слабые места двигателя УАЗ 417 вы бы назвали?
У меня он на патриоте стоит, я доволен в принципе, неприхотливый и не прожорливый ( около 9 литров на 100 км в среднем), легкий в обслуживании и в каждом сервисе знают что это за двигатель.
Этот движок до сих пор популярен и в рабочем состоянии. Он много чем превосходит современные. Да и тюнинговать его тоже можно, если на то пошло. В облуживании неприхотливый и простой.