Двигатель УАЗ 417 (32 фото): описание мотора УМЗ, технические характеристики аналога ЗМЗ, сколько лошадей на ДВС карбюратор, отзывы

Моторы УМЗ

На автомобили высокой проходимости Ульяновского автозавода УАЗ 417-й двигатель УМЗ моторного завода, расположенного в том же городе, стали ставить в 1989 году: именно для этой цели мотор и был создан. Ранее полноприводные УАЗики 452, 469 комплектовались силовым агрегатом УМЗ 414. Карбюраторный бензомотор 417-й серии неоднократно модернизировался, обладает достаточно высокой мощностью для преодоления бездорожья, прост в обслуживании, ремонте, выпускается уже более 30 лет.

Двигатель УАЗ 417: общие сведения об аналоге ЗМЗ 402

Базировался данный мотор на узлах и деталях движка УМЗ 414, но прототипом его стал бензомотор ЗМЗ 402, выпускавшийся Заволжским моторным заводом (Нижегородская область). В двигателе 417 конструкторы УМЗ использовали до 90% деталей 414-го движка, применили особенности 402-го ДВС, добавили новые решения в устройство силовой установки.

ЗМЗ 402 послужил образцом для мотора УМЗ 417
ЗМЗ 402 послужил образцом для мотора УМЗ 417

От прежних конструкций в бензомотор перешли следующие узлы, системы, планировки:

  • нижнее расположение распределительного вала в механизме газораспределения;
  • компоновка 4-х цилиндров остова движка в линию, размещение ДВС под капотом по оси движения автомобиля;
  • блок цилиндров, отлитый из алюминия, с последующей смоляной пропиткой оставшихся в изделии микропор, микротрещин;
  • использование сальниковой набивки для герметизации коленчатого вала (с 1996 г. в качестве уплотнителей стали применять сальники).

Подача топлива в камеры сгорания – карбюратором, смазка мотора – комбинированная: под напором насосом и разбрызгиванием. Охлаждение – жидкостное (антифриз), принудительное от помпы, в закрытых большом и малом контурах.

Схема системы охлаждения двигателя
Схема системы охлаждения двигателя УМЗ 417

Штатный для УМЗ 417 воздушный фильтр – со сменным сухим фильтровальным элементом из бумаги, доставшийся в наследство от 414 движка. Для очистки воздуха от пыли применяют также и инерционно-масляный фильтр.

На какие автомобили устанавливался

Основное предназначение 417-го мотора – комплектация силовой установкой вездеходной техники, выпускаемой Ульяновским автозаводом, что и обусловило применяемость мотора именно в УАЗиках. Время создания бензомотора пришлось на момент переименования отечественного джипа УАЗ 469 в ДВС с индексом 3151, а цельнометаллического фургона 452 серии – в 3741.

Вот лишь неполный список УАЗовских автомобилей, на которые ставили двигатель УМЗ 417:

Внедорожники серии 3151 Внедорожники серии 3151, включая УАЗы Хантер и Патриот.
Полноприводные грузовики 3303 Полноприводные грузовики 3303.
Фургоны с индексом 3741 Фургоны с металлическим кузовом и колёсной формулой 4х4 – индекс 3741.
Маршрутки УАЗ 2206 на 8 или 11 пассажирских мест Микроавтобусы, маршрутки УАЗ 2206 на 8 или 11 пассажирских мест.
Машины аварийно-спасательных служб Машины аварийно-спасательных служб: санитарная, реанимационная и др.
Грузовики сельхозназначения Фермер Грузовики сельхозназначения Фермер: 3909, 39094.
Бронированные машины для инкассации на базе УАЗ Бронированные машины для инкассации на базе УАЗ 3741 – DISA 1912 Заслон.

Устанавливался 417-й мотор и на автомобили Волга, ГАЗель Горьковского автозавода.

Технические характеристики двигателя УМЗ 417 карбюратор на УАЗ, порядок работы цилиндров мотора, сколько лошадей

Бензомотор 4-тактный, остов и его головка сделаны из алюминиевого сплава. Технические характеристики двигателя УМЗ 417 на УАЗ характеристики сведены в таблицу.

Показатели Значения
Рабочий объем 2.45 дм³
Экологический класс Евро 1
Число клапанов: на 1 цилиндр/всего 2/8
Диаметр/длина хода поршней 92/92 мм
Степень сжатия топливовоздушной смеси 7
Мощность (сколько лошадиных сил) при 4 тыс. об./мин. 92 л. с.
Момент вращения коленвала при частоте 2200 оборотов 172 Нм
Потребляемый бензин А-76
Расход:
топлива на 100 км по трассе/в городе/ средний 8,4/14,5/10,6 л
масла SAE 5W-30(40), 10W,15W, 20W-30(40) на угар <100 г на 1000 км пути
Вместимость:
системы смазки 5,8 л
гидросистемы охлаждения 10,7 л
Вес движка 166 кг
Эксплуатационный ресурс до капремонта: заявлен/факт 150/250 тыс. км

Система питания топливом – карбюраторная. Искрообразование – катушка зажигания, контактный трамблёр. Впускной коллектор двигателя изготовлен из дюралюминия, выпускной – отлит из чугуна.

В автомагазинах можно купить комплект БСЗ – бесконтактной системы зажигания для УМЗ 417, куда входят: трамблёр без контактов, коммутатор и катушка от ВАЗ 2108, а также жгут проводов. Цена набора доступная, преимущества бесконтактного искрообразования очевидны: лёгкий запуск движка зимой, небольшая экономия топлива, из обслуживания выпадает необходимость регулировки зазоров между контактами.

Функциональность бесконтактной системы зажигания не зависит от размыкания контактов
Функциональность бесконтактной системы зажигания не зависит от размыкания контактов

Особенности конструкции

Для внушительного объёма в 2.45 л УМЗ 417 имеет совсем небольшой вес в 166 кг благодаря использованию в двигателе массивных деталей из алюминиевых сплавов: блок цилиндров, ГБЦ, поршни. Другие особенности конструкции:

  • карбюратор устанавливается двухкамерный марок К-126ГУ или К-151В;
  • применение полнопоточного фильтра в системе смазки: очищается всё подаваемое в мотор масло;
  • квадратный тип ДВС: равенство диаметра цилиндра и хода поршня, что позволяет движку стабильно хорошо сохранять тягу во всех диапазонах оборотов коленчатого вала;
  • капитальный ремонт не требует применения сложных приспособлений, может производиться в гаражных условиях самим водителем;
  • распределительный вал из чугуна, оригинальный профиль кулачков;
  • ГБЦ с увеличенным до Ø47 (против Ø44) мм диаметром впускных клапанов, окна в головке для подключения коллектора впуска – круглые;
  • надёжный привод ГРМ от коленвала через пару косозубых шестрён.

Устройство двигателя УАЗ 417
Устройство двигателя УАЗ 417

Схема двигателя УАЗ 417 (вид слева)
Схема двигателя УАЗ 417 (вид слева)

Гидротолкателей клапанов в конструкции УМЗ 417 нет, но требования к качеству используемого для заливки в движок моторного масла изготовитель ставит на высокий уровень. Улучшенными характеристиками должен обладать и применяемый для охлаждения ДВС антифриз из-за малого оребрения блока цилиндров.

Чем отличается от предшественников

Основное достоинство – увеличенная степень сжатия с 6,7 у 414-й модели до 7,0: мощность нового ДВС выросла с 80 до 92 л. с. Другие изменения конструкции мотора УМЗ 417 с техническими характеристиками относительно базовых моделей для его создания сведены в таблицу.

Состояние узла в ЗМЗ 402 Было в УМЗ 414 Стало в УМЗ 417
Выпускные клапаны Ø36 мм Ø39
Гильзы блока цилиндров посажены на медные кольца Резиновые прокладки
Водяная помпа смонтирована на ГБЦ Стоит на самом блоке цилиндров
Масляный фильтр в форме стакана Маслофильтр от ВАЗ 2101, что более удобно в замене
1-камерный карбюратор в системе питания: К-129В, К-131, К-131А Топливный прибор с двумя камерами
Габариты маховика невелики Увеличены размеры по длине и в диаметре
Распредвал 414 – стальной Распределительный вал – из чугуна
Рёбра жёсткости на остове двигателя На первых моделях отсутствовали, позже стали отливать по 4 выступа
Схема системы охлаждения прямая: вход – в блок цилиндров, выход – из ГБЦ Обратная гидросхема: подача и отток тосола через головку блока
Пара выпускных коллекторов: 1-4 и 2-3 Выпуск оформлен по схеме сведения 4-х труб в одну

Изменения коснулись и навесного оборудования: стоявший на 414 модели стартер СТ-230Б не вписался в установочные габариты 417-го движка, был заменён электростартером 42.3708.

Перечень основных модификаций ДВС УАЗ 417

Каждая новая модель бензомотора создавалась под определённые задачи, достигаемые заводским усовершенствованием (тюнингом) ДВС. Рабочий объём силовых установок неизменный – 2.45 л, но специфика разная. Краткие характеристики двигателей 417 основных модификаций:

Двигатель УАЗ 417.10 – базовый 417.10 – базовая
Двигатель 4175.10 4175.10 – 98-сильная модель за счёт увеличения степени сжатия топливовоздушной смеси до 8.2, работает на бензине АИ-92, адаптирован мотор под сцепление авто ГАЗель, соответствует Евро 3.
Двигатель 4178.10 92-сильный 4178.10, цифры далее: 03 – предусмотрен гидроусилитель руля, 01 – рычажное (254 мм) сцепление.
Двигатель 4178.10.10 4178.10.10 – в конструкции применена ГБЦ от УМЗ 421, вместо набивки в уплотнении коленвала применён сальник, мощность движка 92 л. с.
Двигатель 4178.10-52 4178.10-52 – 98-сильная модель с диафрагменным (240 мм) сцеплением, эконорма – Евро 1.
Двигатель УАЗ 4179.10 4179.10 – 92 л. с., с пусковым подогревателем, экранированными бронепроводами, рычажным (4179.10-01) или диафрагменным (4179.10-05, 4179.10.-25) сцеплением, используется на спецмашинах Минобороны.

На базе 417-го движка был создан инжекторный (с форсунками) двигатель УМЗ 420, пробные партии которого устанавливали на УАЗы 31156, 3160.

Сильные и слабые стороны

О высокой надёжности бензомотора, доступности самостоятельного ремонта неисправностей узлов, деталей, систем и механизмов движка свидетельствуют отзывы владельцев машин с 417-м ДВС и его богатая история.

В подтверждение хорошей репутации двигателя можно назвать сильные стороны мотора:

  • достаточная для внедорожника мощность, уверенная тяга на малых оборотах коленвала;
  • механизмы сохраняют работоспособность после кратковременного перегрева;
  • заявленный заводом ресурс пробега до капиталки при правильной эксплуатации авто превышается почти вдвое;
  • двигатель хорошо справляется с невысокого качества бензином, не требует более дорогого высокооктанового топлива.
К преимуществам двигателя относттся возможность использования топлива с низким октановым числом
К преимуществам двигателя относится возможность использования топлива с низким октановым числом

Минусы: к перегревам мотора приводят неудачная схема охлаждения (вход и выход через ГБЦ) и ненадёжность выполненной из полимеров крыльчатки водяного насоса. Компоновка выхлопных труб выпускного коллектора по схеме 4-1 не способствует эффективной тяге двигателя на средних и высоких оборотах. Низкое качество отливки блока цилиндров, иных деталей и уплотнителей – повод для протечек антифриза, масла, что обязывает водителя уделять особенное внимание протяжке всех соединений систем смазки и охлаждения.

Из недостатков мотора 417 отмечаются также сложность настройки 2-х камерного карбюратора, отсутствие гидрокомпенсаторов в клапанном механизме: в каждом ТО есть процедура регулировки тепловых зазоров клапанов.

Из-за низкого качества уплотнителей часто возникают протечки масла и анифриза
Из-за низкого качества уплотнителей часто возникают протечки масла и анифриза

Что является причиной быстрого износа двигателя УАЗ 417

К поломкам мотора УМЗ 417-й серии могут привести использование некачественного моторного масла, пренебрежение сроками сервисного техобслуживания, продолжение поездок на авто, когда двигатель «барахлит». С первыми двумя бедами справляются самостоятельно, а в третьем случае может потребоваться квалифицированная помощь специалистов.

Чтобы не допускать быстрого износа двигателя по причине несвоевременного реагирования на появление неполадок в работе двигателя, производят следующие виды ремонтов:

  1. Неотложный. Устраняются выявленные во время поездки нарушения в работе мотора. Даёт возможность водителю своим ходом добраться до ближайшего ремонтного пункта.
  2. Текущий или частичный. Предварительно движок проверяют на специальных стендах с целью выявления наиболее изношенных узлов, деталей для их ремонта или замены новыми запчастями.
  3. Капитальный. Выполняется поэтапно: определяется причина поломки, демонтируется и разбирается двигатель, каждая деталь промывается, осматривается, при необходимости – заменяется. После сборки мотор настраивают.

Регулярная диагностика состояния механизмов, систем и деталей двигателя, своевременное устранение выявленных неполадок, сводят до минимального риск преждевременного износа любой силовой установки.

Регулярное ТО позволит своевременно обнаружить и устранить различные неполадки в системах транспортного средства
Регулярное ТО позволит своевременно обнаружить и устранить различные неполадки в системах транспортного средства

Техническое обслуживание двигателей УАЗ 417

Чтобы бензомотор не подвёл водителя в дороге, его следует осматривать перед каждым выездом из гаража: проверить уровень заправочных жидкостей в системах охлаждения и смазки, убедиться в отсутствии протечек. В уход за двигателем входят и профилактические работы по протяжке креплений, болтовых соединений, замене расходных материалов в соответствии с рекомендациями завода. Периодичность ТО для двигателя УМЗ 417 установлена по пробегу: через 3-5 тыс. км замена масла после обкатки нового авто, а далее – с интервалом 15 тысяч.

Замену масла рекомендуется проводить через каждые 15 тыс. км пробега
Замену масла рекомендуется проводить через каждые 15 тыс. км пробега

На практике смазочный материал заменяют чаще. Основные операции техобслуживания:

  • 10-15 тыс. км – обновление моторной смазки и масляного фильтра, для замены берут 5-литровую канистру полусинтетики;
  • 30 тысяч – обновление воздухофильтра, свечей зажигания, регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме, ревизия каналов проветривания масляного картера;
  • 45 тыс. км – замена антифриза в системе охлаждения, очистка топливного фильтра грубой очистки;
  • 75 тысяч – обновление тонкого фильтрующего элемента топлива.

При каждом втором ТО на двигателе УМЗ 417 проверяют состояние карбюратора с его переборкой: промывают детали, продувают жиклёры, подтягивают крепёж к фланцу впускного коллектора.

Основные операции технического обслуживания карбюратора
Основные операции технического обслуживания карбюратора

Возможности тюнинга двигателя УАЗ 417

Частично направления усовершенствования базовой модели УМЗ 417.10 реализованы в 98-сильных модификациях мотора 4175.10 и 4178.10-52: увеличены степень сжатия смеси с 7 до 8.2 и диаметр выпускных сёдел с 36 до 39 мм.

Тюнинговать карбюраторный движок в инжектрорный с целью его турбирования смысла не имеет: алюминиевый блок цилиндров может не выдержать повышенных нагрузок. Тюнинг же 417 мотора в ДВС с форсунками обойдётся дешевле, если воспользоваться методом свапа: поставить серийный 421-й бензомотор.

Когда возможности родного мотора исчерпаны, дешевле ставить инжекторный УМЗ-421 методом свапа
Когда возможности родного мотора исчерпаны, дешевле ставить инжекторный УМЗ-421 методом свапа

Другие возможности совершенствования характеристик двигателя есть, но их немного. На практике применяют такие способы тюнинга УМЗ 417:

  • балансировка работы цилиндро-поршневой группы деталей, коленчатого вала и маховика – уменьшатся шумность и вибрации двигателя;
  • замена родного распредвала 417 мотора узкофазным валом ОКБ, чтобы ещё больше увеличить крутящий момент на малых оборотах;
  • шлифовка камер сгорания, каналов ГБЦ, облегчение поршней, установка выхлопа Ø51 мм – весь комплекс работ позволит мотору превысить отметку в 100 л. с.

Двигатель 417 УМЗ успешно прошёл испытание временем: он и сегодня устанавливается на вездеходных автобусах, полноприводных грузовиках, легковых внедорожниках Ульяновского и Горьковского автозаводов. Причём высокие показатели надёжности, ремонтопригодности бензомотора особенно ценны при эксплуатации авто в условиях бездорожья.

Какие слабые места двигателя УАЗ 417 вы бы назвали?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Иван

    У меня он на патриоте стоит, я доволен в принципе, неприхотливый и не прожорливый ( около 9 литров на 100 км в среднем), легкий в обслуживании и в каждом сервисе знают что это за двигатель.

    Ответить
  2. Вадим

    Этот движок до сих пор популярен и в рабочем состоянии. Он много чем превосходит современные. Да и тюнинговать его тоже можно, если на то пошло. В облуживании неприхотливый и простой.

    Ответить